Что является формами чувственного познания примеры

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что является формами чувственного познания примеры" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Что такое чувственное познание и каковы его формы?

Роль практики в познании

Прежде всего, отметим, что исходным пунктом и основой познания является практика. Это понятие произошло от греческого слова «праксис» – действие, деятельность. Практика – это активная многообразная деятельность человека по преобразованию природы и общества в соответствии с его потребностями. Можно выделить следующие основные формы практики: производственная, организаторская и управленческая, общественно-политическая, семейно-бытовая, врачебная, научно-экспериментальная, деятельность в сфере культуры, воспитания, образования и др.

1) Само познание возникло на основе практики и, главным образом, под влиянием материального производства. Уже с первых шагов своего существования человек вынужден был трудиться, добывать средства своего существования. В процессе труда человек сталкивался с силами природы и, преобразуя их, заставляя служить собственным интересам, постепенно познавал их. Дальнейшее развитие производства требовало все новых и новых знаний. Еще в глубокой древности он столкнулся с необходимостью измерять земельные участки считать орудия труда, произведенные ими продукты. В результате появились зачатки математических знаний. Человек строил жилища и дороги, пирамиды и дворцы, оросительные системы и другие сооружения. Все это потребовало знаний законов механики. Так, постепенно под влиянием практических потребностей развивались познавательные способности человека, возникали науки. Именно практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует их решению Кроме того, практика вооружает научное познание приборами, инструментами, оборудованием и тем самым содействует успеху познания. Невозможно было бы познать тайны атомного ядра без сверхмощных ускорителей и других сложнейших научных приборов и установок, которые созданы современной промышленностью.

2) Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и познает окружающий мир и общество, раскрывает законы их развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности на благо человечества. И хотя порой научные открытия отделены от их практического применения десятилетиями, все они определяются, вызываются потребностями жизни.

3) Одновременно, практика доказывает истинность, адекватность наших знаний реальной действительности

Что такое чувственное познание и каковы его формы?

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств. У человека пять основных органов чувств – вкус, осязание, зрение, слух и обоняние – были описаны еще Аристотелем более двух тысяч лет. Естественная ограниченность наших органов чувств компенсируется двумя путями: практикой и мышлением.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление.1) Самой элементарной формой чувственного познания является ощущение. Это отражение отдельных, внешних свойств предметов, которые непосредственно воздействует на наши органы чувств. 2) Второй формой чувственного отражения действительности является восприятие. Восприятие-это отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа. 3) Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением.

Чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы развития. Здесь приходит на помощь рациональное познание (от латинского рацио – разум) высшим видом которого является абстрактное мышление. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Латинское слово «абстрактный» означает отвлеченный. Человек отвлекается от конкретного чувственного многообразия отдельных свойств предметов и обращает свое внимание на поиск сходных, существенных, необходимых сторон, составляющих их общую основу.

Формами и результатами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках. Понятия получаются в результате отвлечения (абстрагирования) от вторичных, случайных свойств и признаков и сохранении существенных и важнейших. Например, понятие «обувь» включает в себя громадное количество различных предметов, объединенных одной общей функцией – служить защитой ногам от вредных воздействий внешней среды (механических повреждений, холода, жары, влаги и т.д.) В отличие от восприятий и представлений понятие не выступает в виде наглядного образа, а выражается в слове. Язык, речь являются средством выражения мысли.

Но в процессе познания человек не ограничивается констатацией общего, ему важно установить связи, отношения между предметами, явлениями внешнего мира. Достигается это с помощью суждения.

Суждение – это форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается. Мыслить — значит высказывать суждения. Каждое предложение нашей речи называется суждением. В состав суждения входят определенные понятия. Например, «Волга – это река». В приведенном суждении – это понятия «Волга» и «река». В то же время невозможно раскрыть это понятие без других суждений, таких как «река – это …………..Выходит, что понятия и суждения взаимосвязаны, связаны друг с другом и суждения. Связь их образует особую форму мышления – умозаключение. Умозаключение – это такая форма мышления, когда на основе данных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод). Посредством умозаключений из имеющихся знаний можно получить новые знания. Например:

«Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества. Состояние окружающей среды затрагивает интересы всего человечества. Следовательно, состояние окружающей среды – одна из глобальных проблем человечества».

В чем единство чувственного и рационального познания?

Чувственное и рациональное познание едины в том, что они отражают один и тот же материальный мир, их общей основой является практика человечества.

