Десоциализация личности детей и подростков

Сегодня мы рассмотрим тему: "Десоциализация личности детей и подростков" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Девиантная модель поведения

Девиантное поведение – это форма поведения, которая характеризуется максимально выраженным отклонением от общепринятых и устоявшихся в социуме норм, стандартов поведения.

Девиантая модель поведения, как правило, исправляется посредством применения к субъекту различных «санкций» в зависимости от выраженности девиантности и ее вреда социуму.

Это может быть изоляция, определенная форма наказания провинившегося, исправительные работы. Крайней мерой борьбы с девиантным поведением выступает принудительная форма лечения.

Не существует единого оценочного взгляда на данную форму поведения. К примеру, социология не рассматривает девиантность как заболевание, а лишь подчеркивает, что она может представлять угрозу психологическому или физическому благополучию индивидуума в определенном коллективе, социуме. В то же время медицина, психиатрия в частности, рассматривает девиантное поведение как отклонение от нормативных психологических, а также нравственных рамок поведения, для которого характерно причинение субъектом вреда себе самому или же окружающим.

Причины девиантного поведения

Наиболее часто такая форма поведения наблюдается у подростков. Основной причиной при этом являются проблемы воспитания и детства. Статистические данные указывают на тот факт, что у большинства подростков с выраженной девиантностью в биографии имеется упоминание о неполной семье, случаи бегства из дома и бродяжничества. Побег из дома в детском возрасте, как правило, выступает актом протеста со стороны ребенка в ответ на жесткое воспитание и его грубые меры, в то же время оно может быть обусловлено страхом ребенка перед возможным наказанием за какую-то провинность. С ходом времени это может перерасти в специфический условный рефлекс.

В подростковом возрасте причины девиантного поведения могут основываться на личных амбициях ребенка, его желании отстраниться от влияния взрослых или воспитателей, изменить окружающую его серую обыденность. Решающим фактором в формировании девиантного поведения может стать жесткое обращение со стороны взрослых или сверстников, или же личная фантазия и мечтательность подростка.

Отдельно отмечают также алкоголизацию подростков, возрастающую увлеченность наркотическими веществами. Важным является то, что ребенок может проявлять интерес к подобным вещам не только из-за желания подражать кому-то из взрослых или более успешных сверстников. Не менее частой мотивацией выпить или употребить психоделик выступает личное желание изменить свое психологическое состояние.

Актуальным также остается фактор «коллектива», который вынуждает подростка принимать алкоголь или наркотики для того, чтобы быть принятым в определенный коллектив. Независимо от того, что послужило мотивом к наркотизации, она в большинстве случаев приводит формированию девиантной модели поведения в дальнейшем.

Проявления девиантного поведения

Не соответствующее моральным нормам поведение провоцирует отрицательную оценку окружающих. Проявления девиантного поведения определяются в отклонении фактов, несоответствующих устоявшимся стандартам. При этом такая форма поведения в обязательном порядке характеризуется разрушительной направленностью, которая может распространяться как на окружающих, так и на самого индивидуума.

Признаками девиантного поведения также могут выступать: нарушение способности к социальной адаптации, возрастное или же половое своеобразие. Важной является также необходимость уметь отличить истинное девиантное поведение, выражающееся в аморальности, от странностей и чудачества, которые имеют сугубо индивидуальный характер и не представляют угрозы для окружающих.

Подростковое девиантное поведение

В наши дни все чаще возрастает численность людей подросткового возраста, которые заинтересованы исключительно в материальной стороне жизни. При этом, к достижению благополучия в этой сфере они стремятся любым способом.

Речь идет о том, что культура, обучение и труд утратили свои прежние ценности, приобретя прагматичный характер. Подростков все больше интересует вопрос легкого приобретения и получения различных материальных благ или привилегий без особых усилий. Подобная позиция нового поколения набирает более агрессивную и воинственную форму, приобретая позицию культурной тенденции.

Ситуацию также усугубляет экономическое состояние страны, на что указывает растущая частота преступлений с участием подростков, целью которых является имущество.

