Эмоциональный интеллект

Сегодня мы рассмотрим тему: "Эмоциональный интеллект" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.
Читайте так же:  Как стать желанной

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.


Эмоциональный интеллект

«Можно быть жертвой своих биологических реакций,
либо быть хозяином своей судьбы и обладателем биологического знания»
Эдвард О.Уилсон, автор книги «О природе человека»

Что такое «эмоциональный интеллект»? В чем разница между EI и EQ? Можно ли «скрестить» лед и пламень, разум и чувства, интеллект и эмоции? Не так давно ученые доказали: можно, и даже более того – жизненно необходимо для достижения профессионального и личного успеха.

В чем разница?
Давайте для начала определимся с терминологией.

Часто можно встретить еще одно определение эмоционального интеллекта с использованием аббревиатуры EQ – это коэффициент эмоциональности (Emotionality Quotient), который показывает силу проявления эмоций (1,2).

Основоположники ЕI и EQ.
Понятие коэффициента эмоциональности (Emotionality Quotient, EQ) в 1985 году ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта.

Понятие эмоциональный интеллект (Еmotional Intelligence, EI) впервые в научную терминологию ввели Джон Майер (John D. Mayer) из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей (Peter Salovey) из Йельского университета, опубликовав в 1990 году совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект» (3).

В нашей стране активное знакомство с понятием эмоциональный интеллект произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману (Daniel Goleman), который в 1995 году опубликовал книгу «Emotional Intelligence». Дэниэл Гоулман взяв за основу научную концепцию Джона Майера и Питера Саловея изложил ее в собственном видении с использованием термина Emotionality Quotient (EQ). Отмечая, что, благодаря популярности книги, интерес к эмоциональному интеллекту в обществе значительно возрос, стоит сказать, что многие научные аспекты авторов концепции были утеряны на многие годы, также, как и оригинальное использование понятия Еmotional Intelligence (EI).

«Эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» являются лидерами в научных исследованиях развития эмоционального интеллекта».
Джон Майер, Питер Саловей, Дэвид Карузо.

Природа и эволюция
Мы все испытываем эмоции, даже если не осознаем этого. Известный французский психоаналитик Рене Руссийон сказал: «Можно никогда не чувствовать, то что мы чувствуем». Эмоции сознательные или бессознательные влияют на наши мысли, чувства, поведение и принимаемые решения. Эмоции – это неконтролируемая, часто заблаговременная субъективная реакция на внешние или внутренние стимулы, ситуации и любые явления окружающей действительности. Причем реакция часто настолько кратковременная, что мы не всегда способны определить момент ее возникновения. Обычно мы замечаем уже «реакцию на реакцию», т.е. вызванное эмоцией чувство, переживание, эмоциональное состояние или настроение, захватившее нас.

Природа в процессе эволюции не просто так наделила нас эмоциями: без этого молниеносного ответа нервной системы на раздражители любой процесс принятия решения был бы слишком долгим и запутанным – что могло бы стать попросту фатальным. Если бы наш далекий предок-кроманьонец, увидев несущегося на него шерстистого носорога, начал чесать в затылке и раздумывать, а стоит ли ему убежать, или все-таки лучше тут постоять, а может, у носорога добрые намерения – каковы были бы последствия?

Эмоции стоят на страже нашей безопасности, сигнализируя об опасности, дают возможность «выпустить пар», служат индикатором нашей оценки окружающей действительности. Они могут, повысив уровень возбуждения, активизировать организм для решения какой-то задачи, сделать нас сильнее и выносливее. Когда мы рассматриваем эмоции не через критерии «хорошие», «плохие», «негативные», позитивные, а через понимание какие эмоции, способствуют повышению и/или снижению нашей эффективности, а какие нет, умеем использовать эти знания и способность анализировать, так мешавшие ранее эмоции превращаются в мощный творческий ресурс и конкурентное преимущество.

Мужчины не плачут?
За развитие наших эмоций, чувств сначала отвечают родители, мы все рождаемся с определенным набором базовых эмоций, но несмотря на это мы не знаем, как они называются. И по мере нашего взросления родители называют то, что мы чувствуем. Так мы начинаем знакомиться со своими чувствами и эмоциями.

