Этапы развития мотивационной сферы личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Этапы развития мотивационной сферы личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Мотивационная сфера личности имеет следующие этапы развития.

Первый год жизни: основные интересы, на основе которых развивается мотивационная сфера личности ребенка, связаны с восприятием предметов. В сферу его интересов попадают те, которые привлекают его внимание своей яркостью и незнакомыми звуками. Попытки взять эти предметы. Наблюдаются и зародыши эмоциональных переживаний: ребенок улыбается, испытывая удовольствие от контакта со взрослыми. Можно говорить о неосознанной потребности во впечатлениях.

1,5-2 года: расширение спектра интересов через повышение двигательной активности. Ребенок производит самостоятельные манипуляции с предметами (рассматривает их, вращая в руках, периодически бросает их на пол, отслеживая их полет и звук при ударе, и др.). В основе его зарождающихся потребностей лежат неустойчивые интересы и эмоциональная насыщенность желаний. Ярче проявляются мотивы позитивного взаимодействия со взрослыми людьми.

От 3 до 5 лет: формирование собственных потребностей, связанных с предметным миром игрушек, который существенно расширился благодаря контактам ребенка со взрослыми и сверстниками. Важнейшую роль при этом играет речь. Начинается развитие социальных потребностей через интерес к играм с другими детьми. В играх проявляются первые признаки личности ребенка: умение оценивать окружающих людей по шкале «хороший — плохой, добрый — злой», лидерские замашки, трудолюбие. Появляются мотивы достижений успеха и избегания неудач. Проявляется склонность к соперничеству

Возраст начальных классов школы: резкий рост интересов к знаниям, к школе как к процессу трудовой деятельности, к миру вообще. Для ребенка здесь все одинаково интересно: и поведение сверстников, и поведение учителя, и оценки в тетрадях, и возня в перерывах между уроками. Пробуждаются чувства долга и ответственности за учебу, хотя истинный мотив здесь маскируется стремлением получить хорошую отметку или похвалу.

Возраст средних классов школы: здесь характерна резкая смена интересов, особенно в сфере отношений со сверстниками. Это период полового созревания и появления ярких влечений. Свергаются прежние идолы и авторитеты, а новые формируются на основе собственных представлений, что обеспечивает им определенную устойчивость.

Возраст старших классов школы: рост потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном самосовершенствовании. Человек задумывается о будущем, своем месте в жизни. На первом месте оказываются те интересы и потребности, которые соответствуют представлениям индивида о своем будущем, о своей профессии. Все большее место в мотивационной сфере личности занимают потребности в самореализации. Интенсивно формируются потребности в справедливости.

Юношеский и последующий за ним возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

Эффект горькой конфеты — неприятное переживание от того, что так хотелось. Эффект можно наблюдать у детей в возрасте трех лет, когда социальные нормы становятся сильнее непосредственного влечения ребенка.

Эффект горькой конфеты описан А.Н. Леонтьевым [57, с. 187—188].

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой — выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях [57, с. 187] и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.

Этапы развития мотивационной сферы личности

А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание. Одной из характеристик потребности является ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. Еще одна характеристика потребностей — их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.

Динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Существует несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение. Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.

На стадии инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления

Импринтинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.

Обуславливание – формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению при отсутствии подкрепления.

Читайте так же:  Чувство юмора

Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импринтинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.

Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания, прадвосхищения, угрозы.

Опредмечивание потребностей:

Бывают состояния, когда есть потребность, но нет предмета. Состояние нахождения предмета потребности – опредмечивание. Любая потребность проходит 2 стадии: до и после своего опредмечивания.

Общая ненаправленная потребность – это не деятельность

Широкий спектр возможных благ (при наличии ключевых раздражителей) – импринтинг

Наличие фрустрации (потребность неудовлетворена)

Направленная активность – это деятельность

Резкое сужение возможных благ

Аффективное закрепление данного предмета (бурные положительные эмоции)

Мотив – это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность.

Проблема возникновения новых мотивов.

Источник новых потребностей не только в субъекте, но и внутри самой деятельности. Новые потребности возникают в процессе самой деятельности. Источник этот находится на уровне действий.

Механизм образования новых мотивов:

Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Изменения структуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности:

1-е рождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов.

