Что является предметом изучения возрастной психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что является предметом изучения возрастной психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Предмет, объект и задачи возрастной психологии

Тема 1. Возрастная психология как наука

Вопросы:

История развития возрастной психологии.

Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

Методы возрастной психологии.

Основные понятия возрастной психологии.

[2]

Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания —различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении.

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс — культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социо-культурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

[3]

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8547 —

| 7050 — или читать все.

Возрастная психология как предмет исследования;

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Учитель в начальной школе

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА”

для специальности 0312

Составители: Воробьева Н.А.

Возрастная психология как предмет исследования. Детство и возраст как основные категории возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Читайте так же:  Как найти правильный подход к ребенку-интроверту

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – как первая часть возрастной психологии – зародилась в конце ХIХ века. Традиционно она охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, и подростковый возраст многие психологи считают как “затянувшееся детство”.

Детская психология выявляет закономерности и факты детского развития охватывает период от рождения до 17 лет.

Первые замечания о душевной жизни детей – по словам известного русского исследователя детской психики В.П. Нечаева – можно встретить еще у древних авторов.

Однако первое систематическое описание психической жизни ребенка было сделано Тидерманом в 1787 году в сочинении “Наблюдение за развитием душевных способностей у детей”.Но только спустя два века этот труд нашел многочисленных исследователей.

Точкой отчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого дарвиниста Вильгельма Прейера “Душа ребенка”. В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына в течении 3 лет, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Его по праву считают отцом детской психологии. Прейер попытался проследить психогенезис, выявив и описав последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей. С этой целью он поместил в приложении к своей книге образец дневника, который намечал канву исследований для каждого возраста. Влияние работы Прейера сказалось и в том, что после него в детской психологии появился круг проблем, которые до этого времени не были в центре исследовательских интересов.

Несмотря на то, что наблюдения за развитием велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет объясняется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения. Взгляды Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем науки ХIХ века.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу ХIХ века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания, появились более демократические семьи.

В это же время в Америке активно заявляет о себе Стенли Холл. Именно с его именем связывается рождение такой науки, как педология, получившая признание и широкое распространение в Америке и Европе на рубеже ХIХ –ХХ веков. В основе педологии лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов–психологов, педагогов, педиатров, биологов, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины ХХ века. Педология решала задачи комплексного подхода к исследованию детей: их здоровье, психические качества и социальный статус, и образование их родителей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в этом русле.

Бурное развитие педологии в России, представленное замечательными работами К.Д. Ушинского, Н.Н. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, Н.Н. Ланге, получило свое логическое достойное продолжение в трудах А.Н. Нечаева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда. Однако в 1936 г. педология подверглась резкой критике. Было издано постановление ЦК ВКПБ “О педологических извращениях в системе Наркомпросса” и директива о закрытии педологии как науки вообще. Это сказалось не только на педологии, но и на всей психологической науке. Психология как наука впала в амбиоз, постепенный выход из которого начался в начале 60-х годов.

Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюллер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В.М. Бехтерев, Д.М. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.

В 20–30 годы были заложены основы подхода к психическому развитию детей, получены важные материалы об отдельных сторонах и закономерностях этого развития. Хотя постановление о запрете педологии и нанесло серьезный удар по этой работе, однако, несмотря на трудности, психологические исследования детского развития не прекращались, а с 50–х годов они стали приобретать все большее распространение, появились новые исследования и новые имена. В этот период развития детской психологии было связано с деятельностью учеников и последователей Л.С. Выготского – А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.

В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, принципов построения отечественной детской психологии.

Серьезно встал вопрос о необходимости развития таких областей как психология личности, эмоциональное развитие детей, формирование половой идентификации, которые мало исследовались в отечественной психологии.

Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечественной практической детской психологией. Прежде всего это вопросы диагностики, модификации тестов и способов их применения в школах и детских садах. Отсутствие квалифицированных кадров и низкий уровень психологической грамотности приводит к тому, что применение тестов часто необъективно, а психологическая коррекция не дает удовлетворительных результатов.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в отечественной детской психологии является создание развивающих программ для одаренных детей и для детей с задержкой умственного развития. Большое значение имеет и формирование службы психологической коррекции.

Детство и возраст как основные категории возрастной психологии.