[2]

Абстрактное мышление невозможно без чувственного познания, поскольку данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий. Возникнув на базе ощущений, абстрактное мышление идет глубже чувственного познания, обогащает и расширяет его границы. Чувственные впечатления, озаренные светом разума, приобретают новое содержание. В этом нетрудно убедиться, например, если сравнивать восприятия приборного щитка современной электростанции инженером-специалистом и человеком, впервые увидевшим этот щит. Новичку эти приборы ни о чем не говорят, а специалист, наблюдающий эти же приборы, видит в их показаниях многосложную жизнь механизмов станции.

Читайте так же:  Ошибка анализа окружающего мира иллюзии восприятия в психологии

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия — рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Формы чувственного познания

Познание — вид духовной деятельности человека, направленной на субъективное воссоздание мира вещей, предметов, состояний, процессов явлений и т.п., на их систематизацию и хранение. Познание, а впоследствии и адаптация человека к окружающей среде начинается с помощью органов чувств.

Предметы и явления, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения. Ощущение — это чувственный образ каких-то свойств предметов и явлений, возникающее у человека в результате действия их на один из органов чувств. Во взаимодействии органов чувств и окружающего мира оказывается общебиологических свойство, характерное для всей живой материи, — чувствительность. Именно с помощью органов чувств (рецепторов) организм устанавливает взаимосвязь с окружающей действительностью.

Ощущения человека разнообразны и определяются тем, какие органы чувств участвуют в их образовании. Свойства и характеристики вещного мира — шероховатость или гладкость предмета отражаются с помощью прикосновения. Цветовую палитру явлений человек воспринимает зрением, гамму запахов природы — с помощью обоняния, симфонию звуков — с помощью слуха, сладость, горечь и т.д. — благодаря вкусу. Ощущения дают человеку не только первичную информацию об окружающей среде, выступают для нее неотъемлемым источником для образования и полноценного функционирования других чувственных образов: восприятий и представлений.

Восприятием (перцепции) называется чувственный образ предмета или явления в целостной определенности. Любое восприятие охватывает множество разнообразных ощущений, однако не является какой-то арифметической суммой, полученной от других органов чувств. И действительно, взяв в руки мобильный телефон, человеку кажется, на первый взгляд, «мобилка» и есть какой-то набор характеристик. Плоский, гладкий предмет, светящийся имеет своеобразную форму, цвет, размер и выдает определенные звуки. Однако такие же свойства и характеристики могут

быть присущи и другим предметам вещного мира, тогда их почему-то не называют телефоном. Итак, восприятие не состоит только из элементарных ощущений, а именно является ощущением, обладающий гораздо сложнее структура. Человек же не воспринимает, например, сначала цифры, а затем телефон, сначала слышим ноты, а потом мелодию. Ведь люди воспринимают именно целостность телефона или мелодии. Более того, органы чувств, имея колоссальный банк отображения данных, не используются полностью восприятием. Если внимательно рассмотреть условия восприятия, то есть непременно признать, что всегда воспринимаем лишь то, что попадает в поле интереса человека. Можно легко убедиться на примерах элементарного восприятия предметов реальной действительности. Именно смысл восприятия тесно взаимодействует с определенным действием человека. Воспринять телефон — это значит использовать возможность с его помощью поговорить с определенным абонентом; воспринять включен персональный компьютер — это означает приготовиться к началу или к концу какой-либо неотложной программы; воспринять телескоп — это означает приготовиться посмотреть в бесконечный звездный мир Галактики.

[3]

Восприятие у человека включает осознание предмета с учетом его предыдущего опыта. А если человек признал, что восприятие выступает неким началом для ее познания окружающей действительности, то должны признать и то, что познание одновременно является инструментарием воздействия человека на определенные действия. Наиболее характерными и важными особенностями восприятия являются: наглядность, целостность, структурность, константность (подразумевается относительное постоянство), сознание и другие черты. На основе восприятия формируются представления. Представление — обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, которые влияли на органы чувств человека где-то в прошлом, но не воспринимаются непосредственно в данный момент. Представление — своеобразная упоминание о былом восприятия, в основе которого лежит предыдущий индивидуальный чувственный опыт человека. Исходя из такого положения, можно констатировать тот очевидный факт, что человек, никогда не видевший конкретного предмета, естественно, никогда не сможет представить в своеобразной совокупности свойств и уникальной, только ему свойственной структуре.