Подростковое девиантное поведение характеризуется нацеленностью на материальное благополучие и жизнь по принципу «веду себя как хочу!», что проявляется в стремлении к самоутверждению любым способом. Достаточно часто подростка привлекает даже не столько определенная цель. Сколько возможность влиться в какую-то компанию и заполучить уважение со стороны сверстников. Данные процессы, тем не менее, сопровождаются постепенной зрелостью и социализацией, и, как правило, обладают тенденцией к снижению после 18-ти лет.

Особенности девиантности у подростков выражаются также в эмоциональной неустойчивости, которая у мальчиков наступает к 11-13 годам, а у девочек чуть позже – в 13-15 лет. Это проявляется в выраженной крайней степени упрямства. В чуть более старшем возрасте подростка начинает беспокоить его право на абсолютную самостоятельность, и, если он подозревает, что это право кто-то пытается нарушить, он вполне может ответить агрессией.

В подростковом возрасте, помимо всего прочего, происходит также разделение и формирование интересов, формирование мировоззрения и психосексуальной ориентации. Половое развитие, между тем, также играет далеко не последнюю роль в дальнейших особенностях поведения подростка. Его преждевременность или же задержка в различной степени влияют на эмоциональную устойчивость и обострения черт характера. К примеру, при задержке в половом развитии подросток может быть зажатым, медлительным, неуверенным в себе, импульсивным.

Такой подросток зачастую ощущает трудности в приспособлении к новым условиям жизни, переживает постоянную несобранность. В случае с преждевременным половым созреванием отмечается вспыльчивостью, эмоциональными нарушениями, повышенной агрессией, склонностью к претензиям и придирчивости.

Подростки достаточно неоднозначно реагируют на замечания, относительно их убеждений или внешности от окружающих. Чаще всего, это провоцирует бурную реакцию в виде аффекта. А также еще сильнее искажают поведение субъекта.

Профилактика девиантной формы поведения

Как и при любой форме расстройства, проводить профилактику девиаций гораздо проще, нежели в дальнейшем что-то изменить. Тем не менее, современное общество не предпринимает никаких серьезных действий в этом направлении.

В частности, в учебных заведениях, задачей которых также является влияние на формирование психики ребенка и его модели поведения, прослеживается распространение формального отношения к детям. Преподавателей и воспитателей все меньше тревожит рост второгодников, перевод детей в специализированные школы-интернаты.

[1]

Профилактика девиантной формы поведения должна начинаться с выявления подобных факторов, в том числе – на уровне семьи, которая играет основную роль в воспитании ребенка. К примеру, в наше время наблюдается тот факт, что общие дела семьи и ребенка сводятся к минимуму, что происходит по инициативе самих родителей. Отсутствие внимания к ребенку, погрешности в воспитании, безразличие, напряженная обстановка в семье – все это в дальнейшем может спровоцировать развитие девиаций в поведении подростка.

Профилактика должна состоять не только в общих мероприятиях, которые заключаются в ведении различных культурных и просветительных работ. Необходимы и специальные меры профилактики, которые бы позволили выявлять детей, нуждающихся в особом педагогическом подходе и коррекции воспитания, и ведения необходимых индивидуальных мер.

Читайте так же:  Дисморфомания вечно стремящееся к идеальной красоте поколение

Десоциализация как потеря социального опыта

Десоциализация в психологии подразумевает процесс, являющийся поной противоположностью механизму социализации.

В результате него, субъект теряет определенные социальные ценности и навыки, что сопровождается «отторжением» его от различных норм и правил, неприятием его в группе или коллективе.

Десоциализация как потеря социального опыта остро отражается на дальнейшей жизни субъекта и его потенциальной возможности к самореализации в обществе.

[3]

Причины десоциализации

Причиной десоциализации в определенном коллективе может послужить длительное отсутствие субъекта, обусловленное, например, отпуском или продолжительным заболеванием. Также, с точки зрения многих психологов, причины десоциализации могут заключаться в злоупотреблении современным технологиями, в частности их участием в развлекательной культуре. Примером может быть чрезмерное увлечение развлекательными передачами по телевидению, компьютерными играми, социальными сетями.

Важным фактором процесса социализации является методика воспитания субъекта в детстве, а также вероятное влияние на него в подростковом возрасте определенной субкультуры. Ограждение ребенка от различных жизненных ситуаций или усилий для достижения цели, инфантильность, «тепличные» условия воспитания и атмосфера потворства в семье – все это может в дальнейшем привести к десоциализации.