В нашей культуре в силу разных причин не принято уделять внимание эмоциям. Так были воспитаны наши родители, и их родители, и родители их родителей. «Это неприлично, девочки так себя не ведут!», «Злиться нельзя – это плохо», «Мужчины не плачут!», «Мужчина должен быть сильными. Чувства – удел слабых» – под эти и множество подобных окриков росли целые поколения. В итоге выросло немало «хороших девочек», не умеющих говорить «нет», и «брутальных мальчиков», не знающих, что такое сочувствие, считающих слабостью проявления любви, внимания и заботы. Родители просто не задумывались о эмоциональном развитии детей. Об интеллекте и физическом развитии – да, по мере сил заботились: книги, школа, спортивные секции, оздоровительные лагеря, репетиторы, институт. Эмоции же рассматривались как что-то вредное, плохо контролируемое, требующее подавления в зародыше.

Читайте так же:  Советы психолога что делать, если не любите своего мужа или жену

Между тем именно в детстве закладывается фундамент успешного эмоционального развития. Детям необходимо учиться понимать и открыто проявлять эмоции – плакать, смеяться, изумляться, злиться и горевать. Так ребенок учиться познавать свое собственное чувственное «я», различать свои и чужие переживания, устанавливать и защищать свои границы – это помогает ему лучше понимать себя.

Пора признать
Но и во «взрослом мире» дела обстоят не лучше. Проявление эмоций в бизнесе до сих пор считается верхом непрофессионализма: «Руководствуйся здравым смыслом», «Голова должна быть холодной», «Бизнес дело серьезное, здесь не место переживаниям» – эти и другие высказывания часто можно услышать от руководителей.

Так ли это на самом деле? Только ли разум и интеллект определяет успех бизнеса?
Даниэл Канеман (Daniel Kahneman), обладатель нобелевской премии, исследуя механизмы человека при принятии решений в ситуациях неопределенности доказал, что люди при принятии решений, не всегда руководствуются логическим интеллектом. Опыт других исследований в области влияния эмоций на принятие решений показывает, что эмоции могут как активировать, так и тормозить интеллектуальные процессы.

Исследования в психологии, нейронауках показывают, что такие эмоции как радость, принятие, интерес, доверие способствуют наиболее быстрому и эффективному принятию решений, повышению вовлеченности и мотивации, помогают нам успешно развивать свои компетенции и навыки, справляться с различными ситуациями в условиях стресса и неопределенности, однако стоит отметить, что высокий уровень радости, восторга может привести также и к временной потере контроля над собой и своими реакциями и проявляться в виде крайнего возбуждения, состояния эйфории, не способности донести свою мысль и полной не способности сконцентрироваться на чем-либо. Эмоции – страх, злость, ожидание, гнев, тревога, крайняя степень изумления порождает стресс и конфликтные ситуации, однако они же позволяют оценивать риски, принимать сложнейшие решения в экстренных ситуациях, требующих мгновенного реагирования.

Отдельно стоит остановится на такой важнейшей для развития и становления человека эмоции как интерес. Именно интерес, не мешая нашей активности, а даже наоборот усиливая ее, способствует развитию врожденных способностей и творчества, обеспечивая высокую работоспособность и вовлеченность человека. Мы способны осознавать собственную заинтересованность и испытывать ее достаточно длительное время не зависимо от силы ее проявления. Отсутствие интереса приводит к апатии, скуке, душевной пустоте и как следствие остановке в развитии.

[1]

Рассмотрим один из простых примеров проявления эмоций в бизнесе – важнейший процесс в управлении и развитии организации – делегирование полномочий. Однако в действительности часто делегирование становится невозможным для руководителя из-за отсутствия доверия своим подчиненным, заинтересованности в их развитии, или высокого уровня страха и тревоги потерять контроль и власть. И часто бессознательные реакции, и эмоции, объясняются вполне рациональными причинами в недостаточной компетентности подчиненных для решения задачи.