Представление является высшей формой психической деятельности человека, чем ощущения и восприятия. В них проявляются элементы обобщения предметов и явлений, которые воспринимались не только одновременно, но и в разных пространственно-временных координатах. И хотя в представлении отслеживаются элементы обобщения, но все же они есть образы, которые не раскрывают внутренние (имманентные) характеристики, взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений. Как бы ни старались, например, представить бесконечность, она всегда будет образно конкретной конечностью. Как бы ни старались, например, представить «точку» в космическом пространстве и даже все «точки над и», она всегда будет образно конкретной.

Таким образом, представление всегда даются в виде своеобразной образной картинки, чувственно-наглядного образа, в котором обобщение и абстрагирование не затрагивает, а вернее, не отражает суть сторон и связей мира предметов и явлений. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предметов, но, однако в нем осуществляется элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и с одновременным отбрасыванием несущественных, второстепенных, нехарактерных для данного явления свойств. Обзор форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) дает возможность определить характерные черты, присущие этим формам познания и преобразования действительности: непосредственность, есть неотделимость субъекта, который познает, от предмета познания; наглядность или образность; конкретность, т.е. единственность; суб объективность, то есть суть достояние одного субъекта имеет индивидуальные антропологические особенности восприятия и психики, и в частности его прошлого личного опыта; пассивность отражения действительности, есть индивидуум получает чувственную информацию независимо от своих желаний, ибо является генетической наследием; необязательность н ‘связи форм чувственного познания с языком и речью.

Читайте так же:  Женская мудрость как наладить отношения с мужем или молодым человеком

Рациональное познание наиболее полно и адекватно отражает действительность в мышлении. Мышление является осуществляемый в процессе практики целенаправленный, осознанный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В таком процессе человек на основе чувственных данных раскрывает закономерные связи, которые фиксирует в формах: понятие, суждение, заключение, теория. Следует отметить, что понятие, мысль, вывод, теория являются особыми, необходимыми языковыми формами отражения человеческих знаний. Это объясняется тем, что именно с помощью языковых выражений, которые являются материальной оболочкой мысли, человек объективирует свое мнение. Однако главное в этом процессе заключается в том, что человек может с помощью языковых форм зафиксировать, сохранить и передать свои мысли другим людям для возможности взаимного понимания друг друга в обществе. Поэтому с необходимостью признается, что язык является основным средством формирования мнений, средством их выражения и передачи.

Речь может быть естественной (обычная, разговорная речь) или искусственной (специфический язык символов математики, физики, химии, речь нот, речь символической логики и т.п.). Здесь следует особо выделить, что мышление и язык является не чисто природными свойствами человека, а сложившейся на протяжении длительного исторического развития функцией предметно-практической деятельности социального субъекта, общества в процессе духовной деятельности и общения, идеальной их формой, тогда как чувственные образы постоянно несут на себе отпечаток субъективности по своему содержанию и существованием, мнения, будучи материализованными в словах, теряют эту субъективность по содержанию. Так, мнения какого-то Петренко, во многом, более принадлежат социума, чем ему самому, потому что он вобрал культуру среды, в которой продолжалось всю его жизнь и деятельность до современности. Если же Петренко употребил слово, например, минерал, то понятно, что речь идет об определенном представителя класса природных неорганических химических веществ, входящих в состав земной коры. Это знание не обременено никакими подробностями и частностями субъективного чувственного образа минерала.

Процесс познания на уровне мышления имеет еще одну особенность, которая проявляется в сознательной целеполагательный, креативной деятельности человека. Если на уровне чувственного познания помимо своего желания слышим какую-то приятную или неприятную мелодию, видим лучи восходящего солнца, или вдыхаем какой-либо запах, то на уровне мышления мы можем блокировать процесс познания. Иначе, можем в любой момент прекратить решения какого-либо вопроса или вообще, как говорится, не видеть проблему и даже не видеть смысла в ее постановке и вообще не думать о ней. Анализ позволяет сделать вывод, что характерными признаками рационального познания следует считать: абстрактность, неразрывность связи с языком и речью, обобщенность характера отражения, опосредованность, сознание направленной деятельности.

Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

    Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

Познание через чувства включает в себя:

В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

    Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
Читайте так же:  Энергетические вампиры

В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

  • Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  • Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.
  • Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

  • Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  • Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.
  • Методы познания

    Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

      Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
        анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);

    Какие проявления относятся к формам чувственного познания?

