Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Детский нейропсихолог

Что лечит детский нейропсихолог?

Нейропсихология – направление психологии, изучающее взаимосвязь функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.

Детский нейропсихолог – психолог, который занимается диагностикой и коррекцией восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения у детей.

Нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности психических функций у ребенка, определяет сферы, которые недостаточно развиты и составляет индивидуальную программу, направленную на развитие проблемных зон.

Когда необходима консультация детского нейропсихолога:

  • Ребенок неусидчивый, трудно концентрирует внимание;
  • Ребенок плохо усваивает и запоминает учебный материал;
  • У ребенка имеются нарушения моторики;
  • Ребенок гиперактивный или наоборот слишком медлительный;
  • Ребенку поставлен диагноз ЗПР, ЗПРР, СДВГ, ММД;
  • Ребенок невнимательный, легко отвлекается и ему трудно сосредоточиться;
  • Ребенок пропускает буквы в словах или пишет зеркально;
  • Ребенок отстает в развитии от сверстников;
  • У ребенка имеется задержка речи или другие речевые нарушения;
  • Консультация нейропсихолога также полезна при подготовке к школе. Специалист поможет определить особенности развития ребенка и предупредить проблемы в обучение, если к ним есть предпосылки.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить нарушения в развитии психических функций ребенка, которые приводят к трудностям в обучении. Неврологические нарушения или незрелость структур мозга могут привести к нарушениям познавательной сферы и поведения у ребенка.

Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие познавательной сферы ребенка. Коррекция происходит на основе развития сильных сторон психики ребенка, которые выявляются в процессе диагностики. Нейрокоррекционная программа строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка в игровой форме.

Нейропсихологическая коррекция наиболее эффективна для детей в возрасте от 4 до 11 лет, когда формируются структуры головного мозга. Если вовремя не обратиться за помощью, то закрепившиеся нарушения будут создавать трудности в обучении и общении, что повлечет за собой эмоциональные проблемы. В дальнейшем это с большой вероятностью приведет к тому, что эти детские несформированные функции станут частью личности во взрослом возрасте. Своевременное обращение к детскому нейропсихологу – залог развития здоровой психики ребенка.

Детский нейропсихолог в Москве

Психологический центр Грани Сознания предоставляет услуги частных нейропсихологов и психологов в Москве. Наши специалисты имеют необходимую профессиональную подготовку и большой опыт работы с детьми.

Прием ведет Волкова Валерия Викторовна – детский нейропсихолог, клинический психолог, опытный специалист в области нейропсихологической коррекции.

Выезд детского нейропсихолога на дом по Москве и Московской области

Также в нашем центре предусмотрена услуга – выезд нейропсихолога на дом. В некоторых ситуациях родителям удобно вызвать специалиста к себе домой.

Психолог приедет в заранее обговоренное удобное для Вас время, проведет диагностику и проконсультирует по поводу дальнейших занятий с ребенком.

Особой подготовки к визиту нейропсихолога не требуется. Однако родителям необходимо позаботиться о комфортном месте для занятий со специалистом, в случае, когда он приезжает на дом. Ребенку стоит рассказать о том, что к нему приедет специалист пообщаться, что он предложит выполнить упражнения, покажет картинки. Не стоит настраивать ребенка, что его будут оценивать и что ему необходимо выполнить все правильно и без ошибок.

Записаться на прием к детскому нейропсихологу или вызвать специалиста на дом Вы можете ежедневно с 10 до 22 часов по телефону +7(499)391-47-07.

Прием детского нейропсихолога ведется по адресу: Столешников переулок, д. 7, стр. 3,
м. Чеховская, м. Охотный ряд.

Прием детского нейропсихолога осуществляется только по предварительной записи

Как работает нейропсихолог с детьми?

Хотите вырастить своих детей счастливыми?
Устали бороться с детской ленью и капризами?
Не знаете, как помочь ребенку преодолеть кризис или болезнь?

Детский нейропсихолог – врач, изучающий строение, деятельность мозга, взаимосвязь поведения ребенка с психикой. Проще говоря, он исследует взаимозависимость процессов, регулирующих внимание, память, речь, мышление, восприятие и отдельных участков головного мозга. Он помогает заложить фундамент для успешной учебы и счастливой жизни, восстанавливая и «ремонтируя» психические функции на высшем уровне.

