Что дает дзэн-буддизм

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что дает дзэн-буддизм" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

Опубликовано Иван Свобода

в 19.12.2016

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только ( и не столько ) Священным Писаниям , и сутрам , а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу .

Согласно дзэн , любой человек может достигнуть сатори .

Четыре ключевых отличия дзэн:

  1. Особое учение без священных текстов .
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков .
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу .
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы .

« Не твори письменных поучений »
« Передавай традицию вне наставлений »
« Прямо указывай на человеческое сердце »
« Смотри в свою природу , и станешь Буддой »

По преданию , начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма — Будда Шакьямуни ( V в . до н . э .), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся (« Цветочная проповедь Будды »).

Никто , однако , кроме одного человека — Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды . Махакашьяпа же ответил Будде , тоже подняв цветок и улыбнувшись . В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно , без наставлений в устной или письменной форме .

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов . Все люди ждали , когда он начнет учить пробуждению ( дхарма ), но Будда молчал . Прошло уже довольно много времени , а он еще не вымолвил ни единого слова , в руке его был цветок . Глаза всех людей в толпе были обращены к нему , но никто так ничего и не понял . Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся . И Будда сказал: « У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы , волшебный дух нирваны , свободной от нечистоты реальности , и я передал это сокровище Махакашьяпе ». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа , один из великих учеников Будды . Миг пробуждения Махакашьяпы случился , когда Будда вознёс над головой цветок . Монах увидел цветок таким , какой тот есть , и получил « печать сердца », если применить терминологию дзэн . Будда передал своё глубокое понимание от сердца к сердцу . Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы . Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию .

Так , согласно дзэн , началась традиция прямой (« от сердца к сердцу ») передачи пробуждения от учителя к ученику . В Индии вот таким образом пробуждение передавалось в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы — 28 — го патриарха буддийской школы созерцания в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае .

Бодхидхарма сказал: « Будда прямо передал дзэн , который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами ». Итак согласно дзэн — истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию — « смотри в свою природу и станешь Буддой » ( а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов ), и еще « от сердца к сердцу » — благодаря традиции передачи от учителя к ученику .

Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве , образу , символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения . Нельзя было даже заговорить о том , чтобы преподавать дзэн , поскольку ему нельзя научить посредством символов . Дзэн переходит непосредственно от мастера к ученику , от « ума к уму », от « сердца к сердцу ». Сам дзэн есть некая « печать ума ( сердца )», которую не найти в священных писаниях , поскольку она « не основана на буквах и словах » — Особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того , что не может быть выражено речью ,— « прямым указанием », неким вне словесным способом общения , без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению .

10 правил дзен – философия дзен-буддизма для повседневной жизни

Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Жизнь в стиле дзен

— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?
— Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
— Дзен – что это?
— Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
— Но разве не все делают то же самое?
— Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.

Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.

Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии

Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент. Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте. Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным. Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе. Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника. И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

Читайте так же:  Описание доброго человека что значит быть милосердным и великодушным

Действуйте, а не только рассуждайте. Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом. Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом. Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

Совершайте прямые действия. Многочасовые раздумья на тему «что будет, если…» – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный. Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: «Знаешь, папа, я очень тебя люблю». Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату. (Или обнимите начальника со словами: «Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату».)

Расслабьтесь. Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем. Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен. Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

Отдыхайте. Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

Слушайте свое сердце. Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя. Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях. Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

Принимайте вещи такими, какие они есть. Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо. Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения. Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

Будьте открыты. Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете. Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели. Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

Находите смешное в повседневной жизни. Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными. Почитайте руководство для начинающего медитатора: «Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было». Или: «Не бойтесь остаться наедине с собой. Вы не кусаетесь».

Просто будьте. Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. «Кто же тебя неволит?» – спрашивает Учитель. «Никто», – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

Философия дзен-буддизма в притчах: 101 дзенская история

Дзен буддизм

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 18 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Эта разновидность учения является одним из наиболее крупных течений буддийского вероисповедания, нашедшее огромное количество приверженцев со всего мира. В особенности популярно учение в таких странах, как Япония, Индия, Китай и других азиатских государствах. Та, литература которая написана о вероучении обучает внимательности, восприятию и отрешенности от имеющихся сложностей. Именно это верование относится к числу одной из наиболее крупных школ буддийской религии, что неоднократно упоминалось в СМИ, литературе и прочих источниках. Из нашей статьи вы сможете подробнее ознакомиться, что представляет собой вероучение, что такое Чань буддизм и Дзен буддизм, кто основатель учения его принципы и не только.

