Диагностика детского коллектива социометрия для младших школьников

Сегодня мы рассмотрим тему: "Диагностика детского коллектива социометрия для младших школьников" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы

Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым (Я хорошо себя вел? А вы мне поставите пятерку? Можно я переделаю работу?)

В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок (Мне учитель сказал… Нам так показывали….)

Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

У младших школьников четко прослеживается линия взаимоотношений “я и учитель”, а не линия “я и одноклассники”, что ослабляет значимость межличностных отношений. Для многих учащихся начальной школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека).

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.

При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:

изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;

изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;

определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера.

Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

Вариант 1

. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.

Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.

Вариант 2.

Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

Вариант 3.

Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

Вариант 4.

С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

Пример социометрической матрицы.

Выбирающий

Выбираемые

Число взаимных выборов

01 02 03 04 05 Александров С. 01 + + — + 3 Иванов Н. 02 + — — + 1 Ковалев В. 03 + + + — 2 Леонтьев А. 04 — — + + 2 Кузнецов М. 05 + — — + 2

Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).

Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

  • “а” — 5 баллов,
  • “б” — 4 балла,
  • “в” — 3 балла,
  • “г” — 2 балла,
  • “д” — 1 балл,
  • “е” — 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

[3]

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

Читайте так же:  Межличностные конфликты примеры и методы профилактики

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже ,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов– классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

Литература

  1. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
  2. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982
  3. Психология детства (практикум под ред. А.А. Реана) М.,2003
  4. Л.Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.,2002
  5. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство М., 1980
  6. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1978
  7. Журнал практического психолога №4. 1996 Фолиум М.,
  8. Липкина Т.Н. Самооценка младшего школьника М., 1997
  9. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997

Диагностика коллектива

I этап – диагностика исследования личности учащихся
II этап – диагностика развития коллектива
III этап – диагностика сформированности коллектива

На первом этапе — методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

для близких людей

[2]

для других людей

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

u С друзьями мне

Диагностическая методика “Золотая рыбка”.

Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”

Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Методика незаконченных предложений .

Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

Графический тест “Я – позиция”.

На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Методика “Цветик-семицветик” (составлена И.М.Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

32. Социометрия для школьников

Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.

Методику социометрии широко применяют для школьников как в начальных, так и в старших классах. Этот метод основан на воображаемом выборе, который делают все члены группы. Предлагается достаточно напряженная эмоциональная ситуация, в рамках которой участникам необходимо сделать выбор на бумаге в пользу или против некоторых членов группы. Стоит отметить, что у школьников нет как таковой совместной деятельности – чаще всего они просто учатся вместе, сидя друг с другом за партой. Поэтому им тяжело будет выбирать в своей группе лидера. Однако оценить эмоциональную атмосферу класса при помощи социометрии возможно.

Читайте так же:  Развитие ребенка по месяцам до года

Для младших школьников при проведении социометрии можно использовать следующие вопросы:

С кем бы ты хотел делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов?

Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

Кто больше всех тебе нравится в классе?

С кем бы ты хотел жить по соседству?

Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?

Проведение социометрии в любом классе является серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто не особо популярен в классе. Необходимо честно написать, кто тебе нравится, а кто нет, подписав при этом свою анкету. Лучше, если проводить методику будет опытный психолог, знакомый с классом и обстановкой в нем, ведь наверняка он уже завоевал доверие и расположение к себе школьников.

Перед началом опроса необходимо провести предварительный инструктаж. Вот один из вариантов:

«Мы часто общались с вами, пытались определить, дружный ли у вас класс, и если нет, то по какой причине. Я хочу глубже разобраться в этом. Сейчас вы получите бланки и прочтете их. Вопросы и сложные и простые одновременно – они касаются отношений между вами. Отнеситесь серьезно! Конечно, вы можете не отвечать, но так мне будет сложнее помогать вам создавать дружескую атмосферу в классе! Не забудьте подписать свои анкеты – иначе потеряется весь смысл. Я гарантирую — ваши ответы буду знать только я, они никому не попадут в руки. Ни с кем не советуйтесь, не подсматривайте ответы соседа. Мне важна личная точка зрения каждого».

При ответах на вопросы возможны варианты выбора:

количество ограничено 3-5;

разрешается полная свобода при выборе;

отвечающий расставляет всех участников по значимости.

