Что относится к психическим познавательным процессам личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что относится к психическим познавательным процессам личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Актуальность исследования. Проблема протекания психических процессов является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Психические процессы, их особенности в разные моменты жизни человека — это неиссякаемый источник психологических исследований. Психические процессы человека, разные их типы и особенности относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о психических процессах ещё крайне недостаточна. В связи с этим тема нашего исследования — «Особенности протекания психических процессов у военнослужащих в бою».

Цель исследования: изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

1. Проанализировать проблему психических процессов в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы психических познавательных процессов в психологии.

3. Изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Новизна исследования: проведение тестирования военнослужащих 433 группы ВФЭИ на разных этапах подготовки к выполнению боевой задачи, а также при различных условиях проведения тестирования.

Теоретико-методологические основы изучения психических процессов

Психические процессы, их сущность и классификация

Психические процессы принято относить к первичным психическим явлениям, служащим регуляторами психических состояний и поведения человека. Среди психических процессов выделяют три класса явлений: познавательные психические процессы, эмоциональные психические процессы, волевые процессы.

К психическим познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь и внимание. Среди психических процессов познавательные психические процессы занимают особое место. Благодаря ним человек получает информацию об окружающем мире, перерабатывает ее и формирует свое поведение.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям (характеристикам органов чувств) является правильной, хотя и не исчерпывающей[3, c. 34-42].

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие основывается на ощущениях. При этом каждое восприятие охватывает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладает целым рядом различных свойств, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать свое особое ощущение. Однако ошибочно считать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному восприятию) является суммированием отдельных ощущений. На деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, а также процессы осмысления увиденного, т, е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время в психологической науке существует несколько классификаций восприятия. Чаше всего его используются две следующие: классификация восприятия по основной модальности и классификация восприятия в зависимости от формы существования материи. Вторая классификация особенно важна для успешной деятельности военнослужащих на поле боя. Данное обстоятельство обусловлено тем, что все воспринимаемые предметы реальной действительности имеют определенные пространственные характеристики: форму, размеры, пространственное местоположение, движения и др. Поэтому восприятие любого предмета связано с оценкой её пространственных форм. Но при восприятии предметов существует вероятность ошибочного отражения в психике предметов окружающей действительности, что связано не только с состоянием психики самого человека, но и тех условий, в которых воспринимается предмет. В связи с этим восприятие предмета весьма часто сопряжено с риском иллюзии[3, c. 43-50].

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. При этом разногласия носят разнонаправленный характер.

Чтобы понять, какую роль внимание играет в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на некую группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо. Другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, будут восприниматься менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент не значимо, уходит на периферию сознания, или в его «боковое поле». Но следует отметить, что такое сравнение не вполне точно: можно смотреть на какой-либо предмет, но думать при этом совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

[3]

Представление — это психические образы предметов или процессов (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько видов, или типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. те представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом опыте какого-либо предмета или процесса. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», данному выше, поскольку в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Все мы видели тундру на фотографиях, в кинокартинах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения, и на основе этого материала мы можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и ее (более или менее) творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление[, c. 51-60].

Память — это процесс запечатления (записи), сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний, сведений, навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» психический процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все психические познавательные процессы в единое целое.

Читайте так же:  Социальная активность человека - что это такое и каковы ее проявления

При рассмотрении памяти, как правило, выделяют четыре ее вида: образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, выраженные в словах. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической

Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, стремления и побуждения, достигаются ли личностью цели, насколько окружающая среда отвечает убеждениям личности, каковы ее отношения с окружающим миром[2, c. 69-76,3, c.87-85].

Рассматривая процесс создания человеком нового, мы сталкиваемся с еще одним психическим феноменом. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока не существует в реальности, а основой создания подобного образа служит наш прошлый опыт, наши впечатления и представления, которые мы получили ранее, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс создания новых психических образов и получил название воображения.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создания на этой основе новых представлений.

В процессе воображения человек мысленно расчленяет предметы и явления окружающего мира на составляющие их элементы, а затем по-новому, как правило, необычно, сочетает эти элементы, в результате чего в его сознании возникают новые связи и образования, новые образы предметов и явлений, новые мысли. Воображение может подразделяться на несколько видов. Каждый из видов воображения играет свою роль в деятельности военнослужащего. Например, мечта может выступать в качестве одного из основных мотивов деятельности. Мечта — это образы желаемого будущего, являющиеся необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно выступает условием творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего, во втором это замена деятельности. Вариантом проявления и о го воображения могут быть грезы или дремотное состояние.