Итак, возрастная психология – особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями как “возраст” и “детство”.

Возраст или возрастной период по определению Л.С.Выготского – это особый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраст не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже. Особенно сильно плавают границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Читайте так же:  Заниженная самооценка

Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – это не только период усиленного развития, изменения и обучения, но это еще и период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе сам процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Д.Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития:

1. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции, человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы.

2. За тысячелетия человечество продвинулось намного вперед, человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенно не отличается от новорожденного, живущего десятки тысяч лет назад. Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества не одинаковый?

Детство – явление историческое. Его содержание и продолжительность изменяется на протяжении веков. Продолжительность детства в эпоху Средневековья или в первобытном обществе не равна продолжительности детства в наши дни. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его развития вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.

Проблема истории детства – одна из наиболее трудных в современной детской психологии, т.к. в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех случаях, когда археологи находят игрушки, это обычно предметы культа, которые в древности клали в могилу, чтобы они служили хозяину в загробной жизни.

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности. Специфика детства определяется условием социального, экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом (приложение 1).

Связь возрастной психологии с другими науками.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – акцент на динамике развития, и соответственно она включает в себя: психологию дошкольника, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию старшего школьника, психологию взрослого человека.

Тем не менее, возрастная психология связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференцированной психологией.

Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции, и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.

В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, д/с, класса, компании и т.д.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференцированная психология.

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ;

ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Видео (кликните для воспроизведения).

Часть I.

Раздел1.

Глава 1.

Краткое содержание

Предмет возрастной психологии. Понятие возрастной психологии и психологии возрастного развития, общее и различное в их содержании. Определение предмета возрастной психологии. Возрастные эволюционные, революционные и ситуационные изменения психологии и поведения детей. Возрастное сочетание психологии и поведения индивида как предмет исследования в психологии возрастного развития. Движущие силы, условия и законы психического развития как предмет возрастной психологии.

Проблемы психологии возрастного развития. Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического развития. Проблема сравнительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Проблема соотношения задатков и способностей в развитии. Проблема сравнительного влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики и поведения ребенка. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем развитии человека.

Методы исследования в возрастной психологии. Комплексный характер методов, используемых в психологии возрастного развития, их происхождение из ‘разных психологических наук. Основные отрасли психологии, вносящие вклад в методологию возрастной психологии. Метод наблюдения в работе с детьми. Использование опроса в исследованиях детей. Эксперимент в возрастной психологии. Тесты и тестирование в психологии возрастного развития.

Открыть новую главу в изучаемом курсе психологии имеет смысл с различия, которое читатель, вероятно, уже заметил в названии первой части и первой главы и ее отдельных параграфов. С одной стороны, область знаний, о которой идет речь, названа «Возрастные особенности развития детей», с другой стороны, здесь о той же самой области знаний говорится как о возрастной психологии. Это расхождение не случайно. Дело в том, что по традиции, сложившейся в нашей стране и за рубежом, за соответствующей областью знаний закрепились различные названия: психология развития и возрастная психология, хотя по существу имеется в виду одна и та же или достаточно близкие по содержанию друг к другу области знаний, где речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческого развития детей. Мы сознательно будем употреблять в тексте оба названия, произвольно переходя от одного к другому, чтобы читатель воспринимал их как практически синонимичные, особенно тогда, когда будем обращаться к анализу не только отечественных научных источников, но и зарубежных.

Читайте так же:  Как развить интуицию

Вместе с тем у этих двух названий есть и некоторые различия. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.

Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

[1]

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребенка явилось одним из оснований для разделения детства на периоды возрастного развития.

Еще один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменения включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст» (см.: возраст психологический). Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного ребенка.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развитиячеловека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Объект, предмет, задачи и методы возрастной психологии, её структура

Возрастная психология (психология развития, генетическая психология)-это отрасль психологической науки, которая изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяют 3 раздела возрастной психологии:

1) Детская психология (детская + психология отрочества)-личность от рождения до 18 лет.

2) Акмеология (от греч. «вершина»)-псих-гия взросления, зрелых возрастов.

3) Геронтопсихология(от греч. «старик»)-псих-гия пожилого возраста.

Объектом изучения возрастной психологии является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый чел-к.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темы и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

1)Исследования и описания психической реальности чел-ка в опред.возрастные периоды жизни.