Если систематизировать все факторы, которые влияют на вероятность десоциализации, то можно сказать, что главной причиной является отстраненность индивидуума от какого-либо социального института, который выступал бы источником понимания различных общественных норм и устоев.

Социальная опасность подобного субъекта заключается в том, что его развитие в дальнейшем может происходить под влиянием какой-либо субкультуры, асоциальной организации, преступности. В данном случае происходит своеобразный парадокс, когда десоциализация выступает в качестве социализации, но уже с участием искривленных, ненормированных общественных установок, которые характерны для группы или организации, оказывающей влияние на индивидуума.

Последствия десоциализации как потери социального опыта могут отличаться между собой, в зависимости от ее характера и причин, что привели к ее появлению. Этот процесс может быть актом доброй воли самого индивидуума, например, если он примет решение отойти от мирской жизни и провести жизнь в монастыре. В таком случае десоциализация хотя и прослеживается, но она ведет к духовному обогащению субъекта и никоим образом не несет в себе нравственную деградацию.

Тем не менее, чаще всего утрата общественных навыков бывает вынужденной. Она может быть обусловлена также неблагоприятными изменениями в социальной среде, окружающей индивидуума, психологическими травмами, стрессами. Низкая психологическая сопротивляемость индивидуума возможным внешним влиянием может привести его к иллюзорному бегству от проблем, из-за чего десоциализация часто сопровождается алкоголизмом и наркоманией.

С точки зрения психологии, десоциолизация представляет собой «искривление» или разрушение процесса социализации на любом из ее уровней. В целом различают первичный и вторичный уровни социализации.

Первичный подразумевает контакт индивидуума с самым близким и первым в его жизни окружением, которое состоит из семьи, родственников, друзей. Вторичная социализация представляет собой более обширный и сложный контакт, который происходит с внешним социумом и его различными представителями, социальными группами, например, в учебном заведении, на работе, в армии. Механизм десоциализации представялет собой сложный процесс потери ранее приобретенных на любом из этапов общественных навыков.

Сама по себе десоциализация может начать в любом возрасте. Если это происходит во время зрелости субъекта, то выраженность нарушений более низкая, что может проявляться в нарушении или разрыве лишь нескольких социальных связей. Если десоциализация наступила в раннем возрасте, то ее выраженность может достигать своего максимального проявления, когда субъект отстраняется не от отдельных личностей или коллектива, а от общества людей в целом.

Также десоциализация может быть спровоцирована резким сужением активности человека в культурной и социальной сферах. В свою очередь, это может быть спровоцировано вынужденной сменой социальной обстановки индивидуума. Обычно такая ситуация завершается процессом ресоциализации, который заключается в приспособлении субъекта к новым общественным условиям.

Десоциализация, как процесс нарушения адаптации человека к общественным условиям, может проявлять себя в различной степени выраженности. Если рассматривать десоциализацию в ее крайнем варианте, то синонимом этого определения может служить понятие деградации. Примеры десоциализации встречаются как в повседневной жизни, так и в особых условиях. Например, человек, который провел длительный отпуск в условиях дикой природы и возвращается в трудовой коллектив в офис, выступает ярким примером легкой степени десоциализации.

О тяжелой и выраженной степени можно говорить, к примеру, упоминая человека, который возвращается в социум после длительного лечения в психиатрической больнице или же пребывающего в местах лишения свободы. Серьезное правонарушения, к примеру намеренное убийство, само по себе уже говорит о выраженной десоциализации преступника, так как является демонстрацией пренебрежения социальными нормами и порядками. Поэтому основная цель наказания за уголовное правонарушение является также процесс ресоциализации провинившегося, говоря иначе – исправление.

[2]

Помимо этого, десоциализация может проявить себя и в глобальном смысле, представляя достаточно серьезный фактор снижения потенциала социума в целом. Речь может идти о снижении и даже истреблении социального, а также национального сознания, путем навязывания различных стереотипов с помощью средств массовой информации.

Десоциализация личности детей и подростков

С каждым годом процесс десоциализации становится явным. Если ранее механизм наблюдался только у лиц, которые имели психические отклонения (что является взаимосвязанным и естественным), то на сегодняшний день даже здоровая личность может деградировать. Примеры часто отмечаются среди детей и подростков, которые более подвержены асоциальному поведению. В чем же причины данного явления?

