Формы социального поведения человека и контроля над ним

Сегодня мы рассмотрим тему: "Формы социального поведения человека и контроля над ним" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Социальный контроль и его формы

Для жесткого и постоянного регулирования общественной жизни существует социальный контроль – совокупность ценностей и норм общества или социальной группы, их санкций, задача которых обеспечивать конформное (соответствующее ожиданиям) поведение своих членов. Каждая социальная группа разрабатывает ряд мер, методов убеждения и внушения, запретов и предписаний, систем давления и принуждения, в том числе с использованием физического насилия, а также систему способов демонстрации признания (отличия, награды), благодаря которым поведение индивидов и подгрупп приводится в соответствие с принятыми моделями деятельности. Логика в построении системы социального контроля такова: чем в большей степени поведение индивида касается общности или группы как единого целого, тем большую угрозу это поведение представляет их существованию; чем больше какие-либо действия им необходимы, тем сильнее должен быть контроль со стороны целого.

Действие системы социального контроля базируется на нескольких принципах:

  • – всеобщем признании в данной группе ее культуры;
  • – привитии образцов поведения, действий и реагирования на действия допустимым образом;
  • – учете персональных особенностей индивида, обусловливающих то, что каждый индивид хочет получить признание и ощущение безопасности, которые дает конформизм;
  • – системе формальных и неформальных социальных институтов, создающих своего рода «барьеры», в пределах которых человек может действовать и которые позволяют активно вмешиваться в его поведение.

Основываясь на этом, система социального контроля и реализует свои функции на базе таких выработанных форм как привычки, обычаи и различные санкции. Привычка обеспечивает способ поведения в тех ситуациях, которые не встречают отрицательных реакций группы. Обычай также представляет собой установленный способ поведения, но такой, с которым группа увязывает некоторые моральные оценки и нарушение которых вызывает негативные санкции. Строгое следование обычаям, осознанное возвышение их и трансформация в традиции стабилизирует и укрепляет группу, упрощает возможность как самовыражения, так и взаимодействия с более высокими группами и общностями.

Санкции представляют собой реакцию группы или общности на поведение индивида в общественно значимых ситуациях. Санкции могут быть позитивными и негативными, формальными и неформальными, а с точки зрения содержания и направленности давления, которое они оказывают, санкции подразделяются на этические, правовые, религиозные и др.

Все виды санкций взаимосвязаны и друг друга дополняют. Воздействуя совместно, они дают возможность обеспечивать достаточный уровень конформизма поступков. Если же между различными системами санкций возникают разногласия, например, правовые санкции не соответствуют обычаям и морали данной общности, как это иногда бывает, тогда степень их эффективности снижается. Постоянное сочетание разных видов санкций – важный способ жесткой регуляции социальной жизни.

Разнообразный набор санкций, применяющийся при различных контролирующих действиях, можно классифицировать по степени возрастающего эффекта действия в таком порядке: неформальные позитивные санкции (выражение благодарности, почета, признания); формальные позитивные санкции (награждение медалью/орденом, вручение награды, денежной премии); неформальные негативные санкции (прекращение дружеских отношений, выражение неудовольствия); формальные негативные санкции (предусмотренные законом штраф, арест, лишение гражданских прав, конфискация имущества и др.).

Каждое общество создает также конкретную систему надзора, которая формируется из формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Эта система формируется нс только из организованных институтов (полиции, разведки и контрразведки, сыскных бюро и т.д.), но и из постоянного наблюдения за поступками со стороны окружающей индивида общественной среды. Сущностью этой неформальной системы контроля является постоянная оценка поведения членов группы другими членами, оценка взаимная, с которой в своем поведении должен считаться каждый.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальное поведение– совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других индивидов и общностей. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, его потребности, убеждения. В нем формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к себе. В социологии принято выделять две формы поведения – нормативную и ненормативную.

Нормативное поведение– вся совокупность действий и взаимодействий, регулируемых общепринятыми нормами. Этот тип поведения призван поддерживать устоявшиеся в обществе традиции, обычаи и формы взаимодействий между людьми.

