Этапы, структура и виды волевого акта

Сегодня мы рассмотрим тему: "Этапы, структура и виды волевого акта" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие о воле, структура волевого акта

Воля

– регулятивный психический процесс сознательной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и психических процессов.

1) сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую;

2) выбор значимых мотивов и целей;

3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация психических и физических возможностей человека в ситуации преодоления препятствий.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на непроизвольные, произвольные и волевые.

Непроизвольные, импульсивные действия не осознаются и не обдумываются. Этим действиям не предшествует разработка плана. Они совершаются автоматически, по прямому побуждению, т. е. нет намерения, нет сознательной цели (цель напрямую возникает из мотива).

Произвольные действия являются целенаправленными, т. е. человек до начала выполнения действия представляет результат, обдумывает программу осуществления этого действия. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Волевые действия представляют собой сознательные целенаправленные действия человека по преодолению внешних и/или внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Волевое действие всегда является инициативным, а цель и задачи произвольных действий могут задаваться извне (и лишь приниматься или не приниматься человеком).

Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Структура волевого акта:

1. Возникновение разнонаправленных мотивов. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Причём один из мотивов имеет, как правило, положительную эмоциональную окраску, а другой – отрицательную.

2. Анализ и борьба мотивов. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.Взвешиваются «плюсы» и «минусы» ситуации, анализируются возможные способы достижения цели, предвосхищаются препятствия, эмоционально окрашиваются последствия выбора каждого из мотивов, обосновывается значимость мотивов.

3. Принятие решения. Для волевого процесса специфична особая ситуация принятия решения – когда каждый из мотивов сохраняет свою актуальность. Решение принимается не потому, что нет других возможностей. Человек ощущает себя источником возможных поступков – тогда выделяется в отдельный осознанный акт и сопряжено с повышенным чувством собственной ответственности. Сущность принятия решения – в сознательном изменении побудительной силы своих мотивов.

4. Исполнение решения. Планирование конкретных этапов реализации решения, необходимых ресурсов. Характерно состояние готовности, которое при отсрочке превращается в намерение. Намерение – кризисный момент осуществления решения (откладывание нового решения может приводить к пробуждению отверженного мотива), поэтому сущностью волевого акта является практическое осуществление выбранного мотива.

При этом спланированное действие не осуществляется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9067 —

| 7212 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Волевая сфера. Понятие, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества

Волю можно понимать по-разному.

1) Воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание.

2) Волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления.

С.Л. Рубинштейн. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля.

Признаки волевого акта (структура)

  • Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя.
  • Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.
  • Наличие продуманного плана.
  • Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Но есть моральное удовлетворение от результата.

Функции волевой регуляции:

  • Повышение эффективности соответствующей деятельности;
  • Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Развитие воли происходит в нескольких направлениях

  • Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  • Обретение человеком контроля над своим поведением.
  • Выработка волевых качеств личности.
  • Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.

Свойства, принадлежащие волевому человеку

Читайте так же:  Психология детской ревности и способы справиться с ней

На личностном уровне — базовые волевые качества:

Качества, которые развиваются несколько позже — вторичные, характерологические:

  • Решительность;
  • Смелость;
  • Самообладание;
  • Уверенность в себе.

Качества, связанные с морально-ценностными ориентациями:

  • Ответственность;
  • Дисциплинированность;
  • Обязательность;
  • Принципиальность.

Сила воли – это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Стратегическая целеустремленность — Умение личности руководствоваться во всей своей деятельности определенными принципами и идеалами. То есть существуют твердые идеалы, от которых человек не отступает. Оперативная целеустремленность — Умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения. Люди легко меняют средства достижения цели.

Инициативность – качество, позволяющее человеку начать любое дело. Очень часто такие люди становятся лидерами. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.

Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.

Выдержка – качество позволяющее приостановить спонтанно возникающие под влиянием внешних факторов действия, чувства, мысли, возможно не адекватные данной ситуации, и способные ее усугубить или привести к дальнейшим нежелательным последствиям.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Внешне данное качество проявляется в отсутствии колебаний при принятии решения. Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятии решений, нерешительность.

Структура волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

  1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.
  2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.
  3. Решение. Процесс принятия решения может протекать различно.
  • В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».
  • Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.
  • В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и создание намерения.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 543 | Нарушение авторских прав

Понятие воли, структура волевого акта, волевые качества личности менеджера (стр. 1 из 2)

Вопрос №12. Понятие воли, структура волевого акта, волевые качества личности менеджера.

