Что такое принцип системности в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что такое принцип системности в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Системности принцип

Найдено 2 определения термина Системности принцип

Системности принцип

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП

относится к общенаучным принципам, выражающим основную методологическую парадигму целого ряда естественных, социальных и гуманитарных наук, методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы и явления) как системы, не сводимый к простой совокупности своих элементов, а как упорядоченного целого, имеющего структуру, прямые и обратные связи, состоящие из элементов, группировок в необходимое и достаточное число подсистем со всесторонними связями между ними (Берталанфи Л., Ганзек В.А., Кузьмин В.П., Ломов Б.Ф., Платонов К.К., Тюхтин В.С., Юдин Э.Г. и др.).

Системный подход как реакция на длительный процесс дифференциации в науке, противопоставил ей принцип целостности, но он не является простым синонимом интеграции, это упорядоченное единство интеграции и дифференциации. В психологии системный подход предусматривает рассмотрение психического в упорядоченном множестве внешних и внутренних отношений и уровней.

Б.Ф.Ломовым были сформулированы основные принципы применения системного подхода в психологии: рассмотрение системы как части более сложной макросистемы в плане внешних взаимодействий; рассмотрение психики как многомерной и многокачественной; как иерархически организованной; как связанной множественностью отношений. Таким образом, в психологии система – это нечто целое, многоуровневое, имеющее структуру, взаимосвязанные подсистемы (элементы), необходимое множество прямых и обратных связей. Психологическая система всегда целеустремленная и изменяющаяся, развивающаяся.

Разновидностями системного подхода является структурный, структурно-функциональный и целостный. Комплексный подход трактуется иногда как более общий, чем системный (Б.Г. Ананьев).

В психологии с системных позиций изучаются психические явления, личность, познание, деятельность, общение, взаимодействия. Б.Ф. Ломов дал психологическое описание системных качеств (т. е. тех, которые есть продукт системы, иерархически более высокого уровня; психологическое есть системное качество по отношению к психофизиологическому).

Специфика системного подхода в акмеологии состоит в создании специфической модели ее предмета, который имеет и иерархические, и координационные (вертикальные и горизонтальные) характеристики. Он представляет собой онтологически неоднородную, но единую в своем функционировании, направленную к оптимальному состоянию систему. Акмеология имеет дело не с искусственной или естественной системой (как их дифференцирует общая теория систем), а с комплексной, сложной системой, в которой сущностью является сам механизм и способ перехода от стихийно-сложившегося состояния (и качества) личности к оптимальному, от реального – к идеальному за счет поддержки акмеолога, опирающегося на опирающегося на определенную технологию. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый, моделируемый характер. Звенья этой комплексной модели развертываются в реальном времени последовательно – по горизонтали, а в теоретическом пространстве – по вертикали. Эта характеристика опирается на идею, сформулированную М.Н. Сетровым: «Высота организованности соответствует переходу на качественно более высокий уровень, то есть изменению организации, так сказать, по вертикали, а степень организованности – изменению в пределах данного качества, то есть по горизонтали».

В акмеологических исследованиях системный подход применяется к описанию процессов прогрессивного восходящего развития личности и профессионализма. Выдвинуто положение о существовании акмеологической системы профессионализма. В нее входят субъект профессиональной деятельности, условия и факторы, многоуровневые связи и системообразующие факторы. Структурные компоненты акмеологической системы могут выступать в разных качествах: как уровни профессионализма с соответствующим акмеологическим содержанием, подсистема профессиональных знаний и умений. Системообразующим фактором могут быть эталоны и идеалы акме, движущей силой развития – смыслообразование, потребность в самореализации, «выход на индивидуальность» (по Б.Г.Ананьеву).

Принцип системности в психологии

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.(Петровский)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9508 —

| 7530 — или читать все.

