Формирование личности ребенка

Сегодня мы рассмотрим тему: "Формирование личности ребенка" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Этапы формирования личности ребенка

Отношение к детям в любом их возрасте очень влияет на всю дальнейшую жизнь вашего дитя. К ребенку с самого начала нужно относиться как к личности. И так же нужно быть очень внимательными к формированию личностных качеств у ребенка. Всего выделяют четыре этапа формирования личности.

1) Это промежуток от момента появления ребенка на свет и до 1,5 лет. Это, пожалуй, самый важный этап в жизни ребенка. Тут закладывается доверие и отношение к тому миру, в котором живет ребенок. Задача родителей состоит в том, чтобы дарить своему ребенку множество улыбок, чтобы он понял, что он любим, желанен и появился не зря на этот свет. Не забывайте общаться со своим ребенком! По возможности общайтесь с ним максимально! Иначе самооценка вашего ребенка может стать заниженной и появится боязнь ко всему миру.

2) Следующий период ознаменован возрастом 1,5 — 4 лет. На данном этапе ребенок осознает свое «Я». Из тихого и примерного мальчика или девочки он превращается в несносного чертенка. Ему хочется все узнать, все попробовать, протестовать и шалить. Реагировать на это нужно по-взрослому, однако и не забывайте то, что он ребенок.

3) Следующий этап отсчитывается в возрасте от четырех лет и до отправления вашего дитя в школу. На этом этапе ваше чадо воспринимает себя так, как его принимают другие. А так же ребенок решает, кем он хочет быть. Ребенок начинает примерять на себя различные роли и ищет ту, в которой ему будет комфортно. Никогда не обрывайте любую инициативу своего ребенка. Наоборот нужно поддерживать его. Если он хочет примерить на себя роль взрослого, например, помыть посуду и т.д., то разрешите ему это и предоставьте возможность.

4) Ну и последний возраст — школьный. В этом возрасте ребенок очень активно общается с ровесниками и с взрослыми. Любит играть и спорить. Искренне радуется, если выигрывает и не боится проиграть. Бывает, что и обижается, но только по делу. Но так себя ведут исключительно здоровые дети, здоровые психологически. Только вот сейчас таких детей все меньше и меньше. Только родители, сами того не понимая, еще в дошкольном возрасте, травмируют ребенка, его самооценку. Некоторые родители или слишком завышают ребенку самооценку, возлагая на ребенка, то, что ему не свойственно. Или наоборот родители могут занизить самооценку своему ребенку, унижая его, говоря, что он неспособный, глупый, бесполезный и т.д. А, как известно, почти все наши главные проблемы родом из детства. Вот потом это все и всплывает.

Принимайте ребенка таким, какой он есть. Требуйте и ожидайте от него только того, на что он способен, и что ему свойственно. Любите ребенка, проявляйте заботу, тогда вы создадите ему счастливую жизнь.

Особенности личности ребенка. Развитие и формирование личности ребенка. Воспитание личности ребенка

Особенности личности ребенка

Личность начинает формироваться ещё в детстве. И понятий личности в психологии очень много. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития [4]. Ещё сам Л.С. Выготский сформулировал понятие «личность» как принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

Развитие и формирование личности ребенка

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строится исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, но не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5 – 4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Воспитание личности ребенка

Воспитание личности ребенка — очень сложный и трудоёмкий процесс. В данной статье мы расскажем о воспитании вообще и более детально рассмотрим вопрос воспитания личности ребенка. Что же такое воспитание личности ребенка? Как оказалось, у каждого из нас есть собственное базисное понятие, которое мы вкладываем в слово «воспитание личности». Для кого-то это просто дисциплина и послушание, для других воспитание равно наказанию, для некоторых это активное развитие способностей ребенка. Когда вы хвалите ребенка — это воспитание личности? А когда ругаетесь с мужем при своем малыше? Это тоже воспитание личности ребенка, но никак не супруга, а именно ребенка. Вся проблема заключается в том, что мы чрезмерно часто не придаем значение тому, что воспитание личности просто не может быть сегодня, завтра, сейчас или через время, поскольку воспитание происходит постоянно и непрерывно, все время. В связи с этим следует задуматься, как мы ведём себя, будучи рядом со своим чадом, какие ценности прививаем. А в случае если весьма часто вас просто нет дома, то хорошо поразмыслите кто и каким образом воспитывает малыша и кому Вы доверяете его.

