Что предполагает эмпатическое слушание в разговоре с собеседником

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что предполагает эмпатическое слушание в разговоре с собеседником" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

ВОПРОС 1. СЛУШАНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

МЕТОДИЧЕСКие указания для студентов БАКАЛАВРИАТА

доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук
Е. Е. Чудина

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

Домашняя работа по курсу «Психология делового общения ». Тема №1 «Слушание в межличностном общении» : метод. указания для студентов бакалавриата /сост Е. В. Абраменко, Н. В. Дулина, Л. А. Федотова, Р. В. Ященко; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 20с.

В методических указаниях рассматриваются понятие и основные характеристики категории «слушание» в деловом общении. Предложены практические задания, ориентированные на самостоятельную работу студентов.

Содержание методических указаний предназначено для всех форм обучения бакалавриата.

г Волгоградский государственный

технический университет, 2014

Елена Вячеславовна Абраменко
Надежда Васильевна Дулина
Лилия Анатольевна Федотова
Роман Викторович Ященко

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Тема «Слушание в межличностном общении»

[1]

Методические указания

Темплан 2014 года (внутривузовские заказные издания). Поз. №**

Подписано в печать 99.99.2013 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная.

Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. Печ. Л. 1,16

Тираж 100 экз. Заказ 999.

Волгоградский государственный технический университет

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.1

Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.7

Введение

Дисциплина «Психология делового общения» в учебную программу технического вуза был введен не случайно. Способность к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, сотрудничеству людей, принадлежащих к различным культурам, социальным и этническим группам, общественным движениям и т. д. приобретает особую актуальность в наше стремительное и неспокойное время.

Кроме того, введение курса «Психология делового общения» оправдано еще и тем, что культура делового общения, коммуникативные навыки являются основными в тех областях деятельности, где и субъектом, и объектом взаимодействия и воздействия (управления) становится человек. Специфика данной дисциплины обусловлена ее практической направленностью. Целью данных методических указания для студентов является, в первую очередь, формирование и развитие навыков делового общения у студентов. Полученное приращение психологического знания позволит формирующемуся специалисту, будущему руководителю, осознанно и компетентно войти в мир профессионального общения, организации взаимодействия с людьми и создания более комфортных психологических условий для эффективной деятельности.

Методические указания состоят из двух частей: в первой части дается краткое изложение теоретического материала по теме, во второй для закрепления изученного материала, а также оценки степени его успешного усвоения, студентам предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить задания и упражнения по теме данных методических указаний.

Если выполнение какого-либо упражнения или задания вызывает затруднения, то всегда есть возможность вернуться к первой (теоретической) части указаний и еще раз ознакомиться с материалом. Отдельные задания построены таким образом, чтобы дать возможность студенту продемонстрировать приобретенные в ходе обучения способности, знания, умения и, отчасти, личностные качества. Для ответа на какие-то вопросы заданий, возможно, придется заглянуть в словари и учебники. Список литературы по данной теме, а также перечень учебников и методических разработок кафедры, приводится на последней странице методических указаний.

Авторы будут очень признательны за критические замечания и советы по улучшению качества данных методических указаний.

ВОПРОС 1. СЛУШАНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Для эффективного делового общения необходимо не только овладеть культурой речевой деятельности, но и научиться эффективно слушать. Говорение и слушание — это два наиважнейших навыка вербальной компетентности.

Слушание — это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Если слышание — физический процесс, определяемый воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без специальных умственных усилий, то слушание (эффективное слушание) — это сложный процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность человека. Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное взаимодействие и взаимопонимание. В то же время многие люди практически не умеют слушать.

Исследования показывают, что в процессе общения с другими: примерно 42-53 % времени мы слушаем других, 16-32% — говорим сами, 15-17% — читаем, 9-14 % — пишем. Следовательно, умение слушать, как метод восприятия информации используется в коммуникации намного чаще, именно поэтому овладение таким умением очень важно для каждого.

Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70-80%. Однако исследования показывают, что на самом деле эффективность слушания у многих людей составляет всего 25%.

