Депрессия у ребенка

Сегодня мы рассмотрим тему: "Депрессия у ребенка" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Депрессия у ребенка

Странным становится рассмотрение вопроса о депрессии у ребенка. Принято считать детство самым беззаботным и приятным периодом жизни. На самом деле существует множество ситуаций, подтверждающих наличие детской депрессии. Причин выделяется много, как и методов лечения, которые помогают в устранении симптомов и признаков болезни.

В редких случаях речь идет о генетической предрасположенности ребенка к депрессии. Зачастую угнетенное настроение является следствием каких-то факторов, которые отмечаются в жизни ребенка. Это позволяет быстро излечить детей от депрессивного расстройства, которое негативно сказывается на их успеваемости, психическом развитии, становлении и пр.

Самая важная роль в лечении детей от депрессии отводится родителям. В большинстве случаев психологи отмечают ошибку в родительском воспитании или поведении, что и приводит к детской депрессии. Поскольку малыши не способны противостоять своим мамам и папам, именно взрослые люди должны взять ответственность за то, чтобы создавать комфортные условиях для своих чад.

Благоприятная обстановка в семье – залог здорового развития ребенка, несмотря на то, что в большом мире его будут подстерегать опасности и неприятные ситуации.

Что такое депрессия у ребенка?

Независимо от того, что рассматривается расстройство, которое проявляется у детей, оно является таким же психическим отклонением, как и у взрослых. Что такое депрессия у ребенка? Это психологическое расстройство, которое проявляется в виде эмоциональных нарушений. Невнимательные родители и учителя могут воспринять депрессию за лень, эгоизм, плохой характер или пессимизм. На самом деле то, что видят окружающие, является лишь симптомом нераспознанной депрессии.

Депрессивное состояние не понимается самим ребенком. Он пока с ним не знаком и не может самостоятельно понять, какой вред оно ему причиняет. Вот почему ответственность за выявление и обращение за психологической помощью перекладывается на родителей и учителей/воспитателей. Это взрослые люди, постоянно контактирующие с ребенком, должны распознать в его плохом настроении депрессию.

Чем раньше приступят к лечению детской депрессии, тем быстрее ребенок вернется в здоровое психическое состояние. Процесс обратим. И он происходит так быстро, как скоро родители обеспечили ребенка психологической помощью. Предварительную консультацию по распознаванию и оказанию поддержки родители могут получить на сайте психологической помощи psymedcare.ru. В некоторых случаях родители могут предоставить ребенку ту самую поддержку, которой станет достаточно для выздоровления чада.

На сегодняшний день психотерапевты обладают многочисленными методиками по избавлению ребенка от депрессии. В большинстве случаев назначается исключительно психотерапия без приема лекарств.

Многие читатели могут не верить в то, что у детей развиваются депрессивные расстройства. Данное заблуждение ставит их детей в опасное положение, поскольку сами малыши не способны понять, что с ними происходит, и попросить о помощи, а взрослые не верят в депрессивное состояние, которое у ребенка развивается. Неадекватное поведение родителей позволяет депрессии усугубляться, что вскоре выливается в такие естественные симптомы, как:

  1. Тоска.
  2. Снижение активности.
  3. Уход от контактов.
  4. Заторможенность.
  5. Печаль.
  6. Ослабление интересов.

Чем старше становится ребенок, тем больше он маскирует свою депрессию различными способами, поскольку взрослые не воспринимают ее адекватно и даже могут наказывать за нее. Здесь развиваются:

  • Неуспеваемость в школе.
  • Агрессивное поведение.
  • Замкнутость.
  • Тревожность.
  • Нарушенные отношения со сверстниками.
  • Различные страхи и комплексы.

перейти наверх

Причины депрессии у ребенка

Родителей может интересовать вопрос, по каким причинам у ребенка развивается депрессия. Попробуем обозначить распространенные причины:

Симптомы депрессии у детей

Депрессия у детей проявляется той же триадой симптомов, что и у взрослых:

  • Малая активность.
  • Снижение мышления.
  • Подавленное настроение.

Следует быть внимательными к поведению своего ребенка. Любые изменения следует отмечать. Если возникают симптомы депрессии, то незамедлительно обращайтесь за помощью. Обратите внимание на следующее:

  1. Ребенок резко прибавляет или снижается в весе.
  2. Ребенок большую часть дня находится в подавленном настроении, тоскует, подавлен, чувствует пустоту.
  3. В поведении ребенка отмечается заторможенность или возбужденность.
  4. Ребенок прекратил интересоваться прежними занятиями и увлечениями.
  5. У ребенка отмечается нарушение сна: он либо долго не может заснуть, либо быстро засыпает, но часто просыпается.
  6. Ребенок кажется усталым и бессильным.
  7. Ребенок не прикасается к еде, что отмечается в нескольких эпизодах.
  8. Ребенок выглядит озабоченным, виноватым, стыдливым.
  9. Ребенок становится невнимательным, рассеянным, «туго» мыслит.
  10. У ребенка пропадает желание общаться.
  11. Возникают при общении с ребенком идеи и темы о самоубийстве, смерти и пр.