Под десоциализацией понимается деградация личности, которая возвращается к доличностным формам или асоциальному поведению. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает тенденцию развития десоциализации в том, что у человека имеются объективные и субъективные причины:

  1. К объективным причинам можно отнести серьезные заболевания, психические отклонения, невозможность выходить в социум и адаптироваться к нему.
  2. К субъективным причинам относятся часто протестантский характер, когда человек идет против общественных норм и моральных ценностей социума.

Стоит ли говорить о том, что десоциализированная личность не принимается обществом и даже вынуждена изолироваться от него? Конечно, даже у «белой вороны» найдутся соратники. На сегодняшний день распространенными стали различные секты и группировки лиц по интересам, которые ведут асоциальный образ жизни. Человек не остается один в своей беде. Однако это не помогает ему достичь процветания.

Что такое десоциализация?

Вернемся к рассмотрению понятия. Что такое десоциализация? Дословно она переводится как отсутствие, утрата социализации. Человек по определенным причинам утрачивает социальные навыки и общественный опыт, что впоследствии отражается в его деятельности и проявлении потенциала.

Десоциализация противоположна социализации, когда человек утрачивает моральные и общественные ценности, рамки, роли, образ жизни и пр. Такая личность постепенно отгораживается от социума и той группы людей, к которой ранее принадлежала. Теперь она может перейти в другую группу, где находятся такие же десоциализированные личности, как и она, либо полностью изолироваться.

Читайте так же:  Сущность, формы и механизмы психологической защиты личности

Десоциализация может происходить как добровольно, так и не по воле человека. К недобровольным причинам можно отнести психические заболевания, длительные болезни организма, арест и пр. К добровольным причинам, когда человек сам принимает решение десоциализироваться, относятся отпуск, изоляция, потеря интересов и пр.

Различают различные уровни десоциализации, от самой легкой, когда человек дезориентируется в социальной ситуации, до тяжелой, когда индивид полностью теряет связь с социальной средой. При тяжелой форме десоциализации речь уже не может идти о возврате социальных навыков, ролей, норм и ценностей.

Причинами тяжелой десоциализации могут стать особые условия, в которые попал человек:

  • Прохождение военной службы.
  • Попадание в тюрьму, колонии или концентрационные лагеря.
  • Попадание в психоневрологические интернаты или психиатрическую больницу.

перейти наверх

Десоциализация личности

Десоциализация личности – это обратный процесс социализации, при котором ранее социализированный человек теряет свои навыки и способности. Это социализация, но только в обратном направлении. Здесь выделяют такие уровни:

  1. Первичная десоциализация, которая происходит в малых группах. Взаимоотношения разрушаются с родителями, друзьями, родственниками и т. д.
  2. Вторичная десоциализация, которая осуществляется на уровне государственных учреждений, администрации, начальства. Здесь человек не способен справиться с социальными проблемами.

Десоциализацию личности можно выявить по таким признакам:

  • Отстранение от прежних норм, правил поведения, ценностей.
  • Отстранение от группы лиц или всего социума, отказ от выполнения социальных ролей.

Десоциализация может произойти как в молодом возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит во взрослом возрасте, то зачастую индивид разрывает социальные отношения с некоторыми группами лиц, а остальные остаются сохраненными.

Тяжелая форма десоциализации развивается в экстремальных условиях, когда индивид под внешним давлением и прессингом теряет моральные устои и социально приемлемые нормы поведения. Это происходит в ситуациях, в которых человек вынужден находиться: тюрьмы, лагеря, больницы и пр.

В процессе всей жизни человек вынужден постоянно обучаться и меняться. По мере своего роста и взросления он меняет одни роли на другие, отказывается от прежних привычек, заменяя их другими, изучает новые нормы и ценности, чтобы отказаться от прежних. Это позволяет развиваться, прогрессировать, получать новый опыт и знания. Данный процесс называется ресоциализация.

Человек в процессе жизни может либо десоциализироваться, либо ресоциализироваться. Ресоциализация проявляется, когда человек изучает, познает, меняет старое на новое. Десоциализация возникает, когда человек отказывается от нового и даже приобретенного старого ради возвращения к чему-то первоначальному.

