Для чего применяются игры и упражнения в нейропсихологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Для чего применяются игры и упражнения в нейропсихологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Доклад «Использование методов и приемов нейропсихологии в развитии проблемного ребенка в условиях общеобразовательной школы»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причём характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Отсутствие в нашем городе специальных образовательных учреждений приводит к тому, что дети с серьёзными нарушениями учатся в массовых школах. В нашей школе укомплектованы и функционируют 41 класс-комплект, из них 9-х классов – компенсирующего обучения (КМО) и 3 класса – коррекционно-развивающего обучения (КРО). При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы и приёмы чаще всего перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекционной работы.

Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает всё большую популярность. Широкое внедрение нейропсихологического метода доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента.

Методическое объединение специалистов служб сопровождения нашей школы в течение трёх лет внедряет нейропсихологический метод и приёмы коррекции в образовательный процесс, который позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребёнка, а также понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать программу психолого-педагогического сопровождения, адекватную онтогенезу для конкретного ребёнка. Кроме того, данный метод приближает нас к гуманистическим личностно ориентированным развивающим технологиям.

На заседаниях своего МО мы неоднократно поднимали вопрос взаимодействия психологов и логопедов по работе в данном направлении. Для педагогических работников школы подготовили и провели проблемный семинар по теме “Нейропсихологический и психофизиологический подходы в реализации оздоровительного процесса”, который представлен в методическом альбоме.

В 2004/2005 учебном году провели психолого-логопедическое нейропсихологическое обследование учащихся вторых классов. Обследование проводили по “Модифицированной методике нейропсихологической диагностики аномального развития детей” (А.Р. Лурия), представляющей собой адаптированную схему нейропсихологического исследования. Проанализировав полученные данные, было установлено, что среди второклассников, имеющих трудности в обучении, 80% имеют отклонения от нормы. Мы выяснили, что нейропсихологические профили обследованных “трудных” детей имеют разнообразный характер, так как в основе их неуспеха лежат различные механизмы. У них отмечается отставание в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, слухового восприятия, концентрации внимания. Кроме того, было обнаружено, что среди обследованных детей статико-моторная недостаточность выявляется у 35%, несформированность различных компонентов движений встречается у 80% детей с нарушением познавательных процессов. Однако на первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности.

Данные обследования позволили наметить пути коррекционной работы. Известно, что сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ. Поэтому именно на этом мы и основываем свой коррекционно-развивающий процесс. Предпочтение мы отдаём двигательным методам, так как актуализация любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процесс саморегуляции и речь.

Психологическое коррекционно-развивающее занятие включает следующие виды упражнений: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные перекрестные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксационные упражнения, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Так упражнение “Растяжки” нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Проводим упражнение в самом начале занятия, для того, чтобы дать почувствовать ребёнку его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая приёмам релаксации (“Звезда”, “Кобра”, “Бабочка”).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (“Шарик”, “Ветер”).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма (“Слоник”, “Знак бесконечности”).

Движения всего тела и пальцев или телесные упражнения (“Велосипед”, “Лодочка”) развивают межполушарные взаимодействия, снимаются синкенезии и мышечные зажимы. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

К упражнениям по развитию произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, “перкодированы” ребёнком. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способностей к формированию собственной программы.

Считаем, на занятиях очень важна чёткая, повторяющаяся структура, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом. Ещё одним условием является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Поочерёдное выполнение каждым учеником роли лидера повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровень его самопроизвольной регуляции, контроля над собой и происходящим вокруг (упражнения “Шалуны”, “Восковая фигура”).

Коммуникативные упражнения бывают трёх типов. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение (“Маска”). Парные упражнения способствуют “открытости” по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его (“Точка равновесия”). Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (“Костёр”).

Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Некоторые упражнения выполняются с закрытыми глазами (“Чаша доброты”, “Шумящие коробочки”, “Послушай тишину”).