Панфилова А.П. утверждает, чтобы сознательно сосредоточиться на словах говорящего, необходимо сделать следующее:

q физически и психологически быть готовым к слушанию. Прежде всего внутренне сфокусировать внимание, принять позу внимательного слушания (выпрямленный торс, слегка наклоненная голова, прямой взгляд на говорящего);

q переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Общение строится на диалогах. Если вместо того чтобы слушать, собеседник тратит время на планирование ответа и ждет возможность вставить свое слово, то эффективность слушания резко снижается. Постоянное переключение с роли говорящего на роль слушающего требует от собеседника усилий и внимания;

q выслушать, прежде чем реагировать. Слишком часто собеседники прекращают слушать прежде, чем человек закончит говорить, так как каждый из них предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер.

Практика показывает, что зачастую от процесса внимательного слушания нас отвлекают слова и манеры собеседника, что заставляет реагировать эмоционально или даже негативно. Возможности одного человека понять другого, как правило, ограничены в силу двух причин:

1) различий в жизненном и профессиональном опыте каждого человека, придающих личный смысл словам;

2) различий в лингвистическом словаре человека — тезаурусе (от гр. — запас, словарь языка с полной смысловой информацией).

Понимание может усложняться, когда мы слышим незнакомые или быстро произносимые слова, большое количество фактов и цифр. По оценкам специалистов, большинство людей произносят около 125 слов в минуту, но могут продумывать их примерно в четыре раза быстрее, что тоже может привести к непониманию. Важно отметить, что кроме понимания информации необходимо и использовать специальные техники установления обратной связи, включая эмпатию, рефлексию, расспрашивание, визуальный контакт.

Читайте так же:  Способы разрешения конфликтов

ВИДЫ СЛУШАНИЯ

В литературе описаны различные виды слушания: направленное, критическое, эмпатическое, нерефлексивное, активное.

Направленное, критическое слушание. При данном виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения, т.е. определяет, насколько правдивой, достоверной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он ее воспринять и ответить. Слушая критически, собеседник обычно выясняет, есть ли значимые факты, определяет связь между доказательствами и выводом;выявляет нет ли другой известной информации по данной теме обсуждения.

На практике такое слушание бывает полезно в конкретной ситуации, например, на совещании, собрании или в дискуссии. В то же время критическое слушание неэффективно там, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания (урок, лекция, доклад).

Эмпатическое слушание. Эмпатия (от англ. — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) — это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей. При данном слушании уделяется большее внимание «считыванию» чувств, а не слов говорящего.

Правила эмпатического слушания:

1) важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться отпредубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;

2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;

3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;

4) необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями. 2.

Эмпатическое слушание может быть как эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение), так и неэффективным, если говорящий своими словами вызывает у слушателя отрицательные эмоции (страх, тревогу, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство тупика).

Нерефлексивное слушание.При данном виде слушания собеседник, несмотря на имеющему проблемы у говорящего (например: заикание, ограниченный словарь, застенчивость, неуверенность в себе и др.) позволяет ему высказаться. Нерефлексивное слушание уместно также с теми собеседниками, кто испытывает отрицательные эмоции.

Существуют приемы слушания:

[3]

q поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой); -«эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);

q «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);

q «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);

q побуждение («Ну и. », «И что дальше?»);

q эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); негативные реакции:

q продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);

q логические следствия из высказываний партнера, например предположение о причине события, оценки, советы;

q «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);

q расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);

q пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).

Активное рефлексивное слушание. Это вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексия (от лат.отражение) — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Этот вид слушания в общении считается самым конструктивным.

ТИПЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

ПОМЕХИ СЛУШАНИЯ

Многие люди в процессе общения пытаются слушать, но при этом не слышат своего собеседника. Каковы же помехи слушания?.

1. Неразвитое умение слушать, трудности концентрации внимания, недостаточная психологическая и эмоциональная культура человека.

2. Высокая скорость умственной деятельности. Учеными подсчитано, что средний темп русскоязычной речи — приблизительно 200-250 слов в минуту, а скорость обработки информации слушателем — 300-500 слов в минуту. Именно поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен, поэтому отвлекается от речи говорящего.

3. Антипатия к чужим мыслям. Каждый человек, как правило, свои мысли ценит больше, чем чужие.

4. Избирательность внимания. Психологами описан так называемый «синдром акулы», при котором люди слышат, какправило, лишь то, что хотят услышать.

