Что значит познать самого себя и как это сделать

Сегодня мы рассмотрим тему: "Что значит познать самого себя и как это сделать" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

«Познавать себя – значит себе удивляться»

Дени Марке — французский философ, писатель, психотерапевт. Автор книг «Гнев» («Colère», Poche, 2003) и «Отец» («Père», Albin Michel, 2003).

Что значит познать самого себя? Поначалу познание себя принимает форму знания о себе. Знание – это мудрость, которую можно сформулировать словами: я являюсь тем-то и тем-то. Она сообщает нам о том, что мы называем нашей индивидуальностью. «Выстраивание» – вот необходимое слово. Тот, кому в детстве не удалось выстроить свое «Я», нередко сильно страдает; его мучает неясный страх, и он даже может оказаться на грани распада личности. Но вопрос в том, чтобы узнать, действительно ли это драгоценное «Я», эта личность, эта персона является нами – нашей глубочайшей реальностью, нашей сущностью. Жить, исходя из своей реальности

37-летняя София пришла ко мне на консультацию, которая проходит в форме сократовского диалога*. Ее работа приносит ей удовлетворение, она замужем, у нее двое детей, но иногда она страдает от ощущения одиночества: ее не видят и не слышат такой, какая она есть на самом деле. «Кто вы?» Начинается поиск, София определяет себя: «Я то, я это…» Черты характера, профессиональные навыки, вкусы, склонности – София описывает свою индивидуальность. Движимый желанием узнать ее по-настоящему, я не довольствуюсь ее ответами и продолжаю задавать вопросы. Пока не возникает пауза: «Кто я? Я не знаю… Я больше не знаю… С меня хватит!» София в гневе: «Все это ничего не даст, давайте покончим с этим! Я это… Я есть то, что я испытываю, и…» Я перебиваю: «Простите, что вы только что сказали?» София отметает вопрос, ее фраза кажется ей абсурдной: «Это просто вырвалось».

Вырвалось? Конечно. Для Софии ее истина, именно ее, смогла прорваться на поверхность: она – это то, что она испытывает. Она могла бы сказать: «Мои чувства, мои эмоции, мои самые простые телесные ощущения – все это я всегда исключала из того определения себя, которое я принимала за мое «Я». Но я не что иное, как то, что я испытываю! Все остальное – роли, маски, видимость…» Постепенно София смогла расстаться с тем образом себя, который она всегда пыталась поддерживать, и стала жить ближе к своим ощущениям, к себе реальной.

Сократ, первый философ Запада, говорил: «Познай самого себя». Но он же говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таков сократовский парадокс: именно в той мере, в какой ты можешь сказать «Я ничего не знаю», ты приближаешься к пониманию себя.

Постоянно создавать себя

Всем нам знакомы эти «мгновения благодати», когда рождается точный жест, верное слово, правильный поступок. Когда мы действуем естественно, не задумываясь, и при этом с несвойственной нам внимательностью. Любовное свидание – и вдруг с непосредственностью, которая смущает нас самих, мы позволяем себе произнести какие-то новые слова, раскрываясь в них не только для возлюбленного(ой), но и для самих себя… Друг в отчаянии – и с наших губ слетает истина, которая открывается нам в тот момент, когда мы ее произносим… А в экстремальных обстоятельствах, когда нужно быть либо героем, либо трусом и когда мы, действуя, обнаруживаем в себе силы и способности, о которых не подозревали? Это своего рода вдохновение: поскольку я сумел освободиться от того, что, как я считал, я знаю о себе, я даю возможность выразиться – спонтанно и творчески – моей глубинной сущности. Самопознание не есть данное нам знание. Это всегда творческий акт.

Настоящее познание себя состоит не в том, чтобы повторяться, а в том, чтобы творить. В это мгновение через меня, но при этом откуда-то издалека рождается неожиданное – непредсказуемые жест, шаг, слово, которые невыводимы из ситуации или обстоятельств, но при этом идеально соответствуют им. Познание себя означает, что мы больше ничего не знаем о себе и вдруг позволяем себе себя же удивить. Это значит не быть таким же. Это значит быть действительно собой.

Почему они так редки, эти моменты, когда мы можем познакомиться с собой? Потому что за них приходится платить безопасностью. Надежно укрывшись в границах нашего «Я», мы знаем, кто мы такие и как нам вести себя в стандартных, заранее известных ситуациях. Мы даем ощущение безопасности другим людям, и они отвечают нам тем же: разве не основана вся общественная жизнь на тонких, но очень мощных ограничениях, которые удерживают людей в границах их предсказуемого «Я»?

Сократ был приговорен всего лишь за то, что осмелился усомниться в этом конструкте, который мы называем своим «Я»! Но не будем обманываться: философ говорит с нами о нашей жизни. Каждое событие, каждая встреча, каждая неожиданность, которые выводят нас из равновесия, побуждают нас покинуть наезженные дороги нашей жизни, осознать тщетность и ужасающую недостаточность всего того, что мы якобы знаем – о других, о мире и о себе, – и дать наконец захватить нас той свободной и вдохновенной стихии, которая живет в каждом.

