Эффективность музыкотерапии, как метода психологической коррекции

Сегодня мы рассмотрим тему: "Эффективность музыкотерапии, как метода психологической коррекции" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Содержание

Эффективность музыкотерапии, как метода психологической коррекции

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие «катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Музыкотерапия

Метод, использующий музыку для психокоррекции, называется музыкотерапией. Использование музыки, по различным методикам музыкотерапии, предполагает прослушивание музыкальных произведений как индивидуально, так и группами. Также музыкальное сопровождение применяют как фоновое, в комплексе других приемов коррекции для большей эффективности и усиления воздействия.

Для коррекции страхов и различных эмоциональных отклонений, считается целесообразным использовать методы музыкотерапии. Считается, что в работе по коррекции психики человека, центральная роль должна отводиться музыкотерапии, так думает Шведская школа, проводя изучение глубинной психологии. Благодаря специфическим особенностям музыка проникает в глубину сознания личности.

Альтшулер является основательницей этого терапевтического метода, обнаружив физиологические изменения у больных, являющимися адекватными при музыкальном воздействии, она назвала его изо-принципом музыкотерапии. Если следовать этому положению, то выходит, что при затруднении контакта с больным, музыка не только способна наладить его, но и помогает общему тонусу пациента. Таким образом, спокойная и тихая музыка может быть назначена при депрессии, а громкая, ритмичная – при возбуждении.

Нервная система человека, так же как и мускулатура запоминают ритм, чем и обусловлено воздействие музыки на человека. Ритмичный раздражитель в виде музыки является стимулятором двигательной, а также вегетативной системы. Ритмы всех органов человека взаимосвязаны. Определенная связь существует между ритмом внутренних органов и ритмом движения. Ритмичные движения, представляющие собой единую двигательную систему, как раздражитель ритмом, достигает повышения различных процессов в организме, как ритмический, так и экономичности энергетических затрат.

Теперь вполне понятно, почему ритм марша, который рассчитан на шествие войск в походах, медленнее ритма человеческого сердца при спокойной работе. Усталость долго не настает, и при таком ритме можно идти очень долго. Но марши, которые звучат во время парадов, ритмичны с повышенной энергичностью. Подобные марши воздействуют на нервную систему, вызывая бодрость, повышая нормальный ритм сердца. Такой марш является утомительным, долго человек не сможет поддерживать такой ритм.

Уже доказано, что успокоительное воздействие обеспечивает ритм вальса, который меньше, нежели ритм сердца. Также на эмоциональное состояние человека воздействует интонация музыки. Как первичные голосовые реакции (смех, плач, крик), музыка используется в качестве механизма, служащего безусловному рефлексу.

Орган – это безусловный лидер среди других музыкальных инструментов, который имеет огромное влияние на состояние человека.

Мелодия имеет способность устанавливать общий фон настроения, эмоциональную окраску образов, появляющихся при ее прослушивании. Вне зависимости от личных способностей музыкального восприятия, от музыкальной подготовки, от степени особенностей интеллекта слушающего.

Читайте так же:  Влияние телевизора

Отдельные элементы музыки – ритм имеют большую эмоциональную значимость. Различные тональности могут вызывать состояние, которое адекватно характеру раздражителя. Например, минорный тон музыки оказывает депрессивный эффект, в то время как пульсирующие ритмы наоборот возбуждают и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.

Работы В.Ю.Завьялова, Л.С.Брусиловского, К.Швабе посвящены разным аспектам музыкотерапии. С помощью музыкотерапии легко устанавливается контакт психолога с клиентом, помогает облегчить эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.

Существует несколько психологических способов коррекции:

катарсис – помощь в регуляции эмоционального состояния;
уменьшение эмоциональной разрядки;
облегчение осознания собственных переживаний;
противоборство с жизненными ситуациями;
Выявление средств (каналов) предпочитаемых, для выражения тех или иных эмоций.

От активности клиентов, их участия в музыкотерапевтическом сеансе и в зависимости от задач, которые стоят впереди, зависит в какой форме может быть представлена музыкотерапия: в активной форме — выражение себя в музыке и пассивной — только прослушивание музыки.

