Детский аутизм — диагностика

Сегодня мы рассмотрим тему: "Детский аутизм — диагностика" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма

Обычно диагностика РДА представляет определенные трудности, т.к. этот вид нарушения имеет много общего с другими заболеваниями. РДА следует отграничивать от невропатии, умственной отсталости, нарушений психического развития при поражениях мозга, глухоты, детского церебрального паралича.

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 16.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТКА

РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Дифференциальная диагностика РДА

Обычно диагностика РДА представляет определенные трудности, т.к. этот вид нарушения имеет много общего с другими заболеваниями. РДА следует отграничивать от невропатии, умственной отсталости, нарушений психического развития при поражениях мозга, глухоты, детского церебрального паралича.

У детей с невропатией понижен физический, моторный и психический тонус. У них наблюдается повышенная чувствительность к оценке их поведения; они боязливы, иногда плохо переносят смену обстановки. Эти симптомы схожи с поведением аутичных детей. При невропатии может наблюдаться смена настроения: ребенок то капризен и раздражителен, то вял и апатичен. Эти симптомы появляются в результате нарушений сна, пищеварения, пребывания в душном помещении или на жаре. У детей с невропатией часто нарушены механизмы сосания, глотания, что обусловлено повышенной рефлекторной возбудимостью.

Детям с невропатией присущи такие двигательные стереотипы, как тики, которые качественно отличаются от странных движений при РДА. На контакт дети с невропатией идут охотно, если от взрослых или их сверстников не исходит опасность или агрессия. Их страхи хотя и несколько преувеличены, но всегда адекватны и актуальны для определенного момента.

Нередко дети отрицательно реагируют на какую-либо перемену обстановки, но эта реакция. Если ситуация меняется на более комфортную, дети с невропатией воспринимают ее положительно. В игре дети с невропатией, в отличие от детей с РДА, охотно подражают другим. Их речь внятная, отсутствуют аграмматизмы, эхолалия. Дети с невропатией охотно отзываются на ласку.

Детей с РДА следует отличать от умственно отсталых детей. За умственную отсталость при РДА может приниматься отсутствие реакции на мать, на людей вообще, позже — отсутствие речи, навыков самообслуживания, игры. Но следует учесть, что у умственно отсталого ребенка имеется зрительный контакт, потребность в еде, тепле. Что касается моторики, то у этих детей наблюдается адинамия или двигательная расторможенность.

У детей с умственной отсталостью меньше нарушены контакты, они испытывают адекватный страх перед темнотой, собакой и т.д.

При умственной отсталости двигательная сфера развивается раньше, чем интеллектуальная, а при РДА интеллектуальные возможности ребенка часто опережают созревание моторной сферы.

Иногда даже по одним только внешним признакам можно отличить умственно отсталого ребенка от детей с РДА. Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют органические дисплазии туловища и головы, а дети с РДА — тонкие черты лица и общий астенический облик.

РДА следует дифференцировать с психическими нарушениями на почве органических поражений головного мозга. В последнем случае наблюдается психомоторная возбудимость, неустойчивость внимания, настроения, иногда агрессивность. Эти явления могут присутствовать и у детей с РДА. Но у детей с поражением центральной -нервной системы нет самого аутизма. Им, наоборот, присуща назойливость, навязчивость. Явления возбудимости нередко сменяются гиподинамией. У таких детей слабая память, психическая истощаемость. В речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы нет неологизмов, манерности интонации, явлений эхолалии.

Если ребенок с РДА не произносит слова, не выполняет словесных инструкций, как будто не понимает речь, то возникает вопрос отграничения РДА от речевых патологий — алалии или дизартрии. Главным признаком истинных речевых нарушений является то, что дети привлекают к себе внимание с помощью жестов, мимики, напряженно смотрят в лицо собеседника, издают различные возгласы. У детей с РДА такого не наблюдается. У них, в отличие от детей с речевыми нарушениями, присутствуют явления эхолалии и своеобразная интонация.