2-е рождение, осознание мотивов, возникновение самосознания.

Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

Ведущая деятельность:

  • Деятельность, в которой формируются главные новообразования;
  • Формируются и закладываются основы будущей личности;
  • Закладываются основы следующей ведущей деятельности.
  • Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида:
  • Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок — общественный предмет);

Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

Б) Основные этапы развития мотивационной сферы человека

I. Эльконин: концепция периодизации детского развития.

а. Эльконин опирается на понятие ведущей деятельности (Леонтьев). В

этой самой деятельности формируются психологические новообразования,

она закладывает основу для развития следующей деятельности. Ведущие

деятельность мотивы распадаются на два типа: одни развивают

познавательную сферу, другие потребностно-мотивационную, смысловую

сферу. Эти типы закономерно чередуются.

Характеристики ведущей деятельности:

. все ее формы возникают внутри ее, дифференцируются и образуют другие

новые виды деятельности.

. в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.

. от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период

[3]

развития оси психологического изменения личности ребенка.

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой

обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и

психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его

б. Конкретная периодизация:

Ведущая деятельность — эмоциональное общение со взрослыми.

Комплекс оживления проявляется в адресованной улыбке,

вокализации или двигательном оживлении. В этом общении

формируются потребности, однако возможности их удовлетворить

отстают. Кризис первого года.

Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная, несет

познавательный характер. Развивается познавательная сфера,

в результате чего ребенок может сделать больше, чем

дозволяется родителями. Кризис трех лет — негативное требование

других по отношению к себе.

— Дошкольный возраст (3-7 лет).

Ведущая деятельность — ролевая игра, социальная игра.

Развивается мотивационная сфера. Социальная система

подталкивает к развитию познавательной сферы, навыков, счета,

письма, чтения. Школьное научение — высшие потребности отдают

свою значимость промежуточному предмету, познавательные

навыки становятся условием полноценного существования.

Ребенок ощущает недостаточность знания, необходимость

— Младший школьный возраст (7-11 лет).

Ведущая деятельность — учебная. Ребенок чувствует свое

познавательное развитие, но никто не принимает его всерьез

(примерно как в 3 года). Кризис подросткового возраста —

в этой ситуации сопротивление становится коллективным.

— Подростковый возраст (11-15 лет).

Ведущая деятельность — интимно-личное общение. Происходит

совместное усвоение жизненных смыслов, закладка нравственных

— Старший школьный возраст (15 и более).

Ведущая деятельность — учебно — профессиональная. Ребенок

становится перед целью присвоения общественного опыта,

взрослый — перед целью внести свой вклад.

Перелом после первой сессии — это завершающая стадия

+ красивая картинка-график, по которому можно все без особых напрягов

[1]

Этапы развития мотивационной сферы личности

Мотив — это тот самый импульс, который помогает человеку двигаться в направлении цели, преодолевая или обходя промежуточные препятствия.

Разнообразие мотивов и их проявлений можно наблюдать при подробном изучении мотивационной сферы.

Сдвиг мотива на цель — что это такое в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мотивационная сфера — что это?

У каждого индивида есть своя индивидуальная комбинация потребностей, которая определяет поведенческую стратегию.

Количество и содержание потребностей формируются в зависимости от образа жизни, условий существования, положения в обществе и т.д.

Но потребность — это самостоятельное понятие. А удовлетворение потребностей можно рассматривать лишь в связке с управляемым поведением.

Т.е. потребность является предпосылкой для мотивации, а мотивация выступает в качестве предпосылки для формирования набора действий, нацеленных на удовлетворение потребностей.

Читайте так же:  Понятие, физиологические основы и виды речи в психологии

Исходя из этой формулы, мотивацию можно рассматривать как систему причин, определяющих поведение индивида. И сумма побуждающих к активности причин (на разных уровнях) образует мотивационную сферу.

Что такое мотивационное ядро?

Мотивационное ядро личности — это набор мотивов, связанных смысловым мотивом деятельности.

Оно также выступает главным критерием при определении типа мотивации (потребность в труде, общественно полезной работе, средствах существования и статусной идентификации). Каждая из 4-ех групп может стать основой мотивационного ядра.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие «мотивационной сферы» и «мотивационного ядра» легко спутать между собой.

