Деструктивное поведение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Деструктивное поведение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие деструктивного поведения. Характеристика основных аспектов

В современной психологии, начиная со второй половины XX в., проблема отклоняющегося поведения подвергается комплексному анализу в русле культурно-исторической, феноменологической, экзистенциальной и гуманистической психологических традиций и многих других отечественных и зарубежных школ. Однако проблема факторов и форм деструктивного поведения, способов психологической диагностики, коррекции и профилактики остается по-прежнему актуальной.

Современные юридические, психологические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые формы активности личности через понятия «девиантное», «деструктивное», «дезадаптивное» поведение. В ряде работ данные понятия подменяют друг друга, выступают в виде синонимов, что не способствует расширению теоретико-методологического знания. Таким образом, первоочередной задачей выступает разграничение содержания вышеуказанных понятий.

Деструктивное поведение рассматривается как форма активности личности, вызывающая разрушение функционирующих структур. Это может быть как целенаправленная деятельность, связанная с неприятием любой социальной конструкции, так и психологическая реакция на любую совершенную социальную либо личностную конструкцию, Целостность или позицию. Деструктивное поведение зачастую относят к традиционным понятиям психиатрии, хотя сегодня о деструктивности следовало бы говорить и в широком психологическом аспекте. [[1

Деструктивное поведение понимается нами как дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями субъекта, имеющий форму внешних действий — поступков. В психологическом смысле деструктивное поведение характеризуется отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, а также развитием личности, приводящими к дезадаптации в обществе.

Социально-психологическая дезадаптированность личности, в первую очередь, выражается в неспособности к разрешению собственных потребностей и притязаний. С другой стороны, личность, имеющая нарушения психологической адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из значимых признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимы для их разрешения.

Литературные данные свидетельствуют о наличии обобщенно трех условных областей анализа психики и ее проявлений, заключающих в себе специфические факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение. В связи с этим необходимо выделить три направления исследования психологических проблем:

· изучение характерологических и конституционально-биологических особенностей личности;

· исследование саморегуляции личности;

· анализ особенностей ценностно-смысловой сферы личности.

Выделение данных групп не исчерпывает все возможные варианты детерминант деструктивного поведения, но является иллюстрацией междисциплинарных и межпарадигмальных различий, сложившихся в психологии в настоящее время.

1. Конституционально-биологические свойства и характерологические особенности личности следует считать тем внутренним фактором, внутренним условием, без которого невозможно формирование психического как «живого процесса». [[2 Реакции субъекта на деструктивное воздействие социальных факторов профессиональной деятельности зависят от степени выраженности акцентуации характера, психотипологических предпосылок развития. Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституциональном пространстве от психологической нормы – акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995). Как отмечает Ц.П. Короленко, адаптация человека к экстремальным условиям во многом определяется существующими у него высшими адаптивными психофизиологическими уровнями. Применение тех или иных адаптационных стратегий обусловлено в большой мере особенностями психического склада человека. [[3 Указанные психологические особенности во многом связаны с физиологическими характеристиками. По выражению Ю. А. Александровского, индивидуально-типологическое своеобразие человека зависит от особенностей его нервно-психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств. [[4

В качестве одного из возможных механизмов, связывающих физиологические особенности индивида с его устойчивостью к стрессу, рассматривается индивидуальный профиль межполушарной асимметрии. Так, в условиях хронического стресса, обусловленного экстремальными климатогеографическими условиями, показатели психоэмоционального напряжения у лиц с относительным доминированием правого полушария оказались в 1,5 раза ниже, чем у обследованных с левополушарным преобладанием, а показатели тревожности и агрессивности — в 2 раза ниже. [[5

Социально-стрессовые, экстремальные факторы, деструктивно влияющие на конституционально-типологическую основу личности, приводят к снижению функциональной активности индивидуального барьера психической и психологической адаптации, истощают психобиологические резервы личности. Общим результатом является неустойчивая адаптация «пограничной» личности во внешней среде, проявляющаяся не только личностными и поведенческими аномалиями, но и патологическими формами деструктивного поведения, пограничными психическими расстройствами. О. А. Рогожиной экспериментально показано, что у представителей пограничной, деструктивно-направленной личности под влиянием деструктивных факторов внешней среды легче и быстрее формируются состояния конституциональной психологической декомпенсации, что приводит к выраженной аномальной личностной изменчивости, т. е. регистрируются аномалии по вектору «норма-патология». В случае сверхзначимых и жизнеопасных экстремальных воздействий наблюдается формирование пограничных психических расстройств невротического уровня, свидетельствующие не о постепенной конституциональной изменчивости, а о скачкообразном переходе к вектору «здоровье-болезнь». [ [6] ]

1. Индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегулирования, таких как планирование, моделирование, программирование и оценка результатов. Основные линии индивидуальных различий заключаются в дифференцированной развитости этих процессов или в различиях индивидуального «профиля» регуляции.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Деструктивное поведение

Деструктивное, или девиантное (отклоняющееся), поведение личности может быть ситуативным (нормативным), т. е. зависеть от сложившейся ситуации (завершается ситуация и индивид возвращается к нормальному для него социальному поведению), а может выходить за общепринятые рамки и носить преступный характер.

Девиантное нормативное поведение вызывается разными причинами, например, если человек оказывается в ситуации, когда он не понимает, что правильно и что неправильно, как необходимо действовать. Характер его действий будет зависеть от адекватности восприятия ситуации (если он видит ситуацию угрожающей, он может действовать, например, с превышением необходимой самообороны или перейдет в нападение с опережением), интеллектуального и культурного уровня, воспитания. Очень многое зависит от темперамента, пола, возраста человека: активные и горячие холерики чаще действуют прежде, чем обдумают ситуацию, молодые люди и подростки полагаются на силу и ловкость, женщины теряются и испытывают страх.

Читайте так же:  В чем причины, вызывающие стресс список стрессогенных факторов

Критические ситуации сопровождаются и отклоняющимся поведением участвующих в них людей. Девиантное поведение может быть вызвано также алкогольным и наркотическим опьянением, сильным стрессом (горе, радость) и другими нерядовыми событиями.

Постоянное девиантное поведение имеет две причины: оно характерно для личности, ведущей асоциальный или аморальный образ жизни, и является результатом дурного воспитания, характера, нахождения в преступной среде; а также наблюдается у лиц, имеющих психические отклонения (следствие заболевания). Деструктивное поведение больных людей и преступников может быть опасным для общества, поэтому при совершении поступков, подпадающих под действие закона, опасность преступных деяний оценивается судом, и преступник подлежит временной изоляции от общества; лица, страдающие психическими заболеваниями, помещаются для лечения и наблюдения в специальные медицинские учреждения, причем если они признаются законом невменяемыми, то не подлежат суду и содержанию в тюрьме.

Различают семь типов девиантного поведения – аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

26. Социально‑психологический механизм преступного поведения

Под социально‑психологическим механизмом поведения личности понимают последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс можно представить в виде цепочки событий: у личности возникают какие‑то потребности (материальные или духовные), что порождает к ним ее интерес, на его основе складывается мотив, порождающий цель, цель определяет выбор средств для ее достижения, но достижение цели возможно только с помощью воли и решимости, которые складываются в поступок. В механизме преступного поведения – это преступный поступок, т. е. преступление.

Следовательно, механизмом преступного поведения является взаимодействие психических процессов личности с внешней средой, определяющее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных. Как и при нормальном развитии личности, у преступника центральным звеном причинно‑следственной связи является мотив, основанный на определенных потребностях, сквозь призму которых воспринимается внешняя ситуация.

В основе мотива лежат стремления, интересы, потребности, окрашенные эмоционально. Результатом является мотивационный выбор, т. е. выбор цели, имеющей образ законченного результата действий. Законопослушный человек и преступник, стремясь удовлетворить мотив, осуществляют различный выбор цели и путей и средств достижения цели применительно к конкретной ситуации. Между целью и достижением цели лежит, собственно, поступок, т. е. действие, возможное только при помощи волевого усилия и решимости.

