Демонстративное поведение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Демонстративное поведение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Демонстративный характер

Основная черта демонстративного характера — большая способность вытеснять рациональный, критический взгляд на себя и, как следствие этого, демонстративное, немного «актерское» поведение.

«Вытеснение» широко проявляется в психике человека, особенно ярко — у детей. Когда ребенок играет, скажем, в машиниста электровоза, он может настолько увлечься своей ролью, что, обратитесь вы к нему не как к машинисту, а по имени, он может обидеться. Очевидно, это вытеснение связано с развитой эмоциональностью, ярким воображением, слабостью логики, неспособностью воспринимать собственное поведение со стороны, низкой самокритичностью. Все это иногда сохраняется и у взрослых. Человек, наделенный демонстративным характером, легко имитирует поведение других людей. Он может выдавать себя за того, каким его хотели бы видеть. Обычно такие люди имеют широкий круг контактов; как правило, если их отрицательные черты развиты не слишком ярко, их любят.

Стремление к успеху, желание хорошо выглядеть в глазах окружающих настолько ярко представлено в этом характере, что возникает впечатление, что это – главная и чуть ли не единственная черта. Однако это не так. Ключевой чертой является все же неспособность в определенные моменты времени критически взглянуть на себя со стороны. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, что изображают демонстративные личности в других ситуациях. Например, увлеченные ролью больного. Или, бравируя своим якобы аморальным поведением, демонстрируют распущенность и т. д. В этих случаях, независимо от стремления к успеху в другой ситуации, они могут наговаривать на себя то, что с позиций предыдущей роли явно невыгодно. Однако соотнесения одного с другим не происходит, происходит лишь переключение с одной роли на другую. С разными людьми такой человек может вести себя по-разному, в зависимости от того, каким его хотели бы видеть.

С опытом и при наличии способностей лица демонстративного характера хорошо различают особенности других людей. Они видят отношение к себе, подстраиваются под него и пытаются им управлять. Надо заметить, что нередко это им удается. Они вырабатывают к себе то отношение, какое хотят, иногда активно манипулируют людьми. Нарастание черт подобного рода, особенно сочетающееся с невысоким уровнем интеллекта и неудовлетворительным воспитанием, может привести к авантюризму. Пример тому — небезызвестные ситуации с «доставанием» дефицита, скажем, автомашин. Обманутых людей в таких случаях подводит то, что они ориентируются на внутренние критерии оценки лжи — пытаются определить, нет ли во внутреннем мире авантюриста каких-либо настораживающих деталей: смущения, несогласованности представлений и т. п., которые позволили бы им заподозрить его во лжи. Но так как авантюрист после вхождения в роль сам внутренне не чувствует лжи, то люди при оценке его поведения легко могут обманываться.

«Развитая» демонстративная личность, если так можно выразиться, формирует и свое мировоззрение, ловко «выдергивая» из принятых взглядов то, что более всего подходит к типу характера. Усваивается, например, тезис о ложной скромности, о допустимости похвалы в свой адрес, отвергается косность, рационализм окружающих допускаются намеки на свою избранность.

Трудно придется такому человеку, если он попадет в коллектив, не учитывающий его личностно-психологического своеобразия. А ведь такое своеобразие действительно есть! Если же окружающие холодны, формальны, не замечают его, человек начинает вести себя демонстративно: привлекает к себе внимание, разыгрывает сцены, что обыкновенно осуждается окружающими. Но, скажите, как еще человек, живущий образами, может показать своеобразие своих переживаний? Не через образы ли? Очевидно, что возникшую в этих случаях игру следует так и воспринимать.

Распознав демонстративный характер, следует «вводить поправку» в его обещания: ведь часто это связано с саморекламой и вхождением в роль человека, который «все может». Необходимо чувствовать, где проявляется условность игры, а где речь идет о реальном положении дел.

Такому человеку можно поручить, например, рекламу продукции, если другие черты личности не будут этому противоречить. Хорошо, если человек с демонстративным характером будет получать удовлетворение не только от основной работы, но и участвовать в художественной самодеятельности: в этом случае он даст выход своим природным задаткам.