Изначально нейропсихология создавалась как способ реабилитации для людей с тяжелыми поражениями головного мозга, например, после травм черепа, аварий, падений, инсультов. Чаще всего среди пациентов нейропсихологов можно увидеть малышей, поскольку их мозг очень пластичен и быстро поддается коррекции.

Когда необходима помощь детского нейропсихолога?

Обратиться к этому специалисту следует, если ваш малыш:

  • как будто не слышит вас;
  • не в состоянии контролировать поведение, действует импульсивно;
  • не может усидеть на месте и минуты или, наоборот, делает все слишком медленно;
  • в возрасте старше 6 лет не знает, где правая рука, а где левая;
  • «зеркалит» буквы, сходные по написанию: «б» — «в», «з» — «с», «е» — «э» и т. д.;
  • давно посещает логопеда, а заметных положительных сдвигов нет;
  • не может выделить такие признаки предмета, как цвет, форма, размер, функции;
  • плохо запоминает и усваивает информацию, легко отвлекается, не может сконцентрироваться на занятии;
  • с трудом осваивает вычисления, письмо, чтение – дислексия, дискалькулия, дисграфия;
  • заикается (логоневроз);
  • быстро устает, начинает сбиваться и капризничать;
  • испытывает проблемы с крупной и мелкой моторикой;
  • не способен делать домашнее задание самостоятельно;
  • заметно отстает от своих сверстников – речевое, психическое, психоречевое развитие;
  • имеет расстройства психики аутичного спектра;
  • перенес тяжелые травмы головы и инфекции, поражающие головной мозг.

Как правило, нейропсихологи принимают малышей с трехлетнего возраста. Наиболее эффективно нейрокоррекция проходит у детей 5-12 лет. Детский мозг уже сформировался, чтобы ребенок мог освоить и развить навыки, и быстро перестраивается на новые алгоритмы работы

Читайте так же:  Мотивация личности

Что происходит на консультации?

В качестве основных методов коррекции нейропсихолог использует физические упражнения и интеллектуальные задачи. В большинстве случаев, если нет тяжелых заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов, никакие медикаменты не назначаются.
Во время первой консультации врач обследует ребенка, предлагая ему выполнить несложные задания: сложить разрезанную картинку, нарисовать рисунок на заданную тему, запомнить цепочку слов или предметов, ответить на ряд вопросов и т. д. Родители должны заранее подготовить следующую информацию:

  • особенности беременности и родов;
  • как развивался ребенок в раннем детстве;
  • перенес ли он какие-либо заболевания и т. д.

В конце приема нейропсихолог сообщит вам, какие именно есть нарушения, объяснит способы их коррекции и предложит план занятий.

Как проходят занятия с нейропсихологом?

Коррекционный процесс является комплексным и проходит в три этапа. Благодаря такому подходу изменения происходят очень плавно, в безопасном для ребенка режиме.

  • Замещающий онтогенез. Его суть в том, чтобы через совершение определенных движений (массаж, физические упражнения, командные подвижные игры) помочь участкам мозга, которые не успели дозреть, полностью закончить свое развитие. В результате связи между нейронами устанавливаются в нужном порядке, что обеспечивает в будущем нормальное функционирование внимания, мышления, зрительно-пространственного восприятия, моторики, самоконтроля.
  • Когнитивная коррекция высших психических функций. На этом этапе также используются физические упражнения и подвижные игры, но к ним добавляются занятия с учебными карточками, рабочими тетрадями и обучающими играми – рисование, тактильное восприятие, письмо и включение в работу обеих рук. Ребенок получает больше визуальной, слуховой и тактильной информации, благодаря чему развиваются межполушарные связи, познавательные функции, мышление, память. Коммуникативные игры обучают самоконтролю, концентрации внимания, повышают мотивацию к учебе.
  • Закрепление навыков. В заключение нейропсихолог уделяет больше времени развитию функциональной грамотности, социальных навыков, без которых успешная жизнь невозможна.