Волей считается осознанное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей; вовне воля проявляется как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и др. Законопослушный человек для достижения цели выберет законные пути, потому что остальные считает недопустимыми, условно законопослушный обычно имеет такие качества, как слабая воля, трусость, отсутствие цели и т. п., и только поэтому не совершит преступления. Преступник выбирает наиболее короткий и простой путь к цели; при наличии воли он легко принимает решение о совершении преступления и реализует его в конкретном преступном деянии.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Деструктивное поведение

Начиталась у Кернберга, что деструктивное аутоагрессивное поведение клиента — это попытка отомстить терапвету/наказать терапевта. типа, вот, посмотри с. ка, как мне из-за тебя хреново. Вот — результат твоей работы. К такому виду поведенеия относятся самоповреждения, употребление запрещенных веществ, алкоголя, суицидальные мысли и, собственно, попытки суицида. Причем, оно не всегда может быть демостративным, т.е. клиент может и не рассказывать терапевту о том, что делал. Ему будет достаточно знать, что он сделал.

Я раньше удивлялась, почему, когда я рассказывала бывшему терапевту о том, что перед и после сессии мне сильно хочется выпить, она реагировала на это спокойно, как будто мы говорили о погоде. В то время, как я ужасно волновалась, как бы мне в такой терапии не спиться. Дальше я вскользь сказала, что периодически думаю о самоубийстве и снова нуль реакции. А после чтения Керньерга думаю, что это, видимо, часть терапевтической позиции, — не поощрять возгласами, типа, «Ой, какой ужас! Бедняжка Вы моя. » меня на все новые свершения. Наверное, по нулевой реакции терапевта клиент должен понять, что развивать это направление взаимоотношений с терапевтом бессмысленно, тер останет непреклонен.

А сейчас период, когда мне уже 4-й раз за десять дней хочется выпить. При том, что зимой я, обычно, вообще не пью. Да и в принципе пью редко. Хочется — не отказываю. Состояние легкого алкогольного опьянения (белое вино, виноград, сыр) даёт приятное расслабление. я даже не замечаю, что напряжена, пока это напряжение не уходит и я не начинаю чувствовать себя почти счастливой. Мне становится ХоРоШо и я могу погрузить в мир приятных фантазий.

Когда думала, что может заставлять меня «мстить терапевту» на ум пришло только одно. я-взрослая всё очень хорошо понимаю, терапевт мне всё объяснила и я ей очень благодарна за такие терпиливые объяснения. но ребенку внутри меня пох. ему нужно знать, что «мама» не бросит прямо сейчас. иначе он требует мамо-заменителей. например, полакать винища. с виноградом и сыром.

Читайте так же:  Как отойти после стресса и восстановить душевное равновесие

Раньше я фрустрацию хотя бы осознавала. в виде боли, тревоги, страха или ещё чего. а сейчас почти никаких чувств — просто бессознательное побуждение. забыться.

Деструктивное поведение

Сообщение:#1 Vard » 09 сен 2010, 20:01

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

По моему сейчас такое поведение встречается всё чаще и чаще.

2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 4 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 3 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука.

Деструктивное мышление и поведение

Сообщение:#2 Vard » 02 июн 2012, 22:55

2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 4 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 3 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука.

Деструктивное мышление и поведение

Сообщение:#3 Gisher » 03 июн 2012, 15:31

Деструктивное мышление и поведение

Сообщение:#4 Sergio » 03 июн 2012, 16:20

Активность

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Деструктивное поведение человека. Деструктивные формы поведения

Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?

Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.

Что такое деструктивное поведение?

Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение – поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?

Основные проявления деструктивности

Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое – созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная – к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная – это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.

Причины деструктивного поведения

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.

Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?

Читайте так же:  Стадии конфликта

Еще несколько причин деструктивности

К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:

  • психические расстройства — в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
  • тяжелая соматическая болезнь — человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
  • неудачи в личных делах — человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам — иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.

Профилактика деструктивного поведения

Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.

Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.

Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.

Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?

Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.

Особенности подростков, склонных к деструктивному поведению

Деструктивное поведение является одним из центральных предметом внимания в современной психологии, подростковой педагогике и социологии. Проблема деструктивного поведения среди подрастающего поколения активно исследуется учёными с начала ХХ века. Именно с этого периода появляются попытки объяснить предпосылки поведения деструктивной направленности. Особый интерес вызывает осмысление особенностей деструктивного поведения у подростков.


