Эмоциональная нестабильность

Сегодня мы рассмотрим тему: "Эмоциональная нестабильность" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность по Кеттеллу

3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность»

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).

Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.

  • 1-3 стена — имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
  • 4 стена — чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
  • 7 стенов — эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
  • 8-10 стенов — эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

Вопросы к Фактору С

4. Когда я ложусь спать, то:

  • засыпаю быстро;

  • когда как;
  • засыпаю с трудом;
  • 21. У меня, как правило, хватает энергии, когда мне это необходимо:

    38. То, что в некоторой степени отвлекает моё внимание:

    • раздражает меня;
    • нечто среднее;
    • не беспокоит меня совершенно;

    55. То, что я делаю, у меня не получается:

    72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определённой причины:

    89. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин., отмеренных по точным часам, то эти часы:

    4 признака эмоционально нестабильного человека

    Эмоциональная неустойчивость является заметной и существенной проблемой при общении в социуме. Это также может быть признаком детской травмы, депрессии или тревожного расстройства, когда у человека случаются сильные приступы гнева, беспокойства или депрессии, длящиеся несколько часов или даже дней. Перепады настроения варьируются от дисфории до эйфории, а также от маниакальной уверенности в себе до сильной тревоги и раздражительности. Какие основные поведенческие модели присущи эмоционально нестабильным людям?

    1. Склонность к импульсивным действиям

    Эмоционально нестабильный человек нередко действует под влиянием импульса, не задумываясь о том, что он может навредить себе и другим. Например, езда на большой скорости или под воздействием алкоголя. Таких людей буквально влечет к рискам и опасностям, неразумным тратам или азартным играм. У них практически отсутствует самоконтроль, а импульсивные действия подбадривают и радуют их на короткие промежутки времени.

    2. Проблемы с гневом

    У эмоционально нестабильных людей часто возникают проблемы с тем, как они выражают свой гнев. Фактически они не могут правильно контролировать свои эмоции. Хотя такие люди испытывают заметные перепады между вспышками депрессии или счастья, их гнев гораздо более разрушителен. В гневе они кричат и способны даже к физическим действиям, необязательно по отношению к человеку, но они запросто могут хлопать дверьми и бросать предметы. Самый важный момент – не воспринимать такое поведение слишком лично. Помните, что дело не в вас. Люди с подобным расстройством не осознают свое поведение и воздействие на окружающих.

    3. Отношения «как на качелях»

    Такие люди с трудом сохраняют свои отношения стабильными. Они сначала очень ласковы к другому человеку, а затем могут на него обозлиться. Мало того, они затевают ссоры и демонстративно уходят от партнера, только чтобы захотеть вернуться назад через несколько часов или дней. Эмоционально неустойчивые люди очень токсичны, поэтому вы должны быть с ними аккуратными и осторожными, чтобы не вывести их из равновесия. Они, кстати, испытывают трудности при любом взаимодействии: может страдать их дружба и отношения с членами семьи.

    4. Неадекватное реагирование

    Эмоционально нестабильные люди зачастую неадекватно реагируют как на реальные, так и вымышленные ситуации. Им постоянно кажется, что к ним плохо и несправедливо относятся, хотя большинство обстоятельств и событий они додумывают сами. Самый основной триггер – это страх быть покинутым и отвергнутым. Если такой человек вбил себе в голову, что его семья или друзья отказываются от него, это может вызвать крайне негативную реакцию.

    Итак, люди, страдающие от эмоциональной нестабильности, скорее всего пострадали от какой-то травмы в своей жизни. Они совершенно не умеют контролировать и сдерживать свои эмоции, чувства и ощущения. Эмоционально неустойчивые люди абсолютно не хотят влиять на окружающих, но в большинстве случаев именно так и происходит, поскольку общение с ними очень далеко от приятного и комфортного.

    Поделитесь постом с друзьями!

    Расстройство личности эмоционально неустойчивое — симптомы и лечение

    Что такое расстройство личности эмоционально неустойчивое? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Рахманов В. А., психиатра со стажем в 13 лет.

    Определение болезни. Причины заболевания

    Пограничное расстройство личности (ПРЛ, Borderline personality disorder (BPD), emotionally unstable personality disorder (EUPD)) — расстройство личности, характеризующееся продолжительным аномальным поведением: нестабильностью в отношениях с другими людьми, нестабильным представлением о себе и нестабильной эмоциональной сферой. Часто встречается рискованное поведение и самоповреждение (например, самостоятельно нанесённые порезы). Люди с ПРЛ также могут страдать от чувства эмоциональной опустошённости и панического страха перед одиночеством. Важно отметить, что указанные симптомы могут быть спровоцированы на вид нормальными жизненными событиями. Проявление расстройства начинается в период полового созревания. Химические зависимости, депрессия и пищевые расстройства обычно поддерживаются ПРЛ или развиваются в связи с ним. Приблизительно 10% пациентов погибают в результате суицида. [1]

    Читайте так же:  Ведущая деятельность

    В международной классификации болезней 10-го пересмотра ПРЛ названо «Эмоционально неустойчивым расстройством личности (F60.3)». [2] Именно это наименование распространено на территории России. Также такое расстройство называют пограничным типом расстройства.