Большое значение для позитивной перестройки такой личности имеет стремление развить у себя противоположные черты – умение себя сдерживать, контролировать, направлять свое поведение в нужное русло и т. п. Отвлеченное мышление позволяет смотреть на себя со стороны, критически оценивать свое поведение, сопоставлять факты, прослеживать «надситуационную» линию поведения. Если демонстративность в достаточной степени уравновешивается противоположными чертами, человеку доступно многое: и умение анализировать факты, и способность просматривать в воображении целые картины, сценарии возможного развития сегодняшней ситуации, умение подмечать детали поведения людей и точно реагировать на них и т. п. При этом условии демонстративный характер в большей степени проявляется своими позитивными чертами.

Читайте так же:  Секрет любви

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

[3]

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Демонстративное поведение.

Демонстрация вместо нападения. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, мы не замечаем грозности его намерений. Позднее ребенок замещает покушение на нас демонстрацией: машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже.

В эволюции животных происходил сходный процесс: агрессивное нападение сменялось демонстрацией угрозы возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов просто спасительно.

Что и как демонстрируется.Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У рыб это шипы в плавниках. Поэтому рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шипы; многие встают в воде вертикально, выставив их навстречу противнику.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна.

Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих видов она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мышц лица и головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти, и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.

У приматов отличное зрение, поэтому естественный отбор наделил их сложной мимикой. Лица многих обезьян сильно оголены, а кожа ярко раскрашена. У человека мимика тоже богатая, но часть лицевых мышц ослаблена, лицо не столь рельефно и не раскрашено. Шевелить ушами и шапкой волос он почти не может. Недостатки мимической информации человек компенсирует речью. Но врожденные программы восприятия мимики у человека работают, и поэтому если вождь раскрашивает лицо, он лучше повелевает подчиненными. Боевая раскраска воинов, восстанавливая обезьянью рельефность лица, делает его грозным и подавляет противника. Той же цели служат гребни из листьев.

Кричать ура в рукопашном бою требовали современные уставы пехоты. С развитием речи подавление противника поношением стало таким эффектным, что большинство наших агрессивных контактов перебранкой и исчерпываются. Воистину, язык страшнее пистолета.

Позы преувеличения. Большинство животных растут в течение всей жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей , одна из которых много больше другой, — обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных, пресмыкающихся врожденная программа, гласящая тот, кто больше тебя сильнее тебя, соответствует действительности.

Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие вздыбливая шерсть. У человека эта реакция атавистична, но у некоторых людей при конфликте шевелятся волосы на голове

Другой прием преувеличения размеров выпрямит ноги, подтянуться, высоко поднять голову всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает психологическое превосходство над соперником. Та же программа сохранилась и у безногих змей: два самца, приподнявшись один перед другим, стараются как можно выше вытянуться вверх, пока один из них не потеряет равновесие и не унизит себя в глазах соперника падением.

[1]

Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют, надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчаны гребнями, шишками, перьями, в сущности, в бою неудобными. И сейчас офицеры прибегают к любым ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает автоматически. Ведь разум прекрасно знает, где кончается у человека в военной фуражке макушка, а все равно он кажется выше и значительнее, чем есть на самом деле.

Читайте так же:  Как развить в себе экстрасенсорные способности упражнения для начинающих

Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения обязательный атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве места для своей персоны углубление.

Цель унизить противника.

При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным, как у роняющих друг друга змей. Все равно это поражение, и проигравший уступает.

Позы подчинения, покорности и умиротворения.Что делает проигравший? Прежде всего, он складывает оружие — шипы, хохлы, когти, зубы, рога прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх унижают себя как можно сильнее. Человек выражает разную степень покорности, опуская голову, кланяясь, падая на колени и, наконец, валяясь в ногах.

Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения. В таком виде оно не страшно, и у противника не возникает агрессии. Если оно, конечно, не накопилось в избытке.

Демонстративное поведение детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной статье рассматриваются особенности поведения детей старшего дошкольного возраста, раскрывается понятие демонстративного поведения, рассматриваются особенности демонстративного поведения у детей старшего дошкольного возраста, выявляются причины, вызывающие у детей демонстративное поведение.

Вложение Размер
demonstrativnoe_povedenie.docx 23.23 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире развитию детей уделяется огромное внимание, так как в обществе существует понимание того, что результатом правильного обучения, воспитания и развития ребенка является грамотная успешная, уверенная в себе, образованная и позитивно настроенная личность. То есть считается, что постоянное повышение самооценки ребенка приведет к тому, что он будет увереннее в себе и добьется больших успехов.

Однако иногда с целью повышения самооценки и завоевания внимания окружающих ребенок начинает вести себя со сверстниками поверхностно и неправильно, рассматривая их не как отдельных интересных личностей, потенциальных друзей, обладающих своими интересами, эмоциями и проблемами, а только как некий фон, на котором можно показать себя лучше остальных, продемонстрировать свои достоинства. Можно конечно сказать, что для повышения самооценки и уверенности в себе все средства хороши, однако данная демонстративность может перерасти в постоянную черту характера, которая в дальнейшем принесет своему хозяину множество проблем, одной из которых будет невозможность выстроить нормальные личные отношения, дружеские, рабочие или семейные.

Особенно ярко такая черта выражена у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте начинают активно формироваться личные отношения со сверстниками, и становится понятно, кто оценивает окружающих детей в качестве потенциальных друзей, а кто как фон для самовыражения. Таким образом, тема этой статьи является очень актуальной и требующей большого внимания.

Понятие демонстративного поведения. Виды и типы демонстративного поведения

Для каждого периода детского развития характерны свои формы общения, и, если ранее, в возрасте 3-4 лет дети в основном получали удовольствие от игры с игрушками, то в период старшего дошкольного возраста на первый план выходит межличностное общение, особенно со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенку становится очень важно, как воспринимают и оценивают его действия окружающие люди, он стремится привлечь внимание других, ловит в их взглядах и эмоциях признаки отношения к себе и демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.

Кроме того, в общении в этом возрасте появляется соревновательное, конкурентное начало. Идет постоянное сравнение себя со сверстником, через которое ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

[2]

Данный этап очень важен и необходим для развития межличностных отношений. Противопоставляя себя сверстнику, выделяя таким образом свое «Я», ребенок при этом воспринимает его как отдельную целостную личность, а к 6-7 годам уже существует способность оценивать качества и характеристики других людей, исходя из которых появляется желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Читайте так же:  Какие бывают взаимоотношения в семье

У дошкольников также наблюдается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Это обусловлено развитием сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности, имеющим коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стремление к совместной деятельности настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс и уступают друг другу, например, игрушку или наиболее привлекательную в игре роль. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

При этом у детей ярко проявляется склонность к конкуренции, дух соревновательности и непримиримость в оценке товарищей. В старшем дошкольном возрасте дети часто интересуются успехами друзей, а также требуют признания собственных достижений. Замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои.

Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты со сверстниками характеризуются яркой эмоциональностью.

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста ярко проявляются также в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Все высказывания в адрес сверстника в старшем дошкольном возрасте, так или иначе, связаны с собственным «Я» ребенка.

Старшие дошкольники уже все чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как у них это получается, много рассказывают о себе, давая оценку вещам или событиям «нравится» или «не нравится». Они делятся со сверстниками своими познаниями и планами на будущее, размышляют о том, кем станут, когда вырастут.

Каким бы не было общение детей дошкольного возраста со сверстниками практически каждому из них в той или иной степени свойственно демонстративное поведение.

Под демонстративным поведением понимают выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, не замечая при этом потребности окружающих.

