Аутизм трудности речи можно улучшить в подростковом возрасте

Сегодня мы рассмотрим тему: "Аутизм трудности речи можно улучшить в подростковом возрасте" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Поведение определяет аутизм

Невозможно диагностировать психиатрическое заболевание без явных проявлений в поведении человека. Индивид может быть болен, но не проявлять своей болезни. Вот почему диагностика заболевания часто запаздывает, и когда болезнь вовсю прогрессирует, врачи не могут быстро вылечить пациента. Аутизм принято выявлять еще до двух лет. Однако некоторые исследования показывают ложность данной диагностики, когда ребенок просто запаздывает в своем развитии, но быстро нагоняет его в более позднем возрасте.

Согласно сборнику DSM-IV-TR, аутичное заболевание выявляется путем 600 различных симптоматических сочетаний. Но как можно диагностировать расстройство, когда ребенок проявляет лишь часть из этих сочетаний? Исследования показали, что у половины детей, у которых до двух лет выявили аутичные симптомы, они были подтверждены в пятилетнем возрасте. Получается, что ребенок может быть абсолютно здоровым, но при этом подвергнуться неверной диагностике. И ненужное лечение может привести к нарушению здоровья.

Таким образом, было принято решение, что именно поведенческие факторы могут говорить о том, что человек болен. Но отрицательным фактором здесь может стать то, что болезнь диагностируется достаточно поздно, что приведет к потере того времени, когда человека можно было вылечить путем профилактики.

Аутист может выглядеть, как здоровый человек

Степень аутизма у всех больных отличается. Есть люди, которые могут вести абсолютно независимый образ жизни, и есть те, кто не может обойтись без квалифицированной помощи специалистов. Аутисты могут выглядеть, как здоровые люди, просто проявлять некоторую отстраненность, несмышленость и нестабильность в эмоциях. Больные бывают как гипочувствительными, так и гиперчувствительными к окружающим звукам, запахам, цветам и т.д.

Какое поведение проявляют дети, больные аутичным заболеванием?

Именно эти поведенческие проявления позволяют заподозрить у ребенка наличие аутичного заболевания. Только по данным признакам могут поставить более точный диагноз. И чем раньше он будет поставлен, тем быстрее врачи приступят к необходимому лечению.

Аутизм: трудности речи можно улучшить в подростковом возрасте

В наиболее тяжелых случаях, при полном или почти полном отсутствии у подростка экспрессивной речи, данный возраст становится для родителей и учителей переломным в понимании предельно ограниченных коммуникативных возможностей ребенка.

Именно в это время чаще всего происходит смена направления работы, начинают разрабатываться не только и не столько речевые навыки, сколько вообще все средства, дающие ребенку возможность связаться с близкими и сообщить им о своих нуждах. Основное внимание уделяется отработке возможности пользоваться указательным жестом, утвердительными и отрицательными движениями головы, существуют попытки развить жестовую речь, использовать карточки для выражения своих потребностей. Некоторых детей удается обучить примитивной письменной речи. Как и в случаях выработки других навыков, отработанное средство коммуникации с трудом переносится в другие условия, поэтому все навыки невербальной коммуникации отрабатываются в рамках привычных бытовых ситуаций.

Переход к отработке невербальных средств коммуникации не означает отказа от попыток дальнейшего побуждения речевого развития. Известны случаи, когда отработка этих более простых средств коммуникации даже стимулировала некоторое продвижение и в речевом развитии ребенка.

G. Mesibov (1983), суммируя данные исследований, сообщает, что по уровню речевого развития только десятая часть подростков с аутизмом соответствует своему возрасту. У большинства детей, наряду с проблемами экспрессивной речи, остаются выраженными трудности понимания.

Для менее развитых в речевом плане детей в подростковом возрасте характерными остаются речевые стереотипии и повторение слов и словосочетаний – непосредственное и отставленное. Эти эхолалии могут использоваться ребенком для коммуникации.

Для большей части подростков с аутизмом достаточно трудным остается построение развернутого речевого высказывания: они излагают учебный материал, используя отдельные отработанные штампы. Ответы таких детей правильны, но максимально свернуты. Вместе с тем, затрудняясь в использовании своего родного языка, они могут быть относительно успешными на уроках изучения иностранного, даже в сравнении со своими обычными одноклассниками.