    Причины ПРЛ до конца не ясны, однако становится всё более очевидным, что появление данного расстройства обусловлено генетическими, мозговыми, и социальными факторами. Пограничное расстройство встречается в 5 раз чаще у лиц с нарушенными отношениями в семье (заброшенность родителями, активная критика и непринятие со стороны близких). У женщин ПРЛ наблюдается в 3 раза чаще, чем у мужчин. [3]

    Неблагоприятные факторы жизни (например, физическое или эмоциональное насилие) также играют немаловажную роль в появлении этого отклонения. В ряде нейрофизиологических исследований показано, что проявления расстройства связаны с фронтально-лимбическими группами нейронов. [4] [5] [6]

    Распространённость

    По данным исследования 2008 года распространённость нарушения в популяции составляет 5,9%. Около 20% госпитализаций в психиатрический стационар приходится на пациентов с ПРЛ. [7]

    Симптомы расстройства эмоционально неустойчивой личности

    Согласно утверждению американского психолога Марши Лайнен, ПРЛ можно сравнить с ожогом третьей степени. «У таких людей попросту нет «эмоциональной кожи». Даже малейшее прикосновение или движение может вызвать тяжелейшее страдание». [8]

    Заподозрить пограничный тип расстройства можно при обнаружении четырёх или более симптомов (черт характера), представленных на схеме ниже. При этом важно, чтобы одной из проявленных черт была импульсивность, рискованность или враждебность. Симптомы должны иметь устойчивый характер (не изменяться в течение долгого времени) и проявляться практически ежедневно.

    Под эмоциональной лабильностью понимаются резкие скачки настроения: паника или грусть могут сменяться приступами агрессии, затем может возникнуть жгучее чувство вины и т. д.

    Сепарационной тревогой называется тревога, которую испытывает личность по причине разлуки с домом и близкими людьми.

    Патогенез расстройства эмоционально неустойчивой личности

    Как и в случае других психических расстройств, патогенез ПРЛ является многофакторным и не до конца изученным. По данным некоторых исследований, пограничное расстройство имеет общие черты и причины с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Кроме того, возможна их патогенетическая взаимосвязь.

    Большинство исследователей согласны с тем, что присутствие в анамнезе детской хронической эмоциональной травмы способствует развитию ПРЛ. Однако стоит отметить, что уделяется недостаточное внимание исследованию роли других патогенетических факторов: врождённым дисфункциям головного мозга, генетике, нейробиологическим факторам и факторам социального окружения.

    Под социальными факторами подразумевается взаимодействие людей в процессе роста и взросления в своих семьях, в окружении друзей и других личностей.

    Психологические факторы включают в себя личностные особенности и темперамент, адаптацию к окружению, а также сформированные навыки, позволяющие справляться со стрессом.

    Генетика

    Наследуемость ПРЛ составляет примерно 40%. В действительности, добиться объективной оценки генетических факторов достаточно сложно. Так, например, близнецовый метод может дать переоценённые показатели в связи с наличием травмирующих факторов в общей семье сиблингов (родных братьев-сестёр). [9] Тем не менее одно из исследований показало, что ПРЛ находится на третьем месте из десяти по наследуемости среди личностных расстройств. Исследование в Нидерландах (Trull & colleagues) выявило, что генетический материал в девятой хромосоме связан с симптомами ПРЛ. Исходя из этого учёные сделали вывод, что генетические факторы играют ключевую роль в индивидуальных особенностях расстройства у каждого отдельно взятого пациента. Эти же исследователи ранее установили, что 42% симптоматики ПРЛ определено генетикой и 58% — влиянием среды. [10]

    Особенности головного мозга

    Целый ряд исследований в области нейровизуализации при ПРЛ показал наличие редукции (уменьшения) вещества мозга в конкретных отделах. Эти отделы в норме вовлечены в регуляцию ответа на стресс и регуляцию эмоциональной сферы. Речь идёт о гиппокампе, глазнично-лобных участках коры головного мозга (префронтальная кора), миндалевидном теле. [11]

    • Миндалевидное тело меньше в абсолютном объёме и более активно у людей с ПРЛ. Уменьшенный объём миндалины так же был обнаружен у пациентов с обсессивно–компульсивным расстройством. Одно из исследований показало аномально высокую активность в левой миндалине у людей с ПРЛ в момент, когда они рассматривали карточки с изображением людей в негативных эмоциях. В связи с тем, что миндалина генерирует все эмоции, в том числе и негативные, это необычно высокая активность может объяснять сильные и продолжительные эмоциональные проявления страха, горя, злости и стыда, испытываемые людьми с ПРЛ. Этим же фактом трактуется и их способность тонко распознавать эмоции других людей. [12]
    • Префронтальная кора имеет тенденцию к меньшей активности у лиц с ПРЛ, особенно в момент оживления воспоминаний об их «эмоциональной заброшенности». Это относительное снижение активности более всего определяется в правой передней извилине. Отдавая должное роли префронтальной коры в регуляции эмоционального возбуждения, относительная неактивность названых участков может объяснять сложности у людей с ПРЛ в регуляции их эмоций и реакции на стресс. [13]

    • Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (ГГН) ось регулирует продукцию кортизола, который высвобождается в ответ на стресс. Уровень этого гормона надпочечников у людей с ПРЛ фактически более высок, чем в популяции. Это является признаком гиперреактивности ГГН оси. Гиперреактивность может объяснять более высокую биологическую реакцию на стресс и большую уязвимость к тревожащим факторам. Так же высокий уровень кортизола ассоциирован с высоким риском суицидального поведения. [12]

    Нейробиологические факторы (эстрогены)

    Контролируемое исследование в 2003 году показало, что симптомы ПРЛ у женщин предсказуемо связаны с уровнем эстрогена (женского полового гормона) в течение менструального цикла. [14]

    Факторы личностного развития (детская травма)

    Существует прочная взаимосвязь между насилием над детьми, особенно детского сексуального насилия, и развитием ПРЛ.

