Агрессивность к окружающим и аутоагрессия у ребенка лечение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Агрессивность к окружающим и аутоагрессия у ребенка лечение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Практические возможности купирования агрессии у детей с психическими нарушениями

Психические расстройства у детей представляют собой обширный пласт медицины, психологии и образования, который разработать и разрабатывать достаточно сложно и не у многих это получается.

Содержание

Психических расстройств, встречающихся у детей, известно большое количество и говорить мы о них будем подробнее в других статьях раздела «Психиатрия». Сегодня мы расскажем о причинах агрессивных состояний и возможностях их купирования, то есть сглаживания без нанесения ущерба ребёнку.

Почему возникает агрессия?

Конечно, агрессия у детей будет формироваться в рамках психического заболевания. Но всё ли так просто? Неужели она возникает просто так, на пустом месте? Мы глубоко убеждены, что не только психическое расстройство является единственным генератором такого состояния.

Каждый ребёнок, даже больной, особенный, является личностью, а личности присущи свойственное ей поведение, потребности, желания, мысли, эмоции. У здорового ребёнка имеется свой внутренний ценз, характерный для всех детей определённого возраста. Этот ценз примерно одинаков и он не запрещает детям делать некоторые вещи. С развитием личности и взрослением ценз меняется и начинает включать всё новые и новые моральные составляющие. Ценз можно представить своеобразным щитом, который защищает от проникновения в жизнь ребёнка, да, и каждого человека неких несвойственных для него черт.

Если у ребёнка имеется психическое нарушение, эта защита имеет множество дыр. Через дыры и воплощаются в реальности, казалось бы, немотивированная агрессия, употребление нецензурной лексики, самоистязание, склонность к садизму или побегам. Только проявлению этих неприятных моментов способствует нечто внешнее, некое внешнее воздействие.

Факторы, предрасполагающие к агрессии

Из факторов, которые могут приводить к развитию агрессивного состояния у детей с психическими расстройствами можно выделить:

  • грубое отношение родителей или человека, ухаживающего за ребёнком;
  • недостаток внимания или чрезмерное внимание, гиперопека;
  • безделье особенного ребёнка;
  • особенный ребёнок разбалован и манипулирует людьми;
  • отношение ребёнка к взрослому человеку.

Виды агрессивного поведения

Ребёнок может проявлять агрессию и аутоагрессию. Рассмотрим агрессию у детей с особенностями развития. Данное проявление направлено на окружающих. Часто ребёнок может быть зол на мать или отца, на няню. Он может наносить удары кулаками, царапать, кричать при появлении кого-либо, угрожать.


Аутоагрессия проявляется в виде травмирования себя, то есть ребёнок может биться головой о твёрдые острые предметы, целенаправленно расцарапывать себе лицо, руки, кусать пальцы и кожу тех мест, где он может достать.

У нас были такие дети, которых нельзя было удержать от нанесения аутоповреждений. Приходилось фиксировать руки, надевать на голову шлем, дабы предотвратить возникновение черепных гематом, закрытых черепно-мозговых травм.

Можно ли предотвратить развитие агрессивного поведения у ребёнка с психическими нарушениями?

На самом деле предупредить агрессию ребёнка можно, только необходимо комплексно оценить его состояние. Это значит, что нужно понимать в каком он психологическом состоянии, какие у него психические и физические проблемы, По большей части все эти моменты собираются воедино в нужной последовательности в основном при помощи сильной интуиции и некоторых знаний. Не всегда можно оценить состояние ребёнка, основываясь только на теоретических знаниях психической патологии, поскольку психически больной ребёнок существо сложное и многогранное, часто неизведанное.

Отношение к больному ребёнку должно быть ровным, спокойным, комфортным для самого пациента. При грубости и пренебрежении и у здорового ребёнка возникнет немало реакций протеста. Поэтому с особенными детьми необходимо найти особый подход. Если вы сами не в состоянии подобрать к нему ниточки, пожалуйста, обратитесь к психологу, который направит вас на верный путь в этом деле. Быть может достаточно будет и одного посещения данного специалиста.

Несомненно, что каждого ребёнка необходимо воспитывать и кнутом и пряником, поскольку при постоянном ласковом отношении, которое не соотносится с различными ситуациями, любой ребёнок «сядет на шею» и будет успешно манипулировать взрослыми, причём в недалёком будущем он станет просто невыносимым и ему потребуется не только педагогическая коррекция, но и использование различных методов фиксации в комбинации с лекарственной поддержкой.