У наиболее «продвинутых» детей, владеющих большим словарным запасом и сложной фразой, имеющих значительные успехи в речевой коммуникации, остаются особенности просодики. Их речь характеризуется недостаточной эмоциональностью, необычным темпом и ритмом, затухающей или скандирующей интонацией. В целом, именно особенности просодики «выдают» аутичного подростка, речь которого недостаточно направлена на коммуникацию и эмоционально не адресована партнеру.

Характерным даже в этих случаях остается педантизм в речи, сосредоточение на одних и тех же выражениях, вопросах, темах. Остается проблема организации диалога, гибкого перехода от роли говорящего к роли слушающего, слабое представление об уместности обсуждения в данный момент той или иной темы, трудность восприятия информации, находящейся вне зоны интереса ребенка. Возможно недостаточное понимание переносного значения, подтекста высказывания, как и их социального контекста.

Все это, несомненно, связано с общими качественными особенностями психического развития людей с аутизмом. Характерно, что даже для наиболее интеллектуально развитых подростков типичными остаются проблемы понимания оттенков смысла, его многоплановости, что создает трудности социализации, освоения межличностных отношений.

Наряду с трудностями речевой коммуникации у всех аутичных детей в той или иной степени отмечается задержка в развитии других форм общения. Аутичные подростки меньше, чем обычные дети, ориентируются на мимику и жесты собеседника, хотя в это время многие из них начинают сами пользоваться жестами и делают успехи в письменной речи, в которой, как правило, проявляют «врожденную грамотность».

Наш опыт показывает, что в подростковом возрасте благодаря психологической работе возможно значительное продвижение в формировании направленности на реального собеседника, в развитии речевого взаимодействия и даже в преодолении столь специфических для аутизма трудностей, как понимание подтекста и контекста высказывания, развитие чувства юмора.

Вопрос-ответ. Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом?

Рекомендации психолога, специализирующегося на синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме у подростков и взрослых, по выбору целей и методов для развития социальных навыков

Доктор Логесон — клинический психолог, автор многочисленных исследований Национального института здоровья и Центра по контролю заболеваемости и профилактики США. Ее работы посвящены тому, какие именно социальные навыки наиболее актуальны для подростков и молодых людей с различными особенностями развития, и какие подходы наиболее эффективны для их развития. Она одна из авторов PEERS — метода обучения подростков и взрослых с нарушениями развития социальным навыкам, который доказал свою высокую эффективность. Лауреат нескольких наград за свою научную деятельность.

Дети с аутизмом и дружба

Один из самых распространенных мифов о людях с аутизмом — это то, что они, якобы, асоциальны, не нуждаются в друзьях и не хотят общаться. Но это не более чем миф. И если вы поговорите с человеком с аутизмом, скорее всего, он скажет вам, что хотел бы иметь друзей, но не совсем понимает, как этого добиться. Конечно, это огромная проблема для детей, с которыми мы работаем, потому что в результате многие дети с РАС страдают от очень сильной социальной изоляции.

Читайте так же:  Уроки для парней как правильно общаться с девушкой

Они могут проводить день за днем в своей комнате, ни с кем не общаться, и даже когда они пользуются Интернетом, чаще всего они играют в сетевые видеоигры, а не пользуются социальными сетями для общения.

Однако это совсем не значит, что они не нуждаются в общении. Им просто сложно понять, как общаться и как найти друзей, и подобная социальная изоляция может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств и очень сильного чувства одиночества. Кроме того, многие страдают от травли и издевательств со стороны сверстников, у многих уже сложилась негативная репутация среди их ровесников.

Естественно, это значит, что одна из главнейших задач педагогов, специалистов и родителей — это предоставление поддержки и обучения, которые помогли бы детям с РАС общаться с ровесниками и найти друзей.

Как можно улучить социальные навыки при аутизме?

Родители часто задаются вопросом, какая именно профессиональная помощь может улучшить социальные навыки ребенка. Мы все прекрасно знаем, что дефицит социальных навыков, к сожалению, является одной из основных характеристик аутизма. И мы знаем самый популярный метод решения этой проблемы — социальные группы для детей с аутизмом под руководством специалиста.

[2]

Однако исследования показывают, что большинство таких программ, к сожалению, совершенно неэффективны для заявленных целей. Так что если родители ищут подобную помощь, им нужно быть информированными потребителями и очень внимательно проанализировать, насколько качественной является предлагаемая услуга. Как это понять? В первую очередь, нужно определить, основана ли данная программа на научных доказательствах.