Доказано, что в сфере управления финансами и инвестициями эмоции играют огромную роль. Игроки на финансовых рынках будучи практически всегда в состоянии неопределенности и часто недостаточности информации в момент покупки финансовых активов испытывают мощный эмоциональный подъем в моменты роста, радость в момент покупки и восторг от обладания, тем не менее восторг от обладания может быстро перерасти в ощущения тревоги, страха в момент падения и чувство сожаления и потери в моменты продажи финансовых или других активов.

Для специалистов как на финансовых, так и на других рынках очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, уметь распознавать свои чувства и эмоции, анализировать какое они в данный момент времени оказывают влияние на принимаемые решения, уметь выдерживать их накал, развивать способность управления своими эмоциями (или их последующими реакциями) для решения конкретных задач. Если же мы отрицаем существование эмоций или не придаем им особого значения, сознательно или бессознательно подавляем и игнорируем, мы теряем доступ к огромному потоку информации, а компании доступ к уникальному ресурсу.
Эмоции и эмоциональные процессы также, как и внутри отдельного человека функционируют и на уровне групп, команд и организаций. Эмоциональная жизнь организации сегодня в большинстве случаев не осознается и не принимается в расчет при принятии сложных стратегических решений, создании корпоративной культуры и миссии организаций.

Современный бизнес больше верит в «человека разумного и рационального», принимает эмоции за недостаток эффективности и старается всячески подавить любое проявление эмоциональности, тем самым подавляя творческую энергию и потенциал, способствуя накапливанию стресса, подавленного страха и тревоги, которые в свою очередь развивают чувство неполноценности и приводит к потере чувствительности.

Пришло время признать что:
– эмоции совершенно незаслуженно отодвинуты на периферию. А интеллект не может в одиночку справиться с комплексом стоящих перед современным человеком задач;

– в будущем более конкурентоспособными будут компании, которые развивают эмоциональный интеллект, эмоциональную компетентность у своих сотрудников, что позволит поддерживать позитивную атмосферу с сотрудниками, клиентами и партнерами, способность гибко реагировать на все время изменяющие условия и ситуации неопределенности;

– конкуренция на рынке за вовлеченный, мотивированный и заинтересованный персонал будет только расти, удерживать таланты будет еще сложнее, а потребность людей получать удовольствие от работы будет больше.

Сегодня и ученые, и дальновидные менеджеры уже не сомневаются: именно сочетание интеллекта с эмоциями обладает наибольшим потенциалом – как в профессиональной, так и в личной жизни человека.

Структура эмоционального интеллекта
Авторы научной концепции развития эмоционального интеллекта Йельского университета, в рамках которой эмоциональный интеллект определяется как когнитивная способность, выделяют четыре ветви эмоционального интеллекта:
1 ветвь – распознавание (идентификация) эмоций, как своих эмоции, так и эмоций других людей.
2 ветвь – анализ и понимание эмоций, т.е. причинно-следственная связь. Это ответ на вопрос «Из-за чего эта эмоция возникла?»
3 ветвь – управление эмоциями. Переход из одной эмоции в другую и регулирование силы, или выбор реакций в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации или задачи.
4 ветвь – это использование эмоций для конкретных задач и повышения эффективности деятельности.

Разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Для развития и свободного использования четвертой ветви необходимо развить первые три.
Нам взрослым и серьезным людям, довольно сложно поверить в собственное плохое знание или понимание своих эмоций. На первый взгляд, что тут сложного? Тем не менее, попробуйте провести эксперимент: весь день внимательно наблюдая за собой, отмечайте каждые пару часов, что вы сейчас чувствуете, какую эмоцию, анализируйте, пытайтесь сразу же дать ей название, определив причины ее возникновения. Вы удивитесь, насколько непросто это сделать!

Читайте так же:  Симптомы и прогноз при височной эпилепсии у детей и взрослых

Практика показывает, что большинство людей, начавших осознанно наблюдать и исследовать свои эмоции в конкретный момент времени (не просто я чувствую себя хорошо или плохо), отмечают следующее: «Я не знаю, что именно сейчас чувствую», «Это сейчас грусть? Печаль или принятие? Страх или тревога?», «А сейчас это состояние радости или уж восторга, счастья?» «Я сейчас злюсь, но почему?»