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым коррекционным процессом (“Ковёр-самолёт”, “Парусник”).

Необходимым условием нашей работы с детьми является система наказаний и поощрений, которая разработана совместно с детьми. Наказанием может служить выбывание из игры на “скамью запасных”, лишение роли лидера и другие. В качестве поощрений могут служить различные призы, исполнение любимой музыки, ведущая роль в игре и т.п.

В качестве коррекционного логопедического воздействия используем приёмы логоритмики, как одной из форм кинезотерапии, направленной на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические упражнения используем на различных этапах традиционных логопедических занятий (оргмомент, физминутка), а также в форме интегрированных занятий. Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи: укрепить костно-мышечный аппарат, изменить общую реактивность организма, разрушить патологические динамические стереотипы, способствовать формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений.

Читайте так же:  Виды конфликтов

Так как было решено использовать нетрадиционный подход к проведению данных занятий, то несколько изменились критерии приоритетности заданий. На первой стадии работы по включению логоритмики в нейропсихологическую коррекцию мы обучаем детей навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Первоначально навыки релаксации формируем в двигательной сфере (игра “Тряпичные куклы и оловянные солдатики”). Работа по обучению приёмам релаксации сочетается с работой по формированию правильного дыхания. Данную работу проводим в определённой последовательности:

  • формирование правильного нижнерёберного дыхания по подражанию;
  • дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);
  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Используем упражнения с музыкальным сопровождением. Например, упражнение “Косари” сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе междометий ух, эх, ах. Это упражнение выполняется под мелодию марша.

На второй стадии работы с помощью ритмики совмещаем решение задач ориентировки в схеме тела и развития чувства ритма у детей. Работу по развитию моторики проводим в трёх направлениях: развитие статической координации (игры “В зоопарке”, “На лугу”), развитие динамической координации (“Море волнуется”, “Магазин игрушек”) и развитие двигательной памяти (“Зеркало”, “Роботы”, “Умное эхо”). Работу над развитием ритмической способности осуществляем в следующей последовательности: воспитание темпа – развитие метрических отношений – усвоение ритмического рисунка. Используем такие игры как “Осенние листочки”, “Карусели”, “Слушай внимательно!”, “Прогулка”, “Сигнальщики”.

На третьей стадии выученные движения и стихотворные тексты воспроизводим с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание детей на слуховые, тактильные и двигательные ощущения. Наряду с формированием представлений о частях тела, пространственных отношений (право – влево, верх – вниз) у детей, благодаря ритмике, происходит дифференциация ощущений от работы речедвигательного аппарата в верхнем, среднем и нижнем регистрах. На данном этапе мы формируем ориентировку в “пространстве” собственного голоса.

Далее переходим к четвёртой стадии – формированию динамической организации двигательного акта, одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий. Происходит развитие ритмических способностей на качественно другом уровне, с привлечением ориентировки на пространственно-временную характеристику организации движений и формирование приёмов запоминания. В качестве стимулов для запоминания движений или комплекса движений используем различные по тональности звуки, слова, фразы, ритмические рисунки. Существенный упор при этом делаем на развитие разных видов памяти как условия для формирования кинестезий-соощущений от действий разных анализаторов и межанализаторного синтеза. Например, для перевода из слухо-речевой модальности в зрительную (и наоборот) используем отдельные таблички, схемы, рисунки для произнесения слогов (слов) голосом разной высоты. В конечном итоге от простых упражнений переходим к инсценировкам. Это может быть инсценировка песенок, стихов-диалогов, отрывков из сказок (“Зима”, “Моя семья”, “Терем-теремок”).

Таким образом, использование приёмов логоритмики в процессе нейропсихологической коррекции школьников с трудностями в обучении облегчает не только переход от одного этапа коррекции к другому, но и от одной стадии к другой, благодаря организующему влиянию ритма и подключению речи к формированию произвольных основ поведения и движений.