Иногда необходимо дифференцировать РДА и глухоту. В первые годы жизни ребенок с РДА может производить впечатление глухого, т.к. он не отзывается, когда его зовут, и не оборачивается на источник звука. В этих случаях необходимо провести аудиометрию и полагаться на ее результаты. Но существуют признаки, которые свойственны детям с РДА: в значимой ситуации такие дети могут услышать даже самый тихий шепот, плакать и возбуждаться при громких пугающих звуках. Глухие дети ищут глазами губы собеседника, чтобы понять его речь, а детям с РДА это несвойственно.

На ранних этапах развития нужно отличать детей с РДА от детей с детским церебральным параличом (ДЦП). В клинической картине РДА присутствуют двигательные расстройства, а при ДЦП имеют место различные аутистические проявления. Двигательные расстройства в обоих этих случаях проявляются в нарушениях тонуса, недоразвитии синхронности движений рук и ног при ходьбе, нарушениях мимических движений, которые близки к речи. При ДЦП для речи ребенка характерны дизартрические нарушения, т.к. нарушен сам артикуляционный аппарат, а при РДА дети могут имитировать невнятность речи в результате отсутствия у них коммуникации. При аффективно значимых ситуациях дети с РДА говорят четко и внятно. Детям с ДЦП свойственны нарушения звукопроизношения, сочетание их с нарушениями глотания и дыхания. Дети с РДА склонны к неологизмам, различиям в речи.

У детей с РДА и ДЦП имеются нарушения в пространственной ориентировке. Дети с РДА страдают недостаточной произвольностью внимания, страхом перед окружающим. У детей с ДЦП имеются нарушения пространственного гнозиса и двигательные расстройства: детям трудно повернуть голову, у них ограничено поле зрения.

У детей с ДЦП из-за ограниченных двигательных функций при игре обычно страдает ее техническая сторона. Им присущи монотонность и инертность, отсутствие выдумки и самостоятельности, т.к. у таких детей наблюдается органическая задержка психического развития. У детей с РДА уровень игры полностью зависит от ее значимости.

Детям обеих групп свойственны неврозоподобные и невротические состояния. Обычно дети с ДЦП боятся своей физической неполноценности, а детей с РДА страшит все новое, любая перемена обстановки. Детям с этими заболеваниями присущ комплекс неполноценности. Но для детей с ДЦП он выражается в физической слабости, а для детей с РДА — обычно в психической.

Проявления непосредственно аутизма наблюдаются при ДЦП как вторичный признак и как компенсация ухода от объективных трудностей в свой мир.

Характерное раннее формирование речи у детей с РДА несвойственно детям с ДЦП. Формирование моторной сферы запаздывает и у тех и у других.

Особенно трудно дифференцировать эти два заболевания, если ДЦП имеет легкую форму.

Программа «Аутизм: комплексная диагностика»

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом « аутизм ».

Программа разработана на основе клинических рекомендаций и протоколов Министерства здравоохранения РФ.

Актуальность программы объясняется трудностями диагностики целого ряда заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу. А также необходимостью применения междисциплинарного подхода, предполагающего сотрудничество и взаимодействие специалистов нескольких направлений при работе с каждым пациентом.

Читайте так же:  Отношения между женщинами

Аутизм: ошибки диагностирования.

Очень часто аутизм диагностируется ошибочно.

Происходит это потому, что под определение «аутизм» (а точнее, «ранний детский аутизм», РДА, так как диагноз «аутизм» может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте) попадает общий набор поведенческих симптомов. Основные (но не все) из которых:

  • выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям),
  • определенная последовательность выполнения действий (ритуальное поведение),
  • чрезмерная избирательность (например, к некоторым цветам или в еде),
  • изменения эмоционального фона,
  • замкнутость,
  • ограниченность интересов,
  • сложности взаимодействия с окружающим миром,
  • нежелание играть со сверстниками,
  • нежелание общаться со взрослыми,
  • недоразвитие или отсутствие речи.