Ошибками многих родителей и иных опекунов является потакание своим больным детям. Родители воспринимают своего ребёнка, как ущербного, больного, бедного и несчастного, хотя это не совсем так. С позиции обычного человека соль и правда в этом есть, но не с позиции самого ребёнка. Он не знает нашей жизни, которая обычна для нас. Он всю жизнь находится в своём мире и прекрасно умеет добиваться своих целей. Если цели не приходят к нему сами, он добивается их при помощи агрессии или аутоагрессии.

На самом деле это психология. И особенные дети в скрытой психологической войне в большинстве своём одерживают сокрушительную победу.

Таким образом, предотвратить развитие агрессивного состояния можно лишь в случае адекватного воспитания и отношения к своему особенному ребёнку:

  • воспринимайте его, как полноценного человека, но с некоторыми особенностями развития;
  • разговаривайте с ним, даже если часто не видите обратного отклика (дети, которые не разговаривают и не реагируют на вас, как бы вам хотелось, прекрасно всё понимают);
  • обеспечивайте им смену обстановки (вывозите их на улицу, показывайте новые места и рассказывайте о чём-то интересном или не очень);
  • чаще улыбайтесь и журите, когда ребёнок этого заслуживает (не когда у вас плохое настроение или накопилась усталость, а именно когда ребёнок этого заслуживает);
  • не срывайтесь на ребёнке;
  • чрезмерно не балуйте своё особенное чадо.

Эти советы выполнимы, однако порой совладать с собой очень тяжело, поэтому при наличии проблем с реализацией обращайтесь к специалистам.

Некорректирующаяся без медикаментов агрессия

Если агрессия у детей с особенностями развития всё же не купируется отношением и обстановкой, применяют специализированные седативные препараты, которые можно принимать внутрь и парентерально (внутривенно, внутримышечно).

Кроме того, разрешена фиксация на время до 2 часов. После чего фиксация должна быть снята не менее, чем на 40 минут.

Заключительное слово

Поведение детей с психическими расстройствами является серьёзной проблемой для родителей, поскольку часто из-за особенностей поведения детей помещают в специализированные интернатные учреждения на постоянное пребывание. В этой статье мы хотели затронуть вопрос и зародить дискуссию по поводу того, что нарушенное поведение детей можно корректировать и без медикаментов, оставляя сознание детей ясным и доступным к контакту.

Аутоагрессия у подростков.

Одним из самых распространенных видов аутоагрессивного поведения среди подростков и молодых людей является нанесение себе порезов — чаще всего на запястьях. Что заставляет их наносить себе повреждения?

Специалист по работе с психологической травмой Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой семейной атмосфере: их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие. Такие пациенты часто упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

Читайте так же:  Конфетно-букетный период

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обесценивать себя и свои чувства. Такое поведение часто является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями. В целом, можно сказать, что аутоагрессивное поведение свойственно эмоционально неуравновешенным людям – например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Аутоагрессия у подростков.

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть. Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых. »

«Это случилось, когда мне было 15 лет. Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас всё уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Вот тогда я и взяла лезвие!».

«Я несколько раз резала руки. Я знала, что не умру. Но я совсем не могла терпеть ту боль, которая буквально разрывала мне душу! Мне нужно было как-то успокоиться. Теперь у меня на руках уродливые шрамы, и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова. ».

«Я стараюсь никому не показывать свои шрамы. Я боюсь, что на меня будут смотреть с презрением, будут осуждать или решат, что я ненормальная. На самом деле мне тогда просто было очень плохо, но мне стыдно в этом признаваться…».

Хотя некоторые подростки и бравируют своими порезами, большинство из них не спешит признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются «один на один» со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс – аутоагрессия». В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась – потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Со стороны это выглядело ужасно».

«Я понимала, что поступаю очень плохо. Мои подруги ругали меня. Они спрашивали меня, как я дальше собираюсь жить с такими руками – ведь они были покрыты шрамами от кисти до локтя. Я понимала, что это некрасиво, но не могла найти в себе силы остановиться».

Помощь аутоагрессивному подростку.

