Что показывает колесо эмоций роберта плутчика

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что показывает колесо эмоций роберта плутчика" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Интерпретация Индекса жизненного стиля.

Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. – например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Интроспекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Читайте так же:  Психические расстройства у детей

Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика.

Теория эмоций разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:

1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма. Этот психологический механизм ещё известный как интроекция.

Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.

Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.

Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.

Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.

Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.

Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.

Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели (см. рис. в начале статьи). Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства эмоций, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (см. Колесо эмоцийРоберта Плутчика.).

Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:

игнорироваться или не восприниматься;

будучи воспринятой, забываться;

в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом, они образуют шкалу примитивности-зрелости .

Первыми возникают меха­низмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.

По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации, это рационализация.

Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции.

Предвкушение гнева

Негативные эмоции. Многие считают их опасными, вредными, разрушительными. Вот только вредными они не «рождаются», а становятся от неправильного обращения. Если помните, «собака бывает кусачей» далеко не просто так. С тараканами в голове – ровно та же история.

Жук в коробке

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук». И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки.

А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный». Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться. И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их.

А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Колесо эмоций

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему. Ну в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? А слова, которыми они описываются, имеют множество близких, но в то же время разных значений, что создает отличную почву для шуток («Гоги, ты помидоры любишь?» – «Кушать да, а так – нэт»), но безобразную – для исследования. Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов (которым удивительно хорошо удаются красивые и симметричные схемки) было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика.

Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль.

Итак, эмоции бывают базовые и сложные. Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации (а вернее, на ситуации, типичные для наших гоминидных предков).

Альфрид Лэнгле, автор экзистенциальной теории эмоций, определяет аффект как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект.

В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей. «Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Аль¬фрид Ленгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь».

Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологиче¬ских ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.

Читайте так же:  Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться

Упражнения «Тренинг для эмоций»

Вот несколько упражнений, которые можно сделать с этой таблицей (особенно полезны они будут тем людям, у которых типичные эмоциональные состояния описываются словами «плохо», «так себе» и «нормально».)

Эмоциональная арифметика

ГНЕВ + ПРЕДВКУШЕНИЕ = ЗАПАЛ
ПРЕДВКУШЕНИЕ + РАДОСТЬ = ОПТИМИЗМ
ОТВРАЩЕНИЕ + ГНЕВ = НЕГОДОВАНИЕ
СТРАХ + УДИВЛЕНИЕ = СМЯТЕНИЕ
РАДОСТЬ + ДОВЕРИЕ = ЛЮБОВЬ
ПЕЧАЛЬ + ОТВРАЩЕНИЕ = ПРЕЗРЕНИЕ
УДИВЛЕНИЕ + ПЕЧАЛЬ = ДОСАДА
ДОВЕРИЕ + СТРАХ = ПОКОРНОСТЬ
ГНЕВ + РАДОСТЬ = ТРИУМФ
ПРЕДВКУШЕНИЕ + ДОВЕРИЕ = НАДЕЖДА
ОТВРАЩЕНИЕ + ПРЕДВКУШЕНИЕ = ЦИНИЗМ
СТРАХ + ПЕЧАЛЬ = ОТЧАЯНИЕ
РАДОСТЬ + СТРАХ = РИСК
ПЕЧАЛЬ + ГНЕВ = ЗАВИСТЬ
УДИВЛЕНИЕ + ОТВРАЩЕНИЕ = ШОК
ДОВЕРИЕ + УДИВЛЕНИЕ = ЛЮБОПЫТСТВО
ГНЕВ + ДОВЕРИЕ = ДОМИНИРОВАНИЕ
ПРЕДВКУШЕНИЕ + СТРАХ = ТРЕВОГА
ОТВРАЩЕНИЕ + РАДОСТЬ = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА
СТРАХ + ОТВРАЩЕНИЕ = ВИНА
УДИВЛЕНИЕ + ГНЕВ = ВОЗМУЩЕНИЕ
ДОВЕРИЕ + ПЕЧАЛЬ = СОЧУВСТВИЕ
РАДОСТЬ + УДИВЛЕНИЕ = ВОСТОРГ
ПЕЧАЛЬ + ПРЕДВКУШЕНИЕ = ПЕССИМИЗМ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НОЛЬ = ПОКОЙ

Воспринимайте эту таблицу не как Истинный и Непреложный Словарь Эмоциональных Проявлений, а как тренажер для развития эмоциональной компетентности.