Всё идёт из семьи, и это действительно так. Школа, общество, друзья, естественно, накладывают отпечаток, но базис, модель поведения, манеру общения все берётся из семьи. Что в детстве видит и слышит ребёнок- то для него и будет нормой и эталоном поведения. Поскольку правила поведения в обществе ему пока не известны, его эталон — это родители и остальные члены семьи, собственно, именно их модель поведения он и копирует, о чем напоминает воспитание личности ребенка. В младшем возрасте часто можно заметить как, к примеру, дочь начинает обращаться к кому- то из членов семьи теми же словами и с такой же интонацией, что и мама, а сын полностью копирует стиль поведения отца. Так проявляется воспитание личности ребенка. Чем старше малыш становится тем больше у него возникает схожих с родителями черт характера и поведения.

Читайте так же:  Как бросить пить

Воспитание личности ребенка являет собой процесс целенаправленного, формирования полноценной личности с целью подготовки её к участию в общественной, производственной, а также культурной жизни. Главная цель воспитания — дать путёвку в жизнь. По этой причине не следует создавать чрезмерно мягкие условий и предоставлять готовые решения, почаще давайте ребенку «удочку, а не рыбу» и не следует бояться стать при этом «плохим» родителем. Цель — воспитать полноценную самодостаточную и уверенную в себе личность, а без самостоятельных решений это просто невозможно. Давайте посмотрим на нюансы воспитания личности ребенка, которым следует уделить особенное внимание.

До трех лет ни в коем разе нельзя игнорировать ребёнка! Поскольку этим Вы наносите непоправимый урон психике. Реагируйте на его слёзы, призывы, вопросы и любые обращения. В случае если малыш плачет, обязательно пожалейте, успокойте, обнимайте столько, сколько ему это необходимо. В данном возрасте мама и ребёнок являются одним целым, на что указывает воспитание личности ребенка. Предпочтительнее в данный период как можно реже, а желательно — вообще не оставлять ребёнка с другими, только мать, а отдавать в детский сад тем более не следует.

Не ограничивать познавательную деятельность. Употребляйте слово «нельзя» лишь в самых крайних случаях — утюг, плита, розетки. И обязательно объясняйте причину. Постоянный запрет на всё чрезмерно ограничивает деятельность малыша, что приводит к замедлению развития, да к тому же высок риск формирования невроза. Просто изучите свой дом с точки зрения малыша и уберите подальше всё, что может стать опасным. В электрические розетки желательно вставить специализированные заглушки. Чайник, кастрюли с горячей едой обязательно должны стоять как можно дальше от края стола и плиты. Важен непрерывный присмотр, не оставляйте ребёнка наедине с самим собой никогда! Просто переключайте внимание с опасных занятий на какие-либо более увлекательные.

Два — три года — это именно то время, когда формируется по умолчанию прогноз на успех или на неудачу. На этом этапе очень важно правильное и разностороннее воспитание личности. В данном возрастном периоде, когда малыш только начинает сталкиваться с самыми первыми трудностями, очень важно акцентировать внимание малыша на преодолении трудностей и вместе радоваться его победам. При этом ни в коем разе не заостряйте внимание на неудачах. Со сформированной в данном возрасте установкой на успех или на неудачу он проживет всю свою жизнь.

Начиная с возраста приблизительно трех лет, ребёнок начинает потихоньку хитрить и может начать манипулировать вами в своих целях. С данного возраста следует прекращать потакание и плавно переходить к разъяснительно-договорной системе.

В пяти–семи летнем возрасте, а в некоторых случаях и раньше у ребенка возникают первые детские страхи. В данном возрасте формируется образное мышление и в результате — появляются разнообразные «монстры» по углам.

Формирование личности ребенка

Вернуться назад на Формирование личности

О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

• малыш полноценно употребляет личные местоимения;
• он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
• он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
• он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.

Возраст и формирование личности ребенка

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.

Смена воспитательных стратегий

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Читайте так же:  Как вести себя с девушкой

Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре, важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей.

Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих:

Роль личности
Социальный подход
Социальные проблемы
Социальный контроль
Социальный конфликт

Формирование личности ребенка

Личность — это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.

Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.

Развитие личности у ребёнка

Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.

Ребёнок осознаёт себя личностью если:

1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует «я», «мне», «я сам».

2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.

3. Овладел навыками самоконтроля. Его «хочу» теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.

4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.

Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.

Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.

Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.

Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.

Как повлиять на развитие личности ребёнка?

1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.

[3]

2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.