Описанный метод (приёмы, упражнения, игры) нейропсихологической коррекции выполняет комплексную функцию в развитии ребёнка. Он не только повышает энергетический уровень, но и обогащает знание ребёнка о собственном теле, развивает внимание, интеллект, память, произвольность, музыкально-ритмические способности, успокаивает и уравновешивает психику.

В конце учебного года мы провели промежуточное обследование, на основании которого сделали вывод о том, что произошли значимые позитивные изменения показателей сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. А именно повысился уровень развития слухового восприятия (у 65%), в сфере слухоречевой памяти отмечается повышение произвольного активного воспроизведения (у 48%), повысились навыки самоконтроля (у 25%), оптико-пространственных представлений (у 37%), координации движений (у 42%), чувства темпа и ритма в движении (у 35%).

Таким образом, использование методов и приёмов нейропсихологии в развитии проблемного ребёнка в условиях общеобразовательной средней школы считаем наиболее эффективным и перспективным. В учебный план школы в 2005/2006 учебном году введён отдельный час логоритмики для учащихся класса КРО. Это позволит в полной мере раскрыть возможности данного направления. Мы планируем и в дальнейшем использовать нейропсихологический подход в коррекционной работе с учащимися, имеющими трудности в обучении.

Занятия с нейропсихологом — методы и подходы

Нейропсихолог — специалист, который изучает (и способен при необходимости скорректировать) мозговую организацию всех психологических функций человека. Другими словами, опираясь на знание закономерностей развития и функционирования высших психических функций, способен выявить причины нарушений или отставаний в развитии и спланировать систему занятий для «подтягивания» отстающих функций.

С кем работает детский нейропсихолог

В последнее время становятся особенно актуальны занятия с этим специалистом для детей. Нарушения работы головного мозга возникают вследствие различных причин, в частности:

  • родовых травм;
  • гипоксия плода во время беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • воздействие наркоза;
  • тяжелые заболевания в раннем детском возрасте.

[1]

Кроме того, большое влияние, к сожалению, оказывают и изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Замена «живого» общения компьютерным, уменьшение объема игровой деятельности, культуры дворовых игр и времяпрепровождения с детьми более старшего возраста, обеспечивающего логическую передачу умений и знаний от старших к младшим.

Занятия с нейропсихологом рекомендованы при наличии многих нарушений:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Задержка психического и (или) речевого развития.
  • Расстройства психики аутичного спектра.
  • Перинатальная энцефалопатия в анамнезе.
  • Заикание (логоневроз).
  • Нарушения речевого развития.
  • Дислексия или дисграфия.
  • Проблемы с обучением в школе.

Как работает нейропсихолог

Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.

Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания — выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т. д.

Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.

Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.

Методы и подходы в работе детского нейропсихолога

Современная нейропсихология имеет в своем арсенале различные методы работы (например, метод Томатиса), однако чаще применяется комплексный подход. В зависимости от необходимости и результативности занятий один или несколько методов играют ведущую роль.

Читайте так же:  Метод дельфинотерапии

На начальном этапе превалирует метод замещающего онтогенеза

Работа с использованием это метода часто занимает значительное место в коррекционной деятельности нейропсихолога. Суть его заключается в том, чтобы посредством определенной двигательной активности дать возможность незрелым участкам мозга пройти необходимый путь развития.

Данная организму возможность«прожить» заново период раннего развития помогает правильным образом установить функционирование необходимых нейронных связей, обеспечить в дальнейшем работу высшей психической деятельности. Именно этот период является базой для развития у ребенка зрительно-моторного ориентирования, самоконтроля, пространственного восприятия, внимания, мышления.

Задания строятся на принципе телесно-ориентированных упражнений. Сюда могут входить массаж, определенного рода физические движения, групповые подвижные игры.

Следующий этап включает когнитивную коррекцию

В нем тоже преобладают телесно-ориентированные игры и упражнения, но работа ведется в несколько другом направлении. Кроме того, используются и задания с использованием карточек, рабочих тетрадей, дидактические игры.