Другими словами, если вам предлагают группу для социализации или развития социальных навыков, нужно спросить себя, основана ли работа этой группы на каких-либо доказательствах, которые подтверждают ее эффективность. Возможно, группа основана на методе, который проходил испытания эффективности, и существует какое-то опубликованное исследование на эту тему. Или, возможно, в самой программе действует формальная система отслеживания прогресса и оценки эффективности, с помощью которой специалисты смогут продемонстрировать результаты своей работы.

Во-вторых, такая программа обязательно должна предусматривать активное участие и вовлеченность родителей. Как правило, речь идет о группе, которая встречается один, максимум, два раза в неделю. Для компенсации дефицита социальных навыков это ничтожно мало. В таких условиях обеспечить эффективность программы можно только в том случае, если родители научатся быть «социальными тренерами» для своих детей все остальное время, и это очень важно при оказании помощи.

Наконец, по мере улучшения социальных навыков ребенка, важно понять, где и как он сможет общаться со сверстниками и найти друзей. Как правило, наилучший способ — это различные внешкольные занятия, такие как кружки, клубы и секции, где ребенок может общаться с другими детьми со схожими интересами. А когда у него появятся новые знакомые, нужно будет помочь ему, организуя встречи для игр или совместные вылазки, чтобы эти дети смогли стать друзьями.

Как работает программа по развитию социальных навыков?

Программа в формате небольшой группы должна быть посвящена какой-то одной теме или уроку каждую неделю. То есть, каждое занятие должно быть посвящено отработке какого-то одного навыка или конкретного правила социального этикета. Это связано с особенностями мышления детей с РАС. Они мыслят очень конкретно и буквально. Так что обучение социальным навыкам должно проходить точно так же — это должны быть конкретные правила и советы, которые объясняются или демонстрируются ребенку.

Обязательно нужно демонстрировать детям, как именно выглядит данный навык или правило на практике. Для этого в программе проводятся «упражнения с игрой по ролям», когда детям показывают, как нужно поступать, а в некоторых случаях, как поступать не нужно.

После того как ребенку показали, что нужно делать, у него обязательно должна быть возможность потренироваться самому. Это называется «поведенческой репетицией», когда ребенок практикуется в новом навыке в безопасной атмосфере и получает обратную связь от группы.

Наконец, в конце такого занятия необходимо какое-то домашнее задание. В течение недели, до следующей встречи группы, ребенок должен отрабатывать новый навык в реальных ситуациях. В идеале, в таких тренировках ему должны помогать родители, именно поэтому их участие в программе так важно.

Внешкольные занятия для детей с РАС

Многие дети с аутизмом социально изолированы, и родителям сложно понять, как найти для них подходящее место для общения со сверстниками. В реальности, здесь нет простого решения. В идеальной ситуации ребенку нужно найти какой-то вид внешкольных занятий, который связан с его собственными интересами.

Многие родители детей с синдромом Аспергера находят для них секцию восточных единоборств, например, карате, потому что им хочется, чтобы ребенок научился защищать себя. Часто родители ищут для детей занятия плаванием, потому что это не только полезно для здоровья, но и важно для безопасности ребенка. Многие ищут занятия музыкой, так как у ребенка есть музыкальные способности. Однако если ребенка не интересуют единоборства, плавание или музыка, то эти занятия не облегчат для него поиск друзей. А мы говорим о внешкольных занятиях именно с целью общения со сверстниками.

Так что важно подумать, что именно интересует ребенка. Если его интересуют технологии и компьютеры, то он может посещать компьютерные курсы для школьников или компьютерный клуб. Если он обожает мультфильмы, то, возможно, ему подойдет кружок анимации или рисования. Существуют и клубы для любителей видеоигр. Так что нужно подходить к поиску внешкольных занятий как можно более творчески, искать нестандартные пути. Главное, найти то, что будет интересно самому ребенку, а не то, что должно быть ему интересно по вашему мнению.

Как реагировать, если тебя дразнят

Исследования показывают, что подростки постоянно дразнят друг друга и мишенью могут стать даже самые популярные дети. Это обычная часть жизни школьников. При этом частота и тяжесть словесных подначиваний во многом зависят от реакции ребенка. Проблема в том, что дети с аутизмом не знают, как вести себя в таких ситуациях, а советы взрослых очень часто оказываются бесполезны.