С утра ребенок может чувствовать себя хорошо и весело. Однако в течение дня настроение падает, что сильно заметно в вечерние часы. Ребенок жалуется на различные проблемы в отношениях с одноклассниками, друзьями, успеваемости в школе и т. д. Он может говорить о наличии у него головных болей. Если настроение у него и повышается, то длится недолго.

Подвижность ребенка также снижается. Он предпочитает лежать или сидеть в одной позе. Его речь становится тихой, короткой, без использования разнообразных слов. Ему трудно отвечать на вопросы, соображать, даже фантазировать.

Мысли о самоубийстве возникают лишь по истечении длительного времени с момента появления депрессии. Опасность заключается в том, что ребенок может попробовать осуществить свою затею, особенно если в его жизни произойдет некое травмирующее событие, которое станет пусковым механизмом.

Признаки депрессии у детей

Психологи рекомендуют родителям изучить тему депрессии и внимательно относиться к своим детям. Это позволит на ранних этапах выявить признаки данного состояния у детей:

  • Трудности в общении с другими детьми и близкими.
  • Изменение привычек в еде и во сне.
  • Трудности в выполнении обязанностей и повседневных дел.
  • Трудности в общении со старшими.
  • Появление низкой самооценки.
  • Плохая успеваемость и прогулы в школе.
  • Раздражение и злость.
  • Забывчивость и невнимательность.
  • Пристрастие к алкоголю или наркотикам.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям и общению с друзьями.
  • Чувство вины и неуверенность в себе.
  • Пессимизм и постоянная грусть.
  • Вялость, отсутствие энтузиазма.
  • Неадекватная реакция на критику.
  • Появление зубной или головной боли.
  • Появление безнадежности, подавленности, беспомощности, тревоги.
Читайте так же:  Как понять что парень влюблен

Появление панических приступов и галлюцинаций на фоне бессонницы может привести к последней стадии депрессии – самоубийству. Если ребенок не получит помощи, то может случиться непоправимое. Родителям следует знать о следующем:

  1. В группу риска попадают подростки от 15 до 24 лет и дети от 5 до 14 лет.
  2. В состоянии депрессии возникновение мыслей о самоубийстве возрастает в 30 раз.
  3. Перед совершением суицида человек вдруг становится очень веселым: это говорит о том, что решение убить себя уже принято, что снимает напряжение.
  4. Более склонны к самоубийству подростки, употребляющие алкоголь и наркотики.

Помимо признаков депрессии, родителям следует уделять внимание общению с ребенком. Это значительно может снизить депрессивное состояние и его проявления. Если необходима помощь, то можно начать с обращения к школьному психологу. В противном случае уже понадобится специализированная психиатрическая помощь.

Лечение депрессии у детей

Тяжелые депрессивные состояния лечатся исключительно в стационарном режиме под присмотром психиатра. Только легкие формы депрессии у детей могут проходить лечение в домашних условиях. Как именно это будет происходить, должен контролировать детский психолог, который может назначить Адаптол – улучшающее настроение лекарство, которое снимает сонливость, повышает аппетит и настроение, снимает соматические признаки.

Другими медикаментами могут стать:

  • Тенотен – гомеопатическое лекарство.
  • Антидепрессанты, которые назначаются только врачом.

Ребенок продолжает вести обычный образ жизни, при этом проходит лечение. Он ходит в школу, в магазин за покупками, выполняет домашние дела и пр. Самым главным здесь становится поведение родителей, которые должны создать ребенку благоприятные условия в их семье?

  1. Принимать нужды и мнение ребенка.
  2. Повышать его самооценку.
  3. Позволять выражать свои чувства.
  4. Учить решать различные трудные проблемы.
  5. Обучать конструктивному влиянию на сложные ситуации.
  6. Не переутомлять различными заданиями и работами.
  7. Позволять отдыхать.
  8. Позволять гулять на свежем воздухе.

Вместе с психологом ребенок обучается решению своих проблем, которые его беспокоят. Восстанавливается его эмоциональный фон и общее настроение за счет различных методик: арт-терапия, музыкотерапия, ролевые игры и пр. Полезным будет прохождение групповых занятий, где вместе с ребенком психолог будет работать и с его родителями.

[2]

Детская депрессия является не менее опасной, чем взрослая. Итог может быть печальным, если родители игнорируют состояние своего ребенка – речь идет о суициде. Чтобы не доводить до летального финала, следует уделять внимание общению и занятиям вместе с ребенком.