База создана, теперь настало время формирования необходимых психических функций. За тот период времени, когда основа еще не была сформирована, успели образоваться отставания в развитии ВПШ. Когнитивная коррекция призвана устранить этот недостаток.

В процессе работы производится расширение объема зрительной информации, развитие межполушарных связей, гностических функций, мышления, памяти, слухового восприятия. В занятиях используются игры с движениями, рисование и работа двумя руками одновременно, упражнения на тактильные ощущения (узнавание фигур, цифр и букв, «нарисованных» на спине или ладони пальцем педагога).

Различные дидактические коммуникативные игры побуждают к развитию такие навыки как контроль за деятельностью, саморегуляцию, произвольное внимание и мотивацию к достижению результата.

На третьем, заключительном, этапе происходит закрепление полученных навыков

Кроме того, важное значение на данной стадии развития уделяется формированию коммуникативных умений, адаптационных способностей. Для успешной жизни дети должны иметь социальные навыки, общаться, находить общий язык с окружающими, уметь находить выход из сложных ситуаций.

В своей работе нейропсихологи используют различные техники:

  • Опора на сохранные звенья. Адаптация ребенка производится с учетом его более развитых и сильных сторон.
  • Атака на слабые стороны. Основой этого метода работы является наибольший упор на работу над менее развитыми функциями и стимулированием их правильной работы.
  • Формирующее обучение. Принцип базируется не на коррекции несформированной функции (этот метод используется при отсутствии глобальных нарушений), а на стимулировании развития конкретного навыка. По данной методике определенной деятельности уделяется максимум внимания и востребованности, что стимулирует ребенка. Обучение же производится не по принципу формирования отдельных навыков, а на восприятии действия в целом.
  • Метод интерактивного подхода. Ведущая идея метода — повышение мотивации ребенка к активной совместной работе и достижению результата путем вовлечения его в процесс занятий без акцентирования на отстающие сферы. При этом педагог постепенно все большую часть деятельности передает ребенку.
  • Еще один интересный метод — мозжечковая стимуляция, занятия на балансировочной доске. Доказанная связь работы мозжечка со всеми отделами нервной системы позволяет стимулировать синхронизацию работы обоих полушарий мозга, улучшает речь, чтение и письмо, корректирует поведение ребенка.

Нейропсихологическая коррекция позволяет добиться больших успехов, улучшая общее развитие ребенка, его успехи в обучении и раскрывая его потенциальные возможности.

1.3. Возможности нейропсихологических игр и упражнений при формировании зрительно-моторной координации у детей с онр

Связей между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Эти связи начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное формирование зрительно-моторной координации.

Так как у детей дошкольного возраста игра является основным и ведущим видом деятельности, мы рассмотрим возможность формирования зрительно-моторной координации у детей с ОНР в нейропсихологических играх и упражнениях, развивающих координацию зрения и движения.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Существуют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность дошкольника. 1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами, через которые дети познают сенсорные эталоны и окружающий мир. 2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности [26].

Л.С. Выготский характеризует игру как ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывает гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. Он выдвигает основные положения этой гипотезы: 1) Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры заключается в исполнении желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Эти обобщенные аффекты могут ребенком не осознаваться. Их основным содержанием является система отношений со взрослыми. 2) Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке» [20;170].

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра дает возможность ребёнку ориентироваться во внешнем, зримом мире. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер, считал Д.Б. Эльконин и называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего взрослого человека» [25] и трактует игру, как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых [5].

С.Л. Рубинштейн рассматривает игру как особый тип осмысленной деятельности, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [20]. С особенностями мотивации игры, по мысли С. Л. Рубинштейна, связаны и особенности игровых действий, которые «являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны, скорее, выразить заключенный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия» [20].

Мы будем рассматривать игру с точки зрения деятельностного подхода, понимая ее как деятельность, в которую входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Читайте так же:  Гостевой брак

Всё многообразие детских игр можно классифицировать по исходным для них основаниям. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.