После обработки данных составляется таблица с полученными результатами. Вертикаль будет состоять из фамилий участников группы, горизонталь – из номеров, под которыми испытуемые находятся в списке. Плюсами можно проставить, кто кого выбирает. После составляется схема наподобие мишени — социограмма, дающая наглядное представление о полученных результатах.

внутренний круг — «зона звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов;

второй круг — зона предпочитаемых. Они набрали половину или больше выборов;

третий круг — зона пренебрегаемых, оттесненных – они получили меньше половины голосов;

четвертый круг — зона изолированных – не получивших ни одного очка.

[1]

Чтобы грамотно разобраться в популярности одних и непопулярности других — социометрию необходимо проводить несколько в год, что позволит определить эффективность проводимой психологом и классным руководителем работы и подкорректировать ее в дальнейшем.

33. Методы психодиагностики готовности детей к школе. Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно. В целом на сегодняшний день определилось представление о готовности ребенка к школе как о совокупности его знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для обучения. В качестве показателей готовности наиболее часто выделяются следующие:

ѕ Общее физическое развитие.

ѕ Овладение достаточным объемом знаний(информированность).

ѕ Сформированность представлений о социальном взаимодействии, развитие некоторых привычек поведения.

ѕ Овладение связной грамматически и фонетически грамотной речью.

ѕ Развитие тонкой моторики руки, кисти, пальцев, необходимой для овладения письмом.

ѕ Сформированность желания учиться, интерес к знаниям и способам их получения.

Таким образом, в качестве основных показателен достижения ребенком готовности к обучению в школе большинство авторов выделяет различные особенности его интеллектуальной деятельности. В данном аспекте практически не затрагивались характеристики развития эмоциональной сферы, коммуникативные способности, да и практически все личностные качества. Психодиагностический комплекс позволяет выявить специфику развития Как готовности ребенка к новому этапу обучения в целом, так и отдельных ее компонентов. Содержание предлагаемых диагностических методик представлено в виде учебных заданий для самостоятельной работы ребенка. Полный комплекс включает в себя 6 заданий, каждое из которых имеет свои задачи и специфическое содержание. Первые три задания этой методики предназначены для изучения ряда компонентов готовности детей к переходу в основную школу на различном учебно-содержательном материале (математическом, вербальном, а также на заданиях комплексного учебного характера).

Социометрия для Детских садиков

Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.
После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению:
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» — 5 и более выборов; I

-«принятые» — 2-4 выборов;II

-«непринятые» — 1 выборов;III

-«изолированные» -0 выборов.IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБГ

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

-средний (I+ II) равно (III+IV);

-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности по формуле:
(КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где
КВ — коэффициента взаимности;
Р1 — число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

Читайте так же:  Нелюбимая работа

Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.

Анализ экспериментальных данных полученных в результате исследования.
1 ЭТАП
Социометрический анализ группы № 5.

Таблица 1 — «Социометрическая матрица». От 25 мая 2012 года:

Таблица 2 — Итоги социометрии:

Диаграмма 1 — Результаты социометрии. Май 2012:

Диагностика детского коллектива: социометрия для младших школьников

межличностный отношение школьный возраст

Результаты социометрического исследования с учащимися 4 «Б» класса

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ результатов социометрии.

В классе проводилась социометрия по методу ДЖ. Морено. Получены следующие результаты (см. Приложение 2):

В классе выявлено — «Социометрические звезды» — 1 человек (4 % детей); «Предпочитаемые» — 4 человека (16 % детей); «Принимаемые» — 19 человек (76 % детей); «Изолированные» — 1 человек (4 % детей). Графически это выглядит так:

Индекс сплоченности класса равен 32 % (24 взаимных выбора, 75 общих выборов). Это говорит о том, что в классе средний уровень сплоченности.

Уровень благополучия взаимоотношений в классе — низкий:

Социометрические звезды (1) + предпочитаемые (4)

Таким образом, большинство детей в классе поддерживают хорошие взаимоотношения со всеми, но присутствуют дети — лидеры и дети, которые во взаимоотношениях в классе направлены на себя.

Анализ уровня учебной мотивации класса по анкете Н.Г.Лускановой «Оценка школьной мотивации».

