Чем психологический опыт отличается от эксперимента

Сегодня мы рассмотрим тему: "Чем психологический опыт отличается от эксперимента" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие эксперимента, его отличие от наблюдения и измерения. Признаки экспериментального психологического исследования

Читайте также:

  1. A) Понятие о средних величинах
  2. B.I. Понятие культуры
  3. I. Понятие и система принципов конституционного статуса личности
  4. I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ
  5. I.3. Понятие, сущность И СТРУКТУРА культуры
  6. VIII. Понятие и виды организационных структур.
  7. Абсолютные показатели, единицы их измерения.
  8. Адвокатская тайна. Понятие и правовые основы.
  9. Административная подведомственность: понятие, значение, признаки, виды
  10. Административно-правовые и процессуальные отношения: понятие, структура, виды, особенности
  11. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды
  12. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды

Определение понятия «экспериментальный метод» в широком и узком смысле.

Экспериментальный метод в широком смысле слова, по Т.В. Корниловой, — это изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности.

Экспериментальный метод в узком смысле слова, по Т.В. Корниловой, — это проверка научных гипотез каузального (причинного) характера на основе применения нормативов экспериментального метода.

Материал последующих лекций будет посвящен ответам на вопросы:

[3]

— чем отличаются каузальные, или причинно-следственные, гипотезы от других видов научных гипотез?

— чем характеризуется эксперимент как система нормативов проверки гипотез?

1. Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студен­тов, —наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последовате­ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу­чающих уникальные объекты, их поведение и историю.

Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди­ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес­ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До­статочно вспомнить такие исследования, как работу А.Р. Лурии «Ма­ленькая книжка о большой памяти» или монографию З.Фрейда «Ле­онардо да Винчи».

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход— исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реа­лизовать или номотетический, или идиографический подход к по­знанию реальности.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с ис­пользованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Одна­ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре­чающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания су­щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных». Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред­ственного восприятия.

Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от­ветить на вопрос: «Что вызвало изменение в поведении?». Наблю­дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи­тельно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле­дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, бо­лее «совершенные» методы эмпирического исследования: экспери­мент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективи­ровать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко­личественной форме.

В отличие от наблюдения и измерения, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных усло­виях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

2. Измерениепроводится как в естественных, так и искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь стремится не воздействовать на объект, а ре­гистрирует его характеристики такими, какими они являются «объ­ективно», независимо от исследователя и методики измерения (пос­леднее для ряда наук невыполнимо).

В отличие от наблюдения, измерение проводится в ходе прибор-но-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного ин­струмента: естественное «поведение» объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении не­возможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследование.

Измерение обычно определяют как некоторую операцию, с по­мощью которой вещам приписываются числа. С математической точки зрения это «приписывание» требует установления соответст­вия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической точки зрения измерение — это регистрация состояния объекта (объ­ектов) с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния — объ­екта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вто­ричной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не пока­зателями прибора, а количественными характеристиками состояния объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внима­ние уделяли второй процедуре — интерпретации показателей, а не первой — описанию взаимодействия прибора и объекта. В идеале операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимо­действия объекта и прибора, а именно — влияние характеристик объ­екта на его показания.

Итак, измерениеможно определить как эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаи­модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо­яний которого зависят от изменения состояния объекта. Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю пред­мет. Например, линейка — прибор для измерения длины. Сам ис­следователь может быть измерительным инструментом: «человек есть мера всех вещей». И действительно, ступня, палец, предплечье слу­жили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с «измерением» человеческого поведения: особенности поведения другого исследователь может оценивать непосредственно — тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде­нием. Но существует инструментальное измерение, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, например тест на интеллект. Особенности метода измерений в психологии будут рассмотрены в дальнейшем. Здесь отметим лишь то, что в психологии под изме­рением понимают два совершенно различных процесса.

Читайте так же:  Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования

1. Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объек­тов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь «измеряет» особенности субъективной реаль­ности испытуемого. В этом смысле «психологическое измерение» является задачей, данной испытуемому.