Родителям следует знать, что у одного из 33 детей проявляется депрессия. Склонными к ней становятся дети, находящиеся в психотравмирующей ситуации, под психологическим давлением или имеющие расстройство внимания. После выздоровления от глубокой депрессии ребенок снова может в нее впасть, если в течение 5 лет возникнет соответствующая стрессовая ситуация.

Как понять, что у ребенка депрессия и как вывести из нее

Здравствуйте, уважаемые родители. В этой статье мы поговорим о таком состоянии, как депрессия у детей. Вы узнаете, по каким причинам она может возникать. Выясните, как проявляется. Поговорим о том, что делать при борьбе с депрессией. Рассмотрим методы профилактики данного состояния.

Классификация

Депрессией у детей называется эмоциональное и психическое расстройство, ведущее за собой поведенческие изменения.

По продолжительности и глубине течения различают:

  • депрессивную реакцию;
  • расстройство;
  • депрессивный синдром.

За характером течения:

  • динамическую форму, которая сопровождается повышенной вялостью, медлительными действиями и монотонностью;
  • тревожную — формирование различных фобий, отсутствие нормального сна, регулярные кошмары, плаксивость.

Российскими психиатрами рассматриваются и следующие типы депрессий у детей.

  • тревожное расстройство, как правило, спровоцировано разлукой с близким человеком, в частности с мамой;
  • фобическое расстройство – отмечается при наличии страхов, не присущих для определенного возраста;
  • социальное тревожное расстройство – ситуация, когда малыш находится в нестандартной обстановке, сталкивается с незнакомой ситуацией, оказывается в новом коллективе, у него начинается сильнейшая тревога, вследствие чего развивается депрессия;
  • смешанное расстройство поведения и эмоций — у малыша проявляются характерные изменения в поведении, у него возникает повышенная тревожность, замкнутость, иногда агрессивность, несоблюдение социальных норм.

Возможные причины

Существует множество факторов, которые могут повлиять на развитие депрессивного состояния у ребенка. Мы рассмотри наиболее часто встречаемые.

Характерные проявления

Давайте рассмотрим, какие признаки могут указывать на наличие депрессии у детей.

  1. Чувство страха, которое неподвластно малышу. Он не способен его контролировать. Карапуз, у которого есть депрессия, боится всего, что его окружает. Особенно его угнетают мысли о кончине, приближающейся смерти.
  2. Постоянные перепады настроения.
  3. Синдром хронической усталости. Ребенок может постоянно хотеть спать, он буквально дремлет на ходу.
  4. Проблемы со сном, бессонница, сонливость, ночные кошмары.
  5. Ощущение беспомощности. Малыш постоянно испытывает стресс, у него отсутствуют положительные эмоции.
  6. Проблемы с аппетитом. Необходимо учитывать, что у деток должно быть нормальное желание покушать. Если родители замечают, что малыш не хочет есть — это серьезный звоночек о начавшейся проблеме.
  7. Желание побыть в одиночестве. Если карапуз длительный период занимается самоизоляцией — у него появились проблемы с восприятием мира.
  8. Изменение предпочтений. Те занятия, которые прежде приносили ребенку удовольствие, радовали его, теперь стали неинтересными.

Возрастные особенности

  1. До трех лет. Немногие знают, но и в год у ребенка может начаться депрессия. Указывать на это могут следующие проявления:
  • отказ от еды;
  • недостаток прибавки в весе;
  • отсутствие положительных эмоций;
  • нежелание познавать окружающий мир;
  • отсутствие интереса к игрушкам.
  1. От трех до пяти:
  • отсутствуют элементарные бытовые навыки, например, карапуз не способен ходить на горшок, пользоваться ложечкой;
  • ребенок, как правило, ведет себя неловко;
  • постоянно просит прощение, испытывает чувство вины.
  1. От пяти до восьми:
  • не исключено агрессивное поведение, особенно направленное на сверстников;
  • у деток отмечается излишняя привязанность, ревностные чувства к родителям;
  • они нуждаются в повышенной любви и внимании.
  1. От восьми до двенадцати:
  • у ребенка отмечается негативный настрой;
  • появляются мрачные мысли;
  • возникают проблемы с успеваемостью.
Читайте так же:  Как понять, любишь ли ты человека или это привязанность

Диагностика

Постановкой такого диагноза, как депрессия, занимается несколько специалистов:

  • педиатр;
  • детский невролог;
  • психолог или психиатр.

Если малышу еще нет четырех лет, то будет применяться метод исключения. Врачи проверят наследственность карапуза, состояние его центральной нервной системы. В возрасте постарше будет учитываться и эмоциональное состояние ребенка. Специалисты смогут определить социальные причины, повлиявшие на депрессию.