Родиться в отцовстве

В книге «Отец» Дени Марке описывает отцовство как инструмент самопознания. Он делится с нами этим уникальным опытом.

«…Познание себя – это рождение для себя самого. Но чтобы заново родиться, нужно сначала умереть для себя прежнего. Когда родился мой первый ребенок, я умер для всего того, чем я был – или думал, что был. С первых дней своей жизни сын взялся делать из меня чистый лист, потому что ему был нужен отец, которого раньше не было: свободный от знаний и принципов, отданный в полное распоряжение того нового, уникального и неповторимого существа, которым является ребенок и которое он хочет являть всем своим существованием. Быть отцом – это опыт парадоксального, это опровержение всякого знания, это нескончаемая необходимость позволять себе вдохновляться… Глубочайший философский опыт! Вот почему я захотел рассказать об этом. Ведь философ – это не мозг, пожирающий книги. Мы все философы, когда соглашаемся на то, чтобы жизнь разрушила наше убаюкивающее всезнайство и уютную самоуспокоенность по поводу собственной личности. Философствовать – значит учиться у жизни. А для того, кто хочет выучить урок этого мира, нет лучшего учителя, чем ребенок…»

* Сократовский, или сократический, диалог – метод рассуждений и поиска истины в форме «неудобных», провоцирующих вопросов, который практиковал основатель греческой философии Сократ.

Познай самого себя. А с чего начинать?

«Познай самого себя» (nosce te ipsum), – гласила одна из надписей на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах. Авторство высказывания античные источники приписывали разным авторитетам древности, чаще всего одному из семи мудрецов. Прошли многие столетия. Науки, изучающие человека, шагнули далеко вперед, а совет древних до сих пор не утратил своей актуальности. В чем причины? С какой целью необходимо скрупулезно изучать себя? Какие методы самопознания использовать? На вопросы портала interfax.by ответил психолог Сергей Ермаков (г. Владимир).

– Психологи утверждают, что большинство людей из рук вон плохо знают самих себя. (И от этого якобы все их беды и неприятности в разных сферах жизни.) Вы разделяете мнение коллег? Если да, то в чем видите причины?

Читайте так же:  Что подарить парню на месяц отношений

Да, многие люди действительно не знают или очень плохо, поверхностно знают себя. Чтобы начать разбираться в причинах этого, нужно понять, что вообще такое «знать себя», каковы критерии? Это процесс, результат, а может навык, умение или состояние? Как именно можно узнать себя? Есть ли для этого инструменты и какие они? У кого можно попросить помощи при необходимости? Сразу возникает много неоднозначных вопросов.

И для большинства людей – нет времени не на сами эти вопросы, не на поиск ответов на них. Нет этого времени по причине гипертрофированного ритма современного мира, который фактически не оставляет пауз даже для элементарного отдыха, не говоря уж про вопросы самопознания + не всегда очевидна ценность знаний о себе, ведь многие рассматривают вопросы самопознания не с прикладной и психологической, а лишь с абстрактной и философской точки зрения, а потому выделение времени на это считают излишеством.

На мой взгляд «знание о себе» – это одновременно процесс и результат осознанных действий человека на пути становления Личностью. Причём именно постепенному становлению, вопреки традиционным представлениям философии и психологии о том, что каждый человек – уже Личность.

Считаю, что это не так и именно в пересмотре самого понятия Личность – ключ к пониманию самопознания, как значимого прикладного процесса, дающего последовательные результаты, влияющие на качество жизни и формирующие его.

Рассматривая этот вопрос, мной была создана теория личности, которую назвал «Квантовый человек».

В чем прикладная и психологическая ценность самопознания, по Вашему мнению? Как меняется человек, который начинает знакомиться с «таинственным незнакомцем – самим собой»?

Прикладная ценность самопознания в том, что это не только мыслительный и абстрактный процесс, но процесс физический, основанный на последовательности действий, направленных на систематизацию и гармонизацию жизни. Суть этого процесса – осознанное моделирование внутреннего (психологического) и внешнего (физического) пространства на основе собственных желаний и целей, через творческую реализацию в самом широком смысле слова.

В рамках своей теории определяю Личность как человека, осознавшего противоречия между внутренним ощущением жизни и её внешним содержанием, в результате чего прошедший путь «Раскрытия «Я», последовательно обретший навыки позитивного Контроля и осуществления собственных Выборов через наполнение желаемым содержанием максимального количества аспектов своей внешней активности и внутреннего мира.

[2]

«Раскрытие «Я» — это процесс изменения установок для ориентировки в жизни, основанный на формировании навыков целенаправленного позитивного Контроля и Выбора, ведущий к преобразованиям в индивидуальной реальности, как на уровне реальных действий, так и на уровне внутреннего мира (смыслов, чувств, желаний, целей).

