Диагностика депрессии шкала аарона бека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Диагностика депрессии шкала аарона бека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Тест-опросник депрессии Бека

Тест-опросник депрессии Бека

Инструкция

В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения.

Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

Депрессия – очень распространенное явление в наши дни. По статистике этим недугом страдает около 35% населения, при этом лишь половина и хочет с ним бороться и знает как.

Иногда бывает очень сложно определить депрессию. Во-первых, симптомы и признаки могут соответствовать другим заболеваниям. Страдающие депрессией уверены, что отсутствие красок в жизни — это банальное переутомление, а соматические проявления списывают на хронические нарушения в организме. Но психическое состояние при этом ухудшается ежедневно. Во-вторых, не многие могут выделить время для посещения специалиста, а выявить наличие прогрессирующей депрессии без его помощи не могут.

Шкала депрессии Бека

С этой проблемой можно бороться с помощью специальных тестов и опросников. Одним из самых актуальных и полных, на данный момент, способов выявления заболевания является тест — шкала депрессии Бека, пройти который можно здесь (это займет всего несколько минут).

А.Т.Бек – профессор психиатрии, автор многих трудов в этой области. Именно он создал психотерапию когнитивного характера и предположил, что все психологические проблемы не что иное, как ошибки мышления.

Тест на депрессию, предложенный Беком, имеет в основе самые распространенные признаки и симптомы депрессии, выбранные и сгруппированные благодаря кропотливой работе многих ученых-психотерапевтов. Симптомы были определены на основании тех жалоб, которые озвучивали больные, затем данные сравнивались с клиническим описанием депрессии.

Опросник состоит из 21 группы утверждений, при этом они составлены в порядке увеличения своего вклада в общий уровень депрессивного состояния. Сама шкала была составлена ученым в 1961 году, однако после она неоднократно пересматривалась и изменялась в соответствии с Руководством по диагностике и статистике психических расстройств. Последний раз опросник обновлялся в 1996 году.

Методика оценивания

Психологический опросник Бека содержит в себе утверждения, описывающие в себе такие клинические симптомы депрессии как: подавленное настроение, пессимистический взгляд на мир, признаки чувства несостоятельности, неудовлетворенности, чувство вины с последующим наказанием, нарушение социальных связей, работоспособности, сна, аппетита, либидо, повышенная утомляемость и потеря веса, раздражительность, слезливость и мысли о суициде.

Помимо этого тест на депрессию разделен на 2 шкалы:

  • Группы утверждений с 1 по 13 указывают на возможность личности изменять свое поведение в зависимости от ситуации, но вполне предсказуемым способом (когнитивно-аффектная субшкала).
  • Группы утверждений с 14 по 21 направлены определить физические (соматические) проявления болезни.

Выбрать соответствующие состоянию утверждения следует здесь, затем нужно оценить результаты. Заполнив опросник, надо подсчитать количество баллов. Всего их может быть 63 и это максимальное значение свидетельствует про наличие тяжелой степени депрессии.

  • Не более 9 – депрессии нет,
  • 10-15 — легкий уровень депрессии (субдепрессия),
  • 16-19 — умеренная депрессия,
  • 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести),
  • 30-63 — тяжёлая депрессия.

Причем перед тем как пройти опросник, важно сосредоточиться и напрячь память, так как определение подходящих утверждений происходит на основании своих ощущений в течение последней недели.

Существует упрощенная шкала депрессии Бека, которая используется для оценки уровня депрессии у подростков. Максимальное количество баллов – 39 и значат они следующее:

  • До 9 – депрессии нет,
  • 10-19 – субдепрессия;
  • 23 и выше – тяжелая депрессия.

Что значат результаты

Если для взрослого человека субдепрессия – не повод бить в колокола, то для подростка все, что выше 19 баллов – критическое состояние, требующее немедленного посещения специалиста. Опросник лишь помогает установить наличие и уровень депрессии, но только специалист, выявив симптомы, определит истинные причины ее возникновения и поспособствует излечению.