Если ребенок ведет себя определенным образом (а тем более в его поведении отмечаются сразу несколько специфических черт), то с большой долей вероятности ему может быть установлен диагноз «аутизм». И при этом неважно, какая именно патология лежит в основе такого поведения, диагноз зачастую устанавливается, не учитывая причины возникновения патологии.

Несмотря на то, что в современной медицине и коррекционной педагогике есть большое количество диагностических методик и алгоритмов, ситуации «подмены» одного нарушения другим случаются нередко.

РАС и РДА – не одно и то же.

Прежде всего, уже внутри самой категории «аутизм» недопустимо использование знака равенства между диагнозами РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра).

РДА имеет, минимум, три или четыре признака из всей симптоматики аутистического спектра. Как правило, это трудности взаимодействия с другими людьми, даже самыми близкими, а также невозможность выражения собственных эмоций. Речь таких детей также имеет свои характерные черты: эхолалии, аграмматизмы, отсутствие местоимений, штампованность, интонационная монотонность. Если такие дети и начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой.

РАС , на первый взгляд, проявляется очень похожими чертами. Но при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Несмотря на то, что РАС и РДА имеют похожие проявления, они абсолютно различны в части самой природы нарушения. В отличии от РДА, РАС не является самостоятельным заболеванием как таковым, и всегда является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка, особенностям психического статуса или генетическим нарушением. То есть РАС как самостоятельное проявление, без какой-либо причины, существовать не может. И фатальная ошибка диагностирования может стать основанием того, что РДА будет приписан тем детям, которые на самом деле аутизмом не страдают.

РАС также можно «спутать» с алалией или мутизмом. Действительно, в определенном возрасте эти нарушения достаточно схожи по своим проявлениям. Начиная с 4-4,5 лет, сенсорная алалия может выглядеть подобно аутистическому спектру. Почему так происходит?

В основе мутизма лежит классический невроз. Физически здоровый ребенок без каких-либо органических патологий и отклонений в интеллектуальном развитии — не говорит: не отвечает на вопросы, не показывает свою способность говорить в принципе. Выглядит это так, словно ребенок сознательно «дал обет молчания».

Чаще всего, состояние мутизма появляется у обидчивых, чувствительных и ранимых детей. Но и позитивный, открытый ребенок может замкнуться и замолчать, если ему пришлось столкнуться с неожиданным раздражителем: психотравма, неожиданный испуг, резкая смена окружающей обстановки. Различают тотальный мутизм (ребенок не говорит ни при каких обстоятельствах), избирательный (проявляется только в определенных местах или с отдельными людьми), фобический (ребенок боится выглядеть неприглядно) и депрессивный (на фоне общего снижения активности, мрачности).

[3]

Очень важно понимать, что при всей внешней схожести симптомов, все это абсолютно разные заболевания. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит, в первую очередь, от того, насколько верно установлен диагноз.

Сенсорная алалия – нарушение с аутоподобными проявлениями.

Сенсорная алалия проявляется нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Ребенок не понимает обращенной речи. Если объяснять на простом языке, у ребенка-алалика нарушено восприятие речи – речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов, все фонемы сливаются в одну. Он не может воспринимать обращенную к нему речь и, как следствие, не понимает самого смысла вербального общения. В конце концов он привыкает обходиться без речи.

Таким образом алалия «маскируется» под РАС. Поведение ребенка приобретает аутоподобные черты, а именно все те же: проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, нежелание играть со сверстниками и общаться со взрослыми и т.д.

И в случае сенсорной алалии, и в случае расстройства аутистического спектра обязательно будет присутствовать органическое поражение центральной нервной системы. Но структура дефекта при РАС будет принципиально отличаться от алалии.