1. Внимательно посмотрите на таблицу

Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?

2. Повторите это же упражнение в паре или в группе

Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.

3. Вспомните любую эмоцию, которой нет в таблице

Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще? Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал тот же Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».

Плюс на минус

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит.

где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция).

Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе. Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные.

  • Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь».
  • Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой. Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.

Карманный определитель иррационных верований

Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)

Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться». Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».
Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»
Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»
Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»

Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.

и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

[1]

Досада-разочарование:

вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

Тревога-беспокойство:

тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

Зависть-ревность:

грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями. Здоровый оптимизм легко становится нездоровым, как только человек начинает верить, что «хорошие вещи обязательно должны со мной случиться, потому что они хорошие и я, хороший, очень-очень сильно хочу, чтоб они случились». И вот на те деньги, которые раньше шли на страховку, теперь он покупает книжку «Секрет…». Но это уже тема другой статьи.

Эмоции: модель Роберта Плутчика

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений и переживаний.

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

Читайте так же:  Как заставить себя похудеть

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Список Экмана
Оригинальный список эмоций, т.н. «Большая шестерка»:


В дальнейшем, Экман расширил свой список следующими эмоциями:

Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика
Психоэволюционная теория Р. Плутчика разработана в виде монографического исследования в 1962 г . Получив международное признание, она использовалась для раскрытия инфраструктуры групповых процессов и интеракций личности.

Суть теории изложена шестью фундаментальными постулатами:

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в (таблице 1).

Таблица 1. Стимул — эффект


4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события когнитивно оцениваются, в результате оценки возникают переживания (эмоции) и физиологические изменения. В ответ на это организм осуществляет поведение призванное оказать эффект на стимул. (Таблица 1).

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (Таблица 2).

Таблица 2. Эмоции и их производные

Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели защиты. Теоретическая модель механизмов защиты была разработана Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Контом в 1979 году.

Включает пять постулатов модели защиты:

Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.

Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.

Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.

Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

Искажение реальности по средствам защит может происходить трояким образом. Нежелательная информация может:

игнорироваться или не восприниматься, будучи воспринятой, забываться, в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов, в целом они образуют шкалу примитивности-зрелости.

Первыми возникают механизмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен¬но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации, это рационализация.

Основные психологические защиты сводятся в четыре группы:

— защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.

— защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.

— защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика» которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции (схема 3).

Схема. 3. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику.

Согласно психодиагностической системы анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.
При взаимодействии со стимулом, возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации, срабатывает защитный механизм призванный погасить недопустимую эмоцию, индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

Колесо эмоций


————————-
Часто человеку нелегко назвать, что он чувствует. Особенно — когда плохо, тоскливо, когда захлестывают неоднозначные эмоции.
Ключ к пониманию себя — научиться различать свои эмоции. Осознавая проблему, гораздо проще ее решить.

В этом может помочь Колесо эмоций Роберта Плутчика. Основными эмоциями, согласно Р. Плутчику, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие. Они располагаются во второй линии круга от центра.

Есть простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:
1. Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует моё тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание?

Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика

Теория эмоций разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:

1.Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма. Этот психологический механизм ещё известный как интроекция.

Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.

Читайте так же:  Что такое шизофрения

Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.

Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.

Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.

[2]

Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.

Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.

Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоцииэто гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели (см. рис. в начале статьи). Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства эмоций, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (см.Колесо эмоций Роберта Плутчика.).

Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:

· игнорироваться или не восприниматься;

· будучи воспринятой, забываться;

· в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом, они образуют шкалу примитивности-зрелости.