Если говорить предельно просто и ясно, то самопознание может быть не только философскими рассуждениями, но и увлекательным, живым процессом реальных действий, в ходе которых человек учится на практике слушать и слышать, понимать и чувствовать себя, других людей и мир вокруг, учится осуществлять позитивный контролировать и делать собственные выборы, находит и преодолевает ключевые трудности и проблемы, становится гармоничным и счастливым.

По сути, именно человек, проделавший весь этот путь, который обозначаю как «раскрытие «Я», научившийся и овладевший знаниями и навыками о себе и есть – Личность.

У психологов есть инструменты для помощи людям в этом пути, к примеру, я применяю: арт-терапию, телесноориентированную терапию, танцедвигательную терапию, системную семейную терапию, метафорические ассоциативные карты, работу с субличностями, системные расстановки, а также, природноориентированную терапию, которую разработал сам.

Отличительной чертой моих методов является то, что они созданы не только для общей психологической помощи, но специально для процесса «Раскрытия «Я».

Уверен, что для лучшей и более эффективной помощи людям, психология должна фундаментально объединяться в дальнейшем, оптимизируя технологии помощи.

– Допустим, человек решил стать гармоничным и счастливым и уверен, что самопознание ему поможет. С чего начинать?

Особенность и трудность процесса активного самопознания состоит в том, что, находясь внутри, человеку необходимо учиться рассматривать себя как систему, причём систему открытую, которая включена во взаимодействие со множеством других систем одновременно (люди и структуры Общества). Это накладывает некоторые ограничения на возможность самостоятельных действий, по крайней мере до овладения нужными инструментами, однако, начать действовать в любом случае придётся именно самостоятельно, запустив поисковую активность.

Для любого процесса – нужна точка отсчёта, система координат, которая определяет то, с чего предстоит начинать, с чем именно предстоит справляться и общее направление, куда предстоит двигаться. Поэтому, пожалуй, главным, что должен сделать человек сам при начале активного самопознания: замедлиться, возможно, остановиться, сделав паузу, во время которой уделить время себе, задав два ключевых вопроса «Что сейчас происходит в моей жизни?» и «Насколько меня это устраивает?».

Отвечать лучше по пунктам, фиксируя ответы письменно, рассмотрев ключевые сферы: любовь/отношения, здоровье (физическое, психологическое), профессиональную реализацию, финансовое обеспечение, творческую реализацию.

Если то, что происходит в этих сферах, хотя бы в одной, человека не устраивает и создаёт дискомфорт – это повод перейти к следующей фазе активного самопознания и – начать осваивать инструменты прогнозирования, планирования и коррекции. Делать это можно за счёт расширения информированности о том, как устроено и управляется современное Общество, каково место и какова роль человека в нём. Эти знания содержатся в социологии, истории, социальной психологии, антропологии, родном языке.

Также рекомендуется изучать и применять уже существующие практики и подходы, которые позволяют в более-менее самостоятельном режиме настраивать себя, свой организм и системы своих отношений с другими людьми. Помимо психотерапии, можно обратить внимание на Йогу, Цигун, восточные единоборства (ушу, каратэ, дзюдо), шаманские практики, астрологию.

Однако нужно быть крайне внимательным и осторожным, избегая впадения в крайности и радикализации своих взглядов и представлений. Освоение любых инструментов должно происходить постепенно и исходя из принципа здравого смысла.

Работа с психологом даст возможность увидеть себя как систему и механизмы своего взаимодействия с другими системами – со стороны, подобрав необходимые инструменты для оптимизации и гармонизации жизни.

Поняв, в каких сферах есть трудности, овладев инструментами диагностики, планирования и коррекции, человек может начать моделировать и конструировать свою жизнь. Это не будет просто, но если иметь в виду путь становления Личностью, то это – единственный вариант.

В качестве примера наиболее простой и безопасной техники, которую можно самостоятельно выполнить, чтобы активизировать процесс самопознания, можно использовать следующий вариант. Это синтез арт-терапии и психологической работы с субличностями.

Техника выполняется в две фазы, но они фактически одновременные:

[1]

1. «Размышление». Задача – представить себя в некотором будущем. Детализировать этот образ, ответив на вопросы: сколько вам там лет, как вы выглядите, как вы себя чувствуете, что у вас есть, как вам живётся, чем занимаетесь, кто рядом с вами в жизни?

2. «Отображение в рисунке». Задача – материализовать, полученный образ в рисунке.

Смысл техники – зафиксировать общее восприятие человеком своего будущего + соотнести этот образ с тем, что есть сейчас.

Так становится возможным определить, что есть в будущем, чего нет сейчас, чего не хватает, чтобы это появилось уже сейчас.

А в случае, если будущее видится не комфортным и болезненным, или не видится вообще, можно обратить внимание на наличие какого-то системного блока, мешающего даже на уровне представлений увидеть себя счастливым и радующимся жизни. Образ этого блока также можно отразить через рисунок, предварительно задав себе вопросы: какая у него форма, цвет, размер, вес, на что похож, как давно появился, кто блок поставил, зачем он служит? В общем, дальнейшая работа строится уже из контекста полученных результатов.

