Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного

Сегодня мы рассмотрим тему: "Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного?

Методика «Несуществующее животное».

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик? Ее рекомен­дуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти — шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым го­ризонтально.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по­советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы­зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не­обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству­ют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот­ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи­те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого чело­века можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуман­ного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • А чего больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашива­ют, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов — не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное».

Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или деп­рессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющих­ся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое жи­вотное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.

Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым гори­зонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное — са­мое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несча­стное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завер­шении рисунка выясняют, почему нарисованное животное — самое счаст­ливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).

Интерпретация результатов

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования (чем выше тем более яркая выраженность). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.

Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем ниже — тем сильнее выраженность) интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.

Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу. Оно характерно для людей, отличающихся некоторой стереотипностью поведения, небольшой пунктуальностью, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие. Отражением специфики протекания физиологических процессов у таких исследуемых нередко является несоответствие скорости мозговых процессов и передачи их наружу. Поэтому для таких людей характерно «проглатывание» окончаний или целых слогов, слов при письме. Сознательно у человека остаётся задание полного слова, но следующее задание при передаче наружу как бы опережает и стирает окончание слова. Это явление спазм больше связано со спецификой сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.

Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному «Я», к представлению о собственном положении.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повёрнута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, влево — тенденция к рефлексии, размышлениям, положение «апорат» трактуется как эгоцентризм. Уменьшенный размер головы говорит о ценности рационального начала.

Грива, шерсть, подобна причёски на голове — чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья — тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.

Рога — защита, агрессия.

Уши, рот, глаза — несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он зачерченный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки — наличие страхов, глаза с ресницами — истероидно-демонстративные манеры поведения.

Ноги, лапы, постаменты — основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию. Характер контроля за своими рассуждениями, выводами выражается в особенности соединения ног с корпусом (тщательно или небрежно, слабо или совсем не соединены и т.д.).

Читайте так же:  Пищевая зависимость

Однотипность и однонаправленность формы элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инокамослие (ближе к патологии).

Отсутствие ног и лап — поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.

Крылья — желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих. Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.

Устрашающие детали — демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Хвосты — отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх — уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз — недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо — отношения к своим действиям и поведению, влево — к своим мыслям, решениям.

Затемнения и зачернения фигуры животного — выражение страха, тревоги.

Защита. Если она представлена в острых углах — это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка

Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

Общая энергия.

Слабая паутинообратная линия прорисовки — астенничность, дискомфорт, неуверенность, хроническое, соматическое заболевание; жирные линии выражают тревожность. Выделенная определённая деталь тела (жирно или слабо) символически изображает то место, где следует искать привязку тревоги данной личности.

Фигура животного в виде круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, нежелании давать информацию о себе, вплоть до отказа от тестирования.

Вмонтирование механических частей (постановка на постамент, треножники, тракторные гусеницы вместо ног; пропеллеры и винты на голове; вмонтирование в глаза электроламп и т.п., а в тело и конечности — антенны, рукоятки и т.д.) наблюдается чаще всего у больных шизофренией и у глубоких шизоидов.

Предлагаемое словесное название может выражать рациональное соединение смысловых частей («мухожёр», «летающий заяц» и т.д.) и свидетельствует о рациональности, конкретной установки при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно-научным, иногда с латинским суффиксом или окончанием (например, «раголетиус») характеризует демонстративность, которая направлена главным образом на показ собственного разума, эрудиции, знаний. Названия поверхностные без всякого осмысления знаменуют легкомысленное отношение к окружающим, неумения учитывать сигнал опасности.

Методика “рисунок несуществующего животного”

Методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ) относится к разряду проективных. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования.

Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.

Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.

В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Исходя из сказанного, РНЖ следует отнести к разряду специфических методов, валидизация которых основана не столько на стандартизации, сколько на учете закономерностей функционирования канала невербальной коммуникации.

Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Психологу необходимо развить в себе способность вжиться в рисунок, входить с ним в эмоциональный контакт, развить рефлексию вызываемых им чувств.