Воля — сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описанием соответствующих явлении с разных сторон. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля — высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

2. обсуждение и борьба мотивов.

3. принятие решения.

4. исполнение решения.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Е.Е.Вендров рассматривает деятельность руководителя в зависимости от особенностей его эмоционально-волевой сферы и выделяет четыре типа руководителей:

1) Руководители – командиры. Свои требования не мотивируют, строги и придирчивы;

2) Руководители с сильной волей и добрым сердцем. Они не прочь мотивировать свой приказ. Строги и требовательны, но при необходимости снисходительны и мягки;

3) Руководители внешне как бы со слабой волей, мягкие, но умеют приказывать; их распоряжения скорее напоминают разъяснения, советы, пожелания. Но они требовательны и настойчивы;

4) Слабовольные и бесхарактерные. Идут на поводу у коллектива и у лидеров.

Уманским Л.И. и Вендровым Е.Е. в результате исследований вычленены требования, предъявляемые к психике руководителя.

Восприятие. Руководителю важно обладать аналитико-синтетическим типом восприятия, при котором имеет место наблюдение, описание фактов и их объяснение. Наблюдательность должна выступать как планомерное, целенаправленное восприятие объектов.

[3]

Внимание. Должно быть произвольным, большой концентрации и устойчивости, особенно в пределах управленческой задачи. В то же время тебуется уметь быстро переключаться.

Память. Руководителю должно быть свойственно произвольное запоминание, главным образом осмысленное, важна память на лица и фамилии. Память должна быть быстрая, долго удерживать факты и события. Предъявляются требования к точности воспроизведения, оперативности и большому объему памяти управленца.

Читайте так же:  Умственная отсталость у ребенка

Воображение. Руководителю необходимо, главным образом, воссоздающее воображение. Но довольно часто возникает необходимость и в творческом воображении. Необходимо умение мечтать.

Мышление. Целесообразность и эффективность деятельности руководителя прямо пропорциональна тонкости и точности анализа и правильности и безошибочности синтеза. Большая ценность именно практического мышления, так как именно с ним связано быстрое преобразование реальности по ясным, практичным, хорошо продуманным планам.

Лебедев В.М. описал группу свойств личности, обеспечивающих эмоционально-волевую воздейственность:

1) Общественная энергичность. Это способность заражать энергией других людей, используя разнообразные средства – от улыбки до приказа;

2) Требовательность. Она характеризуется постоянством или гибкостью проявления в связи со сложившейся ситуацией;

3) Критичность. Она выражается в виде способности анализировать деятельность и поведение других людей правильно, аргументированно и доброжелательно.

Вопрос №23. Сущность харизматического лидерства. Что делает человека харизматическим лидером?

Харизматические лидеры — они стоят особняком, их власть (скорее — авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет «Харизмой» (в раннехристианской литературе этот термин обозначает «боговдохновленность»). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему власть.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передают людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности и последователей импульса к действиям.

В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Харизма — это способность притягивать к себе людей. И ее, как и другие черты характера, можно в себе развить. А для этого важно:

1. Любить жить. Люди любят тех людей, которые любят жизнь. Если вы хотите привлекать к себе людей, то сами должны чувствовать яркий вкус жизни.

2. Ставить каждому человеку пятерку! Едва ли не самое лучшее из того, что вы можете сделать для людей, а заодно и привлечь их к себе,- это ожидать от них исключительно наилучшего. Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовывать свой потенциал, то они полюбят вас за это.

3. Дарить людям надежду. Самый большой наш капитал — это надежда. Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим величайшим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными.

4. Делиться собой и своими достоинствами. Шагая по жизни рядом с разными людьми, отдавайте им все, что у вас есть. Пусть ваша мудрость, ваши ресурсы и даже какие-то особые житейские события станут и их достоянием.

Когда речь заходит о харизме, то главное здесь — умение поставить себя на место другого человека. Подлинная харизм присуща тем людям, которые прежде, чем думать о себе, размышляют об окружающих и о том, что их заботит.
Вопрос №39. Методы выработки управленческих решений. Психология деятельности руководителя при принятии управленческих решений.

Структура волевого акта

Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена – постановку цели и исполнение.

В сложном волевом действии обозначены четыре звена:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

1. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося во влечении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, влечение переходит в желание. Зарождение желания означает, поэтому, возникновение или постановку цели. Желание, однако, еще не включает в себя мысли о средствах и хотя бы мысленном овладении ими.