Изменения, происходящие последние пять лет в стране, влияют на подрастающее поколение. К таким изменениям можно отнести деградацию культуры, ускорившийся темп жизни среди молодежи, осложнение социально-экономического положения, рост числа неблагополучных семей, насилия, наркомании.

Также, вследствие негативных процессов в современном обществе, у подрастающего поколения произошли серьезные изменения, в частности, наблюдается деформация ценностной ориентации. Подростки особенно остро переживают кризисные условия, что находит своё отражение в их деструктивном поведении.

Таким образом, можно отметить, что проблема определения особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению является на сегодняшний день актуальной.

Анализ специализированной литературы позволил установить, что условия становления личности современного человека изменились кардинально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Подростковый возраст – это период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Такие учёные как Д.Б. Эльконин,Л.С. Выготский и Э. Эриксон, рассматривают подростковый возраст в период жизни с 11 до 15 лет. Этому периоду свойственны следующие особенности: повышен интерес к социальным проблемам, закладываются жизненные позиции и ценности, высокий уровень потребности в межличностном общении. Также подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, не стабильность, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. В этом возрасте ребёнок наиболее подвержен формированию поведения деструктивной направленности.

Подростковый период – это период самостандартизации, включения своего «я» в конкретные роли, в силу чего потребность в обретении чувства идентичности настолько остра, что несовершеннолетний может решить эту проблему через деструктивные поступки.

Анализируя причины девиаций, Л.С. Выготский отмечал, что в основе большинства подобных случаев лежит психологический конфликт между ребёнком и средой, или между отдельными сторонами и слоями личности ребёнка. Поэтому изучение трудно воспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта.

С точки зрения А.В. Ипатова «деструкция подростка – это проявление искажения его социализации в виде системы поступков, которые противоречат социальным нормам и в результате которых он вольно или невольно причиняет существенный вред своему психологическому и социальному благополучию». К таким поступкам Е.В. Змановская относит агрессивные, рискованные и асоциальные проявления, которые, в свою очередь, угрожают духовному и нравственному развитию подростка, а также его будущему социальному статусу.

Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социальнопсихологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.

В результате анализа исследований по проблеме деструктивного поведения подрастающего поколения можно сделать вывод, что деструктивные качества подростка – это качества, которые повышают вероятность совершения различного рода деструкций. Это даёт основание рассматривать подростков с разрушительным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально опасном положении.

Читайте так же:  Стадии конфликта

Чаще всего подростки совершают деструктивные действия в отношении сверстников или других лиц, себя, а также материальных вещей. Это характеризуется как нарушение норм, правил, личной безопасности, то есть подростки, применяют в основном агрессию в отношении этих лиц, себя и вещей. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении конструктивных контактов между личностью и её окружением.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ю. А. Клейберг выделяет следующие группы деструктивного поведения:

1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия или бездействия, запрещенные законодательством);

2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее морально – нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, насилие, открытое хамство, конфликт, бродяжничество и пр.);

3. Аутодеструктивное (диссоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог – приводящее к ее распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм).

В структурированном виде деструктивность проявляется в виде деструктивного поведения и деструктивных действий. Деструктивные действия выступают в качестве:

    — средства достижения какой-либо значимой цели;
    — способа психологической разрядки;
    — способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (если не принимают аутодеструктивные формы).

В результате анализа литературы можно отметить, что проблема определения особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению достаточно не выявлена. Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирования у подростков деструктивного поведения рассматривалась в значительном количестве работ. Некоторые авторы при исследовании деструктивного поведения рассматривали особенности подростков-правонарушителей (И.В. Смакотина-Лацис, 2005, А.В. Ипатов, 2014), безнадзорных подростков (А.В. Ипатов, 2010) и подростков-иммигрантов (В.В. Козлов, П.С.Песецкая, 2013). Необходимо отметить, что такие группы подростков имеют специфические особенности, принадлежащие той или иной группе. Так, например, для подростков-правонарушителей характерны пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх, бродяжничество, систематические побеги из дома, привычка к присвоению всего, что плохо лежит. К безнадзорным подросткам можно отнести следующие качества: вовлеченность в потребление табака, алкоголя, наркотических, психотропных веществ, бессодержательное времяпрепровождения, элементы рискованного поведения (попрошайничество). При этом деструктивные подростки, не относящиеся к определённой группе риска, остаются мало изученными.

