Буллинг в школе – что такое и как бороться

Сегодня мы рассмотрим тему: "Буллинг в школе – что такое и как бороться" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Буллинг в школе – что такое и как бороться

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал psytheater.com называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К жертве постоянно, ежедневно осуществляется насилие, насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования агрессивного характера. Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, ссоры, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Мыслям о самоубийстве.
  2. Наркотической или алкогольной зависимости.
  3. Проблемам со сном, потере аппетита.
  4. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  5. Психологическим проблемам.
  6. Прогулам.
  7. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  8. Одиночеству по жизни.
  9. Депрессии и неврозам.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.

перейти наверх

Буллинг в школе

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Читайте так же:  Детские истерики

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.

перейти наверх

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.

Остановить буллинг

Травля, буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива. В буллинге больше запугивания, чем высмеивания. Ведь запугивание предполагает первоначальное желание причинить боль, которое выражается в действии сильных, властных лиц с явным удовольствием. Вот наиболее распространенные формы буллинга, о которых вы должны знать:

  • словесные домогательства, угрозы и брань,
  • физическое насилие,
  • бойкотирование,
  • повреждение имущества,
  • распространение слухов,
  • кибер-издевательства — текстовые сообщения, манипулируя фотографиями, запись видео и распростанение его в YouTube. Из-за анонимности интернет-пространства кибер-запугивание более жестоко и экстремально, ведь информация в сети доступна круглосуточно.

Кто участвует в травле?

Участников буллинга на самом деле больше, это не только «хулиган» и «жертва», это так же «соучастники» — те, кто следит за травлей и позволяет издевательствам продолжаться.

Что делать, если я стал жертвой буллинга?

  • Обратитесь за помощью: чем раньше обратиться за помощью, тем больше шансов предотвратить проблему. Вам может помочь, например, школьный психолог, друг, родители или специализированные веб-сайты. Вы можете так же поговорить с директором вашей школы.
  • Поговорите с кем-то: узнайте какие методы предотвращения травли использовали другие, чтобы остановить издевательства.
  • Поддерживайтесебя: нарабатывайте самоуверенность, научитесь отстаивать себя перед преследователем.
  • Наращивайтечувство собственного достоинства: самооценка значительно снижается, когда над вами издеваются, а тревожность и депрессия являются следствием травли. Займитесь чем-то, что делает вас счастливым, вдохновляет, чем вы можете гордиться.
  • Избегайте травмирующих событий: держитесь подальше от людей , которые травят вас, а также избегайте мест, в которых они запугивают или издеваются над вами.
  • Если это происходит в Интернете: изучите закон о конфиденциальности личных данных, используйте настройки безопасности, не бойтесь обратиться к администрации сайта.

Что делать, если буллингу подвергается мой ребенок?

Если вы заметили у ребенка необъяснимые физические травмы, внезапный поиск причин, чтобы не идти в школу, сверхнастороженность (издевательства повышают ответные реакции на стресс), личные вещи ребенка начали необъяснимо пропадать, вот несколько советов, которые могут помочь:

  • Поговоритеоб этом: просто заведите речь о проблеме, поделитесь тем, что вы заметили изменения в поведении, прислушивайтесь к чувствам вашего ребенка, поддерживайте без осуждения, критики или обвинений.
  • Найдите помощь: убедитесь, что другие взрослые и учителя знают, что ребенок подвергается издевательствам. Ни один ребенок не должен справляться с травлей в одиночку.
  • Помогите избежать изоляции: дети в компании друзей лучше подготовлены к тому, что справиться с травлей. Найдите способы увеличения круга общения ребенка(например, с помощью молодежных или спортивных клубов).
  • Помогите переосмыслить проблему: попробуйте вместе с ребенком посмотреть на буллинг с другой точки зрения. Хулиган — это несчастный, разочарованный человек, который хочет иметь контроль над своими чувствами, но у него плохо это получается. Нельзя позволять удовлетворять такие чувства за счет вашего ребенка.
  • Убедитесь, что ваши дети знают, что издевательства – это не их вина: что бы кто ни говорил, хулиган, а не жертва, несет ответственность за свои действия.

Буллинг в школе: как остановить детскую травлю?

Часто преподаватели отмалчиваются и не вмешиваются, когда одного из школьников открыто травят одноклассники, задирают его, обзывают и унижают.