Желание переходит в подлинно волевой акт (хотение) когда к значению цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами.

2. Иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие:

— появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах;

— появляется несколько конкурирующих целей; возникает мысль о возможных нежелательных последствиях. Отсюда возникает задержка между побуждением и действием. Вклинивается размышление и борьба мотивов. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов.

3. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Принять решение – значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Принимаемое решение обычно оформляется в короткой фразе: «Буду делать так».

4. За решением должно последовать исполнение. Исполнение решения требует изменения действительности. И в этой борьбе с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления, заключается основное.

Волевой акт совершается при большом или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие возникает в связи с затруднениями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Развитие воли.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени.

Читайте так же:  Психологическая совместимость

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.

10.1. Понятие, сферы проявления и свойства темперамента.

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов; остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Свойства темперамента есть природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит:

— скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например: скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

— психический темп и ритм;

— интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

— направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например: направленность человека к контактам с новыми людьми или обращенность человека к самому себе).

Выделяют три сферы проявления темперамента:

1.Общую активность (интенсивность и объем взаимодействия с окружающим миром);

2.Особенности моторной сферы (темп, быстрота и общее количество движений);

3.Свойства эмоциональности (впечатлительность, чувствительность).

Указанные сферы проявлений темперамента могут стать основой визуальной диагностики темперамента.

Наиболее известной и приводимой в учебниках по общей психологии является классификация свойств темперамента В.С.Мерлина. По его мнению, структура темперамента представлена следующими свойствами:

1) сензитивность — возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

2) реактивность — степень непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово);

3) активность — степень активности воздействия человека на внешний мир и преодоления препятствий на пути достижения целей;

4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний случайных событий или от целей, убеждений);

5) темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций;

6) пластичность-ригидность — легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения, привычек;

7) экстраверсия-интроверсия — зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интроверсия);

8) эмоциональная возбудимость определяется тем, насколько слабое воздействий необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает (Мерлин В.С.,1986).

Подход В.М.Русалова к выделению свойств темперамента опирается на достижения современного функционально-системного подхода в нейро- психофизиологии , а также представление о том, что в поведении можно выделить взаимодействие человека с предметным миром и взаимодействие с социальным миром. Предложенная В.М. Русаловым восьмимерная структура темперамента включает следующие свойства: предметная эргичность, социальная эргичность, предметная пластичность, социальная пластичность, предметный темп, социальный темп, предметная эмоциональность, социальная эмоциональность (В.М. Русалов, 1989, 1990).

Воля и её психологическая характеристика. Структура волевого акта и волевые качества личности

Воля

— это психологический процесс, сущность которого заключается в преодолении человеком внутренних и внешних препятствий (барьеров) в процессе регуляции своего поведения и достижения целей деятельности Воля присуща только человеку.

Волевое усилие — активизация всех ресурсов организма и психики для преодоления препятствий и трудностей, обусловлено стремлением к цели. По своей природе волевое усилие является произвольным действием. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов, проблема выбора, внутриличностный конфликт); б) внешних (преодоление внешних барьеров и трудностей).

Соответственно выделяют функции воли: 1) интеграционная — внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулятивная — внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы (структура):

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. принятие одной из возможностей в качестве решения;

5. осуществление принятого решения, при этом преодоление препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: силу воли, целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, мужество.

Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 1097 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Структура волевого акта — Контрольная работа на тему «Произвольные действия человека»

Как мы уже говорили, волевые действия бывают простыми и сложными.

Простое волевое действие – это такое действие, осуществление которого не нуждается в особенном напряжении сил и специальной организации действия. Сложное волевое действие нуждается в значительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении организовать себя на выполнение действия. Сложность волевого действия зависит от сложности задач, на выполнение которых оно направлено.

Читайте так же:  Что является предметом изучения возрастной психологии

Структуру волевого акта можно представить схемой.

Схема : Структура волевого акта

Если произвольное действие включает только две стадии – первую и последнюю, то говорят о простых произвольных действиях, если все – о сложных произвольных действиях . Простое произвольное действие характеризуется непосредственным переходом желания в решение и в осуществление этого решения.

Надо сказать, что названные стадии далеко не исчерпывают состав и динамику произвольного действия . У некоторых авторов, излагающих мнение о структуре волевого акта, отсутствуют некоторые стадии (контроль за исполнением действия, оценка его результата), а некоторые процессы, из которых состоит волевой акт, сами, состоят из нескольких стадий (процесс мотивации, постановка цели).