Ресоциализация и десоциализация бывают интенсивными и поверхностными, глубокими и соответствующими жизненным циклам индивида.

Причины десоциализации

Рассматривая причины десоциализации, следует понимать, что у каждого человека имеется своя история. Социализация формируется в процессе жизни человека, который посещает специальные учреждения, направленные на становление будущих членов общества. Так, дети ходят в детские сады и школы, а подростки – в школы и высшие учебные заведения. Здесь они не только получают знания, но и приобретают социальный опыт, с которым потом выходят во взрослый мир.

Однако на каждом этапе могут возникнуть сложности. Главными причинами детской и подростковой десоциализации являются неполная социализация и стрессы. Ребенок больше подвержен стрессу, нежели взрослый человек, его психика еще нестабильна. Вот почему в процессе социализации может возникнуть обратный процесс – десоциализация.

Может наблюдаться у человека любого возраста частичная десоциализация, которая является следствием длительной болезни, отпуска, изоляции или ухода из прежнего коллектива. Человек теряет связь с социумом по различным причинам. В итоге он утрачивает навыки, которыми ранее обладал. Однако данный процесс обратим, если человек вернется в социум и восстановит свои умения и знания.

Еще одной причиной десоциализации могут быть различные «вредные» привычки в виде:

  • Сидения в социальных сетях.
  • Просмотра телевизионных передач.
  • Долгого пребывания в виртуальном мире.

Реальная жизнь подменяется виртуальной, несуществующей. Поскольку человек длительное время находится в данных сферах, он теряет адекватные социальные навыки, становясь дезадаптированным к социуму. Данный процесс также обратим, если человек решит изменить свой образ жизни.

Причинами десоциализации детей являются неблагоприятные условия для развития и неправильное воспитание в семье. Если родители, к примеру, постоянно ограждают ребенка от проблем, создают тепличные условия, то они лишают свое чадо возможности изучить мир и научиться с ним взаимодействовать. Впоследствии ребенок не сможет выполнять элементарные действия и решать легкие проблемы.

Еще немаловажной причиной десоциализации детей и подростков является личный пример тех людей, на которых они стараются быть похожими. К примеру, если родители сами являются асоциальными, то их чада возьмут с них образцы для подражания.

В подростковом возрасте десоциализация является следствием попадания ребенка в определенную субкультуру, где пропагандируются различные асоциальные нормы поведения. Происходит это за счет ограждения от институтов, которые внедряют социальные нормы и рамки, и присоединения к группам, где пропагандируется асоциальное поведение. Это можно назвать формой социализации, но только в асоциальных направлениях.

Даже взрослый человек может встать на путь десоциализации. Факторами, способствующими данному процессу, могут быть:

  1. Смерть близких.
  2. Различные аддикции.
  3. Потеря работы.
  4. Наличие личностных расстройств или психических заболеваний.
  5. Участие в военных действиях.
  6. Попадание в тюрьму, концлагерь и т. д.

Прочими причинами десоциализации являются:

  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
  • Бегство от реальных проблем, с которыми человек не может справиться, от социального давления.

перейти наверх

Десоциализация детей и подростков

Первичная социализация происходит внутри семьи, в которой дети воспитываются и получают первые социальные навыки и понятия о нормах. Если первичная социализация происходит успешно, тогда ребенок становится готовым к вторичной социализации на уровне групп, институтов и целой государственной системы. Десоциализация детей и подростков часто отмечается вследствие неправильного воспитания, через которое они проходят в семьях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день существует много семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям:

  1. Наркомании.
  2. Раннему материнству.
  3. Алкоголизму.
  4. Ранним половым беспорядочным связям.
  5. Внебрачным детям.
  6. Преступности.
  7. Насилию в семье и т. д.

Ребенок растет в неблагополучной семье и пытается сопротивляться, что порой приобретает асоциальные формы поведения.

Выделяют типы неблагополучных семей, приводящих к десоциализации детей:

  • Педагогически некомпетентные.
  • Аморальные.
  • Конфликтные.
  • Асоциальные.

Если ребенок воспитывается в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные отклонения как на физическом, так и на психологическом уровнях. Он не способен адекватно приспособиться к социальной жизни, поскольку не видит образца для подражания, который бы передавал все нужные навыки.