Я всегда спрашиваю подростков, с которыми работаю: что нужно делать, если тебя дразнят? И они всегда предлагают одни и те же три варианта: уйти, игнорировать или пожаловаться взрослому. Потом я спрашиваю их, помогают ли эти советы, и они всегда отвечают: «Нет». Причина в том, что взрослые не думают о том, как именно ведут себя дети этого возраста. В реальности, дети с высоким уровнем социальных навыков так не поступают. Обычно они отвечают на подначивания, стараясь продемонстрировать, что сказанное их никак не беспокоит, да и вообще это «тупо».

Читайте так же:  Что такое паническое расстройство

Обычно дети говорят что-то вроде: «Да плевать», «Ну да, и что?», «И каким боком меня это волнует?», «Это ты типа так шутить пытаешься?». Они закатывают глаза и пожимают плечами. Они стараются создать впечатление, что их это совершенно не волнует.

Когда нас кто-то дразнит, он пытается добиться от нас определенной реакции. Если он получит совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал, он прекратит эти попытки. Ему нужно, чтобы мы расстроились в ответ на обидные слова и как-то это показали. Или ему нужно, чтобы мы разозлились. Именно поэтому отсутствие эмоциональной реакции и насмешка над их словами делает это поведение неэффективным.

Что делать при физической травле

К сожалению, такое явление как травля с помощью физической агрессии довольно часто встречается в средних и старших классах школы, особенно среди мальчиков. Она принимает самые разные формы. Это могут быть пинки, удары или попытки толкнуть, подставить подножку в коридоре и бросить каким-то предметом в классе. Важно заранее научить ребенка тому, что делать в таком случае, но выбрать правильную стратегию для действий может быть очень сложно.

С одной стороны, важно объяснить ребенку, что в случае физической агрессии необходимо рассказать об этом взрослым. С другой стороны, детям нужны другие стратегии до того, как поговорить со взрослым. Важно, чтобы ребенок понимал, что если рядом находится хулиган, важно его избегать и не привлекать его внимания. Например, не подходить к тому месту в столовой, где он обычно ест. Также важно не пытаться поговорить с физически агрессивными хулиганами или подружиться с ними — это распространенная ошибка. Также детям часто надо объяснять, как не спровоцировать хулиганов, например, что не надо рассказывать взрослым про незначительные нарушения, например, жевание жвачки в классе или передачу записок во время урока.

Другая стратегия — держаться рядом со взрослыми, если неподалеку есть агрессивные дети, так как вероятность травли в присутствии взрослых крайне мала. Наконец, если речь идет об опасной агрессии, либо если это хроническая травля, а не изолированный случай, то, без исключений, нужно рассказать об этом взрослым. Это очень серьезная проблема и важно научить ребенка, как действовать в подобных ситуациях.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Особые переводы

10 советов, призванных помочь подростку с аутизмом подготовиться к свиданию

10 советов, призванных помочь подростку с аутизмом подготовиться к свиданию

Перевод: Марина Лелюхина

Редактор: Анна Нуруллина

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Что можно посоветовать родителям, которые хотят побеседовать со своим аутичным ребенком об отношениях с противоположным полом и сексуальности.

Авторы статьи – приглашенные специалисты – психолог Линдси Стерлинг, PhD, и докторант Сиена Ульман – исследователь и сотрудник Университета неврологии и поведения имени Джейн и Терри Семел в Лос Анджелесе, Калифорния (UCLA’s Semel Institute for Neuroscience and Human Behavior). В рамках программы содружества соискателей докторской степени под эгидой Аутизм Спикс, доктор Стерлинг в своем исследовании попыталась более глубоко рассмотреть физиологию тревожных расстройств у взрослых с аутизмом. Исследования такого рода призваны обосновать эффективность целенаправленной терапии.

Мы очень рады, что наконец можем ответить на вопросы, которые интересуют многих подростков и взрослых. Момент, когда подростков с расстройствами аутистического спектра начинает интересовать противоположный пол, обычно наступает позже, чем ожидается. Но все дети развиваются по-разному. Кто-то начинает влюбляться и ходить на свидания в подростковом возрасте, кто-то значительно позже. Но физиологические изменения, которые несет с собой подростковый возраст, обычно служат источником проблем, общих для большинства людей.
Когда дело доходит до отношений с противоположным полом, сложности и тревоги встречаются на пути любого подростка. Тем не менее, существует несколько специфических проблем, которые характерных именно для подростков с расстройствами аутистического спектра. Но нет ничего, с чем нельзя было бы справиться. Помните об этом, когда решите помочь вашему ребенку научиться строить отношения.