Читайте так же:  Как полюбить жизнь

3. Дайте ему немного свободы. Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности — огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Процесс воспитания и формирование личности ребенка

Более широким понятием, чем воспитание, является понятие формирование личности. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л.И. Божович).

Важно подчеркнуть, что на формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные: 1) общественное бытие и сознание, утвердившееся в стране; 2) специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором живет и развивается человек; 3) семья, в которой он родился и воспитывается; 4) среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые и т.д. 5) общественное воспитание в разных внешкольных учреждениях (спортшколы, кружки и т.п.); 6) школа, в которой учится и воспитывается ученик.

Отметим, что указанные факторы оказывают на ребенка свое влияние не прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой личности школьника (психические особенности, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Таким образом, в процессе жизни идет формирование личности человека, требования общества связаны с непрерывным процессом социализации, воспитание же выступает как некоторый механизм управления данными процессами, но не является определяющим в развитии личности конкретного человека. Мы никогда не может с точностью предсказать итог нашего воспитания.

[1]

Процесс формирования личности связан с действием стихийных механизмов. Эти механизмы человек не всегда осознает и, следовательно, ими не управляет. Они действуют наиболее активно в детстве, хотя и в подростковом возрасте продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами «самопостроения». Стихийные механизмы формирования личности действуют в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении, отмечается Ю.Б. Гиппенрейтер (1996, с.297). Этой потребности последнее время придается все большее значение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Именно взрослым, воспитывающим детей необходимо учитывать действие этих механизмов.

Первый механизм — сдвиг мотива на цель. В первые годы жизни воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. У ребенка существует потребность быть с матерью, играть с ней, искать у нее защиты, но у него нет никаких непосредственных побуждений быть аккуратным, вежливым, сдерживать себя и т.п. Однако мать ласково и настойчиво этого требует и эти требования для ребенка освещены личностным смыслом. Первоначально он выполняет требования, чтобы испытывать радость — общение с матерью. Но со временем его правильные действия сами по себе доставляют ему радость. Таким образом, ребенок сначала выполнял правильное действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Затем это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Важно подчеркнуть, что этот механизм работает только в том случае, если цель длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями. Если же общение со взрослым безрадостно, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

По мере взросления ребенка расширяется круг его социальных контактов. И социальные мотивы признания, принятия, утверждения порождают новые мотивы, связанные с приобретением навыков, знаний, мастерства, а затем и идеальных мотивов — стремление к Истине, Справедливости, Красоте и т.п.

Второй стихийный механизм формирования личности — механизм идентификации. Прежде всего, дети начинают подражать своим родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежда, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей — их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. Характерной особенностью этого процесса является то, что он происходит независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. . А если вы дома грубы или хвастливы. вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо. » (А.С.Макаренко,1977, с.12).

На более поздних возрастных стадиях расширяется круг лиц, из которых выбирается объект идентификации. Это может быть сверстник, знакомый взрослый, учитель, литературный или кино герой.

Третий механизм — принятие и освоение социальных ролей. Занимая определенную позицию среди окружающих его людей, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять те действия, которых от него ожидают окружающие. В своей жизни человек задействован в разных ролях. Освоение все новых социальных ролей влияет на формирование личности: появляются новые мотивы, видоизменяются системы взглядов, ценностей, отношений. Именно в семье у ребенка могут появиться такие социально-психологические роли, как «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек» и т.д.

Взрослый человек, анализируя роль различных воздействующих на ребенка факторов, осмысливая действие стихийных механизмов формирования личности, может более оптимально создавать условия развития для ребенка, сознательно выстраивать наиболее подходящую систему отношений.

Формирование личности ребенка

Интеллектуальное развитие Личностное развитие
1. младенчество
2. ранний возраст
3. дошкольный
4. младший школьный
5. подростковый возраст
6. юношеский возраст 1. дошкольное детство:
1) от рождения до 3-х
2) от 3-х до 6-ти лет
2. школьные годы:
1) от 6-7 до 10-11
2) от 11-12 до 15-16 лет
личностное развитие завершается позже

Точка зрения Э. Фромма на развитие личности заключается в следующем:
1. Осознание того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него.
2. Осваивает окружающий мир вещей и людей.
3. Возникает стремление к личностной независимости и персональной свободе.
— физическая независимость;
— физиологическая независимость;
— психологическая (думать самостоятельно);

Читайте так же:  Как сдерживать свои эмоции техники и приемы

Опасности на пути личностного развития выражаются в следующем:
1. ощущение беззащитности и тревоги – борьба за свое существование