  1. Консультация с педиатром, исключение соматических недугов. Врач может направить на анализы для дополнительного обследования.
  2. Обращение к специалистам узкого профиля. В ситуации, когда педиатр не выявляют по своему профилю никаких недугов, как правило, перенаправляет к неврологу. Он также проводит осмотр, может назначить ультразвуковое исследование, электроэнцефалографию или МРТ головного мозга. Данные методы исследования применяются в том случае, если врач подозревает наличие проблем, возникших на биологическом уровне.
  3. Консультация с психиатром. В ситуации, когда у малыша будут исключены все соматические недуги, данный специалист оценит поведение карапуза, его эмоциональные реакции, вычислит психологические причины.
  4. Клинический психолог. В последнюю очередь, с ребенком работает этот специалист, применяя всевозможные методики, тесты, в частности рисуночные.

Процесс избавления от такого недуга, как депрессия, может затрагивать, как прием медикаментов, так и психологические методы, чаще именно последние.

Медикаментозная терапия может быть представлена применением следующих препаратов:

  • Флуоксетин (является антидепрессантом) — несмотря на то, что это щадящий препарат, без назначения доктора применять его недопустимо;
  • Циталопрам — способствует успокоению детской психики, избавлению от опасных и навязчивых мыслей;
  • витаминотерапия, в частности, прием аскорбиновой кислоты.
  • терапия игрой — опытный психотерапевт в игровой форме, увлекая малыша каким-то занятием, прорабатывает проблему;
  • семейная психотерапия — данный метод эффективен в ситуации, когда имеют место проблемы в семье и источником депрессии являются скандалы между родителями;
  • терапия любовью – малыш, который испытывает ее недостаток, так и продолжит находиться в депрессивном состоянии, пока запасы любви не восполнятся;
  • правильная организация детского досуга — важно выделять время и на отдых, и на увлечения ребенка;
  • откровенная беседа — когда с малышом необходимо просто поговорить по душам, выяснить, что его угнетает изнутри, но ни в коем случае не давить на него.

В психотерапии может применяться индивидуальный подход и групповой метод:

  • индивидуальная терапия основывается на выстраивании доверительных взаимоотношений между ребенком и психологом, ее целью является оказание поддержки, проявление сострадания и помощи, обучение развитию уверенности в своих силах;
  • групповая терапия проводится с целью укрепления и развития социальных навыков. Она дает возможность ребенку правильно адаптироваться в социуме.

  1. Нужно научиться управлять эмоциями и своим поведением. Известны случаи, когда родители транслировали свое внутреннее настроение на ребенка. Решить данную проблему можно, наладив свое эмоциональное состояние. В этом Вам поможет семейная психотерапия.
  2. Старайтесь, как можно больше времени проводить наедине с ребенком, выслушивайте его, не осуждайте, показывайте, что Вы поддерживаете его.
  3. Попытайтесь увлечь малыша спортом. Он не только позволит укрепить его здоровье, физическое состояние, но и окажет благоприятное воздействие на психику карапуза.
  4. Немалое внимание стоит отводить правильному питанию. В борьбе с депрессией Вам помогут апельсины и морковь, а также шоколад и продукты с содержанием тиамина, а именно бобовые, гречка, орехи.
  5. Не забывайте следить за оптимальным климатом в семье. Организовывайте совместные прогулки, приглашайте гостей, слушайте позитивную музыку. Отправляйтесь всей семьей на пикник за город или в путешествие.
  6. Изолируйте малыша от просмотра агрессивных программ.
  7. Внесите корректировку в интерьер детской комнаты, сделайте его более радостным.

Меры предосторожности

  1. Во время вынашивания ребенка нужно тщательно следить за своим здоровьем, не допускать развитие внутриутробных инфекций.
  2. Важно, чтоб в семье присутствовал благоприятный климат. Не допускайте скандалы в присутствии крохи.
  3. Нельзя выдвигать к ребенку слишком завышенные требования, постоянно его контролировать.
  4. Важно окружать карапуза своей любовью и заботой.
  5. Родители должны всевозможными способами поддерживать своего малыша, любые его начинания, активно участвовать в делах своего отпрыска.
  6. Если в жизни ребенка произошло какое-то потрясение, поддержите его, не оставляйте без внимания. При необходимости обратитесь за помощью к психологу. Специалист научит, как пережить потерю или справиться с разводом родителей.
  7. Необходимо развивать в ребенке уверенность в собственных силах. Это позволит избежать проблем в отношениях со сверстниками.
  8. Важно своевременно обращать внимание на возникновение заболеваний, в том числе и соматических, своевременно их лечить.