Методика РНЖ сконструирована аналогично известным рисуночным методам (“Рисунок человека”, “Дом — Дерево — Человек” и т.д.), проверенным многолетним опытом применения. Не все аспекты интерпретации в равной мере валидизированы, т.к. при обосновании преобладал поиск наиболее общего подхода к доказательству диагностической ценности методики, нежели скрупулезный перебор всех возможных сочетаний признаков.

На сегодняшний день можно считать достаточно обоснованными положения о существовании разнообразных связей образа несуществующего животного с Я-образом испытуемого, опосредованности фантазии опытом и о наличии разнообразных связей между уровнем притязаний (высотой оценки качеств собственной личности, обладать которыми стремится испытуемый: идеальный Я-образ), самооценкой, установками реагирования в конфликтных ситуациях и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.

Методика РНЖ валидизировалась в основном на клиническом контингенте в ситуации достаточно неформального и заинтересованного отношения со стороны испытуемых.

Цель:РНЖ может быть включен либо в клиническое обследование, либо как вспомогательный диагностический прием в процесс групповой психокоррекции. Он может быть использован как материал для живого обсуждения в группе пациентов либо в диалоге исследователь — испытуемый с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В плане индивидуального консультирования РНЖ может использоваться в качестве эвристической опоры для направления беседы.

РНЖ требует объединения с другими методами или тестами. Рекомендуется также проводить эту методику в одном сеансе с монотонными вербальными тестами-опросниками, используя ее как средство, повышающее живой интерес испытуемого к работе.

Использование РНЖ в ситуации принудительной экспертизы с целью отбора кадров значительно снижает, а в большинстве случаев полностью сводит на нет эффективность методики.

Чтобы взрослый захотел выполнять РНЖ, необходимо соблюдать два правила: 1) его рисование не должно оцениваться, тогда не будет стремления использовать стереотипы; 2) рисование для взрослого должно иметь смысл.

Материал:1) простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя), т.к. только карандаш передает моторику руки (нажим, дрожание, прерывистость и т.д.), что очень важно при анализе; 2) лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция:“Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.” Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Некоторые общие замечания к интерпретации РНЖ: важной характеристикой является связь рисунка с метафорами речи. Одним из опорных положений при интерпретации является семантический параллелизм образно-графического и вербально-метафорического рядов. В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения), буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания. Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: шипы — “личность с шипами” — склонность к защитной агрессии; большие уши — “человек с большими ушами” — повышенная заинтересованность в информации о себе.

Основной трудностью при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т.д., может говорить либо о тенденциях к самораспространению, о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т.д.

Читайте так же:  Причины и лечение злокачественного нейролептического синдрома

Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению, важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Например, при наличии в рисунке панциря, шипов, чешуи и т.п. при интерпретации естественно на первый план выступает контекст самозащиты, задаваемый оппозицией “уязвимость — защищенность”, а, например, не характер уровня притязаний, связанный с расположением по вертикали. Эвристической опорой в обоих примерах служит употребимость указанных аспектов рисунка в повседневной речевой метафорике (например, “высокая самооценка”, “высокие цели” или “человек в панцире”).

Правильный выбор контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно его интерпретацию. Количество возможных интерпретационных контекстов зависит от фантазии и внутренней подвижности экспериментатора. Однако здесь же кроется и опасность “обратной проекции” собственных личностных черт на материал рисунка.

Диагностическая методика «Несуществующее животное»

Слабый нажим на карандаш говорит о пассивности, иногда о депрессивном состоянии, в то время как слишком сильный нажим говорит о внутреннем напряжении, импульсивности. Штриховые линии говорят о тревожности, как черте личности испытуемого. А множественные линии — тревога на момент обследования. Эскизные линии говорят о желании контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Промахивающиеся линии,не попадающие в нужную точку, говорят об импульсивности, возможно об органическом поражении мозга.