Девиантное поведение– тип поведения, отклоняющийся от господствующих в обществе правил и норм и не согласующийся с ожиданиями общества В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе и обществу выделяют: 1) деструктивное поведение– поведение причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм; 2) асоциальное поведение– поведение причиняющее вред личности и социальным общностям и проявляющееся в наркомании, самоубийстве: 3) противоправное поведение– поведение, представляющее собой нарушение моральных и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

В социальной среде часто формируется конформное поведение. Конформное поведение– совокупность действий, основанных на некритическом принятии человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемых искренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек не сомневается. Конформное поведение отличает людей, у которых отсутствует противоречие с социальной средой. Они являются носителями ценностей и интересов коллектива.

Социальное поведение регулируется системой правил, норм и санкций, объединяемых процессом социального контроля. Социальный контроль– система предписаний, запретов, убеждений и мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам. Оно упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Категоризация– элемент социального контроля осуществляющий функцию выделения типичного в социальных действиях индивида. Она влияет на формирование общественного сознания и на самоопределение индивида в обществе.

Читайте так же:  Капризный ребенок 2, 3, 4, 5 лет – что делать

Общественное сознание– элемент социального контроля, определяющий общественную позицию и выбор индивида. Оно регулирует его поведение в соответствии с существующими в обществе нормами и при помощи социальных санкций.

Социальные санкции– элемент социального контроля, применяемый к индивидам в случае отклонения их поведения от норм. Социальные санкции могут быть позитивные и негативные.

Социальные нормы– предписания, которые являются общими указаниями на социальное действие. Норма предполагает ожидание правильного поведения и не может существовать без согласия и принуждения.

5.Теории отклоняющегося поведения.


Девиантное поведение
– это поведение, отклоняющееся от нормы (негативные и позитивные девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм.

Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).

Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.).

Причины девиантного поведения:

— несовершенство существующих норм и законов

— несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться)

— биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты)

— социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать)

Различают следующие формы девиантного поведения:

2. Первичное/вторичное отклонения (ввел Х.Беккер)

Индивидуальные отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения – отклонения группы от общепринятой морали(субкультура).

Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка.

Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8579 —

| 7400 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социальное поведение: элементы, характеристики.

Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм

Социальное поведение — это качественная характеристика социального действия и взаимодействия.

Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение этих субъектов политики неоднозначно: одни дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники массовых событий. Так, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов социального взаимодействия подпадают под определение «социальное поведение». Иными словами, все описанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в массовом событии, но поведение их различно.

Следовательно, социальное поведение — это способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов.

Перечислим некоторые из них:

индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются эмоциональная насыщенность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина — рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие;

личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

адаптивное поведение, т. е. поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя;

ситуативное поведение, т. е. поведение, обусловленное реально возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию;

• поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями актора. Например, Дж. Бруно и многие другие великие мыслители не могли поступиться принципами и стали жертвами инквизиции;

компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать;

поведение, обусловленное различного рода манипулированием. Например, ложью, обманом, популистскими обещаниями людей принуждают вести себя тем или иным образом. Так, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить те или иные наказы своих избирателей, но, став президентом, он и не думает выполнять обещанное;

насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер поведения оказывают влияние мотивация и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других — политика является профессией, для третьих — призвание и смысл жизни, для четвертых — способ зарабатывать себе на жизнь.

Читайте так же:  Стадии конфликта

Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы.

Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта:

1) реакция субъекта на актуальную ситуацию, на те или иные специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды (события). Это поведенческие акты;

2) привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам.

Действие — процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Или, иначе, поступок – это действие, которое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. Поступок – социально значимая единица поведения, которая позволяет установить соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью субъекта;

3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности , где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и обустройство семьи и др.);

4) реализация стратегических жизненных целей.

Наибольшее значение для социологии имеют третий и четвертый уровни поведения личности. Четвертый уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, т. к. связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели – превращения идеального в реальное.

Типы социального поведения: намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы).

Основные виды социального поведения:

— Адекватное и неадекватное поведение

— Правильное и ошибочное

— Синтонное и конфликтное поведение.