Аутизм – медицинский диагноз и ни в коем случае не может быть установлен только логопедом.
Существует множество органических заболеваний, которые имеют схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно дифференцировать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция. К сожалению, не всегда один невролог (или один психиатр) в одиночку может оценить уровень высших психических функций.
Диагноз аутизм (или до определенного возраста РДА) обязательно должен быть предустановлен комиссией врачей и коррекционных специалистов. При подозрении на аутизм рекомендовано пройти всестороннее обследование у профильных врачей.
Родителям очень сложно пройти всех врачей и инициировать их совместное обсуждение для вынесения единого решения.
В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» разработана программа всестороннего глубого анализа нарушений аутистического спектра. Пять высококвалифицированных специалистов – детский невролог, детский психиатр/психоневролог, врач-генетик, нейрореабилитолог, логопед-дефектолог в результате коллегиального обсуждения выносят единый согласованный диагноз.

Методика рассчитана на детей от 2,5 до 12 лет.

Консультация детского невролога

Врач-невролог определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы.

Невролог экспертного класса определит, какова первопричина – неврологическое нарушение и, как возможное следствие, приобретенный аутистический спектр или психиатрическая/ генетическая патология.

ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга. ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания (например, эписиндром). Также врач-нейрофизиолог анализирует когерентность – показатель эффективности функционирования определенных зон мозга.

Консультация детского психиатра/психоневролога

Врач-психиатр определяет психический статус пациента и проводит систематизацию выявленных феноменов, их психопатологическую классификацию для целостного анализа.

Консультация логопеда-дефектолога

Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Совместное заключение логопеда-дефектолога и нейропсихолога

На заключительном этапе консилиум специалистов коллегиально проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляют единое заключение с назначением и разработкой маршрута коррекции.

На совместном консилиуме врачей, участвовавших в обследовании, происходит коллегиальное обсуждение пациента, формирование клинического и педагогического заключений. Родители получают расширенный документ, описывающий структуру нарушения, причину возникновения и индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.

Читайте так же:  Аутогенная тренировка

Повторная консультация невролога (очная/Skype-консультация)

На заключительном этапе невролог проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляет единое заключение с назначением лекарственной терапии и коррекционными занятиями.

Стоимость программы «Аутизм: комплексная диагностика»: 16.500 рублей

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом «Открытый мир» .

Нейропсихологическая диагностика ребенка с ранним детским аутизмом.
статья на тему

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.

Вложение Размер
e.e._shipilina_statya.docx 19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Е. Шипилина, педагог-психолог

МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Надежда», г. Вельск

Нейропсихологическая диагностика ребенка с ранним детским аутизмом.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.

Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г., когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром. Распространенность РДА достаточно высока, данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Для такого нарушения психического развития, как детский аутизм характерно затруднение в формировании эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего с человеком; характерно отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, что препятствует его социальной адаптации.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть, в условиях своевременной диагностики и начала коррекции, большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми. Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.

Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка. Для адекватной коррекционной работы, которая дает возможность адаптации аутичного ребенка в социуме, необходимо также знание и о его нейропсихологическом статусе, который показывает совокупное состояние высших психических функций и поведения аутичного ребенка в зависимости от функциогенеза (функционирования) различных зон головного мозга.

А.Р.Лурия (1973) была предложена общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

  • I-й блок — энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга;
  • II-й блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
  • III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Любая сознательная деятельность всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление.

Центральная задача нейропсихологического исследования – определение качественной специфики нарушения. Качественный анализ нарушения психической функции («качественная квалификация» симптома) проводится с помощью специального набора методик — Луриевских проб с опорой на клинические данные.

Необходимость начальной коррекционной работы до проведения обследования аутичных детей продиктована тем, что затрудненность коммуникативного контакта с такими детьми может давать искажение результатов проводимых проб. Детский аутизм это такая аномалия психического развития, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов, характерно нарушение общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, поэтому начальный коррекционный курс предполает работу по установлению более полноценного эмоционального контакта с аутичными детьми, что в дальнейшем позволило провести диагностическое нейропсихологическое обследование наиболее эффективно.