По данной методике получены следующие результаты (Приложение 1):

В классе выявлено 24 % детей с высоким уровнем школьной мотивации — им нравится учиться в школе, их привлекает выполняемая ими социальная роль, они чаще имеют положительные оценки; 36 % детей с нормальной мотивацией — это дети «хорошисты», они с удовольствием ходят в школу не только, чтобы получить знания, но и для реализации своей потребности в общении со сверстниками; 20 % детей с внеучебной мотивацией — это дети, которых школа привлекает внеучебной деятельностью: общением, игрой, переменами, но им также нравится социальная роль ученика и 20 % детей с низким уровнем учебной мотивации — у этих детей бывают неудовлетворительные оценки, их, чаще всего, не устраивает их статусное положение в классе, они малообщительны.

Таким образом, в классе большинство детей (60 %) имеют хорошую мотивацию, которая соответствует социальному нормативу; 40 % детей имеют низкую мотивацию к учебной деятельности.

Теперь проанализируем ситуацию по всем трем методикам одновременно. Соотнесем статусное положение детей в классе с их типом взаимоотношений и уровнем школьной мотивации.

Сначала проведем параллель по социометрическим звездам, предпочитаемым.

Таблица 1 — Статусное положение в классе

Статус в классе

Из таблицы видно, что большинство детей с высоким статусным положением в классе (80 %) вступают во взаимоотношения с детьми в качестве лидера. При этом 60 % детей с высоким статусным положением имеют высокий уровень школьной мотивации, остальные 40 % детей имеют нормальную мотивацию в учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники с высоким статусным положением в классе проявляют лидерские качества и имеют высокий уровень мотивации к учебной деятельности.

Теперь проведем параллель по «Принимаемым».

Таблица 2 — Статусное положение в классе

Статус в классе

Из таблицы 2 видно, что большинство детей (58 %), имеющих средний статус в классе, склонны к хорошим отношениям со сверстниками. Также довольно большой процент детей (37 %) во время взаимодействия со сверстниками направлены на себя. И всего 5 % детей (1 человек) взаимодействуют со сверстниками в качестве лидера. Почти у половины (37 %) «принимаемых» детей нормальная школьная мотивация, остальные уровни мотивации имеют почти равное количество детей: 16 % — высокую мотивацию, 21 % — низкую мотивацию, 26 % — внеучебную мотивацию. Но следует учитывать, что низкий уровень учебной мотивации имеют дети, которые во время взаимодействия со сверстниками направлены на себя.

Таким образом, большая часть детей со средним статусным положением в классе имеют уровень мотивации, соответствующий социальным нормативам, но этот уровень ниже, чем в группе «предпочитаемых» детей. Также на уровень мотивации влияет не только статусное положение ребенка в классе, но и его тип взаимоотношений со сверстниками. Дети с направленностью на себя во время общения, чаще имеют низкую мотивацию к учебной деятельности.

Также проведем параллель по «изолированным».

Таблица 3 — Статусное положение в классе

Статус в классе

Из таблицы видно, что ребенок с низким статусным положением в классе при взаимоотношениях с детьми направлен на себя. При этом имеет низкий уровень школьной мотивации.

Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники с низким статусным положением в классе проявляют во взаимоотношениях со сверстниками направленность на себя и имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности. Но также следует отметить, что выборка очень мала.

Эти данные свидетельствуют о том, что уровень учебной мотивации у младших школьников зависит от статусного положения в классе и типа взаимоотношений со сверстниками.

Задание: отработка метода социометрии

заполнение индивидуального протокола. Участникам выдается листок бумаги на котором они в верхнем углу пишут ФИО и дается следующая инструкция, зачитывающаяся по частям: «представьте, что ваши родители решили поехать в город ,в цирк, и они разрешили вам пригласить только одного человека из класса с собой. Проставьте цифру один и напишите его фамилию. Вы долго упрашивали и наконец вам разрешили взять еще одного человека. Поставьте цифру 2 и напишите его фамилию. Вдруг по счастливой случайности вам разрешили взять еще одного человека. Поставьте цифру 3 и напишите его фамилию

Составление социометрической матрицы — таблицы, в которой по горизонтали ставятся выборы (кого выбирали), а по вертикали тех, кто выбирал. Количество выборов каждого участника подсчитывается по вертикальной колонке, как сумма вне зависимости от модальности выбора (каждый выбор — это единица).

Составление социограммы. Социограмма — мишень — это графическое изображение внутригруппового статуса и связей между участниками. Состоит из окружностей вписанных друг в друга, каждая из которых соответствует определенному социальному статусу. Окружности делятся пополам. С правой стороны заносятся условные обозначения мужчин, с левой — женщин. Каждый человек обозначается порядковым номером: мужчины ? с №, женщины _ с №. Невзаимный выбор обозначается стрелочкой в сторону того, кого выбирают, взаимный выбор обозначается двумя стрелками. Социограмма позволяет выявить наличие группировок. Закрытые группировки обладают тесными и взаимными межличностными связями без выходов на других членов группы. Открытые группировки имеют выходы на других членов группы.