Если обидчикам все сходит с рук, они переходят к более жестоким формам буллинга. Поэтому важно пресекать подобные проявления агрессии. Для начала стоит выяснить, что такое буллинг в школе и на работе.

Что это такое

Чтобы понять сущность и способы противостояния буллингу, стоит обратиться к определению термина. Данное понятие означает намеренную и постоянную травлю , где силы обиженного и агрессора явно не равны.

Сюда относятся:

  • угрозы;
  • оскорбления;
  • унижения;
  • высмеивание;
  • шантаж;
  • вымогательство;
  • воровство;
  • драки;
  • присвоение чужих успехов;
  • изнурение сотрудника;
  • напоминание о прошлых ошибках.

Особенно остро проявляется жестокость среди подростков на фоне противоречий в характерах детей. Большую роль при этом играют внутренние и внешние условия развития.

Читайте так же:  Чувство дежавю - что это такое и почему возникает

Моббинг и буллинг

Эти два понятия тесно связаны между собой. Моббинг , в отличие от буллинга , характеризуется менее радикальными формами агрессии. Это могут быть сплетни, обзывания и непристойные шутки над объектом насмешек.

Оба вида травли характеризуются следующими признаками:

  • неравные силы жертвы и обидчика;
  • повторяемость травли;
  • эмоциональная реакция жертвы.

Психологи утверждают, что буллинг всегда начинает один человек, который старается утвердить свой авторитет, просто развлечься, выместить злобу или получить выгоду .

Окружающие, наблюдая за этими действиями, либо пытаются вмешаться, либо игнорируют их.

Если жертва не сопротивляется, а преподаватель не пресекает травлю, остальные дети чувствуют себя беспомощными, и сочувствие к человеку может перейти в равнодушие и даже раздражение. Они не испытывают особого удовольствия от того, что травят слабого, однако подключились за компанию, чтобы буллинг не коснулся их.

  • Чаще всего с подобным проявлением жестокости сталкиваются дети в школах , где уважительное отношение к другим не является нормой, а оскорбление не считается тяжелым нарушением. Обычно жертвами буллинга становятся слабые и скромные ученики. В некоторых случаях подвергаются психологической травле успешные и целеустремленные люди. Это объясняется завистью окружающих.
  • Те же самые причины толкают коллег на занятия буллингом. С его помощью люди скрывают свою несостоятельность, неполноценность и слабости. Травля на работе обычно возникает в плохих условиях труда, когда не хватает рабочих мест, слишком тесное помещение.

Буллинг на работе

Человек, который занимается буллингом на работе, пытается доказать, что жертва глупа и не важна для коллектива. Часто он доходит до открытых унижений, обвиняет и оскорбляет коллегу.

Часто коллектив поддерживает нападающего и присоединяется к издевательствам, особенно, если буллингом занимается руководитель. Такое поведение может быть следствием страха потерять свое место.

Очень сложно противостоять травле на работе. Большинство коллег принимают нейтральную позицию и предпочитают не заступаться за жертву.

Травля в школе

В любом учебном заведении есть дети, которых любят обижать, бить и обзывать. Как правило, это физически слабые подростки и малыши.

Жертвами буллинга могут стать и другие:

  • двоечники;
  • отличники;
  • любимчики преподавателей;
  • ябеды;
  • инвалиды;
  • новички.

Иногда конкретные основания для агрессии отсутствуют, поэтому объектом травли может стать любой ученик.

Часто в роли наблюдателей выступают сами учителя, которых не заботит то, что происходит в классе. Иногда преподаватель сам становится инициатором травли, когда унижает школьника.

Сегодня масштабы травли все заметнее. В 11-летнем возрасте более 40% детей становятся объектом издевательств, в 15 лет – более 25 %. Почти половина школьников была замечена в занятии буллингом.

Травля в интернете

Сегодня появилась новая разновидность травли – кибербуллинг . В нем используются те же методы психологического насилия, что и в реальности.

Жертву преследуют в соцсетях, высылают на электронный ящик оскорбления и угрозы, неоднозначные изображения, распространяют слухи.

Травля девушек и парней через интернет опасна по следующим причинам:

  • легкое привлечение новых участников;
  • отсутствие временных и географических ограничений;
  • безнаказанность за буллинг.

Что делать?

Если началась травля ребенка в школе учениками, родители в первую очередь должны сходить в учебное заведение и поговорить с учителями.

Необходимо посмотреть, как ведет себя подросток во время урока и перемены, с кем общается и о чем говорит. Не лишним будет обратиться к школьному психологу.