В процессе коррекции врач использует следующие принципы:

  1. Опора на сохранные сильные стороны головного мозга.
  2. Усиление и развитие незрелых или слабых функций.
  3. Совершенствование отдельных конкретных навыков.
  4. Интерактивный подход и усиление мотивации ребенка к занятиям.
  5. Постепенная передача ведущей роли самому ребенку.

Помните, что чем раньше будет начата коррекция, тем успешнее и устойчивее будет эффект.

Когда и какие будут результаты?

Длительность курса нейропсихокоррекции зависит от глубины и характера нарушений. Изменения будут происходить постепенно. По мере прохождения коррекции ребенок научится:

  • взаимодействовать с самим собой, сверстниками, взрослыми,
  • контролировать свое поведение,
  • лучше понимать свои желания и мотивы поступков.

В начале курса нейропсихокоррекции иногда наблюдается ухудшение: имеющиеся проблемы обостряются. Почему так происходит? Это связано, прежде всего, с перестройкой связей и привыканием к новым механизмам взаимодействия и деятельности. Крайне важно перетерпеть этот непростой период и продолжать ходить на занятия. Старайтесь сохранять спокойствие и поддерживать малыша.

Нейропсихолог может направить ребенка на консультацию к неврологу и педиатру, особенно если диагностированы тяжелые заболевания: эпилепсия, болезни сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств. В этих случаях без медикаментозной поддержки не обойтись. Также могут потребоваться комплексные занятия с логопедом, например, при нарушениях речи.

Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться?

Очень часто приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд «трудных» или «необучаемых». При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз «родовая травма». Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, при том что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания «стираются», соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период «затишья». Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: «Очаговой симптоматики нет». Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Читайте так же:  Как верить людям

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят «что-нибудь сделать» — и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает — и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая — возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий — например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

[2]

Вторая группа — дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез — это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и «поджиматься». Помимо «скрюченности» одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины — тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все «горит» и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: «Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. «. Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют «полевое поведение»: носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде «пареза», когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше «легких» поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди «неумех» детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты — от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а «лошадиные» — здоровой.

Читайте так же:  Психология воспитания детей

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить «базу» развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает как правило кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается «локальная фармакокинетика» препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект — нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача — это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он «настроен на собственное чадо». Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку — и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать реабилитацию и лечение после 6 лет.

Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться?

В последнее время детская нейропсихология получила большую популярность.

Ее даже начали включать в психологическую службу некоторых образовательных учреждений.

Давайте же подробно разберемся, что это такое и зачем вообще нужно.

Как проводить психологические игры для подростков? Узнайте об этом из нашей статьи.

Детская нейропсихология — что это такое?

Детская нейропсихология — это наука, область деятельности которой заключается в исследовании формирования мозговой организации психических функций ребенка, а также исследует развитие мозговых механизмов (нормальное или имеются нарушения).

Она также включает в себя диагностику и коррекционное лечение, если есть такая необходимость.

Патологии, изучаемые наукой

Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.

Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.

Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.

Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.

Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:

  • проблемы с пониманием, усвоением и последующим воспроизведении информации;
  • отставание в освоении материала школьной программы;
  • явные сложности в освоении письма, чтения и счета;
  • повышенная активность или, наоборот, вялость;
  • повышенная тревожность и нервозность;
  • неустойчивость в эмоциях, резкие скачки настроения;
  • тики и заикания;
  • слишком низкий либо высокий мышечный тонус;
  • плохое или недостаточное развитие моторики;
  • плохая координация движений, ребенок постоянно спотыкается и падает.

к содержанию ↑

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологический синдром — это устойчивое сочетание сразу нескольких нарушений высших психических функций, которые возникают при локальных поражениях мозговых структур.