Выявленная тяжелая депрессия требует и психотерапевтического и медикаментозного лечения

Высокий балл – признак наличия депрессии, в период лечения количество баллов должно постепенно снижаться и стремиться к 0. В психотерапии считается полным выздоровлением снижение уровня депрессии по шкале Бека до 10 баллов.

Очень важно периодически выполнять самообследование, тем более, когда онлайн сервис способствует быстрому прохождению тестирования. Важно своевременно выявить болезнь и начать с ней бороться. Тяжелая стадия приводит к необратимым последствиям: потеря здоровья, расставание с друзьями, тревога за здоровье больного близких людей.

Шкала депрессии Бека

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI) предложена американским психиатром Аароном Т. Беком (Aaron T. Beck) в 1961 году. Переработанный вариант BDI-1A был опубликован в 1978, последняя версия BDI-II датируется 1996 годом. Методика разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб.

Пройти тест депрессии Бека BDI-1A, 21 вопрос

Пройти подростковый тест депрессии Бека, 13 вопросов

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Е. П. Ильин
• Эмоции и чувства
СПб.: Питер, 2011, ISBN 978-5-4237-0059-1

В книге изложены теоретические и методологические вопросы изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание уделено анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях. Научное содержание почти всех глав второго издания расширено с учетом отечественных и зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет.

Читайте так же:  Причины конфликтов

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов вузов.

Тест по шкале депрессии Бека (BDI)

Депрессию называют настоящим бичом нашего времени. По последним данным, около 15 процентов мужчин и 30 процентов женщин страдают от разнообразных депрессивных проявлений. Поскольку психотерапевты различают огромное множество видов этого заболевания (от лёгкой ситуативной до Большой Клинической), существует острая необходимость в достоверном психологическом инструментарии, позволяющем не только установить наличие депрессивного состояния, но также определить вид и степень его выраженности.

Описание теста

Одним из достоверных тестов на депрессию является шкала депрессии Бека. Созданный ещё в 1961 году, тест Бека и сегодня считается одним из наиболее профессиональных вопросников, позволяющих достоверно установить уровень депрессии. Разрабатывая этот тест, Аарон Бек основывался на клинических наблюдениях за депрессивными больными. После нескольких лет клинических наблюдений ему удалось выделить наиболее часто встречающиеся признаки разнообразных видов этого заболевания.

В оригинальном варианте этой этого теста испытуемому предлагается специальная шкала с 21 признаком депрессивных состояний. Все эти состояния ранжированы по уровню проявлений, поэтому шкала Бека позволяет не только установить наличие депрессивного состояния, но и определить степень его тяжести. Помимо этого, оригинальный тест на депрессию Бека содержит две субшкалы: шкалу соматических проявлений депрессивного состояния (пункты 14-21) и аффективно-когнитивную шкалу (пункты 1-13). Эти субтесты позволяют довольно достоверно определить вид депрессии.

Диагностическое заключение основывается на результатах субъективной оценки своего состояния самим испытуемым. Он сам работает с тестом, проставляя напротив каждого признака (вопроса) оценку от 0 до 3. После заполнения бланка психотерапевт подсчитывает общее количество баллов, а затем сравнивает полученные результаты с предлагаемой интерпретацией теста. Общая сумма баллов варьируется от о до 63, причём чем выше балл, тем тяжелее у конкретного человека проявляется это психическое заболевание.

Шкала бека для самооценки тяжести депрессии

Шкала депрессии Бека является эффективным инструментом диагностики и самодиагностики депрессивных состояний у взрослых и подростков.

Содержание

Этот тест разработан в середине прошлого века Аароном Беком, американским психологом, и часто используется для самооценки тяжести депрессии.

Шкала депрессии Бека. Описание методики ↑

Разработка теста была осуществлена на основе клинических наблюдений, выявивших основные симптомы депрессии и зафиксировавших наиболее частые жалобы пациентов. Тест несколько раз корректировался, одна из его последних версий вышла в 1996 г. Первая публикация опросника состоялась в 1961 г.