Но мотивационная сфера, по сравнению с мотивационным ядром, является более широким понятием.

В то время как ядро — лишь одна из составляющих.

Психология и особенности

Мотивационная сфера — это важнейший раздел психологии, так как мотивация формирует поведенческую активность индивида.

Мотивационная сфера имеет характерные особенности:

  • гибкий и множественный характер;
  • широкий спектр различных мотивов;
  • наличие системы классификаций (иерархическая структура);
  • устойчивость мотивов;
  • импульсную силу мотивов;
  • динамичность мотивов.

Множественность проявляется в увеличении и потребностей, и способов удовлетворения этих потребностей.

Гибкость мотивации находит отражение в бесконечном количестве потенциальных способов и средств для удовлетворения идентичных потребностей.

Каждая отдельно взятая личность выбирает наиболее оптимальные варианты из всей совокупности возможных способов.

Иерархичность мотивов обоснована на логическом уровне, так как человек последовательно удовлетворяет индивидуальные потребности, переходя от более значимых (базовых) к второстепенным.

Наличие структурного деления также логически обосновано, потому что один мотив может включать в себя несколько потребностей. Так, органический мотив объединяет потребность в питье, комфортном температурном режиме и т.д.

Устойчивость подразумевает длительное сохранение мотивов даже после того, как отдельные потребности будут закрыты.

Возможны лишь некоторые количественные или качественные изменения, провоцирующие усовершенствование способов удовлетворения. Если человек действует в рамках материального мотива, он постепенно будет желать все большего количества денег или благ.

Динамичность подразумевает изменение отношения индивида к собственным потребностям и вытекающее из этого изменение силы и приоритетного статуса мотивов.

Б.М. Теплов выделил «короткую» и «дальнюю» мотивации, исходя из соображений перспективы.

[2]

Мотивы «короткого» типа распространяются лишь на недалекое будущее.

Ну а дальние мотивы определяют стратегию долговременной активности.

От того, какой тип мотива влияет на поведенческую стратегию, зависит отношение индивида к совершаемым действиям.

Развитие сферы

Ученый А.Н. Леонтьев заложил основы в вопросе изучения развития мотивационной сферы у человека. Он подробно описал механизм преобразования мотива в цель (ключевая мысль: в процессе осуществления деятельности желанная цель преобразуется в побудительную силу, замещая мотив).

Мотивация связана с познанием окружающего мира и формированием интересов. А первые признаки проявления интереса можно отследить у детей, не достигших годовалого возраста.

Таким образом, мотивационная сфера начинает формироваться еще в младенчестве.

    Младенческий возраст. Деятельная активность проявляется в форме эмоций. Действия имеют ориентировочную и сенсорно-манипулятивную природу. Во время контакта с родителями и значимыми взрослыми потребности малыша растут, но возможности их удовлетворения остаются на первоначальном уровне.

  • Ранее детство. Малыш изучает и осваивает мир вещей (физический мир), используя для этого принятые в обществе шаблоны поведения. Деятельность носит предметно-орудийный характер.
  • Дошкольный возраст. Развитие мотивационной сферы дошкольника связано с осознанием истинного смысла человеческой деятельности. Ребенок уже пытается поступать таким образом, чтобы его действия были общественно значимыми и могли получить оценку в социуме. Появляется мотивация учиться и овладевать новыми навыками, чтобы приспособиться к жизни. При этом малыш осознает, что он не достаточно подготовлен к освоению «мира взрослых».
  • Школьный возраст. Ребенок стремится оградиться от взрослых и охотно идет на контакт со сверстниками. Его деятельность направлена на получение и обработку новой информации (знаний). Интеллектуальные и познавательные показатели растут.
  • Подростковый возраст. Мотивационная сфера подростков активно расширяется. Индивид акцентируется на общении интимно-личностного характера.
  • Происходит самоопределение и формирование нравственных идеалов. Подросток планирует свое будущее, приобретая новые мотивы.

  • Старший школьный возраст. Индивид делает выбор в пользу ведущей деятельности, выбирая из доступных в условиях социальной среды вариантов. Ориентиром служит система жизненных смыслов, полностью оформившаяся к моменту выпуска из учебного заведения.
  • В процессе взросления отдельные мотивы поведения занимают ведущее место и постепенно превращаются в черты личности.