Как можно помочь подростку с аутоагрессивным поведением? Действительно ли его следует лечить в психиатрическом стационаре?

В большинстве случаев госпитализация не является обязательным условием – кроме случаев серьезной депрессии с суицидальным риском.

Таким подросткам можно посоветовать пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении. Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) помогает восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, стал думать о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась. Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы – и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что я если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Я надеюсь, что всё прекратилось. Спасибо моей маме. Она была рядом со мной в это трудное время, всегда выслушивала и поддерживала меня. Но все-таки иногда мое настроение бывает таким плохим, что я вспоминаю этот старый проверенный способ».

Некоторым подросткам удается справиться со своей проблемой самостоятельно. Они прекращают регулярно наносить себе порезы, хотя – увы – в других областях жизни их эмоциональное неблагополучие может продолжать проявлять себя.

Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.

Выразите искреннее беспокойство за него — но не сомнения в его психической полноценности. Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение.

Скажите о своем желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы этого подростка.

Узнайте, есть ли у него представление о способах решения этих проблем и поделитесь своими мыслями, предложите помощь.

Расскажите ему, что многие люди смогли отказаться от саморазрушающего поведения и научились преодолевать свою печаль или гнев.

Обратите внимание подростка на его достоинства и сильные стороны. По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту. Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.

Психологическая помощь детям и взрослым, арт-терапия. Очно и дистанционно.

Вы можете получить консультацию на форуме или в приватно.

Аутоагрессия: почему дети вредят себе.
консультация по теме

Консультация для родителей об аутоагрессии детей дошкольного возраста.

Вложение Размер
agressiya.docx 24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях — битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

[1]

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Читайте так же:  Детские истерики

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, — отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» — начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, — помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

12+
В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.
4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

Читайте так же:  Не принимайте доброту подавшего вам руку за слабость

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

Аутоагрессия как привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом. К определенному периоду жизни у ребенка формируется способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое поведение, что в нем хорошо, а что плохо. Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей — воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и

ошибки. Со временем такое самовоспитание становится привычкой.

Применительно к детской аутоагрессии механизм ее возникновения можно представить как некую последовательность предпосылок аутоагрессивного поведения: социальные условия, биологическая основа (например, тип нервной системы), эмоциональная реакция, усвоенная модель поведения, поведение, направленное на изменение себя. Причем, все «этапы» возникновения аутоагрессии ребенком не осознаются, в силунедостаточного развития его уровня рефлексии.

• Наказания в раннем детстве. Но не сама жестокость наказаний – причина подобного поведения. Оно возникает под влиянием психотравмирующих воздействий: разгневонности взрослых, их яростного недовольства своими детьми. Крики, искаженные ненавистью лица родных более всего пугают детей. Панические

настроения, страхи ребенка могут стать настолько сильными,непереносимыми, что он начинает наказывать себя сам, как бы опережая реакцию взрослых и в определенной мере предупреждая ее.

• Сверхвысокая эмоциональная чувствительность детей. Вид чужого страдания и слез (мамы, бабушки) для них практически невыносим.

[3]

Часто взрослые могут пользоваться этой особенностью детей, как действенным средством манипулирования ими. Эмоционально чувствительные дети боятся стать причиной чужого страдания.

• Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины. Это дети, отличающиеся слабой нервной системой, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.

• Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние. Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе. Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы[1].

• Беседа с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений;

• Коррекционная работа с использованием средств сказкотерапии, песочной терапии, игровой терапии и арт-терапии (проработка травмирующего эпизода);

• Треннинговая работа с целью обучения ребенка приемлемым способам

выражения гнева (главным образом смена направленности), обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения в конфликтных ситуациях.

Агрессия и аутоагрессия при психических заболеваниях

Каждый человек в своей жизни встречался с агрессией. Это явление встречается довольно часто, и насчет него имеется множество мнений. Давайте разбираться, что же из них правда, а что — предрассудки.

Агрессия – одно из состояний психики человека, возникающих при стрессе. Выражается вербально (словесно), невербально (языком тела) и физически. Причины агрессии могут быть любые – от несущественной мелочи вроде разряженного мобильника до серьезных стрессов вроде конфликтов и морального или физического насилия.