Принцип системности и психическая деятельность (стр. 1 из 2)

Двадцатый век и в мировой и в отечественной науке ознаменовался тенденциями к разработке концепций, ориентированных на целостный подход к изучению психики. Это явилось закономерной реакцией на редукционизм и принципиальную аналитичность предшествующих подходов. И хотя нельзя не согласиться с обоснованным мнением, что предшественником современного системного подхода был уже Аристотель1, подлинная история системной ориентации в психологии начинается с работ гештальтистов, Л.С.Выготского, Ж.Пиаже и др. В настоящее время системный подход реализуется во многих исследованиях, опубликованы работы, формулирующие основные требования к системному подходу в психологии2. Как справедливо отмечал Б.Ф.Ломов, «. сейчас наступает то время, когда в психологии созревают условия для действительной и последовательной реализации системного подхода»3. Одним из таких условий является использование конструктивного понятийного аппарата. Представляется, что в современной психологии образовался разрыв: в ряду понятий «психика» — «психический процесс» отсутствует необходимое промежуточное звено, что , на наш взгляд, свидетельствует о неизжитом функционализме.

Отечественная психологическая наука переживает сейчас трудный этап, связанный с радикальным пересмотром методологических посылок. Нельзя не согласиться с мнением О.К.Тихомирова, отмечающего, что «методологический плюрализм не должен рассматриваться как негативное явление» 4. В то же время методологический плюрализм не должен переходить в методологическую растерянность, в действия по принципу «все наоборот». А.В.Брушлинский характеризует такие действия следующим образом:»то, что раньше отвергалось, теперь лишь поэтому превозносится, а то, что считалось хорошим, ныне просто отбрасывается с порога» 5. Тем не менее подобные взгляды достаточно распространены, и поэтому велика опасность утраты традиционных для нашей психологической науки перспективных теоретических подходов, приведших в предшествующие десятилетия к несомненным достижениям. В значительной степени это относится к деятельностному подходу, который в течение почти шестидесяти лет определял лицо официальной советской психологии.

Читайте так же:  Как поймать в свои сети мужчину искусство пикапа для женщин

Наиболее существенными аргументами в пользу «психической деятельности» нам представляются следующие. Во-первых, подчеркивается активный характер психики. Напомним, что психика в отечественной психологической науке рассматривается как отражение. На протяжении последних десятилетий неоднократно выражались сомнения в удачности такого определения 14. Во-вторых, создается дополнительная возможность для осуществления системного подхода (см.ниже) к анализу механизмов психического. В-третьих, появляется возможность для выделения уровней. Психика может проявляться как в психической деятельности, так и в психической активности. Психическая деятельность в собственном смысле представляет собой определенный уровень психической активности, предполагающий ее целенаправленность.

Принцип системности как объяснительный принцип научного познания. История реализации системного подхода в психологии

Принцип системности – принцип научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.

Принцип системности — (от греческого systema – сопоставленное из частей, соединение) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элементов определяются их местом в структуре.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами или психологами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем сам принцип системности был теоретически осмыслен.

Первым в истории научной мысли, в том числе, психологической, принцип системности утвердил Аристотель. Душа, по мнению Аристотеля, хотя и не может существовать без тела, но не идентична ни отдельным образующим тело вещественным элементам, ни их смешению.

Декарт, разрабатывая свою системную модель, отграничил объяснение ее действий от «несистемного», хотя и строго причинного объяснения хода вещей в неорганическом мире.

В ХIХ веке стали активно разрабатываться новые воззрения на системность. Первая половина этого века ознаменовалась крупными успехами в изучении строения и функций нервной системы. Важнейшим открытием этого времени явилось установление различий между чувствительными и двигательными волокнами и подтверждение возможности перехода возбуждения чувствительных волокон в ответную реакцию двигательных – то есть был открыт рефлекс. Стала развиваться концепция «рефлекторной дуги», в основе которой также лежал взгляд на нервную систему человека и на весь его организм в целом как на единую целостную структуру.

