Что относится к индивидуальным особенностям мышления

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что относится к индивидуальным особенностям мышления" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Индивидуально-психологические особенности мышления

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности, как:

Проблемы для обсуждения:

  • 1. Особенности развития мышления в филогенезе.
  • 2. Виды мышления и различные основания их классификации.
  • 3. Сущность индивидуально-психологических особенностей мышления.

Что относится к индивидуальным особенностям мышления?

Мышление разных людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Различия в мышлении проявляются в разнообразных его качествах. Индивид дуальные различия мышления людей обусловлены прежде особенностями их жизни, характеру деятельности, обученияям.

Определенное влияние на особенности мышления оказывают тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, которые проявляют индивидуальные различия мышления является его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скоростьь.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и решать их, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта др. других людей. Человек, которому свойственна эта качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и других проблеем.

Самостоятельность мышления тесно связана с критичностью мышления человека

Критичность мышления проявляется в способности человека не подвергаться влиянию мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления или факта, выявлять ценное и ложное в них. Человек с критическим умом требовательно оценивает свои мысли, тщательно проверяет решения, взвешивает на все аргументы»за»и»против», проявляя тем самым самокритично отношение к своим дитавлення до своїх дій.

Критичность и самостоятельность мышления во многом зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний

Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации деятельности, освобождаясь от зависимости закрепленных в предыдущем опыте способов и приемов решения a аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться с одного способа решения задач на другой, менять тактику и стратегию их решения, находить новые нес тандартного способы действий по изменившимся условиямь.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, вскрывать причины явлений, скрытые за наслоением несущественных проявлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, пре ачате возможные исходы событий и процессе.

Именно эта черта присуща личностям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни

Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в различных областях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности личности, ее интеллектуальной разн нобичності.

Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логической преемственности при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, точно придерживается темы размышления ния, не отклоняется от нее, не перепрыгивает с одной мысли на другую, не подменяет предмет соображениямия.

Для последовательного мышления характерно соблюдение определенных принципов рассмотрения вопроса, ясность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в виснет новке, предпринимаемые.

Скорость мышления — это способность быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, степени сформированности мыслитель-ных нави ичок, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессев.

Скорость мышления следует отличать от торопливости и похапливости, которые демонстрируют некоторые люди, не продумывая должным образом принимаемых, не прогнозируя возможные последствия наспех, торопливо м принятых реше.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности. Содержательная и соответствующим образом организованная деятельность способствует всестороннему развитию ценных качеств мышления личности

Формализованная структура содержания темы

Функция мышления: раскрытие внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятии, сущности объектов и явлений действительности

Механизм мышления: операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации и систематизации

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

  • Самостоятельность мышления,
  • Гибкость мышления.
  • Оперативность мышления.

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Читайте так же:  Внутренний диалог

Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Психология мышления. — Специфика и особенности мышления.

Специфика и особенности мышления.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

— мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

— лишь в мышле­нии возможно познание становящегося, изменяющегося, разви­вающегося мира;

— мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практиче­скую деятельность.

Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические каче­ства человеческого мышления, — связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Че­ловек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается дейст­вием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое со­вершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями (см. рис. 2):

Рис. 2. Особенности протекания процесса мышления

1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся о памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предмет­ами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная позна­вательная деятельность субъекта, необходимая для его полноцен­ной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышле­ния в психологии говорят о мышлении в узком смысле как про­цессе решения задач.

Индивидуальные особенности мышления

Мышление людей подчиняется общим психологическим за- кономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Отличия в мышлении проявляются в разнообразных качествах. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением.

Определенное влияние на особенности мышления оказывает тип высшей нервной деятельности, соотношения первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, в которых проявляются индивидуальные отличия мышления, являются его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скорость.

· Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей, но человек, которому свойственно это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и иных проблем. Самостоятельность мышления тесно связанна с критичностью человека.

· Критичность мышления проявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мнений, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, проявлять ценное и ошибочное. Человек с критичным умом требовательно оценивает свои мнения, тщательно проверяет решение, взвешивает все аргументы «за» и «против», проявляя тем самим самокритичное от- ношение к своим действиям. Критичность и самостоятельность мышления в большой мере зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний.

· Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закрепленных предыдущим опытом способов и приемов решения аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться от одного способа решения задачи к другому, изменять тактику и стратегию решения, находить новые нестандартные способы действий в меняющихся условиях.

· Глубина мышления проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов. Именно эта черта свойственна людям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни.

· Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности человека, его интеллектуальной разносторонности.

Читайте так же:  Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем

· Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который строго придерживается темы мышления, не отклоняется в сторону, не перепрыгивает от одной мысли к другой, не подменяет предмет мышления. Для последовательного мышления характерно соблюдение определенных принципов рассмотрения вопроса, ясность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в выводах.