Размер рисунка также может о многом рассказать. Слишком большое животное может являться признаком тревоги, стрессового состояния, а слишком маленькое — о депрессии или заниженной самооценке.
Голова. Аналогичным образом можно трактовать расположение головы животного: поднятая вверх, опущенная вниз, повернутая влево/вправо. Голова, увеличенная в размере, говорит об оценке эрудиции своей и окружающих. Отсутствие головы свидетельствует об импульсивности человека. В некоторых случаях о психическом заболевании. Несколько голов — противоречивые желания, внутренний конфликт.
Уши. При анализе несуществующего животного характер ушей (тщательность прорисовки, размер и пр.) позволяет судить о том, насколько личность заинтересована в информации.

Слишком большие глаза, пустые глаза или глаза с зачеркнутой радужкой говорят о наличии страхов. Глаза с прорисованными ресницами изображают люди с демонстративной манерой поведения, для которых очень важно мнение окружающих.

Приоткрытый рот в сочетании с языком говорит о высокой речевой активности, в сочетании с хорошо прорисованными губами — о чувственности человека. Рот с зубами и клыками является признаком вербальной агрессии, в некоторых случаях защитной. Открытый зачерненный рот — признак легкости возникновения страхов, тревожности.

Перья рисуют люди, склонные все приукрашивать, рога — люди склонные к агрессии или защите, гриву или подобие прически — чувственные натуры, желающие подчеркнуть свою половую принадлежность, чешую и панцирь — люди нуждающиеся в защите, раны, шрамы — люди в невротическом состоянии, вмонтированные механические части — люди с проблемами в общении, крылья — романтики, мечтатели,

Ноги. Крепкая опорная часть это – уверенность в себе, рациональность, твердость в принятии решений. Тонкие ноги животного свидетельствуют об обратных качествах личности: возможная неуверенность, непоследовательность, преобладание творческого начала.

Тело. Состоящее из множества составных частей и элементов свидетельствует о мощной энергии личности, а малое количество составных элементов — экономия энергии, астения. Изображение кругообразной фигуры свойственно для закрытых , замкнутых людей. Большое количество острых углов говорит об агрессивности.

Хвост. Поднятый вверх хвост демонстрирует положительное отношение к своим мыслям и действиям, а опущенный, наоборот. Толстый, тщательно прорисованный хвост говорит о важности сексуальной сферы для человека, декоративный хвост с множеством деталей — о демонстративности личности.

Тематика рисунка – важная составляющая, на которую необходимо обратить внимание. В рамках теста всех изображаемых существ можно разделить на три группы:
• уязвимые ¬ животные, которым в природе наиболее часто угрожает опасность (птицы, насекомые, мелкие грызуны и прочие);
• угрожающие животные – образы с подчеркнутой агрессивностью. В природе это, как правило, хищники;
• нейтральные – это домашние питомцы, представитель водного мира и пр.
Рисуя существо, относящееся к одной из представленных групп, человек ассоциирует свое личностное «Я» с атрибутами этого животного.

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Хвост.

Ключи для интерпретации теста « Несуществующее животное ».
Хвост.

Символическое значение хвоста в рисунке несуществующего животного в стандартных ключах рассматривается с двух позиций :

  • оценка своих действий
  • отношение к своему прошлому

1. В первом случае оценка человеком внутренних и внешних форм своей деятельности выражается направленностью хвоста несуществующего животного.

К внутренним формам деятельности относятся:

[1]

К внешним формам деятельности относятся:

  • действия
  • поступки
  • вербальная продукция

Если хвост несуществующего животного направлен вправо – человек в настоящее время размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений.

Хвост несуществующего животного направлен вправо.

Если хвост несуществующего животного направлен влево – человек размышляет об упущенном моменте из-за собственной нерешительности, оценивает результаты внутренних проявлений.

Хвост несуществующего животного направлен влево.

В том случае, когда хвост несуществующего животного направлен вверх (трубой или морковкой) – человек уверен в своих действиях и их результатах. У него оптимистичный, дружелюбный и легкий характер. Человек имеет положительную самооценку, стремится к изменению и совершенствованию.