Помните о том, что физическое развитие вашего ребенка может не соответствовать его психологическому возрасту. Иными словами, многие подростки с аутизмом впервые ощущают сексуальное влечение до того, как психологически будут готовы строить отношения с противоположным полом. Большинство нейротипичных подростков усваивают правила взаимоотношений между полами во время общения с друзьями. У подростков с аутизмом может быть не так много возможностей усвоить эти правила.

Помните о том, что невербальные сигналы, которые люди подают во время свиданий и флирта, штука сложная, противоречивая и трудноуловимая. Эти сигналы трудно читать многим людям, но аутистам приходится особенно тяжело.
Неумение считывать невербальные сигналы может дезориентировать вашего ребенка и вызвать раздражение тех, кто будет рядом с ним. Если ваш ребенок не отреагирует на сигналы того, кого он пригласил на свидание, объект его интереса может почувствовать, что ему не отвечают взаимностью.

Еще одна непростая задача – поиск подходящего партнера. Многие подростки с аутизмом не успевают задуматься, подходит ли им тот или иной человек, прежде чем решают начать с ним отношения. Вы можете поднять эту тему в разговоре с ребенком, но не исключено что вы не придете к единому мнению, относительно того, кто составит для него подходящую пару.

Некоторые специфические вопросы, касающиеся отношений с противоположным полом, следует решать, смотря по обстоятельствам. Например, стоит ли говорить избраннику вашего ребенка о том, что у него аутизм? Стоит ли вашему подростку встречаться с юношей, или девушкой, страдающей аутизмом?
Принимая во внимание все описанные выше сложности, мы составили несколько советов, которые призваны помочь вашему ребенку в нелегком деле построения отношений с противоположным полом. Это просто общие рекомендации. То, как вы будете их применять, зависит от возраста и социального опыта ребенка.
1. Поощряйте откровенные разговоры. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш подросток мог свободно обсуждать с вами свои взаимоотношения с противоположным полом. Это позволит вам держать ситуацию под контролем. Например, вы можете объяснить ему, что знакомства, отношения, свидания представляют проблему для многих. Это не так просто.

Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

2. Работайте на будущее. Если ваш ребенок пока не поднимал в разговоре эту тему, выберите момент, когда он будет в хорошем настроении, и скажите, что готовы поговорить с ним об отношениях с противоположным полом и сексуальности, когда ему это будет необходимо. Подчеркните, что каждый рано или поздно начинает интересоваться этой темой и это нормально.

3. Не откладывайте разговор, если считаете, что ваш подросток живет половой жизнью, или собирается начать это делать. В такой ситуации самое важное – вовремя рассказать подростку о средствах контрацепции, даже если он не расположен в данный момент говорить на эту тему. Убедитесь, что он понимает, откуда берутся дети, как передаются венерические заболевания и как можно этого избежать. Если у вашего ребенка уже был сексуальный опыт, обратитесь к врачу, чтобы узнать обо всех вопросах, связанных со здоровьем.

[3]

4. Если ребенок хорошо воспринимает ролевые игры, попробуйте проиграть несколько классических сценариев возможного свидания. Во время игры понаблюдайте, как ваш подросток демонстрирует интерес, говорит комплименты, подает невербальные сигналы (улыбается, кивает, смотрит в глаза человеку). Объясните ему, что такое поведение привлекает других людей. Упомяните, что людям нравится, когда к ним проявляют искренний интерес. Потренируйтесь демонстрировать интерес к другим людям. Совместный мозговой штурм в этом направлении может занять много времени.

5. Обсудите, кто, когда, где и как может пригласить кого-то на свидание.
Кого можно пригласить на свидание? Кого-нибудь твоего возраста. Кого-то, кто нравится тебе и выражает тебе симпатию.
Когда можно пригласить кого-то на свидание? Когда вы хорошо узнаете друг друга и почувствуете, что человек проявляет к вам интерес.
Где лучше пригласить человека на свидание? Обычно приглашение происходит где-то в уединенном месте, где не много народу.
Как пригласить кого-то на свидание? Поинтересуйся, свободен ли человек. Вырази свой интерес. Предложи занятие, которое будет приятно и интересно вам обоим. Убедись, что у тебя есть телефон или адрес того, кого ты пригласил, чтобы вы могли связаться до свидания.