2. Психологическое измере­ние во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальней­шем, проводится исследователем для оценки особенностей поведе­ния испытуемого. Это — задача психолога, а не испытуемого.

Наблюдение условно можно отнести к «пассивным» методам ис­следования. Действительно, наблюдая поведение людей или изме­ряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предостав­ляет природа «здесь-и-теперь». Мы не можем повторно провести на­блюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь «внешние» свойства;

зачастую, чтобы выявить «скрытые» свойства, необходимо «спро­воцировать» изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.

3. Для установления причинно-следственных связей между явле­ниями и процессами проводится эксперимент. Исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта — следствием.

Эксперимент является «активным» методом изучения реальнос­ти. Исследователь не только задает вопросы природе, но и «вынуж­дает» ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве­тить на вопросы: «Как? Когда? Каким образом?», а эксперимент отвечает на вопрос «Почему?».

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе экспери­мента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и из­меряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла­ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называетсяэкспериментальным воздействием.Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии. В научной ли­тературе термин «эксперимент» применяется как к целостному экс­периментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь­ной пробе — опыту.

Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение явля­ется непосредственным, «пассивным» методом исследования. Из­мерение — пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент — активный и опосредованный метод изучения реальности.

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы, как указывает В.Н. Дружинин, в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние, как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания. С.Л. Рубинштейн писал:

«Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных».

В.В. Никандров указывает, что достижение главной цели эксперимента – предельно возможной однозначности в понимании связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями – достигается благодаря следующим основным характеристикам эксперимента:

1) инициатива экспериментатора в проявлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития психических явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, которая дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки получаемых научных данных и их накопления;

6) варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.

Таким образом, психологический эксперимент можно определить как метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установить причины возникновения этих явлений и закономерности их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 3298 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные характеристики психологического эксперимента

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

Читайте так же:  Что относится к видам общения в психологии

В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменной.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент». Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Эксперимент как основной метод психологического исследования. Виды, требования, достоинства и недостатки

Читайте также:

  1. B) типы методологии
  2. I. Методика обучения биологи как наука
  3. I. Методические рекомендации по подготовке к семинару
  4. I. Методы формирования сознания, методы убеждения
  5. I. Определение социально-психологического климата.
  6. I. Стили руководства. Методы принятия управленческих решений. Управленческая решетка Блейка — Моутона.
  7. I. Структурные методы
  8. II ПОСМЕРТНЫЕ МЕТОДЫ
  9. II. Метод упреждающего вписывания
  10. II. Методологические принципы научно-педагогического исследования
  11. III) Методы управления 1 страница
  12. III) Методы управления 2 страница

Психологический эксперимент — (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 10527 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психологический эксперимент

Есть люди, которым эксперименты нравятся, а кому-то — нет.
скачать видео

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор.

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Психологический эксперимент (определение, основные виды и особенности эксперимента).

Эксперимент – метод, предполагающий активное воздействие исследователя на изолированный объект с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психических явлений.

Основная задача психологического эксперимента – сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Маклаков главным достоинством эксперимента считал то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.

С.Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента:

1. в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление (в этом его отличие от наблюдения).

2. экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.

3. в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.

4. эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных данных в исследовании.

Читайте так же:  Как выбросить из головы любимого человека и отвлечься от мыслей о нем

В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологические факты.

Эксперимент – это основной метод современного естествознания и естественно – научной ориентированной психологии.

В психологии существуют три основные разновидности эксперимента: лабораторный, естественный (полевой), и моделирующий. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Одним из первых метод естественного эксперимента стал использовать ученый А.Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из- за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Моделирующий эксперимент: при проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает. Что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной его особенностью является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия: запоминание различных сведений, выбор или постановка целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

12.3. Виды эксперимента

Реальный (конкретный). 2.

II. По цели эксперимента 1.

Диагностический (обследовательский). 3.

III. По уровню исследования 1.

Предварительный (разведывательный). 2.

IV. По типу воздействия на испытуемого 1.

V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации)

А. Классическая группировка

1. Лабораторный (искусственный). ,

2. Естественный (полевой).