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

  • Стволовые нарушения. Как правило, наблюдаются различные проблемы в функционировании эндокринной системы организма, пониженный иммунитет. У детей диагностируют диатез, энурез и энкопрез. Довольно часто бывают проблемы со сном. С самого рождения у малыша наблюдается дисгармоничное развитие: нарушения моторики, трудности с обучением речи.
  • Подкорковые нарушения. В данном случае интеллектуальное развитие проходит несколько лучше. Дети с такой патологией очень хорошо разговаривают, не испытывают затруднений со сложными словами. Но у них довольно часто встречаются головные боли. Ребенок имеет неуклюжие движения, часто спотыкается, ударяется о что-то, роняет предметы.
  • Читайте так же:  Состояние помрачнения сознания

    Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

    Им сложно концентрироваться на одном действии или предмете, внимание постоянно перескакивает. Они рассеянны и забывчивы. Часто у таких детей также бывает очень неразборчивый почерк.

    к содержанию ↑

    Нарушения функциональности височных отделов

    Такой синдром характеризуется повреждением слухоречевой памяти, когда при повторении названных слов ребенок заменяет одни слова на другие, нарушает их порядок.

    Также малыш испытывает сложности со звуками, которые похожи друг на друга: он их часто путает, а при письме часто может перепутать гласные.

    Недостаточности затылочных отделов

    При таком нарушении ребенок обычно не может различать пространственные факторы, у него проявляется зеркальность.

    Есть проблемы с ориентированием в пространстве, малыш с трудом может показать где право, а где лево и часто путает стороны.

    При письме ему сложно выдерживать строчку, слова прыгают или сама линия строки наклоняется в какую-то сторону.

    Недостаточности лобных отделов

    Характеризуется тем, что все упрощается: письмо, чтение, речь.

    Ребенку сложно запомнить даже самые простые правила.

    Он может не дописывать слова или пропускать при письме предлоги.

    Словарный запас очень маленький, речь невыразительна. Само построение фраз отличается простотой, например, «я играю», «хочу гулять», «я поел», то есть когда малыш, выражая свои мысли, использует только односложные предложения.

    Детский нейропсихолог — кто это и что он лечит?

    Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

    Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

    • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников);
    • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость);

  • нежелание учиться, заниматься (отсутствует мотивация к обучению);
  • задержка в речевом развитии или какие-либо нарушения речи;
  • неопрятность, несамостоятельность;
  • неловкость и неуверенность в движениях;
  • медлительность и быстрая утомляемость;
  • неусидчивость, слишком высокая двигательная активность;
  • трудности с концентрацией, легкая отвлекаемость, неумение сосредотачиваться на чем-либо.
  • Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

    В каком возрасте лучше приводить ребенка к специалисту?

    К детскому нейропсихологу можно отвести ребенка, если ему уже исполнилось 3 года. Но самым продуктивным для нейропсихологических занятий возрастом считается период от 5 до 12 лет.

    Это объясняется тем, что в данном промежутке мозг уже сформирован достаточно, чтобы ребенок мог осваивать и развивать навыки и умения.

    При этом он все еще имеет высокую пластичность, чтобы без особых затруднений перестроиться за довольно короткий промежуток времени.

    Как проводится диагностика?

    Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

    При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

    Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

    Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

    • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
    • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
    • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

    Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

    • двигательных функций;
    • письма, счета и чтения;
    • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
    • уровня интеллектуального развития;
    • памяти;
    • речевых функций;
    • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

    к содержанию ↑

    В чем заключается лечение?

    В нейропсихологии лечение не подразумевает прием медицинских препаратов. Вместо них используют нейрокоррекцию. Она состоит из двух компонентов:

    • двигательный (упражнения и деятельность, напоминающие лечебную физкультуру);
    • когнитивный (задания на интеллект — упражнения напоминают работу с дефектологом или логопедом).

    Благодаря включению в нейрокоррекцию и двигательных, и когнитивных упражнений, коррекционная деятельность носит комплексный характер, так как работа происходит сразу со всеми сферами.

    Задания направлены на то, чтобы перестроить деятельность мозга ребенка так, чтобы у него улучшились моторные навыки и работа памяти, стало меньше ошибок в учебе, развилась внимательность и усидчивость.

    Это достигается за счет того, что получают активное развитие те участки мозга, которые получили недостаточное развития.

    Часто наблюдается и появление функций, ранее отсутствующих и не проявляющих себя совсем.

    Но для того, чтобы нейрокоррекционная деятельность приносила такие результаты, специалист должен обладать достаточными знаниями для составления правильной программы и подбора правильных заданий.