Как говорит нам врач-психиатр ПКБ №1 Татьяна Ободзинская: «Взаимосвязь агрессии и психического расстройства — это распространённое заблуждение, насильственные действия присущи статистически одинаково как больным, так и здоровым, просто страх и антипсихиатрическая наклонность необразованного общества заставляет связывать их воедино».

« Считается (и это ошибочно), что маниакальное состояние — это всегда хорошее настроение, которое сопровождается добродушностью и не сочетается с агрессивным поведением вовсе. Но маниакальный статус нередко имеет гневливую окраску (так и называется — гневливая мания) с аффектом злобности, раздражительности, импульсивности. В рамках эндогенных расстройств маниакально-бредовой статус пациента нередко определяет его агрессивное поведение, — продолжает Татьяна. — Если рассматривать разные психические заболевания, то агрессивное поведение встречается чаще при «пограничных» состояниях, чем при эндогениях. Так первично агрессивное поведение в какой-то степени бывает свойственно для расстройств личности, что не является болезнью в общепринятом смысле, особенно для антисоциального расстройства личности, так называемой социопатии. Далее агрессивное поведение характерно для состояний с изменённым сознанием — любого сорта психозы, причем характернее агрессия для экзогенных психозов, органических, алкогольных. Неврологический или соматический фон также усугубляет эксплозивную (то есть взрывную) картину».

А вот аутоагрессия может проявляться как явно – самоповреждение и суицидальное поведение – так и скрыто, завуалированно. Самоповреждение встречается достаточно часто среди людей с психическими отклонениями, но и здоровые люди могут быть ему подвержены. Обычно это порезы, расцарапывание кожи ногтями, выдергивание волос, ожоги сигаретами. Также встречается скрытое аутоагрессивное поведение в виде экстремальных видов спорта, катания на крышах электричек (так называемый «зацепинг»), рискованных поступков. Спасение жизней других людей ценой своей жизни аутоагрессией не считается. Я сам склонен к аутоагрессии – самопорезы начались еще с 12 лет из-за постоянных стычек и конфликтов. Я считаю это серьезной зависимостью и ищу помощи у специалистов, но пока бросить, к сожалению, так и не получилось.

Спутниками аутоагрессии являются заниженная самооценка, неуверенность в себе, склонность принимать все близко к сердцу. Это своеобразный «крик о помощи» — нанося себе увечья, человек пытается привлечь внимание к своей проблеме и найти выход из сложившегося положения вещей.

Фриц Реш с помощью картины объяснил, что чувствует и каким видит себя человек, страдающий от приступов аутоагрессии

У меня всплески аутоагрессии бывают достаточно часто. Обычно я беру канцелярский нож и начинаю резать левую руку — порезы бывают разной глубины, от совсем мелких до затрагивающих мышцы и кожные артерии. При виде крови и ощущении боли наступает успокоение, умиротворение, голова начинает работать более трезво. Начал я, как уже говорил, с 12 лет — тогда я с кем-то разругался в школе, ушел куда-то подальше, неожиданно для себя схватил нож и изрезал всю левую руку — от локтя до кисти. Я был испуган и подавлен, думал, что я один такой странный, что никто этим не занимается, кроме меня. Но позже, встретив людей с такой же проблемой, я понял, что не один, и мне стало немного легче от этого, я смог получить у этих людей помощь и поддержку, а потом обратился к специалистам.

Читайте так же:  Деградация личности

Этот рисунок Фриц написал в психозе, который сопровождался аутоагрессивными действиями

«С аутоагрессией все намного сложнее, так как агрессия — это часть естественного поведения человеческого существа, направленная на защиту себя в первую очередь. Аутоагрессия — если совсем грубо, это действия против природы и инстинкта самосохранения. Расстройства зависят от аспекта суицидальности — суицидальные аутоагрессивные действия, конечно же, — спутник эндогенной депрессии, цель действий в таком состоянии именно суицид. Несуицидальные аутоагрессивные действия крайне разнообразны, они могут быть и у психопата (демонстративно-шантажные действия), и у эндогенного больного (аутоагрессия как способ защиты от голосов или по приказу голосов), иногда аутоагрессия бывает и в рамках обсессий (грызть ногти, кусать губы и тд)», — также говорит врач.

Таким образом, агрессия и аутоагрессия — это симптомы, которые присущи большому спектру, и по их наличию диагностика заболевания крайне непродуктивна. Агрессивное поведение при психических расстройствах остается недостаточно изученным, что имеет большое значение в криминалистике и психиатрии. В любом случае, при оценке пациента стоит обращать внимание не только на историю его болезни и биологические факторы, но и его на характер, особенности личности.