5. Низкая мотивация к слушанию. Большинство людей пропускают информацию через «фильтры», связанные с установками, прошлым опытом, жизненнымицелями и ценностями, убеждениями и интересами, предрассудками.

6. Потребность реплики. Зачастую речь может вызвать у слушателя неотвратимое желаниеперебить и (или) ответить (здесь и сейчас), и тогда он перестает слушать.

7. Отключение внимания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9508 —

| 7530 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Активное слушание

В современной жизни многие приемы и навыки могут значительно улучшить и облегчить вашу жизнь. Один из таких полезных навыков — активное слушание, которое заключается в умении слушать собеседника с правильной внешней и внутренней реакцией. Этот прием позволяет не только расположить собеседника к себе и суметь понять его точку зрения, но и влиять на нее. Благодаря этому понятие активного слушания в настоящее время очень популярно в самых разных сферах жизни.

Виды активного слушания

Существуют различные принципы активного слушания, которые соответствуют трем разным вариантам этого явления:

  1. Активное слушание. В этом случае вы концентрируетесь на информации, уточняя и переспрашивая ее так, чтобы собеседник понял, что вы хотите уяснить для себя все, что он говорит.
  2. Пассивное слушание. Иногда человеку нужно выговориться, и в этом случае его стоит не перебивать, а молча слушать, изредка поддакивая и давая увидеть, что вы его понимаете.
  3. Эмпатическое слушание. Этот вид заставляет вас мысленно встать на место говорящего и постараться представить, испытать его чувства, выразив это словами так, чтобы он понял, что вы способны сопереживать на самом глубоком уровне.

Обычно исходя из этого составляют и упражнения на активное слушание. Люди делятся на пары и в течение 2-3 минут каждый из них отрабатывает эти три способа активного слушания.

Читайте так же:  Советы психолога что делать, если не любите своего мужа или жену

Приемы активного слушания

Для многих оказывается не по силам даже такой простейший прием, как умение слушать собеседника, не перебивая его. А ведь это – основа активного слушания и признак элементарной вежливости. Рассмотрим самые простые проявления из области метода активного слушания:

  • легкий наклон тела к собеседнику;
  • регулярные кивки головой во время речи собеседника;
  • вспышки глазами;
  • мимика, соответствующая предмету разговора;
  • поддакивание в знак согласия;
  • пояснения по ходу речи;
  • переспрашивание в конце высказывания («то есть, как я понимаю….»);
  • подведение итогов («в общем, ты решил…»);
  • выражение сопереживания;
  • эмпатия («это расстроило тебя?») и т.д.

Техника активного слушания позволяет расположить собеседника к себе, убедить его в том, что для вас действительно важны его слова и даже позволяет вам влиять на его точку зрения, подводя его к новым выводам, используя только ту информацию, которую он вам выдал.

Эмпатическое слушание

Эмпатическим слушанием называется совокупность сочувствия, сопереживания и понимания. Эмпатией считается понимание душевного состояния собеседника, которое он выражает с помощью вербального общения. Существует огромное количество техник эмаптического слушания. Эмпатия в общении означает очень многое для вас и вашего собеседника, поэтому мы предлагаем научиться приемам эмпатического слушания.

Приемы эмпатического слушания

Проявление эмпатии обычно необходимо для того, чтобы собеседник смог лучше высказаться. Вы сможете продемонстрировать, что внимательны к нему и понимаете ход его мыслей. Мы выделили восемь приемов эмпатического слушания, предлагаем вам ознакомиться с ними.

Активное слушание — правила и техника метода

В одной известной притче говорится, что человеку даны два уха и один рот, это значит говорить люди должны меньше чем слушать друг друга. Человеку важно быть услышанным, понятым, и слушая больше — постигаются многие вещи и тайны. Активное слушание – метод, заслуживший доверие среди психологов в силу его эффективности и простоты.

Что такое активное слушание?

Активное или эмпатическое слушание — техника, которую привнес в психотерапию американский психотерапевт, создатель гуманистической психологии – Карл Роджерс. Активное слушание – это инструмент, помогающий услышать, понять чувства, эмоции собеседника, направить беседу в глубину и помочь человеку пережить и трансформировать его состояние. В России методика развилась и дополнилась разными нюансами благодаря детскому психологу Ю. Гиппенрейтер.