Нейропсихологическая диагностика осуществляется на многомерной, индивидуально-факторной основе, при которой необходимо учитывать единство (взаимосвязь, взаимообусловленность) качественных и количественных подходов. Являясь многомерным и много аспектным, нейропсихологическое исследование заключается в оценке состояния ВПФ, особенностей функциональной асимметрии полушарий и познавательных процессов.

Нейропсихологическому исследованию предшествует знакомство с историей болезни, краткая беседа с родителями для получения предварительной информации о речевом статусе ребенка, о право-леворукости, его эмоционально-эксперссивных особенностях, уровне осознания болезни, отношения к ней.

[1]

Темп предъявления проб и заданий – индивидуальный; учитывается длительность латентного периода перед выполнением пробы, затруднения при включении в действие и необходимость дополнительной стимуляции, импульсивность, нарушение произвольного внимания, его истощаемость и т.д.

В схему нейропсихологического исследования, разработанную А.Р.Лурия, также входят патопсихологические методики на исследование внимания, памяти, мышления, которые могут быть полезны для уточнения особенностей нарушения психической деятельности.

При работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (механизмом чего является наработка корково-подкорковых связей), работа с мотивационной сферой (от присоединения психологом к стереотипным, предпочитаемым ребенком эмоциональным выборам до расширения зоны эмоционального реагирования) значительно повышает эффективность психологических воздействий на обследуемых детей.

Диагностируются следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм:

  1. Дисфункция лобных долей.
  2. Дисфункцией диэнцефальных отделов мозга.
  3. Функциональная недостаточность третичной коры зоны ТПО – зоны перекрытия височной, теменной и затылочной коры.
  4. Симптомы нарушения корково-подкорковых связей: импульсивность, значительная неустойчивость внимания, большие затруднения при работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (дыхательных, глазодвигательных, языкодвигательных и моторных актов).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом аутизм, позволяет говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сделать некоторые выводы, итак:

  1. У детей с диагнозом ранний детский аутизм при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации.
  2. У детей с диагнозом ранний детский аутизм явно выраженные психологические корреляты нарушения корково-подкорковых связей.
  3. По данным исследования имеют место следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом аутизм: дисфункции лобных отделов головного мозга, зоны ТПО и диэнцефальных отделов головного мозга.

Сопоставляя выделенные в результате исследования данные об общих особенностях протекания высших психических функций с особенностями функционирования структур мозга, делаем вывод, что:

  1. Имеющая место дисфункция диэнцефальных отделов выражена наиболее ярко и обуславливает базисные нарушения в психической деятельности аутичных детей.
  2. Дисфункция лобных отделов носит вторичный характер, при этом функция произвольности и программирования нарушается опосредованно нарушениям мотивационной сферы.
Читайте так же:  Профессиональное самоопределение

Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

В 1978 г. М.Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это:

особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;

задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;

проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.

Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены. Основной акцент необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей и других представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности.

Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о его возможностях как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия. Такими параметрами являются:

более приемлемая для ребенка дистанция общения;

излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе;

способы обследования окружающих предметов;

наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

используется ли речь и в каких целях;

поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.

Без определения доступного для ребенка с РДА уровня взаимодействия с окружением невозможно правильно построить методику и содержание комплексного коррекционно-развивающего воздействия. Подход к решению задач восстановления аффективной связи такими детьми может быть выражен следующими правилами:

Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию.

Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровнем в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.

Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляпии ребенка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентность.

Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости — доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него.

Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте может быть очень длительной, но ее нельзя форсировать.

Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное явное обращение ребенка к другому, можно начинать пробовать усложнять формы контактов.

Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены, и он не останется «безоружным» в общении.

Усложнение форм контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру существующих форм.

Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.

Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок он становится более раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.

При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой». (Лебединский В. В. Никольская О. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990. — С. 89-90.)

Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, в систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т. е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.

