Эмоциональное напряжение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Эмоциональное напряжение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Эмоциональное напряжение

Одним из путей решения важной социальной задачи является изучение психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебной деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма.

Учебная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением, и это является нормальной приспособительной реакцией индивидов, позволяющей им мобилизовать физиологические функции на достижение результата, преодоление сложных ситуаций, творческую и исследовательскую деятельность [6].

Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания и системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета [7].

В итоге, состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические [2, 15].

Важной предпосылкой для сохранения и укрепления здоровья является понимание процессов повседневной жизни и сознательное управление ими. Это актуализирует проблему разработки программы, призванной решать задачи психического здоровья студентов, а именно: преодоления психологических и психогенных состояний тревоги, что формирует уверенность личности в своих силах и возможностях [5].

Благодаря наличию знаний, умений, навыков и практического опыта у студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний возможно их самопроектирование и самореализация в учебной, творческой, научной и других видах деятельности.

В этой связи проведение семинаров-практикумов по психопрофилактике эмоциональных напряжений приобретает особую значимость и может быть направлено на психологически обоснованное решение проблем социально-психологической адаптации студентов к условиям высшей школы.

Цель исследования: изучить степень психоэмоционального напряжения у студентов по их самооценке и разработать рекомендации по психопрофилактике.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 110 студентов 1-2 курсов, обучающиеся на дневном отделении ТИ (ф) СВФУ. Для выявления степени эмоционального напряжения студентов применялась экспресс-методика В.А.Лещук, Е.В.Мостковой, включающая выбор представленных утверждений [4]. Исследование проводилось в 2013-2015 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив степень психоэмоционального напряжения у студентов, мы выявили, что 32,7% студентов имеют низкую степень эмоционального напряжения, т.е. третья часть студентов умеет снимать напряжение. 54% студентов можно отнести к среднему уровню эмоционального напряжения. Этой части студентов необходимы умения снимать лишнюю напряженность. 14% студентов попали в группу с высоким эмоциональным напряжением, в которой можно констатировать наличие «болезни спешки». Эта часть студентов попала в группу риска, и им необходимы срочные меры для избавления от отрицательных эмоций.

Полученные результаты дали основание для разработки семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» для студентов 1-2 курсов ТИ (ф) СВФУ, который проводится преподавателем совместно со студентами научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». В содержание семинара входит:

1. Рассмотрение вопросов: что представляет собой эмоциональное напряжение, его симптомы.

2. Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения у студентов.

3. Рекомендации по психопрофилактике эмоциональных состояний.

4. Составление студентами индивидуальных программ по профилактике психоэмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами [2].

Симптомы эмоционального напряжения. При состоянии эмоционального напряжения человек ощущает себя беспомощным и бесполезным, теряет интерес к работе, выполняя ее формально. Много кто жалуется на повышенную тревожность и беспокойство. Также при эмоциональном напряжении часто возникает апатия и скука, чувство неуверенности, подозрительности и чрезмерной раздражительности. Человек ощущает себя разочарованным и одиноким. При подобном нарушении многие люди отказываются от любых физических нагрузок, у них пропадает аппетит, может наблюдаться злоупотребление спиртным или же наркотическими веществами.

Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения студентов включает следующие утверждения по выбору:

1. Вы испытываете беспокойство и чувство вины, когда ничего не делаете.

2. У вас много невыполненных дел и обязанностей.

3. Вы едите в спешке, на ходу.

4. У Вас напряженная деловая жизнь, и вы возвращаетесь домой очень уставший.

5. Вы испытываете трудности при засыпании.

6. У вас бывает утренняя «бессонница».

[3]

7. Вы редко отдыхаете.

8. Вы часто просыпаетесь ночью.

9. Вы редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей.

10. Вы быстро водите машину, проезжаете на желтый свет, не терпеливы к другим водителям.

Рекомендации для студентов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо — и в этом проблема. Эмоции иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на «чучело мастера» и т.п. Это не устраняет причины эмоционального напряжения, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо выйти из этой ситуации [1, 528].

Эмоциональное напряжение складывается из множества факторов. Некоторые факторы нервного напряжения поддаются сознательному контролю и управлению. Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы — уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

Для уменьшения эмоционального напряжения полезно применять следующие стратегии и методы:

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу — невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации с чем-то большим. Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы революционной борьбы. В учебной деятельности можно рассуждать так: «Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всего образовательного процесса. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас».

