Что такое олигофрения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что такое олигофрения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Все об олигофрении

Олигофренией называют врожденное или приобретенное заболевание, которое характеризуется отставанием в психическом развитии. Обычно она провоцируется различными заболеваниями, которые происходят во внутриутробный период развития человека, или генетическими факторами, влияющими на патологическое формирование.

Таким образом, заболевание выявляется в раннем возрасте путем тестов на интеллект, а также наблюдения за ребенком, который по некоторым показателям отстает в своем умственном развитии.

Виды и причины

В зависимости от причин возникновения болезни, выделяют три вида психического расстройства:

  1. Генетическая;
  2. Внутриутробная;
  3. Перинатальная.

Какие психологи интернет-журнала psytheater.com выделяют основные факторы, приводящие к данному синдрому?

  • Вредные факторы во время родов и в течение первых трех лет: черепные травмы, гипоксия, асфиксия, тяжелые роды и т. д.;
  • Болезни матери в период беременности;
  • Генетические причины: гормональные сбои, хромосомный набор.

Основными заболеваниями, которые часто сопровождают отставание в развитии, являются:

  1. Болезнь Дауна – дополнительная 21 хромосома;
  2. Гидроцефалия – накопление ликворы в желудочках мозга;
  3. Токсоплазмоз – инфекционное заболевание;
  4. Микроцефалия – маленький размер черепа и мозга;
  5. Фенилкетонурия – скопление токсичного продукта в результате нарушенного метаболизма фенилаланина.

перейти наверх

Олигофрения часто является сопровождающим другую болезнь синдромом. Совокупность заболеваний приводит к отставанию в развитии речи, психики и эмоций ребенка. Какие выделяют основные симптомы данного заболевания?

  • Нарушенное абстрактное мышление;
  • Задержки в психическом развитии;
  • Безграмотная, скудная и простая речь;
  • Рассеянность внимания;
  • Плохая память;
  • Нежизнеспособность, неприспособленность к окружающему миру;
  • Задержка в физическом развитии: взрослый человек может внешне выглядеть, как подросток.

Явные признаки заболевания проявляются в школьном возрасте. Маленькие олигофрены проявляют следующие симптомы своего заболевания:

  • Психическое и речевое отставание;
  • Скудость эмоций;
  • Отсутствие интереса к познаванию окружающего мира;
  • Отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • Неумение оперировать абстрактными понятиями.

перейти наверх

Само заболевание имеет разную степень своего развития. В зависимости от уровня умственного интеллекта, разделяют на:

  1. Дебильность – легкая степень заболевания, которая отмечается лишь незначительной утратой умственных, эмоциональных и жизнедеятельных способностей;
  2. Имбецильность – средняя степень, которая выражается в частичной недееспособности людей. Они обучаемы, но не способны выживать самостоятельно;
  3. Идиотию.- тяжелая степень, проявляющаяся в полной неспособности человека самообеспечивать себя. Здесь нужен постоянный уход и забота со стороны окружающих.

Болезнь обычно легко выявляется путем обнаружения определенных симптомов в отставании развития и проведенных исследований врачами. Делается анализ крови, просматривается головной мозг, проводятся тесты – все это для того, чтобы выявить причины развития нарушения и формирования нужного комплекса лечения.

К сожалению, медицина не способна излечить олигофрению. Здесь возможны лишь процедуры по устранению заболеваний, которые ее спровоцировали, и симптоматики, которая проявляется. Детей водят в спецшколы и группы, организованные специально для отстающих в развитии.

Проводятся различные тренинговые процедуры для того, чтобы привить жизненные навыки заболевшим. Дети с легкой формой синдрома могут работать, что требует всего лишь привития им нужных операций, которые нужно выполнять.

Родителям следует понимать, что ребенок-олигофрен – это на всю жизнь. За ним придется постоянно ухаживать и заботиться. Это должно заставить молодых родителей заранее думать о тех заболеваниях, которые они не лечат, вредных привычках, которыми пользуются, и образе жизни, который ведут. Комплекс предпринятых мер по самосовершенствованию может поспособствовать развитию здорового ребенка.

Олигофрения

Олигофрения – это врожденное или приобретенное слабоумие, которое выражается в недоразвитии интеллекта и психики. Отклонение возникает чаще всего вследствие перенесенных травм или болезней во время беременности, родов или первых лет жизни человека. Заболевание было изучено, классифицировано и подробно описано в прошлом столетии, и ранее всевозможные отклонения в любом возрасте относились к категории «слабоумие». На сегодняшний день медицина способна определить степень умственной отсталости на основании психологических тестов, выявляющих интеллектуальный коэффициент человека.