    Это может быть мотив оказания помощи, агрессивные или созидательные мотивы, мотив избегания ответственности и проч.

    Так ценностно мотивационная сфера личности определяет саму личность, отражаясь в присущих ей чертах.

    Диагностика

    Диагностика мотивационной сферы помогает определить направленность личности и выявить истинные причины поступков.

    Направленность личности представляет собой сумму устойчивых и независимых от внешних условий мотивов.

    Тест юмористических фраз (ТЮФ)

    Методика основана на принципе тематической классификации. Человек, проходящий испытание, присваивает неоднозначным стимулам место в индивидуальной классификации, руководствуясь при этом апперцепцией.

    Фразы относятся к разным тематическим конструкторам. Поставленная задача достаточно проста: объединить одинаковые на взгляд испытуемого фразы под маркой одной темы.

    Для проведения теста необходим набор стимулов, состоящий из 100 карточек с юмористическими фразами. В распоряжении испытуемого есть 10 тем-шаблонов (4 карточки на одну тему). 60 фраз можно идентифицировать как «многозначные».

    Т.е. испытуемый может испытывать сложности с определением темы, и вынужден будет руководствоваться повышенной мотивационной значимостью тем.

    • садизм;
    • сексуальные взаимоотношения;
    • пагубные привычки;
    • финансы;
    • мода;
    • карьера;
    • внутрисемейные проблемы;
    • социальные проблемы;
    • бездарность;
    • глупость.

    В оригинальном варианте методики названия тем могут отличаться от представленного списка.

    Изучение потребности в общении и достижениях (метод ПО и ПД)

    Методика представляет собой анкету, включающую в себя 22 утверждения. Испытуемый должен промаркировать каждое утверждение ответом «да» в случае, если его собственное мнение совпадает с утверждением. В случае несоответствия мнений испытуемый маркирует утверждение ответом «нет».

    Утверждения носят обобщенный характер, поэтому рассматривать их надо вне конкретных ситуаций и обстоятельств (ориентируясь на типичный вариант развития событий).

    Заполнять анкету нужно последовательно, не пропуская вопросы. Время на обдумывание ограничено.

    Оценка теста происходит методом подсчета баллов, присвоенных испытуемому за каждый ответ.

    Читайте так же:  Самореализация личности

    Прямая диагностика

    Потребностно-мотивационная сфера личности может быть изучена с помощью прямой диагностики.

    В таком случае специалисту необходим непосредственный контакт с объектом исследования.

    Интервью с тематическими вопросами позволяет точно выявить мотивы и интересы, так как человек не ограничен стандартными для анкеты вариантами ответов или набором стимулов.

    Проективные методики

    К числу самых популярных проективных методов относятся ТАТ-методика Г. Мюррея и тест Розенцвейга, методики неоконченных рассказов и предложений.

    Адаптацией и модификацией теста ТАТ для русскоговорящего населения занималась Е.Т. Соколова. В ее варианте стимульные материалы состоят из 20-ти таблиц, которые за два сеанса (по десять единиц) в индивидуальном порядке предъявляются испытуемому.

    По результатам теста можно определить потребность в эмоциональном взаимодействии, достижении успеха, избегания угрозы и т.д.

    Рисуночный метод фрустраций Розенцвейга

    Тест используют в двух формах: для детей и взрослых. Суть метода заключается в том, что испытуемый анализирует сцену межличностного контакта на картинках и знакомится с высказыванием одного из персонажей. После этого он дает ответ от имени второго персонажа.

    Диагностика мотивационной сферы позволяет определить истинные мотивы человека, понять природу его чувств, эмоций и поступков.

    Располагая данной информацией можно корректировать деструктивные стратегии поведения и добиваться положительной динамики в любой сфере жизни.

    Потребностно-мотивационная сфера личности — основные понятия:

    Этапы развития мотивационной сферы личности

    Мотивационная сфера человека до сих пор мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и приводил их к построению различных гипотез.

    Исследования потребностей и мотивов не могли развиваться в рамках ассоциативной эмпирической психологии. В этой психологии царило представление о том, что всеми психическими процессами управляют определенные законы ассоциаций. При таком понимании движущих сил психической жизни и поведения человека проблема активности самого субъекта по существу снимается.