Хвост несуществующего животного направлен вверх.

Если хвост несуществующего животного направлен вниз (поджат, падает вниз) – человека не интересует саморазвитие. Он недоволен собой, подавлен, сомневается в своих силах, сожалеет о содеянном (сказанном или сделанном), раскаивается, испытывает страх. Это пессимист, отрицательно оценивающий свои действия и поступки.

Хвост несуществующего животного направлен вниз.

Если хвост несуществующего животного направлен прямо – человека все в жизни устраивает.

2. Во втором случае (отношение к прошлому) интерпретация дается по величине хвоста .

Если хвост большой – прошлое человека тяготит, не дает ему покоя.

Если хвост маленький – прошлое человека не сильно беспокоит.

3. Количество хвостов.

Если у несуществующего животного несколько хвостов – дается такая же интерпретация, как и в случае с разветвленным хвостом, то есть свидетельствует о противоречивости самооценки или зависимости человека.

Если 2 хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши – самооценка человека сильно зависит от мнения окружающих.

4. Способ изображения хвоста несуществующего животного.

Разветвленный хвост – указывает на зависимость человека или противоречивость его самооценки.

Если у несуществующего животного хвост длинный и пышный (их может быть несколько) – человек доволен собой.

Длинный хвост хорошей толщины несуществующего животного.

Если хвост короткий и тоненький – человек не очень уверен в себе.

Если хвост толстый – в этом усматривается высокая значимость сексуальной сферы.

Толстый хвост несуществующего животного.

Вообще, часто хвост несуществующего животного

может иметь сексуальную символику .

Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного?

Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Читайте так же:  Основные отличия психики человека от психики животных

Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «правящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности — недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья — стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора

Лапы животного, постамент, опору и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение — высокий уровень, небрежное и слабое — склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Отражает самооценку ребенка.
Если он повернут влево — мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

[3]

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Читайте так же:  Как прийти в себя и начать жить заново после развода с мужем

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали — например, вмонтированные в тело механические предметы — могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей — летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием — рептилиус — выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.

Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево — говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши — большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами — словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги — достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост — достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок не уверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова — тенденция к деятельности, то есть Надя — «человек действия», но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги — поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост — самооценка зависит от ситуации.

Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного?

Встречалось ли вам название «Методика несуществующее животное»?

Ее уже достаточно давно применяют в психологической диагностике, и она показала свою эффективность и информативность.

Как определить характер человека по его любимому цвету? Узнайте об этом из нашей статьи.

Кто ее автор?

Нарисовать фантастическое животное, назвать и описать его — что это за методика психологов (см. пример)?

Автором теста является Майя Захаровна Дукаревич, известный практикующий психолог, специалист по проективным тестам.

Разработки были проведены в 70-х годах прошлого века, но опубликовали тест только в 90-х.

Методика исследует личность на основе изображения животного, которого нет в реальной жизни, в кино или других областях искусства.

Именно рисование такого изображения дает возможность оценить личность испытуемого, его эмоциональную сферу.

Среди психологов тест пользуется популярностью как наиболее простой и при этом информативный. Используют его для исследования детей и взрослых.

Детям она может быть интересна, как предложение создать нечто необычное.

Для кого и где она применяется?

Тест востребован при работе со школьниками, применять его рекомендуется с детьми после 5-6 лет, так как до этого возраста ребенок еще не до конца осознает себя и свое отношение к миру.

Однако современные психологи могут использовать его и для диагностики взрослых людей.

Помимо того, что животное требуется изобразить, его еще необходимо и назвать.

Применяют методику школьные психологи при обследовании личности детей, необходимости узнать их психическое состояние, наличие отклонений.

Для взрослых тест может быть востребован при приеме на работу. Он не является единственным, а лишь вспомогательным.

Какова цель?

Что она показывает? Основная цель методики «Несуществующее животное» — диагностика личности. В процессе рисования ребенок переносит на бумагу свой внутренний мир, образ себя.

