Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Личностный адаптационный потенциал
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

4.1. Личность и адаптация

Личность и адаптация многими авторами рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Так, например, Б.С. Братусь рассматривал личность как психологическое орудие формирования и самосовершенствования человека. Исходя из этого, личность также выступает в роли психологического средства, обеспечивающего в том числе адаптационные процессы. Сходной точки зрения, а именно, что личность и её структуры во многом обеспечивают адаптацию, придерживался и В.А. Богданов.
Вообще многими авторами рассматривается проблема становления личности через преодоление препятствий. И в свете этого становится очевидна взаимосвязь личности и адаптации. С одной стороны, человек, адаптируясь, преодолевая препятствия, как бы воспитывает себя, свою личность. С другой стороны, по всей видимости, определенные личностные качества могут помогать в преодолении этих препятствий.

В начале XX в. В. Франкл предложил свою теорию и метод психотерапии, который был назван логотерапией. Эта теория состоит из трех частей — учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Автор считал, что стремление к осознанию смысла жизни является ведущей силой для развития личности. Причем смысл жизни не может быть одинаков для всех, для каждого человека он индивидуален. Как раз наличие у человека смысла жизни, согласно этой концепции, помогает человеку преодолевать трудности. Метод логотерапии направлен на поиск смысла жизни, который помогает человеку жить. Изыскания В. Франкла во многом были доказаны во время Второй мировой войны, автор оказался в концлагере, где выжил сам и помог выжить другим именно благодаря найденному смыслу жизни. Именно в концлагере произошло окончание формирования теории Виктора Франкла.

4.2. Личностный адаптационный потенциал

Понятие «личностный адаптационный потенциал» было введено А. Г. Маклаковым в 1992 г.
А.Г. Маклаков в функциональном состоянии организма выделял две составляющие: субъективную и объективную. Причем субъективная, личностная является ведущей. По мнению автора, адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности и можно говорить о личностном адаптационном потенциале как о самостоятельном факторе успешной деятельности в различных условиях, то есть, возвращаясь к мнению
Ю.А. Александровского, самостоятельную подсистему, влияющую на способность адаптироваться к среде.
Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.
А. Г. Маклаков предложил методику, позволяющую выявить уровень развития личностного адаптационного потенциала, многоуровне- вость методики может помочь понять и структуру самого явления (рис. 6).

Контрольные вопросы

1. В чем заключается взаимосвязь личности и адаптации?
2. Расскажите о классификации индивидов в зависимости от протекания у них адаптивных процессов.
3. Расскажите о роли агрессии в адаптации.
4. В чем заключается роль активности в адаптации?
5. В чем заключается роль ценностно-мотивационной сферы в адаптации человека?
6. Что такое личностный адаптационный потенциал?
7. Раскройте структуру личностного адаптационного потенциала.

Рекомендуемая литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. — Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.
3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — №1. — С. 16-24.
4. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. — СПб.: Изд- во РГПУ им. Герцена, 2001.
5. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 56-65.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. — 112 с.

Психология адаптации личности

Личностный адаптационный потенциал студента и его сущность. Поведенческая регуляция человека и его взаимодействие с общественной средой. Содержательно-смысловые аспекты между эмоциональным фоном, настроением и самосознанием личностного поведения.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.01.2014
Размер файла 19,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Личностный адаптационный потенциал и его сущность

2. Результаты исследования

3. Моральная адаптация личности

Проблема подготовки профессионалов является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной. Современное студенчество готовится к высококвалифицированной деятельности посредством получения высшего образования. Одна из важных задач вуза на современном этапе — повышение эффективности учебной деятельности. Качество подготовки выпускника вуза закладывается на всех этапах его обучения, начиная от входа в систему «студент-вуз», заканчивая выходом из нее. В этой связи для обеспечения качества подготовки выпускника необходимо системное психологическое обеспечение его учебной деятельности на всех этапах профессионализации в рамках высшего учебного заведения. Большую роль при этом играет этап адаптации студента к вузу. Начало обучения в вузе — одно из самых значимых событий в жизни молодого человека.