Дальнейшее свое развитие принцип системности получил в трудах таких выдающихся ученых как: Дарвин, Бернар, Гельмгольц, Сеченов и др. Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальт-подхода и психоанализа. Представители психоанализа связывали системный подход с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора в человеческой психике так называемый «комплекс». Отечественные психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные и социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, для отечественных исследователей является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения. Принцип системности, как можно было убедиться пришел в новую психологию сперва из механики (образ «человека – машины» у Декарта), затем радикально изменился благодаря научной революции в биологии (утвердившей формулу «организм — среда»), и, наконец, выступил в интерпретации, заданной культурологией (понятие о «знаковых системах»).

Значение принципа системности для теоретической психологии огромно. К сожалению, многократно и на протяжении последних двух – трех последних десятилетий принцип системности, хотя и декларировался как приоритетный для психологической науки, но так и не получил конкретных воплощений и теоретического обоснования. Не были выделены общепсихологические системообразующие признаки и принципы. Приметой системности как бы является уже сам факт реализации в ней идеи восхождения от абстрактного к конкретному, идеи восходящего и нисходящего детерминизма, идеи единства социогенеза и онтогенеза в выделении категории их взаимопереходов.

Следует в заключении сказать, что любая современная научная теория, при своем построении и развитии своих представлений должна опираться на принцип системности, так как он является одним из основополагающих принципов современной теории психологии.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 1750 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое принцип системности в психологии?

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое «системности принцип» в других словарях:

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП — СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим… … Философская энциклопедия

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП – — философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным… … Философская энциклопедия

системности принцип — СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу С. п. аналогичен др. философским… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП — – относится к общенаучным принципам, выражающим основную методологическую парадигму целого ряда естественных, социальных и гуманитарных наук, методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

принцип системности прогнозирования — принцип системности прогнозирования; принцип системности Принцип прогнозирования, требующий взаимоувязанности и соподчинённости прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей … Политехнический терминологический толковый словарь

принцип системности — прогнозирования; принцип системности Принцип прогнозирования, требующий взаимоувязанности и соподчинённости прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей … Политехнический терминологический толковый словарь

принцип системности — в психологии методологический подход к анализу явлений психических, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре;… … Большая психологическая энциклопедия

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ — ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ. Методический принцип обучения, согласно которому язык в практическом курсе рассматривается как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных структурных уровней, объединенных в единое целое. Реализация… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

принцип энергетической системности — Все виды энергетических объектов имеют тенденцию к объединению во взаимосвязанные системы, служащие для обеспечения хозяйства страны всеми видами энергии, топлива и способные выступать как единое и сложное целое, результат функционирования… … Справочник технического переводчика

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ — понимание системы (в том числе экосистемы) как комплекса взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. См. также Система, Системный подход. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской… … Экологический словарь

Принцип системности

Предполагает, что сложные объекты (в психологии — психика) должны изучаться как системы. Система — это «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [191, с. 639]. Система психических явлений рассматривается как многоуровневая и иерархическая. В психологии говорят о психике как целостной системе и подсистемах в её

Читайте так же:  Советы психолога что делать, если не любите своего мужа или жену

рамках, являющихся вышележащим уровнем для более простых систем

(мотивационная, система, личности, система ценностей и т. д.). Вышележащие уровни системы определяют функционирование нижележащих уровней. Свойства элементов определяются их местом в структуре психического явления. Принцип системности позволяет объяснять явление, исходя из свойств целостной системы, одним из компонентов которой оно служит. Это означает, что при изучении отдельных психических процессов и функций следует учитывать системный, целостный характер психики человека.

Взаимоотношения между подсистемами динамичны и зависят от системообразующего фактора, объединяющего в функционирование целого отдельные механизмы, реализуемые на том или ином уровне. Соподчинённость и автономия — важнейшие условия саморегуляции системы .

Уязвимость к возникновению выученной беспомощности как состояния может быть объяснена, исходя из свойств целостной системы, одним из компонентов которой оно служит. Вышележащие уровни системы, то есть симптомокомплекс личностных особенностей, представляющих собой личностную беспомощность, определяют состояние выученной беспомощности. Кроме того, при изучении компонентов личностной беспомощности необходимо учитывать системный, целостный характер психики человека и рассматривать выделенные компоненты в их взаимосвязи. Личностная беспомощность и самостоятельность следует рассматривать в роли фактора, определяющего центральную качественную характеристику субъекта как системы — его уровень субъектности, то есть уровень выраженности его способности управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать цели, преодолевая трудности.