Тест Бека используют не только для оценки состояния взрослых, но и для диагностики депрессии у подростков от 13 лет. Для подростков существует адаптированный вариант опросника.

Шкала депрессии Бека помогает оценить динамику депрессивных расстройств, что позволяет применять тест для оценки качества проводимого лечения.

Процедура проведения ↑

Первоначально тестирование осуществлялось в присутствии эксперта, зачитывавшего формулировки утверждений. Пациенту выдавалась копия опросника, но отвечал он устно.

Экспертом также учитывались дополнительные показатели (анамнез, уровень интеллектуального развития обследуемого и т.д.). Сейчас процедура прохождения теста значительно упрощена.

Бланк теста состоит из 21 группы утверждений, каждая из которых содержит фразы, либо маркированные цифрами от 0 до 3, либо не маркированные (в этом случае расстановка баллов осуществляется после прохождения теста).

Из каждой группы следует выбрать одно утверждение, точнее всего отражающее состояние человека, проходящего тест, на момент тестирования и в течение недели. В каждой группе фразы расположены в порядке увеличения степени проявления признака. Некоторые категории включают альтернативные пункты, которые одинаково оцениваются.

Прежде чем выбирать то или иное утверждение, необходимо ознакомиться со всеми вариантами, представленными в группе.

В версии 1996 г. каждая группа утверждений имеет название. Ранее они не были включены в тексты опросников. Оценивается аппетит, сон, утомляемость, беспокойство, самообвинение, наличие суицидальных тенденций и так далее.

Как развить память и внимание? Читай статью.

Сделано уточнение, что в случае, если в одной группе кажутся верными несколько утверждений, выбирать нужно последний пункт. В предыдущих версиях допускался выбор всех подходящих утверждений. Формулировки фраз также подверглись переработке.

Обработка и интерпретация результатов ↑

Взрослый вариант опросника

Обработка полученных результатов может осуществляться как психологом, так и самостоятельно.

Суммируется общее число баллов по всем симптомам, и на основе получившегося числа дается оценка тяжести депрессии:

  • если баллов меньше девяти — диагностируется отсутствие депрессии;
  • 10-15 баллов — легкая депрессия;
  • 16-19 баллов считается уровнем умеренной депрессии;
  • 20-29 — средняя, выраженная депрессия;
  • 30 баллов и выше — тяжелая депрессия.

Легкую депрессию можно откорректировать без помощи лекарств: хорошо помогает музыка, книги, общение. Часто при терапии легкой депрессии используется когнитивный подход.

Сумма баллов выше восемнадцати уже может служить показанием к клиническому лечению. Чем сумма выше — тем желательнее не просто принимать антидепрессанты, но и принять решение о госпитализации.

Кроме общего количества баллов, можно рассчитать выраженность симптомов депрессии в двух субшкалах: когнитивно-аффективной (пункты 1-13) и в субшкале соматических проявлений депрессии (пункты 14-21).

Читай о методах развития креативности в статье.

Как манипулировать любимым мужчиной? Читай далее.

Вариант для подростков

В этом варианте уровень депрессии по шкале бека оценивается тем же способом, что и в предыдущем. Сами формулировки опросника изменены: например, группа утверждений «Потеря интереса к сексу» была вычеркнута, появились утверждения, связанные с оценкой собственной внешности.

Результаты варианта для подростков интерпретируются следующим образом:

  • удовлетворительное эмоциональное состояние — до 9 баллов;
  • легкая депрессия — 10-19 баллов;
  • умеренная депрессия — 19-22 балла;
  • тяжелая депрессия — выше 23 баллов.

[2]

Шкала депрессии Бека доказала свою эффективность для оценки тяжести депрессивных состояний. Исследования проводились в англоязычных и немецкоязычных странах. Данный тест можно применять в совокупности с другими, служащими уже для измерения отдельных аспектов депрессивных расстройств.

Читайте так же:  Головная боль напряжения

Видео: 8 шагов: «Как противостоять стрессу и избавиться от депрессии»

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Шкала депрессии Бека

Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии.

Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

«В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали на этой неделе или сегодня. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе»

Обработка и интерпретация результатов

При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.

Общий балл
0-9 – отсутствие депрессивных симптомов
10-15 – легкая депрессия (субдепрессия)
16-19 – умеренная депрессия
20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести)
30-63 – тяжелая депрессия

Субшкалы
Пункты 1-13 – когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
Пункты 14-21 – субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Отдельные симптомы
Также возможно оценить отдельно выраженность 21 симптома депрессии:

  1. Настроение
  2. Пессимизм
  3. Чувство несостоятельности
  4. Неудовлетворенность
  5. Чувство вины
  6. Ощущение, что буду наказан
  7. Отвращение к самому себе
  8. Идеи самообвинения
  9. Суицидальные мысли
  10. Слезливость
  11. Раздражительность
  12. Нарушение социальных связей
  13. Нерешительность
  14. Образ тела
  15. Утрата работоспособности
  16. Нарушение сна
  17. Утомляемость
  18. Утрата аппетита
  19. Потеря веса
  20. Охваченность телесными ощущениями
  21. Утрата либидо

Депрессия, или Туда и обратно

Аарон Бек. Автор Шкалы депрессии Бека.

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI) – была разработана и опубликована в 1961 году доктором Аароном Т. Беком и его коллегами (An Inventory for Measuring Depression; Beck, Ward, Mendelson, Mock, & Erbaugh, 1961)

    Печатный экземпляр: Скачать бланк шкалы депрессии Бека в PDF:

Шкала депрессии Бека была разработана для количественной оценки интенсивности депрессии. Такая оценка позволяет объективно отслеживать происходящие с течением времени изменения и может быть использована для оценки эффективности того или иного вида лечения. (Результаты вашего онлайн теста и его интерпретация будут храниться на уникальной, сформированной только для вас, странице. Добавьте ее в закладки, чтобы иметь возможность поделиться полученными данными со специалистом или проверить динамику своего состояния позднее.)

Шкала остается широко используемой – в 1998 году она использовалась в более чем 2000 эмпирических исследованиях. Шкала Бека была переведена на несколько европейских языков, а также на арабский, китайский, японский и персидский.

Шкала Депрессии Бека — интерпретация результатов:

Шкала депрессии Бека состоит из двадцати одного вопроса, каждый из которых включает в себя четыре альтернативных утверждения, оцениваемых, в порядке возрастания интенсивности проявления, от 0 до 3. В утверждениях выражаются чувства, общие для депрессии (например: вина, низкая самооценка и суицидальные мысли).

Полученный суммарный результат определяет степень депрессии следующим образом:

Прежде чем пройти онлайн тест:

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждую группу утверждений и, затем выберите одно утверждение в каждой группе, которое наилучшим образом описывает то, как вы себя чувствовали в течение последней недели, в том числе и сегодня. Если несколько утверждений в группе одинаково хорошо описывают ваше состояние, выберите нижнее утверждение для этой группы.

Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии.

Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии.

Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

Далее приведена созданная Аароном Беком Когнитивная терапия, в которой он описывает причины, симптомы депрессии и возможные способы избавления от нее.

Инструкция.

В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

Стимульный материал.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обработка результатов.

Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.

Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Интерпретация (ключ) теста Бека.

Результаты теста интерпретируются следующим образом:

  • 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов
  • 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)
  • 16-19 — умеренная депрессия
  • 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)
  • 30-63 — тяжёлая депрессия
Читайте так же:  Советы парням как первым начать разговор с девушкой

Также в методике выделяются две субшкалы:

  • Пункты 1-13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
  • Пункты 14-21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Когнитивная терапия Бека. Как выйти из депрессии.

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В «когнитивную триаду депрессии» входят:

— негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);

— негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

— нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

6. Преувеличение (катастрофизация)— преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

1. Сведение проблем- идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем.

Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей».

Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что. «) и неопровержимым фактом («я знаю, что. «). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

Читайте так же:  Примеры психологических тренингов для детей

4. Изменение правил регуляции правил поведения.

Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

  • 1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).
  • 2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).
  • 3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).
  • 4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).
  • 5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).
  • 6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

[1]

6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

Шкала (тест-опросник) депрессии Бека. Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии.

Шкала безнадежности Бека: суть опросника и методика проведения

Понятие и суть методики

Однако в середине ХХ века психолог Аарон Бек разработал и обосновал так называемую теорию когнитивной терапии депрессии, где доказал, что это эмоциональное и психическое состояние является следствием искажённого восприятия информации, которую человек получает из окружающей среды в течение всей жизни.

Учёный выделил так называемую когнитивную триаду депрессии – три показателя этого состояния, которые его характеризуют:

  1. Негативное представление о собственной личности, – человек чувствует себя неудачником, бесполезным человеком, которого обществу легче отвергнуть, чем принять.
  2. Отрицательный взгляд на окружающее мироздание, — индивидуум убеждён, что мир по отношению к нему враждебен и не приносит именно ему никаких удовольствий и вообще положительных ощущений.
  3. С этими выводами неизбежно соседствует кажущееся отсутствие положительных перспектив, — будущее во время депрессии представляется исключительно в черном цвете.

Таким образом, мысли (когниции) во время депрессии обрабатывают информацию, получаемую извне, очень субъективно и неверно.

Следовательно, когнитивная терапия по Беку направлена на исправление этих искажений. Их Бек назвал аберрацией.

Чтобы избавить пациента от подобного состояния, Бек предлагает следующие шаги:

  • Человек, склонный к депрессии, должен, в первую очередь, научиться обнаруживать и выделять мысли, несущие явный негативный заряд, эти мысли исследователь классифицирует, как автоматические.
  • Определяется связь между этими мыслями и последующим поведением.
  • Пациента обучают противостоять этим автоматическим мыслям и делать из них менее негативные выводы.
  • Бек сделал простой, но верный вывод: если убедить человека, подверженного депрессиям, в том, что такой взгляд на действительность не защищает его от возможных неприятностей, а, наоборот, разрушающе действует на психику, методика может стать действенной.

    Учёный пришёл к выводу, что есть несколько ложных установок, способных вызвать депрессию:

    • счастливый человек должен быть удачлив всегда;
    • мною все должны восхищаться;
    • если я не смог дойти до вершины, это крах, неудача;
    • если я чего-то не достиг, это показатель моей глупости;
    • меня кто-то не любит, – я жалкая посредственность;
    • кто-то со мной не согласен, не разделяет моих мыслей, — я неприятен этому человеку.

    Показать человеку пагубность этих установок, заменить их на позитивные или воспринимать не так однозначно – суть методики Бека.

    Когда применяется опросник?

    В детстве Аарон Бек получил тяжёлую травму головы и долго боялся её последствий или повторения.

    Читайте так же:  Как вернуть мужчину и его любовь – психологические советы

    Кроме того, мать будущего учёного очень тяжело переживала смерть дочери – сестры Аарона во время эпидемии.

    Мальчик с юных лет испытывал страхи за своё здоровье и видел депрессивное состояние близкого человека и его проявления.

    Может быть, поэтому во взрослой жизни он и решил заняться изучением невротических процессов, чтобы помочь людям избавиться от тягостных переживаний.

    Согласно теории Бека, склонность к депрессии имеет определённые степени и стадии, которые можно определить, проведя тестирование пациента.

    Учёный составил опросник, состоящий из 21 пункта, в каждом из которых человеку предлагаются различные варианты ответов. В зависимости от того, какие варианты выбирает испытуемый, и определяется степень его депрессивного состояния.

    Опросник получил название «шкала безнадёжности Бека» и несколько раз перерабатывался, но суть его оставалась единой.