«. Установление контакта. Несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении всех детей, прошедших игротерапию, на первых сеансах выделяется нечто общее. Детей объединяет отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от контактирования с экспериментатором, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим для установления контакта прежде всего было необходимо создать условия для ослабления или снятия тревожности, страха, внушить чувство безопасности, продуцировать стабильную спонтанную деятельность доступного ребенку уровня. Устанавливать контакты с ребенком необходимо только в доступной по возможности деятельности.

Методические приемы, применяемые на первом этапе игротерапии. Первостепенное значение придавалось тому, что больные дети, будучи неспособными к общению на нормальном для их возраста уровне, обнаруживали сохранность ранних форм воздействия. Поэтому на первом этапе коррекционной работы выявлялись эти сохранные формы контактов, и общение с ребенком строилось на их основе.

. В результате проведения игровых занятий в ряде случаев удавалось существенно изменить поведение детей. Прежде всего это выражалось в отсутствии всякого опасения или страха. Дети чувствовали себя естественно и свободно, становились активными, эмоциональными». (Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980. — С. 87 — 99 )

Специфическим методом, зарекомендовавшим себя в качестве эффективной методики по преодолению основных эмоциональных проблем при аутизме, является так называемый метод «холдинг-терапии» (от англ. hold — держать), разработанный американским врачом М.Велш. Суть метода состоит в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко удерживает, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит ей в глаза. Процедура может занимать до 1 ч времени. Этот метод своего рода толчок к началу взаимодействия с окружающим миром, снижению тревоги, укреплению эмоциональной связи ребенка с матерью, именно поэтому психолог (психотерапевт) не должен осуществлять процедуру холдинга.

Родители аутичных детей сами часто нуждаются в психотерапевтической помощи. Так, отсутствие у ребенка выраженного стремления к общению, избегание глазного, тактильного и речевого контактов могут сформировать у матери чувство вины, неуверенность в возможности осуществить свою материнскую роль. В то же время мать обычно выступает в качестве единственного человека, через который организуется взаимодействие аутичного ребенка с окружающим миром. Это приводит к формированию повышенной зависимости ребенка от матери, что вызывает у последней тревогу относительно возможности включения ребенка в более широкий социум.

Аутичного ребенка приходиться учить практически всему. Содержанием занятий может быть обучение коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. В начальной школе это — чтение, природоведение, история, потом предметы гуманитарного и естественного циклов.

Особенно важным для такого ребенка являются занятия литературой, сначала детской, а потом классической. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира аутичными детьми. Чем больше такой ребенок усваивает различных навыков, тем более адекватной, структурно разработанной становится его социальная роль, в том числе и школьное поведение. Несмотря на важность всех школьных предметов, программы подачи учебного материала должны быть индивидуализированы. Это обусловлено индивидуальными и часто необычными интересами таких детей, в некоторых случаях их избирательной одаренностью.

Читайте так же:  Примеры и способы избавления от компульсивного поведения

Физические упражнения могут поднять активность ребенка и снять патологическое напряжение. Такому ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной форме. Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте тоже могут много сделать для адаптации такого ребенка к школе. Прежде всего именно на этих уроках аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат.

Аутизм у детей признаки, симптомы, диагностика, лечение

Аутизм у детей — это комплексное нарушение развития, которое должно проявится в раннем возрасте. Как правило, это первые 3 года жизни ребенка и оно обусловлено нарушением функционирования нервной системы.

Все признаки аутизма в этой статье описаны лишь в ознакомительных целях. Точный диагноз может поставить лишь квалифицированный врач после диагностики ребенка. Поэтому, не стоит принимать всю нижеизложенную информацию за истину в последней инстанции.

Аутизм у ребенка

Согласно современным представлениям аутизм это генетическая предрасположенность, которая следует за ребенком от родителей, либо возможны варианты генетической поломки у конкретного ребенка без унаследования. Но тут следует сделать акцент на том, что это склонность, которая может проявиться под влиянием внешних факторов. Такими факторами является, наличие в семье родственников не только с аутизмом, но и с другими психическими расстройствами, например с шизофренией.