Каждый учитель должен знать, как остановить детскую травлю. Если он настроен на поддержание дисциплины, то нужно поговорить вместе с обидчиками и их родителями.

Следующие правила подскажут родителям, как бороться с буллингом:

  1. Если малыш напуган и не хочет идти в школу, не нужно его заставлять.
  2. В некоторых случаях лучше перевести ребенка в другую школу или класс.
  3. Если у подростка развивается депрессия, необходимо срочно обратиться к специалистам.
  4. Необходимо привить ребенку методы психологической защиты, научить общению со сверстниками, отстаиванию своей позиции.
  5. Необходимо напоминать ему о том, что есть люди, с которыми он хорошо дружит. Нужно постараться вместе выяснить причины агрессии со стороны одноклассников.
  6. Чтобы повысить авторитет своего ребенка, родители должны наладить контакт с его учителями и одноклассниками, участвовать в школьных мероприятиях, приглашать в гости его друзей.

Если не получится найти поддержки у администрации школы, необходимо обращаться в вышестоящие органы: региональное МО, департамент образования, прокуратуру.

Если будет доказано, что работники школы бездействовали, они могут понести административную и уголовную ответственность.

К сожалению, невозможно полностью избежать гнева, жестокости и обид окружающих. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы научить подростка взаимодействовать с другими членами общества. Ребенок должен уметь не поддаваться на провокации и с юмором относиться к своим неудачам. Он должен быть уверен, что родители всегда придут к нему на помощь и поддержат в трудную минуту.

Буллинг ( преследование в школе) и как с ним бороться

Определение и немного статистики.

В русском языке трудно подобрать название такому явлению, которое включает в себя агрессивное поведение, моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство. Поэтому англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения насилия в школе.

По данным Всемирной Oрганизации Здравоохранения (ВОЗ, 2010), которая периодически проводит мониторинг поведения школьников и факторов, влияющих на их здоровье, регулярному насилию в школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Постоянно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.

Отмечается, что мальчики чаще используют средства физического воздействия, в то время как девочки больше применяют социальную изоляцию.

В последнее время с распространением высоких технологий и использованием средств интернета, мобильных телефонов, социальных сетей итд, среди детей появился и новый вид буллинга – кибербуллинг,.

Организаторы и исполнители.

Обычно считается, что организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально недалекие дети из «неблагополучных» семей. Однако, это не всегда так. Дети из обеспеченных «благополучных» семей тоже могут оказаться в этой группе. В то же время, если ваш ребёнок сам участвует в насилии и тем более является заводилой, это тоже повод для вмешательства. Как показывают последующие наблюдения, большинство таких детей растут одинокими, у них плохо складываются отношения в семье и на работе.

В роли жертвы может оказаться практически любой. Это может быть и физически сильный ребенок, и ребенок, который хорошо учится и нравится учителям. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык: новенький, тупой, умный, наглый, тихоня, придурок или мажор, коротышка или дылда, с акцентом разговаривает, не так одевается, ботан, рыжий, очкарик…

Видео (кликните для воспроизведения).

Последствия школьного буллинга сказываются на личности человека в течение последующей жизни. Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне под руководством Такизавы. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, школьные ссоры и драки оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами.

Читайте так же:  Заниженная самооценка

Что можно сделать в школе.

Принимая во внимание начало нового учебного года, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы ребенок не стали жертвой буллинга.

Учителя и администрация школы должны учитывать, что нападки обычно происходят в туалете, на школьном дворе, в холле на переменах, в школьных автобусах, а также по телефону или через интернет. Учителя должны незамедлительно реагировать на любые враждебные действия , информировать администрацию и родителей и тщательно расследовать подобные инциденты.

Ученики и родители должны быть информированы и вовлечены в создание безопасной атмосфере в школе . Можно также привлекать школьников старших классов в качестве добровольных помощников (школьные омбуцмены), к которым ребенок может безопасно обратиться.

Признаки, на которые необходимо обратить внимание.

Ребенок не всегда может признаться родителям в том, что он подвергается насилию в школе, поэтому внимательно наблюдайте за некоторыми невербальными знаками и несвойственным поведением:

  • Порванная одежда, синяки и ссадины, нежелание говорить о школе или идти туда, снижение аппетита, ночные кошмары, депрессия, тревога, снижение успеваемости;
  • «Потеря» вещей и карманных денег, нежелание выходить играть во двор;
  • Ребенок не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости, становится вспыльчивым, срывает зло на младших членах семьи.