Читайте так же:  Как доказать девушке или парню поступками, что ты ее (его) любишь

3. Моделирование множества приемлемых результатов. Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

4. Физическая нагрузка. Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

5. Юмор и работа с негативными эмоциями. Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции [3].

6. Дыхание и тонус мышц. Изменяя ритм и глубину дыхания, расслабляя произвольно отдельные мышцы, мы можем снимать значительную часть нервного напряжения. Якобсон установил, что глубокое мышечное расслабление является эффективным способом восстановления физических сил и душевного здоровья.

При оценке степени эмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ было выявлено, что 1/3 часть имеют низкую степень, 14% студентов находится в группе риска, имея высокую степень напряжения, чуть больше половины студентов относятся к группе со средней степенью напряжения. Психопрофилактику эмоционального напряжения студентов необходимо проводить в вузах, вооружая студентов знаниями и умениями регулярного проведения различных методов и стратегий, что в свою очередь будет способствовать здоровому состоянию организма. По нашему мнению проведение мероприятий и обучение студентов вуза психопрофилактике эмоциональных напряжений является важным условием для самостоятельного противостояния признаков их возникновения и помогает, в случае появления негативных состояний, проявлять умение самостоятельно их корригировать.

Эмоциональное напряжение

В 2013 году произошло событие, перевернувшее мою жизнь. В зимнем походе по скалам Пермского края, оказавшись на неустойчивом снежнике, я упал с вершины высотой с пятиэтажный дом.

Чудом выжил. Но травма оказалась серьезной и привела к ограничениям в передвижении, длительной реабилитации, инвалидности.

Тем не менее, я решил искать возможности жить дальше, воспринял изменения как исследовательское путешествие и как вызов. Сейчас я вернулся в профессию, учусь заново ходить, а также применяю свой опыт психолога для изучения и описания психологического восстановления, изнутри этого процесса.

Как обращаться с эмоциональным напряжением после физической травмы?

1. Распознавать, про что мои переживания

Серьезные физические нарушения в организме повышают уровень психофизиологического напряжения. На мой взгляд, такое напряжение — это энергия, которую организм выделяет на решение актуальных задач.

Это значит использовать энергию по назначению — для решения важной задачи. Например, после травмы у меня часто побаливают ноги. Это вызывает много эмоционального напряжения, раздражения. Я понял, что после активных занятий лечебной физкультурой эта боль затихает, и я чувствую удовлетворение. Это значит, что через боль и раздражение мое тело сообщает о том, что пришло время для тренировки.

А если игнорировать это, то вероятней всего, избыток тревоги будет переполнять меня, и я начну стравливать его в конфликтах или через косвенную агрессию. Также одним из следствий подавленного, недифференцированного возбуждения является апатия, депрессия. Статистика в этом вопросе неутешительна. Медики отмечают, что при нарушениях опорно-двигательного аппарата свыше 70 % людей страдают посттравматической депрессией. Поэтому риски велики. По мне так это повод для повышенного внимания к себе и своему состоянию.

2. Описывать свой опыт: в тексте, рисунках, музыке…

Для меня это важно, поскольку помогает самому осмыслять ситуацию, в которой я оказался. Это также придает некоторый исследовательский смысл тому, что со мной произошло. Душевного сумрака и отчаяния в такой ситуации много, и любой огонек любопытства греет и поддерживает в движении к жизни. Особенный плюс в том, что ваши размышления и образы могут быть полезными тем, кто также находится в процессе восстановления и развития в условиях встряски организма «на всех фронтах» (физическом, социальном, личностном, эмоциональном).

3. Признавать новые потребности

Личный опыт и описание знакомых мне людей показали, что при физических травмах, особенно в случаях нарушения опорно-двигательного аппарата, переживание присутствия в мире меняется кардинально. Начиная с восприятия себя (своего тела) и жизни, заканчивая реакциями окружающих. Сложнее всего я переживал период, когда сознание еще цеплялось за привычные формы бытия, образ себя. Но уже ощущал, что, вследствие травмы я изменился. Помню, как на интенсиве (выездное обучающее мероприятие) по гештальт-терапии я разрыдался, впервые публично произнося пугающие слова: «я инвалид». Тем не менее, для меня это было важным шагом, поскольку таким образом я признавал реальность — свои изменившиеся потребности и образ себя. Но это помогло принять свои актуальные потребности, подобрать толковые методы обращения со своей болью:

С одной стороны, это была организация максимальной подвижности тела, регулярный массаж, лечебная физкультура, баня и водные процедуры.