Читайте так же:  Ошибка анализа окружающего мира иллюзии восприятия в психологии

В качестве вывода замечу, что самопознание – как активный и прикладной процесс не только возможно, но именно такое его понимание, с соответствующим наполнением, позволит улучшить качество и наполненность жизни, сделав её осознанной. Самопознание — это не высокие беседы о смысле жизни и прочих философских категориях — это системные, осознанные действия, позволяющие обретать себя и свои смыслы через живой опыт.

Найти себя настоящего

  • Личность многослойна: с детства мы обрастаем разными «слоями» себя, которые накладываются друг на друга.
  • Каждый заблуждается на свой счет, поскольку наше истинное «Я» скрыто от нас завесой бессознательного.
  • «Я» проявляется, когда мы ощущаем резонанс с самими собой, не стремясь контролировать свои слова и поступки.

Психоаналитики отвечают «нет». Существование бессознательного, многогранная и противоречивая природа нашей личности, сложный процесс построения нашего «Я» не дают возможности составить объективное представление о себе. Отвечая на вопрос «Кто я?», мы неизбежно обманываемся. Почему так происходит?

Сумма окружающих

Наше «Я» начиная с самого рождения развивается во взаимодействии с родителями: чтобы чувствовать заботу, любовь, поддержку, мы стремимся соответствовать их ожиданиям, а также впитываем черты характера, модели поведения взрослых. Реакции родителей на наши желания, чувства, поступки становятся зеркалом, смотрясь в которое мы учимся понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно, а чего нельзя, и в конечном итоге у нас возникает представление о самих себе.

Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели я». Иметь собственное «Я» означает впитать в себя все многоголосие окружающих нас людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказываются наши отец, мать и еще множество повлиявших на нас людей. Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас наши родители (а позже и другие значимые для нас люди: воспитатели, учителя, друзья). И наше описание себя (например, я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…) – это наше «Я», воспринятое через призму их реакций.

Три части личности

Пытаясь понять человека, Зигмунд Фрейд создал теорию личности, в которой она понимается как взаимодействие трех структур: «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-эго) и «Оно» (Ид).

«Оно» содержит бессознательные влечения и импульсы и руководствуется «принципом удовольствия». Но безотчетная тяга к наслаждению привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, у ребенка формируется Эго – сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности». Эго выполняет роль посредника между стремлениями «Оно», реальностью и требованиями общества. Третья структура, Супер-эго, воплощает усвоенные каждым из нас с детства моральные запреты и нравственные нормы, которые позволяют нам жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.

«Другой» внутри нас

От желаний, чувств, фантазий, которые не вписываются в этот созданный нами образ, мы стремимся избавиться. Бессознательное – это «другой» внутри нас самих, то место, куда мы вытесняем мысли и чувства, которые нас смущают, вызывают тревогу. И эта запретная зона определяет нашу истинную сущность не меньше, чем то, что мы декларируем о себе.

Так, слишком авторитарное воспитание (когда родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и запрещают ему быть, скажем, недовольным) может привести к тому, что он станет вытеснять любой свой агрессивный импульс или желание.

В результате восприятие самого себя будет искажено: человек может казаться себе мягким и мирным, чуждым агрессии или жестокости. Однако его естественная агрессивность не исчезает, а проявляется исподволь – в осуждении других людей или в избегании ситуаций, где нужно быть настойчивым или постоять за себя.

Неприемлемое для нашего сознания не исчезает бесследно – в ином обличье оно возникает в снах, наших оплошностях или в неясном ощущении, что мы потеряли какую-то важную часть себя (или так ее и не обрели).

Разноголосье души

Видео (кликните для воспроизведения).

Наше «Я» кажется нам целостным и однородным, хотя это совершенно не так. Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) сравнивал «Я» с многослойной луковицей, каждый слой которой представляет собой лишь одну грань нашего представления о себе и все они конфликтуют между собой. Например, знакомая многим ситуация: мы ищем работу. Возможно, нам предлагают должность менее интересную и хуже оплачиваемую, чем прежняя. Какая-то часть нас хотела бы согласиться: «Тебе нужно зарабатывать на жизнь, не упусти эту возможность». Тогда как другая протестует: «С твоим образованием и опытом ты заслуживаешь гораздо большего».

Так дают о себе знать несколько живущих в каждом из нас индивидуумов, которые редко бывают согласны друг с другом. И если нам все же удается, несмотря ни на что, ощущать себя цельной личностью, то это лишь потому, что различные стороны нашего «Я» соглашаются не говорить все одновременно.

Встреча с «Я»

ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ «Я» ОЗНАЧАЕТ ВПИТАТЬ В СЕБЯ ВСЕ МНОГОГОЛОСЬЕ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ.