Теперь Вы знаете, как вывести депрессию у ребенка. Помните о том, что вовремя замеченная проблема позволяет быстрее и успешнее с ней справиться. Недопустимо не обращать внимания на ненормальное состояние, поведение малыша, закрывать глаза на его проблемы. Этим Вы только сильнее навредите его психике. Помните, что родители – это поддержка и опора ребенка.

Депрессия у детей

Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных представлений и общей пассивностью поведения. В состоянии депрессии человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние.


Более всего подвержены депрессиям дети тревожные, эмоциональные и чувствительные, со сниженной самооценкой, впечатлительные и зависимые. Любой ребенок время от времени может быть в плохом настроении, грустить или раздражаться. Это объяснимо с точки зрения его развития, возрастных кризисов или банальной усталости, начала болезни. Но наличие устойчивого сниженного настроения, пассивности, постоянного плача в течении двух недель – повод обратиться за помощью к специалистам. Педиатр осмотрит ребенка, назначит необходимые анализы для обследования, а также направит вас на консультацию к неврологу и психологу.

  • Нарушение биохимических процессов в головном мозге (низкий уровень серотонина);
  • Генетическая предрасположенность (наличие заболевания в роду);
  • Родовые травмы (депрессия может быть вызвана изменением климатических условий);
  • Затяжные, либо хронические болезни;
  • Длительный стресс или тревожная обстановка, учебные перегрузки;
  • Психологические травмы (развод родителей, болезнь или смерть близких, переезд, переход новую школу или детский сад, конфликты в семье, гибель домашнего питомца и т.д.)
  • Нарушение детско-родительских отношений и отношений в коллективе;
Читайте так же:  Паническое расстройство

Чувствительность к травмирующим факторам:

  • от 0 до 4 лет – отделение ребенка от матери или от семьи;
  • от 5 до 7 лет – развод, смерть одного из членов семьи, жестокое обращение, скандалы и ссоры;
  • с 7 до 10 лет – проблемы, связанные с началом обучения в школе, с новым социальным статусом ученика. Отсутствие контакта с учителем, отставание в учебе, насмешки и оскорбления со стороны сверстников.
  • от 11 до 15 лет – непонимание и отвержение сверстниками, потеря значимой дружбы, неудачи в романтической привязанности, не взаимность любви.

Как распознать болезнь?

Дети на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» при наличии депрессии обычно отвечают: «Мне ничего не нравиться, мне скучно, нечем заняться…», но редко оценивают свое состояние как подавленное. Субъективно ребенок может ощущать небывалую тяжесть в теле и конечностях: «ножки утомились», «еле портфель донесла», а также быструю утомляемость не оправданную нагрузкой «нет сил» и т.д. У них отсутствует стремление к радостным событиям, отказ или даже избегание шумных и веселых праздников. Можно также услышать жалобы на то, что ребенка никто не любит или им никто не интересуется. В зависимости от характера, малыш может стать более зависимым или отстраненным, замкнутым, иногда даже грубым и агрессивным. Также депрессия влияет на все жизненно важные функции организма: сон (бессонница, ранние утренние пробуждения или сонливость), аппетит (снижается либо повышается), активность (большая подвижность или заторможенность). «Скрытая» депрессия проявляет себя различными физическими недомоганиями ребенка и жалобами на головные боли, головокружения, (чаще у школьников) боли в животе (чаще у дошкольников) или грудной клетке, и.т.д. При медицинском обследовании не выявляется никаких патологий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

0 — 1 год – депрессия, вызванная нарушением связи грудного ребенка с мамой. Например, длительной разлукой, госпитализацией крохи без мамы. В данном возрасте к признакам депрессии можно отнести: снижение аппетита и резкая потеря веса крохи, отставание в сенсомоторном, эмоциональном и речевом развитии (все делает с опозданием на несколько месяцев), нарушения сна. Развитие заболевания проходит несколько стадий: протест (крик, поиск матери, хаотичные движения руками и ногами, паника); поиск матери среди лиц взрослых (отворачивается от подошедшего, игнорирует его); полная апатия – малая подвижность, печальное выражение лица, тихий плач, если взять на руки цепляется за одежду, ищет мать, безутешно плачет.

от 1 — 3 лет – крик, беспокойство, приступы беспричинного плача, бесцельное хождение «из угла в угол», отсутствие игровой деятельности или однообразные навязчивые движения нарушение сна и аппетита, тенденции к сохранению более ранних форм поведения;

от 4 — 6 лет — печаль, подавленность, раздражительность, стремление уединиться или наоборот нежелание оставаться в одиночестве, отказ от прежней активности и интересов, неуклюжесть позы, заторможенные эмоциональные реакции, тихий голос и скупая мимика, физические недомогания, отсутствие рисунков и поделок, либо использование в них темных «грязных» цветов.