Это в принципе отягощенность семейного анамнеза по шизофрении и другим психическим расстройствам. Кроме того в группу риска попадают дети, которые родились недоношенными, также если возраст родителей превышает 40 лет. Также в группу риска попадают люди проживающие в крупных мегаполисах, имеется ввиду загрязнённость окружающей среды разнообразными тяжелыми металлами и любыми вредными веществами. Это именно те факторы которые дают генетической программе реализоваться.

Риск развития аутизма у ребенке

На сегодняшний день методик прогнозирования аутизма у еще не рожденных детей, не существует. Все программы ранней диагностики предусматривают возможность выявления аутизма у ребенка с 18 месяцев.
На перед вы этого знать не можете и ребенок с аутизмом может родится в любой семье. То-есть раса, социальная принадлежность, способы воспитания ребенка не имеют существенного влияния.

Симптомы аутизма у детей

Согласно нынешней классификации с 2013 года критериями постановка диагноза аутизм являются две группы:

  • Нарушение социальной коммуникации

Известно, что дети с аутизмом имеют нарушения связанные с развитием речи, то-есть это как отсутствие речи, так и отставание в развитии или несоответствующее функционирование. Например ребенок может цитировать огромные диалоги из фильмов, из мультиков, из рекламы, но пообщаться с ребенком вы не можете. Он не сможет сказать как его зовут, сколько ему лет, где он живет.

Дети с аутизмом избегают общения с людьми, не потому, что это им не нужно, а потому, что они не знают как взаимодействовать с окружающими. Они не умеют считывать эмоции по лицу, их надо специально этому обучать.

  • Повторяющиеся формы стереотипного поведения

Очень часто у детей с аутизмом присутствуют такие стереотипии как махание руками, кручение на месте, подпрыгивание. По теперешним представлениям эти стереотипии это механизмы саморегуляции, ребенок таким образом приводит свое состояние более или менее в равновесие.

Стереотипии не нужно стараться ликвидировать, так как они помогают ребенку.
Кроме таких явных поведенческих моментов это может быть однотипность в пристрастиях в еде, к расположению предметов, к определенным маршрутам. К примеру если вы передвинете какой-либо предмет в комнате ребенка это может вызвать бурные негативные эмоции.

Как часто встречается аутизм

Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.

И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.

Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр.

На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).

Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).

Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить. Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.
Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон.

Аутизм признаки у ребенка

Важно понимать, что ребенок с аутизмом выглядит обычно, то-есть пока не проявились поведенческие моменты, проблемы в общении, вы можете и не заподозрить, что у ребенка есть аутизм.

  • Нарушено социальное взаимодействие

Степень нарушения зависит от степени тяжести аутизма. В тяжелых случаях ребенок вообще не общается с окружающими, не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, лицо не выражает эмоций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важным признаком аутизма является отсутствие эмоций, вспомните приводить ли когда нибудь, что нибудь ребенка в восторг, вызывало смех, улыбку, если вы упали пытается ли ребенок вас пожалеть, видно ли по нему, что он переживает за вас.

  • Умение просить важный базовый коммуникативный навык, нормальная реакция просить, считается указанием жестом на желаемую вещь или просто позвать маму. Просьба в виде толкания взрослого к нужному предмету, не считается нормальной.

    Читайте так же:  Как распознать симптомы термоневроза у детей

    Типичная реакция на окружающих, особенно на новых людей, это избегание иногда это интерпретируют как крайнюю степень стеснительности, которая однако с возрастом не снижается.

    Анализ зрительного контакта особенно важен в детском возрасте, нормальным считается взгляд ребенка глаза в глаза, если ребенок проводит взглядом мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь к себе внимание, это может быть проблемой.

    Навыки игры со сверстниками — аутичные дети, как правило, не играют с другими детьми, им более важны игрушки, которые они беззастенчиво могут отобрать у других детей или беганье по кругу или просто наблюдение из далека.