Регулятивная форма коррекции — вид пассивной музыкотерапии, способствует снижению напряжения нервов и психики человека.

Активный метод музыкотерапии используется при групповой психокоррекции. Для эффективного проведения этого варианта применяют несложный музыкальный набор инструментов: цимбалы, колокольчики и барабан. Участникам предлагают темы с проигрыванием ролей, созданием рисунка. Каждый сам может выбирать музыкальный инструмент, а так же инструмент партнера, с которым при помощи звуков будет вестись диалог.

Прослушивание музыки в первую очередь влияет на эмоциональное восприятие человека, это мощный импульс всем действующим нервно-психическим процессам. Состояние организма начинает улучшаться, повышается интеллект, человек чувствует себя бодрее. Чтобы не доводить организм до нестабильного состояния, необходимо проводить иногда профилактику в виде полного расслабления, в чем и помогает музыкотерапия.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.
материал по логопедии на тему

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

Вложение Размер
vystuplenie_na_pedsovete.docx 21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда

Выступление на педсовете

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм. (слайд 2)

Видео «Музыкотерапия» (слайд 3)

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Другие авторы определяют музыкотерапию как: средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. (слайд 4 )

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. (слайд 5 )

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. (слайд 6)

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. (слайд 7)

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. (слайд 8)

Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных , но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время.

Утренний прием детей в детском саду можно начать с музыки Моцарта . Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие . (слайд 9)

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения :

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт» ).

2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена.

Читайте так же:  Как завоевать женщину

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).

4. Обработки для русского народного оркестра ( «Барыня» , «Камаринская» , «Калинка» ).

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр). (слайд 10)

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание. (слайд 11)

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку . Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно- психического здоровья детей . Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :

1. Инструментальная музыка : Frederic Delarue.

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная» .

4. Ф. Шуберт «Аве Мария» .

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей » ).

6. Samudra Ocean «Голоса океана» . (слайд 12)

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии :

1. Инструментальная музыка : Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» .

3. Музыка для здоровья : Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

4. Бах «Органные произведение» .

5. А. Вивальди «Времена года» .

6. «Голоса природы» . (слайд 13)

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:

[3]

•Психогимнастические этюды и упражнения

•Прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. (слайд 14)

Для детей с нарушениями речи музыкотерапия оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики, а также развитие связной речи детей данной категории.

Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. (слайд 15)

Пальчиковая гимнастика (запись). (слайд 16)

Таким образом , музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

-созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

-продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

— задействованы все органы чувств у детей;

-установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Спасибо за внимание. (слайд 17)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана.

Уже давно занимаюсь музыкотерапией, аэтот метод даёт положительную динамику в эмоциональной сфере детей. Решила поделиться своими наработками,предлагаю вашему мнению статью.

ВВЕДЕНИЕ Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит.

Ребенок в детском саду — самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую.

Ребенок в детском саду — самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее досту.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции

С самых древних времен человечество отмечало, что музыкальные ритмы и звуки оказывают очень сильное влияние на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека.

Одним из самых старых свидетельств позитивного музыкально-терапевтическом влияния высокоодухотворенной музыки на человека является упоминание из Ветхого завета, в котором отмечается, что «богодухновенное пение псалмопевца Давида излечило Саула от нервной болезни и депрессии». Историки музыки и педагогики в своих работах неоднократно приводили в качестве примера опыт великих философов и мыслителей Греции и Рима – Пифагора и Платона. Последние в своих трудах неоднократно упоминали позитивное влияние музыки на воспитание детей.