6. Объясните ребенку, что всем рано или поздно приходится переживать отказ. Расскажите, почему объект его интереса может быть не заинтересован в свидании. Возможно, этот человек уже встречается с кем-то. Может быть он слишком занят, или не заинтересован в том, чтобы идти на свидание с вашим ребенком. В то же время не забудьте упомянуть, что иногда просто невозможно точно понять, почему кто-то отказал вам в свидании.

7. Обсудите практическую сторону подготовки к свиданию. Убедитесь, что ваш ребенок помнит, где и когда у него состоится свидание, и знает, как туда можно добраться.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Рассчитывает ли ваш ребенок на поцелуй или объятия во время или после свидания? Если да, объясните ему, как дать понять это объекту его интереса. Если ребенок не уверен, что его поцелуя или объятия ждут, можно вежливо спросить об этом. Проиграйте ситуацию, в которой он просит разрешения обнять или поцеловать объект своего интереса.

9. Поговорите о разных уровнях интимности. Например, если вы держитесь за руки, это не столь интимное действие, как поцелуй, а поцелуй – менее интимен, нежели другие прикосновения и т.д. Напомните ребенку, что он может оставаться на таком уровне близости, на котором ему наиболее комфортно. Отметьте, что он может вести себя не так, как это делают другие люди или герои кинофильмов.

10. Когда придет время свидания, помогите ребенку одеться и сделать все, чтобы он выглядел как можно лучше. Если ваш подросток пригласил кого-то, посоветуйте ему оплатить счет. Если, наоборот, его пригласили, убедитесь, что у него достаточно денег, чтобы предложить оплатить счет или заплатить за себя.

Отношения с противоположным полом пугают всех подростков. Тем важнее для подростков с аутизмом поддержка родителей. Несмотря на возможные трудности, постарайтесь объяснить ребенку, что свидание – прекрасная возможность получить положительный социальный опыт, и все сложности окупятся сторицей

Признаки аутизма у подростков — как проявляются симптомы

Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.

Больной не имеет возможности выражать эмоции, а также не понимает их выражение от других людей. Кроме того, заболевание сопровождается пониженной интеллектуальной активностью и неспособностью полноценно пользоваться разговорной речью.

Все симптомы объясняются неспособностью оптимального функционирования разных отделов мозга. Следует отметить, что проблемы больных, связанные с общением, будут преследовать их всю жизнь – универсального лекарства нет. Однако своевременное выявление заболевания и оперативное лечение позволяет людям со временем реализовать свой умственный потенциал.

При появлении у ребенка определенных симптомов, необходимо в срочном порядке обратиться к медицинским специалистам.

Пациент испытывает сложности, независимо от возраста, но самым сложным периодом считается именно переходный период. Пациенту сложно участвовать в общественной деятельности, быстро принимать решения в сложных ситуациях. Подростки постоянно повторяют определенные предсказуемые действия, не могут контролировать собственные эмоции, симптомы часто повторяющиеся.

Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?

Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.

Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.

В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.

Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.

Жизнь подростка-аутиста

Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.

Читайте так же:  Как можно сохранить отношения с любимым человеком на всю жизнь

Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.

Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.

Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу. Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей.

Симптомы аутизма

В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.

  1. Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
  2. Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
  3. Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
  4. Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
  5. У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
  6. В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
  7. Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Адаптация в социуме

В результате масштабного исследования стало известно, что дети, страдающие нарушением развития нервной системы, после коррекционного обучения меньше участвуют в социальной жизни, по сравнению с детьми, которые имеют проблемы с речью или интеллектуальными возможностями.

  • почти 40% больных аутизмом никогда не встречались со своими одноклассниками вне школы;
  • 50% никогда не участвовали в общественных мероприятиях;
  • более 54% детей, страдающих данным заболеванием, никогда не общались по телефону со своими знакомыми.

Многие больные дети сообщают, что отсутствие друзей является сильнейшим стрессом для них. Большинство людей считают, что они не стремятся заводить друзей, но специалисты с этим не согласны. Подростки хотят добиться понимания со стороны общественности, они нуждаются в компании.

Многие дети-аутисты полностью погружаются в определенное увлечение, поэтому они стараются избегать общения с окружающими людьми. Такие интересы можно использовать на пользу ребенку, ведь существует множество детей, которые имеют подобные увлечения, поэтому им будет интересно вместе общаться.

Лечение аутизма

При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.