Б. Неординарная группировка: 1.

Эксперимент, дублирующий реальность. 2.

Эксперимент, улучшающий реальность.

VI. По возможности влияния экспериментатора на независимуюпеременную 1.

Спровоцированный эксперимент. 2.

Эксперимент, на который ссылаются.

VII. По количеству независимых переменных 1.

Однофакторный (двумерный). 2.

VIII. По числу испытуемых 1.

IX. По способу выявления связей между переменными (по процедуреварьирования экспериментальной ситуации) 1.

Интрапроцедурный (внутри). 2.

Интерпроцедурный (между). 3.

X. По типу изменения независимой переменной 1.

Реальный (конкретный) эксперимент – это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Их перенос на более широкие условия носит вероятностный характер.

Мысленный эксперимент – воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Иногда к этому разряду относят и мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента [347]. Но такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта – фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование).

Дискуссии по поводу «эмпиричности» или «теоретичности» мысленного эксперимента нам кажутся бесконечными и бесперспективными, поскольку граница между соответствующими видами знаний и исследований весьма условна. Сторонники теоретического характера мысленного эксперимента обычно ссылаются на то, что его применение связано, главным образом, с выдвижением и разработкой гипотезы [177, с. 167], а не с этапом сбора данных об изучаемом объекте. Это действительно так. Мысленный эксперимент применяется в основном с целью более четкого осознания выдвигаемой гипотезы и для сравнения с реальным опытом в качестве эталона. Однако в нем присутствуют все признаки и элементы эмпирического реального эксперимента, но только в условном и идеальном виде: осуществляется прямое втор-» | жение экспериментатора (пусть воображаемое) в жизнедеятель- ‘

Психологический эксперимент

Особенности личности человека являются объектом интереса и изучения ученых многих поколений. Для получения достоверных данных в этой области можно воспользоваться большим количеством разных способов и методов исследования в психологии. Наиболее популярным и зарекомендовавшим себя является метод психологического эксперимента, небольшая информация о котором была помещена в предыдущей статье. В этой статье рассмотрим данный метод подробнее.

Эксперимент является определенным опытом, проходящим в специальных условиях. Его цель получить психологические данные через вмешательство исследователя в процесс деятельности испытуемого. Сделать доступными для наблюдения особенности внутреннего психического процесса – основная задача эксперимента в психологии.

Метод эксперимента применяется и в других областях науки, но психологический эксперимент от них сильно отличается.

В психологическом эксперименте быть уверенным, что изучается то, что надо изучить, очень трудно. Если экспериментаторы в области физики и химии, знают, что изучают, то, что изучает психолог, когда изучает психику? Классический учебник по экспериментальной психологии Р. Вудвортса, вышедший в 1938 г. определял эксперимент как упорядоченное исследование. Исследователь в ходе эксперимента изменяет какой-то фактор, оставляя другие неизменными и, наблюдает результаты систематических изменений. Вудвортс считал отличительной особенностью эксперимента управление экспериментальным фактором.

Достижение главной цели эксперимента, по мнению В.В. Никандрова происходит благодаря основным характеристикам этого метода:

  • Экспериментатор проявляет инициативу в области интересующих его психологических фактов;
  • Варьирование условий возникновения и развития психических явлений;
  • Контроль и фиксация условий процесса их протекания;
  • Изоляция одних факторов и акцентирование других, что дает возможность определения закономерностей их существования;
  • Существует возможность повторения условий эксперимента, что является важным моментом для многократной проверки получаемых научных данных;
  • Возможность варьирования условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.

Психологический эксперимент, таким образом, можно определить как метод, в результате которого исследователь сам вызывает явления, его интересующие и, сам изменяет условия их протекания. Целью является установление причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.

Получаемые научные факты при этом можно неоднократно воспроизводить с целью их проверки и на основе этого судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Виды психологического эксперимента

Специалисты выделяют несколько видов экспериментального метода. Виды эксперимента выделяются в зависимости от способа организации, от цели исследования, от характера влияния на испытуемого и от возможности влияния экспериментатора на независимую переменную. Рассмотрим эти виды экспериментов.