Перестраивается структура жизненных отношений: изменяется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности. Процесс обучения в вузе связан с большими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками и стрессовым состоянием. Среди причин, вызывающих такие перегрузки, следует назвать сам характер учебного процесса в вузе, необходимость усвоения большого потока информации, новый образ жизни и другие факторы. Образовательное пространство в период обучения в вузе становится ареной взаимодействия внутренних, субъективных особенностей студента и особенностей социальной среды.

1. Личностный адаптационный потенциал и его сущность

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую учебную среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации студента к вузу и успешность его учебной деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения студента на начальном этапе его профессионализации. От успешности обучения в вузе зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Характеристику личностного адаптационного потенциала (ЛАП) можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и уровень моральной нормативности (МН).

Поведенческая регуляция — это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции — самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции — сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. Уровень моральной нормативности индивида отражает два основных компонента процесса социализации — восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. адаптационный смысловой эмоциональный самосознание

Личностный адаптационный потенциал обусловливает эффективность деятельности в экстремальных условиях, к которым можно отнести период вхождения студента в новую для него учебную среду.

Целью работы является изучение роли личностного адаптационного потенциала (ЛАП, по А.Г. Маклакову) в достижении успешности учебной деятельности студентами вуза.

Гипотеза исследования: личностный адаптационный потенциал студента вуза способствует успешности его учебной деятельности.

Среди поставленных задач основными являлись:

1. Исследовать связь личностного адаптационного потенциала и успешности учебной деятельности студентов

2. Рассмотреть структуру связей факторов личностного адаптационного потенциала, обусловливающих успешность учебной деятельности студентов вуза.

Объект исследования: успешность учебной деятельности студентов вуза.

Предмет исследования: личностный адаптационный потенциал как фактор успешности учебной деятельности студента вуза.

В качестве испытуемых выступили студенты 1-го курса экономического факультета (специальности «Менеджмент организации» и «Маркетинг»).

Объем выборки составил 87 человек. Из них 64 девушки и 23 юноши в возрасте от 16 до 20 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы: организационные: сравнительный метод; эмпирические: анализ документов, психодиагностическое тестирование, анкета; методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона и оценка достоверности различий по критерию Стьюдента; интерпретационные: структурный метод.

2. Результаты исследования

В исследовании были использованы следующие методики. Для диагностики личностного адаптационного потенциала применялся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова; для выявления дополнительных психологических факторов успешности учебной деятельности студентов были использованы следующие методики: опросник оценки уровня социально-психологической адаптации Р.Х. Исмагилова, модифицированный нами для студентов вуза (для изучения отношений к компонентам учебной среды); тест на выявление акцентуаций характера Шмишека-Леонгарда; опросник ЕР 1 Г. Айзенка для диагностики интроверсии и нейротизма; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и на диагностику мотивации к избеганию неудач Т. Элерса; методика оценки индивидуального стиля учебной деятельности; методика оценки локуса контроля (по Дж. Роттеру).

В качестве критерия успешности учебной деятельности студентов был выбран средний балл, полученный на экзаменах в первую сессию.

Исследование проводилось в декабре 2005 — январе 2011 года в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета (НФИ Кем ГУ).

После эмпирического этапа исследования, характеризующегося сбором информации об объекте исследования по выбранным методикам, был проведен анализ результатов с помощью математико-статистической обработки. Испытуемые были разделены на две группы по показателю успешности учебной деятельности. Средний результат оценки на экзаменах в первую сессию в «группе более успешных студентов» составляет 4,59 ± 0,33, а в «группе менее успешных» 3,42 ± 0,3. Анализ достоверности различий между группами разной успешности по критерию Стьюдента показал, что достоверными являются отличия по следующим факторам: общая активность (М 1 = 0,66 ± 0,61, М 2 = 0,36 ± 0,53, 1 = 2,45, р

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Адаптационный потенциал и его составляющие

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.[1]

Адаптация личности в условиях стресса происходит посредством двух механизмов:[2]

1. Психологические защиты — это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.