В ходе изучения проблемы деструктивного поведения подростков были проанализированы работы авторов, которые исследовали данную проблему у различных групп подрастающего поколения. Важно отметить, что некоторые особенности деструктивного поведения свойственны каждой группе подростков. Таким образом, можно выделить пять групп особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению – личностные, психологические, мотивационно – целевые, эмоционально – волевые и гендерные. Далее необходимо раскрыть каждую группу особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению.

1. Личностные особенности: высокий уровень общительности и дружелюбия; интеллектуальная недостаточность; повышенная тревожность и напряженность; независимость; ожидание положительного отношения от других; отсутствие самообвинения; безответственность; низкая самоуверенность; низкий уровень адаптационных способностей; несовпадение заявляемой и переживаемой самооценки; негативное отношение к школе и учёбе. Наиболее значимыми составляющими личностных особенностей деструктивных подростков являются самооценка, самоотношение, поведенческая саморегуляция и коммуникативные способности. Дисгармония, рассогласование в развитии и функционировании данных особенностей находят своё проявление в разрушительной активности.

2. Психологические особенности: отсутствие интереса к познавательной деятельности; отсутствие способности к эмпатии; неумение преодолевать трудности; внешняя социабельность и страх перед эмоциональным контактом; стремление уходить от ответственности и принятия решений; наличие внутренних личностных конфликтов; акцентуации характера; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (болезни, травмы и пр.).

3. Мотивационно-целевые особенности: причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; самоутверждение; отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе сверстников; привлечение внимания; низкий уровень учебных достижений. Мотивы деструктивного поведения осознаются подростком, но в редких случаях совершение деструктивных поступков поддерживается бессознательными тенденциями.

4. Эмоционально-волевые особенности: низкий уровень эмоциональной устойчивости; высокая возбудимость; несдержанность; беспечность; равнодушное отношение к переживаниям других; повышен уровень импульсивности, раздражительности и вспыльчивости; агрессивность; конфликтность; ослабление чувства стыда. Такие особенности деструктивного поведения затрудняют общение с окружающими и создают значительные сложности при воспитании подростка.

5. Гендерные особенности: юноши более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, не способны к волевому контролю эмоциональных реакций; девушки склонны к установке на социальную желательность и отклоняющемуся поведению; мальчики более склонны к физической агрессии, негативизму, раздражительности, обидчивости; девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной агрессии, чувству вины; мальчики более склонны к конфликтам, нежели девочки.

[3]

В заключении необходимо отметить, что предложенные группы особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению могут дополняться в результате проведенных исследований. Так, например, некоторые авторы (Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, К.В. Злокозов) предполагают, что необходимо рассматривать также возрастные особенности деструктивного подростка. Авторы делят подростковый возраст на три группы – малый, средний, старший подростковый возраст. Предполагают, что каждой группе возраста свойственны определенные особенности подростка, склонного к деструктивному поведению.

ДЕСТРУКТИВНОЕ (РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ), ДЕВИАНТНОЕ, ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

[из кн.:Спивак, Организационное поведение и управление персоналом]

Формы деструктивного поведения:

· злоупотребление властью в личных целях, своим положением или невыполнение служебных обязанностей;

· афункциональное или некомпетентное поведение – человек не на своем месте, поэтому он делает много ошибок;

· консервативное поведение – противоположность инновационному поведению;

· имитационное поведение (псевдоактивность);

Девиантное поведение – отклоняющееся от норм поведение.

Формы девиантного поведения:

Читайте так же:  В чем причины, вызывающие стресс список стрессогенных факторов

· мошенничество (статья 159 УК РФ «Овладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием»). В организации – главный вид девиантного поведения.

По мнению американских ученых, каждый человек способен совершить мошенничество в соответствующей ситуации и при наличии трёх условий: сильная необходимость» возможность украсть; способность оправдаться или скрыть мошенничество.

· ошибки (промахи, невольные срывы);

· ложь (намеренное искажение истины);

· умолчание, сокрытие информации;

Делинквентное поведение – поведение, которое граничит с нарушением закона, но не нарушает его; социально-неодобряемое, но в законодательстве не прописанное.