Способы организации эксперимента

В зависимости от способа организации выделяют лабораторный эксперимент, естественный и полевой эксперимент:

  • Лабораторный эксперимент. Он проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния. Достоинством является строгий контроль над всеми условиями эксперимента и применение специальной аппаратуры. Недостаток заключается в сложности переноса полученных данных на реальные условия. Причиной мотивационных искажений может стать осведомленность испытуемого об участии в эксперименте;
  • Естественный эксперимент. В отличие от предыдущего проводится в реальных условиях. Изучение объекта проходит в контексте повседневной жизни, что позволяет полученные данные легко переносить в реальность. Мотивационных искажений здесь нет, потому что испытуемый не всегда проинформирован о своем участии в эксперименте. Непредвиденные помехи, искажения, невозможность контролировать все условия относятся к его недостаткам;
  • Полевой эксперимент. В его основе лежит схема естественного эксперимента. Привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений, несмотря на то, что испытуемые проинформированы о своем участии в эксперименте. Возможно использование портативной аппаратуры для более точной регистрации получаемых данных.
Читайте так же:  Капризный ребенок 2, 3, 4, 5 лет – что делать

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Характер влияния на испытуемого

В зависимости от этого фактора можно выделить констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты:

  • Констатирующий эксперимент – это один из видов, цель которого заключается в изменении одной или нескольких независимых переменных и их влияние на зависимые переменные;
  • Формирующий эксперимент. Суть его в том, что человек или группа людей принимают участие в организованном обучении и формировании каких-либо качеств и навыков. Формирующий эксперимент широко применяется в отечественной психологии, потому что через создание специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического становления личности;
  • Контрольный эксперимент, суть его состоит в повторном измерении состояния объекта и сравнение с первоначальным состоянием, кроме этого сравнение состояния контрольной группы, не получившей экспериментального воздействия.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Тест и психологический эксперимент

Читайте также:

  1. II.Помимо протокола, ход след.эксперимента и его результаты запечатлеваются с помощьюпланов, схем, фотосъемки, звуко- и видеозаписи.
  2. IV. Особенности фотографирования при проведении следственного эксперимента.
  3. V3: Психологический тест как инструмент измерения
  4. V3: Психологический тест как инструмент измерения
  5. А. Крыштановский Эксперимент с выборками
  6. Анализ протокола и оценка результатов следственного эксперимента
  7. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
  8. Аппаратные и программные средства проведения эксперимента
  9. Ассоциативный» эксперимент
  10. Б. моделировать условия гипо- и гипербарии в эксперименте
  11. Бенгалия 1877 года.Многолетние эксперименты Хершеля с отпечатками пальцев
  12. Валидность эксперимента внутренняя

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об отношении мето­да тестов к другим методам психологической науки, в частности к экс­перименту.

[1]

Довольно часто метод тестов, в действительности родившийся как развитие экспериментального метода, определяют как особую разно­видность психологического эксперимента.

Так, в понимании К. К. Платонова тест — это «краткий эксперимен­тально-психологический метод, исследующий тот или иной психиче­ский процесс (функциональный тест), личность в целом (проектив­ный тест) или группу» [208].

В то же время многие серьезные исследователи четко разграничи­вают психологический лабораторный эксперимент, созданный для исследовательских целей, и психологический тест, имеющий отчет­ливую практическую направленность. Согласно В.Штерну (1922), под психологическим тестом «понимают постановку строго опре­деленной задачи, имеющей целью распознание известного психи­ческого свойства. От психологического лабораторного эксперимен­та тест отличается тем, что он в короткое время и с помощью простых средств определяет характеризующую человека индивидуальную ценность» [307].

В. Штерн в свое время назвал психологический тест испытатель­ным экспериментом (Prufungexperiment) в отличие от классического, исследовательского эксперимента (Fersuhengexperiment) [307; 405]. Различие между ними, согласно В. Штерну, заключается в следу­ющем: в то время как исследовательский эксперимент фиксирует зна­чения нескольких показателей у одного лица, испытательный экспе­римент (тест) делает это по одному показателю, зато у многих лиц.