Эмпатическое слушание в психологии

Приемы активного слушания в психологии помогают гармонично выстроить беседу, обнаружить поле проблем клиента и подобрать соответствующую индивидуальную терапию. В работе с детьми – это лучший метод, ведь маленький ребенок еще не совсем идентифицирует и знает свои чувства. Во время эмпатического слушания психотерапевт абстрагируется от своих проблем, душевных переживаний и полностью сосредоточен на пациенте.

Активное слушание — виды

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Виды активного слушания условно подразделяются на мужской и женский. Особенности каждого из видов:

  1. Мужское активное слушание – предполагает рефлексию и используется в деловых кругах, переговорах в бизнесе. Полученная от собеседника информация внимательно анализируется с разных сторон, задается множество уточняющих вопросы, так как мужчины нацелены на результат. Здесь уместна и разумная критика.
  2. Женское активное слушание. В силу природной эмоциональности и большего проживания чувств – женщины более открыты и обладают большей эмпатией: быть с собеседником вместе, сопричастным с ним в его проблеме. Эмпатию невозможно подделать – это чувствуется другим человеком и вызывает у него доверие раскрыться. В женском слушании используются техники парафраз, акцент на проговариваемых чувствах и эмоциях.

Техника активного слушания

Активное слушание это – техника и одновременно процесс максимальной концентрации на другом человеке, когда происходит учет всех тонкостей и нюансов в беседе: наблюдение за голосом, интонацией, мимикой, жестами и внезапными паузами. Главные составляющие техники активного слушания:

  1. Нейтралитет. Избегание оценок, критики, осуждения. Принятие и уважение человека таким, как есть.
  2. Доброжелательность. Спокойное состояние и отношение к собеседнику, поощрение его к продолжению говорить о себе, проблеме – способствуют расслабленности и доверию.
  3. Искренняя заинтересованность. Один из самых важных инструментов влияния в технике активного слушания, помогает человеку раскрыться полнее и прояснить проблемную ситуацию

Методы активного слушания

Приемы активного слушания многофункциональны и разнообразны. В классической психологии выделяются основные 5 техник активного слушания:

  1. Пауза. Человеку важно выговориться до конца и паузы необходимы в беседе. Это не значит, что надо все время молчать: поддакивание («да», «угу»), кивки головой являются сигналами для человека, что его слушают.
  2. Уточнение. При неясных моментах применяются уточняющие вопросы, чтобы избежать додумывания ситуации и лучше понять собеседника или клиента.
  3. Парафраз. Метод, когда услышанное пересказывается говорящему в кратком виде и позволяет собеседнику подтвердить, что «да, все так», либо прояснить и уточнить важные моменты.
  4. Эхо-высказывание (повтор) – «возвращение» фраз собеседнику в неизменном виде – человек понимает, что его внимательно слушают (не стоит злоупотреблять в беседе этим методом).
  5. Отражение чувств. Применяются фразы соответствующие переживанию человека: «Вы расстроены…», «Вам в тот момент было очень больно/радостно/печально».

Правила активного слушания

Принципы активного слушания включают в себя важные составляющие, без которых эта техника не работает:

  • собеседника нельзя перебивать;
  • заданный вопрос предполагает ответ на него, отвечать или помогать с ответом не рекомендуется, собеседник сам должен ответить на вопрос – надо выдержать паузу;
  • визуальный контакт на протяжении всей беседы;
  • важна обратная связь: поддержка, кивок головой;
  • при проживании агрессивных, негативных чувств человеком, важно позволить ему выплеснуть их до конца, пока он не успокоится.