    Господство ассоциативной эмпирической психологии длилось очень долго, еще и сейчас нельзя ее влияние считать полностью преодоленным. Другое направление – гештальтпсихология: для своего исследования она избрала главным образом область познавательных процессов. Другие направления – рефлексология, реактология, бихевиоризм – сосредоточили свое внимание на внешних стимулах поведения человека.

    Первыми, кто попытался преодолеть механицизм ассоциативной психологии и поставить проблему активности человеческого «я», были психологи вюрцбургской школы (А. Ах, Ю. Кюльпе и др.).

    В ходе своих исследований они экспериментально показали, что представления и понятия связаны между собой в единый акт мышления не по механическим законам ассоциаций, а управляются той задачей, на которую мышление направлено. Они пришли к выводу, что течение представлений во время акта мышления может не зависеть от внешних раздражений и ассоциативных влияний, если мыслительным процессом управляют так называемые детерминирующие тенденции. Последние определяются намерениями субъекта или стоящими перед ним задачами.

    В дальнейшем попытка преодоления механистического понимания психологических источников человеческой активности была сделана в исследованиях К. Левина и его учеников.

    Курт Левин проводил свои исследования с позиций так называемой структурной теории (гештальтпсихологии), несостоятельность которой отмечалась многими советскими психологами. Они считали, что главный недостаток концепции К. Левина заключается в игнорировании содержательной стороны психических процессов и формальном подходе к их анализу. Однако К. Левин и его ученики нашли удачные экспериментальные приемы исследования потребностей человека, его намерений, его воли и установили некоторые интересные психологические факты и закономерности. Можно сказать, что исследования К. Левина положили начало изучению потребностей человека.

    В дальнейшем проблемами потребностей занимался целый ряд советских психологов (А.Р. Лурия, Н.Ф. Добрынин, А.В. Веденов, Г.А. Фортунатов, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев и др.).

    Ближе всего к пониманию и развитию потребностей подошел А.Н. Леонтьев. Его подход основывается на понимании мотивов как объектов (воспринимаемых, представляемых, осознаваемых, мыслимых), в которых конкретизируются потребности. Эти объекты и составляют предметное содержание тех потребностей, которые в них воплощены. Таким способом происходит опредмечивание человеческих потребностей. Мотив, по определению А.Н. Леонтьева, – это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.

    Мотивы, по его мнению, выполняют двоякую функцию. Первая состоит в том, что они побуждают и направляют деятельность, вторая – в том, что они придают деятельности субъективный, личностный смысл; следовательно, смысл деятельности определяется ее мотивом.

    Обычно изучение мотивационной сферы психологи начинают с изучения мотивационной сферы в детском и школьном возрасте. Они объясняют это тем, что учебная и познавательная деятельность ребенка является ведущей на протяжении всего школьного (и не только школьного) возраста. Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам.

    В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – желание получить высшее образование, в-третьих – интерес к самим знаниям.

    Все эти мотивы могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими отношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; вторые связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

    Обе эти категории необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъект, помогая преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем иная: будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает вся жизнь субъекта, они могут побуждать его к деятельности посредством сознательно поставленных целей.

    Читайте так же:  Боюсь рожать

    Итак, побуждение к действиям всегда исходит из потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Установлено, что не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но в одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности. Например, отметка в качестве мотива учебной деятельности может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и стремление завоевать одобрение товарищей, и желание облегчить себе поступление в высшее учебное заведение, и другие потребности. Отсюда видно, что внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту, которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека.

    В связи с этим изменения объектов, в которых воплощаются потребности, не составляют содержания развития потребностей, а являются лишь показателем этого развития.

    В заключение анализа путей развития потребностей и мотивов необходимо рассмотреть развитие структуры мотивационной сферы. Она характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредованных потребностей и все большей их иерархизацией. С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в жизни и поведении человека. Характер доминирующих мотивов зависит прежде всего от биографии человека и его воспитания. Устойчивые доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей-представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения.

    Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и не осознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.

    Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему строению и содержанию стали доминирующими.

