Для чего используется лонгитюдный метод в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Для чего используется лонгитюдный метод в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии?

Лонгитюдный метод в психологии.

Обычно противопоставляется методу срезов (сравнительно-возрастной метод), который предполагает сопоставление пси показателей в одно и то же время у людей разных возрастных групп и связывает изменение ЗП с показателем возраста .

Классический лонгитюд означает « продолженное исследование» с многокрастной фиксацией показателей на одном и том же человеке или одной группе людей .

В общем виде к лонгитюдному методу следует относить группу методов, характеризующихся наличием нескольких повторяющихся измерений одной или более переменной на материале одних или схожих групп испытуемых.

Пример : лонгитюд интеллектуального развития Л. Термана на выборке интеллектуально одаренных детей.

В лонгитюде проверяются гипотезы о развитии. Рассматривается временная динамика.

В современных схемах достигается и другая цель – прослеживание отсроченных во времени влияний экспериментальных воздействий – что дает возм-ть проверки каузальных гипотез.

Ключевое понятие – когорта. Группа людей, пережившая схожие события в указанный период времени – общность в выборке по критерию года рождения . Возраст – хронологический возраст испытуемых в момент измерения показателей. Период – время измерения и время жизни когоры.

Когорта = период измерения (календарный год) – возраст (кол-во лет испытуемых с момента рождения).

Эта формула демонстрирует линейную зависимость данных показателей .

Попытки преодоления линейной зависимости когорта-период-возраст :

1) К. Мейсон. Пытается решить проблему статистическими ср-вами – путем создания моделей, устраняющих статистическую коллинеарность (полную мат.зависимость) между возрастом, когортой и временным периодом.

2) Подходы, предполагающ. теоретическое обоснование исключения рассмотрения влияний одной из трех переменных на обнаруживаемые линии развития или их переосмысления.

В идеальном случае эффекты когорты и периода заменяются операционализированными х-ками, позволяющими проводить точный контроль эффектов этих переменных, что позволяет разводить эффекты возраста (развития), периода (историч. эффекты) и когорты.

Цели проведения лонгитюдных исследований:

установление функциональной формы интраиндивидуальных траекторий-кривых развития;

оценка межиндивид. различий в интраиндивид. траекториях развития путем построение каузальных моделей;

увеличение точности измерения эксперим. эффекта путем контроля интраиндивидуальной изменчивости;

— проверка гипотез о направленности каузальных связей и оценка их силы.

По горизонтали – схема лонгитюда, по диагонали – метод срезов (сравнительно-возрастной), по вертикали – метод временного запаздывания. Во второй схеме сравнение как минимум 2х когорт.

1) Проспективные панельные схемы

— сбор данных относительно нужных временных отрезков проводится в указанные отрезки, т.е. «здесь и сейчас». Данные собираются в соответствующее каждому отрезку время.

2) Ретроспективные панельные дизайны

Происходит сбор данных в отношении различных временных периодов в прошлом. Данные о событиях в прошлом испытуемых.

Формулировка гипотез об интраиндивидуальной изменчивости включает утверждения о функциональной форме кривых развития: они м.б. нелинейные, линейные, прерывающиеся.

Обнаруживаемые кривые развития позволяют отклонять предварительные гипотезы и формулировать новые.

Проспективные схемы (классификация Менарда):

1. Схема полного популяционного дизайна;

Обследование всей популяции на протяжении всего целевого временного периода . Проблема: изменение состава популяции, выпадение испытуемых – это ведет к неидентичности выборок на различных вр. отрезках. Можно оценить временной тренд — схемы с одной группой испытуемых, в кот. представлены изменения, связанные с фактором времени. Схема временных серий предполагает возм-ть многократного (длительного) измерения ЗП как до, так и после воздействия, рассматриваемого как экспериментальное. Получаемые кривые отражают динамику врем. изменений – это и есть временные тренды. При анализе временного тренда время – аналог НП

2. Схема повторяющихся срезовых (кросс-секционных) измерений;

Измерение показателей на материале случайных выборок, отличающихся для каждого временного периода . Схема не позволяет проводить тонкий анализ паттернов развития для отдельных когорт или уточнять каузальные гипотезы. Временные периоды = отдельные срезы. Изучает эффекты исторического периода.