Если вы заметили подобные признаки, не говорите ребенку “не обращай внимание”, “пошли их подальше” итд. Посторайтесь поговорить откровенно и выяснить все детали. Заверьте ребенка, его вины в этом нет, и что вы сделаете все для прекращения ситуации.

Особая тема – кибербуллинг (угрозы через интернет)

Расскажите детям о возможности запугивания через интернет и научите не отвечать на угрожающие письма и звонки.

Убедитесь, что компьютер, которым пользуется ребенок находится в общей комнате , и вы може иметь к нему доступ . Объясните ребенку, что вы должны иметь возможность мониторировать его переписку для исключения возможности кибербуллинга.

Как родители, вы можете настоять, чтобы телефон и компьютер находились в общей зоне (кухне или гостинной) для исключения угрожающих сообщений в ночное время. .

Часто дети не сообщают о кибербуллинге, тк боятся, что родители отберут телефон или компьютер. Родители должны убедить ребенка, что все устройства останутся у ребенка, но буллинг_- это проблема, и взрослые должны знать о ней , чтобы защитить своего сына или дочь..

Как себя вести ребенку.

Избегать ситуаций, где нет других учеников и учителей . Не оставаться в туалете одному, обедать в компании друзей. В автобусе садиться поближе к водителю. Попросить встречать после школы, если нет возможности возвращаться в компании друзей.

Обязательно сообщать родителям, учителям, воспитателям о наличии проблемы.

Что делать родителям.

Научите ребенка справляться с ситуацией.

Отработайте сценарии и ответные стратегии дома, которые помогут справиться с проблемой. Вместе рассмотрите, кто из учителей и друзей смогут помочь. Договоритесь о встречах с психологом.

Постарайтесь найти взаимопонимание с педагогами, которые в силу ряда причин не признают (или не хотят признавать) проблему в её истинном свете. При необходимости доведите до сведения администрации и вышестоящих организаций.

[2]

Иногда, если понятно, что изменить к лучшему ситуацию в классе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка в другую школу.

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка

Фоксфорд поговорил о проблеме буллинга с практикующим психологом. Елена Трушина рассказала, что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространении слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития.

Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.

  • Беспричинные боли в животе и груди
  • Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
  • Нервный тик, энурез
  • Печальный вид, беспокойство, тревожность
  • Нарушенный сон, кошмары
  • Длительное подавленное состояние
  • Участившиеся простуды и другие заболевания
  • Склонность к уединению, нежелание общаться
  • Проблемы с аппетитом
  • Излишняя уступчивость и осторожность.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

[3]

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Читайте так же:  Как освободиться от груза обид и простить человека

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов.

  • Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

«Почему же вы все такие злые»: как спасти детей от травли в школе?

Что делать учителям, родителям и детям, ставшим жертвами травли, «Татар-информу» рассказал доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

Негативная психологическая атмосфера сейчас царит в каждой в школе и даже в элитных колледжах. Татарстан, увы, не является исключением, уверены психологи. Примеры агрессивной травли есть не только в школьных, но даже в дошкольных учреждениях.

14-летняя школьница из Смоленской области покончила с собой 19 ноября. Она жаловалась на постоянную травлю и издевательства со стороны одноклассников. Школьница была инвалидом по зрению, носила очки, сверстники дразнили ее циклопом. Незадолго до трагедии подросток написала письмо Президенту РФ Владимиру Путину и пожаловалась на низкую зарплату своей мамы, работающей санитаркой в поликлинике. «Почему вы все такие злые?» – такой статус остался у девочки на странице «ВКонтакте». Расследованием данного дела сейчас занимается СУ СКР по Смоленской области.

Другой случай жесткой травли ребенка этой осенью зафиксирован в школе Самары. В эпицентре скандала, в котором также сейчас разбираются правоохранительные органы, оказался первоклассник. Мама воспитывает его одна и поэтому не смогла сдать деньги «на нужды класса». Родительский комитет довел ситуацию до абсурда, настроив против мальчика своих детей. Ребенок стал изгоем, другие дети отказывались играть с ним на переменах, а потом малыш и вовсе стал приходить домой после уроков с синяками.