Причины олигофрении

Причинами олигофрении являются следующие факторы:

  • Наследственность, в том числе патология генеративных клеток матери и отца (болезнь Дауна, энзимопатические формы, истинная микроцефалия);
  • Поражение зародыша или плода внутриутробно (краснуха, вирусные инфекции, токсоплазмоз, гормональные нарушения, врожденный сифилис);
  • Вредные влияния перинатального периода и первых трех лет жизни ребенка (родовая травма, конфликт резус-факторов, асфиксия плода и новорожденного, детские инфекции, травмы головы в раннем детстве, гидроцефалия).

Формы олигофрении

В зависимости от причин олигофрении, выделяют четыре формы заболевания:

  • 1 форма возникает ввиду наследственного влияния генеративных клеток родителей;
  • 2 форма олигофрении у детей – это разные виды эмбрио- и фетопатий. Психические отклонения уходят корнями в нарушения внутриутробного развития плода;
  • 3 форма является следствием родового травматизма и ранних заболеваний, травм, вследствие чего развивается у детей олигофрения;
  • 4 форма олигофрении – это тип умственного недоразвития, который вызван прогрессированием основной врожденной болезни, например, дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

Олигофрения у детей может проявляться как в различных формах, так и разных степенях тяжести. Некоторые виды отклонений поддаются коррекции, вследствие чего человек максимально приспосабливается к жизни, но некоторые требуют постоянного ухода за больным в течение всей его жизни.

Степени олигофрении могут быть следующими:

Лечение олигофрении

Полное устранение отклонений умственного характера практически невозможно, хотя, при легкой форме олигофрении у детей современные методы медицины способны существенно улучшить качество их жизни.

Специфическая терапия осуществляется при некоторых видах заболевания с установленной этиологией (токсоплазмоз, врожденный сифилис и другие). Если олигофрения связана с нарушениями метаболизма, врач назначает диетотерапию. При эндокринопатиях (микседема, кретинизм, например) показано гормональное лечение. В целях стимулирования психической деятельности применяют аминалон (гаммалон), пирацетам, а также витамины группы В и другие психоактивирующие препараты. Также лекарственные средства (феназепам, неулептил или сонапакс) показаны для коррекции аффективной лабильности и устранения извращенных влечений. Одну из самых главных функций в коррекции умственной недостаточности выполняют лечебно-воспитательные мероприятия, обучение труду и некоторым специальностям, профессиональная адаптация.

Социальная адаптация и реабилитация людей с диагнозом олигофрения заключаются в посещении вспомогательных школ, специализированных ПТУ, школ-интернатов, мастерских и кружков для умственно отсталых.

[1]

Профилактика олигофрении

На сто процентов исключить риск рождения ребенка, больного олигофренией, невозможно. Но следующие профилактические мероприятия существенно снизят вероятность того, что именно вас проблема коснется:

  • Своевременная постановка на учет в гинекологии при беременности (до 12 недели) с последующей сдачей анализов на токсоплазмоз, сифилис, отрицательный резус-фактор крови;
  • Забота о здоровье во время беременности, предупреждение заражения вирусными инфекциями, в частности краснухой как наиболее опасным заболеванием для плода;
  • Квалифицированное проведение родов и поддержка в послеродовой период;
  • Предотвращение травм и серьезных инфекций у новорожденных и маленьких детей.
Читайте так же:  Психология подросткового возраста и основные проблемы

Олигофрения – что это такое, симптомы и формы

Умственное развитие является ведущим в становлении здорового человека. Если по каким-то причинам развиваются патологии в головном мозге, тогда это отражается на формах и различных степенях проявления олигофрении – недоразвитость речи, моторики, умственной и эмоциональной сфер. Симптомы проявляются ярко с самого детства, поэтому родители не смогут не заметить патологии у своего ребенка.

Многие дети становятся умственно отсталыми по различным причинам, некоторые из которых относятся к приобретенным. Что влияет на развитие данной патологии, как она проявляется, следует знать родителям, чтобы еще на ранних стадиях развития болезни выявить ее.

Олигофрения не является излечимой болезнью. Однако при проведении эффективной терапии с ребенком можно поспособствовать его некоторому развитию и достижению уровню зрелости. Все зависит от вида олигофрении, которая у него наблюдается.

Что такое олигофрения?