подчинение другим изоляция от них
В первом случае – полный или частичный отказ от собственного «Я». Во втором случае – как личность за счет других.
Основные типы:
1. конформная личность, 2.властная личность, 3.личность – скиталец, 4.путь приоритетного нравственного самосовершенствования.
На пути личностного развития ребенка в современном обществе – формирование и укрепление некоторой черты как агрессивность (физическая, вербальная).
Бывает агрессивность инструментальной (средство достижения некоторого результата), агрессивность целевая (как осуществление агрессии – нанесение вреда).
Агрессивность бывает: ситуативной (эпизодическое проявление) и личностной (устойчивая индивидуальная черта); устойчивой и неустойчивой.
При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей возникает порочный круг: агрессивный ребенок вызывает враждебное отношение к себе со стороны окружающих – его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются. Причиной нередко выступают родители, телевидение (где с помощью агрессии добиваются успеха).

Тестовые задания по теме «Формирование личности ребенка»:
1. Взаимосвязь психического и физиологического развития проявляется в следующем: а) периодах сензитвного развития; б) физическом здоровье; в) индивидуальном стиле деятельности; г) акселерации.

Формирование личности (возрастная психология)

Любой родитель скажет вам о том, что детей надо воспитывать. Далее, вспомнив своё детство, скажет вам – воспитывали его или нет. Например – не воспитывали, потому что постоянно работали, были заняты и дети в их семье росли сами по себе. А могло быть и наоборот – воспитывали, да ещё как. Строго следили, проверяли, наказывали. К сожалению, мне довольно часто приходится слышать именно такую альтернативу. И, довольно часто, оказывается, что под воспитанием, понимается взрослыми именно это – контроль за действиями, поступками детей и наказание за непослушание.

Есть более современные взгляды 30-40 летних родителей, когда под воспитанием понимается обучение правильному поведению, культуре, этикету, соблюдению общественных норм, морали, правил, законов. Всё это верно, но, всё же…Начнём разговор несколько иначе.

Психология как определённая теоретическая и практическая сфера науки и культуры обнаружила к сегодняшнему дню, что психическое развитие детей, буквально с первых лет жизни, происходит на основе психологических механизмов «подражания» и «идентификации».

То есть, дети воспроизводят то, что видят и слышат (подражают) тем, с кем себя отождествляют, сопоставляют (идентифицируют). В период дошкольного детства (до 7 лет), это происходит неосознанно. Затем, в младшем школьном возрасте (7 – 10 лет) дети подражают и идентифицируют себя с теми объектами (люди, животные, персонажи произведений), кто производит на них более сильное впечатление. В подростковом возрасте (11 – 15 лет) подражают и идентифицируют себя с теми, кто представляется им идеалом взрослого (могучего, сильного, умного и так далее), которым они хотели бы видеть самих себя.

Вывод из вышесказанного следующий. Каков воспитывающий взрослый, таковым будет и воспитываемый ребёнок. Хотим воспитывать и развивать своих детей? Должны начать с себя – воспитывать и развивать. Я пока не говорю о содержании, только о принципе. Родитель неизбежно является для ребёнка создателем и носителем определённого культурного и информационного пространства. Чем наполнено ваше жилище, ваше окружение, а, значит, и общение, ваш интеллект, ваши эмоции и чувства? Какую культурную информацию вы потребляете – музыку, кинофильмы, пищу, одежду? Ваши дети, с рождения, оказываются своеобразными «заложниками» вашего взрослого мира.

И, поэтому, одни дети, с рождения, слышат хорошую музыку и видят интересные, позитивные фильмы, слушают песни родителей в кругу их друзей, а другие, извините, не слышат ничего, кроме мата и не видят ничего, кроме разрухи и запустения в жилище своих родителей.

Родители, таким образом, изначально задают собственным уровнем культурного и психического развития определённый потолок развития своим детям. Мне запомнилась на всю жизнь, прочитанная когда-то в молодости фраза: «Посредственность может воспитать только посредственность».

Замечу, что при этом «посредственный» родитель (или оба) может занимать вполне себе высокий общественный пост (или должность), может даже иметь документы о высшем образовании и, даже, некой учёной степени. Много лет посещать учебные заведения, много учиться и многому научиться, как показала моя личная 25-ти летняя преподавательская практика преподавания в вузе, совсем не одно и то же. И красный диплом, увы, довольно часто, как показывает та же практика, также не является показателем высокого уровня личностного развития его обладателя.