С другой — выстраивание близких отношений, в которых можно говорить о своих сложностях и получать поддержку.

С третьей стороны, удалось понять, что при ограничениях в передвижении для меня важным становится укрепление в социуме, как гарант заинтересованности людей во мне, что значительно укрепляет ощущение безопасности.

Читайте так же:  Внутриличностный конфликт

Конечно же, это благотворно сказалось на физическом восстановлении и на эмоциональном состоянии.

4. Организовать себе поддержку окружения

Чтобы признать потери, изменения и новые потребности, важна поддержка окружения. Организация участия к тебе требует усилий по поиску и выстраиванию отношений, в которых ты можешь почувствовать уважение, сочувствие и принятие. Это все возможно в том случае, если восстанавливается обмен с окружением, который можно выразить в формуле: заботливо давать — благодарно принимать. Для меня было открытием, что, даже передвигаясь в кресле-коляске, я могу заботиться об окружающих, и это приятно! Между тем, людямкоторые искренне ко мне участливы и оказывают помощь, не нужно, чтоб я был чем-то им обязан. Они делают это из любви ко мне, им достаточно моей благодарности.

5. Находить возможности для самореализации

Я считаю, что исследовать и признавать свои сложности и ограничения в одних сферах можно только опираясь на силу, компетентность, смелость и самоуважение в других. Если человек будет погружаться в сумрачные зоны своего опыта без надежной моральной опоры, он окажется слишком уязвим и поглощен ужасом от осознания собственной хрупкости и беспомощности. Если же, несмотря на серьезную травму, человек не отказался от психологического взросления, развития в профессии и социального интереса, то он, на мой взгляд, сможет признать и принять тот факт, что стал инвалидом, человекам с ограниченными, по сравнению с окружением, способностями к передвижению. Поскольку это далеко не все, что он собой являет, и это не определяет его бытие полностью. Опыт общения с людьми, которые «не опустили руки» после серьезных физических потерь показал следующее:

6. Делиться переживаниями с близкими

Достаточно долгое время я был закрыт и скрывал от близких, каково мне на самом деле переживать последствия травмы, нанесшие такой колоссальный удар по моему телу и душе, принесшие много досадных потерь, боли и страданий. Однако мой опыт показал, что если не найти для себя возможности делиться своими переживаниями, то становится невозможной близость (поскольку надо будет постоянно притворяться, что все в порядке). В таком случае сложно получать заботу и бережное отношение, поскольку никто не знает, каково тебе и в чем ты нуждаешься. Появляются затруднения в том, чтобы учитывать изменившиеся потребности и удовлетворять их. Ибо то, что я скрываю от других, не могу признать в полной мере и для самого себя.

7. Найти смысл в том, что произошло

Я глубоко убежден в том, что стресс, вызываемый обратимыми (и необратимыми) физическими нарушениями, при правильном обращении с ним может быть сильным мотивирующим фактором для осмысления жизни, развития в какой-либо деятельности. А так же поиска себя в социуме, особого внимания к своему физическому состоянию. В рассказах людей с инвалидностью (при личной беседе, в видео-интервью, в литературе) я не раз встречал высказывания о том, что именно травма позволила им взглянуть иначе на свою жизнь, все оставшиеся силы бросить на сохранение здоровья, выстраивания отношения с близкими, реализацию своего потенциала в деятельности и творчестве.

Состояние эмоциональной напряженности <стресс).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности, или в состоянии стресса. Стресс — это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Возникнув, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность жизнедеятельности.

Однако при длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному, отрицательному результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству ее деятельности, вплоть до полного срыва.

Эмоциональный стресс может сопровождаться эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека.

Важно отметить, что возникновение психической, эмоциональной напряженности (стресса) часто бывает связано с необходимостью решения человеком субъективно важных и сложных задач, в которых для него заключен глубоко личностный смысл.