2. Копинг — механизмы — это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Адаптационный потенциал — показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем) под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам.

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)

· Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты:

· Инструментальный (способности, навыки и умения)

· Творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач)

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)

· Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

Согласно А.Г. Маклакову , данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

1. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

2. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

3. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

4. уровень конфликтности личности, опыт социального общения/

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности.

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ, ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ, НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ

Исследования качества жизни

В настоящее время в психологических и медицинских исследованиях изучение вопросов качества жизни занимает значительное место.

Здоровье занимает приоритетное место в списке ценностей человека. Оно может оказывать значительное влияние на его мироощущение, значимые моменты его существования и восприятия жизни в целом. Это обусловливает большую важность изучения качества жизни, изучение не только медицинских, но и психологических аспектов здоровья.

В клинической психологии и психиатрии понятие «качество жизни» приобретает особое значение, поскольку параметры, включаемые в измерения качества жизни, тесно связаны с психическим здоровьем. Многочисленные исследования показывают, что психические расстройства вызывают значительное ухудшение всех параметров качества жизни.

Качество жизни человека — понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.[3]

Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX века и было обусловлено интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие того, что количественные оценки условий жизни человека, сводимых в категорию «уровень жизни», в рамках сугубо экономического подхода были недостаточны, и это вызвало появление такой категории, как качество жизни. В современной трактовке показатели качества жизни охватывают: 1) содержание труда и досуга, комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, окружающей природной среды; 2) удовлетворение потребностей в знании, общении, творчестве, трудовой и социальной активности; 3) социальные гарантии, дающие человеку уверенность в выбранной им жизненной позиции; 4) степень развития социального равенства, социальной справедливости, демократии и т.д.[4]

До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к когнитивным (субъективным оценкам удовлетворенности жизнью в целом и отдельным ее аспектам) и/или эмоциональным (переживание счастья) компонентам. Они, безусловно, выступают как важные психологические составляющие жизнедеятельности человека, достижения им ценностно-значимых целей жизни. Их совокупность трактуется как субъективные составляющие качества жизни или субъективное качество жизни. Удовлетворенность жизнью отражает психологическое отношение к условиям жизни человека, характер и степень его адаптированности к изменениям социальной и экономической среды его жизнедеятельности, субъективно избираемые им критерии ее оценки. Субъективное качество жизни рассматривается как степень удовлетворенности материальных и социальных потребностей, определяемая соответствием процессов, результатов и условий жизнедеятельности человека, социальных групп общества культурно-обусловленным потребностям в их субъективном и объективном проявлении.

По мнению В.А. Хащенко[5], «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исследования качества жизни больных с различными соматическими расстройствами указывает на различные аспекты жизнедеятельности, наиболее актуальные для определенных групп испытуемых. Так по результатам исследований Строк А.Б. и Баширова С.Б.[6], оценка качества жизни больных с тяжелой бронхиальной астмой, показала снижение всех параметров изучаемого феномена, к которым относятся общее здоровье, физическая активность, жизнеспособность, социальная активность, психическое здоровье.

Также Чеснокова И.В., Конаныхина С.А.[7] проводили исследование качества жизни больных при артериальной гипертензии. Анализ составляющих качества жизни выявил значительную зависимость физической составляющей качества жизни от выраженности сердечно-сосудистых заболеваний, а на социальную и психологическую составляющие эти факторы оказывали менее заметное влияние. Величина показателя качества жизни, определяемая на основании оценок самого больного, коррелирует с рядом объективных величин и характеристик, выявляемых в ходе специального обследования сердечно-сосудистой системы пациента.