Вернёмся к возрастной психологии. Предлагаю запомнить. Дети до 3-х лет (раннее детство) способны играть рядом, но не вместе. Вместе дети начинают играть, преимущественно, после 3-х лет (средний и старший школьный возраст). Исключения, конечно, бывают, в том смысле, что некоторые дети в возрасте до 3-х лет, не отнимают у других детей игрушки (свои и чужие).

С трёх летнего возраста, надо создавать для детей условия, возможности для совместной игры. Дети в таких сюжетно – ролевых играх учатся взаимодействовать, общаться, подчинять своё поведение требованиям ситуации. Такое поведение — по правилам – называется в психологии «произвольность», способность управлять своим поведением. Произвольность – очень важное, ключевое качество при поступлении ребёнка в школу, где он должен суметь принять на себя роль ученика, который действует по правилам, по указанию учителя. Вспоминаю, как однажды, на моём уроке у первоклассников, в самом начале учебного года, один ученик встал и пошёл на выход из класса прямо во время урока. На мой вопрос о том, куда он пошёл, мальчик ответил – бабушка блины печёт. Поем и приду. Ни мобильных телефонов, ни пейджеров тогда ещё не было – это я вопросу о блинах. Откуда он это взял. Но главное – не в этом, а в том, что у него не была сформирована произвольность. Он не осознавал себя учеником на уроке.

Как правило, до 7-8 лет, дети не имеют своего осознанного «Я», то есть они воспроизводят чьё-то поведение, какого-то значимого взрослого, вплоть до интонаций, жестикуляции и мимики. У мальчиков это может быть папа, а у девочек я наблюдал их мам или бабушек.

Специалисты практики, исследователи – педагоги и психологи отмечают интенсивное изменение содержания периодов детского развития. Начинается более раннее половое созревание, более раннее начало сексуальных отношений. Довольно часто современные девушки 13 лет и юноши 15 лет, опережающие биологическое развитие (акселерация) выглядят как взрослые 18 летние юноши и девушки 90-х годов ХХ века.

Но психологическое развитие начинает всё интенсивнее отставать от биологического. И это различие становится всё существеннее, всё заметнее. Всё чаще отмечаются факты, когда 14 — летние девушки вступают в отношения с мужчинами старше 20 лет (18 – 21 год – поздняя юность). Всё чаще можно наблюдать детскость, инфантильность, незрелость мужчин, которым далеко за 20 лет.

Читайте так же:  Саморазвитие личности как добиться успеха в жизни

Всё чаще встречаются факты резкого различия уровня личностного развития биологических сверстников. Одни, к 20 годам уже, психологически, довольно зрелы, действительно являются взрослыми людьми, а другие остаются, фактически, детьми, продолжают оставаться в фазе детства.

В чём причина такого феномена? В воспитании, в обстоятельствах жизни конкретного человека. Чем больше опека родителей, чем объёмнее и дольше защита родителями комфорта и удобства детей, тем больше их незрелость (инфантильность), дееспособность.

Что необходимо формировать в детях, к чему должно сводиться воспитание родителями детей. Моя психолого – консультативная практика и личный опыт чётко свидетельствуют. Необходимо формировать 3 основных качества: 1) ответственность, 2) самостоятельность, 3) активность.

Теперь подробнее о каждом из свойств.

Что же такое ответственность? В чём состоит её сущность и как она формируется? В понятии «ответственность» можно выделить 3 возможных смысловых содержания:

1) ответственность — от «ведаю, что творю (делаю)»

2) ОТВЕТственность – от «держу ответ за свои действия»

3) отВЕТственность — от « осознаю и принимаю «вето» или запреты, границы.

Лично мне ближе первая версия расшифровки понятия «ответственность» — ведаю, что творю, что делаю. И очень тесно подходит к первой – вторая версия: «держу ответ за свои действия», «отвечаю за свои действия». Почему человек «ведает — что творит?» Почему человек может отвечать за свои действия и поступки?

Ответ состоит в том, что у человека, в отличие от животных, есть личность. Личность – это ровно то, что отличает нас от животных. Личность – это качественная характеристика психического развития человека. В личности основой является сознание. Высший уровень сознания – рефлексия (способность «рассматривать основания собственных действий»), способность давать себе самоотчёт в собственных действиях и поступках. ТО есть, у человека есть самосознание или «Я», которого нет у животных. Сознание позволяет человеку формировать отношение к миру, к людям, к себе, к собственной жизни. И на основе формируемого отношения осуществлять «свободу воли» или «свободу выбора». Человек, как личность, живёт, руководствуясь определённой системой ценностей. Ценности у каждого человека свои. Как говорится «кому-то — супчик жидковат, кому-то – жемчуг мелковат». Есть то, что ценно для конкретного человека. Это субъективные, его собственные, личные ценности. Например, для ученика может быть ценностью оценка «отлично». И поэтому он учит уроки для того, чтобы её получить.