Информация взята из учебника « Психология и психоанализ характера» под редакцией Д. Я. Райгородского. — БахраХ-М, 2009. — 703 с.

Эксперт — врач-психиатр ПКБ №1 Татьяна Ободзинская.

Агрессия у аутистов

Агрессия является одной из наиболее неприятных проблем, с которой сталкиваются родители и воспитатели аутичного ребенка. Как правило, она проявляется как реакция на стресс и раздражители. Но часто дети агрессивничают, если не получают то, чего хотят. Чтобы прекратить истерику, малышу потакают и удовлетворяют практически любой его запрос.

Такой подход неуместен в отношении детей с расстройством аутистического спектра, поскольку со временем делает невозможным или проблематичным обучение и развитие новых навыков. Современные методы коррекции поведения (АБА-терапия) позволяют не только уменьшить количество истерик, сопровождающихся агрессией, но и научить ребенка самоконтролю. Для этого необходимо определить причину, которая провоцирует такое состояние и подобрать эффективные механизмы влияния в соответствии с особенностями аутиста и его болезни. Детский аутизм эффективнее поддается лечению на ранних стадиях.

Стоит сразу уточнить, что агрессия и агрессивность не являются синонимами. Агрессивность — это устоявшаяся поведенческая модель, возникающая, когда родители поощряют деструктивные реакции у ребенка на различные раздражители. В результате у него вырабатываются отрицательные поведенческие привычки. Агрессия является реактивным поведением, неосознанным и возникающим в автоматическом режиме. Состояние наступает при активности защитных свойств организма в условиях сильного раздражителя, например, сенсорного. Зная, что является стрессом, можно предотвратить агрессивное поведение у аутиста.

Как проявляется агрессия у детей с аутизмом?

Вспышка неконтролируемой агрессии не является личным желанием ребенка. Она объясняется биологическими процессами, возникающими под воздействием неподвластных нейронных импульсов. Иными словами, агрессия у детей с РАС — это рефлекс. Чаще всего она проявляется по отношению к другим людям: аутист может драться, бить, кусаться, бросать предметы в близких и т.д.

Также возможна самоагрессия (самоповреждающее поведение). Ребенок может наносить себе различные повреждения, сильно трясти головой, громко плакать или кричать, брыкаться, делать невозможным ваше приближение и др. Самоагрессия представляет реальную угрозу для здоровья малыша и требует обязательного вмешательства со стороны специалистов.

При попытках коммуницировать с окружающим миром, выполнять невербальные действия и реагировать на внешние раздражители для детей с РАС агрессия и самоповреждающее поведение являются основными проблемами. Они могут возникнуть в силу различных обстоятельств и у нейротипичного ребенка, но у аутистов показатель агрессии намного выше. Особенно это проявляется в отношении близких родственников. При расстройстве аутистического спектра фактором риска является возраст: чем младше аутенок, тем вероятнее у него появление бесконтрольных вспышек агрессии.

Чаще всего такое отрицательное поведение фиксируется у детей-аутистов, у которых сильно нарушено взаимодействие с социумом, наблюдаются часто повторяющиеся действия и стереотипии. Но агрессия в этом случае вполне объяснима: это единственно возможный способ для них выразить страх, тревогу, гнев, разочарование или другие чувства.

Несмотря на такое поведение, способность к развитию и обучению у аутят не исчезает. Правильно подобранное лечение и занятия по сенсорной адаптации позволяют снизить частоту приступов агрессии, ее интенсивность и научить ребенка, как справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями.

Как бороться с агрессией у аутистов?

Помощь ребенку в борьбе с агрессией

Агрессивное поведение не только доставляет дискомфорт всем членам семьи, но и может быть опасным для ребенка и окружающих. Именно поэтому важно помочь аутисту в этой ситуации: установить приводящие причины, научить правильному реагированию и в дальнейшем стараться не допускать возникновения стрессовых для малыша ситуаций.