от 7 до 11 лет – готовность к плачу, мрачность и угрюмость, снижение интереса к окружающей жизни и учебе, перепады настроения, с утратой ощущения удовольствия от прежних любимых занятий. Жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на задании, «витание в облаках», самообвинение и переживания за неспособность сделать что-либо правильно, сосредоточенность на разговорах о болезнях, катастрофах, смерти.

Условно формы депрессии у детей можно разделить на две большие группы:

В осенне-зимний период многие даже вполне здоровые люди жалуются на сезонное эмоциональное расстройство, которое проявляется подавленным состоянием, увеличением продолжительности сна на 3-4 часа, набором лишнего веса. Причина все та же – перепады уровня серотонина в мозгу, т.к. сокращается световой день. Безусловно, всегда лучше предупредить заболевание, чем лечить. Ряд несложных рекомендаций поможет избежать депрессии:

  • Соблюдать режима дня, выделять дополнительные часы для сна и отдыха;
  • Включать в рацион много фруктов и овощей, орехов, мяса, печени, молочных продуктов, яиц, рыбы, естественным антидепрессантом являются бананы. Не употреблять жирную, сладкую пищу, снижающую темп жизни. Диета должна быть богата группой витаминов В, а также йодом и фосфором;
  • Выполнять регулярные физические нагрузки, гулять на свежем воздухе, когда солнце еще высоко;
  • Зимой освещение в детской должно быть довольно ярким, днем окна не закрывайте шторами, оконные стекла держите в чистоте;
  • Используйте фиточаи, витамины, кислородные коктейли, ароматерапию (масло лаванды, апельсина);

Помните, затяжная депрессия не пройдет самостоятельно, это серьезное заболевание, которое требует грамотного и своевременного лечения. По статистике у трети детей депрессия проходит самостоятельно в течение 3-х месяцев, но у 80% рецидивирует и переходит в затяжную форму. Также депрессия может предшествовать более серьезному психическому заболеванию.

Детская депрессия и как с ней бороться

Кто бы мог подумать, что еще пару десятилетий назад даже понятия такого, как детская депрессия, не было. Не только родители, но и медики искренне считали, что детство – пора беззаботного веселья и счастья. И вдруг оказалось, что на белоснежном листе детской судьбы чуть ли не с самого рождения может появиться резкая черная полоса, имя которой – депрессия.

Что за зверь такой — детская депрессия?

Это самая настоящая депрессия, проявления которой ввиду отсутствия ее в наших взрослых понятиях относили к детским капризам, избалованности и привычным болезням вроде легкой простуды. Может показаться, что ей подвержены лишь дети, проходящие этап сложного подросткового возраста, но, хотя детская депрессия еще полностью не изучена, уже сейчас есть достоверные данные, что она встречается у детей самого разного возраста начиная с младенческого. Каждый возрастной этап ребенка протекает в своем психологическом мире, со своими событиями, проблемами и возможными причинами для возникновения депрессивного состояния.

«Зри в корень»: причины возникновения детской депрессии

Что же может послужить причиной детской депрессии? Ведь, казалось бы, мы так стараемся сделать жизнь бесценного чада безоблачной! Профессионалы разделяют причины депрессии на несколько основных групп:

  • осложнения после перенесенного инфекционного заболевания (гриппа, пневмонии, ангины и т.д.);
  • хронический или острый стресс (отлучение от соски или груди у малышей, испуг, конфликты со сверстниками в детском саду или школе, тяжелая болезнь или смерть близких, развод родителей, неблагополучная обстановка в семье);
  • метеозависимость или реакция на смену времен года (осенняя или весенняя депрессия);
  • сбой биохимических процессов головного мозга;
  • наследственность.
Читайте так же:  Как контролировать свои мысли

Особенностью детской депрессии является ее неузнаваемость, изменчивость и совершенная непохожесть на депрессию взрослую. Сами дети, особенно маленькие, просто не могут внятно описать свое состояние, а если и описывают, то связывают его исключительно с внешними причинами. Заботливым и ответственным родителям необходимо знать тревожные признаки и симптомы этого заболевания и внимательно наблюдать за душевным и физическим состоянием ребенка.

«А поворотись-ка, сынку…», или проявления детской депрессии

В разном возрасте они свои. Груднички могут показать свое состояние родителям беспричинным плачем, расстройством животика, повышением температуры и даже отставанием в развитии. В дошкольном возрасте депрессия может проявляться повышенной плаксивостью, беспричинными страхами и тревожностью, отсутствием аппетита, снижением физической активности и потерей интереса к любимым играм. У младших школьников наблюдаются расстройство сна, рассеянность, снижение успеваемости, робость и неуверенность в своих силах, перепады настроения. Ближе к пубертату ребенок становится замкнутым и угрюмым, приступы грубости могут сменяться приступами самобичевания от осознания собственной никчемности. Утрата воли и энергии проявляется в тотальном безделье и пропусках уроков, вплоть до полного прекращения обучения.