На основе изображения психолог может рассказать о настроении, самооценке, существующих внутренних проблемах, комплексах, отношении к миру и другим людям.

Считается одной из эффективных проективных методик.

Особенности применения для детей

Для выполнения понадобится лист чистой бумаги, простой карандаш, ластик.

Дается инструкция: нарисовать животное, которого нет, которое еще никто не придумал, даже в сказках.

Если ребенок сомневается и говорит, что не умеет, следует подбодрить его и сказать, что неважно, каким получится рисунок, главное нарисовать так, как хочет он. Можно посоветовать начать рисовать, как получается, а дальше уже доделывать детали.

Когда рисунок полностью готов, психолог обсуждает с ребенком его особенности: что за животное, что оно делает, как его зовут, какого он пола, есть ли у него семья, какие эмоции испытывает.

Подобные детали позволяют, помимо интерпретации самого изображения, лучше узнать внутренний мир ребенка, его отношение к себе.

[2]

Основная цель: нарисовать животное, которого нет.

Существует модификация теста: «Злое животное», позволяющая выявить скрытую депрессию и агрессивное состояние.

Процедура проведения, обследования и интерпретации не имеет общепринятых норм, так как это проективный тест, и каждый психолог может вносить в него что-то свое.

Читайте так же:  Медитация энергии

Чаще всего предлагается использовать простой карандаш, но в некоторых случаях даются и цветные, чтобы лучше оценить эмоции испытуемого, наличие у него угнетенного состояния (если он предпочитает использовать преимущественно черные и серые оттенки).

При обследовании эта методика не является единственной, а лишь дополняет другие способы оценки личностных особенностей.

Как осуществляется обработка результатов?

Оценивается расположение животного на листе, в какую сторону направлена морда, хвост, есть ли выступающие части, насколько рисунок агрессивен.

Психолог смотрит на нажим линий, наличие штриховки, частоту стирания, присутствие или отсутствие определенных частей тела, их расположение относительно других элементов.

Расположение на листе

В норме рисунок должен располагаться примерно по средней линии.

Если он находится значительно выше, это интерпретируется как высокий уровень самооценки, исследуемый недоволен своим положением, ощущает недостаток признания.

Если рисунок располагается очень низко, это рассказывает о неуверенности, заниженной самооценке, подавленном состоянии, уходе от общения с социумом.

Что означают цвета в психологии человека? Читайте об этом здесь.

Основные части

  1. Крупные глаза могут означать наличие внутренних страхов.
  2. Ресницы — желание, чтобы окружающие тобой восхищались.
  3. Рот. Если в нем присутствуют зубы, это означает словесную агрессию. Приоткрытый с прорисованным языком — общительность, речевая активность. Если языка нет — готовность испугаться.
  4. Голова большая — эрудиция, потребность в знаниях. Если ее нет — может говорить о наличии психических отклонений. Две и больше — раздвоенность желаний.
  5. Фигура. Если присутствует множество составных частей, это говорит о высоком уровне энергии.

Элементов мало — астения, низкий уровень энергии. Множество выступающих углов — агрессия, направленная вовне.

Если же фигура, наоборот, кругла и замкнутая, это говорит о скрытности, желании отгородиться.

  • Хвост — как испытуемый относится к собственным действиям. Если он направлен вверх — положительное отношение, вниз — отрицательное. Повернут вправо — как испытуемый относится к своему поведению, влево — к своим мыслям. Важно учитывать дополнительные детали — выступы, шипы, раздвоение хвоста, украшение.
  • Уши. Их присутствие означает, что испытуемому важно, что о нем говорят. Отсутствие ушей — для него не имеет значение мнение окружающих, он не хочет их слышать.
  • Рога — защита. Если есть еще и когти — агрессивная защита, нападение.
  • Прическа, грива — подчеркивание принадлежности к своему полу.
  • Крылья — фантазии, мечтательность. Раскрытые крылья могут означать желание «взлететь» выше, добиться успеха.
  • Ноги — это опора, насколько твердо и уверенно ощущает себя испытуемый. Если их нет — пассивность. Слишком много — потребность в поддержке, опоре, неуверенное состояние, шаткость.
  • Стоит посмотреть, каким образом ноги соединяются с телом — это контроль за своими рассуждениями — насколько они небрежны или прорисованы аккуратно.