Олигофрения может называться умственной отсталостью или слабоумием. Однако следует отличать олигофрению от деменции, которая возникает у человека преимущественно в пожилом возрасте в результате поражения головного мозга. Если говорить об олигофрении, то развитие человека в принципе не будет происходить. Человек никогда не достигнет нормы, которая присуща взрослому индивиду. Если же говорить о деменции (старческом слабоумии), то здесь человек большую часть времени является нормальным и развитым, просто по определенным причинам (следствие болезни) у него развивается поражение головного мозга, из-за чего его умственные и прочие способности теряются.

Олигофренией называется врожденная неспособность человека достичь нормального уровня развития. Это обуславливается многочисленными причинами, в числе которых отмечается и наследственность, и тяжелые роды, и неправильное развитие в утробе матери. Олигофрению сложно проследить, поскольку нет четкой градации того, как она выявляется. Можно лишь предположить количественное соотношение здоровых и больных детей.

Олигофрения – это неизлечимое заболевание, которое требует постоянной диагностики и лечения. Скорее всего, олигофрен будет постоянно нуждаться в посторонней помощи, хотя отмечаются случаи самостоятельности отдельных больных.

Причины олигофрении

Олигофрению могут спровоцировать следующие факторы:

  1. Ионизирующее облучение матери во время беременности.
  2. Тяжелые роды (например, асфиксия ребенка).
  3. Недоношенность малыша.
  4. Химические или физические поражения во время беременности.
  5. Травмы головы ребенка.
  6. Гипоксия головного мозга.
  7. Инфекционные заболевания на головной мозг.
  8. Генетическая предрасположенность, которая становится причиной в 50% случаев.

Также олигофрения может быть результатом педагогической запущенности ребенка. Отсутствие какого-либо контакта с ребенком, развития, обучения и прочих форм развития просто приведет к тому, что малыш будет отставать от своих сверстников, хотя по факту будет вполне здоровым.

Классификация

Олигофрения подвергается различной классификации. Рассмотрим ее:

  1. По степени выраженности (традиционная классификация):
  • Дебильность – когда симптомы слабо выражены.
  • Имбецильность – когда симптоматика проявляется на среднем уровне.
  • Идиотия – когда уровень симптомов очень высокий и делает человека абсолютно несамостоятельной личностью по жизни.
  1. Классификация по МКБ-10:
  • Легкая – уровень интеллекта достигает 50-70 баллов.
  • Средняя – уровень интеллекта у индивида достигает 35-50 баллов.
  • Тяжелая – уровень интеллекта у больного достигает 20-35 баллов.
  • Глубокая – уровень интеллекта еле дотягивает до 20 баллов.
  1. Классификация по М. С. Певзнер:
  • Олигофрения неосложненная.
  • Нарушение нейродинамики, которая может проявляться в трех формах: слабость основных нервных процессов, превалирование возбуждения над торможением, превалирование торможения над возбуждением.
  • Недостаточность лобных долей.
  1. Классификация по М. С. Певзнер, которая была усовершенствована:
  • Олигофрения неосложненная.
  • Олигофрения с лобной недостаточностью.
  • Нарушение нейродинамики (возбудимые и тормозные).
  • Умственная отсталость с психопатоподобными поведенческими нарушениями.
  • Олигофрения при нарушении различных анализаторов.

Диагностика

Олигофрению трудно диагностировать. Основной упор делается на симптоматику, которая должна проявляться у больных людей. Диагностика проводится по следующим принципам:

  1. Наблюдается недоразвитость личности на эмоциональном, волевом, интеллектуальном и прочих психических уровнях, которые не дотягивают до нормы, присущей тому или иному возрасту.
  2. Умственная отсталость, сопровождающаяся другими соматическими или психическими нарушениями.
  3. Нарушение адаптивного поведения, которое можно исправить, если этому поспособствовать и создать соответствующие условия.
  4. Наблюдение поведенческих нарушений при отсутствии психических отклонений.
  5. Прохождение теста IQ, который показывает определенный уровень развития.

Е. Богданова предложила следующие критерии диагностики:

  • Малопродуктивная память.
  • Низкий интеллект.
  • Нарушение внимания, когда человеку трудно сосредоточиться, быстро переключается, неустойчив.
  • Недоразвитость речи общего характера.
  • Конкретность, некритичность мышления.
  • Отсутствие познавательных процессов.
  • Восприятие нарушено, что отмечается во фрагментарности, замедленности, низком объеме восприятия.
  • Неадекватность эмоций, отсутствие навыков контроля своих чувств, отсутствие воли.

Трудности в выявлении олигофрении заключаются в том, что она во многом может быть похожа на другие патологические признаки и на начальную стадию развития шизофрении.