Видео (кликните для воспроизведения).

По факту способность взаимодействовать с эмоциональной информацией и собственными эмоциями оказывается достаточно невысокой. Возьмем, например, людей с синдромом Аспергера: они практически лишены способности распознавать собственные эмоции и не умеют считывать эмоции окружающих – из-за отсутствия этой информации им крайне сложно социализироваться и, в итоге, вообще ориентироваться в мире людей. Так плохое знание своих эмоций – и, как следствие, реакций на них – делает нас легкой добычей для разного рода манипуляторов и лежат в основе любого неэффективного взаимодействия. Влияет на нашу трудоспособность, здоровье и удовлетворение жизнью в целом.

Учимся управлять
Мы не можем контролировать свои эмоции, мы не можем запретить себе чувствовать. Можно сколько угодно раз говорить: «Не бойся!», «Не злись!» мы не перестанем бояться и в большинстве случаем начнем еще больше испытывать гнев или страх.

Хорошая новость в том, что, эмоции плюс интеллект способны на дружественный и долгосрочный союз, способствующий успеху — высокоразвитый эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект, можно развивать, используя энергию и ресурс эмоций на созидание и решение личных, профессиональных и творческих задач. Вооружившись интеллектом, мы можем, начав с самого простого первого шага изучения азбуки эмоций, развивать осознанную способность распознавать, анализировать и управлять своими и чужими эмоциями, использовать эмоции для решения конкретных задач, делая свою профессиональную и личную жизнь ярче, счастливее и успешнее.

Эмоциональный интеллект

​​​​​​​Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

[3]

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).

Составляющие ЭИ в модели способностей

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций
  • управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах:

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT. В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

ЭИ в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена — смешанная модель ЭИ

— это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компонента эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.

Биологические предпосылки ЭИ

  • Уровень ЭИ родителей
  • Правополушарный тип мышления
  • Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития ЭИ

  • Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка)
  • Степень развития самосознания
  • Уверенность в эмоциональной компетентности
  • Уровень образования родителей и семейный доход
  • Эмоционально благополучные отношения между родителями
  • Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков)
  • Внешний локус контроля
  • Религиозность

Структура ЭИ

  • Осознанная регуляция эмоций
  • Понимание (осмысление) эмоций
  • Различение и выражение эмоций
  • Использование эмоций в мыслительной активности

Определение EQ

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Читайте так же:  Адаптация ребенка к саду

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

EQ определяют различными методами, используя коммерческие или популярные тесты,[http://flogiston.ru/articles/general/eq],[http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm? >

[2]

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Коучинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен

Оказывается, знания еще не гарантируют карьерного успеха. Куда важнее обладать коммуникативными навыками и способностью к эмпатии, что в целом составляет понятие «эмоциональный интеллект».

«Мне стыдно говорить о своем уровне IQ, в школе я был круглым троечником, — признается бизнесмен Денис. — Университет окончил кое-как, просто для «корочки», не слишком хотелось работать экологом». Сейчас Денис возглавляет собственное PR-агентство, а свой успех объясняет довольно просто: «Я умею ладить с людьми: все мои подчиненные работают не за деньги, а ради общей цели. То же самое с клиентами: я знаю, как от них добиться желаемого».

Вы никогда не удивлялись тому, что люди с незаурядным интеллектом могут годами занимать одну и ту же должность, в то время как их непримечательные коллеги делают головокружительную карьеру? Выходит, для того чтобы добиться успеха, одних знаний и аналитических способностей недостаточно.

Глупые карьеристы

Отличные оценки и 200 баллов за IQ-тест далеко не всегда становятся залогом блестящей карьеры. Средние результаты теста на интеллект не помешали Джорджу Бушу и Бараку Обаме стать президентами США. Билла Гейтса отчислили из университета за неуспеваемость, а бывший министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов в школе не вылезал из троек.

У психологов есть свое объяснение данному феномену. По мнению специалистов, решающую роль в достижении успеха играет не пресловутый IQ, а так называемый эмоциональный интеллект (EI), то есть способность человека разбираться в своих и чужих эмоциях, а также контролировать их.