Родители и педагоги должны знать, что депрессия у детей практически всегда сопровождается жалобами на нездоровье. У малышей это традиционно болящий животик, у ребятишек постарше – головная боль, головокружение, слабость и упадок сил. Отсутствие реальной болезни не исключает настоящего страдания ребенка и является поводом задуматься о его возможном депрессивном состоянии.

Миром правит любовь: профилактика детской депрессии

Профилактика и лечение депрессивных состояний у детей напрямую зависят от микросоциальной среды. В первую очередь это обстановка в семье и коллективе (группе детского сада, классе, секции и т.д.). В сложных случаях, безусловно, необходимо обращение к специалисту, но если депрессия выражена не слишком сильно, то она может пройти и при вашем внимательном и толерантном участии.

Главное – отношение к ребенку близких взрослых. Любовь и участие, интерес к делам, чувствам и переживаниям ребенка, принятие его желаний, его черт характера, то есть таким, какой он есть, а не каким хотим его видеть мы, взрослые. Это самые действенные «витамины» для укрепления душевного состояния ребенка. Не заставляйте детей чувствовать себя одинокими и ненужными, отвлекайте их от тягостных мыслей, развивайте их таланты и активно участвуйте в их жизни. Только тогда радостный смех и блеск счастливых детских глаз докажут вам, что миром правит любовь!

Депрессии, проявления и их последствия у детей и подростков

Вы слышали о депрессиях у подростков?

А в детском возрасте? А у младенцев?

Депрессия может возникнуть в любом возрасте!

Депрессия не знает возрастных и половых, социальных границ, другое дело, что когда у ребёнка (а нередко и у взрослого) нет активного словаря для описания настроения, то и говорить об этом просто-напросто нечем. А раз молчит, то и проблем как бы и «нет».

Или такой ответ на вопрос о настроении: «Нормально»

И мы говорим о трудностях в осознавании и передаче (вербализации) своего душевного состояния, настроения.

Стоит ли удивляться, что неосознаваемые переживания проявляются на уровне организма или поведения?!

Не лишь по вербальному заявлению можно понять, что что-то не так. В частности, подавленное настроение влияет так, что ребёнок регрессирует к своему прежнему уровню развития – сосёт палец, прячется в укромных местечках… – вот так всё серьёзно.

Прежде подобные переживания у маленьких детей были известны под названием «Эффект госпитализма». Теперь депривационная депрессия. Этот регресс обратимый. Стоит восстановить необходимый уровень близости ребёнка и его матери (лица, обеспечивающего уход за ним), восстанавливается и психическое функционирование.

Распознать депрессию у детей, конечно, сложно и трудно.

[1]

Ещё и потому что в детском возрасте депрессия маскируется под самые разнообразные психосоматические расстройства, интеллектуальную заторможенность, что проявляется в снижении школьной успеваемости и мотивации, а так же в поведенческих проблемах разного рода (включая разрушительное поведение, пробы с наркотиками и суициды).

Вот так навскидку, кому придёт в голову заниматься лечением депрессии, когда у ребёнка заболевание или проблемы в успеваемости или в поведении до проявления агрессии вовне или вовнутрь? До первопричин редко когда доходят, обычно спустя годы развития в этом состоянии.

Вообще депрессии довольно распространённый вид аффективного расстройства (подавленное настроение), и нередко тягостно переживаемое.

В клинике выделяют депрессивный синдром в рамках некоего заболевания и депрессию, как составную часть заболевания биполярно-аффективного расстройства БАР (МДП). Расстройство настроения в сторону его снижения – депрессия, а в сторону его повышения – мания, потому и название прежних лет – МДП.

Расстройство может протекать в разной степени тяжести, выделяют три такие степени:

— средней степени тяжести,

Особенность переживания депрессии может различаться от человека к человеку, некто и средней степени тяжести депрессию, может переносить сравнительно легко, без особого напряжения – когда она у него с детства, и он другого состояния и не знает, он к ней привык. Другой человек и субдепрессию переживает тягостно, особенно, когда она возникла только что и вызывает у него стремление поскорее избавиться от неё, поскольку она переживается им как нечто чуждое, не свойственное («эго-дистонный характер отношения к болезни»).

Триада депрессии. В случае эндогенной депрессии, к подавленному настроению добавляется ещё два элемента – интеллектуальная заторможенность и моторная. Ухудшение самочувствия. Что неизбежно влечёт снижение продуктивности.

Читайте так же:  Первая помощь при обмороке

И тогда о какой работе может идти речь?!