Первые научно-теоретические попытки научного обоснования анализируемого феномена были предприняты в 17-18 веках. В трудах С.С. Корсакова, Л.С. Брусиловского, А. Швабе, В.М. Бехтерев, Н. Галинской, В.Ю. Завьялова и др. указывалось на важное место музыки в системе лечения. Полноценные исследования уникальных уникальные музыкально-терапевтические средств музыки начались лишь к концу 19 столетия, когда на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований. На рубеже веков ученые стали предпринимать попытки подвести теоретическое обоснование и физиологический базис под эмпирические факты. В 1913 г. в России под руководством В. М. Бехтерева было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

В настоящее время музыкотерапию рассматривают как важнейших психотерапевтический метод, в котором музыка выполняет роль средства коррекции. Методы музыкотерапии используют либо как основное и ведущее средство воздействия в рамках целостного и изолированного использования (музицирование индивидуально и в группах, прослушивание музыкальных произведений и т.д.), либо как дополнение к иным коррекционным методам в части повышения эффективности и усиления их воздействия.

Читайте так же:  Кто это мужчина-доминант или женщина-доминантка

Музыкотерапия находится на стыке многих наук – музыковедения, музыкальной психологии, медицины, коррекционной психологии. Данная «пограничность» неслучайна, т.к. к моменту ее обособления смежные гуманитарные и медицинские сферы знаний уже обладали и огромным числом научных теорий, и развитым научным аппаратом, и системой прикладных методов диагностики. При этом очевидно, что наиболее успешно музыкотерапия стала развиваться в содружестве с психиатрией и коррекционной педагогикой.

По нашему мнению, педагогическая музыкотерапия – это полноценно сформировавшееся научное направление. Технологии и методы, используемые в нем давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития. Опыт показывает, что многие педагоги-практики используют музыкальные произведения при проведении занятий. C амое естественное и глубокое применение нашли технологии и методики педагогической музыкотерапии в коррекционной педагогике и в теории и практике музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Это и составляет основное содержание коррекционной музыкотерапии. Таким образом, коррекционная музыкотерапия является важной составляющей педагогической музыкотерапии, поскольку часто ее применение связано с педагогическими и психологическими целями и задачами воспитания детей с отклонениями в развитии.

Необходимо отметить тот факт, что экономические и социальные проблемы существующие в современном обществе, ухудшение экологии, изменение нравственных приоритетов провоцирует условия ухудшения здоровья населения в целом, и детей в частности. Учащаются случаи пограничных нарушений в развитии у ребёнка значимых для физиологических и психологических высших психических функций. Наблюдается положительный тренд числа детей, которые страдают ослабленным здоровьем и имеют психические заболевания, не имея при этом классически выраженных отклонений. Такие дети развиваясь испытывают некоторые трудности в социальной адаптации. Они плохо реализуют социальную роль ученика, и уже со школьных лет теряют надежду занять достойное место в жизни. Увеличение числа детей с подобной задержкой психического развития отмечена во многих странах, в том числе и в России.

Неслучайно за последние годы в российской науке сформировалась качественная научная школа, представленная такими учеными и практиками, как Н.В. Бабкина, Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Н.Г. Цыпина, И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко и др. В рамках научных изысканий сформировались коррекционные музыкотерапевтические технологии и методики (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, В.А. Гиляровский, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, ГП. Шипулина, В.С. Шущард-жан и др.).

Методы коррекционный музыкотерапии в педагогике можно разделить на пассивные и активные. Первый основываться на том, что ребёнок получает музыкальную терапию, не участвуя при этом в ней активно. Например, дети прослушивают музыку, в которой имитируется журчание ручейка, шум дождя, шум моря. Специально подобранные музыкальные произведения улучшают настроение, снимают досаду, гасят гнев, благотворно влияют на самочувствие. При этом детям предлагают занять удобную позу, выполнять движения, связанные с наклонами и потягиваем. В данном контексте становится очевидным, что музыка в рамках пассивной музыкотерапевтической технологии является фоном. При этом можно выделить следующие терапевтические механизмы:

музыка снимает психологическую защиту, способствует снижению недоверия ребенка;

[2]

музыка активизирует или наоборот успокаивает ребенка;

музыка помогает пережить стресс;

музыка позволяет укрепить дружеские отношения с другими детьми, с учителем, способствует развитию межличностных отношений.

При применении активных методов музыкотерапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам. Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.