В.Ф. Жерносек и М.Е. Новикова[8] также проводили исследования соматических больных. Обследуемой группой являлись дети с атопическим дерматитом. Результаты исследований показали, что при оценке детей с атопическим дерматитом выявляется высокая степень тревожности и углубления интроверсивности. Данное заболевание приводит к психологическим конфликтам, играющим значительную роль в патогенезе заболевания и влияющим на выбор тактики лечения ребенка. Дети, больные атопическим дерматитом, не только страдают от наличия высыпаний на коже, зуда, экскориаций, но и имеют ограничения в повседневной активности (социальной, физической). У них наблюдаются нарушения сна, эмоциональные проблемы (тревога, раздражительность, фрустированность), проблемы, связанные с необходимостью избегать воздействия триггеров обострений (жаркий или холодный воздух, контакт с различными химическими веществами и др.). Все это приводит к снижению качества жизни.

Кроме исследований качества жизни соматических больных, также обследовались и здоровые люди. Готьманова М.Н. и Прудников Г.А. провели исследование качества жизни студентов 2-ого курса лечебного факультета. Результаты показали, что наиболее благоприятными результаты получены по 2-ум показателям — физическое функционирование и интенсивность боли. Самые низкие результаты отмечаются по 2-ум показателям – социальное функционирование и ролевое функционирование в связи с психическим состоянием. Выводом данного исследования является то, что полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном психо-эмоциональном статусе студентов, что отражается на их социальной активности и повседневной жизни.

Рогов М.Г. и Казакова У.А.[9] провели исследование факторов качества жизни преподавателей высшей школы. Результаты показали, что качество жизни каждого педагога зависит от гармоничности сочетания ряда факторов жизнедеятельности личности, при этом доминирующими остаются: здоровье, материальное благополучие, семья, работа. Использование анализа показателей, влияющих на субъективную оценку качества жизни в целом, показал, что на изучаемую категорию демографические признаки влияния не оказывают.

Проанализировав все исследования, можно сделать вывод о том, что у соматически больных обследуемых присутствует снижение параметров качества жизни. К ним относятся жизнеспособность, социальная и физическая активность, психическое и общее здоровье. Исследования здоровых людей показали, что они более ориентированы на материальное благополучие, успех в жизни и работе, семейные отношения, чем соматические больные.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 404 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

Сущностное значение категории “А.п.л.”, определяющей устойчивость человека к негативным факторам, предложил А.Г. Маклаков. Он полагает, что способность к адаптации является не только индивидуальным, но и личностным свойством человека. В этом видится глубокая взаимосвязь социологических и психологических подходов. Адаптационные способности индивида, по мнению того же автора, во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

Адаптационные способности человека поддаются оценке посредством определения уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А.Г. Маклакову, включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики являются значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Интересным представляется определение А.п.л., данное в медицинской научной литературе. Этот термин исследуется в качестве интегрального критерия здоровья, при котором все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, отражающие степень его динамического равновесия со средой. Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который в конечном счете определяет риск развития заболеваний, а значит, и уровень здоровья. Следовательно, подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит градуальная оценка здоровья. Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависят уровень здоровья и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система.

Таким образом, категория “ А.п.л.” рассматривается большинством научных дисциплин как степень скрытых возможностей и ресурсов субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды.

Лит.: Бондаренко С.В. Формирование личностного адаптационного потенциала студентов технического вуза как психолого-педагогическая проблема // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия “Гуманитарные науки”. 2005. № 2 (14). С. 65—84; Замараева З.П., Чистякова А.В. Адаптационные ресурсы самообеспечения как категория и предмет социологического анализа // Социальная политика и социология. 2013. № 3. Т. 1. С. 20-32; Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб, пособие. СПб.: Питер, 2013.

Проблемы адаптации личности в группе

Проблемы адаптации личности в группе

ГЛАВА 1. Социальная адаптация личности

1.1 Изучение социальной адаптации личности в психологии

1.2 Процесс социальной адаптации личности

1.3 Адаптивные характеристики личности

ГЛАВА 2. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования

2.1 Методы и организация исследования

2.2 Методики исследования адаптационного потенциала личности

2.3 Результаты исследования и их психологическая интерпретация

Приложение №1. График

Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и все более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, — сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин плохой социальной адаптации личности в группе.