Для последователей Фрейда наше настоящее, незнакомое «Я» невольно проглядывает в тот момент, когда мы забываемся и перестаем себя контролировать. В такие моменты мы ошибаемся, проговариваемся, забываем чьи-то имена или видим сны – так проявляет себя наше бессознательное. Но есть и другой взгляд на ту глубинную, покрывающую все противоречия целостность, которую можно назвать нашим истинным «Я». Каждому из нас знакомо это переживание: родители, друзья, коллеги ждут от нас определенного поведения, но что-то сопротивляется в нас, внутренний голос тихо, но настойчиво говорит нам, как на самом деле нужно поступить. «Так, будто в середине нашего «Я» раскрывается некая глубина, из которой нам навстречу поднимаются чувства, интуитивное чутье, образы, слова, – пишет экзистенциальный аналитик Альфрид Лэнгле (Alfried Langle). – Если мы хотим обратиться к этому самому подлинному в нас, к нашей сути, нам следует «дать себе быть» и, открывшись внутрь себя, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня правильно?» И обратить внимание на свое интуитивное чувство, которое при этом начинает звучать как ответ на этот вопрос»*. Это и есть голос нашего истинного «Я», который нужно расслышать и которому можно доверять.

ИНТЕРВЬЮ с Аленом Финкелькраутом

Ален Финкелькраут (Alain Finkielkraut) – философ, автор книг «Неблагодарность» («L’Ingratitude», Gallimard, 2000) и «Неоконченное настоящее» («L’Imparfait du present», Gallimard, 2002).

«Мы – наследники нашего прошлого»

Заблуждаются те, кто думает, что человек делает себя сам. По мнению французского философа, личность каждого берет начало в нашем коллективном прошлом. Отвергая господство всемогущего эго, Ален Финкелькраут предостерегает нас от излишней гордыни.

* Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), немецкий философ и историк науки (1874–1945).

Самопознание

Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.

Читайте так же:  Советы и рекомендации психолога что делать родителям гиперактивного ребенка

Зачем познавать себя

И все же, несмотря на всю видимую полезность самопознания, вопрос о том, зачем себя познавать, я уверен, возникает в головах многих людей, даже тех из них, кто уже активно занимается самопознанием. Все-таки, самопознание, самокопания, самоизучение, самоанализ – это непростая работа. Нужно немало времени уделять на то, чтобы в себе копаться, чтобы изучать особенности своей личности, а его многим и так не хватает. Да и думать нужно много о себе, своих поступках, своих мыслях, своем поведении, что само по себе непросто. Думать вообще очень тяжело, а о себе самом тем более. Ведь часто при размышлениях о самом себе надо иметь смелость смотреть правде в глаза, чтобы видеть себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь себя видеть. Вот этой смелости многим людям не хватает. Так что самопознание – непростая работа. Поэтому и встает этот вопрос – зачем это нужно делать? Не для того же, чтобы просто казаться умнее и выше других.

Причин, друзья, на самом деле много, и все они вносят свой вклад в желание человека познать себя. Но я думаю, что главная причина заключается в том, что в один прекрасный момент человеку начинает не нравиться его невозможность управлять собой и своей жизнью так, как ему этого хотелось бы. То есть, он это может делать плохо или во всяком случае не очень хорошо. И в тот момент, когда он начинает более или менее отчетливо понимать, что он плохо управляет своей жизнью и недостаточно хорошо контролирует самого себя, в результате чего многое в его жизни не ладится – у него возникает желание разобраться в себе, чтобы навести наконец в себе и своей жизни порядок. Другими словами, неудовлетворенность собой и своей жизнью – является отличным поводом для самопознания. Все-таки, когда в твоей жизни все хорошо и ты всем доволен, особенно самим собой, то никакого смысла изучать себя у тебя нет. А нет смысла, нет и желания. Человек наслаждается жизнью, совершенно не думая о том, как он может ее изменить, потому что она его полностью устраивает. А ведь чтобы изменить свою жизнь, человеку необходимо сначала изменить себя. Впрочем, и наоборот тоже можно делать – сначала менять свою жизнь, а затем меняться самому. Но все же лучше начинать с себя – это намного лучше.

Есть и еще один смысл в том, чтобы заниматься самопознанием – таким образом можно познать не только себя, но и других людей. А это в свою очередь поможет вам лучше их понять и наладить с ними отношения удобным для вас образом. Ведь все, что есть в нас самих – есть и в других людях, а то, что есть в других людях – есть и в нас. Иногда для того, чтобы понять другого человека, например, своего ребенка в подростковом возрасте, все что от человека, его родителя, требуется – это вспомнить себя в его годы. В вас ведь живет тот самый подросток, у которого есть свои проблемы и переживания, свои желания и мечты, свое мнение по поводу тех или иных вопросов – поэтому вы все это в себе можете поднять, чтобы найти со своим ребенком, с сыном или дочерью, общий язык. Вот в подростке пока еще нет зрелой личности, в нем нет взрослого человека, которого вы можете хотеть в нем видеть, а в вас его личность есть. Так кто кому должен идти на уступки, кто кого для этого должен постараться понять? Таким вот образом, друзья, мы все можем стать более дружелюбными и отзывчивыми, и у нас появится больше возможностей договориться друг с другом. Познавая себя – мы можем познать других. А познав других – мы можем найти к ним подход, можем найти общий язык с ними.