2)Изучение влияния наследственных и социальных факторов на развитие.

3)Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

4)Соотношение и влияние задатков и способностей.

5)Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка.

6)Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии; выявление нормы и отклонения в психическом развитии чел-ка опред.возраста.

7)Изучение влияния семьи на психическое развитие.

8)Проведение психодиагностической работы.

9)Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

1)Метод срезов-в больших группах, наибольшая эффективность при изучении опред.аспектов развития.

2)Сравнительный метод-сравниваются данные по каждой группе и делаются выводы, какая тенденция развития наблюдается и чем это обусловлено.

3)Лонгитюдныйметод-прослеживается развитие одного и того же ребёнка в течение длительного времени; заметны самые незначительные изменения.

4)Наблюдение: сплошное и выборочное.

5)Эксперименты: констатирующие и формирующие, естественные и лабораторные.

8)Анализ продуктов деят-сти (анализ рисунков, сочинений, дневника).

Читайте так же:  Депрессия после расставания

Общие положения возрастной психологии

Даже далекий от научности взгляд способен заметить, что психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, которые влияют на получение ею и обогащения социального опыта, формы и способы самореализации, функционирование в социуме. На рубеже XVIII- XIX вв. был основан научный подход к психологии развития, методологически укоренен в эволюционное учение английского естествоиспытателя Чарльза-Роберта Дарвина (1809-1882) и развитый многими психологами, которые занимались проблемами эволюции психической жизни и психической деятельности человека. Со временем возрастная психология выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, в лоне которой выкристаллизовались различные направления, концепции, теории, школы.

Возрастная психология как отрасль психологической науки

Возрастная психология является многоотраслевой академической наукой, которая изучает психическое развитие человека от рождения до старости, имея четко очерченный предмет

исследования, пользуясь общенаучными и специфическими методами, методиками, критериями истины, описывая свой предмет в специальных терминах, отделяя его от предметов других наук, даже родственных, например от общей психологии, психофизиологии, генетической психологии, которые также в определенной степени изучают возраст — своеобразный биологические часы начинающий свой ход с момента зарождения человека. Эти часы неуклонно и необратимо движется от рождения до смерти. Направление этого движения определен природой, каждый человек подчиняется ему.

Объект, предмет и источники возрастной психологии

Как и любая отрасль психологической науки, возрастная психология сосредоточена на проблемах психической жизни человека, выделяя в нем оговорены возрастным развитием особенности, тенденции, процессы.

Возрастная психология — отрасль психологической науки, которая изучает особенности психического и личностного развития человека на разных этапах его жизни.

Объектом исследования возрастной психологии является человек на всех этапах его жизни. Его специфика заключается прежде всего в том, что в течение жизни в психике человека происходят различные качественные преобразования, исследование которых требует системного выяснения общих закономерностей возрастного развития. Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности, факторы, условия, механизмы становления, формирования и развития личности. Возрастная психология изучает общие закономерности, особенности возникновения и развития психических процессов и свойств у детей, подростков, юношей, взрослых и обусловленную возрастом динамику соотношения между ними; причины и закономерности перехода от одного возрастного периода к следующему; становления различных видов деятельности (игры, учебы, труда, общения); формирование психических качеств (возрастных возможностей усвоения знаний) и свойств (самосознания, побудительной и эмоциональной сфер, характера, способностей) личности.

Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, формируемые с возрастом в психике и деятельности человека, знаменуя собой переходы ко все новым степеней ее развития. Раскрывает она предпосылки и условия, определяющие процесс развития, соотношение в нем природных (наследственность, физиологическое созревание организма) и общественных факторов, благодаря которым и через которые реализуются возможности психического развития человека, а также роль исторически сложившихся обществом ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства, общественных норм поведения и т.д.) в становлении личности. Особое внимание обращает она на движущие силы индивидуального развития человеческой психики, индивидуально-типологические различия в психическом развитии детей, подростков, молодежи, взрослых и стариков, факторы, которые детерминируют далее.

Теоретические открытия в возрастной психологии расширяют возможности ее практического применения. Например, объективная необходимость активизации и оптимизации процессов обучения и воспитания детей обусловила возникновение такой сферы психологической практики, как контроль над процессами детского развития. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог выясняет, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, в чем заключаются возможные отклонения в его развитии и как можно предупредить или компенсировать их.