Примеры делинквентного поведения:

Манипулятивное поведение – это психологическое воздействие, направленное на неосознаваемое побуждение других к совершению действий нужных манипулятору.

Сущность манипулятивного поведения заключается в обмане. Манипулировать человеком – значит, хитростью добиваться того, чтобы человек делал то, что нужно манипулятору.

Место манипуляции в системе межличностных отношений:

Манипуляция в системе межличностных отношений [Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита.]

Шкала межличностных отношений

Другой человек – это средство

Другой человек – это ценность

Когда другой человек является средством (для достижения чьих-то целей), с ним не считаются, его просто заставляют делать то, что требуется (позиция — доминирование). Если его ценят как личность, как человека, тогда не заставляют, не манипулируют и т.д., а сотрудничают (позиция – содружество).

· ссылка на авторитет;

· уход от разговора (темы);

· шутки и высмеивание;

· предсказывание ужасных последствий;

· имитация решения проблемы;

[2]

Психозащитное поведение – неосознаваемый или малоосознаваемый самообман с целью сохранения душевного спокойствия.

3. Фрейд открыл явление психологической защиты.

Механизмы психологической защиты:

· смещение реакции (вымещение, замещение);

· девальвация и др.

1. Вытеснение — удаление из сознания болезненных для человека воспоминаний, мыслей, влечений в сферу бессознательного (мотивированное забывание).

2. Проекция — приписывание другим людям своих неприемлемых желаний, качеств, намерений, мыслей, чувств, мотивов.

3. Отрицание реальности — отрицание реально существующих угрожающих внешних факторов, болезненной реальности. Проявляется на этапе восприятия информации.

4. Рационализация — псевдоразумное, но правдоподобное объяснение человеком своих плохих поступков, мотивов, мыслей, чувств.

Есть 2 типа рационализации:

1. Рационализация по типу кислый виноград.

2. Рационализация по типу сладкий лимон.

5. Сублимация — перевод заблокированной сексуальной или агрессивной энергии в энергию социально одобряемой деятельности.

6. Регрессия — психологический возраст в детство.

7. Смещение реакции — человек вербально или физически нападает не на того, кто его обидел, а на того, кто не может ответить.

8. Компенсация — стремление компенсировать собственную неполноценность в одной области достижениями в другой области.

9. Гиперкомпенсация — компенсация своей неполноценности достижениями в этой же области.

[1]

10. Девальвация – обесценивание личности неугодного или не нравящегося сотрудника.

(см. книгу: Трощий А. Р. Психологическая защита. Ульяновск, УлГТУ, 2004 г. — 98 с.)

Сексуальные домогательства на рабочем месте – это любые физические и вербальные действия и невербальные действия (чувственные прикосновения, непристойные намеки, замечания, «сальные» шутки, жесты сексуального характера, показ непристойных картинок, выдвижение условий при приёме на работу, прямые предложения, психическое давление, сексуальное принуждение, насилие), оскорбляющие человеческое достоинство, нарушающие права личности на половую неприкосновенность, половую свободу, причиняющие страдания объекту внимания.

Наказывается по статье 133 УК РФ «Принуждение к действиям полового (сексуального) характера».

Предусмотрено 4 вида наказания:

1. Штраф – от 200 – до 300 МРОТ (1 МРОТ = 100 руб.).

2. Штраф – в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 месяцев.

3. Исправительные работы – на срок от 2 до 3 лет.

4. Лишение свободы – до 1 года.

Энергетический вампир – это человек, который отбирает психологическую энергию у донора (жертвы).

Как? Одним из 2-х способов:

1. Солнечные (злят жертву);

2. Лунные (расстраивают жертву).

Люди бывают 2-х видов:

· львы – приходят в ярость; злятся;

· кролики – уходят в себя; прячутся, расстраиваются.

Наиболее эффективный метод борьбы с энергетическими вампирами, по мнению М. Литвака: поддакивание (психологическое айкидо)

Информационный вампиризм – это вытягивание, выспрашивание информации; прямой или косвенный плагиат (интеллектуальное воровство) идей, мыслей у партнера.

ВЫВОД: Общаться нужно с равным по запасу информации, по своим возможностям и образованию собеседником, иначе неизбежно вы будете донором.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8580 —

| 7400 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.

  2. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.

  3. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.
Деструктивное поведение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here