3. Схема обновляемого панельного лонгитюда;

Позволяет исследователю проводить множественные измерения на опред. выбоке испытуемых в течение опред. промежутка времени, а затем заменять часть (или всех) испытуемых , это позволяет преодолеть ограничения, связанные с выпадением людей, увеличить надежность. Плодотворно при изучении специфич. групп с жестко заданными возрастными ограничениями.

4. Схема панельного лонгитюда (истинного)

Предполагает сбор данных для всех временных периодов на материале множ-ва когорт. Достоинство – возм-ть проведения любого типа анализа лонгитюдных данных и точная квантификация и разведение эффектов когорты и времени.

Угрозы валидности . Помимо обычных есть особые:

1. Недостаточное кол-во временных срезов и слишком длинные промежутки между ними .

2. Угроза лонгитюдной валидности, понимаемой как инвариантность измеряемых конструктов на протяжении проведения лонгитюда .

Пример: агрессия для 8-летнего ребенка и 18-летнего.

Если конструктная инвариантность есть, нужно еще проверить идентичность метрики используемых шкал. Насколько изменялась структура изучаемого св-ва, и насколько это отражено в изменениях в структуре используемых методик для операц.переменных.

3. Выпадение испытуемых.

Проблема пропущенных данных . Случайно или не случайно эти испытуемые выпадают? Следует использовать стратегии поддержания контакта с испытуемыми.

Статистический анализ получаемых лонгитюдных данных.

Выбор аналитич. стратегий зависит от лонгитюдного дизайна, гипотез и ур-ня статистич. подготовки исследователя. Области применения лонгитюда:

1) Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования .

Читайте так же:  Причины, симптомы и лечение различных неврозов у детей

Здесь исследователей интересуют кратковр. изменения и различия в гр. после осуществления воздействи я. Здесь большие выборки. Для таких исследований наиб. информативны многомерные модели кривых развития .

2) Исследования роста и развития .

Долгосрочные паттерны изменений и их систематич. связи с различными х-ками испытуемых . Здесь меньшие выборки. Лучше всего в этом случае подходит ауторегрессионный анализ временных серий.

1. Классич. подход – ANOVA – общая линейная модель. Цель: выявл. межгрупповых различий в средних изменяющихся со временем показателей . Недостатки: невозм. квантификации интраиндивид. изменений показателей, сложность в преодолении пропущенных данных и проч.

2. Метод иерархического линейного моделирования (HLM) и метод структурного моделирования (SEM). Регрессионный анализ. Решают проблемы классического метода.

Совр. способы статистич. обработки лонгитюдных данных позволяют выявить скрытые тенденции, неочевидные кривые развития, кот. не всегда можно репрезентировать обычными графиками и диаграммами.

Лонгитюдное исследование — это ценный метод изучения человека в психологии

Для получения достоверных данных в психологии используется ряд специальных методов психологического исследования. Иногда их продолжительность может занимать 10 и более лет, как, например, в случае лонгитюдного исследования. Это уникальное в организационном плане изучение одних и тех же людей в течение протяженного периода времени, имеющее необыкновенную ценность.

Классификация психологических методов исследования

Согласно А.Г. Маклакову, в отечественной психологии методологический подход Б.Г. Ананьева к исследованию психики человека является одним из наиболее популярных. Им были выделены следующие методы:

  1. Организационные: это лонгитюдное исследование, сравнительное, комплексное.
  2. Эмпирические: обсервационное, экспериментальное, психодиагностическое, праксиметрическое, биографическое и моделирование.
  3. Обработки данных: качественный анализ, количественный анализ.
  4. Интерпретационные: генетический, структурный.

Чаще всего в практикумах и методических пособиях можно встретить описания отдельных методов или их перечней, рекомендуемых к использованию в тех или иных психодиагностических целях. Представленная классификация имеет определенную степень обобщенности и полноты. В ее основу Б. Г. Ананьев заложил этапы научных исследований: подготовительный, исследовательский, обработки и интерпретации данных. Многоаспектная и многоуровневая классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым, продолжает сохранять свою актуальность и на сегодняшний день.