Разум и чувства

Размышлять о важности эмоций в жизни человека ученые начали ближе к концу XX века, когда кризис рационального мышления стал ощущаться наиболее остро. Впервые термин «эмоциональный интеллект» был упомянут в 1990 году в одноименной публикации Питера Салоуэйя. Согласно его выводам раньше интеллект считался абсолютным благом, в то время как эмоции были задвинуты на второй план, теперь же человечество осознало важность обоих явлений. Гармоничным сочетанием двух факторов и является эмоциональный интеллект.

Самое известное исследование феномена эмоционального интеллекта было сделано журналистом New York Times Дэниелом Гоулменом. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» увидел свет в 1995 году. Гоулмен определяет EI как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Автор доказывает, что успешнее и эффективнее всего работают те, кто умеет сочетать эмоции и разум.

У нас теория EI только набирает популярность. Новая экономическая ситуация заставила обратить внимание на новые способы управления сотрудниками, так как антикризисные действия зачастую приводили к сопротивлению и недовольству работников. Появилась необходимость в компетенции, которой раньше не уделялось должное внимание: умение вдохновить на более активную работу — часто без изменения материальной мотивации, — найти позитив в изменениях рынка, предотвращать и регулировать конфликты. Все эти качества связаны с эмоциональным лидерством и эмоциональным интеллектом.

Добродушный манипулятор

Гоулмен выделяет четыре составляющих эмоционального интеллекта: самоконтроль, самосознание, эмпатия и навыки отношений.

Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким EI — доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих.

Также эмоционального интеллектуала отличает высокий уровень самомотивации: у него есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. На окружающих люди с высоким EI оказывают магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт.

«Полгода назад я возглавила финансовый отдел, — рассказывает Ирина. — В моем подчинении трудились две сотрудницы. В первый же день каждый работник счел нужным предупредить меня, с какими «мегерами» мне предстоит работать. На деле все оказалось не так страшно. Да, мне попались не самые добродушные женщины, но их поведение можно было понять: они давно работали в компании, однако их заслуги никогда не отмечали. Я сделала все, чтобы выпросить для них небольшую прибавку к зарплате, не стеснялась спрашивать у них совета, всячески демонстрировала свое уважение. Теперь живем душа в душу».

Однако не стоит считать людей с высоким EI мягкосердечными и бесхребетными. Также нельзя ставить знак равенства между EI и буйным темпераментом. Эмоциональный интеллект — это умение соблюдать баланс и проявлять некоторую расчетливость в области эмоций.

Эмоции ради бизнеса

Читайте так же:  Почему хочется плакать без причины

Эмоциональный интеллект необходим в любой профессии, предполагающей общение с людьми, то есть фактически в 95% случаев. Роль эмоционального интеллекта в карьерном продвижении огромна. Уровень EI свидетельствует о том, насколько хорошо мы умеем обращаться со своими эмоциями. Можно сказать, что EI — это осознанность.

Когда возникает кризисная ситуация, мы часто занимаем оборонительную позицию, обвиняя в случившемся окружающих людей или обстоятельства, что неправильно. Такое поведение говорит о том, что это человек с неразвитым эмоциональным интеллектом. Проактивный сотрудник способен вовремя остановиться, успокоиться и спросить себя, чего именно он хочет и что нужно сделать, чтобы достичь цели. Такой работник обязательно добьется успеха.

О том, насколько важны эмоции для бизнеса, свидетельствуют многочисленные примеры. Когда в отделении по страхованию жизни American Express произошел катастрофический спад продаж, эксперты призадумались. Опрос наиболее успешных сотрудников показал, что они умеют устанавливать с потенциальными покупателями доверительные отношения.

Руководство приняло к сведению эту информацию и решило ввести программу повышения эмоциональной компетентности для своих работников. Результат их не разочаровал: 90% финансовых консультантов стали работать эффективнее. А менеджеры по продажам компании L’Oreal, отобранные с помощью EQ-тестирования (тестирования на выявление эмоционального коэффициента), продают в год на 91 370 долларов больше, чем их коллеги, нанятые по другой системе.