Первыми возникают меха­низмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.

По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации, это рационализация.

Колесо эмоций

Вот такое познавательно-полезное колесо Эмоций «Колесо Плутчика»

— По колесу можно предугадать, куда «перетечет» ваше настроение в самое ближайшее время: пребывать на пике горя долго невозможно. эмоция начнет ослабевать, и вы плавно перейдете в печаль — уныние — разочарование, например.
— По колесу можно увидеть основные способы защиты личности, так называемые защитные механизмы, благодаря которым вас не накрывает волна эмоций.

Например, вы чаще всего пребываете в нормальной злости и ожидании по отношению к какому-то человеку — так это ж уже прям агрессия!
А если про положительные эмоции — то испытывая одобрение и безмятежность к другому человеку — так это до любви один шаг).

Колесо Эмоций помогает определить и оценить свое эмоциональное состояние во время консультаций. В тот момент, когда человеку сложно определить что чувствует.

[3]

В норме — проживать базовые эмоции (радость, ожидание, злость, неприязнь, печаль, удивление, страх, приятие) — т.е. с вами все «нормально»).

Если часто испытываете эмоции внутреннего круга — это(эйфория, предвосхищение, ярость, отвращение, горе, изумление, ужас, обожание) — это ближе к патологии.

И если ваши эмоции слабо выражены — вы ходите где-то по периферии колеса (одобрение, опасение, безмятежность, отвлеченность, уныние, досада, интерес, неодобрение). Здесь так много оттенков смешанных эмоций и чувств. В них сложно разобраться самостоятельно.

Обратите внимание, в каком месте расположены именно ваши эмоции. Вряд ли вы все чувствуете одинаково. Скорее всего, есть «любимое» эмоциональное место, например, легкая печаль, уныние + неодобрение, неприязнь. В итоге при сложении этих эмоций вы получаете модель своего обычного поведения — отчужденное (пояснение снизу под картинкой), которое выражается в суммарной эмоции презрения.

Колесо поможет Вам понять себя и окружающих! Часто использую этот инструмент в работе с подростками. Визуально помогает детям (взрослым) соотнести внутреннее состояние с определением переживаемой эмоции.

Наука. Кто «Колесо Эмоций изобрел»

Популярные материалы

Наука. Кто «Колесо Эмоций изобрел»

Выдающийся американский профессор психологии Роберт плутчик в 1980 году обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось наглядное «Колесо Эмоций».

Основными эмоциями, согласно Р. плутчику, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие.

Эмоция состоит из нескольких компонентов: возбуждение в организме человека, переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щеки, трясутся руки. Кроме того, эмоции экспрессивны, то есть люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.
Эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента.
Однако, человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Есть простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:
1. что сейчас со мной происходит?
2. что чувствует мое тело?
3. что я хочу сделать? 4. как называется это переживание?

Колесо эмоций Роберта Плутчика, как им пользоваться. Колесо эмоций Роберта Плутчика

Колесо эмоций Роберта Плутчика, как пользоваться. Колесо эмоций

От автора: Колесо Эмоций помогает определить ваше состояния и спрогнозировать дальнейшее «перетекание» эмоций.

Вот такое познавательно-полезное колесо Эмоций «Колесо Плутчика»

— По колесу можно предугадать, куда «перетечет» ваше настроение в самое ближайшее время: пребывать на пике горя долго невозможно. эмоция начнет ослабевать, и вы плавно перейдете в печаль — уныние — разочарование, например.
— По колесу можно увидеть основные способы защиты личности, так называемые защитные механизмы, благодаря которым вас не накрывает волна эмоций.

Например, вы чаще всего пребываете в нормальной злости и ожидании по отношению к какому-то человеку — так это ж уже прям агрессия!
А если про положительные эмоции — то испытывая одобрение и безмятежность к другому человеку — так это до любви один шаг).

Колесо Эмоций помогает определить и оценить свое эмоциональное состояние во время консультаций. В тот момент, когда человеку сложно определить что чувствует.