Общей чертой всех детей и подростков, живущих в неблагополучных семьях, является десоциализация (нарушение социализации):

  1. Воровство.
  2. Неспособность приспособиться к новой, чужой, незнакомой среде.
  3. Агрессивность.
  4. Половая активность.
  5. Лень.
  6. Утрата интереса к обучению и труду.
  7. Потеря ценностей, морали и нравственности.
  8. Отсутствие духовности и стремления к саморазвитию.
  9. Наличие вредных привычек.
Читайте так же:  Психология толпы

перейти наверх

Примеры десоциализации

Простым словом десоциализацию называют деградацией. Примеров такой деградации существует большое количество:

  • Употребление наркотиков или алкоголя, когда человек ни о чем более не думает, как о новой дозе.
  • Уход в монастырь. Данная форма кажется духовной. Однако такой добровольный отказ от социальной жизни часто связан с неспособностью индивида справляться с жизненными проблемами.
  • Употребление нецензурных слов, оскуднение словарного запаса. По большому счету человек не использует в своей речи более 100 слов, большая часть из которых включает нецензурную лексику.
  • Неспособность человека трудиться. Такой индивид постоянно ищет работу, а когда находит, то не может ею заниматься. Отсутствие трудовых навыков и адаптации приводит к десоциализации.
  • Преступление. Это является формой десоциализации, когда индивид идет против правил общества.
  • Проституция. Также является формой десоциализации, где главной остается половая жизнь.
  • Уход в религию, секту, определенную группировку. Распространенной формой поведения конкретной группировки является антисоциальная, которая борется против привычных правил общества.

перейти наверх

Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.

Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Десоциализация личности детей и подростков

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Десоциализация

    Десоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т.е. процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации. Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.

    Десоциализация личности

    Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др. Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

    Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

    Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

    Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

    Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

    Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида. Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме. Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

    Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться. Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

    Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

    Десоциализация причины

    Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).

    Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

    Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру. В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер. В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.

    Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.

    В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т.д. В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации. Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.

    Читайте так же:  Почему муж не хочет заводить детей

    Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.

    Десоциализация у детей

    Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

    Уменьшение внимания со стороны социума и государства в целом к существующим проблемам в воспитании нового поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным общественным последствиям. К таким последствиям можно отнести: увеличение подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, ранее материнство, ранее вступления в беспорядочные половые отношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье над детьми. Все перечисленные последствия ведут к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Она может быть своеобразным протестом ребенка на условия его жизни в семье.

    Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

    Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией. Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

    Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

    Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

    Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

    М. Раттер выделил ряд обстоятельств, которые способствуют десоциализации детей: травмы в семье, недостаток любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или несогласованность родителей в воспитании, нахождение в приюте. В процессе семейного воспитания дети усваивают, как положительные, так и негативные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сопоставляют поступки родителей с их словами. Ребенок будет не в состоянии пройти процесс социализации, если слова родителей будут не совпадать с их действиями. Такой ребенок не сможет, например, не врать, если постоянно ловит родителей на лжи или будет агрессивным, если постоянно наблюдает агрессию в семье.

    Десоциализация примеры

    Десоциализация в более сложном своем определение может означать деградацию личности. Наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становится более фрагментарной и теряет всю многогранность и многосторонность социального процесса или приобретает асоциальную направленность. Например, это происходит, когда человек чрезмерно склонен к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или наркотика, они готовы воровать, и даже убивать для того, чтобы получить желанное удовлетворение низменных потребностей. Т.е. процесс десоциализации заключается в возвращении ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрачивании им общественно но одобряемые личностные качества.

    Примером десоциализации может служить человек после длительного психиатрического лечения или нахождения в тюремном заключении. Более легким проявлением десоциализации может служить индивид, вернувшийся на работу после длительного отпуска дикарем на природе.

    Ярчайшим примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, т.к. само преступление является нарушением существенных норм и посягательством на оберегаемые ценности. Совершая преступление, индивид демонстрирует отказ от фундаментальных основ и ценностей любого социума. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).

    Десоциализация в глобальном своем проявлении может служить в качестве фактора, влияющего на снижения общего потенциала социума в целом, истребления национального самосознания. Заключается в навязывании специфических стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.