[1]

Основные сведения о вероучении и его принципах

Свое движение по миру учение начало в тот период, когда Китай посетил великий индийский мудрец Бодхидхарма, которого большое количество людей считает первым патриархом и основателем Дзен буддизма, который утверждал, что истинная сущность всего это пустота и пустота, которая является единственным путем.

В переводе же с древнеиндийского Дзен именуется как дхьяна, то бишь созерцание. Также следует отметить, что в различных государствах оно именуется по-разному, а именно:

  • в Китае – чань;
  • во Вьетнаме – тхиен;
  • в Корее – сон.

Основной принцип учения гласит так: по своей натуре любой человек и есть пророк и каждый способен открыть для себя такую основу просветления. Притом открыть без каких-либо усилий и без свершения действий со стороны простого разума. Посему учение является прямой дорогой, где пророка можно найти не снаружи, а внутри.

Читайте так же:  Социальная адаптация

Основные идеи Дзен буддизма заключаются в следующем:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • не ссылаться на слова и тексты;
  • приблизиться к природе пророка возможно через восприятие своей сущности;
  • решительная установка на разум.

Что представляет собой коаны и медитация Дзен буддизма. Как правило, когда человек идет, к примеру, по улице то он замечает все, что может узреть, но не замечает главного, а именно того, кто все это наблюдает. Таким образом выполнение медитации из дзенского буддизма каждый день не составит каких-либо сложностей – когда человек идет, то просто идет, наблюдая того, кто идет, а именно наблюдая самого себя. Когда человек что-то делает, например, моет, копает, сидит, стрижет или работает – следует наблюдать за собой, смотреть, кто это ест, работает, пьет, сидит.

Коаны дзен буддизма представляют собой краткие повествования, основывающиеся на парадоксальном осознании, которое схоже с шоковой терапией, помогая тем самым остановить разум. К примеру, мудрец задает вопрос «ветер какого цвета?», а ученик его отвечает «тем, что мудрецу дует в лицо». Так как в обычной жизни человек все время обусловлен своим разумом и тем как его мысли направлены на осмысление чего-то внешнего. И стоит только вообразить, что разум на какую-то долю секунды не осознает, о чем его известили и что ему сказали.

Если предположить, что на вопрос последователя «откуда пришел Бодхидхарма», мудрец ответит «спроси вон у того дерева» – разум последователя, как и обычного человека будет находиться в замешательстве и на некоторый период времени возникнет за пределами сознания лишь внутренняя глубина без какой-либо опоры. Таким образом может появиться просветление или еще как его именуют сатори.

Самураи в буддизме

Что привлекало самураев в Дзен буддизме? По существующей легенде в известный всему миру Шаолиньский монастырь боевые искусства принес мудрец из Индии – Бодхидхарма.

Мастер говорил, что каждый человек должен быть подготовлен ко всему. Связано это было естественно с тем, что монахам этого учения в то время приходилось очень часто перемещаться по всей стране, а в Китае на тот период было не спокойное время, требующего умения постоять за себя при возникновении сложной ситуации.

Истинным мастерам боевых искусств тем не менее иногда необходимо было действовать без всякой логики, доверяясь по большому счёту только внутреннему чутью и интуиции, моменты, когда простое создание уже не выполняет работу или же его не хватает для получения победы над более сильным противником.

Из этого получается, что все приемы в боевых стилях включают в себя основные принципы Дзен буддизма, которые опережают сознание и воин начинает двигаться благодаря телу и «внутреннему разуму», что в свою очередь позволяет ему ощутить созерцание или состояние дзен.

Большое количество людей знают, что путь самураев является верной смертью. И несложно догадаться что их воинское искусство также основывается на этом учении, т. к. если для человека не имеет значения, когда он умрет, ибо он уже умер при жизни, то тогда лишь остается важным разум и состояние сознания, которые никак не изменяются и не подвергаются колебаниям из-за внешнего. Таким образом может появиться просветление или сатори, пусть и не на долгое время, но человек уже будет знать, что представляет собой это состояние и встанет на путь вероучения.