Однако М. С. Бернштейн [34; 35] подверг уничтожающей критике такое деление, считая его механистическим. В частности, он справед­ливо указал на то, что, с одной стороны, всякий эксперимент представ­ляет определенное испытание для исследуемого лица (отсюда — само понятие «испытуемый»), а с другой стороны, тесты «все более широко применяются в исследовавших целях». Вместе с тем М. С. Бернштейн согласился с тем, что «психологический тест является разновидностью

Раздел 3.Теоретические проблемы диагностических методов_____________61

психологичного эксперимента» [35]. При этом отмечал у них следу­ющие общие свойства:

[2]

* вызывать реакции испытуемых;

» обеспечивая упрощение и изоляцию отдельных видов поведения

испытуемых; » делать своим предметом лишь определенные психические свойства;

* планомерно варьировать стимульные воздействия;

» обеспечивать возможность многократного повторения процеду­ры в отношении одних и тех же испытуемых;

» подвергать полученные результаты количественной обработке;

» служить средством решения разного рода общепсихологических вопросов (хотя наряду с этим метод тестов, в отличие от экспе­римента, в основном применяется в целях практической психо­диагностики).

Указанный тезис М. С. Бернштейн подкреплял также ссылками на общность исторического пути, пройденного тестовой методикой, с од­ной стороны, и обычной экспериментальной процедурой, с другой сто­роны. Кроме того, в подтверждение своей позиции он приводил мно­гочисленные высказывания видных психологов и тестологов своего времени. Что же касается специфических особенностей метода тестов, то М. С. Бернштейн прежде всего считал необходимым исключить из их числа такие надуманные, по его мнению, черты, как большая, по сравнению с экспериментом, простота, меньшая точность и использо­вание лишь бланковых материалов (в противоположность аппаратур­ному оборудованию, применяемому в экспериментальных исследова­ниях). Подлинными же отличительными признаками метода тестов М. С. Бернштейн считал следующие:

1) его функцию служить измерительным инструментом (для чего тест оснащается соответствующими нормами и шкалами);

2) то, что он менее абстрактен и более жизненен, чем эксперимент;

3) его экономичность (проявляющуюся в том, что тестовая методи­ка строится по принципу «необходимого и достаточного», в со­ответствии с которым и определяется количество составляющих его заданий);

Читайте так же:  Летаргический сон

4) наличие четко сформулированных критериев качества (главны­ми среди которых являются валидность и надежность).

Получившая столь разностороннее обоснование тенденция рассмат­ривать метод тестов как разновидность психологического эксперимен­та еще более усилилась со второй половины 1930-х гг., когда метод тестов

62__________Часть I. Психодиагностика теоретико-методологические аспекты

подвергся разрушительной критике. В этот период стали говорить о применении в практической психодиагностике метода эксперимента, подразумевая, естественно, под этим термином прежде всего метод тест­ов [34; 35]. В дальнейшем, однако, по мере того как происходила реа­билитация последнего, интерес к выявлению специфических особенно­стей данного метода вновь усилился.

Так, заключая свое описание методов сбора фактического матери­ала, используемых в психологии, характеристикой метода тестов, А. И. РаевиЛ.А. Регуш пишут (1981): «Все вышерассмотренные мето­ды имеют в конечном счете своей целью исследование собственно пси­хических явлений для получения каких-то новых данных, обогаща­ющих психологическую науку. Тесты выполняют другую функцию. Они предназначены для того, чтобы установить наличие или отсут­ствие уже известных психологических особенностей тех или других испытуемых» [230].

«Экспериментатора, — пишет М. Г. Ярошевский (1976), — интересу­ет детерминационная зависимость наблюдаемых факторов от произ­водящих их причин. Он испытывает набор условий, чтобы установить, функцией каких переменных является данный феномен. При тести­ровании в отличие от экспериментирования, — продолжает М. Г. Яро­шевский, имея в виду начальный этап развития метода тестов, — психо­лог фиксирует, что люди делают, не варьируя условий их деятельности. Он измеряет полученные результаты при помощи некоторого крите­рия, регистрируя количественные вариации. Здесь переменными яв­ляются индивидуальные различия».