Упражнения для активного слушания

Техники эмпатического слушания отрабатываются на психологических тренингах, в группах. Цель упражнений научиться слышать другого, выделять проблемные места, с которыми можно поработать. Тренер разбивает группы на пары-тройки и дает задания-упражнения, которые могут варьироваться:

  1. Упражнение на активное внимательное слушание. Тренер дает трем участникам группы разные напечатанные статьи, засекает 3 минуты, в течение которых материал одновременно зачитывается тремя участниками. Задача для читающих: услышать, что читают остальные двое, другие члены группы также должны услышать и понять о чем все статьи.
  2. Упражнение на умение обнаружить в словах собеседника искренность или наигранность. Тренер раздает карточки с написанными на них фразами. Задача участников по очереди прочитать свою фразу и недолго задумываясь продолжить повествование от себя, развить мысль. Остальные участники внимательно слушают и наблюдают: искренен человек или нет. Если высказывания были искренними, то другие молча поднимают руку, что согласны, если нет, участнику предлагается еще раз вытянуть карточку и попытаться снова. Фразы на карточке могут быть следующего содержания:
  • когда на меня кричат, я готов(а)…
  • иногда мне свойственна трусость, недавно я….
  • у меня есть недостатки…
  • в себе мне нравится…
  • меня раздражает в людях…
  • пустая карточка (искренне сказать о себе то, что приходит на ум в данный момент).
Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину

Чудеса активного слушания

Эмпатическое слушание — это методика, способная творить чудеса. Технология активного слушания проста в применении и требует вначале сознательного направления внимания. При использовании метода в семье, происходят удивительные вещи:

  • исчезают длящиеся годами конфликты;
  • формируется искренний и глубокий контакт между родителями и детьми;
  • в доме воцаряется атмосфера тепла и принятия членами семьи друг друга.

Активное слушание — книги

Активное и пассивное слушание — оба метода считаются эффективными в психотерапии и дополняют друг друга. Для начинающих психологов и всех, кто хочет понимать людей, налаживать искренние дружественные связи — будут полезны следующие книги:

  1. «Учись слушать» М. Москвина. В своей книге известная радиоведущая рассказывает истории и говорит о важности умения слушать своего собеседника.
  2. «Умение слушать. Ключевой навык менеджера» Бернард Феррари. В аннотации утверждается, что 90% рабочих и семейных проблем можно решить с помощью активного слушания.
  3. «Чудеса активного слушания» Ю. Гиппенрейтер. Научиться слышать и слушать своих близких — залог гармоничных отношений в семье.
  4. «Слушать нельзя указывать. Альтернатива жесткому менеджменту» Эд. Шейн. Эффективная коммуникация невозможна без соблюдения трех правил: меньше говорить, искусно задавать вопросы, выражать признательность собеседнику.
  5. «Искусство говорить и слушать» М.Адлер. В книге поднимаются проблемы общения. Слушание – важный аспект взаимодействия между людьми. В книге даны ценные рекомендации и основные техники активного слушания.

Эмпатическое слушание

Эмпатия — это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание — это «сочувственное» слушание.

При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. При эмпатическом слушании нужно применить рефлексию. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Существуют правила эмпатического слушания:

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.

Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.

Дать собеседнику высказать свою точку зрения

поддакивание, побуждение, невербальная поддержка

Убедиться, что вы правильно его поняли

Выяснение, парафраз, отражение чувств

Добиться совместного решения

Оценки, продолжение, резюмирование

Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания? Вот некоторые рекомендации для людей, которые желают научиться слушать своего собеседника и стремятся развить эффективное слушание:

Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны.

Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто.

Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться

Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник.

Избегайте говорить собеседнику «Я Вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны).

Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть.

Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию

Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание.

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности и неуважения), если же вы сидите, то нельзя сидеть развалясь (это также признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, то есть руки и ноги не должны быть скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, то есть смотреть на говорящего, но, конечно, не пристально. Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление.

Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем. Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же — значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

Читайте так же:  Повышение самооценки

Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы. Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность «себя показать», как некое соревнование.

Главное — необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.

Подача обратной связи — серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

№ 20 цели, задачи и правила техники поиска альтернативных решений

№ 21 концепции и методы современной практики консультирования и терапии разработанной в западной традиции.

[2]

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда; Аналитическая психология Карла Густава Юнга; Индивидуальная психология Альфреда Адлера; Гуманистически-ориентированное консультирование; Клиент-центрированный подход Карла Роджерса; Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя; Логотерапия Виктора Франкла; Гештальттерапия; Бихевиорально-ориентированное консультирование; Нейролингвистическое программирование

В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов.

3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрейду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательному». Сон — символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера. Трансфер — замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм.

5. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни.