Дзен буддизм и Эрих Фромм

Эрик Фромм является одним из крупнейших мыслителей прошлого столетья, относится к великой философской кагорте от психологии, а также является духовным лидером Франкфуртской школы социологии. Работы этого мыслителя и по сегодняшний день пользуются огромной популярностью, так как главной тематикой проведенных им исследований было выявление сущности человеческой в качестве осуществления жизнетворческого и продуктивного начала.

В трудах мыслителя Дзен буддизм и психоанализ представляет собой стремление к сравнению нескольких философских теорий, которые довольно подробно воссоздают характерные признаки, как восточного, так и западного менталитета. В своей книге он раскрывает такие темы, как:

  • духовный распад и какова значимость психотерапии;
  • задачи и значимость психоаналитического учения по Фрейду;
  • человеческое благосостояние через призму психологического формирования;
  • основа сознательного, а также изгнание и пересиливание вытеснения;
  • принципы одного из направлений буддийского вероучения;
  • пересиливание вытеснения и прозрение.

Философия Дзен буддизма в двух словах — это учение не основывается на умственных способностях, текстах и философии, а напрямую указывает на природу пророка и просветленного в каждом из людей.

Смотрите еще виедо рассказ о дзен учении:

Дзен буддизм

Содержание

Дзен буддизм

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и прочих странах восточной Азии. Слово «дзэн» происходит от санскрито-палийского термина «дхьяна/джняна», означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а так же отстраненность или избавление. В ранних текстах дзэн называют школой созерцания.

Дзен является развитием буддизма Махаяны. Научное название этого пути «Сердце Будды» («Буддха хридайя»), а более популярное «дзэн».

На сегодняшний день дзен — одна из самых известных школ буддизма, широко освещенная как в художественной литературе, так и в масс медиа.

Дзен буддизм принёс из Индии в Китай Бодхидхарма, после чего он получил широкое распространение в странах восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзен, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Научное (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (Буддха-хридайя) В Японии дзен представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. (…) Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Тит Нат Хан

Читайте так же:  Психологический климат

Дзен буддизм распространился в Китае в V веке н. э. Учение дзен принес в Китай буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять патриархов, после которых учение раскололось на северную и южную школу. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ дзен, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. Что касается вьетнамского тхиен , в конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

В 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод. В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны. Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи).

Дзен (польск., русск. – сон)пришёл в Корею ещё в VII веке, но получил там распространение только к середине IX века.

Дзен в Японии

В 653 году монах из Японии Досё прибыл в Китай для изучения философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. Вдохновленнвый им, Досё стал адептом дзен-буддизма и, вернувшись в Японию, возродил школу Хоссё, адепты которой тоже начали практиковать дзен. Первым медитационным залом школы стал зал в храме Нары.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В 712 году в Японию прибыл наставник винаи Дао-сюань, также практиковавший чань северной школы Шэнь-сю. Дао-сюань, прибыв в Нару, поспособствовал формированию тесных связей между школами Рицу (Винайя) и Кэгон (кит. Гуйян), а также развитию культуры Японии. Преемником Дао-сюаня стал Гьёхьё, а преемником Гьёхьё — Сэйкё (Дэндзё Дайси, 767—822), который стал одним из основателей школы Тэндай. Все они закрепили практику медитации в Японии.

В IX веке, приняв приглашение от императрицы Такибаны Какико, Японию посетил учитель чань школы Линьцзи И-кьюн. В Японии он давал учение императорскому двору, а позже принял руководство храмом Дэнриндзи в Киото, который был построен специально для него. Но И-кьюн не смог популяризовать учение во многом из-за отсутствия каких-либо решительных действий со своей стороны и через некоторое время вернулся в Китай. Такв Японии начался период застоя дзен, сопровождавшийся отдельными фактами угасания всего буддизма.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку.

Распространение дзен на Западе

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, но первое знакомство Запада с дзен буддизмом относится к 1913 году.

В этом году была издана книга-исследование К. Нукария «Религия самураев», но она не получила какой-либо известности, заинтересовав лишь специалистов.

Следующий этап распространения дзен на Западе связан с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки (1870—1966), которые сильно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции.