    Предполагается, что дети, которые в раннем возрасте испытали хроническое плохое обращение по отношению к себе и трудности с формированием привязанностей, встают на путь формирования ПРЛ. [15]

    Классификация и стадии развития расстройства эмоционально неустойчивой личности

    Американский психолог Теодор Миллон выделил 4 подтипа ПРЛ: [16]

    1. Унылое пограничное расстройство (включает избегающие или зависимые личностные особенности).

    • Характерные черты: уступчивость, покорность, верность, скромность; чувство уязвимости и постоянной опасности; личность испытывает чувство безнадёжности, подавленности, беспомощности и бессилия.

    2. Обидчивое пограничное расстройство (включает пассивно-агрессивные личностные особенности).

    • Характерные черты: негативизма (противодействие всему), нетерпеливость, беспокойство, а также упрямость, вызывающее поведение, угрюмость, пессимистичность; человек легко обижается и быстро разочаровывается.

    3. Импульсивное пограничное расстройство (включает истерические и антисоциальные личностные особенности).

    • Характерные черты: капризность, поверхностность, ветреность, лихорадочное и соблазняющее поведение; боясь потери, личность легко впадает в ажитацию (волнение); мрачность и раздражительность; потенциально суицидальное намерение.

    4. Самоповреждающее пограничное расстройство (включает депрессивные и мазохистические, а также саморазрушающие личностные особенности).

    • Характерные черты: замкнутость, самонаказуемоть, сердитость, конформность, почтительность, заискивание, прогрессирующе ригидное и угрюмое состояние; есть риск суицида.

    Признаки и предрасполагающие факторы эмоциональной лабильности

    Эмоциональная лабильность в психологии – это патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивостью настроения, его резкими перепадами без видимых причин. Такое состояние может наблюдаться как у взрослых, так и у детей разных возрастов. Личность, для которой характерна данная особенность, одинаково остро реагирует на отрицательные и положительные возбудители. Синдром эмоциональной лабильности очень часто сопровождает сосудистые патологии и органические заболевания головного мозга, а также возникает при астенических состояниях.

    Читайте так же:  Как привлечь любовь в свою жизнь и обрести вторую половинку

    Психическую реакцию человека в ответ на какой-либо раздражитель побуждает кора головного мозга. При ослаблении нервной системы как раз и возникает эмоциональная лабильность, провоцирующая молниеносную реакцию даже на самый незначительный раздражитель. Человек с данной патологией способен плакать навзрыд от счастья или истерически смеяться от обиды. В психологии существует и противоположное понятие – ригидность, характеризующаяся эмоциональной скудностью. Стоит отметить, что, по мнению специалистов, отсутствие положительных и отрицательных эмоций сказывается на психическом здоровье гораздо хуже, нежели их излишнее проявление.

    Предрасполагающие факторы

    Такое нервное расстройство, как эмоциональная лабильность может иметь довольно разнообразные причины. Чаще всего развитию патологического состояния способствуют:

    • продолжительное эмоциональное напряжение;
    • частые стрессовые ситуации;
    • нехватка внимания окружающих или, наоборот, постоянное нахождение в центре внимания;
    • психологические травмы, пережитые в детве или уже во взрослом возрасте;
    • соматические заболевания, в частности, эндокринные патологии и гормональный дисбаланс, который возникает, к примеру, у беременных женщин или в климактерическом периоде;
    • дефицит витаминов.

    В ряде случаев повышенная эмоциональность выступает в качестве симптома. Так, она может сопровождать опухолевые заболевания головного мозга, атеросклероз сосудов мозга, гипертоническую болезнь, органические патологии мозга, астению, черепно-мозговые травмы и т.д.

    Симптомы эмоциональной слабости обычно проявляются в импульсивности, отсутствии самоконтроля, совершении необдуманных действий без учета возможных негативных последствий. Проявления патологии зависят от склада и особенностей конкретной личности. В психологии различаются эмоциональная лабильность двух типов: импульсивную и пограничную. В первом случае признаки недуга проявляются в дисфории, то есть в тоскливом и даже злобным настроении, постоянным недовольством, неуживчивостью, внезапными вспышками гнева. Люди с подобным расстройством в порыве ярости могут совершать насильственные действия по отношению к окружающим. Стоит отметить, что при отсутствии прогрессирования заболевание имеет свойство сглаживаться с годами. У женщин это обычно происходит вследствие гормональной перестройки организма после родов.

    Для пограничного типа эмоциональной лабильности характерна излишняя впечатлительность, развитое воображение, увлеченность. Люди с таким заболеванием обычно очень легко поддаются внушению, часто меняют интересы, отличаются неусидчивостью. О личностях с подобным расстройством обычно говорят, что они бросаются из крайности в крайность.