При изучении роли семьи в формировании личностной беспомощности использовался системный подход к семье, разработанный Мюрреем Боуэном и вылившийся в теорию семейных систем, являющуюся одной из-базовых в современной системной семейной психотерапии. Согласно^ системному подходу, личность и межличностные отношения в семье являются взаимно детерминированными, то есть стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл . Индивидуальные особенности человека в своей основе являются порождением системы. Личностная беспомощность рассматривается в настоящем исследовании как результат взаимодействия в семье как системе.

Принцип системности как объяснительный принцип научного познания. История реализации системного подхода в психологии

Принцип системности – принцип научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.

Принцип системности — (от греческого systema – сопоставленное из частей, соединение) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элементов определяются их местом в структуре.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами или психологами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем сам принцип системности был теоретически осмыслен.

Первым в истории научной мысли, в том числе, психологической, принцип системности утвердил Аристотель. Душа, по мнению Аристотеля, хотя и не может существовать без тела, но не идентична ни отдельным образующим тело вещественным элементам, ни их смешению.

Декарт, разрабатывая свою системную модель, отграничил объяснение ее действий от «несистемного», хотя и строго причинного объяснения хода вещей в неорганическом мире.

В ХIХ веке стали активно разрабатываться новые воззрения на системность. Первая половина этого века ознаменовалась крупными успехами в изучении строения и функций нервной системы. Важнейшим открытием этого времени явилось установление различий между чувствительными и двигательными волокнами и подтверждение возможности перехода возбуждения чувствительных волокон в ответную реакцию двигательных – то есть был открыт рефлекс. Стала развиваться концепция «рефлекторной дуги», в основе которой также лежал взгляд на нервную систему человека и на весь его организм в целом как на единую целостную структуру.

Дальнейшее свое развитие принцип системности получил в трудах таких выдающихся ученых как: Дарвин, Бернар, Гельмгольц, Сеченов и др. Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальт-подхода и психоанализа. Представители психоанализа связывали системный подход с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора в человеческой психике так называемый «комплекс». Отечественные психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные и социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, для отечественных исследователей является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения. Принцип системности, как можно было убедиться пришел в новую психологию сперва из механики (образ «человека – машины» у Декарта), затем радикально изменился благодаря научной революции в биологии (утвердившей формулу «организм — среда»), и, наконец, выступил в интерпретации, заданной культурологией (понятие о «знаковых системах»).

Значение принципа системности для теоретической психологии огромно. К сожалению, многократно и на протяжении последних двух – трех последних десятилетий принцип системности, хотя и декларировался как приоритетный для психологической науки, но так и не получил конкретных воплощений и теоретического обоснования. Не были выделены общепсихологические системообразующие признаки и принципы. Приметой системности как бы является уже сам факт реализации в ней идеи восхождения от абстрактного к конкретному, идеи восходящего и нисходящего детерминизма, идеи единства социогенеза и онтогенеза в выделении категории их взаимопереходов.

Следует в заключении сказать, что любая современная научная теория, при своем построении и развитии своих представлений должна опираться на принцип системности, так как он является одним из основополагающих принципов современной теории психологии.

[3]

Принцип развития в психологии. Категория развития как ведущая в системе понятий психологической науки, история ее возведения в статус важнейшего методологического принципа психологической науки

Развитие является философским и общенаучным способом объяснения явлений окружающей действительности.

Принцип развития внутренне связан с другими регулятивами научного познания — детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под дей­ствием производящих их причин. Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.