Первым западным автором, написавшим о дзен, стал А. Уотс, чья книга называлась «Дух дзен». В конце 50-х годов выходит множество книг об учении. Начинают издаваться книги европейских и американских дзен-буддистов, описывающих собственный опыт постижения учения в японских монастырях.

Д. Т. Судзуки и его ученики сформировали необходимые условия для «дзенской революции», повсеместно происходившей в 60-х годах среди молодежи и интеллигенции Запада. Главным образом успех Судзуки был основан на том, что он смог интерпретировать восточное учение в понятных европейским читателям терминах, дающих хорошее представление о теоретической и практической стороне учения. После Судзуки литература дзен развивалась в нескольких направлениях.

Продолжалось академическое направление, принимавшее во внимание труды Судзуки по интерпретации учения. Ещё одним направлением стала массовая литература, в частности художественная литература, предназначенная для широкого круга читателей. Неоднородность традиции на Западе соответствовала неоднородности учения в самой Японии, где также существовал «монастырский» дзен, дзен «философии жизни» и «популярный» дзен, рассматривавшийся как часть досуга и окружающего быта.

Особенности учения

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и отсутствие обсуждений основ учения.

Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзэн?», выразился следующим образом:

Дзен является учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей. Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения. Дзен не связывает себя однозначно с отрицанием или утверждением, находясь за пределами логики и считая, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины. Также религиовед И. А. Козловский отмечает, что учение ничему не учит человека, а разучивает его: «Дзэн действительно не учит, он указывает путь: „Иди туда“».

Дзэн также считает, что различные буддийские термины (нирвана, скандхи) не имеют отношения к истине, и поэтому не рассматривает их. Медитация в дзен основана на концентрации на каком-либо объекте или мысли, при этом мысли так же считаются иллюзорными.

[3]

Четыре принципа дзен

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен:

  • Особая передача вне Учения;
  • Не опираться на слова и тексты;
  • Прямое указание на сознание человека;
  • Созерцая свою природу, становиться буддой.

В дзен буддизме важна передача от учителя к ученику, этим обеспечивается непрерывность линии передачи. Дзен отказывается от любых текстов и обсуждений, считается, что истина не может быть выражена словами. Относясь к буддизму, дзен не использует термины и сутры буддизма. Принцип «прямого указания» (чжи-чжи) означает в дзэн выражение учения при помощи несимволических слов или действий, которые могут казаться странными или бессмысленными человеку, не знакомому с дзен. Чаньские наставники подчёркивали отсутствие какого-либо будды вне сознания, уничтожая буддийские изображения. Линь-цзи И-сюань также указывал монахам в своей известной фразе, что любые формы идолопоклонства и авторитарности мешают просветлению: «Встретил будду — убей будду. Встретил патриарха — убей патриарха». Дзэн считается наиболее «практичной» школой буддизма, которая ставит практические действия на первое место, утверждая, что только через них можно приобрести духовный опыт. При этом дзэн не говорит об уходе от мира. Всё это сделало дзэн самым открытым видом буддизма с миллионами последователей, среди которых монахов не так много.

Читайте так же:  Любовная аддикция

Практика созерцания, которая составляет основу школы дзэн, значительно упрощена по сравнению с древнейшими школами буддизма, рассматривающими созерцание в качестве дополнительного средства.

Кроме того существуют «Десять быков» — серия из десяти картинок с подписями в стихах и в прозе, которую создал китайский мастер Коань Шиюань. Данные картинки и пояснения к ним выражают десять этапов постижения бодхисаттвой просветления и совершенной мудрости. Также существует понятие сатори — внезапного пробуждения, просветления. Дзэн различает два вида сатори: малое сатори, открывающее истинную природу вещей только на короткое время, и большое сатори, являющееся синонимом просветления.

10 принципов дзен-буддизма

Просветление – это самая главная цель Дзен. Ни один человек не сможет постичь Дзен, не достигнув просветления, потому что это переживание – наиважнейший опыт.

Для европейского сознания просветление является особым видом искусства, которое погружает нас в человеческое бытие. Так мы видим путь, который нас ведет прочь от рабства к свободе. И свобода здесь означает возможность реализовать все самые благородные побуждения, которых требует сердце. Каждый из нас наделен всеми качествами, которые смогут сделать счастливыми всех, каждый может научиться любить.