    Проявления в детском возрасте

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В современном обществе общепринятой считается точка зрения, что капризность детей – это всегда результат погрешностей в воспитании. Однако считать данное утверждение верным можно лишь частично. Дело в том, что прослеживается четкая связь между развитием патологий нервной системы у ребенка и нехваткой внимания со стороны взрослых и сверстников. Высокая возбудимость у детей постепенно может привести к нервному истощению, которое еще больше усугубляет симптомы эмоциональной слабости.

    Ребенок с подобным нарушением постоянно требует внимания, а при его отсутствии закатывает истерики и устраивает сцены. При этом усугубить состояние таких детей способно как излишне строгое воспитание с постоянными запретами и наказаниями, так и потакание капризам. Эмоциональная лабильность в детском возрасте может являться признаком развития невроза.

    У детей подросткового возраста слабость нервной системы не всегда свидетельствует о заболевании. Здесь на первый план выходят типичные для подростков обстоятельства: гормональная перестройка организма, трудности с социализацией. Здесь важно определить, вписываются ли имеющиеся проявления эмоциональной лабильности в критерии нормы, однако, эти критерии имеют довольно размытые границы.

    Эмоциональная лабильность поддается коррекции, но стоит учесть, что терапевтический курс всегда подбирается в зависимости от первопричины патологического состояния. Чтобы выяснить причину, пациент должен обязательно пройти комплексное обследование, после которого врач подберет адекватную терапию. В первую очередь, назначается лечение основного заболевания, вызвавшего эмоциональную лабильность. Как правило, пациентам прописывается курс общеукрепляющей терапии, а при необходимости антидепрессанты или другие препараты, стабилизирующие психическую активность. Коррекция может проводиться и при помощи психотерапии, особенно она важна, если в основу патологии легло некое психическое нарушение.

    Особого подхода требует лечение детей, так как для маленьких пациентов стандартные схемы не применимы. Если возникает потребность в лекарственной терапии, детям обычно назначаются безопасные успокаивающие препараты на растительной основе. По мере взросления ребенка с ним должна проводиться постоянная работа, направленная на то, чтобы научить его эффективно справляться с приступами лабильности и, главное, не пугаться своего состояния. В противном случае эмоциональная лабильность может привести к возникновению панических атак.

    Эмоционально-неустойчивое расстройство личности

    Патохарактерологические свойства, объединяющие эту группу личностных расстройств— импульсивность с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, сочетающаяся с неустойчивостью настроения и бурными, возникающими по малейшему поводу аффективными вспышками.

    Распространенность среди населения достигает примерно от 2 % до 5 %, «пограничный» вид чаще наблюдается среди женщин.

    Симптомы эмоционально-неустойчивого расстройства личности

    У таких людей отмечается повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злобностью, злопамятностью, мстительностью, вязкостью аффективных реакций. Свойственные им колебания настроения с преобладанием угрюмо-злобного фона сочетаются с бурными взрывами эмоций. При этом аффективные колебания, как и разряды эмоций, обычно связаны с внешними причинами, хотя эти поводы для раздражения и недовольства могут быть незначительными. Эти люди постоянно всем недовольны, ищут повода для придирок. Обычно таким личностям не хватает рассудительности для спокойной холодной оценки ситуации. Повседневные обыденные неприятности воспринимаются с оттенком несчастья, приводят их к эмоциональному напряжению, нередко по ничтожному поводу возникают вспышки гнева. Особенно заметна такая несдержанность при внутрисемейных конфликтах, когда ссора нередко завершается насильственными поступками от битья посуды до избиения членов семьи.

    [1]

    Эмоционально неустойчивые (возбудимые) личности не переносят возражений, они крайне нетерпеливы, в спорах не выслушивают чужого мнения, не согласны с ним. Они не считаются с интересами других, эгоистичны, из-за этого у них часто происходят конфликты с окружающими. При этом они совершенно неспособны уяснить собственную роль в частых конфликтах. Постоянные ссоры, сопровождающиеся выяснением отношений, обусловливают их убеждение в особой своей роли и значимости. Появляются представления о предвзятом к ним отношении, о том, что их не ценят и не понимают в коллективе и семье.

    Выделяются два типа этого варианта расстройств личности — импульсивный и пограничный.

    Импульсивный тип соответствует возбудимой психопатии. Психопатии этого типа, свойственна необыкновенно сильная эмоциональная возбудимость. Начальные ее проявления обнаруживаются еще в дошкольном возрасте. Дети часто кричат, озлобляются. Любые ограничения, запреты и наказания вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. В младших классах это «трудные» дети с излишней подвижностью, необузданными шалостями, капризностью и обидчивостью. Наряду со вспыльчивостью и раздражительностью им свойственны жестокость и угрюмость. Они злопамятны и неуживчивы. Рано обнаруживающаяся склонность к мрачному настроению сочетается с периодическими непродолжительными (2—3 дня) дисфориями. В общении со сверстниками они претендуют на лидерство, пытаются командовать, устанавливать свои порядки, из-за чего нередко возникают конфликты. Учеба их чаще всего не интересует. Они не всегда удерживаются в школе или ПТУ, а поступив на работу, вскоре увольняются.