Небольшая демонстративность в поведении детей является нормальной временной формой самовыражения, становления собственной личности. Но когда демонстративное поведение у ребенка проявляется всегда и во всем нужно обратить на это внимание, так как это может быть связано с серьезными психологическими проблемами в развитии.

Особенности проявления у детей демонстративного поведения

Как было сказано выше, небольшая демонстративность в поведении дошкольников может являться нормой, однако часто она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера и тогда это уже приобретает форму психической особенности

Дети, для которых характерна данная черта характера, больше всего озабочены тем, чтобы показать во всем свое превосходство. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении и внимании.

Демонстративных детей можно выделить по ярко выраженной активности и неугасаемому стремлению привлечь к себе внимание окружающих любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако, в большинстве случаев, общаясь со сверстником, они не испытывают к нему никакого реального интереса или желания что-то делать вместе. В основном они хотят показать себя и вызвать восхищение других людей. Они говорят только о себе, навязчиво показывают свои игрушки, иными словами демонстрируют разнообразные способы привлечения внимания взрослых или сверстников: смотрите, как я умею рисовать, бегать, прыгать или петь, какие у меня игрушки, прическа и так далее.

Самоутверждение и восхищенное внимание окружающих людей является для них главной ценностью и целью. Важно отметить, что способом привлечения внимания в данном случае могут являться как положительные формы поведения, например, стремление сделать что-то очень хорошо, чтобы это заметили, так и действия, выражающие агрессию.

Так как дети с демонстративным типом поведения ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых, как правило, такие дети стремятся во что бы то не стало получить положительную оценку окружающих, но если отношения со сверстниками не складываются, то они применяют негативную форму поведения, то есть проявляют агрессию, провоцируют скандалы и жалуются.

Таким образом, демонстративное поведение может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Одной из форм проявления демонстративности является обладание привлекательными для сверстников предметами. Например, у некоторых детей огромное желание обладать какой-нибудь игрушкой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество как некое преимущество перед другими. Ведь очень часто дети несут в детский сад полученную в подарок новую игрушку вовсе не для того, чтобы в нее поиграть, а чтобы похвастаться и показать друзьям.

Читайте так же:  Амнестический синдром при алкоголизме

Зачастую самоутверждение у демонстративного ребенка достигается путем обесценивания или унижения достоинства другого. Например, ребенок может сказать про рисунок другого ребенка, что тот совершенно не красивый, и он рисует гораздо лучше. В речи демонстративного ребенка вообще очень часто встречаются такие сравнительные формы как лучше-хуже, красивее-некрасивее, ведь они постоянно сравнивают себя с другими, причем данное сравнение всегда в их пользу.

Такие старшие дошкольники имеют особенность проявлять повышенный интерес к действиям сверстников, следить, что у них получается и не получается, а также делать замечания и комментировать эти действия, давая им определенную оценку.

Дети с демонстративным поведением часто критикуют других людей, запоминают ошибки и неудачи окружающих, чтобы при наличии удобного случая потом напомнить о них. Они, зачастую просто не дают никакой возможности проявить себя другим детям, постоянно вмешиваясь в их деятельность, комментируя ее и подсказывая. Причем, их поведение по отношению к сверстникам может кардинально меняться в зависимости от наличия или отсутствия рядом взрослого человека, особенно если этот человек является для ребенка авторитетной личностью. Таким образом, добрые поступки здесь совершаются не с хорошими намерениями, а только ради одобрения.

Иногда встречается такое негативное проявление демонстративного поведения как агрессия, возникающая в том случае, когда ребенку кажется, что его неправильно оценили или что его не понимают, возникает раздражение. В случае, когда нет возможности в чем-то быть выше своего сверстника, который в данном случае выступает в роли конкурента, появляется желание опустить его.

Причины, вызывающие демонстративное поведение ребенка

Так как основная особенность демонстративного поведения ребенка – это желание привлечь к себе внимание, то можно с уверенностью говорить, что основной причиной такого поведения является как раз острая нехватка этого внимания.