Физическими стрессорами могут быть высокие температуры, различного вида промышленные интоксикации, шумы и т.п. Стресс может возникать под воздействием монотонности трудового процесса, длительной изоляции, одиночества, неудачного выбора профессии, межличностных конфликтов и т.п. Сильным агрессором может явиться реально воспринимаемая человеком угроза его жизни, здоровью, благополучию, а также аналогичная угроза его родным и близким, экологическая катастрофа и т.п.

Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими, аффективно окрашенными, импульсивными поведенческими реакциями, и длящимся, имеющим затяжной по времени характер. В последнем случае адаптационные резервы организма расходуются постепенно.

Серьезное влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы психики, т.е. в конечном итоге порог его индивидуальной стрессоустойчивости.

Особый интерес в уголовно-правовом отношении представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, когда есть основания полагать, что потерпевшая могла находиться в психически беспомощном состоянии (ст. 131,132 УК РФ).

В гражданско-правовых спорах при обсуждении вопросов, например, о признании недействительности заключенной сделки «гражданином хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий. » (ч. 1 ст. 177 ГК РФ), а также под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), может также возникнуть необходимость в психологических знаниях о стрессе, чтобы разобраться в причинах того, почему субъект согласился заключить на явно невыгодных для него условиях сделку, лишившись способности прогнозировать неблагоприятные последствия. В силу чего в подобных случаях некоторые авторы такие соглашения называют «сделками с пороками воли».

Читайте так же:  Что такое маниакально-депрессивный психоз

Появление стресса у потерпевшего под воздействием противоправных действий, совершенных виновной стороной, может свидетельствовать о его нравственных страданиях, о нанесении ему морального вреда, что часто бывает необходимо устанавливать как по уголовным, так и по гражданским делам.

В динамике стресса Г. Селье [1] выделяет следующие три стадии (фазы) развития.

Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности человека. В этот период субъект может испытывать беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие так называемые болезни стресса. При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные представления об отрицательном к нему отношении окружающих, сниженный самоконтроль, уход в себя, утрата связей с реальными условиями вплоть до полной дезорганизации поведения.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). В современных условиях особое актуальное значение приобретают постстрессовые нарушения психики, негативные психологические последствия пережитого субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, выходящих за пределы обычного человеческого опыта (массовая гибель людей во время природных катаклизмов, экологических катастроф, боевых действий, вооруженных нападений, терактов и т.д.).

Характерной особенностью ПТСР является прежде всего то, что эти расстройства возникают в экстремальных условиях, охватывая большое число людей, когда их жизнь, здоровье и благополучие подвергаются серьезной, нередко смертельной опасности вследствие воздействия множественности внезапно действующих на них психотравмирующих факторов.

Среди негативных эмоций, переживаемых людьми в подобных экстремальных, стрессогенных ситуациях, на первом месте стоят: тревога (тревожная напряженность), страх различной интенсивности, необоснованная боязнь преследования, сменяемые приступами ярости, агрессивности либо депрессивным состоянием, апатией, подавленностью, в еще большей мере усиливаемыми в результате неполной информированности населения о характере, масштабах, к примеру, экологической обстановки и ее последствиях.

Выделяют три периода (этапа) развития экстремальной ситуации, в которой возникают ПТСР, с сопутствующими этим периодам эмоциональными проявлениями психики.

Первый, наиболее острый период. Данный период характеризуется внезапно возникшей угрозой жизни и гибели людей, их родных и близких.

Он продолжается от момента воздействия угрожающего фактора до начала проведения спасательных работ. В этот период у человека особенно остро проявляется инстинкт самосохранения, развиваются острые психогенные реакции, основу которых составляют тревожное напряжение и страх различной интенсивности, возникают психогенные реакции психотического и непсихотического характера в виде различного рода неврозоподобных расстройств при хронических психопатических заболеваниях (сердечно-сосудистые нарушения и др.), невротические проявления, декомпенсация, обострение личностных акцентуаций характера.

Второй период. Он ведет отсчет с начала развертывания спасательных работ; это своего рода нормальная жизнь в экстремальных условиях. В этот период наибольшее значение приобретают индивидуально-психологические особенности личности пострадавших, а также влияние на их состояние новых стрессогенных факторов, таких как гибель родных, потеря жилья, имущества, опознание погибших родственников. Все это еще больше усиливает стресс, ощущение тревоги, страха, состояния подавленности, депрессии, усугубляет переживаемые страдания.