    [3]

    Сформировавшаяся психопатия возбудимого типа сопровождается приступами гнева, ярости, аффективными разрядами, иногда с аффективно суженным сознанием и резким двигательным возбуждением. В запальчивости (особенно легко возникающей в период алкогольных эксцессов) возбудимые личности способны совершить необдуманные, порой опасные действия. В жизни это активные, однако неспособные к длительной целенаправленной деятельности, неуступчивые, жесткие люди, с мстительностью, с вязкостью аффективных реакций. Среди них нередки лица с расторможенностью влечений, склонные к перверсиям и сексуальным эксцессам.

    Читайте так же:  Стратегии и технологии рационального поведения в конфликтной ситуации

    Последующая динамика возбудимых психопатий неоднородна.

    При благоприятном течении психопатические проявления стабилизируются и даже относительно полно компенсируются, чему в немалой степени способствуют положительные влияния окружающей среды и необходимые воспитательные мероприятия. Нарушения поведения в таких случаях к 30—40 годам значительно сглаживаются, постепенно уменьшается и эмоциональная возбудимость.

    Однако возможна иная динамика с постепенным усилением психопатических особенностей. Беспорядочная жизнь, неспособность сдерживать влечения, присоединяющийся алкоголизм, нетерпимость к любым ограничениям, наконец, склонность к бурным аффективным реакциям служат в таких случаях причинами длительного нарушения социальной адаптации. При наиболее тяжелых вариантах акты агрессии и насилия, совершаемые во время аффективных вспышек, приводят к столкновению с законом.

    Пограничный тип прямых аналогов в отечественной систематике психопатий не имеет, хотя по некоторым личностным параметрам сопоставим с неустойчивым типом психопатий. Пограничное расстройство личности нуждается в дифференциации с шизотипическим расстройством, шизофренией, тревожно-фобическими и аффективными расстройствами.

    Пограничную личность отличают повышенная впечатлительность, аффективная лабильность, живость воображения, подвижность когнитивных процессов, постоянная «включенность» в события, относящиеся к сфере актуальных интересов или увлечений, крайняя чувствительность к препятствиям на пути к самореализации, функционированию на максимуме возможностей. Обостренно воспринимаются и затруднения в сфере интерперсональных отношений, особенно ситуация фрустрации. Реакции таких субъектов даже на тривиальные события могут приобретать гиперболизированный, демонстративный характер. Они слишком часто испытывают те чувства, которые обычно обнаруживаются лишь в ситуации стресса.

    Начальные патохарактерологические проявления (эмоциональная лабильность, внушаемость, склонность к фантазиям, быстрая смена увлечений, нестабильность отношений со сверстниками) обнаруживаются уже в подростковом периоде. Эти дети игнорируют школьные порядки и родительские запреты. Несмотря на хорошие интеллектуальные возможности, они плохо успевают, так как не готовятся к занятиям, отвлекаются на уроках, отвергают любые попытки регламентации их распорядка дня.

    К отличительным свойствам пограничных личностей относятся лабильность самооценки, изменчивость представлений как об окружающей действительности, так и о собственной личности — нарушение аутоидентификации, непостоянство жизненных установок, целей и планов, неспособность противостоять мнению окружающих. Соответственно они внушаемы, податливы влияниям извне, легко перенимают не одобряемые обществом формы поведения, предаются пьянству, принимают возбуждающие средства, наркотики, могут даже приобрести криминальный опыт, совершить правонарушение (чаще всего речь идет о мелком мошенничестве).

    Психопаты пограничного типа легко впадают в зависимость от других, подчас малознакомых людей. Сближаясь, они быстро образуют сложную структуру отношений с чрезмерной подчиняемостью, ненавистью или обожанием, формированием сверхценных привязанностей; последние служат источником конфликтов и страданий, связанных со страхом разрыва и грядущего одиночества, и могут сопровождаться суицидальным шантажом.

    Жизненный путь пограничных личностей представляется весьма неровным, изобилует неожиданными поворотами в социальном маршруте, семейном статусе. Периоды относительного затишья сменяются разного рода коллизиями; легки переходы из крайности в крайность — это и внезапная, преодолевающая все препятствия любовь, завершающаяся столь же внезапным разрывом; и увлечение новым делом с объективно высокими профессиональными успехами, и внезапная резкая смена места работы после незначительного производственного конфликта; это и страсть к путешествиям, ведущая к перемене места жительства и прогрессии. Однако, несмотря на все жизненные потрясения, эти лица не теряют здравомыслия, попав в беду, бывают не столь беспомощны, как могли бы показаться, могут в нужный момент найти приемлемый выход из создавшегося положения. Присущие большинству из них «зигзаги» поведения не препятствуют достаточно хорошей адаптации. Легко приспосабливаясь к новым обстоятельствам, они сохраняют трудоспособность, находят работу, устраивают заново быт.

    В рамках динамики пограничного личностного расстройства наблюдаются длительные периоды подъема с повышенной активностью, ощущением оптимального интеллектуального функционирования, обостренного восприятия окружающей жизни, которые могут сменяться (чаще всего в связи с психогенной или соматической — беременность, роды, заболевание, провокацией) дистимическими фазами. На первый план в клинической картине в этих случаях выдвигаются жалобы на снижение психических возможностей, ощущение неполноты чувств и когнитивных функций, а в более тяжелых случаях — явления психической анестезии.