Воображение может быть непроизвольным (непреднамеренным). В этом случае небывалое сочетание образов и мыслей возникает в сознании человека независимо от его желания или вопреки ему, например, в полудремотном состоянии, состоянии переутомления и в сновидениях. Принято считать, что воображение может быть произвольным, когда оно возникает и протекает преднамеренно и бывает подчинено сознательно поставленной задаче. Существует и такой вид воображения, как творческое воображение, под которым понимается самостоятельное создание новых образов. Как правило, творческое воображение должно быть включено в деятельность, направленную на создание чего-либо принципиально нового, имеющего социальную ценность. Еще один вид воображения — воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение позволяет воспроизводить в памяти образы по косвенной информации или описанию. Так, мы можем представить себе предмет, который никогда не видели, но о котором читали или слышали[3, c. 62-66].

Ощущение и восприятия дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но этой информации недостаточно. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но откуда мы об этом знаем? Видимо, вследствие того, что у нас был соответствующий опыт, или же на основании рассказов родителей, друзей и знакомых о том, что будет, если поместить бумагу в огонь. Мы сделали логический вывод исходя из имеющейся информации. Но для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многогранный переход, от единичного к общему и от общего опять к единичному, осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. При этом одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек, в свою очередь, становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. При этом следует отметить, что любое значение слова — это всегда обобщение. Поэтому мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, хотя это не абсолютно тождественные понятия. К основным функциям речи принято относить сообщение, обозначение, выражение, воздействие. С помощью речи мы излагаем свои мысли, высказываем свое отношение к предмету или явлению, о котором говорим. Но для успешной военно-профессиональной деятельности наиболее значима воздействующая функция речи[3, c. 70-82].

Что относится к психическим познавательным процессам личности?

Психические процессы можно представить как совокупность актов психической деятельности. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Читайте так же:  Как успокоиться перед экзаменом

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 2).

Рисунок 2 — Классификация психических процессов

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

Наряду с познавательными психическими процессами, в качестве самостоятельных, выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Познавательные процессы

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Рассмотрим основные характеристики познавательных процессов.

Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения («зрительные», «слуховые», «вкусовые» и т.д.). Доказано, что способность к ощущению есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий из отражений отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения носят избирательный, и в тоже время, активный характер. Избирательность заключается в использовании того рецептора, который способен отразить те или иные признаки (свойства) предметов и явлений реального мира. Активность ощущений реализуется через органы чувств.

Различают следующие виды ощущений: внешние (экстерорецептивные), внутренние (интерорецептивные), мышечно-двигательные (проприорецептивные).

1) Экстерорецептивные (внешние) ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды:

— с помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

— с помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.

— обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.

— вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

— температурные ощущения — это ощущения тепла и холода.

— тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2) Интерорецептивные (внутренние) ощущения отражают состояние внутренних органов:

— болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

— ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.

— ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3) Проприорецептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела:

— с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.

— ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей личности.

— статические ощущения — ощущение положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений (гравиторецепторы) находятся во внутреннем ухе.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К общим свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация:

— качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные — по насыщенности, цветочному тону и т.п.

— интенсивность ощущений является количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

— продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мc.

— для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Так называемые, контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

— сигнальная — уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира;

— отражательная (образная) — построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире;

— регулятивная — адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

Виды и свойства ощущений представлены в Приложении 3.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятия.

Восприятие — это познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие является активным процессом отражения окружающего мира, тесно связанным с деятельностью, выполняемой человеком.

Читайте так же:  Как заставить себя учиться

Восприятие представляет собой более сложный психический процесс по сравнению с ощущением (табл. 1).

Таблица 1 — Отличие ощущения от восприятия

Способность ощущать дана всем живым организмам

Способность воспринимать мир в виде образов присуща только человеку и высшим животным

Ощущения не воспринимаются как свойства предметов или явлений, существующих вне и независимо от нас

Восприятие соотносится с оформленной в виде предметов вне нас существующей действительностью

Ощущения находятся в нас самих

[2]

Образы воспринимаемых предметов локализованы в пространстве

Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркости, громкости, равновесия)

В результате восприятия складывается образ предмета

Для появления ощущения не требуется активность, направленная на его построение

Восприятие предполагает встречную активность субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию

Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим сенсорным системам (анализаторам)

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает скоординированную работу сразу нескольких сенсорных систем (анализаторов)

Различают виды восприятия:

— восприятие движения окружающих нас предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне.

— восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— восприятие времени — пока не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы (ощущения).

— восприятие полифонических звуков (речевых, музыкальных, технико-синтетических, природных) — это процесс расшифровки и переработки аудиальными анализаторными системами сложных звуков, поступающих из внешней среды.

К основным свойствам восприятия относят:

— целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, формирующийся в процессе практики;

— константность — окружающие предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

— структурность — восприятие не является простой суммой ощущений (слушая музыку, мы воспринимаем абстрагированную обобщенную структуру — мелодию, хотя она состоит из отдельных звуков, исполняется на различных инструментах);

— осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;

— избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

В процессе восприятия могут возникать ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией.

Виды, типы, свойства и закономерности восприятия наглядно показаны в Приложении 4.

Внимание является одним из важнейших проявлений психики человека.

Внимание — познавательный психический процесс произвольной или непроизвольной направленности и сосредоточенности психической деятельности на каком-либо объекте восприятия, и предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

К функциям внимания относятся:

— отбор значимых воздействий, соответствующих потребностям и деятельности в данный момент времени;

— игнорирование (торможение, устранение) несущественных воздействий;

— регуляция и контроль деятельности.

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Возникает само собой, без сознательного сосредоточивания, при действии сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя. Не требует волевых усилий со стороны человека.

Произвольное внимание (активное, волевое) — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

1. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, у ребенка — не более 2-3).

2. Концентрированность — показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

3. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

4. Устойчивость — способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Эта характеристика обусловливается типом нервной системы (темпераментом), мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

5. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами: от 2-3 до 12 с. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.

6. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому (перенос внимания с одного объекта на другой). Переключение внимания может быть: произвольным (преднамеренным) — сопровождающимся волевыми усилиями человека; непроизвольным (непреднамеренным) — протекающим легко, без особого напряжения и волевых усилий.

7. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясности сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

Внимание можно развивать — с помощью психологических упражнений.

психологический сознание познавательный волевой

Психические познавательные процессы

по курсу «Психология»

по теме: «Психические познавательные процессы»

Ощущение – это отражение в сознании свойств и качеств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств человека. Ощущение – начальный этап всякого познания.

Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.

Посредством зрения человек получает основной объем информации, в частности, отражает такие стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число впечатлений и прежде всего о форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам различные стороны действительности.

Читайте так же:  Как можно разнообразить скучную семейную жизнь

Каждый орган чувств характеризуется чувствительностью, которая, в свою очередь, определяется минимальным порогом ощущения. Последний оценивается по минимальной силе раздражителя, впервые ощущаемого данным органом чувств. Например, нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света – 0,001 свечи и т.д.

Качество ощущений зависит от различительной чувствительности органов чувств, которая, в свою очередь, характеризуется минимальной величиной различия между раздражителями, впервые замечаемого человеком. По данным психологических исследований, величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины.

Существует и максимальный порог ощущений, т.е. определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковое колебание силой более 12000 дб ощущается уже как болевое.

Важным в определении рабочих возможностей человека показателем является диапазон чувствительности, которым может характеризоваться каждый орган чувств. Им определяется пропускная способность органа чувств. Она равна «рабочей зоне», лежащей между минимальным и максимальным порогами.

Органы чувств не сразу включаются в оптимальный режим работы. Этот процесс называют адаптацией, и он происходит в течение определенного времени для различных органов чувств и различных людей и условий. Например, глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут – достаточно и 80 минут полностью.

Влияет на пропускную способность органов чувств и взаимодействие между ними. Это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Восприятие — это процесс целостного отражения предметов и явлений, воздействующих на человека. Восприятие происходит на основе ощущений. Однако это не значит, что закономерностями ощущений исчерпывается содержание этого процесса. Как познавательный процесс, восприятие характеризуется рядом особенностей.

Восприятие носит предметный характер. Это выражается в том, что человеку присуща тенденция вычленять предметное содержание во всякой отражаемой информации. И если информация недостаточна, то он вносит в нее эту предметность. Осмысленность – другая особенность восприятия. Она заключается в том, что любая информация имеет то или иное объективное отношение к человеку. Восприятие носит избирательный характер. Это значит, что из всего потока информации какая-то ее часть составляет объект восприятия, а все остальное – фон. Объект воспринимается полно и отчетливо.