Как познать себя

Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.

Следующий, тоже очень важный с моей точки зрения момент в самопознании, имеет отношение к таким двум человеческим качествам, как воображение и воля. Я ни раз писал о том, что человек может, что называется, сам себя придумать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Главное – загореться желанием сделать из себя нужную вам личность, тогда и способы это сделать найдутся. Но прежде, нужно, как бы план своего развития составить, хорошенько подумав о том, кем именно вам хочется быть, какие ваши личностные качества помогут вам стать таким человеком и с чего вам следует начать свое развитие. То есть, понимаете, самопознание в данном случае превращается в самосоздание, человек сам себя создает – он не ищет в себе те или иные качества, он их сначала придумывает, а потом развивает. Скажете, это невозможно? А вот и возможно. И многие люди именно так и поступали в своей жизни, когда хотели кем-то стать. Выше я приводил вам пример с собой, когда говорил, что некоторые люди убеждали меня в том, что я чего-то не могу и что мне что-то не дано, а потом оказывалось, что я очень даже все могу и все мне дано. Откуда мы вообще можем знать, что дано нам, а что нет, если мы старались чего-то достичь? Все это ерунда полнейшая – мы сами решаем, что дано нам, а что нет.

Читайте так же:  Как подбодрить человека и поднять ему настроение

Многие люди познавали себя не посредством поиска в себе чего-то или кого-то, а посредством саморазвития, самосовершенствования, посредством стремления к своим целям. Это совершенно разные вещи. В одном случае мы опираемся на концепцию о том, что кто-то другой нас создал для тех или иных целей, и мы ищем в себе что-то, что укажет нам на эти цели, а в другом случае, мы верим в то, что какими бы мы ни были от рождения, мы сами решаем, кем мы станем и каких целей будем стараться достичь. То есть, в последнем случае ответственность за то, какие мы и что мы можем, полностью ложится на нас. И я считаю, что это самый лучший способ самопознания. Пусть наши дела покажут нам и другим людям, какие мы сейчас и какими мы можем стать, а не наше исследование самих себя. Ибо так или иначе человек становится тем, кем он становится, под влиянием внешних факторов и благодаря своей собственной работе над собой. А то, что дает нам природа от рождения – это ничтожно малая часть нашей личности. Ну это, конечно, мое личное мнение, отчасти подтверждённое наукой, отчасти опровергнутое наукой.

В любом случае, друзья, заниматься самопознанием нужно любыми доступными вам методами. Это, как я уже говорил, и интересно, и полезно. В этом занятии есть смысл. Само по себе самопознание является одним из смыслов жизни. Или даже можно сказать, что самопознание дополняет жизнь человека, наполняя ее большим смыслом. Сократ говорил: познай себя и ты познаешь весь мир. Не знаю, насколько это действительно так, но я абсолютно убежден в том, что познав себя, мы познаем многое, очень многое. Я вам не все способы самопознания описал в этой статье, поэтому в будущем мы с вами обязательно вернемся к этой теме, чтобы еще лучше ее раскрыть. Но главное, чего я хочу добиться – это пробудить в вас интерес к самопознанию, и таким образом – побудить вас к этому достойному занятию.

Как познать самого себя

Как проходит наша жизнь? Одни радуются каждому прожитому дню. Наверное, нашли свое призвание. Другие, наоборот, постоянно чем-то недовольны, страдают. У них не получается жить в гармонии с другими. В таком случае поможет только одно лекарство — ответ на непростой вопрос: как познать самого себя?


Как происходит познание человеком самого себя

Процесс познания самого себя можно разделить на два этапа. Первый этап, бессознательный, начинается в раннем детстве. Каждый день мы изучаем свое физическое тело, активно развивая его возможности. Параллельно учимся понимать других людей и заявлять о себе, сначала криком, плачем, жестами, потом — посредством речи.

Дальше сад, друзья во дворе, школа. В таком возрасте мы уже в состоянии реализовать свое право выбора: с кем дружить, с кем сидеть за одной партой, что читать. С другой стороны, чем дальше, тем сильнее давит социум. Окружающие люди, начиная с родителей, пытаются проецировать на детей свои личные ценности. Свои понятия правды и справедливости. Свое «правильно — неправильно».

На яблоне вырастают яблоки, у кошки рождаются котята. И только у человека с идентификацией друг друга проблемы. Как часто между родителями и их детьми со временем начинает проявляться такое несоответствие в мировосприятии, что в конце концов по обе стороны баррикады даже начинают сомневаться в своем родстве.