Признайте важность чувств аутичного ребенка, если его что-то сильно расстроило. Например, сделайте телевизор тише, если его раздражают громкие звуки или паузу в обучении, если аутист испытывает эмоциональную перегрузку и начинает проявлять недовольство. Выражение эмоций, пускай и негативных, является вполне естественным и запретить это нельзя. Как только малыш поймет, что проявлять эмоции можно и нужно, вам будет намного проще скорректировать его поведение для реагирования на сложные ситуации.

Важно подавать правильный пример и обходиться в стрессовых ситуациях без бурных эмоциональных всплесков и бранных слов. Дети с РАС всегда равняются на взрослых — это для них один из способов обучения. Если вы будете спокойно выражать свои чувства и словами объяснять, что вас расстроило, им будет проще перенять и сформировать у себя правильную модель поведения в той или иной ситуации.

Применения метода A-B-C

Чтобы предугадывать возможную вспышку агрессии, используют принцип A-B-C:

  • А предпосылка (antecedent). Факторы, которые сподвигают ребенка к проявлению агрессии. Для уточнения предпосылки важно фиксировать точное время и дату, место и условия инцидента.
  • B поведение (behaviour). Описывает, как среагировал аутенок на провоцирующий фактор. Обязательно записывайте все нюансы.
  • С последствия (consequence). К чему привели действия малыша? Как они повлияли на него и окружающих? Отвечая на эти вопросы, вы определите, каковыми являются последствия очередной вспышки агрессии.

Начните записывать в дневник все нюансы, связанные с проявлением агрессивного поведения: во сколько часов это случилось, при каких условиях, после каких или перед какими действиями, что вы делали или говорили в этот момент, было ли дискомфортно ребенку, пытался ли он вам что-то сообщить другим способом и т.д. Фиксируя наблюдения таким образом, вы сможете выяснить, что находится на пути к гневу, и предпринять соответствующие меры.

Понимание причин агрессии

Правильная расшифровка A-B-C важна для выявления истинных причин и разработки методов по предотвращению нежелательного поведения. Когда соберете достаточно информации, обратитесь за помощью к профильным специалистам. Поведенческий терапевт сможет сравнить сценарии поведения аутиста и выявить наиболее эффективные способы реагирования в такой ситуации.

Читайте так же:  Панический страх – лечение

Затем нужно научить ребенка связывать причину и следствие. Помните, дети с РАС неосознанно проявляют агрессию, поэтому иногда им бывает стыдно за свое поведение, оно может их расстраивать не меньше, чем вас. Если причиной стала сломанная игрушка, объясните что нужно в такой ситуации попросить о помощи. Просьба позволяет быстро вернуть игрушке изначальный вид. Причину и следствие лучше всего подкреплять визуальными подсказками.

Бывают случаи, когда агрессия у ребенка с аутизмом вызвана не конкретным фактором, а сразу несколькими, причем не связанными между собой. В этом случае поможет принцип A-B-C и расшифровка данных профессиональным поведенческим аналитиком.

Получение профессиональной помощи

ABA (прикладной анализ поведения) — это научно доказанная и эффективная методика поведенческого вмешательства, которая помогает справляться с агрессией и самоагрессией у детей и взрослых. Терапия основывается на специализированных обучающих методиках по приучению к новому поведению и навыкам.

Поведенческий аналитик поможет вам научиться понимать и реагировать на самоповреждающее поведение и агрессию, даже если уже перепробованы все остальные способы воздействия. Например, проведение функционального анализа позволяет выяснить, что на самом деле является причиной агрессивных реакций. Затем специалист разрабатывает индивидуальный план развития положительного поведения, включая шаги по уменьшению агрессии и внедрению обучения по позитивному поведению.

Чтобы самостоятельно освоить методики прикладного поведенческого анализа, вы можете пройти очные курсы ABA терапии в Москве. После прохождения обучения перед вами откроются следующие возможности:

  • частная практика по АБА-терапии или работа в специализированных учреждениях;
  • проведение функционального и других видов анализа на профессиональном уровне;
  • разработка и оценка методик по коррекции поведения и многое другое.