Читайте так же:  Общение с людьми

В норме — проживать базовые эмоции (радость, ожидание, злость, неприязнь, печаль, удивление, страх, приятие) — т.е. с вами все «нормально»).

Если часто испытываете эмоции внутреннего круга — это(эйфория, предвосхищение, ярость, отвращение, горе, изумление, ужас, обожание) — это ближе к патологии.

И если ваши эмоции слабо выражены — вы ходите где-то по периферии колеса (одобрение, опасение, безмятежность, отвлеченность, уныние, досада, интерес, неодобрение). Здесь так много оттенков смешанных эмоций и чувств. В них сложно разобраться самостоятельно.

Обратите внимание, в каком месте расположены именно ваши эмоции. Вряд ли вы все чувствуете одинаково. Скорее всего, есть «любимое» эмоциональное место, например, легкая печаль, уныние + неодобрение, неприязнь. В итоге при сложении этих эмоций вы получаете модель своего обычного поведения — отчужденное (пояснение снизу под картинкой), которое выражается в суммарной эмоции презрения.

Колесо поможет Вам понять себя и окружающих! Часто использую этот инструмент в работе с подростками. Визуально помогает детям (взрослым) соотнести внутреннее состояние с определением переживаемой эмоции.

Колесо эмоций для детей. Дидактическая игра «Колесо эмоций»

Равиля Темирбулатова
Дидактическая игра «Колесо эмоций»

Представляю вашему вниманию дидактическую игру » Колесо эмоций «.

Данную игру можно можно использовать на занятии при ознакомлении с эмоциями , вне классной деятельности как настольную игру для закрепления знаний об эмоциях , а также как наглядного материала для работы с детьми с ОВЗ.

Материал: само » колесо » с приклеиными смайликами, прищепки с приклеиными названиями » эмоций «, мешочек для прищепок, коробка, где всё это храниться.

С ОДНОЙ СТОРОНЫ.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ СОПОСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ С КАРТИНКОЙ И ПРИЦЕПИТЬ РЯДОМ.

1. «У меня есть » Колесо эмоций «, но я не знаю как они называются. Надо правильно прицепить название эмоции «.Из мешочка каждый ребёнок берёт одну прищепку, читает и прищепляет на » Колесо «. Можно использовать для дошкольников и младших школьников.

2. Можно прицепить эмоцию любую на » Колесо » и покрутить, на кого покажет, тот должен её изобразить мимикой лица.

3. Если детей мало, 2-3 человека, использовать как настольную развивающую игру. Один участник соотносит все эмоции на одной стороне , другой на другой стороне, а третий проверяет.

4. Задание на сравнения: Найти похожие эмоции , Найти ошибку в названии эмоции .

Колесо эмоций Келлермана-Плутчика. Основные виды эмоций

Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика — Келлермана ложатся в основу диспозиций — склонность индивида к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды.

Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы , поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психзащитами.

Радость — диспозиция мании

В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.

Психзащита проявляется в виде управления поведением . Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.

Принятие — истерия

Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания . В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).

Те моменты, которые не нравятся сознанию , отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.

Гнев — агрессия

Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение .

Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест .

Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума , иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов .

Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.

Удивление — психопатия

Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб , он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе , постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.

Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления — регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.

Печаль — депрессия

Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.

Защитной реакцией выступает компенсация , которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.

Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.

Отвращение — паранойя

Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.

Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.

Такие люди настроены критично , не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы . Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.

Страх — пассивность

Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением .

Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным.

Он уходит в себя , не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.

В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.

Ожидание — обсессивная диспозиция

Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией , переосмыслением событий и фактов.

Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя «на высоте» в конкурентной борьбе с ровесниками.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом .

Источники


  1. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.

  2. Грэй, Джон Мужчины с Марса, женщины с Венеры… работают вместе! / Джон Грэй , Барбара Эннис. — М.: АСТ, Neoclassic, 2013. — 320 c.

  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
Что показывает колесо эмоций роберта плутчика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here