    Среди других патологических реакций при пограничных расстройствах чаще всего встречаются психогенно спровоцированные транзиторные вспышки с пестрой клинической картиной, включающей наряду с аффективными диссоциативные истерические, малосистематизированные бредовые расстройства. В отличие от шизофрении их характеризует психогенная провоцированность, транзиторный характер, обратимость.

    Критерии эмоционально-неустойчивого расстройства личности

    Расстройство личности, при котором имеется ярко выраженная тенденция действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Способность планирования минимальна; вспышки интенсивного гневливого аффекта часто приводят к насилию, либо «поведенческим взрывам», они легко провоцируются, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют. Выделяются две разновидности этого личностного расстройства, и при обеих присутствует общая основа импульсивности и отсутствия самоконтроля.

    • агрессивная личность;
    • пограничное расстройство;
    • пограничная личность;
    • возбудимая личность.

    F60.30х Эмоционально неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип.

    Преобладающими характеристиками являются эмоциональная неустойчивость и отсутствие контроля импульсивности. Вспышки жестокости и угрожающего поведения обычны, особенно в ответ на осуждение окружающими.

    • возбудимое расстройство личности;
    • эксплозивное расстройство личности;
    • агрессивное расстройство личности;
    • агрессивная личность.
    • — диссоциальное расстройство личности (F60.2х).

    F60.31х Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип.

    Имеются некоторые характеристики эмоциональной неустойчивости, а кроме того, образ Я, намерения и внутренние предпочтения (включая сексуальные) (характерно хроническое чувство опустошенности) часто непонятны или нарушены. Склонность быть включенным в напряженные (неустойчивые) отношения может привести к возобновляющимся эмоциональным кризисам и сопровождаться серией суицидальных угроз или актов самоповреждения (хотя все это может также иметь место без явных провоцирующих факторов).

    • пограничное расстройство личности.

    Лечение эмоционально-неустойчивого расстройства личности

    При таком психическом расстройстве, как эмоционально-неустойчивое расстройство личности, необходим грамотный подбор терапевтических методик, способных обеспечить эффективное лечение. Среди психотерапевтических методик активно применяется гештальт-терапия, основной целью которой является оказание помощи пациенту в осознании проблемы, принятии ответственности за свои поступки и поиске путей для ее решения. Также неплохие результаты показывает лечение при помощи поведенческой терапии, в ходе которой больной учится контролировать собственное поведение и эмоциональное состояние. Пройдя полный курс такого лечения, пациенты приобретают навыки социального взаимодействия, а также учатся использовать правильные защитные механизмы в ответ на любые внешние раздражители. Психотерапевтические сеансы могут проходить как в индивидуальной, так и в групповой или семейной форме. В последнем случае, посещая занятия с психотерапевтом, члены семьи пациента также получают необходимую поддержку и учатся правильно взаимодействовать с больным.

    Читайте так же:  Почему хочется плакать без причины

    Медикаментозное лечение целесообразно назначать только при импульсивном типе расстройства. Пациентам прописываются противосудорожные лекарства и препараты лития, необходимые для контроля над импульсами. При наличии признаков депрессивного расстройства возможен прием антидепрессантов, повышенная тревожность устраняется с помощью препаратов из группы транквилизаторов, а возбудимость корректируется нейролептическими средствами.

    Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.

    Часто на консультациях у детского психолога родители жалуются на эмоциональную нестабильность (неустойчивость) ребенка – частые психо-эмоциональные срывы, повышенную слезливость, капризы, переходящие в истерики. То, что достаточно естественно в период первого возрастного кризиса 18-24 месяцев, уже вызывает родительскую тревогу в период дошкольного и младшего школьного возраста.

    Говоря об эмоциональной стабильности, мы будем говорить о способности ребенка переносить приятные и неприятные эмоции, не будучи «затопленным» ими. Всем родителям известны случаи проявления эмоциональной нестабильности у их чада. Например, когда недовольство и злость переходит в бессильную ярость — и ребенок одновременно рыдает, плюется и пинается ногами; обида — в долгие всхлипывания под одеялом; страх перерастает в неуправляемую панику; грусть или печаль — в апатию и безжизненность; стыд — в потерю способности поддерживать контакт, продолжать общение. «Хорошие» чувства – радость, веселье, удовольствие тоже, бывает, что зашкаливают. Всем известно, когда ребенок (как говорится) «перебесился» от радости и срывается на капризы, истерики, плач.

    Развитие эмоциональной стабильности у ребенка закладывается в раннем детстве с помощью родителей. Кроме этого все дети отличаются степенью индивидуальной переносимости сильных эмоций – кто-то более устойчив, кто-то менее.

    Существенно важной частью эмоционального созревания является способность переносить тревогу, стыд, вину. Особенно важно уметь переносить депрессивные чувства (печаль, тоску, грусть), которые часто сопровождают нашу жизнь в ситуациях разочарования, утраты (потери работы, значимых отношений, смерти близких), болезни, выхода на пенсию и многими другими болезненными, но неизбежными переживаниями.