Секрет успеха

Самый насущный вопрос, который приходится решать ученым, — можно ли развить в себе это качество. Часть экспертов придерживаются гипотезы о врожденном характере EI. Звучит такое утверждение весьма оптимистично, ведь это значит, что оставшуюся половину можно приобрести самостоятельно. Известно, что с годами уровень эмоционального интеллекта возрастает. Обычно мы называем приобретенный EQ жизненным опытом.

Чтобы ускорить процесс развития эмоционального интеллекта, нужно активно работать над собой. Западные и отечественные психологи и управленцы уже не первый год бьются над универсальной концепцией развития EQ.

Первый шаг на пути развития EI — это осознание того, какие качества необходимо развивать и что это даст: помогут ли данные навыки более эффективно взаимодействовать с клиентами и коллегами, улучшить показатели и так далее. Каждый из нас обладает этими качествами, вопрос — в какой степени. Существуют различные методики определения параметров эмоционального интеллекта. Это могут быть кейсовые задачи или тесты, а также специально моделируемые ситуации, цель которых — выявить уровень стрессоустойчивости сотрудника или его умение управлять эмоциями.

Ключ к успеху


Как развить эмоциональный интеллект? Менеджер Манфред де Врис в книге «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» дает ряд практических советов:

  • Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос: «Действительно ли это то, чего я хочу?»
  • Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт и вы можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.
  • Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы. Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.
  • Слушайте глазами. Умение читать язык жестов пригодится вам не только для того, чтобы понимать истинные эмоции собеседника, но и для того, чтобы самому подавать правильные сигналы.
  • Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача — научиться «считывать» чужие эмоции.

Что такое EI?

Эмоциональный интеллект (EI) включает в себя четыре базовые составляющие:

  1. Самосознание
    Анализ собственного эмоционального состояния, понимание влияния эмоций на принятие решений. Адекватная оценка своих способностей. Развитие интуиции.
  2. Управление собственными эмоциями
    Открытость по отношению к окружающим, собственные принципы и ценности. Позитивная оценка ситуации, желание и умение находить решения в сложных ситуациях.
  3. Эмоциональная чуткость
    Умение прислушиваться к чувствам других людей, способность понимать чужие потребности.
  4. Управление эмоциями других людей
    Умение продать идею, нарисовать захватывающую картину будущего. Способность предотвращать и регулировать конфликты.

Проверь свой EQ

Самый известный в EQ-тест был разработан лабораторией «Гуманитарные технологии». Тест состоит из 66 вопросов, большинство которых имеет пять вариантов ответа: от «полностью согласен» до «не согласен категорически». Например:

  • Я свободен от чувства вины за совершенные в прошлом ошибки и просчеты.
  • Меня раздражает громкий смех.

В разделе «Распознавание эмоций» тестирующемуся придется разгадывать мотивы поведения людей в конкретных ситуациях.

Пример ситуации: Мария владеет небольшим ателье. Несмотря на недостаточное образование, ее бизнес приносит неплохой доход. Она не замужем, но у нее двое детей. Говорят, она хорошая мать, ее уважают друзья, знакомые, соседи. Когда Марии приходится бывать в гостях или на других мероприятиях, где присутствует большое количество народа, она предпочитает говорить только о детях, своем ателье и тех событиях, которые происходят в кругу ее друзей. Возможно, причина этого кроется в том, что:

    • 1) она избегает говорить о таких предметах, как политика, экономика, социальные проблемы;
    • 2) она считает, что дети — самый интересный предмет для разговора;
    • 3) она хочет удержать разговор в нейтральных рамках;
    • 4) она хочет удержать разговор в рамках своей компетенции;
    • 5) затрудняюсь ответить.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такой тест можно пройти в онлайн-режиме. По итогам тестирования ваш EQ-уровень может быть оценен как низкий, средний или высокий.

Источники


  1. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. — М.: Аспект пресс, 2014. — 318 c.

  2. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.

  3. Супружество как точная наука. — М.: Слово, 2009. — 480 c.
Эмоциональный интеллект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here