Различными теоретическими аспектами проблемы социальной адаптации личности занимались: Г. Селье, Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и др.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. Процесс социальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

Но, несмотря на то, что в последнее время к вопросу о приспособлении человека к окружающей среде приковано пристальное внимание, анализ литературы свидетельствует о недостаточной изученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначного определения понятия «социальной адаптации», которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика «социальной адаптации» связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Мы считаем, что нельзя однозначно решить эту проблему, необходимо изучить какие именно личностные качества влияют на успешную адаптацию в группе и как меняется уровень адаптированности на протяжении проффесиональной жизнедеятельности личности.

Исходя из этого, целями нашего исследования явилось:

1. Определить влияние индивидуально – личностных характеристик на уровень адаптированности личности в группе.

2. Выявить временную динамику адаптационного потенциала личности в группе.

Задачи нашего исследования:

1. Выявить взаимосвязь психологических характеристик (локус контроль, коммуникативный контроль) и уровня адаптированности личности.

2. Выявить влияние эмоциональной устойчивости личности на уровень ее социальной адаптации.

3. Выявить уровень адаптационного потенциала личности на разных этапах профессиональной деятельности.

4. Выявить зависимость адаптационного потенциала личности в группе от возраста испытуемых.

Предметом исследования выступает адаптационный потенциал личности в группе.

Объектом исследования является выявление уровня адаптации у людей из разных возрастных групп.

1. Адаптированность личности в группе может быть связана с такими индивидуально – личностными характеристиками как локус контроль, коммуникативный контроль и уровнем эмоциональной устойчивости.

2. Адаптационный потенциал личности претерпевает изменения с течением времени и может быть обусловлен такими факторами как возраст и профессиональный стаж.

Методы нашего исследования:

1. Изучение научной литературы

3. Сбор анкетных данных

4. Проведение констатирующих экспериментов

5. Сравнительный анализ полученных данных

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в рассмотрении возможных причин как успешной, так и плохой социальной адаптации личности в группе. А так же в рассмотрении и сравнении адаптационных особенностей различных социальных и возрастных групп.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что материал исследования положен в основу создания социально – психологического тренинга, направленного улучшение социальной адаптации учителей внутри данной группы.

ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И ЕГО СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г.М. Андреева (2001) утверждает, что в настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования. Такой же точки зрения придерживаются К.А. Абульханова (1999), Л.И. Анциферова (1994; 1996), Е.В. Шорохова (1987) и др. Фактически ими обозначена проблема адаптационного потенциала личности как фактора успешной/неуспешной психологической адаптации.

Ряд зарубежных психологов также считают, что для успешной психологической адаптации необходимо развитие у личности соответствующих адаптивных свойств (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс. В. Франкл). Так, Р. Кеттелл рассматривал личность как систему личностных свойств, позволяющих прогнозировать поведение человека.

Исследуя проблему системности психической деятельности, А.А. По-нукалин (1995) рассматривает адаптационный потенциал как системное свойство личности, имеющее разнокачественные организации. Соответствующий уровень адаптационного потенциала позволяет реализовать как приспособительную, так и развивающую функции.

По мнению Р.Х. Тугушева (1998), адаптационный потенциал представляет собой скалярную характеристику личности, указывающую только на возможность успешной психологической адаптации, но не определяющую ее вектор (направление).

Связывая личностный потенциал с индивидуально-психическим развитием личности, Б.Г. Ананьев выделяет следующие факторы: одаренность, специальные способности, работоспособность, статусный потенциал. Им отмечено, что ценностные ориентации выступают как духовный центр развития личности, обеспечивающий ее сознательное отношение к обществу, к труду, к самому себе. Личностный потенциал определяется выносливостью по отношению к фрустраторам (толерантность); он зависит от чувства защищенности и поддержки со стороны своей группы, повышающих жизнеспособность личности. Личностная зрелость и развитая индивидуальность — центральный момент жизнестойкости человека.

В настоящее время различают несколько форм адаптационного потенциала личности. Так, Н.И. Шевандрин (1995) считает, что личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим, которые и’Т>ают роль значимых детерминант направленности. К.А. Абульханова (2°01), Л.И. Анцыферова (1999), Б.С. Братусь (1998), А.И. Зеличенко (1986), «Г. Селиванова (2003), D.G. Myers (2003) делают акцент на духовно-

нравственном потенциале личности, который способствует преодолению жизненных противоречий.