Н.К. Крупская разделила детские игры на две группы: игры, придуманные взрослыми и игры, придуманные самими детьми. Первую группу игр этой классификации составляют игры с правилами, решающие определённые задачи обучения и воспитания детей, которые делятся на две большие группы дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются по разным основаниям. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками), по предметам, которые используются в игре (игра с мячом, с лентами, с обручем). В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну [8].

С.Л. Новосёлова разработала новую классификацию детских игр, в основу классификации которых положила представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого) [12].

Классификация Ф. Фребеля, в основу которой положен принцип дифференцированного влияния игр на разные сферы человека: на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры) [7], является наиболее близкой для нашего исследования. Новые виды игр – это нейропсихологические игры, направленные на развитие высших психических функций, формирование навыков самоконтроля поведения на современном этапе развития системы специального образования могут быть включены в классификацию игр [29]. Эти игры направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия и позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания. Термин «нейропсихологические игры» встречается в работах таких авторов, как А.В. Семенович и О.А. Семеновой [24;21-38].

Рассмотрев классификацию игр Н.К. Крупской, нейропсихологические игры можно отнести к группе дидактических игр, т.к. они имеют такую же структуру – обучающая задача, игровая задача, игровые действия, игровые правила.

Таким образом, авторы дают разные основания выделения видов детских игр: одни авторы разделяют игры по принципу дифференцированного влияния игр на развитие процессов организма, другие – по степени проявления самостоятельности и творчества детей в играх, третьи – по инициативе возникновения игры (ребёнка или взрослого).

Упражнение – планомерно организованное повторное выполнение действий (умственных и практических) с целью его усвоения. Упражнение лежит в основе приобретения тех или иных навыков [13]. Упражнение основано на повторном выполнении игровых действий.

А.Л. Сиротюк определяет нейропсихологические упражнения как «кинезиологические», которые направлены на активизацию межполушарного взаимодействия, развитие комиссур как межполушарного интегратора, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Нейропсихологические упражнения включают: различные растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук [15]. Но, на наш взгляд, термин, предложенный данным автором, не в полной мере раскрывает содержание нейропсихологических упражнений. Отталкиваясь от понятия нейропсихологии, а также определения понятия «нейропсихологической игры», данного выше, можно говорить о том, что нейропсихологические упражнения – планомерно организованное повторное выполнение действий, направленное на оптимизацию функционирования блоков головного мозга, межполушарного взаимодействия и развитие высших психических функций.

Таким образом, можно сказать, что нейропсихологические игры и упражнения – это игры и упражнения, направленные на оптимизацию функционирования блоков головного мозга, межполушарного взаимодействия и развитие высших психических функций, направленные на развитие компонентов зрительно-моторной координации: зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки.

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня главным образом направлена на развитие речевой системы и устранение проблем лингвистических представлений ребенка с речевыми нарушениями. Формированию зрительно-моторной координации уделяется меньшее внимание, и мы считаем, что в данной работе будут эффективны нейропсихологические игры и упражнения. Например, игры и упражнения, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация [6].

Для формирования зрительно-моторной координации необходима функциональная зрелость головного мозга. Опираясь на теорию о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурии, идеи А.В. Семенович о комплексной нейропсихологической коррекции, мы полагаем, что нейропсихологические игры и упражнения должны быть направлены на коррекцию всех уровней организации высших психических функций.

Для развития I блока (энергетического) в литературе предлагаются игры и упражнения, ориентированные на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития — глазодвигательной функции и мелкой моторики [15;110], направленные на энергетизацию мозга, развитие межполушарного взаимодействия, такие, например, как кинезиологические упражнения.