Тест и другиедиагностические методы

Представляет интерес выяснить, как психологи соотносят метод тестов с другими диагностическими методами?

Среди известных нам характеристик тестов одной из наиболее глубо­ких представляется попытка видного советского психолога К. Н. Корни­лова проанализировать логическую основу данного метода. В опублико­ванной в 1928 г. вызвавшей большой резонанс статье «Сравнительная значимость методов научного исследования в области психологии и педологии с точки зрения марксизма» [144] К. Н. Корнилов утверж­дал, что в отличие от всех других исследовательских методов психо­логии, имеющих индуктивную природу, метод тестов — это «метод простой дедукции, вывод от общих установленных индуктивных пу­тем положений к отдельным частным случаям» и что «мы во всяком тестовом обследовании имеем дело с самым обычным типом дедук-

Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов

тивного умозаключения» [144]. Это положение представляется вер­ным в своей основе, хотя и не исчерпывающем. Мы обратимся к нему enje раз, когда будем давать собственную характеристику метода те­стов.

Как бы продолжая эту идею, целый ряд авторов, трактуя метод тестов весьма расширительно, включают в данное понятие любую исследовательскую методику, в которой находят применение коли­чественные характеристики. Так, например, к тестам иногда относят стандартизованное (квантифицированное) наблюдение, метод оценоч­ных классификаций (рейтинг), и в том числе различные социометри­ческие методики [2; 3].

С другой стороны, иногда мы сталкиваемся с необоснованным на­мерением к сужению объема рассматриваемого понятия. Так, напри­мер, К. М. Гуревич пишет, в частности: «В книгах по тестологии обыч­но все виды испытаний именуют одинаково — тестами (далее следуют ссылки на две работы зарубежных авторов. — Примеч. авт.). Посколь­ку, — продолжает К. М. Гуревич, — все же все эти виды испытаний пси­хологически различны, то и следовало бы назвать их по-разному — психологические задания с детерминирующей поведение испытуемо­го инструкцией именовать, вслед за Дж. Кэттеллом и Бине тестами, а все другие так и назвать — методами психологической диагностики с указанием присущей им специфики (психофизиологическая, проек­тивная и пр.)» [88].

Данное предложение не может не вызвать целый ряд вопросов.

В о-п е р в ы х, что конкретно следует понимать под выражением «психологически различны»? Ведь, как было отмечено в начале нашего аналитического обзора, метод тестов реализуется в сотнях тестовых ме­тодик, которые, естественно, психологически различаются в том или ином отношении (по содержанию стимульного материала, по характе­ру предписываемых реакций и т. д.). Эти различия получают логиче­ское оформление путем выделения различных типов тестовых методик.

В о-в т о р ы х, характеризуя объем данного понятия, следует, по-ви­димому, исходить из определения его содержания, которое, однако, не представлено в цитируемой работе.

В-т р е т ь и х, нельзя не обратить внимание на противоречие между обсуждаемым предложением и тем определением метода тестов, которое было сформулировано К. М. Гуревичем ранее. Если ранее К. М. Гуревич утверждал, что тестами следует считать лишь психофизиологические испытания, то теперь он, наоборот, предлагает такие испытания из объ­ема рассматриваемого понятия исключить.

Часть I. Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты

Подобная противоречивость суждений может быть объяснена, в част­ности, недостаточной разработанностью вопроса о логической струк­туре и гносеологической сущности метода тестов.

Нельзя сказать, что этот вопрос совершенно не обсуждался в тесто-логической литературе [2; 3].

Как мы уже отмечали, ряд зарубежных авторов связывает познаватель­ные возможности данного метода с идеей выборки поведения, однако при этом не затрагивается главный ее аспект — принципы построения таких выборок, процедурную и критериальную основу метода тестов.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1576 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.

  2. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.

  3. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.
Чем психологический опыт отличается от эксперимента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here