[1]

Всем людям очень важно, что о них думают другие. Когда человек попадает в травлю, буллинг, клевету и понимает, что общество его оценивает негативно, то впадает в хроническую депрессию. Он думает, как изолироваться от общества. Ребенок, попавший в ситуацию травли, перестает чувствовать свою ценность. У него пропадает радость к жизни, возникает депрессия», – рассказал Рамиль Гарифуллин.

Эксперт считает, что если родители с помощью детей решают финансовые проблемы, как во втором случае, то это говорит об их полной безответственности. Они используют детей для выбивания денег и выходят за все рамки нормального поведения. Когда дети становятся жертвами игр взрослых, это беда, сказал психолог.

Буллинг в казанских школах

Собеседник «Татар-информа» в ноябре провел исследование психологического климата в казанских школах. В нем приняли участие 635 родителей и 620 школьников Приволжского, Вахитовского и Ново-Савиновского районов города. Толчком к проведению опроса послужило возросшее желание школьников получать образование дома и заинтересованность данным вопросом их родителей.

«Я обнаружил, что 11–16 процентов от общего числа опрошенных детей хотят получать образование дома из-за буллинга. При этом 10–11 процентов школьников отметили неблагоприятный социально-психологический фактор в классе. Это очень большой процент. Получается, что каждый десятый школьник страдает от того, что его не устраивает взаимодействие с одноклассниками и буллинг», – отметил Гарифуллин.

82 процента от общего числа опрошенных школьников ежедневно ожидают буллинг и контролируют, чтобы его не было. Эти ребята не являются жертвой, но находятся в условиях ожидания, что это явление возможно. Они пытаются что-то сделать, чтобы в отношении них не было травли. Это ежедневная борьба за свой статус.

Оказалось, что 26 процентов родителей не имеют представления о психологическом состоянии ребенка в школе и не знают, является ли их сын или дочь жертвой буллинга. При этом они даже не интересуются данным вопросом. Когда во время исследования я узнавал, что в школе есть буллеры (организаторы травли. – Ред.), то общался с их родителями. 96 процентов родителей не знали, что их ребенок – буллер», – продолжил рассказ психолог.

В результате исследования была дана оценка психологическому климату в казанских школах в целом. И эта оценка негативная. Оказалось, что 71–76 процентов детей по разным причинам вообще не хотят учиться.

Позиция жертвы. Домашнюю модель поведения школьники приносят в класс. Если ребенок терпит в доме агрессию отца или матери, то терпимость к унижению для него становится нормой. Для этого школьника травля не является проблемой, поэтому он с ней не борется. В буллинг чаще попадают «белые вороны», которые отходят от общей нормы. К примеру, это новички, переведенные из других школ, во время процесса адаптации.

Читайте так же:  Какова роль мужчины и кто в семье главный

«Жертвой становится не тот, кто объективно слабее, а тот, кто не может ответить. Буллинг решается двумя методами: бежать или бороться. Некоторые дети из-за этого часто меняют школы, но это не всегда решает проблему», – считает эксперт.

Личность буллера. Ошибочно думать, что организаторами травли всегда бывают дети с задержкой психического развития. Часто это школьники с хорошим социальным интеллектом, они могут быть лидерами, но страдать невротизмом, вызванным обстановкой дома. Таких ребят дома недолюбливают, не обращают на них внимания. В ребенке накапливается агрессия и злость. Эти негативные эмоции школьники выливают на сверстников. Некоторые дети становятся буллерами потому, что сами боятся быть жертвой травли.

«Одна из главных бед заключается в том, что родители не являются друзьями своих детей. Поэтому дети к ним не обращаются, поскольку уверены, что не найдут поддержки. К буллеру не стоит относиться агрессивно. Нужна глубинная работа с его личностью. Нужно понимать, что это невротик, который имеет проблемные отношения в доме», – отметил собеседник «Татар-информ».

Рамиль Гарифуллин считает, что учителя современных школ сами являются вулканом некорректного поведения, инициаторами буллинга. Учитель – это лидер, и его оценка кого-либо отмечается всеми школьниками. Достаточно оценить или обозвать ученика, кинуть ему в лицо дневник… Если будет дана оценка школьнику, это подхватит весь класс. Учитель каждый раз должен оценивать, насколько корректно себя ведет и что говорит в классе. В проблемной ситуации педагоги зачастую во всем обвиняют жертву буллинга, а это недопустимо.