Это выступает и при соотнесении двух основных типов развития; эволюционного и революционного. Их соотношение таково, что, с одной стороны, обеспечивается преемственность в смене уровней при самых радикальных преобразованиях процесса развития, с другой — происходит становление качественно новых форм, не сводимых к предшествующим. Тем самым становится очевидной односторонность концепций, которые либо, акцентируя преемственность, сводят новообразования в ход развития к формам, характерным для низших этапов этого процесса, либо, акцентируя значимость революционных сдвигов, видят в появлении качественно иных, чем прежде, структур, эффект своего рода катастроф, разрывающих «связь времен». Под воздействием этих методологических установок складывались разные подходы к объяснению изменений, которые претерпевает психика в ее различных формах и масштабах — в филогенезе и онтогенезе.

Читайте так же:  Женская измена

В заключении следует сказать, что наряду с принципом детерминизма и принципом системности, принцип развития является одним из основополагающих в современной психологической науке. Принцип развития находит практической применение в возрастной и педагогической психологии, в зоопсихологии, в ряде других отраслей психологической науки.

Понятие сознания и деятельности как узловые категории психологической науки. Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний.

Принципы психологии – основные, проверенные временем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение. Каждый из принципов психологии должен рассматриваться и в качестве закона психологии. Одним из наиболее важных для методологии психологии в целом и для отечественной психологии в частности, является принцип единства сознания и деятельности.

Согласно принципу единства сознания и деятельности, сознание как высшая интегральная форма психического отражения и деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются в единстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей. Иными словами, сознание – деятельно, а деятельность — сознательна.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определен­ное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие челове­ка – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, бо­лее или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действую­щего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержа­ние, — мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рож­даются его действия, – чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тожество, но единство. Движи­мый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т.е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей.

Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой дея­тельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность чело­века образуют подлинное единство.

Определение дея­тельности человека в отрыве от его сознания так же невозможно, как определе­ние его сознания в отрыве от тех реальных отношений, которые устанавливают­ся в деятельности.

Так же как явление сознания не может быть однозначно определено вне своего отношения к предмету, так и акт поведения не может быть однозначно определен вне своего отношения к сознанию. Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения – один и тот же поступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно, потому что акт деятельности сам является единством внешнего и внутреннего, а не только внешним фактом, который лишь внешним образом соотносится с сознанием.

Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (ре­акция, сознательное действие, поступок). Ступени в развитии сознания означа­ют изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических законо­мерностей их внешнего объективного протекания.

Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия человека рас­крывается для нас в самом их содержании.

Внутреннее, психическое неопределимо вне соотнесения с внешним, объективным. С другой стороны, анализ поведения по­казывает, что внешняя сторона акта не определяет его однозначно. Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, которое выражается в его мотивах и целях. Поэтому не приходится соотносить поведение как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

[1]

Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основыва­ется на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержа­ние которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно – в идеаль­ном, другое – в материальном плане.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 1722 | Нарушение авторских прав

14. Принцип системности в психологии.

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.(Петровский)

15. Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Читайте так же:  Список отрицательных черт характера человека и как их исправить

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ (СИСТЕМНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ)

Оглавление. Предпосылки исследования детерминации деятельности мозга:

  • Классификация форм детерминизма
  • Органический детерминизм
  • Сигнально-информационная причинность
  • Идеальная причинность, внутренние и внешние детерминанты
  • Потребность как фундаментальный фактор детерминации живого
  • Взаимоотношения организма и среды и детерминация деятельности мозга
  • Целевая детерминация
  • Возникновение нового и детерминация деятельности мозга
  • Принцип системности
  • Самодетерминация, активность, реактивность
  • Проблема редукционизма
  • Концепция дополнительности
  • Рефлекторная концепция поведения

Широко и успешно используемый в современных научных исследованиях принцип системности является одним из принципов материалистической диалектики, обоснование и разработка которого связаны с творчеством основоположников философии диалектического материализма. Как компонент материалистической диалектики принцип системности выступает и как один из принципов общей методологии науки, как эффективный инструмент познания мира и его закономерностей.

Этот принцип основан на понимании объектов как систем, являющихся, в свою очередь, элементами систем более высокого порядка. Это позволяет рассматривать объект как самостоятельную сущность («сам по себе») и в то же время как носителя свойств той системы, в которую данный объект включен в качестве элемента.