6. Интерпретация — разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. Интерпретация включает следующие процедуры:

1) идентификация (обозначение);

2) разъяснение (собственно толкование); ‘»

3) перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекция, индетификация, рационализация, включение, замещение, изоляция, регрессия, реактивное образование, сублимация.

№ 32 супервизия в психологическом консультировании

Супервизия в процессе психологического консультирования не является ни обучением, ни психотерапией консультанта в полном смысле этих слов, хотя может обладать и тем, и другим эффектом. Ее предназначение – помочь психологу – консультанту / психотерапевту разобраться в сложившейся ситуации его взаимоотношений с клиентом, понять и осознать, что мешает ему оказать клиенту помощь, почему ситуация консультирования не развивается так, как надо, найти собственные ошибки и упущения в работе, проверить правильность и целесообразность примененных по отношению к клиенту техник и приемов. Проводится она квалифицированным опытным психологом-консультантом или психотерапевтом.

Супервизия осуществляется по запросу специалиста, находящегося в затруднительной профессиональной ситуации. Она основана на взаимном доверии и уважении.

Эффективная супервизия должна быть подготовлена и упорядочена, должна присутствовать предварительная договоренность о графике и цене, то есть супервизия представляет собой организованный, а не стихийный процесс.

В зависимости от конкретной ситуации и запроса супервизия может иметь следующие цели: оценочную (например, оценить действия обратившегося за помощью психолога), обучающую (может выступать как форма повышения квалификации), направляющую, поддерживающую и др.

Выделяются два основных уровня проведения супервизии. Первый уровень предназначен для начинающих специалистов в области психологического консультирования и психотерапии (до и после получения диплома). Супервизия второго уровня предназначена для более опытных практикующих консультантов и психотерапевтов.

Супервизия проводится в индивидуальной, групповой или коллективной форме (иногда могут сочетаться несколько форм). Супервизия также может быть очной, очно-заочной и заочной. Очная предполагает присутствие супервизора в кабинете и его прямое наблюдение за ходом консультативной/терапевтической сессии, проводимой супервизируемым (это должно быть согласовано с клиентами). Очно-заочная предполагает присутствие супервизора рядом (за зеркальным стеклом), к которому супервизируемый может обратиться по телефону в любое время (эта возможность также заранее обговаривается с клиентами). Заочная супервизия наиболее распространена: предполагает обсуждение проведенных супервизируемым сессий на отдельной, ранее установленной встрече.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

| 7872 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Эмпатическое слушание

Читайте также:

  1. Аллах ненавидит их послушание
  2. Послушание
  3. Послушание и свобода
  4. Предварительное слушание и отбор присяжных заседателей
  5. Предварительное слушание и отбор присяжных заседателей
  6. Предварительное слушание.
  7. Продуктивное слушание.
  8. Сихологи определили пять ситуаций, при которых целесообразно применять нерефлексивное слушание.
  9. Статья 12. Публичное слушание
  10. Тема 29. Предварительное слушание
  11. ТЕМА: подготовка уголовного дела к судебному заседанию и предварительное слушание в суде.

Ключ к вашему влиянию на меня — ваш личный пример, то, как вы себя ведете. Ваше поведение напрямую зависит от вашего характера, то есть от того, каков вы на самом деле, — а не от того, что о вас говорят другие или каким вы хотите казаться. Ваш характер проявляется по мере того, как я узнаю вас. Ваш характер дает мне все новую и новую информацию о вас. И, опираясь на эту информацию, я впоследствии начинаю инстинктивно либо доверять, либо не доверять вам и вашим действиям, направленным на меня.

Читайте так же:  Растим сына правильно как воспитать мальчика сильным и смелым

Характер и общение

Принципы эмпатического общения

Фактически имеет место четыре основных типа общения:

— чтение,

— письмо,

— речь,

— слушание.

Сколько времени мы посвящаем каждому из них! Поэтому хорошо владеть ими крайне необходимо для того, чтобы быть эффективными.

Умение общаться — самое важное умение в жизни человека

. Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли чтобы научиться слушать? Слушать так, чтобы по-настоящему, глубоко понимать другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения?

В мире сравнительно мало людей, специально обучавшихся умению слушать. И чаще всего это обучение проводилось в рамках техники этики личности и было отсечено от тех основ характера и отношений, которые совершенно необходимы для подлинного понимания другого человека.