Итак, чтобы достичь просветления, а другое его название «сатори», нужно следовать нескольким принципам. Их множество, но для начала стоит обратить внимание на главные.

В Дзен-буддизме на первый план выходит получение опыта через практику. Это учение можно назвать одним из самых практических, потому что так можно получить духовный опыт. При этом не нужно отказываться от мира. Поэтому это течение имеет очень много последователей, а монахов почти нет.

Дзен как есть

Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!

[2]

Три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения, а также рождения и смерти:

1. неведение о своей природе (глупость, ошибочные взгляды, неспособность видеть вещи такими, какие они есть, чувство безразличия) — является главной причиной страданий;

2. отвращение (ненависть, гнев, чувство «безобра́зности», отторжение, неприязнь);

3. желание или привязанность (к идеям существования и несуществования вещей, к умозрительности, к нирване, к желаниям и страхам, ко всему внешнему миру и к собственному «я» как к иллюзиям.

Дзен уникальное течение, не имеющее священных текстов, доктрин, догм и самого учения, он проникает в истинную природу ума. Столкнувшиеся с практикой дзен, отмечают, что суть его «невыразима», словами невозможно объяснить или изучить как любое писание. Первый патриарх Бодхихарма выразил дзен как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты», а шестой, Хуэйнэн, сформулировал как «прозрение в познании собственной природы».

Дзен не учит своих адептов ничему, в смысле рационального ума, анализа. Он не имеет доктрины, но каждый последователь этого течения имеет свою, исключительно личную доктрину, которая несёт свой индивидуальный характер и никак не возникла благодаря дзену. То есть у каждого свой путь. Каждый последователь сам создаёт себе своё учение, а дзен лишь указывает путь, не имея специально созданных доктрин или каких-либо философских систем. Не смотря на то, что дзен претендует на родство с буддизмом, с его точки зрения все буддистские учения содержащиеся в сутрах и шастрах не более чем макулатура, при помощи которой можно лишь смахнуть пыль с интеллекта.

Дзен ни в коем случае нельзя отнести к религии в признанном понимании, в нём нет бога, которому необходимо отбивать поклоны, нет церемоний и обрядов, рая или ада для отошедших в мир иной; и, нет такой идеи, как душа, о которой необходимо заботиться кому-то постороннему, и бессмертия, сильно волнующее неких индивидуумов.

Набожный читатель или просто европеец будет потрясён после такого высказывания, мол дзен не признаёт существование Бога, однако это не означает, отрицание Бога, в нём нет отрицания или утверждения. Что-либо отрицая мы уже включаем в это то, что отрицаем, также и утверждая, между этими двумя понятиями нет чёткой границы, они мягко сливаются. Это только логика требует чётких разграничений и разделений между да и нет. Дзен выше логики и стремится найти высшее утверждение, не имеющее противопоставлений. Поэтому дзен не отрицает Бога, но и не утверждает о Его существовании, в нём просто нет того Бога, к которому привыкли христианские и мусульманские умы.

Для практики медитации, человеку необходимо сначала умение сосредоточить на чём-то мысль, на пример на непостоянстве вещей и божественной любви. Однако именно это Дзен желает избежать, вместо этого он очень сильно настаивает на достижении свободы от всех неестественных помех и правил. При медитации то, особое состояние, конечно же, не являются естественным свойством ума. Подумайте сами, о чём размышляют животные и птицы, морские обитатели? Они просто живут, летают и плавают. И этого достаточно.

«Если человек имеет желание поразмышлять о единстве бога, человека и мира вокруг? Или величием, либо убожеством нашей жизни? Если есть желающие связать себя по рукам и ногам разными медитациями, размышляя над божественной милостью и вечным огнём ада? То пожалуйста, тратьте свои силы и время.»

Ответ Учителя о сути Дзен

Дзен очень сходится с методами преподавания знаний со всеми школами истинных знаний. Передача от сердца к сердцу основа передачи знаний во всех школах кунг-фу и других видов боевых искусств. Только именно школ, а не секций, спортивных организаций и т.д.

Один раз император задал вопрос: «Кто ты?». На который Бодхихарма ответил: «не знаю» и этот ответ стал ключевой фразой для ряда школ. Конечно же Бодхихарма прекрасно знал, но это знание присуще к иной мере, недоступной ученику. Он Учитель и мыслит категориями не относящимися к «относительным вещам». В дзене это отправная точка верного пути решая коаны. Учитель отвергает разные ответы ученика, пока он не «узнает, что не знает».