Адекватное поведение — соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей.

Неадекватное социальное поведение такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди людей социальные нормы. Это, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.

Правильное поведение — поведение, соответствующее ожиданиям окружающих (адекватное поведение) и направленное к желаемой для человека цели.

Ошибочное поведение — поведение, направленное в сторону от желаемой цели.

Синтонное поведение — поведение, рождающее лад и гармонию между людьми. Обычно это поведение, уважающее интересы и потребности человека, поведение внимательное и с теплотой.

Конфликтное поведение — поведение, порождающее конфликты. Обычно это поведение, без достаточных оснований идущее вразрез с потребностями партнера или окружающих людей.

Социальное поведение и социальный контроль

Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм[1][2].

Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология.

Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и др. специалисты.

Социальное поведение у животных Николас Тинберген (N.Tinbergen) определяет как взаимодействие между особями одного и того же вида, специально подчеркнув, что не всякая групповая активность будет социальной. Так, например, бегство животных от лесного пожара не является “социальным поведением”, это реакция вызванная инстинктом самосохранения.

Биологическая ценность социального поведения животных состоит в том, что оно позволяет решать адаптивные задачи, которые для отдельно взятой особи являются непосильными.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.

Выделяют три типа процессов социального контроля:

 процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;

 процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

 процессы применения различных формальных и не формальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.

[3]

Социальные санкции: формализованные и неформализованные.

Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.

Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.

Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

9. Социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

Читайте так же:  Панический страх – лечение

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

— негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

[2]

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе

Социальное поведение и его виды

Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей (парадигма «Я и ты», «Я и мы»). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение — поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение — рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное — порождающее напряженность и конфликты.

Виктимное поведение (от англ. victim — жертва) — такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

Демонстративное поведение — выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Конфликтное поведение — поведение, которое провоцирует появление конфликта.

Читайте так же:  Что такое принцип системности в психологии

Ошибочное поведение — неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.

Ось «адекватное — неадекватное» и «к желаемой человеком цели — в сторону» дает удобную типологию: «правильное — ошибочное — конформное — нестандартное» поведение.

Разбирая причины того или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека — поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.

В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Лекция №8. Социальные нормы

Читайте также:

  1. Вводная лекция. ВЫЯВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ РАЗЛИЧИЙ
  2. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 26
  3. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 26
  4. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 26
  5. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 26
  6. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 26
  7. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 27
  8. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 27
  9. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 27
  10. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 27
  11. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 27
  12. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 28

Социальная норма

(от лат. – руководящее начало, правило, обра­зец) – это результат отражения объективных закономерностей функциони­рования общества; в более прикладном понимании социальные нормы – это средства регуляции социального поведения индивида и групп, совокуп­ность фиксированных в вербальной, знаковой или символической форме экспектаций (ожиданий) и требований социальной общности к своим чле­нам относительно главной направленности их деятельности (поведения) как представителей данной общности.

Особенность социальных норм – типичность правил поведения, вы­раженных в требованиях социума, где четко определены объем, характер, а также границы допустимого в поведении людей. С помощью социальных норм социум и социальные институты предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворять их поведение, направляют, контролируют, регулируют, оценивают его. Социальные нормы вырабаты­ваются с учетом социальной структуры общества, интересов групп, систем общественных отношений и представлений членов общества о должном, допустимом, возможном и одобряемом, желательном, приемлемом или о нежелательном и неприемлемом.

Между тем необходимо учитывать некоторую относительность соци­альных норм: по уровню общности социальные нормы делятся на нормы всего общества и нормы отдельных его подсистем, включая группы (груп­повые нормы).

Функции социальных норм заключаются в интеграции, упо­рядочивании (регулировании) и поддержании процесса функционирования общества как системы взаимодействия индивидов и групп.

Социальные нормы вырабатываются во всех сферах общественной практики и во всех видах общественных отношений. Регулируя взаимоот­ношения людей, социальные нормы предъявляются индивиду: вербально (правила, научные знания, мнения и т.д.), в предметно-знаковой форме (образцы одежды, униформа и пр.), в форме символов (гимны, знамена).