Порой такое поведение ребенка является единственной возможностью восполнить острую нехватку заботы и внимания со стороны родителей и окружающих. Это может быть связано с критической занятостью родителей на работе или личными делами, когда на общение, игру и заботу о ребенке совершенно нет времени.

Недостаток такого внимания может быть также обычным явлением в семье, где преобладают холодные отношения и не принято заботиться друг о друге, проводить совместный досуг и интересоваться делами и проблемами близких людей.

А ведь дети дошкольного возраста остро нуждаются не только в уходе и обучении, а также в близком личном общении. В старшем дощкольном возрасте происходит активное становление личности, и для ребенка очень важно, чтобы его воспринимали как личность, то есть советовались с ним, интересовались его точкой зрения и принимали ее во внимание, подбадривали и поддерживали в случае проблемных ситуаций и хвалили за его успехи, которых он, как правило, изо всех сил старается достичь.

В этом возрасте дети начинают воспринимать себя не только как личность, но и в сравнении с другими, поэтому мнение окружающих становится очень важным. Упреки и невнимание вызывают обиду и конкуренцию. Если мнение дошкольника о себе не совпадает с мнением окружающих, то появляется желание доказать свою правоту, выделиться и привлечь в себе дополнительное внимание. Особенно это актуально в авторитарных семьях, где родители не имеют привычки принимать во внимание мнение ребенка и его интересы и замечают его в основном тогда, когда он плохо себя ведет.

Одной из причин демонстративного поведения у дошкольника может являться какая-либо эмоциональная травма, например, развод родителей или появление младшего ребенка в семье, который забирает на себя большую часть внимания и заботы близких, ранее уделявших все свое время только старшему ребенку.

Кроме того, бывает, что ребенку в принципе оказывается достаточное внимание в семье и коллективе, но в силу его гипертрофированных потребностей оно его не удовлетворяет, необходимо еще больше эмоциональных контактов, которые близкие уже обеспечить не могут. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативными аспектами демонстративности нарушают правила поведения, добиваясь таким образом необходимого им внимания. Пусть это внимание будет даже недоброжелательным, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок в данном случае действует по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Сайт психолога Пяташовой Е.В.

TPL_BEEZ3_NAV_VIEW_SEARCH

TPL_BEEZ3_NAVIGATION

TPL_BEEZ3_SEARCH

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Качества личности противоположные конформно­сти — это самостоятельность и независимость. Одна­ко в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две закономерности.

Читайте так же:  Почему нет понимания в отношениях и что делать

Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние.


Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я — плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстра­тивное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму — демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось.

Но это причина не единственная. Если бы все слу­чаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, из­вестно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ре­бенка «я — плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, от­ругать, поскольку осуждение — самоосуждение — уже состоялось. Такое демонстративное поведение преиму­щественно распространено в семьях (группах) с авто­ритарным стилем воспитания, властными родителя­ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

Демонстративное поведение может также возни­кать при прямо противоположном желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со сто­роны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Другой не менее распространенный вариант демон­стративного поведения детей — это капризы. Каприз — часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обра­тить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявле­нием недовольства и раздражительности: плачем, дви­гательным возбуждением, катанием по полу, разбра­сыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы возникают в результате пе­реутомления, перевозбуждения нервной системы ре­бенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболе­вания.

От эпизодических капризов, обусловленных во мно­гом возрастными особенностями детей следует отли­чать закрепившиеся капризы, превратившиеся в при­вычную форму поведения. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалован­ность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помощи. В коррекционной и профилактической рабо­те с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достиг­нутых в игре результатов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Коррекционные возможности игры помогают эф­фективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребен­ком самого себя. Объясняется это тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно,— один из способов самоосознания. Иг­ра помогает также сгладить негативные черты лично­сти, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм — типичные для детей с демонстративным поведением.

Источники


  1. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.

  2. Данилова, Н.Н. Психофизиология: моногр. / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект пресс, 2009. — 373 c.

  3. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.
Демонстративное поведение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here