Для развития функций II блока необходимо обеспечение простоты выбора нужного элемента: от выбора среди далеких элементов к выбору среди близких элементов. Это могут решить нейропсихологические игры и упражнения, направленные на формирование операционального обеспечения психических процессов (2-й функциональный блок мозга) на развитие зрительного гнозиса [14;151].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Развитие и коррекция функций III блока мозга обеспечивается экстериоризацией и интериоризацией программы, дозированием заданий. Игры и упражнения должны быть направлены на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегуляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ – зрительный гнозис [14; 213].

Таким образом, исходя из понятия нейропсихологии (отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга) исследователями выделяются нейропсихологические игры и упражнения, которые направлены на оптимизацию функционирования блоков головного мозга и развитие высших психических функций. Воздействуя на каждый функциональный блок головного мозга, мы активизируем работу психологических и физиологических основ зрительно-моторной координации.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

В сообщениях ранее я уже писала о нашем ужасном почерке, о «съеденных словах» и о других «ленивых» проблемах моей Карамельки.
Помните. Ленивых детей не существует. Всё, что вам кажется ленью, нейропсихологи называют — «плохосформированны определенные участками головного мозга».
Ну и главное: до 12 лет всё можно исправить, поправить, сформировать и доформировать. (Речь идёт о здоровых детях. Нейропсихологи работают и с детками, у которых в мед.карте написаны «особые» диагнозы. Но я этой темы не касаюсь, для меня это слишком сложно. Хотя я много читала об этом.)

Читайте так же:  Как выйти из депрессии

Итак, бросаем все свои «очень важные» дела и начинаем помогать своим деткам.
Так вот, упражнения все очень простые! Самое сложное — это выбрать время или заставить себя выделить полчасика из своего катастрофически «отсутствующего» времени для этих упражнений.
Приступим.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Так как мы с вами не нейропсихологи, то просто выберем удобное для себя и своего детёныша количество минут.

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию информации, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ла¬донь»), произнося их вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Моя Карамель очень любит именно этот вид упражнений. Рисуют с большим удовольствием!

А теперь небольшой подарочек от меня

Рисуйте и развивайтесь с удовольствием

P.S: А попробуйте, сидя на работе, сами написать цифры и буквы, или просто порисуйте одновременно двумя руками

Это не только очень забавно, но и активизирует мозг
И взрослым можно А многим даже нужно

Нейропсихология на уроке

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что дети, приступающие к обучению в школе, не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостаточно развита также и связная речь.

Учителя часто сталкиваются с тем, что у ребенка наблюдается моторная неловкость, затруднения в усвоении алгоритмических действий, имеются трудности в построении связного высказывания. При выполнении письменных работ дети совершают большое количество грамматических ошибок, даже зная правила правописания, пропускают буквы на письме, с трудом осваивают навык счёта и решения задач.

Стоит ли удивляться этому, если кардинально изменилось само детство. Вместо дворовых подвижных игр с правилами, ролевых игр, построения затейливых игровых сюжетов в разновозрастных компаниях в жизнь детей пришла виртуальная реальность.

Кроме того, родители начинают обучать ребенка письму и чтению слишком рано, до того, как возникает функциональная зрелость, что приводит к закреплению неправильного навыка [2].

Вот и приходят первоклассники, обученные азам чтения и счета, но не способные полноценно усваивать программу начальной школы.

В основе данных трудностей лежит недостаточная сформированность произвольности и серийной организации движений. Эти выводы сделали ведущие отечественные ученые в области нейропсихологии. Для того чтобы сформировать красивый почерк, разборчивое написание букв, необходим определенный уровень развития двигательных актов или серии плавно сменяющих друг друга движений. Если мы наблюдаем моторную неловкость, разорванность, а не плавность в движениях, это приводит к тому, что двигательные навыки письма не автоматизируются, каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, появляются лишние элементы, пропуски букв и другие ошибки[1,5]. Одновременно такое письмо требует постоянного сознательного контроля, поэтому “на преодоление орфографических трудностей ресурсов внимания не остается, и ребенок делает много подобных ошибок, число которых увеличивается по мере того, как он устает [4]. Подобные механизмы действуют и при чтении текста, для правильного и быстрого прочтения слов и предложений необходимы правильно организованные движения глаз в нужном направлении.