Посетитель задал вопрос Учителю о том, в чём заключается сущность буддистского учения? На что получил ответ от чаньского Учителя: «делать добро, избегать зла, очистить своё сердце – таков путь Будды». Получив такой ответ от чаньского Учителя, посетитель испытал чувство разочарования: «И трёхлетний ребёнок сможет это полностью понять». Только Учитель уточнил: «И восьмидесятилетний старик не сможет это полностью осуществить». На основе этого эпизода Дайсэцу Судзуки* отметил, что хоть для стороннего наблюдателя учение загадочно и очень противоречиво, только в действительности дзен можно свести к двум вещам: следовать внутренней дисциплине и словам, прозвучавшим в ответ посетителю от Учителя.

Отличия дзен-буддизма от других школ

Отличие, прежде всего в том, что хоть Дзен и включает в себя некоторые азы разных буддистских школ, он от них же имеет ряд различий.

Как уже упоминалось, что в Дзене, как и в других истинных школах и путях, важные знания передаются не через священные тексты, а от Учителя к ученику, метод «от сердца, к сердцу». Мастер при этом действии «передаёт» ученику, используя определённые методы, инициации, собственное состояние осознания, накладывая этим на ученика «печать сердца» (синь инь). Ученику теперь остаётся только закрепить это состояние медитативной практикой. Этот процесс поддерживает непрерывность линии непосредственной передачи знаний.

Читайте так же:  О чем говорить с девушкой

Дайсэцу Судзуки* (яп. 鈴木 大拙 Судзуки Дайсэцу?, настоящее имя Тэйтаро Судзуки (яп. 鈴木 貞太郎 Судзуки Тэйтаро:); 18 октября 1870 — 12 июля 1966) — японский буддолог, философ, психолог. Один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма. Профессор философии Универси тета Отани в Киото. Член Японской академии наук.

Дзэн буддизм основные идеи

Дзэн — притягательная и интересная школа восточно-азиатского буддизма. «Это не религия и не философия, не психология и не наука» — как писал в своей книге «Путь дзэн» британский популяризатор восточной философии Алан Уотс. Это нечто большее. Внутренняя свобода, торжество интуиции над разумом, просветлённый взгляд на природу вещей. Дзэн — это невероятно просто и удивительно сложно.

В данной статье мы постараемся разобраться, в чем же заключаются основные идеи дзэн буддизма, и почему он оказывает огромное влияние на современный мир:

История возникновения дзэн буддизма

Истоки возникновения дзэн буддизма восходят к индийской традиции и неразрывно связаны с легендой о передаче Буддой Шакьямуни учения своим последователям. Будда стоял перед учениками с цветком лотоса и молчал, молчал долго, пока один из учеников внезапно не начал улыбаться, почувствовав состояние прбуждения. Это был второй индийский патриарх Махакашьяпа. Именно отсюда берет традиция передавать учение «от сердца к сердцу».

Распространение дзэна начинается с Китая, куда его принёс в V веке нашей эры индийский монах Бодхидхарма. Получив широкое распространение в Китае, даже расколовшись там на северную и южную школы, дзэн проникает в Корею, Вьетнам и, наконец, в Японию, где серьезно укрепляет свое положение, благодаря поддержке императорской власти.

Основы дзэн буддизма

В самом широком смысле, дзэн — это учение о просветлении. Каждое существо, согласно дзэн, обладает природой пробужденного Будды. Целью жизни адепта является познание этой природы и, как следствие, познание самого себя.

Достичь просветления или сатори можно через созерцание своей истинной природы, а также если:

  • Отказаться от плохих поступков, перестать испытывать ненависть;
  • Принимать все, что приносит карма, то есть следовать обстоятельствам;
  • Не иметь привязанности к вещам;
  • Быть в гармонии с универсальным законом бытия — Дхармой.

Просветление — это способ видеть мир, а не внутреннее состояние человека. Оно наступает внезапно, не знает частей и этапов. Вследствие того, что каждый человек уникален и обладает собственным опытом, путь к просветлению не может быть универсальным, его нельзя облечь в жёсткие рамки ритуалов и механических действий.