Пение (вокалотерапия) является самым доступным, активным, действенным методом музыкотерапии, которые способствуют укреплению голосового аппарата и лёгких, общего развития организма, выработки правильной осанки.

Не менее эффективным средством педагогической музыкотерапии являются музыкально-ритмические упражнения и движения. Выполняя их, дети воспринимают музыкальные образы, развивают свои музыкальные способности и основы музыкальной культуры, учатся эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют слуховые представления, чувство такта и ритма, развивают творческие способности. Показ музыкальных ритмических упражнений и движений имеет важное значение для освоения детьми.

И, наконец, важным видом педагогической музыкотерапии является игра на музыкальных инструментах. Использование музыкальных инструментов помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления учащихся, развивает их музыкальные способности, обогащает музыкальные впечатления детей.

Список использованных источников

Ануфриева Е.В. Музыкотерапия как средство сохранения и восстановления психологического здоровья личности // В книге: Практическая психология личности Учебное пособие для бакалавров психологии. Под редакцией О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. Санкт-Петербург, 2017. С. 80-87.

Ивлева А.Н. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей победителей III международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 162-165.

Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Продуктивное обучение: опыт и перспективы материалы IX Международной научной конференции. Самарский государственный социально-педагогический университет. 2017. С. 87-89.

Койфман Д.Ю. Музыкотерапия как средство формирования, развития, воспитания и обучения личности // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2017. С. 101-107.

Лобанова А.П., Моногарова О.В. Музыкотерапия — как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребенка // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс сборник докладов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т.. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 120-122.

Стефанова А.И. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Актуальные проблемы музыкального образования и этномузыкологии Материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2017. С. 49-51.

Читайте так же:  Причины апатии и как с ней бороться

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции

Понятие и сферы применения музыкотерапии. Коррекция эмоциональных отклонений. Физиологическое воздействие музыки на человека, механизмы ее психологического воздействия. Эмоциональная значимость музыки, особенности проявления феноменов катарсиса и кессона.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.01.2012
Размер файла 17,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение
  • Глава 1. Сфера применения музыкотерапии
  • 1.1 Коррекция эмоциональных отклонений
  • 1.2 Физиологическое воздействие музыки на человека
  • Глава 2. Механизмы психологического воздействия
  • 1.1 Эмоциональная значимость музыки
  • 1.2 Феномены музыкотерапии
  • Заключение
  • Список литературы
  • Глава 1. Сфера применения музыкотерапии

    1.2 Физиологическое воздействие музыки на человека

    Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

    Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека — это орган.

    Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

    Глава 2. Механизмы психологического воздействия

    Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского, В.Ю. Завьялова, К. Швабе и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

    В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

    катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

    облегчение осознания собственных переживаний;

    конфронтацию с жизненными проблемами;

    приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

    В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

    Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

    При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

    1.2 Феномены музыкотерапии

    На психологическом уровне музыка волнует человека, вызывает потрясение.

    Назовем это состояние катарсис.

    Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

    Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным. Лик катарсиса — это счастливое лицо, наполненный светом творческого, счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человек, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию. Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

    Мы наблюдаем проявления катарсиса — во время сеанса Импровизации, слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.

    Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров — это нереализованная одаренность. Именно это, он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел. Такое личностное приобщение к шедевру, может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.

    Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.

    Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызывает потрясение, мы видим состояние катарсиса.

    Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

    Феномен

    кессона

    При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя вызывает тягостные ощущения, феномен кессона.

    При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

    безразличие, отсутствие интереса;

    скука, оценки «примитивный», «наивный»

    иронически насмешливое восприятие (смеховой кессон);

    отрицание, негативизм;

    эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.).

    музыка катарсис кессон феномен

    Кессон — термин, взятый для представления о неприятии чуждого пациенту психологического уровня и его проявлений.

    Кессонная болезнь — это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.

    Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызвать отрицательные образы — чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Приведем некоторые примеры, музыка Моцарта — и вдруг образы: зима, два мужика пилят дрова и очень устали, Ленин и Крупская сидят у белого рояля, атомный взрыв, эмбрион в банк.