    Таким образом, детская нейропсихология способна скорректировать развитие ребенка, направить его психоэмоциональное и интеллектуальное развитие на верный курс.

    Как избавить своего ребенка от компьютерной зависимости? Читайте об этом здесь.

    Что такое нейропсихология? Узнайте об этом из видео:

    Нейропсихолог — все о врачебной специальности

    Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.

    У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.

    Читайте так же:  Общение с клиентами

    Очень важно вовремя обнаружить проблему и начать с ней работать, так как детский возраст является пластичным, и многие патологические проявления поддаются коррекции.

    Диагностируется заболевание при обращении к специалисту, который изучает историю болезни, выслушивает жалобы, общается с родителями (уточняется течение родов и наличие врожденных пороков или отклонений). Могут быть назначены аппаратные исследования или проведение генетического анализа для установления наследственных мутаций гена.

    Методики коррекции подбираются в индивидуальном порядке.

    Основные обязанности

    Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

    Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

    • личностной характеристики;
    • поведенческих особенностей;
    • произвольных действий и движений;
    • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

    К научным методам относятся:

    [1]

    • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
    • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

    Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

    Заболевания в разделе нейропсихологии

    Нейропсихолог часто занимается с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:

    • ДЦП;
    • гиперактивность;
    • синдром дефицита внимания;
    • задержки в речевом развитии;
    • медлительность и несамостоятельность;
    • затруднения в адаптации в обществе;
    • нежелание учиться и заниматься;
    • повышенная утомляемость;
    • замедленное усвоение школьной программы.

    Скорректировать отклонения можно только детям до 12 лет: в этот период функциональные нарушения лучше всего поддаются исправлению.

    Врач помогает детям, у которых наблюдаются ограниченные умственные способности. Такие патологии могут быть врожденными или приобретенными после перенесения травм. В последнем случае такие патологические явления могут встречаться у взрослых людей.

    Нейропсихолог подбирает и разрабатывает индивидуальную программу для ребенка. Она носит обучающий характер. Это могут быть различные задания, направленные на улучшения речи, памяти, мышления.

    Со взрослыми клинический психолог в области нейропсихологии работает после перенесения тяжелых заболеваний, физических или психических травм.

    Когда обращаются к нейропсихологу

    Следует рассмотреть основные признаки, которые сигнализируют о наличии проблемы, решить которую поможет нейропсихолог.

    Если у вашего малыша имеется хотя бы одна из проблем, описанных ниже, то необходимо обратиться в клинику и получить соответствующую консультацию:

    • плохое запоминание и воспроизведение устной или письменной речи;
    • непонимание окружающих;
    • нарушение мелкой и крупной моторики;
    • непонимание правильного оформления грамматического построения речи;
    • быстрая утомляемость;
    • трудности в самоорганизации и проблемы с опрятностью;
    • пропуск букв или слов в устной или письменной речи;
    • нестабильность эмоционального фона;
    • низкая концентрация внимания и усидчивость.

    Врач-нейропсихолог проведет специальное тестирование в форме игры, задаст вопросы ребенку и разработает индивидуальную программу.

    Диагностика заболеваний

    При обращении в больницу, внешнего осмотра и беседы может быть недостаточно. Основная обязанность врача заключается в установлении причины отклонения, поэтому может потребоваться проведение лабораторных и инструментальных исследований: сдается анализ крови, назначается УЗИ, КТ или МРТ, рентген.

    Специалист может назначить лечение в комплексе с прохождением курса восстановления или коррекции.

    Методика проверки у нейропсихолога включает в себя исследование:

    • двигательной функции;
    • письма, счета и чтения;
    • способности распознавать предметы;
    • уровня интеллектуального развития;
    • памяти;
    • речевых навыков;
    • доминирующего полушария – леворукость или праворукость.

    Обследование проходит в форме упражнений, врач располагает ребенка к выполнению необходимых действий. После проверки подбираются соответствующие упражнения. Это делает процесс восстановления более эффективным.

    Лечение патологий

    Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

    [3]

    Занятия направлены на:

    • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
    • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
    • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

    Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

    Источники


    1. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.

    2. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

    3. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.
    Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here