· Скорость мышления — это способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, меры совершенства мыслительных привычек, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов. Скорость мышления надо отличать от поспешности и суетливости, которые демонстрируют некоторые люди не продумывая до конца принимаемых решений, не прогнозируя возможных последствий, действуя наспех, необоснованно принимая решения.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности.

ВООБРАЖЕНИЕ

План:

1. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.

Психология мышления. — Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления — скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления — независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей — умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

[1]

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

  • Самостоятельность мышления,
  • Гибкость мышления.
  • Оперативность мышления.

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Читайте так же:  Женская мудрость как наладить отношения с мужем или молодым человеком

Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Индивидуальные особенности мышления

Проявляются в том, что по-разному складывается соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности. К индивидуальным особенностям также относятся:

1. Самостоятельность – внутренняя свобода выбора задач и способов их решения.

2. Гибкость– заключается в умении изменять намеченный план решения проблемы по ходу ее решения.

3. Быстрота мысли – скорость решения поставленных задач.

4. Широта – способность охватить весь спектр решения задачи.

5. Глубина – способность выбирать для решения наиболее значимые задачи и обеспечивать высокий уровень доказательности решения.

6. Методичность – склонность решения задачи на основе системы приемов и методов.

7. Критичность – склонность к постоянной переоценке полученных решений, отсутствие слепой веры в него.

Типы мышления К. Юнга: 1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. 2. Мыслительный тип. Свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, приоритет логики над интуицией и чувством.

Стиль мышления – типичная для данного человека система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности.

Виды стилей:

1. Синтетический – в процессах мышления преобладают операции синтеза, когда из отдельных элементов создается целое, обладающее совершенно новым качеством, не повторяющимся своей полной копией в элементах.

2. Аналитический – в мышлении делается акцент на детали, логику, определенность, тщательность и осторожность.

3. Идеалистический – наблюдается склонность к интуитивному мышлению, глобальным оценкам и игнорированию деталей, а так же акцент на мотивы, ценности, цели и потребности.

4. Прагматический – процессы мышления базируются на непосредственном личном опыте и сиюминутной ситуации.

5. Реалистический – мыслительная деятельность опирается больше на эмпирику, чем на теорию. Реально то, что можно увидеть, услышать, к чему можно прикоснуться, что можно понюхать, пережить.

Этапы решения мыслительных задач:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Постановка вопроса.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Поиск ответа (пользуемся логическими операциями).

Недостатки мышления (словесно-логического):

1. Трусость мышления – боязнь новых терминов, новых понятий, которая приводит к тому, что человек эмоционально блокирует воспринимаемую информацию.

2. Пассивность мышления – особенность логики, проявляющаяся во внимании к несущественным фактам и незначимым деталям, опускание главного, основного, при иллюзорном ощущении запоминаемости, уяснения темы.

3. Неоперациональность мышления – человек не умеет переконструировать ту информацию, которую ему предлагают.

4. Неэкономичность мышления – равномерное распределение усилий на усвоение любой предлагаемой информации.

5. Иллюзия мышления – например, трудолюбивое переписывание всего текста. А подумать?

Нарушения мыслительных процессов.

1. Нарушения личностного и мотивационного компонентов мышления влекут за собой: разноплановость мышления; резонерство.

2. Нарушения динамики мышления приводят к: лабильности мышления; инертности (вязкости) мышления; непоследовательности суждений; «соскальзыванию» мыслей.

3. Нарушения регуляции мышления вызывают: «невменяемость»; некритичность мышления; «разорванность» мышления; «ментизм» (необычайное ускорение мыслительных процессов); шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов).

4. Нарушения операциональности мышления вызывают: снижение уровня обобщения; искажение уровня обобщения.

5. Функциональная ригидность мышления (приверженность стереотипным рассуждениям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта).

6. Бред, или интеллектуальная мономания (мышление, явно противоречащее истине, не поддающееся переубеждению).

Выводы:

1. Мышление–это отражение бытия в виде отдельных вещей, явлений в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Раскрывает суть вещей.Не существует как отдельный психический процесс, присутствует во всех других познавательных процессах.

2. Уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое образное, теоретическое понятийное.

3. Виды мышления классифицируют по: качеству результата, типу решения задач, степени осознанности, соответствию реальности, наличию нового продукта,по явлению, которое опосредует мыслительный процесс и делят на допонятийное и понятийное мышление.

4. Индивидуальные особенности мышления проявляются в том, что по-разному складывается соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности. Имеется ряд конкретных особенностей: самостоятельность, гибкость и др.

5. Мы выделили стили мышления, обозначили недостатки мышления и показали возможные нарушения мыслительных процессов.

Рекомендуемая литература:

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1981. 400 с.

Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учеб. пособ. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002.

Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

Дата добавления: 2015-02-03 ; просмотров: 520 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Индивидуальные особенности мышления

Читайте также:

  1. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  2. II. Особенности политического устройства Ирана
  3. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  4. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  5. III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.
  8. Ациклические сопряженные системы. Особенности электронного строения
  9. Банковские правоотношения, их структура, особенности и виды
  10. Виды власти. Структура и особенности политической власти.
  11. Виды и особенности предпринимательской деятельности
  12. Виды и особенности структурной организации РНК
Читайте так же:  Понятие и значение эмпирической валидности в психологии и психодиагностике

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач с обобщением и способами опосредственного познания действительности. Его называют еще высшим продуктом особо организованной материи – мозга. Без развитого мышления человек не может успешно проявить умственные способности.

Долгое время ум выступал синонимом знаний. Однако каждый на своем опыте наверняка убедился в том, что знания сами по себе еще не говорят об уме человека. Можно иметь много знаний, но не быть умным и творческим человеком. Карел Чапек иронично заметил: «Одно из величайших бедствий цивилизации – ученый дурак». И весьма неприятно то обстоятельство, на которое в свое время обратил внимание английский писатель Аддисон: «Если многие научные познания не успели сделать человека более умным, то весьма естественно делают его тщеславным и заносчивым».

Какие же основные качества образуют человеческий ум? Это очень важно знать, ибо глубокое понимание ценных качеств ума и осознание его недостатков – уже, можно сказать, полдела в самовоспитании.

Одно из важнейших качеств ума – самокритичность, понимание относительности своих способностей и знаний, стремление осознать недостатки своих способностей и знаний, стремлений осознать недостатки своей умственной деятельности. «На память свою жалуется всякий, на рассудок никто», — остроумно подметил Ларошфуко.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по разному складывается соотношение видов и форм мыслительной деятельности (практически-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся и качества познавательной деятельности (качества ума): глубина, широта, гибкость, устойчивость, осознанность, критичность, самостоятельность.

Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность явления.

Широта ума – это способность к привлечению для решения задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума (мышления) заключается в умении изменять намеченный ранее план решения задачи, если он не удовлетворяет ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Устойчивость проявляется в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков на уже известные закономерности.

Осознанность мыслительной деятельности определяется возможностью выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценивать объективные условия и свою собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки и т.д. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека.

Самостоятельность мышления (ума) является одним из основных качеств ума, которое проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается в самостоятельности.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 178 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

Читайте также:

  1. Ccccccccc) 85. В чем особенности систем с «выталкиванием» и «вытягиванием» изделий, запущенных в производство?
  2. I. Индивидуальные белки плазмолеммы
  3. II. Особенности продажи продовольственных товаров
  4. II. Особенности Российского рынка олигополии
  5. III.Особенности грамматического строя немецкого языка
  6. T Особенности программного и микропрограммного управления
  7. V 1: Индивидуально-психологические особенности личности
  8. VII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА
  9. VIII. Особенности проведения первичного общего собрания
  10. VIII. Степень организованности учащихся (анализ уровня познавательной активности, отношения к учебному процессу, особенности самоорганизации на уроке).
  11. Агностицизм как философский принцип мышления
  12. Аграрный рынок. Особенности аграрного рынка.

В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное — мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.

По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа (Ж. Пиаже). Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.

Теоретическое мышление — это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

Практическое мышление — это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).

Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.

Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.

Продуктивное — это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное—это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.

Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное — целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.

Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

[2]

Широта — способность видеть проблемы многосторонне; во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Читайте так же:  Разновидности и симптомы тревожного расстройства

Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся и студенты становятся как бы закрепощенными собственным формально-логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека.

По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности:

оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;

способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;

образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;

семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.

Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность.

Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов; успешное преодоление сложившихся стереотипов; умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций; сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; разнообразие и разнонаправленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 205 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Индивидуальные особенности мышления

3.2 Индивидуальные особенности мышления

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

[3]

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Гилфорд выделил сто двадцать факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим. По мнению Кэттела сто девяносто шесть факторов, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

1. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: Академия, 2005. – с.288 с

2. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008. – с.713

3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007. – с.511

4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С.21

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп. — М.: Лабиринт, 1999. – с.351

6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — 1996. — № 5

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.

8. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. — Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.

9. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – с.64

10. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М:Издательство ЛКИ- 2007 – с.248

11. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — с.60

12. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — с.41.

13. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — с.375

14. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — с.28.

15. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М: Наука -2004.- с.444

16. Выгодский Л.С. Психология искусства. – М: Лабиринт – 2008.-с.352

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

17. Мадди С. Теории личности. – СПб.: Речь – 2002. – с. 539

Источники


  1. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.

  2. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Мамочка, пожалуйста. Ошибки аиста (комплект из 3 книг). — М.: ИГ «Весь», 2014. — 608 c.

  3. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.
Что относится к индивидуальным особенностям мышления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here