«Педагоги должны общаться со школьниками, чтобы знать об их переживаниях. В классе нужно организовать комфортную социально-психологическую атмосферу. Иногда учителя сами не могут справиться с буллером, который является продуктом развития социально-неблагополучной семьи. Честь педагога сейчас упала благодаря действию родительских комитетов, давлению на преподавателей и финансово-коммерческим отношениям, которые усилились в школах. Авторитет учителя уже не может быть инструментом для решения проблем», – считает психолог.

Зачастую школы пытаются скрыть проблему буллинга, чтобы не допустить скандал и не потерять свое место в рейтингах. Родители должны вовремя распознать эту показуху.

С жертвой буллинга должна быть проведена психологическая работа. Ребенок должен изменить свое отношение к ситуации. Дети часто попадают в психологическую ловушку от безысходности и поэтому ничего не делают. Пострадавший должен получить объективное представление о том явлении, которое с ним происходит. Нужно понять, что проблема решаема. Для этого нужно выскочить из психологической ловушки.

1. Для начала нужно выявить зачинщика травли.

2. Пострадавшему от психологического давления школьнику нужно выбрать помощников. Это люди, которые его уважают и ценят. Это может быть родитель, учитель, психолог, авторитетный друг.

3. Далее нужно вывести агрессора на диалог, открытое обсуждение ситуации в классе.

4. Этот диалог нужно выстроить на чувственном общении. Тогда выяснится, что другие дети в классе боятся и не поддерживают буллера.

5. Необходимо поднять авторитет жертвы буллинга. Одноклассники должны начать ценить его за что-то: какие-то навыки, способности, таланты, достижения.

Пример из практики

К Рамилю Гарифуллину обратилась мать подростка, который учится в школе с физико-математическим уклоном и является жертвой буллинга. Буллер из класса после уроков занимался рукоприкладством и словесной травлей. Пострадавший мальчик в этой школе был новеньким. Ему был объявлен бойкот, у парня вымогали деньги.

«Сначала я поработал с мальчиком, объяснил, как правильно общаться с буллером и что нужно дальше делать. В результате ему удалось дважды дать сдачу. Но этого оказалось недостаточно, буллер пришел на следующую встречу с двумя приятелями. Однако с тех пор отношение к жертве изменилось. Пострадавший перестал быть пассивным, ситуация переломилась. В результате мне пришлось вмешаться, позвонить директору школы. Выяснилось, что директор обо всем знает», – рассказал Рамиль Гарифуллин.

Оказалось, что у буллера дома плохой психологический климат, проблемные родители. Конечно, он не был в одночасье перевоспитан. Но психолог провел с парнем стрессотерапию. Подросток задумался о своей дальнейшей судьбе и изменил поведение. Парень, ставший жертвой буллинга, тоже прошел большую школу личностного роста.

Родители должны быть друзьями своим детям. Взрослым нужно общаться с подростками, чтобы знать, что творится в их душе. Мамам и папам следует самим делиться своими переживаниями с детьми. Взрослым рекомендуется обращать внимание не только на настроение ребенка, но и на его сон, аппетит. Если ребенок страдает в глубине души, но не выражает своих чувств, то это является проблемой. Родителям нельзя уничтожать человеческое достоинство ребенка. В семье должен царить мир в отношениях между матерью и отцом.

«Посмотрите со стороны – насколько счастлив ваш ребенок. В случае возникновения проблемной ситуации не стоит всю ответственность перекладывать на учителей. В любом случае родители должны глубоко осознать, что есть технологии решения проблемы буллинга», – подчеркнул Гарифуллин.

Травля взрослых и кибербуллинг

Травле подвержены не только школьники, но и их родители и учителя. Одни родители травят других при помощи родительских комитетов, и это серьезная проблема. Взрослые забывают, что это школа. Члены родительского комитета начинают применять методы конкурентной борьбы по отношению к другим взрослым.

«Это разборки взрослых, и школа здесь ни при чем. В таких случаях нужно собирать всех родителей на общешкольном собрании, делать эти факты предметом огласки», – отметил психолог.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кибербуллинг (травля в интернете) в отношении взрослых людей – серьезная проблема, которая тоже может довести до суицида. Кибербуллинг сегодня стал методом конкурентной борьбы. Он стал частью деструктивной культуры общества. К сожалению, вся Россия находится в состоянии внешнеполитической травли, отмечает психолог. Внутри самой страны тоже наблюдается политический и экономический буллинг в силу конкуренции разных институтов.

Источники


  1. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  2. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.

  3. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
Буллинг в школе – что такое и как бороться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here