Ценность лонгитюдного исследования в рамках психологии

Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования — это возможность предсказать ход психического развития человека. Данный метод берет свое начало в детской и возрастной психологии. Именно в рамках этих направлений впервые стали использовать длительное наблюдение за развитием одной и той же группы детей — так называемый метод продольных срезов. Он стал хорошей альтернативой широко распространенным методам поперечных срезов, определяющим состояние и уровни развития.

Гипотеза, лежащая в основе лонгитюдного исследования — это идея о том, что развитие человека определяется рядом факторов. К ним относятся его возраст, биология, личные и исторические события, условия окружающей среды.

Лонгитюдное исследование — это весьма долговременный и трудозатратный метод, предполагающий систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Он позволяет определять диапазоны фаз жизненного цикла человека относительно возрастной и индивидуальной изменчивости. Согласно Б. Г. Ананьеву, лонгитюдный метод исследования в итоге дает комплекс индивидуальных монографий и психологических портретов испытуемых.

Различают большой лонгитюд — продолжительностью в 10 лет и более, и малый — условные границы которого составляют несколько лет. Однако считается, что на короткие периоды его применение не столь эффективно. В большом лонгитюде важно предусматривать некий запас при формировании выборки по причине ее неизбежного сокращения за счет различных жизненных факторов.

В психологии лонгитюдное исследование обеспечивает высокую точность прогнозирования дальнейшего развития, поскольку анализ и сравнение происходят в рамках одной группы лиц, определяет генетические связи между фазами психического развития человека. При использовании данного метода исключаются искажения, связанные с межгрупповыми различиями в сравниваемых разновозрастных выборках.

Преимущества

Лонгитюдный метод обладает рядом преимуществ. Поскольку исследование проводится на одной и той же выборке испытуемых, то фокус внимания направлен на внутренние изменения индивида. У каждого человека они происходят разными способами и с разной скоростью. Данный метод позволяет сравнивать между собой испытуемых из данной выборки и сравнивать изменения, протекающие под влиянием различных внешних условий. В совокупности это позволяет качественно объяснить изменения, которые происходят с возрастом, и дает возможность научно обоснованного прогнозирования дальнейшего хода психического развития.

Недостатки

Видео (кликните для воспроизведения).

Лонгитюдный метод имеет существенные недостатки. К ним относят большие временные затраты. Чтобы завершить исследование, необходимо очень много времени. Может устареть теоретико-методологическая база, которая была использована на начальном этапе, возникнуть технические сложности проведения анализа, велика вероятность отсева испытуемых. По разным причинам они могут выйти из исследования или с ними будет невозможно связаться. Часто возникает эффект Хоторна.

Эффект Хоторна

Эффект получил свое название благодаря компании Hawthorn Works, где в ходе исследований и был выявлен. В 1927-1932 годах приглашенный ученый Э. Мейо со своей командой изучал причины спада производительности в одном из цехов. Они учитывали несколько переменных, способных оказать подобное влияние, и пришли к неожиданному выводу о необходимости введения еще одной переменной — само участие в эксперименте.

[2]

Мысли о важности происходящего, ощущение сопричастности, повышенное внимание со стороны посторонних людей приводили к значительному улучшению производительности у сотрудниц компании даже тогда, когда не было иных объективных благоприятных обстоятельств.

Эффект Хоторна говорит о некоторых качественных изменениях изучаемого явления, обусловленных лишь самим фактом наблюдения, в частности, о положительных переменах в поведении людей при повышенном внимании к ним самим и их работе. Зная, что за ними наблюдают, они стремятся оправдать ожидания, стараются выглядеть лучше. Данный феномен символизирует существенное искажение результатов исследования по причине повышенного внимания к объекту изучения.

Читайте так же:  Как научиться снимать напряжение и стресс

Беря во внимание перечисленные достоинства и недостатки, можно смело утверждать, что лонгитюдное исследование — это замечательный метод глубокого изучения динамики процессов психического развития, позволяющий в дальнейшем составлять прогнозы и разрабатывать программы психологической поддержки в кризисные периоды в жизни человека.