Однако, осознав цель деятельности, человеку нужно еще увидеть пути успешного ее осуществления, способы ее достижения. Определяя нужные пути и способы, человек глубже осознает свои стремления . Глубоко осознанное человеком стремление позволяет выразительно представить не только цель деятельности, но и пути и способы ее осуществления, оно обуславливает вожделение, активное желание .

Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения . По мнению Л. Д. Столяренко, борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие.

В результате борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Оно проявляется или в форме намерения действовать, или в форме намерения отказаться от действия . Т. о. заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия . Эта стадия характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного .

Следует отметить, что в психологической науке активно ведутся споры по проблеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются, как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой. Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимости борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения .

Глава 2. Структура волевого акта

Волевые действия человека характеризуются сложным психологическим содержанием. Общеизвестно, что у человека может возникать напряжение при необходимости осуществить ответственное волевое действие, сомнения, противоборство мотивов. Поэтому, важно раскрыть, что собой представляет в психологическом отношении волевой акт, каковы его звенья, егоструктура. [5]

Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на осознанную цель, почти сразу переходит в действие, а сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается с помощью привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс.

Для сложного волевого акта существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается сознательный процесс. Действию предшествует учет последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана. Следовательно, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий цепь различных моментов и последовательность стадий или фаз, тогда как как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

В сложном волевом действии выделяются 4 основные фазы:

1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2. стадия обсуждения и борьба мотивов;

4. исполнение и контроль.

Первая фаза.

Основное содержание – возникновение побуждения и осознание цели, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Основа волевого действия – целеустремленная, сознательная действенность. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, стремление переходит в желание. Желание – это опредмеченное целенаправленное стремление. А, следовательно, зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие. Случается, что появляется сомнение в данной цели, или появляется несколько конкурирующих целей, или возникает мысль о возможных нежелательных последствиях, и в результате образуется задержка. И тогда между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.

Вторая фаза.

Основное содержание – обсуждение и борьба мотивов.

Волевое действие обусловлено личностью в целом. Но в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. В результате человек вовлекается в конфликт и разгорается внутренняя борьба мотивов. Тогда в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, который превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Волевой акт – это не активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях – это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Поэтому воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им. Прежде чем действовать, необходимо принять решение. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели совершается в результате решения.

Третья фаза.

Основное содержание – принятие решения.

Собственно, само принятие решения может протекать по-разному.

Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза, так как волевой акт совершается без особого решения. Те случается, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, – никаких внешних препятствий.

Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Так случается, когда произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось – и все представляется уже в новом свете: принимается решение не потому, что человек считает нужным его принять, а потому, что никакое другое уже невозможно. Все разрешилось, и надо лишь констатировать решение.

[1]

Иногда же случается так, что до самого конца, каждый из мотивов сохраняет свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В результате, само решение, а затем и следующее за ним исполнение сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. Такое чувство усилия человек испытывает обычно, если решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов и когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных.

Читайте так же:  Фолиевая кислота снижает риск аутизма

Описанные выше случаи отличаются друг от друга тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом – решение непосредственно слито с принятием цели; во втором – не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем –противостоит как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности.

Но принять решение – еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение, без которого волевой акт не может считаться завершенным.

Четвертая фаза.

Основное содержание – исполнение решения и контроль.

Говоря о контроле, важно как субъект оценит результат волевого действия, что зависит от сложившегося у личности типа контроля. Он бывает двух видов: интернальный (устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.); экстернальный (устойчивая склонность личности приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам – случайности, обстоятельствам и т.п.) [4]

Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, человек оценивает результат, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует удачу или неудачу и в некотором смысле напряженно и эмоционально переживает его как свой успех или неуспех. [6]

«Волевое действие – это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.» [6, с. 636]

Поступок
Поступок — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в кjnjром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок — основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме.

Локализация контроля

[2]

или, иначе, локус контроля – это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.

Первый вид локуса контроля называется экстернальным, т. е. внешним. Второй вид назван интервальным, т. е. внутренним. Понятие локуса контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации.

15. Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части «Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам». Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н. А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идёт об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение — это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определённой деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий «темперамент» и «способности» . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определённой деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент — не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня [1] .

Источники


  1. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2007. — 738 c.

  2. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  3. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.
Этапы, структура и виды волевого акта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here