Важным элементом учения дзэн является пустота. Она составляет самую суть вещей, и её можно лишь постигнуть, но не описать словами. Данное понятие не носит негативной окраски «ничто», а предполагает содержание в пустоте всей вселенной.

Дзэн не предполагает веру в бога, дистанцируется от священных писаний, философских рассуждений и любых догматов. Суть учения передается наставником своим ученикам не через тексты, а «от сердца к сердцу». Многие менторы даже демонстративно сжигали тексты священных текстов, чтобы ученики не были привязаны к буквам и словам. Для наставника важно передать не догмат, но состояние сознания, которое потом закрепляется медитативной практикой.

В основе дзэн — простота, практичность, прямота и непосредственность. Скромно обставленные храмы, физический труд в качестве практики, лояльное отношение к алкоголю, возможность совмещать следование дзэн с мирской жизнью и быть несвязанным никакими нормами и правилами — все это сделало учение очень открытым, с миллионами последователей:

Практика дзэн

Дзэн может практиковаться различными, зачастую парадоксальными, методами, ни один из которых не носит определяющего значения, так как они являются лишь вспомогательными средствами, а их выбор подсказывает опыт человека.

Распространена практика поклонов, во время которых последователь отказывается от собственного Я. При этом кланяться можно не только людям, но и животным, растениям.

Медитации занимают важнейшую роль в практике дзэн, при этом они не направлены на очищение сознания, как в других буддистских школах, а позволяют контактировать с реальностью. Медитация может происходить при работе или ходьбе «фусин», либо осуществляться в сидячем положении, скрестив ноги и выпрямив спину «дзадзэн».

Одним из необычных и парадоксальных явлений в практике дзэна являются коаны — некие задачи, не предполагающие логического ответа, но призванные вывести разум ученика на новый уровень восприятия реальности. Это могут быть вопросы о цвете ветра или о звуке хлопка одной ладони. Известнейшими сборниками дзэнских коанов являются «Речения с Лазурного утёса» и «101 история дзэн».

Кроме того, постижение дзэн происходит через занятия боевыми искусствами, посредством чайных церемоний, театральных постановок, рисования.

Дзэн буддизм и психоанализ

Благодаря направленности в себя, на самопознание влияние дзэн буддизма нашло свое отражение во многих работах по психологии и психоанализу у К.Г. Юнга, Э. Фромма и других.

Медитации дзадзэн применяются при морита-терапии — психотерапевтическом методе, предложенном Сёма Морита в начале ХХ века. Для метода важны естественность чувств, контролируемость действий и самоцентрированность. Зародившееся в 1950-х годах гуманистическое направление в психотерапии, именуемое «гештальт-терапия», опирается, в том числе, на практику дзэна и использует в своем арсенале такой термин, как «мини-сатори».

Ряд исследований подтверждает, что регулярная практика дзадзэн повышает устойчивость к напряжению и стрессу, а само учение является дополнительным источником решения психологических проблем и способствует становлению полноценной личности.

«Дзэн — это океан. Дзэн — это воздух. Дзэн — это горы. Это гром и молния, весенний цветок, знойное лето и снежная зима, и, наконец, дзэн — это человек.»

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.

Поставьте вашу оценку этой статье:

Вам будет интересно:

Уважаемые Друзья! Чтобы получить демо-доступ к онлайн-школе Владимира Бронникова, пожалуйста, пройдите регистрацию.

Если вы уже зарегистрированы, тогда заходите под Вашим логином-паролем в личный кабинет.

© Онлайн-школа Владимира Бронникова NeoЛюди 2016 — 2018
ИП Бронников Владимир Вячеславович | ОГРНИП 309774630000984 | +7 (499) 113-18-99 | [email protected]
Политика конфиденциальности, Договор-оферта, Карты сайта, Партнёрская программа

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Метод Бронникова® Психобиокомпьютер® Информационное Развитие Человека® Мир Без Слепоты® Тонкий Бизнес®

Источники


  1. Бабич, Виолета Книга для девушки и ее друга / Виолета Бабич. — М.: АСТ, Аванта+, 2013. — 495 c.

  2. Шарма, Робин Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»: моногр. / Робин Шарма. — М.: София, 2014. — 256 c.

  3. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.
Что дает дзэн-буддизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here