Лонгитюдное исследование — это ценный метод изучения человека в психологии

Для получения достоверных данных в психологии используется ряд специальных методов психологического исследования. Иногда их продолжительность может занимать 10 и более лет, как, например, в случае лонгитюдного исследования. Это уникальное в организационном плане изучение одних и тех же людей в течение протяженного периода времени, имеющее необыкновенную ценность.

Классификация психологических методов исследования

Согласно А.Г. Маклакову, в отечественной психологии методологический подход Б.Г. Ананьева к исследованию психики человека является одним из наиболее популярных. Им были выделены следующие методы:

  1. Организационные: это лонгитюдное исследование, сравнительное, комплексное.
  2. Эмпирические: обсервационное, экспериментальное, психодиагностическое, праксиметрическое, биографическое и моделирование.
  3. Обработки данных: качественный анализ, количественный анализ.
  4. Интерпретационные: генетический, структурный.

Чаще всего в практикумах и методических пособиях можно встретить описания отдельных методов или их перечней, рекомендуемых к использованию в тех или иных психодиагностических целях. Представленная классификация имеет определенную степень обобщенности и полноты. В ее основу Б. Г. Ананьев заложил этапы научных исследований: подготовительный, исследовательский, обработки и интерпретации данных. Многоаспектная и многоуровневая классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым, продолжает сохранять свою актуальность и на сегодняшний день.

Ценность лонгитюдного исследования в рамках психологии

Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования — это возможность предсказать ход психического развития человека. Данный метод берет свое начало в детской и возрастной психологии. Именно в рамках этих направлений впервые стали использовать длительное наблюдение за развитием одной и той же группы детей — так называемый метод продольных срезов. Он стал хорошей альтернативой широко распространенным методам поперечных срезов, определяющим состояние и уровни развития.

Гипотеза, лежащая в основе лонгитюдного исследования — это идея о том, что развитие человека определяется рядом факторов. К ним относятся его возраст, биология, личные и исторические события, условия окружающей среды.

Лонгитюдное исследование — это весьма долговременный и трудозатратный метод, предполагающий систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Он позволяет определять диапазоны фаз жизненного цикла человека относительно возрастной и индивидуальной изменчивости. Согласно Б. Г. Ананьеву, лонгитюдный метод исследования в итоге дает комплекс индивидуальных монографий и психологических портретов испытуемых.

Различают большой лонгитюд — продолжительностью в 10 лет и более, и малый — условные границы которого составляют несколько лет. Однако считается, что на короткие периоды его применение не столь эффективно. В большом лонгитюде важно предусматривать некий запас при формировании выборки по причине ее неизбежного сокращения за счет различных жизненных факторов.

В психологии лонгитюдное исследование обеспечивает высокую точность прогнозирования дальнейшего развития, поскольку анализ и сравнение происходят в рамках одной группы лиц, определяет генетические связи между фазами психического развития человека. При использовании данного метода исключаются искажения, связанные с межгрупповыми различиями в сравниваемых разновозрастных выборках.

Преимущества

Лонгитюдный метод обладает рядом преимуществ. Поскольку исследование проводится на одной и той же выборке испытуемых, то фокус внимания направлен на внутренние изменения индивида. У каждого человека они происходят разными способами и с разной скоростью. Данный метод позволяет сравнивать между собой испытуемых из данной выборки и сравнивать изменения, протекающие под влиянием различных внешних условий. В совокупности это позволяет качественно объяснить изменения, которые происходят с возрастом, и дает возможность научно обоснованного прогнозирования дальнейшего хода психического развития.

Недостатки

Лонгитюдный метод имеет существенные недостатки. К ним относят большие временные затраты. Чтобы завершить исследование, необходимо очень много времени. Может устареть теоретико-методологическая база, которая была использована на начальном этапе, возникнуть технические сложности проведения анализа, велика вероятность отсева испытуемых. По разным причинам они могут выйти из исследования или с ними будет невозможно связаться. Часто возникает эффект Хоторна.

Эффект Хоторна

Эффект получил свое название благодаря компании Hawthorn Works, где в ходе исследований и был выявлен. В 1927-1932 годах приглашенный ученый Э. Мейо со своей командой изучал причины спада производительности в одном из цехов. Они учитывали несколько переменных, способных оказать подобное влияние, и пришли к неожиданному выводу о необходимости введения еще одной переменной — само участие в эксперименте.