    Немного отклонившись от темы детского развития, замечу, для взрослого также важна способность переносить сильные чувства, не будучи разрушенным ими, иметь эмоциональные резервы, как для себя, так и для своих близких, нуждающихся в помощи. Люди, которые могут комфортно переживать чувства, обычно спокойны; считая, что их состояние вполне соотносится с их жизненным переживанием; что оно имеет смысл; и что, выполнив свою цель, оно прекратится.

    Если человек не справляется с уровнем эмоционального напряжения, то он часто вынужден прибегать к употреблению психотропных препаратов, алкоголя, наркотиков, чтобы временно «заморозить» эмоции. Или человек начинает блокировать эмоциональную чувствительность, и тогда чувства проявляются в виде соматических приступов (болей, головокружения, повышения давления) – т.е. развиваются психосоматические реакции. Тогда — как пациенты, так и врачи, начинают воспринимать в виде заболеваний то, что на самом деле является проявлением эмоций.

    Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка не происходит само по себе, здесь велика роль родителей в том, чтобы помочь детям обрести способность управлять своими эмоциями.

    Давайте рассмотрим, какие методы формирования эмоциональной стабильности имеются в распоряжении у ухаживающего за ребенком родителя; и каких реакций стоит избегать?

    1. Присутствие рядом близкого человека и его отклик уже само по себе несет успокоение для испытывающего беспокойство ребенка.

    2. Внимательные родители позволяют своим детям упражняться в способности переносить различные эмоции — так же, как при обучении ходьбе или плаванию. Эмоциональные всплески должны допускаться лишь в той степени, в какой ребенок может их вынести. Если ребенок упал и чуть захныкал; то чуткая мать не будет сразу бросаться на помощь, а будет следить за реакцией, давая возможность ребенку справиться самому. Так же стоит поступать, если ребенок настороженно замер, столкнувшись с чем-то неожиданным или новым. Здесь поможет голос мамы с некоторого расстояния, подбадривание и разъяснение ситуации. Родителю важно заметить и предотвратить тот момент, когда малыш зайдется в плаче от сильного испуга; или — если это не удалось, стать опорой – пожалеть, погладить, объяснить, что это было. Т.е. мать вмешивается только тогда, когда ребенок утрачивает контроль над ситуацией.

    Маленького человечка, конечно, никто не осудит за проявление сильных эмоций; но и по отношению к детям постарше, родителям очень важно не фиксировать внимание на том, что ребенок утратил контроль над своими эмоциями; или оправдать его, ссылаясь на сложившиеся обстоятельства.

    Возможно, наиболее важный и трудный аспект материнства как раз и состоит в позволении ребенку самостоятельно переносить все более интенсивное эмоциональное напряжение – в таком случае матери надо уметь справляться с собственной тревогой и уметь удерживать себя от того, чтобы каждый раз кидаться на помощь.

    [2]

    Нежелательными являются два варианта родительских реакций. Во-первых, как мы только что говорили, когда взрослый тут же кидается на помощь – этим он дает ребенку послание: «Ты слабый, и сам ничего не можешь» — это способствует возникновению страху не только перед ситуацией, но и перед эмоциями, окрашивающими ее, и формированию неуверенности в своих силах. Во-вторых, опасно, когда родитель игнорируют ситуацию — когда ребенок уже «затоплен» аффектом, это может привести к психологической травме – когда ребенок один на один остается с невыносимыми переживаниями.

    3. Идентификация с родителем — в дальнейшем ребенок приобретает функцию самоуспокоения, подражая родителю. Если мать сохраняет терпимость и доброжелательность по отношению к сильным эмоциям ребенка, жалеет и успокаивает его (а не стыдит и не ругает); то ребенок так же будет относиться и сам к себе. В тех ситуациях, когда ребенок эмоционально не справляется самостоятельно – например, плачет от ушиба или испуга, матери важно показывать свое спокойствие, и не «заражать» ребенка своей тревогой. Тогда ребенок сможет подражать реакции взрослого, примерно так: «Если мама не боится (не тревожится), значит, это не страшно (не опасно), тогда и я не боюсь (не тревожусь)». Родитель может и напрямую — словами побуждать ребенка идентифицироваться с ним: «Посмотри, папа же не боится».

    Если же мать в случае стрессовой ситуации сама чрезмерно расстраивается или впадает в панику, то, таким образом, она породит у ребенка вторичную тревогу (не только от ситуации, но и от своей реакции на нее). В худших случаях она может даже ругать ребенка, например, за то, что он ушибся; добавляя к боли от ушиба критику и оскорбление.

    Читайте так же:  Как стать человеком-амбидекстром правшой и левшой одновременно

    Пытаясь подражать матери, ребенок должен почувствовать, что получил разрешение, так сказать, «занять место матери» по отношению к самому себе, оказывая помощь себе. Но порой случается такое, что женщина решает за счет ребенка свои проблемы и, желая быть незаменимой для ребенка, не дает ему «это разрешение». Например, многие дети успешно успокаивают себя с помощью «переходного объекта» – это может быть какая-то вещь, которая напоминает ему мать; или мамина вещичка; или мягкая игрушка – как заменитель мамы. Некоторые матери, явно ощущая ревность, могут отнимать переходный объект у ребенка, не разрешая ему, таким образом, оказать себе самоподдержку. Такие реакции, как правило, содействуют чрезмерной зависимости ребенка от родителя. В таких случаях, чтобы не травмировать ребенка, женщине было хорошо разобраться в себе при помощи психотерапевта.