МКБ-10 выделяет 4 степени олигофрении: легкую, среднюю, тяжелую и глубокую, которые отличаются уровнем интеллектуального развития человека. В зависимости от этиологии олигофрении выделяют такие ее формы:

  1. Первая – провоцируется наследственным фактором и включает истинную энцефалопатию, болезнь Барде-Бидля, Дауна, Лоуренса-Муна, синдром Шерешевского-Тернера, Апера, Крузона, Марфана, Клайнфелтера, Рада, гаргоилизм, фенилкетонурию, галактоземию.
  2. Вторая – провоцируется патологиями во время внутриутробного развития: врожденный сифилис, инфекции, листериоз, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
  3. Третья – в период развития плода, спровоцированные конфликтом резус-факторов, послеродовым периодом или жизнью в течение первых 3 лет (врожденная гидроцефалия, травмы головы, инфекционные заболевания, недоразвитость).

Отдельно выделяют истинную (первичную) олигофрению и ложную (вторичную).

Самой популярной классификацией остается выделение трех видов олигофрении по степени проявления симптомов и уровню интеллекта:

Олигофрения у детей

Олигофрения проявляется у человека в детском возрасте. У детей она обычно наблюдается в возрасте 3-4-х лет, когда уже должны отмечаться определенные достижения и интеллектуальные особенности. Олигофрения является врожденной болезнью, а не приобретенной в течение жизни. Поэтому трудности в обучении, запоминании и развитии у ребенка проявляются с раннего возраста.

Читайте так же:  Как забыть первую любовь и открыться новым чувствам

Олигофрения у детей проявляется во всем. Они не играют в разнообразные игры, а предпочитают конкретные виды деятельности. Предпочитают быть в уединении, нежели общаться с детьми. Они достаточно замкнутые. Их речь развивается очень поздно или вообще не проявляет себя. Здесь отсутствуют какие-либо стремления и разнообразные интересы.

Олигофрения лечится лекарствами и психотерапевтическими методами. Лекарства назначаются в зависимости от причин заболевания и сопутствующих органических нарушений мозга. Они назначаются только врачами. Психотерапия включает различные направления:

  1. Установление контакта родителей с ребенком.
  2. Обустройство домашнего быта в соответствии с потребностями малыша.
  3. Прохождение различных процедур и консультаций.
  4. Развитие творческого начала.
  5. Обучение элементарным навыкам.

Олигофрены не обучаются вместе со здоровыми детьми. Их помещают в специальные учреждения.

Олигофрения становится неприятным диагнозом для родителей, которые явно ожидали растить и воспитывать здорового малыша. От взрослых потребуется немало терпения и знаний по уходу за «особенным» малышом, который может потребовать к себе всецелого внимания.

Олигофрен — это. Олигофрения — причины, симптомы, формы и степени

Олигофрения – приобретённое или врождённое слабоумие, при котором страдают эмоции, поведение, воля, развитие больного. Сегодня узнаем, каковы причины появления, симптоматика, а также формы и степени этого заболевания. Определим, как ведут себя дети с таким диагнозом в зависимости от тяжести недуга.

Обозначение термина

Олигофрен – это человек, страдающий олигофренией – заболеванием, выражающимся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом. При этом недуге страдают также эмоции пациента, его поведение, воля, а также физическое развитие. Больные с этой патологией в настоящее время составляют до 3% от всего населения нашей планеты.

Симптоматика

Признаки олигофрении могут быть такие:

— Сильное отставание в умственном развитии.

— Запаздывание в физическом становлении (ребёнок слишком поздно начинает ходить, присаживаться и т. п.).

— Недоразвитие речи. Это может проявляться полным отсутствием или наличием бедного словарного запаса у взрослого человека. А вербальная связь больного осуществляется с помощью криков и стонов. Иногда синдром олигофрена проявляется неспособностью понимать речь другого человека.

— Подчиняемость и лёгкая внушаемость.

— Олигофрен – это больной, у которого наблюдается нарушение узнаваемости вещей и даже близких и родных людей.

— Невозможность выполнения простейших бытовых навыков, таких как мытьё посуды, чистка зубов, уборка, одевание и т. д.

— Эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

Причины недуга

Олигофрен – это слабоумный человек, однако что может повлиять на возникновение этого страшного (с точки зрения социума) заболевания, сейчас определим. Итак, причины появления этого недуга могут быть следующими:

  1. Наследственность. К этой группе олигофрении относится синдром Дауна, истинная микроцефалия.
  2. Поражение плода, если во время беременности у матери наблюдался гормональный дисбаланс, была краснуха, сифилис, токсоплазмоз.
  3. Асфиксия плода и новорождённого (уменьшение или прекращение поступления кислорода к малышу), родовая травма, инфекции в малом возрасте, травма головы ребенка.