    Читайте так же:  Муж изменяет и врет как заставить его признаться в измене

    Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии, соответствующей тональности реагирует по законам кессона — она иронически смеется, увидев свинью на коньках в ответ на мелодию Грига.

    Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящими на снегу.

    Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы.

    Цель музыкотерапевта — избежать кессона и добиться катарсиса.

    Заключение

    Анализ данных научной литературы позволил нам ссделать вывод, что музыкотерапия — это система психосоматической регуляции функций организма человека, имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

    Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.

    Список литературы

    1. http://www.altermed.ru/articles. php? c >

    [1]

    2. http://www.yugzone.ru/articles/music_t. htm / Владимир Элькин «Человек и мелодия» (феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами)

    3. http://psi. webzone.ru/st/150500. htm / Психологический словарь

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Физиологическое воздействие музыки на человека. Музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии.

    презентация [125,1 K], добавлен 24.08.2010

    Краткая история развития, использования музыкотерапии. Направления, задачи, функции этого направления. Механизмы воздействия музыки на человека. Использование музыкотерапии в работе с детьми. Основные механизмы психологического коррекционного воздействия.

    реферат [26,9 K], добавлен 13.06.2016

    Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Применение целебных свойств музыки в древние времена. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику и организм человека. Лечебные свойства музыкотерапии: виды и формы, применение.

    курсовая работа [29,9 K], добавлен 03.03.2008

    Рассмотрение видов (информационный, эмоциональный, физиологически, поведенческий), причин возникновения и особенностей проявления психологического стресса. История развития, основные направления и формы музыкотерапии как средства коррекции состояний.

    курсовая работа [116,7 K], добавлен 01.08.2010

    Музыкальное воздействие на эмоциональное состояние человека; стили музыки как продукт и выражение цивилизаций, национальных чувств. Музыкотерапия: формы и методы воздействия на психику. Маркетинговые концепции музыкального оформления торговых предприятий.

    реферат [57,1 K], добавлен 06.03.2013

    Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека. Изменение кровяного давления, частоты сердечных сокращений, ритма и глубины дыхания человека под воздействием музыкальных звуков. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.

    реферат [21,8 K], добавлен 16.12.2010

    Воздействие музыки на детей раннего возраста; задачи музыкального воспитания в коррекционных дошкольных учреждениях, способы развития восприятия. Физические и медицинские аспекты воздействия музыкотерапии, ее применение в работе со слабослышащими детьми.

    курсовая работа [31,1 K], добавлен 29.05.2012

    Изучение влияния музыки на психику ребёнка и возможности улучшения его эмоционального состояния. Применение практики музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении. Отрицательное воздействие современной популярной музыки на детскую психику.

    курсовая работа [51,0 K], добавлен 06.01.2011

    Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

    презентация [638,2 K], добавлен 23.09.2014

    Воздействие музыки на человеческий организм как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Успешное использование музыки в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.

    презентация [343,4 K], добавлен 16.12.2012

    Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Белецкая Елена Александровна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальнокультурной деятельности ГБОУ ВПО «Белгородскийгосударственный институтискусств и культуры», г. Белгород[email protected]

    Иванова Татьяна Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии,

    Национальный исследовательский университет (Белгородский государственный университет), г. Белгород[email protected]

    Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Аннотация. В данной статье анализируются основные теоретикометодологические подходы к проблеме исследования музыкотерапиикак в ретроспективе, так и современное состояние.Современная психология и педагогика в России в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами.Рассматривается музыкотерапия как один из видов арттерапии; как синтез нескольких областей научного знания: музыки, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.Ключевые слова:музыка, музыкальная терапия, развитие личности

    регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

    катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

    приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, повышениесоциальной активности;

    облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;

    коррекция коммуникативной функции;

    принцип учета эмоционального и физического состояния детей на моментзанятия;

    принцип «эмоциональной драматургии» (Э.Б. Абдуллин);

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    принцип сочетания узнаваемого и нового;

    Источники


    1. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.

    2. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.

    3. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.
    Эффективность музыкотерапии, как метода психологической коррекции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here