    Методика применения

    В начале своего применения, в начале 60-ых годов ХХ века, шкала Бека использовалась так:

  • испытуемому зачитывались определённые вопросы;
  • он на них отвечал;
  • исследователь записывал ответы;
  • помимо содержания самого ответа, анализировалась эмоциональная реакция пациента на вопрос, время написания ответа, чёткость изложения и т д.
  • Со временем пришли к выводу, что последние факторы только отвлекают исследователя от основной цели опроса. Теперь испытуемым просто раздаются листы-опросники с различными вариантами ответов.

    На всю процедуру отводится около 20 мин, но, при некоторых сложных состояниях пациента, эти границы можно увеличить.

    Обработка и интерпретация результатов

    За каждый ответ начисляется определённое количество баллов. Рассмотрим это на 11 пункте опросника под названием «Раздражительность». Варианты предлагаются такие:

    • я не более раздражителен, чем обычно;
    • я раздражён немного больше обычного;
    • я нахожусь в этом состоянии очень часто;
    • я всегда раздражён.

    Если человек выбирает первый вариант, ему начисляется наименьшее количество баллов, если последний – наибольшее.

    Нетрудно догадаться, что именно последний вариант ответа сигнализирует о сильной и затяжной депрессии.

    Согласно шкале Бека, чем больше в итоге человек набирает баллов, тем опаснее и выраженнее у него депрессивное состояние.

    [3]

    По количеству набранных баллов оценивается степень депрессии:

    • менее 10 баллов – отсутствие депрессии, состояние нормальное;
    • от 10 до 15 – лёгкая форма;
    • 16-19 – этот уровень называется умеренным;
    • 20-29 – показатель депрессии степени тяжести;
    • выше 30 баллов – бейте тревогу, депрессия тяжёлая и затяжная.

    Первоначально Бек разрабатывал шкалу для взрослых пациентов, но сегодня её довольно результативно применяют и для подростков от 13 лет.

    Правда, используют при этом не все «взрослые» разделы, отсутствует, например, раздел об отношении к сексу.

    Соответственно, и результаты интерпретируются несколько иначе:

    • до 9 баллов говорит об удовлетворительном психико-эмоциональном состоянии подростка;
    • 10–19 – лёгкая депрессия;
    • 19-22 – умеренная;
    • выше 23 – тяжелая.

    Лёгкие формы депрессии обычно терапевтически лечению не подвергаются, для выхода из этого состояния человеку достаточно расслабиться, послушать хорошую музыку или просто съесть мороженое, если вы его любите.

    Остальные состояния, в зависимости от степени тяжести, желательно корректировать.

    Процедура проведения

    Инструкция

    «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе»

    Практическая значимость

    Шкала Безнадежности Бека измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у пациентов, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства.

    Стимульный материал

    Текст опросника

    Внутренняя структура

    Шкала безнадежности Бека (BHS) состоит из двадцати утверждений. При ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением в соответствии с предложенными вариантами ответа:

    1. Совсем неверно
    2. Скорее неверно
    3. Скорее верно
    4. Очень верно

    Теоретические основы

    В основе данного понятия как теоретического конструкта лежит когнтивная теория психических процессов, в том числе о депрессии как следствии когнитивных заблуэжений. При разработке шкалы авторы следовали концепции Stotland, в рамках которой безнадежность рассматривается как система
    когнитивных схем, общим признаком для которых является негативная окраска ожиданий относительно ближайшего и отдаленного будущего. Индивиды с высокими показателями безнадежности верят:

    • что все в их жизни будет идти не так;
    • что они никогда ни в чем не преуспеют;
    • что они не достигнут своих целей;
    • что их худшие проблемы никогда не будут разрешены.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Такое описание безнадежности соответствует третьему компоненту негативной триады когнитивной модели депрессии Бека, согласно которой депрессивное состояние определяют негативный образ себя, негативный образ своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.

    Источники


    1. Татьяна Розина Как выйти замуж за иностранца / Татьяна Розина. — М.: Алетейя, Историческая книга, 2015. — 232 c.

    2. Козлов, Н.И. На крыльях любви, или как делать семью / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2016. — 199 c.

    3. Хеллингер, Берт Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях / Берт Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 248 c.
    Диагностика депрессии шкала аарона бека
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here