Третий период. Данный период определяется началом эвакуации пострадавших в безопасные районы. Сознание, психика пострадавших, находясь под воздействием событий, дополнительно травмируются еще и тем, что резко изменяются прежние привычные для них жизненные стереотипы, круг общения. Эти факторы дополнительно способствуют формированию у пострадавших относительно устойчивых психогенных расстройств. Появляются интенсивные сдвиги в функциональной активности вегетативной нервной системы в виде колебаний артериального давления, лабильности пульса, озноба, головной боли, вестибулярных нарушений, желудочно-кишечных расстройств и т.п. При этом динамика этих аномалий во многом зависит также от решения социальных проблем, в которые оказываются вовлечены пострадавшие.

В этот, наиболее продолжительный, период у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами особенно остро начинают обнаруживаться признаки социальной дезадаптации. Такие люди стараются избегать всего того, что может напоминать им о пережитом, нередко стремятся к уединению. Безобидные шутки порой могут восприниматься ими как тяжкое оскорбление и вызывать аффективно окрашенную агрессию, немотивированную жестокость, поскольку в подобном состоянии пострадавшие лица отличаются повышенной ранимостью, обидчивостью, аффектацией, большей конфликтностью в отношениях с окружающими.

Фрустрация. Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для юристов, весьма серьезной является фрустрация.

Жизнь современного человека полна всевозможных ограничений и запретов, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации.

Рассматривая явление фрустрации, необходимо видеть причину, вызывающую это состояние, фрустрационную ситуацию и ответную реакцию на нее.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего, происходит интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели. Давно подмечено, что у многих, чем более сложные возникают препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления. Нередко брошенный нашим устремлениям вызов приводит к еще большей активности. Именно такой механизм преодоления преграды, своеобразной пружиной которого является фрустрация, имеет место в следственной ситуации со строгим соперничеством, когда следователь поставил перед собой цель раскрыть преступление в условиях активного ему противодействия со стороны преступника.

К сожалению, не всегда интенсификация усилий завершается преодолением препятствий на пути к установлению истины с использованием «лобовой» атаки, и следователь, находясь в состоянии фрустрации, вынужден менять тактику своего поведения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и производится пересмотр предыдущих действий, направленных на ее достижение, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей и последующим выходом из состояния фрустрации.

Читайте так же:  Телесно-ориентированная психотерапия

И, наконец, может производиться замена цели. Пребывая в состоянии фрустрации, субъект может пойти на поиск альтернативной цели, частично удовлетворяющей его потребности и желания. Однако это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначальное напряжение, обусловленное фрустрацией, может остаться неразрешимым до конца, особенно в тех случаях, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, не считаясь с собственными возможностями и обстановкой, в которой он оказался.

Если интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже самой цели не приводят к успеху, и состояние фрустрации остается, субъект должен будет переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

Последний вариант наиболее сложный, так как далеко не каждый в состоянии продолжительное время сохранять самообладание, взвешенно оценивать конфликтную ситуацию и свои возможности для ее разрешения.

При достаточно низком уровне (пороге) сопротивляемости (толерантности) к фрустрации, зависящей от величины эмоционального напряжения, психологических особенностей индивида и типа ситуации, может проявиться ее характерное деструктивное воздействие на личность.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

В подобного рода конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются:

  • а) агрессия, в том числе в виде так называемых замещающих действий, нередко направляемых на совершенно посторонние объекты;
  • б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий. При этом агрессивные действия могут перемещаться по ассоциации смежности на другой, близкий к первоначальному, раздражитель либо даже вообще на совершенно случайный объект.

С развитием фрустрации происходит генерализация агрессии, усиливаются расплывчатость, неуловимость ее источника. В подобных ситуациях действия виновного могут сопровождаться аффективно окрашенными эмоциями гнева, импульсивными, беспорядочными действиями агрессивного характера, а сама фрустрация может рассматриваться одной из причин, объясняющей агрессивное поведение виновного.

Знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений против личности, которые по своей жестокости могут на первый взгляд показаться «безмотивными» либо даже совершенными психически неполноценным человеком. Представляется, что в некоторых случаях, особенно когда фрустрация возникла у виновного под воздействием неправомерных действий потерпевшего, она может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Тем более что законодатель предоставил такую возможность судам (ч. 2 ст. 61 УК РФ).