    Однако не всегда десоциализация ведет к негативным последствиям, иногда она может являться итогом добровольного отказа от прежних значимостей и ценностей, например, уход в монастырь.

    Десоциализация личности детей и подростков

    Рождаясь в обществе, человек вынужден приучаться к его законам, правилам и нормам. Все этому способствуют школы, детские сады, воспитание родителей. Социализация осуществляется постепенно, начиная с детского возраста. Однако в некоторых случаях может случиться обратный процесс – десоциализация, когда личности детей или подростков теряют социально приемлемые навыки. Какие причины этому способствуют?

    Каждый человек вынужден знать, по каким правилам существует общество. Если человек желает иметь друзей, строить любовные отношения, получать работу и заработную плату, пользоваться уважением и иметь авторитет, то ему, в первую очередь, необходимо стать социальной личностью. Социализация – это обучение человека социальным нормам и правилам, которых он должен придерживаться, чтобы вписаться в то общество, в котором он проживает.

    В каждом обществе имеются свои законы. Многое зависит от культурных традиций народа, а также времени. В любом случае каждому члену общества следует вписываться в него, независимо от его установок и правил. Успешная социализация предполагает, что человек идеально вписывается своей жизнью в порядки, установленные в обществе. Десоциализация предполагает утрату навыков и знаний, которые могли бы помочь человеку успешно контактировать с окружающими.

    Интернет-журнал psytheater.com находит лишь один выход из сложившейся ситуации – ресоциализацию. Это методика возврата человека к социальной жизни.

    Что такое десоциализация?

    Десоциализацией называется утрата человеком социальных навыков жизнедеятельности и реализации себя в обществе. Десоциализация так и переводится, как «отсутствие социализации» — это когда человек перестает по каким-то причинам придерживаться норм, правил, рамок и прочих направлений, установленных в обществе. Обычно причина кроется в сознательном отказе индивида от соблюдения общественных ценностей.

    Читайте так же:  Депрессия после расставания с любимым человеком как выйти из этого состояния

    Различают несколько степеней десоциализации, начиная от легкой дезориентации в среде до полной утраты возможности жить в обществе. Сильная десоциализация сопровождается отсутствием возможности человека восстановить утраченные навыки. Обычно она развивается в экстремальных ситуациях, например, в концлагерях, психиатрических лечебницах, психоневрологическом интернате, колониях и тюрьмах. Отвыкнуть от социальной жизни могут и лица, проходившие военную службу.

    Люди, пребывающие долгое время в ситуации боевых действий, должны адаптироваться к совершенно иным условиям, которые царят среди мирных граждан. Война и спокойная цивилизованная жизнь – это разные среды, требующие своего понимания событий, генерации и выплеска эмоций, привычек и автоматичных действий. Как человеку приходилось привыкать к военной обстановке, чтобы выжить, так же необходимо возвращать свои социальные навыки в мирной среде.

    Бывшие военные могут стать опасными для мирных граждан.

    В среде мирного населения действуют совершенно иные правила жизни и поведения. На войне приемлемо насилие и агрессия, что жестоко карается на «гражданке». В среде цивилизованной и спокойной жизни используются моральные и этические принципы, которые абсолютно неприемлемы в обстановке боевых действий. Таким образом, бывшие военные нуждаются в квалифицированной психологической помощи, направленной на перестройку психики и эмоционального состояния. Если человек не может справиться собственными силами, постепенно привыкая к спокойному положению, тогда психологическая помощь становится просто необходимой.

    Десоциализация личности

    Социализация личности происходит на различных уровнях. Сначала ребенок проходит первичную социализацию – это когда он пребывает в малой группе людей, где царят свои законы и правила. Первичная социализация осуществляется в семье (родители и родственники), в детских садах (воспитатели и другие дети), школе (учителя) и пр. По мере своего взросления ребенок попадает во вторичные условия своей социализации, когда он начинает контактировать со структурами, организациями, целым социумом и государством.

    Десоциализация предполагает обратный процесс, когда человек начинает терять свои социальные навыки. Это может происходить как в детском возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит у взрослого человека, то речь скорее идет о разрыве связей с обществом и государством в целом и сохранении контактов с отдельными группами людей и лицами.