Одной из особенностей восприятия является его зависимость от прошлого опыта, полноты и содержания знаний, настроения человека. Это явление получило название капперцепции.

Восприятие может носить искаженный характер, что называется иллюзией. Наиболее распространенной является зрительная иллюзия.

В зависимости от наличия сознательно-познавательной цели и волевых усилий различают восприятие непроизвольное и произвольное (преднамеренное). Особой формой произвольного восприятия является наблюдение. Оно представляет собой целенаправленное, организованное и непосредственное восприятие какого-либо объекта или деятельности. В зависимости от того, что воспринимает человек, бывает восприятие движения, пространства и времени.

Представление – это образ ранее воспринятого предмета. Представления характеризуются содержанием. Содержание представлений выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов.

Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действительностью. Ценность, верность представлений зависит от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям. Ведь человек планирует свои действия в сознании на базе представлений. Затем он действует в соответствии с планами. Планы предопределяют результативность действий, но сами зависят от верности представлений, от их соответствия действительности.

От связи с действительностью зависит и другая качественная характеристика представлений – их действенность. Это то, насколько представления позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Представления, сформированные только на основе учебного материала и не подкрепленные практическим знакомством с лежащей в их основе действительностью, менее практичны, менее действенны.

Мера связи с действительностью и действенность представлений зависит от их конкретности и обобщенности. Конкретность представлений – в их соответствии объектам. Представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными. Например, представление или образ знакомого лица, образ оборудования, на котором проводятся практические занятия. Обобщенность представлений – в преимущественной выраженности в них сущности предметов или явлений. Представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными или абстрактными. Например, представление о работе ракетного двигателя. В обобщенных представлениях расширяется понимание действительности и углубляется понимание конкретного.

Представления человека могут характеризоваться также их яркостью, отчетливостью, образностью. В этих качествах отражается опорная возможность представлений для творческой деятельности сознания: понимание учебного материала, осмысление событий, принятия планов, предвидения. Яркость, отчетливость и образность представлений развиваются на базе всестороннего изучения предметов и материалов, на базе широкого использования всех средств обучения. Существуют различные виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, осязательные и смешанные представления. Причем тот или иной вид может быть преимущественно развит. И это зависит от жизненного и профессионального опыта, а также от уровня развития соответствующих органов чувств. Например, телеграфист обладает большим запасом звуковых представлений, механик-водитель – двигательных и т.д.

Познавательные психические процессы

С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.

Особенности психических познавательных процессов

Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и мышления психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.

Виды психических познавательных процессов

Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:

1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:

  • извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
  • внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
  • двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.
Читайте так же:  Как бросить мужа

2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.

3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.

4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито. Существует генетическая и прижизненная:

  • наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
  • прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.

5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для личности человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.

6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.

Нарушение познавательных психических процессов

Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно

обратиться за консультацией к психиатру.

Развитие познавательных психических процессов

Улучшить каждый из вышеприведенных процессов, можно:

[1]

  • поддерживая дискуссия, тем самым укрепляя интеллектуальные мускулы;
  • решая кроссворды, сканворды, судоку, различные логические задачки;
  • стремитесь к размышлению, анализу информации;
  • учите стихи, номера телефонов.

Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

1.1) К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

1.2) Эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

1.3)Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Однако, вероятно, более целесообразным является отнесение данной группы к самостоятельным психическим явлениям, а не процессам, поскольку они включают не только динамические, но и статические явления.

Психические состояния

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В свою очередь, психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

4) Психические образования

Знания – результат познавательной деятельности человека. Виды знания: житейское, осмысленное, формально условное

Умения – освоенные человеком способы выполнения действий, которые обеспечены приобретенным ранее знанием.

Навыки– автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания и волевого контроля. Виды навыков: перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. В отличие от индивидуальных психических явлений, психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

Групповые психические явления могут быть также разделены на:

1) Психические процессы. К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.

2) Психические состояния. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др.

3) Психические свойства. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Психические свойства личности

Характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят:

— темперамент, характер, способности направленность

.

Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Функции психики

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Источники


  1. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.

  2. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  3. Елена Туник Психодиагностика супружеских отношений / Елена Туник. — М.: Питер, 2014. — 187 c.
Что относится к психическим познавательным процессам личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here