    Философы считают, что людям свойственны определенные способы познания окружающего мира. Именно то, какой вариант присущ человеку и определяет его склонности к конкретным занятиям, таланты, сказывается на темпераменте и характере, способствует укоренению каких-либо привычек.

    Все существующие способы познания людьми окружающей среды условно разделяются на две крупных группы – рациональную и чувственную. Для каждой из них характерны собственные формы выражения и процессы протекания.

    О специфике чувственного способа познания

    К формам чувственного познания относятся действия, осуществляемые органами чувств. Именно в этом и заключается специфика данного способа получения информации из окружающей среды и ее усвоения.

    Чувственное познание мира – самое раннее из всех существующих. Оно зародилось задолго до появления разумной жизнедеятельности и, соответственно, рациональных вариантов получения и усвоения информации из окружающей среды.

    Что характерно для этого способа познания?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Этот вариант восприятия явлений окружающего мира нередко называют инстинктивным и эмпирическим. Столь широкий разброс наименований обусловлен тем, что к формам чувственного познания относятся не только проявления эмоционального плана, присущие всем людям, но и рефлекторные реакции свойственные животным.

    Таким образом, в качестве основной характерной черты этого способа познания можно обозначить получение информации об окружающем мире на основе пережитых впечатлений и обретенного в процессе жизнедеятельности опыта, как положительного, так и отрицательного.

    Если же вести речь только о людях, то к формам чувственного познания относится суждение, характеризующее их следующим образом – человек опирается при освоении окружающей среды на свои «базовые» органы, эмоциональные впечатления. Иными словами, в получении информации и принятии решений люди руководствуются иррациональной, чувственной стороной своей натуры.

    Как осуществляется процесс чувственного познания?

    К основным формам чувственного познания относится деятельность, осуществляемая органами человеческого тела, отвечающими за принятие информации извне и взаимодействие с окружающим миром. Иными словами, то, что люди видят, слышат или ощущают, как раз и является процессом, характерным для данного способа познания.

    Процесс чувственного познания исключает логический анализ или же додумывание произошедшего. Это означает, что если человек обжегся, он усвоит и запомнит то, что прикасаться к пламени нельзя. Но не станет анализировать то, по каким причинам с ним случилось несчастье и додумывать, каким образом можно прикоснуться к огню, не получив при этом травму.

    Читайте так же:  Причины возникновения и последствия эпилепсии у детей и взрослых

    Какие формы присущи этому способу познания?

    Какие формы относятся к чувственному познанию мира? Конечно же те, которые напрямую взаимосвязаны с деятельностью органов чувств. Важным нюансом является то, что характерные для данного способа познания окружающей среды формы не включают в себя рациональную мыслительную деятельность и свойственные ей элементы.

    К формам чувственного познания относятся:

    Разумеется, каждая из этих форм взаимосвязана с остальными. Более того, все они имеют собственные подформы, а также являются не только инструментами, с помощью которых люди получают информацию из окружающего мира, но и показателями, отражающими степень его познания.

    Что понимается под основными формами?

    К формам чувственного познания относятся иррациональные проявления человеческой натуры, находящиеся между собой в круговой взаимосвязи. Иными словами, каждое из этих проявлений оказывает влияние и в некотором смысле формирует другое. По этой причине данные формы зачастую рассматриваются вместе, как составляющие единого целого.

    Под ощущением понимается самая первая форма, запускающая механизмы чувственного познания. Ощущению неизменно сопутствует восприятие при помощи органов чувств характеристик предмета или явления, и получение представления о нем.

    К примеру, человек видит плод. При этом он воспринимает его форменную конфигурацию, цвет. В результате осмотра у человека складывается представление о плоде и возникает желание его скушать, либо обойти стороной. Этот пример применим не только для характеристики процесса чувственного познания незнакомых людям предметов или же явлений. При посещении супермаркета современный человек в своем выборе продуктов задействует именно чувственные формы познания мира.

    Под восприятием понимается вторая форма чувственного познания окружающей среды. Вторым его принято считать потому, что оно складывается на основе полученных человеком ощущений. Под ним понимается завершенный образ предмета или явления, возникающий в голове человека вследствие пережитого опыта, контакта или иного вида взаимодействия.

    Что является формами чувственного познания: примеры

    Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) Формой чувственного познания является представление.

