Формы человеческого сознания и самосознания какими они бывают

Сегодня мы рассмотрим тему: "Формы человеческого сознания и самосознания какими они бывают" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятия «сознание» и «самосознание». Структура самосознания

Глава 5. кАТЕГОРИИ «СОЗНАНИЕ» И «САМОСОЗНАНИЕ» В ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова: сознание; самосознание; структура самосознания; образ-«Я»; «Я-концепция»; «Я-идеальное»; «Я-реальное»; самооценка; уровень притязаний.

Понятия «сознание» и «самосознание». Структура самосознания.

В психологии сознание рассматривается как высшая ступень развития психики, свойственная только человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Поэтому вершиной сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделять себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Таким образом, самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. При этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о самом себе: о своих личных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. А. Н. Леонтьев указывал, что появление самосознания знаменует собой «второе рождение личности».

Следует отметить, что проблема самосознания является одной из самых сложных в психологии. Существует много теорий самосознания, точек зрения на его природу и развитие. В различных теориях зачастую используется различный терминологический аппарат, что затрудняет их обобщение. Например, понятие «самосознание» включается в такие словесные формы, как «Я» – у З. Фрейда, У. Джемса, Г. Олпорта, «Я–система» – у Г. Саливена, «Я–концепция» – у Т. Шибутани, «самооценка» – у К. Роджерса.

Рассмотрим некоторые положения, которые раскрывают сущность самосознания, его функции, структуру, содержание, для того чтобы осмыслить подходы и направления исследования этого психологического феномена. Р. Бернс (Бернс, 1986), анализируя процессы формирования самосознания, отметил, что исследования, связанные с « Я–концепцией» так или иначе, базируются на теоретических положениях, сводимых к четырем основным источникам:

1. Основополагающий подход У. Джемса.

2. Символический интеракционизм в трудах Ч. Кули и Дж. Мида.

3. Представление об идентичности, разработанное Э. Эриксоном.

4. Феноменологическая психология в трудах К. Роджерса.

Первым из психологов, обратившимся к разработке проблемы самосознания, был У. Джеймс. Именно он ввел в психологический обиход различение процесса и продукта в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Они всегда существуют одновременно и образуют единое целое. У. Джемс выделяет четыре составные части «Я» и располагает их в порядке значимости: «Я» духовное, материальное, социальное и физическое. Из структурных элементов понятия «Я–концепция» он выделяет категорию «самоуважение» и связывает ее с поведением, успехами и притязаниями личности.

Дальнейшее свое развитие теория самосознания получила в трудах представителей символического интеракционизма. В начале ХХ ст. социолог Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представления человека о самом себе, «идея Я», формируются под влиянием мыслей окружающих и включают три компонента:

1. Представление о том, каким видят меня окружающие.

2. Представление о том, как окружающие меня оценивают.

3. Самооценка (чувство гордости или унижения).

«Идея Я» формируется в раннем возрасте в процессе взаимодействия личности с другими людьми, причем решающее значение здесь имеет семья, сверстники и т. д.

В теории «зеркального Я» акцентируется внимание на зависимости формирования «Я–образа» от мыслей значимого другого: человеческое «Я» пассивно, оно только отражает и суммирует чужие мысли относительно себя.

Э. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эгоидентичности, параллельной формированию «групповой идентичности». По мнению Э. Эриксона, при отсутствии социальных отношений не происходит формирования самосознания. В сущности, подход Э. Эриксона развивает концепцию З. Фрейда и обращен к социокультурному контексту становления осознаваемого «Я» индивида – Эго. Им разработана подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом. Каждая стадия развития личности характеризуется появлением новообразований, что рассматривается как решение потенциального противоречия, как выбор между двумя возможностями, одна из которых ведет к прогрессу, а вторая – к регрессу.

Основная проблема в структуре самосознания, согласно К. Роджерсу, сводится к использованию индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для преодоления диссонанса между его непосредственным опытом и представлением о себе. Поведение рассматривается как попытка достичь тождественности «Я – концепции».

Р. Бернс, Л. П. Гримак, К. К. Платонов выдвинули предположение о появлении субъективной части самосознания. В определениях, отражающих данную точку зрения, делается акцент на осознании и оценке человеком самого себя. В последнее время все чаще в понятиях самосознания упоминается личностный компонент.

Отечественные психологи (С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин) отмечают, что самосознание не имеет отдельной от личности линии развития и формируется вместе с ее становлением.

В фундаментальных трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович проблема становления самосознания проанализирована в контексте общей проблемы формирования личности.