Подход, основанный на такой двойственности объекта, открывает путь к более глубокому пониманию его сущности.

Принцип системности включает диалектическое целостное видение мира, где предметы и явления выступают не изолированно, не сами по себе, а во взаимной связи и взаимной обусловленности.

Одна из наиболее характерных особенностей современного этапа развития системного подхода, в особенности применительно к проблемам биологии, состоит во все более явственно ощущающейся необходимости синтеза собственно системного подхода с историко-процессуальным подходом. Как справедливо отмечает Л. С. Мамзин [5] , одна из насущных задач методологии современной биологии состоит в исследовании взаимоотношений между основными принципами и понятиями структурно-функциональной (организационной) и исторической (эволюционной) биологии, в преодолении разрыва между изучением морфофизиологической организации организмов и их исторического развития. То есть необходим переход на позиции системно-структурного и процессуально-исторического подходов в их единстве, представляющем вершину диалектизации познания в биологии. При этом «построение общей теории систем окажется более перспективным, если она будет формироваться в неразрывном единстве с общей теорией развития» [6] . Принцип интеграции системно-структурного и деятельностно-исторического подходов особенно значим применительно к деятельности мозга, в которой сочетаются (сливаются) отражение и целенаправленное управление.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Философский энциклопедический словарь. С. 612—613.

[2] Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

[3] Философский энциклопедический словарь. С. 613—614.

[5] Мамзин А. С. Проблема взаимосвязи организации и исторического развития в современной биологии//Проблема взаимосвязи организации и эволюции в биологии. М.: Наука, 1978.

[6] Кивенко Н. В. Взаимосвязь организации и эволюции живого как пограничная проблема // Методологические аспекты пограничных проблем естествознания. Киев: Наук, думка, 1984. С. 230.

Что такое принцип системности в психологии?

Теория системы в основном является биологической теорией и основана на том, что все организмы являются одной системой, состоят из подсистем и предполагают родительские системы.

Определение и примеры принципа детерминизма в психологии вы найдете в нашей статье.

Что такое системное мышление?

Системное мышление устанавливает связи между различными элементами таким образом, чтобы они соответствовали друг другу как единое целое.

Это мышление, при котором человек имеет возможность устанавливать связь между предметом и явлением; выявлять закономерности, прогнозировать проблемы и решать их.

Термин используют в педагогике и практической психологии.

Системное мышление уже с самого начала человеческих мыслей перешло в сознание человека. Не вчера замечено, что все течет, все меняется, что это уже когда-то было.

Именно появилась идея, чтобы мир разделить мысленно на части, и каждую исследовать отдельно. Такой способ восприятия и изучения мира в конечном итоге был назван редукционизмом. Это ключевой способ познания нового.

Однако наш мир состоит из множества сложных взаимоотношений и взаимосвязей.

Системное мышление обеспечивает перспективу, которая, рассматривает, как различные компоненты влияют друг на друга неожиданными способами.

Так, например, использование пестицида ДДТ для уничтожения комаров привело к ряду непредвиденных побочных эффектов. К их числу относятся уничтожение нескольких видов птиц, питающихся комарами, и появление комаров, устойчивых к ДДТ.

В организациях системное мышление приносит мощные инструменты и просвещенные перспективы в организационную диагностику, решение проблем, стратегию и лидерство.

Понятие системного подхода

Система — сообщество идей и принципов с логической целостностью и согласованностью.

Это механизм, который функционирует в соответствии с целыми или конкретными правилами, представляющими собой части, содержащиеся во взаимных отношениях и взаимодействии.

Он обрабатывается в двух направлениях: в виде открытых и закрытых систем. В психологии понятие системного подхода обозначает выделение высших и низших функций, определение различных сторон личности, рассмотрение психики человека, как некой подсистемы.

Теория системы является одним из ряда теоретических разработок, которые развиваются в противоположность психодинамической теории, и выступает против ее неспособности адекватно решать концепцию социальной.

Люди становятся системными мыслителями не потому, что системное мышление настолько круто. Они делают это потому, что обнаруживают, что линейное мышление не отвечает на их вопросы.