    Задержка речевого развития

    Для аутичных детей характерна задержка речевого развития. Дети точно должны в 2,5 года иметь в своем обороте десятки слов. В 3 года ребенок должен уметь составлять и говорить предложениями.

    Ряд родителей до последнего отрицают наличие проблем, аргументируя тем, что ребенок произносит очень сложные фразы услышанные от взрослых или по телевизору. Это на самом деле может быть отраженная речь, то-есть бессмысленное повторение, это никак нельзя назвать нормальным развитием речевого аппарата.

    В более взрослом возрасте речь ребенка более быстрая, сбивчивая, при общении тяготеют перебивать и скатываются к волнующей теме, не имеющей отношения к текущей беседе. К сожалению порядка 1,3 аутичных детей вообще не пользуются речью.

    Желание разложить все по порядку

    Все мы с детства играем в пирамидки, пожалуй это самая распространенная детская игра. Задача данной игры выстроить элементы пирамидки в нужный порядок, но у аутичных детей часто наблюдается пристрастие выкладывать в определенном порядке игрушки и предметы не предусмотренные для такого порядка. Еще пример, ребенка интересует не сама игрушка, в виде машинки, как нечто целое, а колесико от машинки, которое хочется крутить часами. Это все нарушения принципа связывания, в мозге. Мозг не способен разложить все по полочкам и поэтому фокусируется на отдельных детальках.

    Стойкие привычки также являются визитной карточкой аутизма, например привычка к одному типу еды.

    Лечение аутизма

    Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.

    При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.
    Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.

  • Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.

    Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.

    В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться. Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения. Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.

    Поведенческая терапия для детей-аутистов

    Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:

    [2]

    • Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов, помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
    • Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
    • Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
    • Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.

    Аутичные дети в школе

    Дети с аутизмом сталкиваются со многими проблемами в школе, но цель терапии внутри и вне класса состоит в том, чтобы помочь им быть успешными в школьной работе и со своими сверстниками.

    Объединение детей с аутизмом с нормально развивающимися детьми очень полезно для их развития, если учителя и сверстники также получат некоторые рекомендации. Чтобы помочь в этом, команда профессионалов, включая родителей, педагогов и терапевтов, разрабатывает индивидуальную программу обучения для каждого ребенка, которая определяет, какие изменения и вмешательства необходимы в течение школьного дня. Программа регулярно пересматривается, чтобы убедиться в ее актуальности.


  • Лекарства для детей с аутизмом

    В настоящее время нет лекарств, которые могут вылечить аутизм. Вместо этого родители и врачи могут использовать различные препараты для лечения некоторых симптомов аутизма, таких как гиперактивность, а также связанные с ними состояния, которые влияют на качество жизни, такие как нарушения сна или желудочно-кишечный дискомфорт. Лекарства используются главным образом для лечения поведенческих нарушений, связанных с аутизмом, включая возбужденное состояние, импульсивность, беспокойство и повторяющееся поведение.

    Медикаменты следует принимать, когда такое поведение достаточно разрушительно, и оно мешает способности ребенка находиться в школьных, социальных или домашних условиях. Лекарства, которые используются для лечения симптомов аутизма, включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, стимуляторы, противоопухолевые препараты, трициклические и антипсихотические средства.

    Решение о том, какие лекарства подходят, зависит от имеющихся симптомов у аутичного ребенка. Может потребоваться некоторое время, чтобы найти правильную комбинацию методов лечения для каждого ребенка. Есть надежда, что при лечении все дети с аутизмом могут получить помощь и лучше ориентироваться в своем мире.

    Аутизм у детей — Школа доктора Комаровского (Видео)

  • Источники


    1. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.

    2. Выжутович, В. В. Принимаю решение / В.В. Выжутович. — М.: Издательство политической литературы, 2015. — 256 c.

    3. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.
    Детский аутизм — диагностика
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here