Особенность возрастной психологии заключается в том, что она имеет дело со специфическими единицами анализа, которыми являются возраст, возрастной период развития и тому подобное. При этом век не сводится к сумме отдельных психических процессов, не рассматривается как календарная дата. Он, по определению российского и украинского психолога Льва Выготского (1896-1934), является относительно замкнутым циклом развития человека, который имеет свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием, ибо, как известно, есть периоды развития, даже своеобразные «эпохи», равные одному, трем, пяти годам. Хронологический (паспортный) возраст и психическое возраст не являются тождественными феноменами. Хронологический возраст — лишь координата отсчета и внешняя граница, на фоне которой происходит психическое развитие личности.

В возрастной психологии отчетливо проявляются различия в методологии исследований, языке описания. Например, швейцарский психолог Жан Шаже (1896-1980) пользовался языком математики и биологии («группировки»,

«операция», «ассимиляция», «адаптация» и др.), австрийский невропатолог, психиатр, основатель теории и практики психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) использовал язык биологии, медицины и философии («бессознательное», «сознательное», » страдающее Я «и др.). В психоаналитическом смысле Я — психическая инстанция личности, стремящейся контролировать все ее психические процессы. В психике оно представляет передусвидомлене, контролирует требования инстинктов (Оно).

Психическое развитие изучает также генетическая психология, сосредотачиваясь на процессах зарождения новых психических явлений в недрах предыдущих периодов, становление новых психических механизмов, формирование знаний о них на основе анализа перспектив и развития. В отличие от нее классическая возрастная психология занимается общими закономерностями психического развития личности независимо от ее индивидуальности. НЕ обходя вниманием особенности развития конкретного индивида как целостного феномена, исследователи стремятся к анализу роли наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения, а также отношений в различных социальных сообществах (в семье, группах сверстников, учебных и профессиональных коллективах).

Возрастная психология выясняет наличие и суть закономерностей развития психики здорового человека, степень их обязательности (всеобщности) для всех, исследует суть психического развития и особенностей его течения. Изучая психику человека на определенном этапе развития, она исходит из того, что может произойти в жизни человека вообще, ведь развитие психики продолжается от рождения до глубокой старости.

Как наука возрастная психология начинается с момента встречи двух людей, которые преследуют разные цели: психолога-исследователя, имеет своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а также человека любого возраста, которую психолог считать объектом исследования.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология – раздел психологической науки, изучающий закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути.

В качестве основных разделов возрастной психологии выступают:

· психология развития (изучает наиболее общие, теоретические вопросы возрастной психологии);

· детская психология (изучает психическое развитие ребенка от рождения до 7 лет);

· психология младшего школьника (изучает психическое развитие ребенка от 6–7 до 12 лет);

· психология подросткового возраста и юности (изучает психическое развитие от 12 до 21 года);

Читайте так же:  Деструктивное поведение

· психология взрослости (изучает психическое развитие человека до 65 лет);

· геронтопсихология (психология старости).

Разработанность каждого из разделов возрастной психологии неодинакова: наиболее разработанными являются общетеоретический раздел (психология развития), детская психология и психология подросткового и юношеского возраста.

Возрастная психология непосредственно связана с общей и социальной психологией, с педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и другими науками.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии:

· изучение движущих сил и источников психического развития ребенка;

· построение периодизации психического развития в онтогенезе;

· характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии онтогенеза;

· контроль за ходом и динамикой психического развития; профилактика, коррекция и оптимизация психического развития на основе возможностей обучения и воспитания.

В истории возрастной психологии можно условно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет особое значение для ее развития. Первым считается донаучный этап, уходящий в глубину веков, в ходе которого философы, врачи, педагоги, писатели выделяли основные проблемы развития внутреннего мира и поведения человека, требующие специального изучения. В этот период были получены описания поведения и особенностей познания и деятельности детей и взрослых и предложены первые периодизации психического развития. Чрезвычайно большое значение для становления возрастной психологии имели идеи Ж.-Ж. Руссо, эволюционное учение Ч. Дарвина.