Мысли о важности происходящего, ощущение сопричастности, повышенное внимание со стороны посторонних людей приводили к значительному улучшению производительности у сотрудниц компании даже тогда, когда не было иных объективных благоприятных обстоятельств.

Эффект Хоторна говорит о некоторых качественных изменениях изучаемого явления, обусловленных лишь самим фактом наблюдения, в частности, о положительных переменах в поведении людей при повышенном внимании к ним самим и их работе. Зная, что за ними наблюдают, они стремятся оправдать ожидания, стараются выглядеть лучше. Данный феномен символизирует существенное искажение результатов исследования по причине повышенного внимания к объекту изучения.

Беря во внимание перечисленные достоинства и недостатки, можно смело утверждать, что лонгитюдное исследование — это замечательный метод глубокого изучения динамики процессов психического развития, позволяющий в дальнейшем составлять прогнозы и разрабатывать программы психологической поддержки в кризисные периоды в жизни человека.

Читайте так же:  Как человеку избавиться от своей мнительности

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии?

лонгитюдного, срезов, генетико-моделирующий методы

Метод срезов предусматривает организацию психологического исследования как отдельной, ограниченной во времени, фиксированной относительно этапа (момента) существования исследуемого явления, познавательной и преобразующей взаимодействия псы ихолога с субъектом. Предметами исследования в этой процедурной технике избираются, как правило, те явления, исследование которых в»срезовый аспекте»является информативным, достаточным, а также отвечает задачам д ослидження. Это довольно распространенная техника психологического исследования. Если же при этом исследователь владеет методами содержательной реконструкции сущности психологических явлений во времени их действительного существования, то срез ный аспект исследования выступает лишь отправной точкой в ??познании исследователем той или иной характеристики, закономерности указанного процесса. А методы толкования и освещение необходимых динамических и потенциальных компонентов развертывания исследуемой сущности позволяют восстановить реальную последовательность событий, ситуаций и в определенной степени выявить движущую силу процесса, который проходил (или происходиться).

Генетико-моделирующий метод представляет и структурные особенности организации исследования, и смысловые акценты, которые обусловят тот или иной способ взаимодействия психолога с сущностью изучаемого явления. Суть м метода заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни существования предмета, а в том, чтобы организовать и обеспечить в процессе исследования переход с одного уровня предмета на другой и установить таким образом динамику процессов и их движущие силы. Так, в процессе изучения психического развития индивида в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы зафи ксуваты разнообразные, абстрагированы от целостного процесса, уровне умственного, кинетического и иного развития ребенка, а чтобы в ходе самого исследования»перевести»индивида из одного уровня реализации опыт жуваних функций на следующий, более высокий уровень, а также проследить в реальном процессе развития его сущностные закономерноститі.

Организация генетико-моделирующего метода в психологическом исследовании требует от психолога полной теоретической осведомленности относительно сущности, существования и развития исследуемого явления; существенных отношений д данного явления с другими явлениями мира и структурных проявлений взаимодействий его в пространстве индивидуального мира»Я»человека. Особые требования предъявляются и к методам исследования и обеспечения развивающей инт. Энке в ходе исследования. Корректность содержания, адекватность процедуры и индивидуально-ориентированный характер взаимодействия с субъектом — постоянные содержанию ориентиры психолога в этом процесссі.

Важно различать сущность генетико-моделирующего метода в системе психотерапевтических, формирующих и тренинговых процедур; основой дифференциации выступает определение предмета (конкретного явления), который ор рганизуе вокруг себя пространство реализации метода. Таким предметом всегда быть существенное, с точки зрения формирования и развития индивидуального мира»Я», психологическое явление, составляющая структуры онтогенез в психологических характеристик личности, тогда как в других техниках с элементами формирования и развития предметом могут выступать отдельные свойства, признаки, действия и элементы взаимоотношений человека с мим.

Метод лонгитюдный — это что такое?

Лонгитюдный метод исследования в психологии , как правило, противопоставляется аналитической модели срезов. В последнее время он стал рассматриваться в контексте выявления экспериментальных отсроченных эффектов. Рассмотрим далее, что собой представляет лонгитюдный метод исследования .