Произнесение каждого слова — это тоже серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Поэтому так важно заниматься развитием ритмических движений и произвольности[3].

Опираясь на знания о физиологической основе формирования учебных навыков, на знания нейропсихологии и труды ведущих учёных в этой области – Лурия А.Р., Ахутиной Т.В., Визель Т.Г., специалисты Ломоносовской школы разработали систему профилактической помощи ребёнку в рамках школьной программы.

Целью данной системы нейропсихологического сопровождения является развитие произвольности и серийной организации движений и действий. Система состоит из нескольких этапов:

  • обучение учителей пониманию механизмов возникновения учебных трудностей и ошибок у детей.
  • использование на уроках специальных приёмов и упражнений, направленных на развитие серийной организации движений и произвольности.
  • оценка эффективности технологии.

Технология применяется на следующих уроках:

  • математика
  • письмо
  • чтение
  • ИЗО
  • физкультура и ритмика

[3]

Работа по данной технологии проводится ежедневно в рамках урока и состоит из физминуток и предметных упражнений.

Физминутки направлены не только на развитие серийной организации движений, но и на активацию работы мозга и снижение напряжения в мышцах. Это способствует лучшему усвоению информации на уроке. Поэтому их рекомендуется проводить каждые 15-20 минут.

Предметные упражнения самостоятельно составляются учителем с учетом темы урока, отрабатываемого материала, возраста детей и уровня их развития. Достаточно использовать 1 упражнение на уроке в течение 2-3 минут.

Принципы:

  • Цикличное повторение элементов в заданном ритме
  • Последовательное усложнение инструкции
  • Переход к более сложному заданию после полного усвоения предыдущего этапа

Математика

Детям предлагается работать в парах.

Ребята считают вслух от 1 до 10 по очереди называя цифры, сопровождая счет хлопками (один счет, один хлопок). Усложнение: обратный счет; один считает в прямом порядке, другой в обратном (1-10; 2-9; 3-8 и т.д.); один хлопок в ладоши, один по ногам; при назывании четной цифры дотронуться до левого уха правой рукой, при назывании нечетной – до правого уха левой рукой.

Читайте так же:  Шизоаффективное расстройство

Упражнения для развития произвольности и самоконтроля на математике.

Ребенок получает карточку, на которой изображен столбик из двух цифр. Предлагается осуществить математические действия с цифрами по заданной программе.

Программа представляет последовательность математических действий и написана на доске. Например: + — + —

  • 2 . 8 =
  • 5 . 3 =
  • 1 . 9 =
  • 6 . 2 =
  • 4 . 6 =

Правильные ответы: 10; 2; 10; 4; 10

Для усложнения можно:

  1. Менять последовательность действий (например: + + — -; + + + -)
  2. Столбики цифр предъявлять фронтально на доске, а ребенку записывать только ответы.

Детям предлагается работать в парах.

Ребята встаньте, повернитесь друг к другу. Возьмите карандаш в правую руку. На счет “раз” переложите карандаш в левую руку. На счет “два” передайте партнеру в правую руку. (на счет “два” происходит одновременная работа двух рук, одной ребенок берет, другой отдает). Учитель задает ритм.

Усложнение: вместо счета используем скороговорки, отчитывая их в определенном ритме. Например, “Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей”, или правила “ЖИ, ШИ – пиши через И”. Ритм можно изменять, то увеличивая, то уменьшая прямо в процессе выполнения упражнения, что способствует развитию самоконтроля.

Упражнения для развития серийной организации и произвольности на письме.

Можно использовать тренинговую программу “Ритмический теппинг” (модифицированный вариант программы М.Г. Храковской [6,7])

Цель: упражнения направлены на тренировку способности удерживать строку, регулировать направления, амплитуду движений на письме.