    2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

    3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

    4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

    5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

    Вид по­зна­ния — чувственное. В нем участ­ву­ют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чув­ствен­но­го познания:

    1) Ощущение — от­ра­же­ние отдельных свойств предмета и ка­честв окружающего мира, ко­то­рые непосредственно воз­дей­ству­ют на ор­га­ны чувств (стол — холодный).

    2) Восприятие — це­лост­ный образ пред­ме­та (стол — холодный, гладкий, теплый).

    3) Представление — чув­ствен­ный образ предмета, со­хра­ня­е­мый в па­мя­ти (с за­кры­ты­ми глазами).

    Ученые, счи­та­ю­щие основным ис­точ­ни­ком знаний чув­ствен­ный опыт — эм­пи­ри­ки (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

    Сенсуализм — течение, со­глас­но которому ощу­ще­ние и вос­при­я­тие являются ос­нов­ны­ми формами по­зна­ния (Локк, Кандильяк).

    Особенности чув­ствен­но­го познания: от­ра­жа­ет только при­зна­ки предметов, пассивное, че­ло­век не спо­со­бен изменить чувства , нель­зя постичь сущ­но­сти предметов и их свойств.

    1) Формой чувственного познания является представление — да, верно.

    2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие — да, верно.

    3) Чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те — нет, неверно, толь­ко вме­сте с рациональным.

    4) Чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния — нет, неверно.

    5) Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние — да, верно.

    Чувственное познание, его основные формы и черты.

    Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.

    Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

    Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах. Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом.

    Существуют многочисленные факты, свидетельствующие об ограниченности возможностей других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственного данного в чувствах с помощью использования различных технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).

    Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями. «…Поэтому имеющихся у человека органов чувств, – как писал Л. Фейербах, вполне достаточно для познания мира».

    Первую форму чувственного познания (ощущение) характеризует наличие анализа: органы чувств фиксируют из множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания – в восприятии.

    Восприятие – это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.

    Читайте так же:  Как отучить ребенка в 3 года и старше какать в штаны

    Представление – третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух фор-мах – в виде образов памяти и воображения. Каков механизм возникновения представлений? Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Иначе говоря, представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета. Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.

    Итак, представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления благодаря памяти и воспоминанию. Однако представление может существовать и как образ, созданный продуктивным воображением. Иначе говоря, представить можно и то, что в действительности не существует и никогда не существовало. Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. Примером такого рода представлений являются мифологические и сказочные образы. Вместе с тем, воображение, фантазия также необходимы в научном познании. Здесь формирование научных представлений носит подлинно творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научной, технической и художественной деятельности.

    Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.

    Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10070 —

    | 7741 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Что является формами чувственного познания: примеры

    ✔ Реферат от 200 руб.
    ✔ Контрольную от 200 руб.
    ✔ Курсовую от 500 руб.
    ✔ Решим задачу от 20 руб.
    ✔ Дипломную работу от 3000 руб.
    ✔ Другие виды работ по договоренности.

    [1]

    Чувственное познание и его формы.

    Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, явления.

    Осн.формы чувств.познания: ощущения, восприятия и представления.

    1. Ощущение – отражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами в виде цветов, запахов, вкусов и т.д. Ощущения включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека. Ощущения производят анализ действительности.

    Анатомо-физиологическая основа ощущенийанализаторы – нервные структуры, состоящие из рецепторов (нервных окончаний в органах чувств). Ощущения, психич.образы возникают не в органах чувств, а в высших отделах центр.нервной системы – больших полушариях головного мозга и ближайшей подкорке.

    Предметом и содержанием чувств.познания выступает явление. Явления несут в себе сущности вещей. Отображая явления, чувств.познание тем самым отображает и заложенную в явлениях сущность. Познание значит имеет 2 уровня: непосредственно осознаваемых сторон явления и отображаемой сущности; однако, отображение сущности пока не осознается. Чувственное познание противоречиво: оно есть единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Восприятие – отражение предметов как целых; — формирование целостного образа предмета. Восприятие включает в себя совокупность ощущений и некоторый целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета происходит на основе практич.деятельности человека. В силу целостности в восприятии в сферу непосредств.осознания входят такие стороны чувств.явления, которые были скрытыми в ощущениях – целостность, движение, пространственные и временные характеристики вещей. На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

    3. Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств. Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредств.воздействия вещи на органы чувств и обобщенность – отображение общих признаков вещей.

    Источники


    1. Рубин, Гретхен Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.

    2. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

    3. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
    Что является формами чувственного познания примеры
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here