Общие сведения

Лонгитюдный метод заключается в многократной фиксации параметров на одном человеке либо группе людей. Модель срезов, в отличие от него, предполагает сопоставление показателей за одно и то же время у представителей различных возрастных категорий. Классический лонгитюдный метод в психологии означает «продолженное изучение».

[1]

Лонгитюдный сравнительный метод находится на особой позиции в структуре аналитической техники, социальных наук, дисциплинах, изучающих поведение. Это обуславливается рядом обстоятельств. В первую очередь особое положение связано со спецификой проверяемых гипотез о развитии. Немаловажное значение имеют сложности планирования, организации наблюдений, обработки результатов. Многие авторы давали в своих работах классификации применяемым моделям анализа. Рассматриваемый лонгитюдный метод, по Ананьеву, относится , в частности, к организационным приемам.

Структурные элементы

Гипотезы о развитии содержат предположение о динамике изменений показателей во времени. При этом данный фактор не рассматривается в качестве источника или предпосылки. Он расценивается как аналог независимой переменной. Теоретическое обоснование возможности временной динамики изменений показателей трактуется как развитие, предусматривает и методологические принципы понимания этого процесса, положения конкретной концепции, а также оценку планирования наблюдения.

Решение задач

Метод лонгитюдный позволяет прямо обращаться к проверке казуальных предположений в плане требований к временной последовательности следствий и причин. Соответственно, он может приблизить к реализации двух ключевых условий выявления связи. Первое предполагает исследование причины и последствия во времени, второе – установление между ними ковариации. Место предпосылок могут занимать любые воздействия, находящиеся под наблюдением. При этом они не могут трактоваться как экспериментальные, если специалист не управляет ими. Другие требования вывода о причинах могут быть получены в последовательных кросс-секционных или срезовых наблюдениях. Например, условие о наличии между переменными ковариации выявляется посредством межгрупповых различий или ненулевых корреляций между переменными. Требование по отсутствию альтернативных обоснований может реализовываться через использование средств статистического либо экспериментального контроля.

Особенности развития

Метод лонгитюдный возник в период введения систематической переписи населения в Квебеке в Канаде в 17-м столетии. Наибольшее развитие эта аналитическая модель получила после Первой мировой в Америке. Впоследствии в конце 20 в. метод лонгитюдный закрепился в социальных дисциплинах и науке о поведении. Современное развитие модели обуславливается совершенствованием приемов анализа информации, определяемых на этапе планирования наблюдения. Авторы одной из статей, посвященных методу, указывают на то, что в большей части современных теорий косвенно либо прямо выдвигаются утверждения, обладающие динамическим характером. Другими словами, они апеллируют к обоснованию определенного феномена в контексте изменений, происходящих с ним или его связями с другими явлениями. Аналогичный вывод можно сделать и относительно психологических закономерностей, которые устанавливаются при проверке гипотез о развитии, отсроченных или длительных эффектах воздействий.

Читайте так же:  Почему муж не хочет заводить детей

Взаимосвязь с эмпирическими наблюдениями

Проверка гипотез – ключевая задача, которую выполняет метод лонгитюдный . Однако, несмотря на это, выводы о развитии зачастую делаются в соответствии с результатами эмпирических наблюдений. Они осуществляются в рамках разнообразных психологических концепций с помощью срезового метода. Он позволяет обнаруживать связи нескольких статичных переменных, взятых в отдельный временной промежуток. Использование полученных выводов обуславливается наличием негласного предположения об эквивалентности выборок, через которые осуществляется сопоставление, а также исторических периодов для различных категорий испытуемых. Это зачастую приводит к игнорированию важного источника смешения, которому необходимо уделять особое внимание.

Ключевые понятия

Чтобы обозначить общность людей в выборке по году рождения, используется такой термин, как «когорта». В соответствии с демографической характеристикой, это понятие означает определенную группу лиц, обозначенную в пределах географической или иной популяции, пережившую аналогичные события в заданный временной период. Переменная возраста представляет собой хронологическое количество лет на момент наблюдения. При анализе следует также уточнить понятие «период». Он обозначает время измерения и этап, который охватывается жизнью когорты, включающий общие для ее членов исторические события. Формально общность определяется так:

Когорта = Период измерения (календ. год) – возраст (число лет от рождения).