1 этап — Трёхэлементный такт.

Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;

2 этап — два трёхэлементных такта. Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)

Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:

  • синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;
  • зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;
  • зрительным восприятием цифровой схемы программы.

[2]

Дети работают самостоятельно стоя рядом с партами.

Использование глазодвигательных упражнений.

Слежение за ярким предметом под ритм.

Ребёнок смотрит прямо перед собой, в руке держит карандаш красного цвета. Начинаем отработку движений глаз по четырём основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево) под ритм. В третьем и четвёртом классе подобным образом прорабатываем вспомогательные направления – по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

Упражнения для развития серийной организации и произвольности в чтении.

  • Чтение слов по слогам под отстукиваемый взрослым ритм.
  • Перечисление букв в обратном порядке. Остановки между словами нет. Учитель отстукивает ритм.
  • Чтение только после гласных букв в словарных словах под ритм.
  • Чтение слов по слогам под отстукиваемый взрослым ритм.
  • Двухкратное произнесение слов при чтении.
  • Чтение текста через слово.

Изобразительное искусство

Упражнения на развитие серийной организации движений на уроке изобразительного искусства.

“Ритмические рисунки” используются в начале урока, в качестве разминки. Это могут быть различные орнаменты, “косички”, повторяющиеся графические элементы. Важно рисовать их в определенной последовательности, сопровождая действия отстукиванием ритма. При освоении ребенком простых орнаментов, учитель предлагает более сложные изображения. В дальнейшем можно подключать изменения положения орнаментов в пространстве, совершая действия не только в определенном ритме, но и под диктовку.

Рис. 3а
Рис. 3б

Физкультура

Упражнения на развитие серийной организации в общей моторике.

На уроке физкультуры используются различные двигательные упражнения, совершаемые в определенном ритме. Задавать ритм может музыка или счет учителя.

Как правило, эти упражнения служат ритуалом начала урока. В нашей школе мы используем: скипинг, подбрасывание мяча в определенном ритме, жонглирование предметами, музыкально-танцевальные разминки, например, “Джаз денс”, аналоги бразильской песенки “Соку Бачи”.

Результативность

Результативность измеряется с помощью оценки качества обученности. Для оценки результативности применяемой технологии использовались измерения качества обученности в 3 группах: экспериментальной 2Б и контрольных 2А и 2В. Измерение проводились в начале, середине и в конце учебного года (рис.4.)

Динамика качества обученности по предметам математика и русский язык.

Класс Прирост на конец 2 четверти Прирост на конец 4 четверти
Русский Язык Математика Русский язык Математика
9% 8% 17% 14%
13% 21% 31% 39%
11% 11% 20% 19%

В результате применения данной технологии увеличилось количество учеников, почерк которых можно охарактеризовать как аккуратный, разборчивый, равномерный. В письменных работах уменьшилось число грамматических ошибок. Снизилось количество ошибок при выполнении математических вычислений, при решении задач разных типов. У детей быстрее формируется навык связной речи, улучшается качество чтения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля – М., “Школа здоровья”, т.2, N.4, 1995
  2. Марьяна Безруких: Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь – М., ЭКСМО, 2009
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии – М., В. Секачёв, 2013
  4. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма — М., 1950.
  5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., “Институт практической психологии”, 1996.
  6. Кузева О.В., Романова А.А., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб) — М., Психологическая наука и образование. 2015. Т 20.
  7. Храковская М. Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма // Логопед. 2004. № 3.

Источники


  1. Корчагина, Ирина Большая энциклопедия манипуляций / Ирина Корчагина. — М.: АВТОР, 2013. — 867 c.

  2. Лаврик, О.В. Настоящему мужчине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 538 c.

  3. Выжутович, В. В. Принимаю решение / В.В. Выжутович. — М.: Издательство политической литературы, 2015. — 256 c.
Для чего применяются игры и упражнения в нейропсихологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here