Длительное состояние эмоциональной напряженности, стресс, переходящий в дистресс, фрустрация способны приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект.

Вопрос 2. Состояния психического напряжения

Обилие причин, приводящих к психической напряженности во вре­мя деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональ­ное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной веге­тативной и эндокринной реакцией (увеличение ЧСС и кровяного дав­ления, экскреции адреналина, норадреналина, 17 оксикортикостеро-идов — Томашевская, 1974). Длительное напряжение может приво­дить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма (Анохин, 1965).

Выделяют несколько видов (форм) напряженности: операциональ­ную и эмоциональную (Наенко, Овчинников, 1970), торпидную, им­пульсивную и генерализованную (Марищук, Серова, 1983), психиче­скую и физическую и др.

Состояния операционального и эмоционального напряжения

Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сен­сорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операцио­нальной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации — об эмоциональной напряженности (Наен­ко, Овчинников, 1970). И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения). Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно.

[2]

Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная без­деятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (напри­мер, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание дея­тельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряжен­ности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реа­лизовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.

Состояния эмоционального напряжения в процессе деятельности

Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напря­жение» и «эмоциональная напряженность» («Человек — производ­ство—управление», 1982; Куликов, 1997, и др.). В. Л. Марищук(1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмо­циональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризу- | ется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устой­чивости психических процессов и работоспособности. Разделить эти понятия действительно целесообразно, но выбранное автором осно­вание для такого разделения представляется мне не очень удачным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор назы­вает волевое напряжение. Развести эти понятия нужно в связи с тем, что напряжение — это характеристика состояния, а напряженность — характеристика работы, труда, ситуации.

Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряже­ние» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Ду­маю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обуслов­лено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения чело­века является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, ко­торая связана с высоким темпом работы. При данном виде напряжен­ности труда, ведущем к операциональному напряжению, эмоциональ­ные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не пер­вичны, как при эмоциональном напряжении. Собственно, и Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции.

Причины возникновения. Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно

преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и ус­пех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутрилично-стных конфликтах.

Читайте так же:  Невроз сердца

Влияние состояния психического напряжения на деятельность

Состояние психического напряжения может выражаться в двух фор­мах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов ор­ганизма и в тормозных реакциях. Улучшение кратковременной памя­ти при оптимальной степени эмоционального напряжения отмечено И. А. Лапиной (1974), Е. А. Громовой (1976). Поданным Е. А. Ивано­ва с соавторами (1969). Е. А. Милерян тоже наблюдал снижение эффективности сенсомо-торной деятельности при воздействии сильных эмоциональных фак­торов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выпол­нения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внима­ния, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элементарных мыслительных операций.

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мо­билизации или реакции торможения) обусловлено многими факто­рами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности мак­симальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разреши­мая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степе­ни подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тре­нированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой — ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной сис­темы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстре­мальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у боль­ных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присут­ствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответ­ственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным са­мим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характер­ны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адек­ватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, «запол­ненных» пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также сни­жение словарного разнообразия речи.

Кроме того, отмечаются су­щественные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В част­ности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, про­явление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтак­сиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими «обязательствами») и к не­расчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представ­лены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдель­ные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряжен­ности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфра­зовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество при­вычных речений, слов-«паразитов», клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирова­ния. Существенно возрастает количество некоммуникативных жес­тов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим.

На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоя­нии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд по­казателей, поддающихся количественной оценке, которые могут ис­пользоваться при диагностике этого состояния.

1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешитель­ности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нере­шительности. За паузы нерешительности принимаются паузы дли­тельностью от 250 мс и выше.

2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в вы­сказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. ко­личество времени «чистой речи»).

3. Латентный период речевой реакции.

4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей веро­ятностью можно утверждать, что говорящий переживает состоя­ние эмоциональной напряженности.

5. Длительность временного интервала, по истечении которого в ре­чевом потоке появляются зоны, где частота основного тона голоса превосходит среднюю типичную для данного говорящего частоту.

6. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевант­ных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавер­шенных слов или фраз).

7. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.

8. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникатив­ных жестов.

9. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

Источники


  1. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.

  2. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

  3. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 304 c.
Эмоциональное напряжение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here