Приведенное выше уравнение иллюстрирует линейную зависимость времени измерения, когорты и возраста. В данном случае выражен важный для лонгитюдного метода источник систематического смешения. Люди, родившиеся в один год, проживают в общих социальных условиях, охватывающих конкретный исторический период. Из этого следует такой вывод. Общим для людей когорты будет не только год рождения, но и их «история» – содержание того периода, в котором они проживают в определенной стране, в конкретных географических условиях, политическом, экономическом, культурном пространстве. Если это смешение игнорировать, то можно поставить под сомнение обоснованность выводов, которые получит специалист, использующий лонгитюдный метод .

Линейная зависимость приводит к тому, что в ходе контроля любых двух показателей осуществляется управление и третьей переменной. Если при исследовании используется метод срезов, выборка людей имеет также общую «историю», но она отличается для участников лонгитюда срезов и секций. Это приводит к смешению фактора социальных обстоятельств и возраста. В этой связи, при выполнении срезовых сопоставлений параметров людей различного возраста, выявленные отличия между более зрелыми и молодыми испытуемыми могут выражать не линию развития основного процесса, а эффекты когорты. Использование лонгитюдного метода с множественными последовательными измерениями может способствовать обнаружению результатов, не заданных в качестве предмета исследования, а следствий воздействия социальных обстоятельств, как исторического этапа, специфичного для данной выборки.

Попытки преодоления зависимости

Они разделяются на 2 концептуальные категории. Первую представляют исследования Мэйсона. В ней проблему предполагается решать на статистическом уровне. Для этого формируются модели, посредством которых устраняется коллинеарность (абсолютная математическая зависимость) между когортой, возрастом и временным отрезком. Во второй группе содержатся подходы, которые предполагают теоретическое обоснование процесса исключения рассмотрения воздействия одного показателя на выявляемые линии развития либо их переосмысления. В этом направлении были выработаны некоторые методики. Одни рассматривают параметры когорты как взаимодействие возрастных и временных эффектов. Другие заменяют выборку ее характеристиками, которые могут быть точно определены и измерены. В идеальном случае эффекты периода и когорты, которые обладают принципиально другим объяснительным статусом, нежели показатели времени, исключаются из анализа. Их заменят операционализированными свойствами, которые дают возможность разводить параметры возраста, исторического периода и самой выборки. Такая форма анализа принципиально невозможна за рамками «истинного» лонгитюдного исследования, где множество измерений осуществляется в отношении нескольких когорт одновременно.

Лонгитюдный метод позволяет проверить «сильные» казуальные гипотезы при выполнении количественной оценки динамических свойств развития. В качестве ключевых целей изучения выступают:

  1. Повышение точности измерения эффекта. Оно достигается контролем интраиндивидуальной изменчивости. В данном случае используются схемы повторяющихся наблюдений, к которым, в числе прочих, относится и лонгитюдный метод.
  2. Проверка гипотез, связанных с направленностью казуальных связей, оценка их силы.
  3. Определение функциональной формы кривых развития или интраиндивидуальных траекторий.
  4. Анализ межиндивидуальных отличий. Он осуществляется с помощью казуальных моделей.
Видео (кликните для воспроизведения).

В литературе в качестве ключевого отличия в понимании рассмотренного метода выступает отсутствие консенсуса по вопросу о минимальном количестве временных срезов.

Лонгитюдный метод

Под лонгитюдным методом подразумеваются неоднократные наблюдения за явлением во времени с целью выявления постоянных аспектов и изменений и их объяснения.

Можно заметить, что лонгитюдный метод является особым типом наблюдения. Его целью является установление причин внутренних индивидуальных изменений у одного индивидуума, различных индивидуумов и в различных группах. Многие считают, что этот метод является идеальным для возрастной психологии, которая может быть определена как наука, предметом которой являются изменения, происходящие в человеческом поведении в зависимости от возраста.