На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.

Детским заболеванием считается аутизм, который на сегодняшний день является распространенным. Причинами аутизма называют нарушения в работе головного мозга. Признаком является уход в себя, отрешенность от окружающего мира. Поскольку данное заболевание проявляется в раннем возрасте, лечением ребенка занимаются специалисты и родители.

Аутизм – психическое отклонение в развитии психики, которое закладывается с самого рождения. Ученые продолжают искать способы выявления болезни на ранних стадиях – еще в период внутриутробного развития или после рождения ребенка. Обычно аутизм выявляется в 3-летнем возрасте, что уже считается поздней стадией.

Основными признаками аутизма являются:

  1. Нарушение речи и моторики.
  2. Отстраненность от социума, склонность к уединению, замкнутости.
  3. Ограниченность интересов.
  4. Однотипные, повторяющиеся действия.
  5. Эмоциональные нарушения реакции.

Аутизм встречается в 5-10 случаев из 10000 детей. Часто им страдают мальчики, которые предпочитают уединение, нежели игры с другими детьми. Заболевание влияет на развитие ребенка, который не приспосабливается к социуму, а также часто не использует речи, а прибегает к жестам и мимике. Обо всех особенностях аутизма поговорим на сайте slovmed.com.

Причины аутизма

К причинам аутизма относят 3 основных фактора:

  • Гены, которые повлияли на отклонения в проводимости импульсов в коре головного мозга.
  • Мутации во время беременности, патологии.
  • Окружение ребенка, в котором он растет. Нередко аутизм становится приобретенным заболеванием как защитная реакция на неблагоприятные условия, в которых растет и развивается малыш.
Читайте так же:  Для чего используется лонгитюдный метод в психологии

Некоторые ученые выдвигают теорию о том, что аутизм является следствием вакцинации малышей после их рождения. Однако пока достоверных данных не было получено по данному поводу.

Мальчики в 4 раза чаще страдают от аутизма, нежели девочки. Выявляют болезнь в течение первых 3 лет жизни малыша. Достаточно трудно выявить заболевание. Только путем наблюдения за ребенком можно установить, что с ним происходит что-то не то.

Признаки аутизма у детей

Чтобы выявить аутизм у детей, ведется наблюдение за их поведением, особенно в кругу близких и чужих людей. Здесь явными становятся признаки отсутствия контакта с людьми и задержка в развитии речи. Ребенок себя хорошо чувствует в уединении, у него наблюдается ограниченный круг интересов. Он избегает объятий и прямого контакта глазами.

Ребенок не идет на контакт с другими детьми: он с ними не играет, не понимает их чувств и не сопереживает, не участвует в коллективных играх, не умеет дружить. Ему свойственны стереотипные движения, когда он все упорядочивает и тянется к определенным игрушкам, считая их самыми любимыми.

[1]

  • Нарушение речевой и неречевой коммуникации:
  1. Возможное отсутствие речи. Отсутствие жестов и мимики.
  2. Речь нормальная, однако не проявляется при общении с другими детьми.
  3. Отсутствие прямого контакта глазами и улыбки.
  4. Ненормальная речь, что проявляется в неправильном произношении, изменении интонации и пр.
  5. Ненормальная речь, когда ребенок повторяет услышанные фразы не по ситуации.
  6. Отсутствие чувства юмора.
  7. Отсутствие реакции на обращение к себе.
  • Нарушение социальных контактов:
  1. Нежелание дружить и общаться со сверстниками.
  2. Отсутствие бесед, где ребенок делится своими проблемами.
  3. Игнорирование людей и их чувств. Может проявляться даже в отношении родителей.
  4. Отсутствие подражания повадкам окружающих либо их повторение не по ситуации.
  5. Нарушение чувственного восприятия.
  • Нарушение мышления, что провоцирует ограниченность интересов:
  1. Предпочтение уединению, играм с собой.
  2. Отчужденное поведение.
  3. Отсутствие интереса к воображаемым событиям.
  4. Истерика при изменениях окружающей среды.
  5. Повторение действий.
  6. Тяготение к конкретному предмету, который он желает постоянно держать в руках.
  7. Концентрация внимания на чем-то одном.

Также отмечаются депрессии, страхи, эпилепсии. Во взрослом возрасте немногие аутисты могут достичь самостоятельности в жизни и профессиональных высот, однако все так же хромает социальный контакт с окружающими. Аутисты совершенствуют свои способности, однако их интеллект не превышает среднего уровня.