Это частое в нашей жизни явление в полной мере объясняет только Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Но об этом дальше, а пока вопрос: как у мамы-вахтерши и папы-водителя появился сын-художник? Куда же «смотрят» гены?

Когда лучше начинать принимать «неправильные» решения

Техникум. Досрочная защита. Красный диплом в кармане. Родители без ума от счастья и с нетерпением ждут от сына принятия следующего важного решения. Институт. Это рационально, логично и, наконец, правильно.

Вопрос задачи со многими неизвестными — почему сын ушел в армию? Зачем ему уезжать как можно дальше от родного дома, самоизолируясь от привычного мира вокруг себя? Ответа не знал даже он сам. Были только противоречивые чувства: страх будущего и сильная внутренняя уверенность, что так надо.

Спустя два года, возвращаясь домой в звании сержанта воздушно-десантных войск, он наблюдал за отходившими с вокзала поездами. Тогда и пришло осознание — это было не что иное, как познание самого себя. Вот только вопрос, что за сила заставила вывести себя за рамки привычной жизни в сверхстресс, остался пока без ответа.

Локомотив или вагон?

Бывают ж/д вокзалы, где все пути начинаются от общего перрона. Одни, короткие, отделяются от остальных и обрываются в тупиковых, мрачных депо. Остальные же после неоднократных переплетений между собой уверенно уходят куда-то вдаль.

Ну надо же — прям как в жизни! Наверное, многие из нас в юности оказываются на таком же «вокзале» в полной растерянности. Как выбрать правильный путь, чтобы начать свою взрослую жизнь и не оказаться в тупике на середине пути? А в какой роли: «локомотива» или «вагона»?

Одни самостоятельно выбирают свой путь. Смелые, энергичные, творческие, амбициозные.

Это законодатели мод, гениальные актеры, музыканты, талантливые ученые, врачи, предприниматели. Наконец, просто мастера своего дела. За ними тянутся другие в надежде получить хоть немного энтузиазма, жизненной силы, быть в их команде.

Другие предпочитают спокойную, как им кажется, жизнь, не утруждая себя лишними вопросами. Цепляются непонятно за кем и… «одним из» в общей сцепке покорно катятся неизвестно куда. А если вся жизнь по чужому пути? Да и черт с ним! Зато минимум ответственности.
А о пункте назначения вагону знать необязательно.

Как познать самого себя? — На помощь, верные друзья!

Чем дальше во времени, тем чаще приходит ощущение какой-то вялой инерции. Картинки за окном меняются все реже. Кажется, что время замирает, а оглянулся — десять лет оставил позади. Вот и встреча выпускников. Спрошу школьных друзей, как они-то?

Серега — бизнесмен. Шустрый такой, пробивной. Помню, он всегда на экзаменах как-то умудрялся списать. Вот умел же найти подход к людям, зараза. Работу предлагал: «Ну, ты давай, надолго не откладывай — познай себя и звони. Мне в отдел продажник нужен».
Да какой из меня продажник.

Мишка. Этот на врача выучился. Рассказывал свои байки, как на практике в морг всей группой ездили. Зато теперь личный кабинет, белоснежный халат — уважаемый человек. Всегда было интересно, как в нем сочетаются такие разные качества: с одной стороны — сострадание к человеку, а с другой — решительность и хладнокровность, когда надо.

Васька. Все такой же — простой и недалекий, без тяжелых мыслей в голове. Живет в деревне, четверо детей, пашет в поле от зари до зари. Чего это он? Двадцать первый век на дворе, а он в земле ковыряется. Начал было ему про смысл жизни, про самопознание, а он мне: «Хватит тут философствовать. Лучше взял бы лопату да покопал. Хоть тело разомнешь после городских-то офисов».

Читайте так же:  Гаптофобия - что это такое, и почему возникает страх

Пустые слова тысячи безликих ботов

Скоро можно будет плавать в бесплатных интернет-советах: как найти себя, познать себя, самомотивировать. На всех тренингах «личностного роста» или повышения самооценки это уже давно избитые темы. Но как им доверять? Где объективные результаты человека, реально познавшего самого себя.

Одни смешные обещания.

Это происходит потому, что никому и в голову не приходит попытаться понять такого человека, который пришел с этим запросом. На вопросы — что им движет? и почему? — у местных гуру просто нет ответа.

Можно задать логичный вопрос: так почему же эти бизнес-тренеры никак не заканчиваются? Все просто. Основная масса их клиентов просто не готова работать над познанием себя. Для них это не вопрос «быть или не быть», а легкая увлеченность.

Тренеры же, в свою очередь, всячески пытаются доставить слушателям удовольствие. Одним самооценку поднять (на пару дней), других повеселить, третьим «дипломчики» выдать. Каждый в итоге получает то, чего хотел на самом деле.

Второй этап самопознания — сознательный

Благодаря современным знаниям по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, любой человек может освоить элементарную методику познания самого себя. Зачем? С какой целью мы всей душой, сознательно желаем этого?