Изучая успешность протекания адаптационного процесса, В.Н. Куни-цына и др. (2002) выделяют первичные факторы, которые включают природные свойства человека (биологические, психофизиологические), и личностные (агрессивность, тревожность, ригидность, стрессоустойчивость, интровертированность, аутистичность и др., тесно связанные с темпераментом) и вторичные факторы: психогенные или социогенные (следствие психологических травм; стрессов; фрустраций; трудных жизненных ситуаций), ведущие к неадекватной самооценке и влекущие за собой негативные изменения в социальном взаимодействии.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что адаптационный потенциал включает:

— достаточно устойчивую составляющую (нейродинамическая и пси
хофизиологическая системы личности);

— относительно изменчивую составляющую (личностные свойства,
сильно кореллирующие с темпераментом);

— субъектную составляющую (способность «Я» перестраивать цен
ностно-смысловую сферу).

Вторичный фактор адаптации связан с возмущающим воздействием и может оказывать влияние в первую очередь на изменчивую составляющую адаптационного потенциала.

В концепции личностного адаптационного потенциала А.Г.

Маклаков (2000; 2001) определяет его как систему адаптационных способностей, которые обеспечивают возможность адекватной психологической (психической) саморегуляции функционального состояния в изменившихся условиях жизнедеятельности. Под адекватной (успешной) адаптацией он понимает способность человека справиться с проблемами, обусловленными необходимым изменением жизненных обстоятельств — восстановить психическое здоровье, нарушенную структуру мотивов, преодолеть кризис идентичности, установить позитивные отношения с окружением. Оценить адаптационный потенциал, по его мнению, можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции процесса адаптации как деятельности. Им выделена следующая система таких психологических характеристик:

— нервно-психическая устойчивость (толерантность к стрессу, стрес
соустойчивость);

— самооценка личности (ядро саморегуляции);

Достаточно полную систему факторов, обеспечивающих толерантность (устойчивость) личности к сильным воздействиям внешней среды предложила Е.В. Змановская (2004):

1. Индивидуально-типологическая ранимость (сенситивность; эмо
циональная лабильность; импульсивность; ригидность; склонность к сома-
тизации).

2. Нарушения саморегуляции личности (несформированность ассерхивного поведения; дефицит целеполагания; ложная самоидентичность;
заниженная самооценка; отсутствие или утрата смысла жизни).

3. Ресурсы личности (жизненно-важные качества и компенсаторные
возможности; духовность; здоровье; ценность здорового образа жизни;
внешняя привлекательность; способность к сотрудничеству; активность;
специальные способности; вера; творчество; хобби; достижения; любовь;
дружба; значимые личные отношения; жизненный опыт).

4. Дефицит социально-поддерживающих систем (отсутствие родст
венников, семьи; зависимая семья; низкий социальный статус семьи; се
мья, переживающая кризис; отсутствие близких друзей; отсутствие сексу
ального партнера; проблемные друзья).

Последний фактор, выделенный Е.В. Змановской, рассматривается также М.А. Гулиной (2001; 2002) как наиболее значимый: чувство «защищенности», возникающее в результате социально-психологической поддержки, существенно снижает эмоциональную напряженность, что повышает адаптационный потенциал личности.

Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина (1991) считают, что психологическая устойчивость, как целостная характеристика личности — это устойчивость к фрустрирующему и стресогенному воздействию трудных ситуаций. Поведение психологически устойчивой личности, по их мнению, осуществляется по схеме: задача — актуализируемый мотив — действие — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — редукция отрицательных эмоций — улучшение функционирования, а для психологически неустойчивой личности: задача — мотив — действие — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — хаотический поиск выхода — усугубление трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функционирования — понижение мотивации (оборонительная реакция).

Источники


  1. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.

  2. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.

  3. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.
Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Обсессивно-компульсивное расстройство

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here