Уровни заболевания

Степени олигофрении бывают следующими:

  1. Лёгкая – дебильность.
  2. Умеренная – имбецильность.
  3. Глубокая – идиотия.

Как проявляется дебильность?

Как отмечалось выше, существует три степени олигофрении. Самой лёгкой из них является именно дебильность. Больные дети начинают ползать, ходить, а затем и говорить позже здоровых крох. Также у них имеются дефекты артикуляции. Детки постарше, которые по возрасту являются школьниками, не читают никакую литературу, их интересы направлены только на удовлетворения естественных потребностей. Зачастую люди с диагнозом «дебильность» обучаются в специализированных школах. У таких пациентов нет собственных мыслей, взглядов, поэтому они постоянно копируют чужое поведение. Однако некоторым из них при задержке развития свойственна частичная одарённость, например, отличная зрительная или механическая память, способность складывать и вычитать в уме сложные цифры. Среди детишек, страдающих этой степенью олигофрении, отмечаются апатичные, злобные, упрямые, мстительные, заторможенные особы.

Несмотря на такое конкретно-образное мышление, люди с диагнозом «дебильность» могут делать несложные выводы.

Как проявляется имбецильность?

Это средняя степень тяжести олигофрении. Имбецилы понимают то, что им говорят другие люди, и даже сами могут произносить короткие фразы, слова. Такие больные необучаемые, также они не способны к самостоятельному труду. Они не могут ориентироваться в несложной обстановке. Некоторые имбецилы могут выполнять лёгкие счётные операции, имеют навыки самообслуживания (едят самостоятельно). Мышление таких больных примитивное, они лишены любой инициативы, инертны, внушаемы, постоянно нуждаются в уходе и надзоре. Такие пациенты сильно привязаны к родным и близким людям, похвалу и замечания они воспринимают адекватно.

Как проявляется идиотия?

Это наиболее глубокая степень олигофрении, при которой человек не разговаривает, а также не может мыслить. Больной с диагнозом «идиотия» не может ничего осмысленно делать. Эмоциональная жизнь такого больного исчерпывающая, для таких пациентов характерны лишь реакции удовольствия и неудовлетворения. У одних преобладают злобность и гнев, у других – вялость и безразличие, причём абсолютно ко всем вещам. Такие пациенты не понимают речи окружающих людей, а сами могут произносить лишь некоторые звуки, не в состоянии отличить родственника от незнакомого человека. Также они не владеют даже самыми простыми навыками самообслуживания, неаккуратны и требуют постоянного ухода.

Отдельные формы олигофрении

Каждой причине этого недуга соответствует свой характер заболевания. На сегодняшний день различают 4 формы олигофрении:

— Первая форма. Наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками матери поражённого ребёнка. К этой форме олигофрении относятся больные с синдромом Дауна, микроцефалией.

— Вторая форма. Сюда относятся виды психического недоразвития, которые вызваны внутриутробными факторами: инфекциями вирусного, бактериального, а также паразитарного происхождения.

— Третья форма. Это вариант, при котором задержка развития у ребёнка вызвана родовой травмой, пониженным содержанием кислорода у плода или удушьем во время родов. Также сюда входят маленькие пациенты, которые в возрасте до 3 лет перенесли энцефалит, менингит или у которых наблюдалась черепно-мозговая травма.

— Четвёртая и последняя форма – тип психического недоразвития, вызванный усилением основного врождённого недуга, например дефекта головного мозга, эндокринные патологии.

Дети-олигофрены: какие они?

В заключение

Из статьи вы узнали о том, что олигофрен – это человек, страдающий олигофренией, заболеванием, характеризующимся слабоумием, недоразвитием психического, интеллектуального, а иногда и физического состояния. Этот недуг может развиваться у плода в животе матери, а может проявиться и в раннем возрасте – до 3 лет. Имеется 3 степени олигофрении в зависимости от степени поражения больного: дебильность, имбецильность и идиотия.

Читайте так же:  Формы, психология и примеры межличностных отношений

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.
Читайте так же:  Понятие и виды общения в психологии

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Кто такой олигофрен, степень отсталости, симптомы и лечение

Медицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения — это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.
Читайте так же:  Для чего используется лонгитюдный метод в психологии

Олигофрен — это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых. Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения. Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая. Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке. Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

[3]

Первой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью. При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны. Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений. При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот. Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны. В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой. В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью. Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными. Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих. Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В. Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама. Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2016. — 971 c.

  2. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

  3. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.
Что такое олигофрения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here