Линейное мышление — это причинно-следственное мышление: одна причина имеет один эффект. Иногда это работает адекватно, как когда у вас заканчивается газ и ваша машина останавливается.

Ваш автомобиль остановился (эффект), потому что у него не было газа (причина). Если вы снова заправитесь, ваша машина заведется. Линейное мышление достаточно эффективно в решении такого рода задач.

В настоящее время мы знаем, что независимо от дисциплины:

  • мир и воспринимаемые в нем явления мы можем рассматривать как взаимоотношения и сеть взаимных влияний;
  • объекты мира, влияющие друг на друга, создают динамические шаблоны взаимодействия;
  • стандарты взаимодействия влияют на поведение объектов, составляющих систему, формируя их структуру;
  • нет лучшего метода, и различные действия могут привести к полезным изменениям;
  • изменение одного элемента системы может вызвать большие изменения в его всестороннем действии.
  • к содержанию ↑

    Основоположники

    Теория систем была предложена в 1940-х годах биологом Людвигом фон Берталанфи и поддержана Россом Эшби в 1964 г.

    Фон Берталанфи выступал против редукционизма и пытался возродить единство науки. Он считается основателем и главным автором общей теории систем и считал, что модель общих систем может быть использована для объединения науки.

    В 1968 году написал, что система представляет собой комплекс взаимодействующих элементов и что они открыты и взаимодействуют со своей средой.

    Кроме того, они могут приобрести качественно новые свойства через возникновение.

    Таким образом, они находятся в постоянной эволюции.

    Когда речь идет о системах, это также обычно означает, что они саморегулируются через обратную связь.

    Ранние авторы этой теории включали Кеннета Боулдинга, Ричарда Джонсона, Фримонта Каста и Джеймса Розенцвейга.

    Читайте так же:  Сдвиг мотива на цель понятие и значение

    Теория систем начала оказывать сильное влияние на управленческую мысль в 1960-х годах как способ мышления об управлении методами, которые позволили бы менеджерам связывать различные специальности и части компании друг с другом, а также с внешними факторами окружающей среды.

    Родоначальником системного подхода в советской психологии считается Б.Ф. Ломов — талантливый и известный психолог.

    Он организовал Институт психологии АН СССР и возглавил его. Однако, в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии о системном подходе упоминается намного раньше.

    Принцип системности в психологии

    В психологии принцип системности заключает в себе изучение различных психических явлений, когда эти явления рассматриваются как система, обладающая структурной организацией.

    Благодаря этой организации свойства и качества каждого из элементов определяются его местом в общей структуре.

    При этом психические процессы структурированы в многоуровневую систему, а ее элементы приобретают новые свойства.

    Потребности человека — это системы, отделяющиеся от широких систем, в которых человек также является частью семьи, небольших групп, общества и различных социальных организаций (школа, церковь и т. д.).

    Все люди часто являются членами различных широких систем с конфликтующими требованиями от них. Эти системы являются частью окружения каждого человека. Теория социальной системы — это теория, которая принимает понимание и определение потребностей этих систем.

    Теория системы важна для социальных работников с точки зрения обеспечения концептуализированного перехода между отдельными лицами, семьями, небольшими группами, учреждениями, сообществами и обществом.

    Понимание общественного порядка, человека и его вмешательства, и контроль над ним возможны только с пониманием взаимосвязи подсистем внутри системы и между ними.

    Чтобы справиться с изменениями окружающей среды в случае изменения внешних условий окружающей среды, система должна вносить изменения в функции подсистем на месте, пытаясь обеспечить продолжение порядка.

    Это называется динамическим балансом. Существует также тенденция гомеостатии стабилизировать систему.

    Ролью называется культурно ожидаемое поведение от людей.

    Поскольку каждый из людей находится в нескольких системах, им также необходимо выполнить несколько ролей.

    Например, если женщина учительницая в школе, она может быть женой в семье, а также матерью.

    Реализация принципа

    Один из способов начать переход от линейного мышления к системному — это практика определения того, является ли что-то проблемой или просто симптомом чего-то более глубокого.