Исследования Е. И. Липкиной, Е. И. Савоньки, М.Н. Лисиной посвящены анализу отдельных аспектов проблемы самосознания, таких как изучение особенностей самооценки, взаимосвязи самооценки с оценкой окружающих, роли «Я – образа» в развитии коммуникативности. В отдельную группу можно объединить философско-психологические и особенно философские исследования, в которых проанализированы проблемы, связанные с формированием нравственного самосознания, нравственного выбора, личностной ответственности (А. Г. Спиркин, И. С. Кон).

Читайте так же:  Сказкотерапия. потребность в одобрении

Более детальный анализ проблемы самосознания с обозначением как «горизонтального», так и «вертикального» строения данного процесса предложен в трудах И. И. Чесноковой, В. В. Столина, И. С. Кона.

Таким образом, основным мотивирующим моментом в выделении тех или иных сторон в определении самосознания является направление психологии, которого придерживается тот или иной автор.

Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и зарубежной литературе.

И.С. Кон, обобщив исследования генезиса самосознания, предложил выделять в «Я–образе» несколько автономных показателей, используя понятие установки (Кон, 1981). Основание для своей уровневой концепции «Я–образа» он находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В. Я. Ядова (Ядов, 1975). В целом «Я–образ» понимается как установочная система, обладающая тремя компонентами:

Ø когнитивным (знание о себе);

Ø аффективным (отношение к себе);

Ø поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием и эмоциональным отношении к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я-образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею цели своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» (Кон, 1978).

И. И. Чеснокова различает 2 уровня самосознания, используя критерий соотнесения знаний о себе (Чеснокова, 1977).На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека».Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.

На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития на втором уровне самосознание достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.

В. В. Столин в основу уровневого строения самосознания положил характер активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание (Столин, 1983).

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представление о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения, которые рассматриваются как переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я–образ».

По мнению В. В. Столина, в содержании «Я — образа» можно выделить две важнейшие составляющие:

1. Знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, – присоединяющая образующая «Я–концепции», или система самоидентичности.

2. Знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, – дифференцирующая образующая «Я–концепции». Данная составляющая содержания «Я-образа» придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение, которое проходит ряд стадий, сменяющих друг друга. Человек одновременно является биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самопознания обеспечивают активность человека на каждом уровне.

На уровне организма активная деятельность происходит в системе «организм–среда». Эта активность обусловлена основными потребностями человека. Основным продуктом данного уровня является «схема тела». Рост человека, его вес, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими отношения к себе. Только тело, по мнению В. В. Столина, является зримой и ощутимой частью нашего «Я».

На уровне социального индивида активность человека подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями и т.д., которые усваиваются индивидом. В ходе данной активности образуются социальные самоидентичности: половая, возрастная, гражданская, социально-ролевая, этническая. Субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны – с другими людьми. Жизненная значимость для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть «перенесение вовнутрь отношений других – принятие другими или отвержение ими» (Общая психодиагностика…, 1987).

На уровне личности активность субъекта направлена на самореализацию при ориентации на собственные способности, возможности и мотивы. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации, собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

2. Структура и формы самосознания

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Читайте так же:  Виртуальная любовь

Сознательность — неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, — общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

3. Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают?

Название работы: Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача

[3]

Предметная область: Логика и философия

Описание: Структура сознания. Особенности самосознания врача. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения сознания. В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

Дата добавления: 2013-09-05

Размер файла: 14.12 KB

Работу скачали: 17 чел.

40.Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача.

Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.

В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

I – сфера телесно-перцептивных , т.е. непосредственно определяемых органами чувств способностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.

II – логико-понятийный компонент сознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.

I и II сферы сознания образуют его внешнепознавательную составляющую и соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.

III – эмоциональный компонент сознания . Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.

IV – ценностно-мотивационный компонент . Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.

III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.

Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу.

Самосознание и его формы.

В структуре сознания выделяется также самосознание.

Самосознание – это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей.

Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности.

Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие , она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы: самонаблюдение – непосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность, самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.

Читайте так же:  Паника – виды и лечение

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности. Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»). Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.

Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают?

Лекция 4. Сознание

1. Сознание и его свойства. Виды сознания

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция»

Необходимым и первым этапом в становлении сознания является самосознание, т. е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание – это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.

Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной – либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У. Джеймсу принадлежит формула самооценки человека[27]:

Л. Н. Толстой высказал мысль о том, что человек – это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби – то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает.

Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

Результатом самопознания человека является его самопринятие – выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

В психологии выделяют две формы «Я-концепции» – реальную и идеальную. Главное в реальной – такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной – представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.

Читайте так же:  Алкогольная полинейропатия нижних конечностей

3. Соотношение сознания и бессознательного

Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.

Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

А. Г. Асмолов предложил[28] объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:

¦ надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;

¦ неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;

¦ неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;

¦ неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

Структура и компоненты человеческого сознания в психологии

Сознание является высшей функцией психики, которая присуща только человеку.

[2]

С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и функции.

О видах и признаках нарушения сознания человека в нашей статье.

Определение понятия

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Сознание и самосознание — это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.

Первые признаки проявляются еще в младенческом возрасте, когда ребенок различает ощущения от разных предметов и процессов, которые с ним происходят.

Четко осознавать себя малыш начинает в 2-3 года, в семь лет у детей появляется самооценка.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте, когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание;
  • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
  • рассудок — мыслящее сознание;
  • духовность — высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании. Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает чувство тревоги.

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект.

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

Оно выполняет следующие функции:

  1. Отражение. Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия. Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
  3. Преобразование. Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив. При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка. Сюда относятся эмоции.
  6. Коммуникация. Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование. Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

Именно это свойство является главным отличием человека от животных.

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

  • Интеллектуальный. Объединяют способность, знание, умение, при помощи которых индивид решает умственные задачи. Знания выступают основой интеллекта. Но также значение имеют культурные ценности, традиции, которые созданы человеком. К способностям относятся: память, мышление, восприятие, внимательность, наблюдательность, способность воспроизвести информацию, переключать и концентрировать внимание и т. д.
  • Мотивационный. Источник мотивации — это потребности личности.
  • Мотивация — побуждение, которое определяет целенаправленность поведения индивида.

  • Эмоциональный. Это отношение человека к происходящему с ним. Этот компонент состоит из чувств, настроений, переживаний, стрессов и т. д.
  • Волевой. Человек способен действовать и контролировать свое поведение вопреки трудностям и своим желаниям.
  • Самосознательный. В нем отражается собственное «Я» индивида. Благодаря этому компоненту человек способен к самопознанию и самовоспитанию.
  • Читайте так же:  Позитивное мышление

    С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

      Общественное — это совокупность сознания общества и других индивидов, воспринимаемое через призму своего интеллекта. Формирование общественного происходит в несколько этапов:

  • Человек приобретает индивидуальный опыт, на который воздействует социальная среда и группа, в которой он находится.
  • Затем присоединяются нормы государства, культуры, этноса, их традиции и законы.
  • Также на личность воздействуют: религия, мифы, опыт предков, предрассудки и другой опыт, накопленный столетиями жизни человечества.
  • Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного:

    • религиозная;
    • морально-этическая;
    • правовая;
    • политическая;
    • экономическая.

    Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

    Стадии и функции самосознания

    Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

    Самосознание выполняет следующие функции:

  • Отличие себя от других, принятие свое индивидуальности.
  • Сохранение постоянства поступков и поведения, ответственность за свои действия.
  • Мотивация к определенной деятельности.
  • Формирование модели взаимоотношений с окружающими.
  • Способность развивать личностные черты, контролировать эмоции, чувства.
  • В своем развитии самосознание проходит следующие ступени:

    1. Природная. Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
    2. Социальная. Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

    На этой ступени появляется самоуважение и воля.

  • Личностная. Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.
  • Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов:

    • самопознания;
    • самоконтроля и саморегулирования;
    • самооценки;
    • самопринятия;
    • самоуважения.

    Стадии развития:

  • Осознание тождественности, выделение себя. Развивается к 12 месяцам жизни малыша.
  • Понимание себя как субъекта общества и деятельности. Проявляется в 2-3 года.
  • Принятие индивидуальных психических особенностей. Формируется у подростков.
  • Формирование моральных и нравственных принципов. Начинает развиваться в подростковом возрасте.
  • к содержанию ↑

    Теория Фрейда кратко

    Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о бессознательном. Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания.

    К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

    Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

    Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию, но человек не осознает этих процессов.

    Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

    В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

    Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

    Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание, образуя чувство тревоги.

    По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

    С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

    В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

    В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

    Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

    Концепция Леонтьева

    Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

    Он создал теорию деятельности, работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

    По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

    [1]

    Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме.

    Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

    По теории Леонтьева сознание состоит из:

    1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
    2. Значения. Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
    3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

    Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

    О структуре сознания в этом видео:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.

    2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.

    3. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.
    Формы человеческого сознания и самосознания какими они бывают
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here