Дети резко «тупеют» и если это хорошо заметно именно у прежде успевающих учеников, то у середнячков вряд ли, они остаются в тени – от них никто и не ждёт высоких показателей.

Тягостнее всего депрессия переживается, когда происходит падение витального тонуса, что проявляется в колебаниях аппетита, расстройствах сна, снижении работоспособности, потенции, сопротивляемости организма, отказе от социальных стремлений. Эти проявления свойственны средней и тяжелой степени депрессии.

Депрессивный бред – это обобщение негативного самоотношения, переживании неполноценности, проявляющееся в самобичевании – всё то, что человек говорит о себе – «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать…», говорит взрослый в состоянии депрессии.

Ребёнок же, в этом же состоянии склонен направлять вину вовне – на родителей, сверстников, учителей. чтобы хоть как-то защитить самого себя. Ему ведь нет покоя ни днём (подавленность настроения, воли, активности физической и интеллектуальной), ни вечером (когда нарастает тревога), ни ночью (когда нарастает страх).

Юношеская астеническая несостоятельность – разновидность депрессий в юношеском возрасте – основной жалобой, заметным для человека признаком выступает снижение памяти – «Ничего не помню!»

Жалоб на настроение нет.

[3]

Психолог обследует и выявляется следующее – нарушения памяти нет.

Читает строку – понимает и запоминает, воспроизводит.

Читает абзац – не понимает и закономерно не воспроизводит. Тем более большие объёмы сложного нового текста.

Но есть нарушения ассоциативного процесса, нарушения высшего познавательного синтеза. Фоном идут разные негативные переживания, связанные с тревогой за свою состоятельность, перед стоящими задачами развития. Поскольку осознания нет, происходит соматизация тревоги. Часто повышенная температура, боли в голове, в желудке, рвота, ВСД, «медвежья болезнь»…

Психопатоподобные депрессии (депрессии с поведенческими нарушениями) начинаются в предподростковом возрасте и старше. Перестаёт учиться, не слушается, уходит из дому, курит, выпивает. колотит, грубит, дерзит… – такие неприятные проявления. И что с ним делать?!

А как он(а) может учиться, развиваться, дружить, любить. когда у него нет ресурсов на всё это?!

Пополнять их он идёт туда и к тем, где и кто его принимает таким, какой он есть в этом своём состоянии – ершистого, суетливого и не спрашивают о его отметках и поведении в школе, и кем он готовится быть при таких делах… И более того, посочувствуют ему и предложат седативное средство. Он так лечится. Как может и где может. Некому ему подсказать, что с такими состояниями надо бы к психологу, некому подсказать номер Телефона Доверия. Да и смысла в том никто не видит – раз связи непонятны, конечно…

И он попадает в братство, основанное на взаимопомощи и взаимоподдержке. Те, кто принимают в любом виде и поддерживают. На первых порах, пока обеспечивается вход и приверженность к группе. Затем требования нарастают и здесь. И уйти он уже не может, и оставаться не может.

Психологический смысл суицида становится понятнее, если учесть предысторию развития личности, развития депрессивного расстройства.

Дидактогенная депрессия – вызванная длительным пребыванием в неблагоприятной ситуации в школе или дома, а нередко и дома и в школе (негативное отношение, конфликты, подавление личности, преследования в школе со стороны детей или учителя при попустительстве со стороны родителей, оставлении ребёнка без поддержки).

Это пример экзогенной депрессии, депрессии, вызванной давлением неблагоприятной ситуации.

Сменяется ситуация, снимается давление или разрешается противоречие, уходит и депрессия. Депрессии такого рода (экзогенные) могут быть тягостно переживаемыми, особенно когда ресурсов личности не хватает, но они легкие в том смысле, что они легко обратимы. Человек относительно без последствий (для организма) восстанавливает своё состояние.

Однако такие депрессии страшны своей дезадаптацией. Для ребёнка, подростка, юноши/девушки это крах в его социальной жизни. Поскольку своих средств разрешения подобных проблем у него нет, в силу незначительности социального опыта, личностной незрелости, он остаётся в ситуации, из которой не находит иного выхода, как болезнь или суицид. Суицид может рассматриваться, как приемлемый исход в этом случае.

Целью суицида может быть разное:

– или прекращение чрезвычайно болезненного потока сознания – вспомним о «депрессивном бреде», о постоянной тревоге, страхе перед будущем, о страхе отвержения при стремлении быть принятым, о переживании одиночества, состояния непонятности, об актуальнейшей необходимости найти смысл, сформировать мировоззрение и трудностях сопутствующих этому – какой же силы напряжение переживаний мы получаем!

– или же, как способ привлечения внимания к своим проблемам, когда ещё есть на это надежда.

Оставление ребёнка без помощи в таком состоянии – преступление против него.

О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.

  2. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.

  3. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
Депрессия у ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here