Чтобы составить рекомендации необходимо проанализировать все данные. Выявить причины низкого статуса участников и в соответствии с этим продумать мероприятия позволяющие повысить их социометрические данные.

Читайте так же:  Суицидальное поведение

Сокращенная анкета В.Смекайлы и М.Кучера «К какому типу взаимоотношений ты склонен».

Инструкция: Прочитай каждые из 15 пунктов анкеты. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б, В. Сначала выбери ответ, который больше всего соответствует действительности, и запиши букву своего ответа (А, Б или В) в Бланке против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из этих ответов выбери тот, что менее других выражает твою точку зрения, и сделай соответствующую запись в столбике «Меньше всего». Оставшийся ответ нигде не записывается.

Тебе нравится в школе или не очень?

Ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома;

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Остался бы дома;

Пошел бы в школу.

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

Обработка и интерпретация результатов.

Ответив на все вопросы и заполнив таблицу Бланка, получаем ряд значений с индексом «Больше всего» (БВ) и «Меньше всего» (МВ). Перенесите их в таблицу Ключа найдя совпадения с ответами, впишите рядом с найденными в Ключе совпадениями название графы Бланка. Например, если в графе БВ будет сделана запись 1В, то совпадение в ключе находится в графе «Хорошие отношения со всеми» (ХО). Так найдя совпадения по всем вопросам, заполните ключ.

Затем подсчитайте в каждой графе Ключа количество индексов БВ и МВ и из числа БВ вычтите число МВ, а к полученной разности прибавьте число 15.

Впишите полученные суммы:

ВЛ (взаимодействие в качестве лидера) = БВ — МВ + 15 =

ХО (хорошие отношения со всеми) = БВ — МВ + 15 =

НС (направленность на себя) = БВ — МВ + 15 =

Сравните полученные показатели ВЛ, ХО и НС между собой. Наибольшая сумма является показателем доминирующей склонности.

Социометрия класса
материал (1 класс) по теме

Бланк социометрического опроса и социометрия класса до проведения проекта и после проекта.

Вложение Размер
blank_sociometricheskogo_oprosa.docx 10.45 КБ sociometriya_klassa_do_proekta.docx 17.85 КБ sociometriya_posle_proekta.docx 17.63 КБ sociometriya.docx 17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Бланк социометрического опроса

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать по разным школам, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;

2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Курс (группа, класс, отдел)

Читайте так же:  Профессиональное самоопределение

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Таблица 1 (критерий выбора: 1)

Матрица социометрических положительных выборов № Фамилия,

имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Александров Паша 1 2 3

2 Иванов Сегей 1 2 3

3 Петров Дима 2 3 1

4 Сарченко Сергей 2 1 3

5 Алферова Ира 1 3 2

6 Володина Галя 3 2 1

7 Ладзина Наташа 1 2 3

8 Ловшина Нина 1 3 2

9 Покровская Алла 2 1 3

10 Самойлова Таня 2 1 3

Кол-во выборов (M) 0 4 3 2 3 6 5 2 4 1

Кол-во взаимных выборов 0 3 2 2 3 3 3 1 3 0

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделенны зеленым цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле: C = M

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента Статусная группа Количество полученных выборов

«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: K = Общее число сделанных выборов

Общее количество испытуемых

Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» – Володина Г.;

«Предпочитаемые» – Ладзина Н.;

«Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;

«Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество взаимных выборов

Общее число выборов

В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.

Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы.

Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «Цветовая социометрия»Для исследования эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Данный тест был успешно использован при работе с детьми с ОВЗ.

Методика позволяет изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Социаметрия-это очень важная вещь в начальной школе. Иногда не достаточно того, что мы видим в классе и на помощь приходят подобные анкеты. На основе авторских методик и личного опыта я составила данн.

Выбери 3 друга, с которыми ты бы отправился на необитаемый остров , отметил бы вместе Новый год или свой День рождения.

Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе(февраль 2017) В анкетировании прини.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений.

Источники


  1. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.

  2. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 437 c.

  3. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.
Диагностика детского коллектива социометрия для младших школьников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here