Есть те, кто ходят в фитнес залы, в «качалки». Для них ценность – красивая спортивная фигура. Ради неё они и ходят в спортивные залы. И в этом смысле они поступают ответственно,, то есть знают – что делают, или, говоря иными словами «ведают – что творят».

Для кого – то ценностью являются объём талии, объём мышц, марка машины, размер жилплощади. Но есть ценности более высоко уровня, называемые экзистенциальными ценностями, то есть ценностями человеческой жизни, человеческого бытия. К ним относят такие, например, ценности как сама ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ТВОРЧЕСТВО, СВОБОДА, МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ, НАДЕЖДА, УДАЧА, УЕДИНЕНИЕ, ДЕТИ.

Мудрые люди, что называется пожившие, повидавшие и претерпевшие очень хорошо начинают понимать эти ЦЕННОСТИ и жить ответственно. Эти ценности важны ещё тем, что из них складываются нормы поведения. Если, например, милосердие — ценность для какого-то человека, то для него является нормой помогать «ближнему». Если для человека ценностью является здоровье, то для него является нормой о нём заботиться. заботиться.

Итак, родители должны сами быть, личностно, ответственными людьми, чтобы быть в состоянии воспитывать ответственных детей.

Ответственный человек – человек, имеющий в своём сознании и практикующий в своей жизни – ценности и нормы.

Второе качество личностно развитого, взрослого человека – самостоятельность. Я выделяю 3 вида самостоятельности, которые необходимо в себе воспитывать:

— интеллектуальная (мыслительная) самостоятельность

Эти 3 вида самостоятельности, в таком же порядке, как названы, и формируемы.

ФИЗИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – это навыки самообслуживания. Начиная с навыков элементарного самообслуживания – одеться, обуться, до навыков физического выживания – уметь себе приготовить пищу, согреться, вылечить, выжить.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельность мышления: анализа, сравнения, обобщения, выводов. То есть важно быть «хозяином» своего сознания, своего интеллекта, а не быть подобным попугаю, бездумно повторяющему чьи –то слова.

СОЦИАЛЬНАЯ самостоятельность – это самостоятельность в действиях, поступках, в выборе жизненного пути.

Именно к такой триединой самостоятельности и должен стремиться человек как личность.

И, наконец, ИНИЦИАТИВНОСТЬ (или АКТИВНОСТЬ).

Как известно, под лежачий камень вода не течёт. Не следует ждать, когда счастье свалится «прямо» на голову, но необходимо действовать. Но здесь очень важно, чтобы то, чем мы занимаемся активно, приносило бы нам удовольствие, радость, тонус, жизненные силы, желание продолжать этим заниматься. Это очень важный принцип. Нельзя заниматься танцами, не любя танцевать, нельзя учиться игре на музыкальном инструменте, не испытывая удовольствия, наслаждения от игры на нём.

Кстати, показателем активности личности является творчество. Творящий, творческий человек – всегда активный человек. Посмотрите на играющих детей – вот где настоящая активность в виде подлинного творчества, буйства фантазии.

Я заметил, что у человека личность может быть подлинной, настоящей или «мнимой», то есть маской, притворством. Иногда эта «маска» так прилипает к человеку, что он даже и не замечает этого, «заигрался».

Кроме того, личность может быть здоровой или «деформированной», «зомбированной». Здоровая личность – способность адекватно воспринимать окружающий мир, людей и самого себя. «Деформированная» — с точностью наоборот. Например, «я – звезда», или «я – лузер, ничтожество».

[2]

И, наконец, как я описал выше, личность может быть зрелой или инфантильной.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог вышесказанному, подчеркнём, что, по тому, насколько человек действует ответственно, самостоятельно и активно (или инициативно) можно делать определённый вывод о том, насколько этот человек является зрелым, личностно развитым.

Источники


  1. Бабич, Виолета Книга для девушки и ее друга / Виолета Бабич. — М.: АСТ, Аванта+, 2013. — 495 c.

  2. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.

  3. От заботы до власти. Мамочка, пожалуйста. Как стать лучшей мамой. Мысли многодетной мамы. — Москва: Мир, 2016. — 983 c.
Формирование личности ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here