Начало систематического изучения детского развития, а значит и собственно первый научный этапв становлении возрастной психологии, связывают с именами В. Прейера, Ст. Холла и относят к последней трети XIX века. Этот период, длящийся до начала XX столетия, можно условно назвать описательным, поскольку в его ходе в качестве основной научной задачи ставилась задача сбора научных данных об особенностях развития маленьких детей и подростков, изучались их речь, мышление, память, восприятие, любимые занятия и отношения со взрослыми. Уже с начала XX столетия на основе накопленных научных фактов начали создаваться первые теории психического развития, пытавшиеся объяснить характер различий в поведении и сознании детей и подростков. Именно поэтому второй научный этап в развитии возрастной психологии (до середины XX столетия) обозначают как теоретический, или объяснительный.

Начиная со второй половины XX столетия ученые, опираясь на достаточно большое количество теорий психического развития, предпринимают систематические попытки проектирования психологически целесообразных методов воспитания и обучения детей дошкольного или младшего школьного возрастов, подростков, юношей и взрослых, вот почему этот, третий, этап можно назвать проектировочным. В качестве примеров педагогических проектов выдающихся отечественных психологов можно назвать технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, технологию безотметочного обучения, или гуманную педагогику, Ш. А. Амонашвили и ряд других.

Основными научными категориями, изучаемыми в возрастной психологии, являются две: психическое развитие и психологический возраст, сущность которых будет рассматриваться в следующей лекции. Возрастная психология доказывает, что психическое развитие подчиняется специфическим закономерностям и законам, например, таким, как закон гетерохронности (неравномерности) развития или закон затухания темпов психического развития в онтогенезе. Доказано, что психологический возраст имеет особое соотношение с биологическим и хронологическим возрастами и не тождественен им. В бытовой речи это несоответствие хронологического и психологического возрастов отражается в таких устойчивых выражениях, как “маленький старичок” (о чрезвычайно серьезном ребенке) или “большой ребенок” (о непосредственном или эгоистичном взрослом).

Как наука возрастная психология использует общенаучные и специфичные методы исследования психического развития. В качестве общенаучных методов можно назвать наблюдение и эксперимент, а в качестве специфическиханализ продуктов детской деятельности, близнецовый метод, метод клинической беседы Ж. Пиаже, тесты, анализ детской игры, проективные рисуночные методы. Критериями научности исследования в возрастной психологии являются объективность, достоверность, валидность, повторяемость воспроизведения, репрезентативность выборки. Все исследовательские методы разделяются на четыре группы в зависимости от типа решаемой исследовательской задачи:

· описательные методы, позволяющие получить объективные и достоверные описания или факты психического развития: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности, проективные методики;

· диагностические (измерительные) методы, позволяющие измерить и сравнить различные параметры психического развития (памяти, речи, произвольности поведения, коммуникативной компетентности и т. д.) – это тесты, или краткие стандартизированные испытания, позволяющие получать количественное выражение изучаемого явления;

· объяснительные методы, устанавливающие причинно-следственные связи между теми или иными фактами, возникающими в естественном ходе психического развития детей или взрослых. К ним относят, прежде всего, эксперимент, получивший название констатирующий;

· формирующие методы, позволяющие изучать то или иное психологическое явление путем создания специфических условий, порождающих его в искусственных ситуациях, – экспериментально-генетический, генетико-моделирующий или формирующий эксперимент.

Исследование в возрастной психологии осуществляется в нескольких формах: “продольного”, или лонгитюдного, исследования и в формепоперечных срезов. В первом случае изучаются изменения в психике одних и тех же испытуемых на протяжении нескольких лет (например, от 2 до 10 лет), во втором – одновременно изучается интересующий параметр психического развития в разных возрастных группах. Используются и биографические методы, или методы “психологии жизненного пути”, которые выступают как предельный вариант констатирующей стратегии исследования.

Немалое значение для возрастной психологии имеет так называемый метод (точнее форма) кросс-культурных исследований для решения теоретических научных задач возрастной психологии, при котором проводятся сравнительные исследования каких-либо сторон психического развития детей, подростков или юношей в различных культурах (например, особенности игр детей разных стран, особенности протекания подросткового кризиса у детей европейских и африканских народов).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 1. Классификация методов исследования в возрастной психологии
по типу исследовательской задачи (по А. Б. Орлову)

Источники


  1. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  2. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.

  3. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.
Что является предметом изучения возрастной психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here