    4. Похвала и одобрение. Когда ребенок показывает, что он может присвоить себе функцию родителя и успокоить себя самостоятельно; родитель выражает одобрение за использование такого способа обращения с эмоциями: «Вот, молодец! Ты сначала боялся идти к врачу, а потом понял, что это не страшно, и успокоился». Хороший родитель будет предлагать эмоциональную поддержку до тех пор, пока она необходима, однако будет готов дать возможность ребенку использовать свои собственные ресурсы.

    Выражая одобрения и похвалу за контроль над своими чувствами, важно «не стимулировать» развитие этого навыка обратным способом – не стыдить и не позорить ребенка за то, что он не справился со своими чувствами или попросту проявил их. Например, маленький мальчик, который плачет от страха, испытывает дополнительно и стыд, когда его укоряют за «немужскую реакцию», и порицает себя за это. Эта вторичная реакция усиливает страх эмоции. Ребенок, во-первых, чего-то боится и страдает от этого; а, во-вторых, он будет бояться переживать страх и делиться этим чувством, потому что это еще и стыдно. Если ребенок реагирует чувствами вины или стыда на неконтролируемое проявление своих эмоций, это серьезно ухудшает его возможность справляться с этими эмоциями.

    В худшем случае, аффект, который однажды оказался разрушительным, в последствии может восприниматься как опасный. Бывает, родители «управляют» ребенком путем пристыживания, а кроме этого еще нечутко замечают вслух, что ребенок покраснел от стыда — это порождает еще больший стыд. Стыд может оказаться таким непереносимым чувством, с которым невозможно встречаться, не будучи разрушенным им. Непереносимые чувства могут выражаться, как мы уже говорили, в виде соматических приступов.

    5. Помощь ребенку в том, чтобы постепенно развивать вербализацию – т.е. словесно формулировать свои чувства и просьбы. Для этого родителям важно обучать ребенка — называя ему те чувства, которые он испытывает; и поощрять его за их выражение словами, а не криком и плачем.

    Но существуют родители, которые сами не способны говорить о своих чувствах и показывать их. Часто такие родители также не разрешают их проявлять ребенку. В таком случае ребенок будет иметь трудности быть в контакте со своими чувствами – осознавать, принимать их, и здоровым образом управлять ими.

    6. Родители могут предлагать ребенку способы, с помощью которых можно справляться с болезненными чувствами. Например, когда грустно поддержать себя чем-то приятным (игрой, вкусностями). С болезненными чувствами вины или стыда можно справляться с помощью ритуала прощения или исполнения чего-то хорошего, взамен содеянному (важно эти приемы самоподдержки отличать от наказания). По мере взросления доступ к таким приемам и ресурсам внутри себя делает для индивида возможным успешное преодоление различных неприятных чувств и состояний, которые случаются в ходе обычной ежедневной работы или учебы.

    7. Демонстрируя своим примером принятие чувств ребенка в качестве нормальных реакций на ситуации, мать учит и ребенка осознавать свои чувства и воспринимать их в качестве сигналов — так, например, тревога может сигнализировать об опасности, и поэтому ее важно не подавлять как нежелательную реакцию — а учитывать.

    На каждом этапе развития ребенка есть свои особенные моменты, в которых родитель может помочь ему не травматично проживать эмоции. В момент приучения к горшку ребенок может испытывать гордость или стыд за свои успехи или неудачи; и здесь мать может помочь, позволяя ему испытать оба этих чувства, сохраняя при этом общее чувство благополучия. Во внутреннем мире ребенка это, может, звучат так (конечно, выражаясь взрослообразно): «Сейчас вышел конфуз и мне стыдно, но в целом – я хороший и достойный любви».

    Есть один важный момент… Большинство матерей способны принимать сильные эмоции очень маленького ребенка, реагировать на них как на просьбу об оказании услуг и с готовностью удовлетворять потребности малыша. Однако хроническое состояние неудовлетворенности (плач и крик) младенца подрывает идеальное представление женщины о себе как о любящей матери счастливого и «хорошего» ребенка. Тогда женщине становится труднее терпимо откликаться на малыша. А по мере развития ребенка — особенно в период первого кризиса 18-24 месяцев, они все в большей степени реагируют на его эмоциональные вспышки раздражением. В позднем детстве открытое эмоциональное выражение ребенка (капризы, агрессия, обиды) может вызывать скорее неодобрение и наказание со стороны взрослого, чем стремление помочь. Но, отвергая чувства ребенка, родитель учит его самого обращаться с ними подобным же образом.

    Развитие устойчивости к болезненным эмоциям необходимо для перехода от игры к учебе. Это особенно важно для ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы справляться со своими школьными и социальными задачами. Еще одной важной задачей развития эмоциональной стабильности является подготовка почвы для проверки эмоциональной удали в подростковом периоде.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В индивидуальной психотерапии при работе над любым запросом пациента происходит более полное развитие эмоциональной стабильности, которая выражается в способности осознавать, принимать болезненные чувства, уметь справляться с ними, не будучи разрушенным ими. Развитие эмоциональной устойчивости — это процесс, продолжающийся всю жизнь.

    Источники


    1. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.

    2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.

    3. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.
    Эмоциональная нестабильность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here