Классификация, разработанная в 1987 году в России

Выделяют классификацию, разработанную в 1987 году в России, согласно которой есть два типа аутизма:

  1. Классический аутизм Каннера.
  2. Аутизм с разнообразными аутистическими проявлениями.

Разновидностями аутизма являются:

  • Аутистическая психопатия Аспергера.
  • Аутизм как результат хромосомных аббераций.
  • Ранний классический инфантильный аутизм Каннера.
  • Аутизм как результат синдрома Ретта.
  • Приступообразный и эндогенный аутизм как результат шизофрении.
  • Аутизм невыявленного происхождения.
  • Резидуально-органическое состояние аутизма.

перейти наверх

Лечение аутизма лекарствами

Чтобы приступить к эффективному лечению, врачи сначала проводят диагностику аутизма с целью выявления специфики и стадии отклонения. Чем раньше будут назначены все нужные лекарства, тем больше шансов у ребенка вернуться к обычной жизни. В качестве диагностических мер выступают:

  1. Тесты, опросники, инструкции по выявлению степени развития и уровня интеллекта.
  2. Физическое развитие ребенка, его состояние здоровья.
  3. Хромосомный анализ, если в семье есть умственно отсталые.
  4. Электроэнцефалография при наличии припадков.
  5. МРТ при выявлении изменений в структуре головного мозга.

Уже с годика можно выявить, что ребенок не бормочет, в 1,5 года не говорит слов, а в 2 года вообще теряет речевые навыки, изолируется от общества.

Поскольку имеется проблема в определении причин аутизма, отсутствует точная программа по работе с детьми-аутистами. Существуют различные методики, однако они не гарантируют полного выздоровления. Лишь 1/3 аутистов может обучиться самостоятельной жизни в будущем. Социальные навыки, скорее всего, будут нарушены.

В качестве лечения выступают индивидуальные и групповые тренинги:

Отмечаются случаи выздоровления, но лишь в том случае, если лечение началось на ранних стадиях. Лекарств для лечения аутизма практически не существует. Однако иногда могут прописываться ингибиторы обратного захвата серотонина: Сертралайн, Флуоксетин, Ситалопрам.

Лечение агрессии и аутизма

Во время аутизма ребенок может проявлять агрессию. Это лечится приемом психотропных лекарств (Сонапакс, Рисперидон, Галоперидол), которые снижают уровень агрессии, гнева и неконтролируемых поступков, однако вызывают возбуждение, увеличение веса и бессонницу.

Ведется активное наблюдение за малышом, поскольку приступы агрессии являются частыми следствиями нездоровой обстановки в семье. Здесь могут назначаться Гидрохлорид и Клофелин для устранения агрессии и снижения артериального давления. При нечастых приступах назначаются Литий, вальпроевая кислота, антиконвульсивные препараты (Карбамазепин).

Все препараты назначает врач, учитывающий индивидуальные особенности детского организма.

Коррекция аутизма

Коррекция аутизма проводится поэтапно специалистами: педагогом-воспитателем, детским психиатром, логопедом, невропатологом, психологом, музыкальным работником, сестрой-воспитательницей.

План коррекционных работ разрабатывается индивидуально после оценки состояния развития ребенка. Здесь назначаются 2 режима: щадящий и активирующий. В качестве работы используются различные тактильные, моторные, полевые игры.

Ребенка постепенно обучают речи путем наглядного отображения предмета, контакта с ним. Проводятся групповые игровые терапии. Затем ребенок обучается навыкам самообслуживания. На следующем этапе его обучают сюжетным играм, в которых ребенок может играть сам или с другими детьми.

Задания усложняются по мере продвижения прогресса в развитии ребенка. Его обучают счету, письму, чтению, рисованию и прочим видам деятельности. Постепенно приучают к не повторяющимся действиям. Логопедическая работа направлена не только на развитие речи, но и на наработку навыков социального контакта с окружающими.

Лишь на ранних стадиях аутизм может давать положительные прогнозы, когда дети полноценно развиваются и становятся обычными, здоровыми. Однако чем позже было назначено лечение, тем меньше шансов полностью вылечить аутиста. Некоторые из больных аутизмом могут в будущем стать самостоятельными личностями. Однако признаки болезни будут напоминать о себе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  3. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
Аутизм трудности речи можно улучшить в подростковом возрасте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here