В списке основных животных желаний человек ничем не отличается от братьев своих меньших. Хочет есть, пить, дышать, спать и продолжать себя (как вида) во времени. Стандартный набор любого живого существа планеты Земля.

Первый шаг в эволюции от животного к человеку произошел только благодаря нехватке пищи. Тогда наш предок придумал каменный топор, что дало ему возможность защитить себя и добыть пищи больше, чем необходимо. Это повлекло за собой необходимость сохранять ее «на черный день». Дальше появилась потребность в более удобных, чем просто мычание, способах коммуникации. Научились говорить. Потом надо было кому-то передавать знания будущим поколениям, чтоб они вдруг не забыли, как топор делается.

И пошло-поехало. Так в первобытной стае сформировались восемь основных «специальностей». Все они, пройдя долгий путь эволюции, живут в том или ином сочетании в каждом из нас. А точнее — каждым из нас. Это наша душа, наше подсознание, наши врожденные истинные желания, а также способности их наполнять.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана каждый набор определенных желаний называется вектором. Современному человеку не просто выдержать давление стремительно развивающегося мира. Поэтому, для потенциально более успешной реализации в социуме, его психика может обладать разным сочетанием векторов.

Что дает человеку познание самого себя

Желание познать самого себя возникает у нас от неудовлетворенности, нереализованности в обществе, в той или иной степени. Часто ложные установки, некомпетентные советы «умных людей» и даже родителей заставляют нас вначале выбрать неправильный путь. В итоге потенциальный преподаватель становится несчастным менеджером, прирожденный предприниматель изнывает в скучном кабинете врача, а гениальный программист продает в магазине пылесосы и всех тихо ненавидит.

Из восьми векторов есть один, желания которого невозможно наполнить никакими ценностями материального мира. Это звуковой вектор. Вопрос, на который он постоянно, чаще бессознательно, ищет ответ: «В чем смысл моей жизни?» Звуковой диапазон чувств: от духовных состояний — до лютой ненависти ко всему живому.

Это единственный вектор, нереализация которого способна провалить человека в тяжелейшую депрессию. Она может длиться годами, загоняя его в виртуальный мир интернета. А в худшем случае — наркотики и даже суицид. Проблема усугубляется еще и тем, что он сам не в состоянии понять, что с ним происходит и откуда такие страдания души. К тому же полное непонимание со стороны общества ведет к еще большей самоизоляции.
Благо, что сегодня, обладая знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, есть шанс разорвать этот замкнутый круг.

В заключение

Есть такая поговорка: Умных судьба ведет, а глупых — пинает.

Если посмотреть в глобальном смысле, она вполне справедлива. Численность нашего вида продолжает расти, мы победили многие страшные болезни, постоянно придумываем различные полезные технологии. Но по отношению к одному конкретному человеку что-то не сходится. Если бы каждого из нас мотивировала некая Высшая сила, все бы так или иначе пришли к осознанию, что основная задача любого человека — познать себя и жить в полной гармонии с себе подобными.

Как мы видим, в реальной жизни все далеко не так.

Поэтому если ваши поиски привели вас к этой статье, значит, вы уже сделали первый существенный и самостоятельный шаг как к познанию себя, так и мира вокруг. А тот, кто знает свои врожденные желания, способен их и наполнить. А значит — получить безграничное наслаждение от жизни.
Кроме того, процесс самопознания всегда начинается с понимания отличий: я и другие люди. А это предполагает умение видеть, слышать, чувствовать окружающих такими, как они есть на самом деле.

«…Когда я рассказываю о тренинге, меня часто спрашивают: «Ну и что с того, что ты теперь знаешь, какие у тебя есть вектора? Разве это что-то меняет?» По большому счету осознание бессознательных причин всего того, что происходит с тобой в жизни, само по себе не избавляет от проблем. Но появляется свобода выбора: следовать своим уже осознаваемым негативным порывам или воздержаться, опираться на свои сильные стороны или сделать вид, что их не существует. И все чаще побеждает разумный подход. Кроме того, на тренинге мне была дана база системного мышления, которая останется со мной на всю жизнь. Это определенная настройка сознания, которая позволяет увидеть удивительные связи и закономерности мира…»
Марина Г., журналист Санкт-Петербург

«…Все встало на свои места само и мгновенно. Натянулось от притяжения. Достаточно было оказаться в центре, почувствовать себя центром самой себя, ядром. Все во мне сформировалось и выстроилось так, как было задумано. Без усилий. Точнее, было одно усилие с моей стороны — пойти на тренинг, не спасовать…»
Ольга Ч., Томск

Такими знаниями могут обладать только самые мудрые родители, самые чуткие друзья, самые счастливые представители нашего общества. Если вы действительно приняли решение быть в их числе, регистрируйтесь сейчас на участие в бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана ЗДЕСЬ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Сергей Насонов

Источники


  1. Перель, Эстер Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт / Эстер Перель. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 240 c.

  2. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  3. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.
Что значит познать самого себя и как это сделать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here