    Линейное мышление имеет тенденцию сосредотачиваться на решении поведения поверхностного уровня или симптомов.

    К сожалению, устранение симптома не решит проблему. На самом деле, это может ухудшить ситуацию и вызвать последствия в других частях организации.

    Менеджер, принимающий системный подход мышления будет работать, чтобы понять основную проблему, прежде чем решать любой из симптомов. Обычно, если истинная проблема решена, симптомы также будут устранены.

    Концептуальная структура, используемая для применения социальных услуг, должна помочь в индивидуальном контексте ситуации заявителю и социальным работникам понять проблему и решить ее.

    Вместо того чтобы устанавливать отношения причинно-следственных связей теории системы, это помогает человеку и ситуации в целом во взаимоотношениях друг с другом. Человек является целым в общей структуре.

    Взаимодействие его индивидуальности с окружающей средой находятся в сложных отношениях. Эти динамические отношения, взаимодействия и организационные шаблоны важны для функциональности человека.

    Если окружающая среда и человек оцениваются отдельно, проблема социальной функциональности не может быть адекватной. И наоборот, сложные взаимодействия между отдельными и социальными системами — это понимание.

    Однако для понимания динамики, процессов и взаимодействий системы в целом необходима структура. Эти проблемы понимания можно рассматривать как патологию личности и семьи.

    Нефункциональные семейные термины не подходят для системного взгляда, потому что эти понятия не отражают взаимодействующий характер личности, семьи и окружающей среды.

    Каково понятие и значение эмпирической валидности в психологии и психодиагностике? Читайте об этом здесь.

    Системная психотерапия

    Системное мышление в психологии появилось в 50-е годы XX века и тесно связано с развитием терапии семей.

    Именно тогда начали рассматривать психические расстройства членов семьи, как трудности, с которыми борется вся семья.

    Конечно, в рамках системного мышления существуют различные подходы, различные направления, однако они совпадают в основных вопросах:

    • система заботится о том, чтобы не рассыпаться. Поэтому поведение членов семьи, которое на первый взгляд направлено против системы, негативно обозначенное, отмечает его положительную роль;
    • вторым явлением является понятие, взятое из биологических наук, То есть, следующие изменения у одного члена системы оказывают влияние на других его представителей.

    Отсюда в работе с семьями, большой акцент делается на том, как поведение каждого человека связано с поведением других (также в форме обратной связи).

    На системы можно смотреть с самых разных точек зрения. Исследуется то, насколько система позволяет индивидуализировать, насколько возможно уходить из семьи и быть другим, чем остальные ее члены.

    С другой стороны, насколько отдельные члены семьи дружат, делятся эмоциями, говорят о сложных вопросах.

    Какие убеждения преобладают в семье, формируются ли между поколениями (например, коалиции — родитель с ребенком против другого родителя), насколько один человек фокусируется на себе, выражает трудности всей семьи, насколько выполняются убеждения, которые семья приобрела в ходе своего развития, и каковы эти убеждения.

    [2]

    Таким образом, часто исследуется генограмма, особый тип генеалогического дерева, на котором нарисованы любые, также неформальные отношения, важные для семейных событий. Она оценивает качество и силу отношений между членами семьи и многое другое.

    Сначала, когда люди начинают думать в системах, они могут найти этот способ немного хаотичным. Они становятся подавленными количеством переменных и думают, как сделать то, чего не знаешь, и какой эффект будет иметь их вмешательство.

    Такого рода мышление является нормальным и обычно уступает место чувству более глубокого понимания, когда человек начинает изучать различные принципы поведения систем.

    Эта статья предлагает сделать первый шаг для понимания системного мышления.

    Отличие системного подхода от психологии и тренингов:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — М.: Питер, 2016. — 784 c.

    2. Хигир, Борис Имя и счастье в браке. Путеводитель по именам / Борис Хигир. — М.: Яуза, Константа, 2011. — 224 c.

    3. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2016. — 176 c.
    Что такое принцип системности в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here