    Украшения и дополнительные элементы

  • чешуя — потребность в защите, панцирь указывает на необходимость в высоком уровне защиты, желании скрыться, спрятаться;
  • узор на теле — проявление демонстративности;
  • прорисованные внутренние органы — тревожность, психические заболевания, заостренность на своем здоровье — ипохондрия;
  • половые органы — испытуемый придает большое значение сексуальной жизни или его сильно интересует эта сфера;
  • раны — невротические проявления;
  • механические элементы — трудности в налаживании социальных контактов;
  • все тело покрыто волосами — значимость сексуальной сферы;
  • оружие — агрессивность.
  • к содержанию ↑

    Общая энергия

    Экспериментатор изучает количество деталей, их расположение, нажим линий.

    Если деталей мало, нажим еле заметен, но наблюдается истощение, астения, энергии еле хватает для жизни.

    Множество разнообразных деталей — повышенный уровень энергии, активность. Если линии очень жирные, это говорит о тревожности. Также оценивается равномерность нажима.

    Тип животного

    Он может быть:

    • нейтральным;
    • угрожающим;
    • боящимся;
    • слабым;
    • тот, кому угрожают.

    Оценка производится на основе совокупности признаков и наличии различных элементов — круглые, острые, замкнутые, а также расположения на листе.

    Творчество

    Изучается по количеству элементов, их необычности, действительно ли животное выдуманное или за основу взят персонаж из фильма, книги или других источников.

    Оценивает и то, какое имя испытуемый дал животному:

    • содержит реальные названия — пестрый заяц, прыгающий бегемот — говорит о рациональном мышлении;
    • использование научных значений говорит о желании показать свою эрудицию;
    • названия без смысла — легкомысленное, поверхностное отношение к жизни;
    • повторяющиеся элементы — кря-кря, ко-ко может выражать инфантильность;
    • иронические — легкое, ироническое отношение к жизни;
    • очень длинные названия — уход от действительности.

    к содержанию ↑

    Чем занимается?

    Действие и его расшифровка:

    • ломает что-то — агрессивное поведение;
    • ищет пищу — наличие жизненных трудностей;
    • спит — астения, упадок сил, депрессия;
    • развлекается — проекция желаний испытуемого;
    • делает что-то необычное — выход за рамки стандартов или желание нарушить заведенный порядок.

    Вымышленное существо для собеседования

    Какое несуществующее животное лучше нарисовать для психолога на собеседовании, чтобы рекрутеры не придрались?

    Проективная методика в некоторых случаях используется и при приеме на работу.

    У кандидатов возникает вопрос — как правильно изобразить животное, которого не существует, чтобы пройти тест?

    1. Обратите внимание на расположение животного — лучший вариант — в центре листа. Если работа предполагает высокую активность, то рисунок должен показывать наличие достаточного уровня энергии.
    2. Так как открытый с зубами рот говорит о наличии вербальной агрессии, стоит изобразить его более мягко. Если работа предполагает коммуникацию, то закрытый полностью рот не подойдет.
    3. Линии выполняем с равномерным нажимом.
    4. Лапы должны твердо стоять на земле, четко соединяться с основной фигурой.
    5. Большие глаза означают наличие страхов, поэтому рисуем их соразмерно голове.
    6. Если нужно показать высокий уровень самооценки, то хвост должен быть направлен вверх.

    При приеме на должности, где требуется творческий подход, придется проявить креативность и сделать животное интересным, внеся разнообразные элементы, однако переизбытка их тоже следует избегать, чтобы не было подозрения на психические отклонения.

    Представленная методика — очень интересна в плане изучения личности детей и взрослых, поэтому многие психологи применяют ее на практике.

    Пройдите рисуночный тест — «Неизвестное животное»:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.

    2. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

    3. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
    Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here