    Итак, потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. Первоначально потребность вызывает ненаправленную активность индивида, связанную с неосознанным поиском своего удовлетворения. Когда же предмет найден, активность индивида приобретает целенаправленный характер. Потребности лежат в основе всех других побудителей поведения, в том числе и самых высоких, характерных только для человека.

    Мотивы представляют собой род побудителей человеческого поведения. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

    Формирование специфически человеческих побудителей поведения ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, творить самого себя и эти обстоятельства.

    Факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности

    Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Такие мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

    Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения [13, c.45].

    Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

    Задача как частный ситуационно — мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому, так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

    Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

    Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных психологических факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

    Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся [15, c.85].

    Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те, и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

    Читайте так же:  Женская мудрость как наладить отношения с мужем или молодым человеком

    Помещая в центре внимания потребности, целиком ставится внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором личность живет и действует. Такая зависимость существует, но кроме этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

    Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. В любой социальной группе, от отдельной семьи, до человечества в целом, присуща направленность на определенные общие ценности, идеальные представления о хорошем, желательном, должном. Эти ценности и представления обобщают опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Превращение социальной ценности в личную возможно, только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию общей ценности и ощущает её как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность — идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.

    Во внутренний мир личности потребности и личностные ценности входят в совершенно разном обличье. Потребности отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из «Я», более или менее произвольных и потому случайных. Личностные ценности, напротив, отражаются в нем в форме идеалов-образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от «Я». В отличие от потребностей, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее с другими людьми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности.

    Мотив начинает формироваться с возникновением потребности, нужды в чем-то, порождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием. Само осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий, возможно, достичь желаемого. Впоследствии все заканчивается реализацией энергетического компонента мотива в реальных поступках.

    Также мотивационная сфера может быть вызвана, образована такими личными характеристиками, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность.

    Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

    Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

    Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

    Также принимается во внимание и сила, и устойчивость мотивов, составляющих мотивационную сферу личности. Можно выделить системы мотивов различных видов деятельности. Например, в мотивах учебной деятельности можно выделить общие познавательные и конкретные — интерес к различным предметам обучения.

    Особое место в мотивационной сфере личности занимают мотивы общения, которые, с одной стороны, тесно связаны с мотивами деятельности, ибо в процессе совместной деятельности люди неизбежно вступают в общение; с другой стороны, они тесно связаны с мотивами поведения, которое не ограничивается рамками деятельности. Эта тесная связь не исключает их самостоятельности в мотивационной сфере личности.

    Процесс возникновения и становления мотивов обычно предполагает усвоение социального опыта, личный индивидуальный опыт, его осмысливание, положительные успехи в данной деятельности, благоприятное отношение социального окружения к данной деятельности (данному поведению).

    Укреплению мотивации, ее развитию, повышению ее устойчивости способствуют многие факторы: наблюдаемая жизнь общества, существующие общественные отношения; целенаправленное воспитание личности; формирование идейной убежденности, трудолюбия; систематическая эффективная деятельность; оптимальная ее организация, своевременное оценочное воздействие; положительное влияние коллектива и др.

    Эмоциональная сфера оказывает влияние на мотивационную сферу с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, динамика ее протекания в процессе поведения и деятельности. Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших звеньев.

    Формированию мотивированности способствует широко используемое стимулирование. Стимул может и не превратиться в мотив, если не принимается личностью (или не отвечает какой-либо потребности человека).

    Таким образом, возникновение мотивов можно представить следующим образом: возникновение потребности и ее осознание осмысление стимула трансформирование (здесь при участии стимула) потребности в мотив и его осознание.

    Мотивационная сфера личности оценивается на основе всех параметров (сила, устойчивость, структурность), используемых для оценки, как отдельного мотива, так и мотивации в целом. Для успешной высокоэффективной деятельности человека, необходимы условия формирования мотивационный сферы личности [15, c.86]:

    во-первых, развитость мотивов данной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

    во-вторых, достаточная их сила;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    в-четвертых, определенная структура мотивации;

    Источники


    1. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

    2. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.

    3. Анатолий, Некрасов Проектируем счастливую семью. Семьеведение / Некрасов Анатолий. — М.: АСТ, 2012. — 512 c.
    Этапы развития мотивационной сферы личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here