Если вы хотите взаимодействовать со мной эффективно, если хотите влиять на меня — своего супруга, соседа, начальника, коллегу или друга, — то в первую очередь вы должны понимать меня. А этого невозможно достичь только с помощью техники. Если я почувствую, что вы применяете ко мне какой-то прием, я буду ощущать вашу неискренность, желание манипулировать мною. Я буду стараться понять, зачем вам это надо, каковы ваши мотивы. И я не буду чувствовать себя в безопасности настолько, чтобы открыться перед вами.

Пока вы сами не открылись для влияния на вас моей уникальной индивидуальности, я не откроюсь для влияния на меня ваших советов. Поэтому если вы хотите быть действительно эффективным в плане межличностного общения, то одной техникой вам не обойтись. Вы должны овладеть навыками эмпатического слушания, которые основываются на характере, вызывающем открытость и доверие. Кроме того, вы должны заботиться о пополнении эмоционального банковского счета, который, подобно мостику, соединяет сердца.

Принцип «Сначала стремитесь понять» связан с глубоким сдвигом парадигмы. Обычно мы стремимся к тому, чтобы в первую очередь поняли нас. Большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить. Они или говорят, или готовятся говорить. Они все профильтровывают через свои парадигмы, в жизни других людей прочитывают свои биографии.

Так поступают многие из нас. Мы преисполнены ощущения собственной правоты и ориентируемся на собственный жизненный опыт. Мы хотим, чтобы нас понимали. Наши разговоры с другими людьми превращаются в коллективные монологи, и мы никогда по-настоящему не понимаем, что происходит в душе у этих людей.

Когда кто-то говорит, мы «слушаем», как правило, на одном из четырех уровней.

Уровень слушания Наше поведение
1. Игнорируем говорящего Не слушаем собеседника вообще.
2. Делать вид, что слушаем Имитируем интерес «Угу! Да-да! Так-так!»
3. Слушаем избирательно Выхватываем из речи собеседника только отдельные фразы.
4. Внимательно слушаем Концентрируем внимание, сосредоточиваясь на произносимых словах.

Но лишь немногие из нас используют пятый уровень, высшую форму слушания — эмпатическое слушание

.

Говоря об эмпатическом слушании, я вовсе не имею в виду такие приемы «активного» или «рефлексивного» слушания, которые связаны с мимическим сопровождением или жестикуляцией в ответ на то, что говорит другой человек. Такая манера слушания базируется на технике, оторвана от характера и отношений и часто оскорбляет тех, кого таким образом «слушают». Кроме того, эта манера в основе своей автобиографична. Используя эту технику, возможно, вы не станете переносить свою биографию на отношения с другим человеком, но сам мотив слушания будет автобиографическим. Да, вы слушаете, демонстрируя понимание и «отражая» происходящее, но делаете это с намерением ответить, управлять собеседником, манипулировать им.

Говоря об эмпатическом слушании, имеется в виду слушание с намерением понять, понять по-настоящему. Это совершенно иная парадигма.

Эмпатическое (от слова эмпатия — сочувствие, сопереживание.) слушание позволяет посмотреть на вещи с позиции другого человека, проникнуть в систему его представлений. Благодаря этому вы видите мир таким, каким видит его другой человек, понимаете его парадигму, ощущаете то, что чувствует он.

Эмпатия не есть симпатия. Симпатия — это форма согласия, оценки. В ряде случаев это наиболее подходящая эмоция и отклик. Но люди часто полагаются на симпатию, и это делает их зависимыми.

Суть эмпатического слушания заключается не в том, что вы с кем-то соглашаетесь; его суть в том, что вы полностью, глубоко понимаете этого человека — как умом, так и сердцем.

Эмпатическое слушание означает гораздо больше, чем регистрацию, отражение или даже понимание произносимых слов.

По оценкам экспертов в области общения:

— 10 процентов информации передается лишь через слова;

— 30 процентов передается через интонацию и

— 60 процентов — через язык мимики и жестов.

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 566 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.

  2. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

  3. Гамаюн, Элена Хватит быть хорошей девочкой, начни жить / Элена Гамаюн. — М.: АСТ, 2016. — 320 c.
Что предполагает эмпатическое слушание в разговоре с собеседником
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here