Как вести себя в случае агрессивного поведения ребенка с аутизмом

Выявить причины эмоционального срыва

Истерика и агрессивное поведение — это невозможность совладать с собственными эмоциями, стрессом (например, смена привычного распорядка дня). Как правило, большинство детей сначала пытаются заявить о своем беспокойстве менее радикальными методами, но ввиду нарушения речи и социальных отношений часто остаются непонятыми. Основные причины возникновения агрессии у аутистов:

  • Непонимание происходящего вокруг. Детям с РАС трудно установить причинно-следственную связь, понять мимику и жесты, намеки и скрытый смысл слов. Непонимание сложившейся ситуации и логики вещей может вызвать страх, опасение и эмоциональный срыв.
  • Невозможность выразить собственные чувства и желания. Когда нейротипичный ребенок чего-то хочет, то говорит об этом (“дай мне”, “я хочу”). У большинства аутистов нарушена вербальная функция, поэтому они пытаются всеми возможными способами сообщить, что им нужно. Иногда это выражается в агрессии.
  • Сенсорные перегрузки. Дети с РАС в большей мере являются очень чувствительными, особенно к сенсорным явлениям (звук, свет, запах и др.). Слишком громкие звуки, яркий свет, неприятная текстура вещей и другие раздражители без специальной сенсорной терапии вызывают у аутят самые непредсказуемые реакции.
  • Повышенная тревога. Аутисты с осторожностью относятся к новым вещам в своем привычном окружении. Когда они не понимают назначение очевидного для нас, взрослых, предмета (например, горшка), то могут даже испытывать к нему страх. Если попросить ребенка присесть на такой “непонятный” горшок, он вполне вероятно закатит истерику. Кроме того, агрессия может выступать для малыша попыткой избежать тревожных ситуаций или действий.

[2]

Научить ребенка способам борьбы со стрессом

Агрессия у подростков-аутистов может объясняться банальным незнанием, что делать с эмоциями и как их выражать. Им нужна ваша помощь в этом вопросе:

  • разработайте для ребенка наглядный план действий для каждой стрессовой ситуации (сильный шум вокруг, новые люди, незнакомые места и т.д.);
  • научите малыша самостоятельно успокаиваться (глубокие вдохи, счет до десяти, дистанционное отстранение от раздражителя);
  • продумайте сигналы, с помощью которых аутист сможет сообщать вам, чего хочет (фотографии кухни, туалета, игрушка или предмет, звуки, жесты);
  • хвалите ребенка за каждое правильное выполнение действия, которому вы его обучали. Подкрепляйте достижения поощрением.

Создать уютный уголок

Дом является местом, где аутисты обычно проводят больше всего времени. Если в нем будет сохраняться спокойная атмосфера, это может помочь сократить количество стрессовых факторов, предотвратить депрессию и побороть агрессию. Дети с РАС любят стабильность и стремятся к ней, поэтому старайтесь следовать одному и тому же распорядку, и подкрепите его картинками, описывающими, что последовательно должен делать ребенок на протяжении дня.

Очень важно создать в доме уголок, где малыш сможет отдыхать от сенсорных раздражителей и справляться со стрессом. Особенным детям тяжело подолгу изучать новые навыки, а обработка и восприятие информации порой приводят к эмоциональным перегрузкам. Чтобы не допустить этого, нужно выделить крохе отдельную комнату и оформить ее соответствующим образом. Лечение аутизма проходит эффективнее в комфортных для ребенка условиях.

Постарайтесь научить ребенка подавать сигнал, когда ему необходимо побыть наедине. Это может быть карточка с изображением его комнаты или игрушка, которую он носит с собой. Наличие своего собственного уголка способствует формированию картины мира и новых навыков в процессе обучения. Также с ощущением защищенности проще формируются навыки самопомощи у аутистов.

Фиксировать историю эмоциональных срывов

Если вы будете вести историю всех вспышек агрессии, это позволит вам лучше понять поведение ребенка и его причины. Чтобы не было путаницы, отвечайте на одни и те же вопросы:

  • Что расстроило малыша?
  • Как проявлялись признаки стресса?
  • Помогли ли вы ребенку справиться с ним? Помогло ли это?
  • Что вы можете предпринять, чтобы не допустить агрессии и самоагрессии в дальнейшем?
Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит помнить, что многие аутисты из-за незнания как выражать эмоции подолгу скрывают их в себе. Только опытный поведенческий терапевт с помощью различных тестов может определить нарастающий “ураган” чувств и предотвратить выплеск негативных эмоций в виде агрессивного поведения.

Источники


  1. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. — М.: Академия, 2009. — 416 c.

  2. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.

  3. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
Агрессивность к окружающим и аутоагрессия у ребенка лечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here