В начале развития возрастной психологии в педагогике послевоенного периода широко использовался лонгитюдный метод. Действительно, имеется много дневников и биографий, в которых описывается поведение детей в ходе их развития. Тем не менее, до 20-х годов этот метод не использовался широко по причине отсутствия методов анализа текстов. И только с развитием тестологии, используемой Терманом (Terman) с 1916 года, лонгитюдный метод вновь начал широко применяться. Однако после первых исследований в 30-х–40-х годах из-за требуемых больших финансовых затрат этот метод наблюдений стал использоваться все реже и реже. В последние 30 лет ученые снова открыли лонгитюдный метод.

Для получения данных при лонгитюдном методе можно использовать тесты, анкеты или метод наблюдения. Некоторые исследования подразумевают также измерение непсихологических данных (например, физических характеристик испытуемых или данных, относящихся к их среде обитания). Временная дистанция между измерениями при лонгитюдном исследовании зависит от рассматриваемого периода жизни. Например, для взрослого неделя – это очень короткий промежуток времени, в то время как для новорожденного – это очень значительный промежуток времени. Однако, несмотря на это, лучше всего проводить наблюдения с постоянными интервалами.

Преимущества лонгитюдного метода

Лонгитюдный метод не только фиксирует, но и объясняет изменение, которое происходит с возрастом. Лонгитюдный метод предусматривает наблюдение или измерение на одних и тех же испытуемых. Наблюдение за ними ведется в течение определенного времени. Следовательно, внимание уделяется изменению “внутри” самого индивидуума, а не изменению между индивидуумами.

Данный метод позволяет сравнение с другими испытуемыми.

Данный метод позволяет сравнивать изменения, которые происходят при различных внешних условиях.

Недостатки лонгитюдного метода

Время. Требуется много времени, чтобы завершить исследование.

Отсев. Может случиться так, что некоторые испытуемые выйдут из исследования или их по различным причинам нельзя будет найти.

Повторение проб. Может случиться нечто, что снизит валидность исследования, например, испытуемые выучат правильные ответы или со временем догадаются о целях экспериментатора и начнут играть роль “хорошего” испытуемого.

Устаревание теоретико-методологического аппарата, который использовался в начале исследования.

Эквивалентность используемых тестов, если они повторяются несколько раз.

Гипотеза, которая лежит в основе лонгитюдного метода, состоит в том, что развитие человека определяется его возрастом, биологическими причинами, индивидуальными и историческими событиями и условиями окружающей среды.

Согласно “лайф–спэн” (life–span), возрастные изменения происходят в зависимости от возраста и когорты. Под когортой подразумевается совокупность индивидов, принадлежащих к определенному слою населения, которые прожили одинаковые исторические события в один и тот же промежуток времени. Можно исследовать различное поведение в рамках одной и той же когорты, разницу между различными группами одной и той же когорты или разницу между различными когортами.

Для лонгитюдного метода важно выделить факторы, которые могут влиять на исследование. Если данные факторы определены до начала исследования, то можно включить их в исследование и учитывать их влияние. Если же они определены после исследования, то, как правило, это факторы, которые возникли во время исследования, например, изменение здоровья некоторых испытуемых.

Существуют различные типы лонгитюдных методов.

При использовании метода первого типа внимание уделяется спонтанным изменениям, которые происходят у испытуемых относительно определенных переменных или поведения.

При втором типе лонгитюдных методов исследуются отношения между двумя или более переменными.

Третий тип приближается к экспериментальному методу в том смысле, что между моментами наблюдения вводятся воздействия. Однако, данный тип метода не подразумевает использование контрольных групп и отличается от экспериментального метода, так как не позволяет точно выявить причинно-следственные связи.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав

Мир Психологии

Лонгитюд (от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости в психическом развитии ребенка.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

[3]

Читайте также:
  1. D. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы
  2. I метод отпечатка на липкой ленте.
  3. I. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  4. I. Методические рекомендации
  5. I. Методы эмпирического исследования.
  6. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  7. I.4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА
  8. II Биохимические методы
  9. II Методы очистки выбросов от газообразных загрязнителей.Метод абсорбции.
  10. II Методы очистки сточных вод от маслопродуктов.Принцип работы напорного гидроциклона.

Источники


  1. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.

  2. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.

  3. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.
Читайте так же:  Понятие, физиологические основы и виды речи в психологии
Для чего используется лонгитюдный метод в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here