    Степень десоциализации зависит от того, в какой среде человек оказывается, насколько сильно окружение влияет на психику индивида и меняет ее. Существует такая поговорка: «Век живи – век учись». Здесь говорится о том, что человеку постоянно приходится переобучаться, поскольку его жизнь не является статической:

    1. Меняется место жительства.
    2. Меняются интересы.
    3. Меняется круг общения и друзья.
    4. Уходят одни люди, приходят другие.
    5. Меняется работа и вид деятельности.
    6. Корректируются или меняются убеждения и взгляды.

    Мир постоянно меняется, как и жизнь самого человека, который сначала взрослеет, а потом уже сам влияет на те изменения, которые происходят в его жизни. Даже создание семье уже значительным образом меняет образ жизни и взгляды индивида.

    Человек постоянно должен переобучаться, то есть приспосабливаться к новым условиям, в которые он попал. Это является процессом социализации, или адаптации. Однако бывают такие среды, в которых человек словно деградирует, десоциализируется: концлагеря, тюрьмы, психиатрические лечебницы, затворнический образ жизни и пр. В такой ситуации человек тоже меняется, однако не в сторону социализации. Оказываясь в обществе мирных граждан, он не способен с ними контактировать.

    Ресоциализация как раз и направлена на то, чтобы человека обучить правилам и нормам, показать нечто новое и приспособить к этому.

    Почему возникает десоциализация?

    У десоциализации есть множество причин для возникновения:

    Причины могут быть как благоприятными, сознательными, так и вынужденными. К примеру, человек может уйти монастырь или жить на природе, что не приводит его к аморальности, однако он теряет некоторые социальные связи. Вынужденные причины могут заставить человека оградиться от общества (например, болезни, травмы, физические недостатки или сильнейший стресс). В такой ситуации человек не способен выдержать давление внешних обстоятельств и просто бежит от них.

    Десоциализация детей

    Первая социализация происходит в семье. Родители вкладывают в детей те социальные нормы, которых придерживаются сами. Поскольку государство не контролирует данный процесс, все более распространенными становятся детская наркомания и алкоголизм, преступность и раннее вступление в половые связи. Это указывает на то, что родители занимаются недостаточным или неправильным воспитанием детей.

    Десоциализированными дети становятся в неблагополучных семьях – это:

    1. Педагогически некомпетентная.
    2. Аморальная.
    3. Конфликтная.
    4. Асоциальная.

    Пребывая в нечеловеческих условиях, ребенок начинает впитывать «моральность» данной среды. Он не делит ее на хорошее и плохое, а воспринимает ее как приемлемое. Поскольку ребенок беззащитен перед своими родителями, он становится жертвой их издевательств. Насилие, отчужденность родителей, непонимание детей, отсутствие общего досуга, аморальное поведение взрослых, гиперопека и прочие факторы в семье приводят к десоциализации ребенка.

    Общее, что объединяет все типы неблагополучных семей, — это десоциализация самих родителей. Если родители не приспособлены к социальной жизни, то они не могут воспитать здоровых членов общества.

    Итог десоциализации

    Если человек теряет социальные навыки, то он утрачивает многочисленные возможности достичь желаемого, что может дать общество. Уважение, деньги, власть, любовь, радость общения и прочие блага являются социальными подарками, которые получают социализированные люди. Десоциальные личности лишаются возможности достичь подобных привилегий.

    Чаще всего жизнь десоциальных людей разворачивается по одному из сценариев:

    1. Пристрастие к алкоголю или наркотикам.
    2. Ведение преступного образа жизни.
    3. Бродяжничество, когда человек становится бомжом.
    4. Одиночество, затворничество.
    5. Психические заболевания.

    Чтобы обратить процесс десоциализации, следует прибегнуть к ресоциализации – методам воспитания у себя социальных навыков. Это заключается в устранении причины десоциализации, обретении круга друзей и знакомых, социально приспособленных, обретении интересов, постановки целей и их достижения, ведении трудовой деятельности, приемлемой в обществе, соблюдении закона и морали и т. д.

  • Источники


    1. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

    2. Корчагина, Ирина Большая энциклопедия манипуляций / Ирина Корчагина. — М.: АВТОР, 2013. — 867 c.

    3. В.В. Ивлева Психология семьи / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.
    Десоциализация личности детей и подростков
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here