Признаки социальных норм:императивность (повелительность) и эталонность (образцовость).

Виды социальных норм:правовые и моральные.

Правовые нормы

установленные государством правила поведения и взаимодействия социальных субъектов, модернизирующиеся в соответст­вии с развитием политических и экономических аспектов социума, но не отражающие в равной степени интересов всех индивидов и социальных групп ввиду отсутствия идеального понимания социальной справедливости и механизмов ее достижения. Для правовых норм характерно: 1) текстуальное закрепление; 2) офи­циальный порядок издания или отмены; 3) четкость и однозначность в опи­сании границ поведения; 4) наличие ясно обозначенной санкции (штраф­ной, правовосстанавливающей или стимулирующей).

Моральные нормы

наиболее устойчивые регуляторы поведения человека; это максимы, законы, правила поведения, носящие лично осмыс­ленный и одновременно общезначимый характер (в идеале формируются на основе целостной системы мировоззрения). Однако позиция философов, в чьей прерогативе лежит научно-этическое познание, на протяжении всей истории менялась по отношению к моральным нормам в соответствии с общественным развитием и собственным переосмыслением. Некоторое по­стоянство моральных норм обеспечивается религиозными институтами, не­гативной стороной которых является догматизм (наличие единственной, неоспоримой и неразъясненной позиции). Для моральных норм характерно: 1) несущественность текстуального закрепления; 2) внутренние мотивы; 3) санкции за нарушение в виде обще­ственного осуждения; 4) обеспечение моральных норм идет за счет автори­тета общества.

Правовые и моральные нормы часто совпадают, но бывают исключе­ния.

Реакции индивида в отношении социальных норм можно диффе­ренцировать на две основные категории:

1) Конформизм (от франц. conformisme – приспособленчество, соглашатель­ство

корыстная девиация – осознанное действие, направленное на извлече­ние материальной выгоды;

нонконформизм – действие, направленное на разрушение существую­щих «стереотипов», посредством стремления, во что бы то ни стало, из чувства противоречия не соответствовать социальным установкам;

агрессивная девиация – действие, направленное против безопасности, жизни, свободы, чести и достоинства человека;

социально-пассивная девиация – социальное безучастие, отказ от выпол­нения общественных обязанностей, гражданского долга. Иногда границы между этими видами девиаций выражены недостаточно четко или совсем отсутствуют.

Читайте так же:  Как быстро влюбить в себя любую красивую девушку

социально-психическая девиация[1] – неосознанные в достаточной мере действия ассоциального характера ввиду наличия психического отклоне­ния личности.

Согласно представленной классификации, можно выделить целевые направленности девиации: корыстная ориентация, агрессивная ориента­ция, нонконформистская ориентация и социально-пассивная ориентация.

Формы социальных девиаций разнообразны, могут выражаться вербально и невербально.

Типы девиантного поведенияисходят из видов социальных норм:

1) Аморальное поведение связано с нарушением моральных норм (алкого­лизм, наркомания, проституция, бродяжничество, самоубий­ство (последнее представляет собой специфическую форму отклоняю­щегося поведения, что связано практически со 100%-ной долей ауто­направленности);

2) Деликвентное поведение (от англ. delict – нарушение закона, правона­рушение)[1] связано с нарушением правовых норм (правонаруше­ние – преступление и проступок), как правило, носит асоциальный ха­рактер.

Границы между типами девиаций весьма условны, а иногда неразли­чимы, и очень часто между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Границу между аморальным и деликвентным поведением возможно обозначить по­средством введения «пограничной» дефиниции, являющейся выразителем сущности аморального поведения отдельно от деликвентного поведения. Такой дефиницией выступает ретризм (или ретритизм) (от англ. retreat – 1) отступление, 2) убежище) – поведение индивида в условиях, когда он продолжительное время не может достичь своей цели (удовлетворить свою потребность) в рамках социальных норм, при этом он не может нарушить правовые социальные нормы, и тогда возникает ситуация ухода от наме­ченной цели посредством изменения своего психического состояния или самоустранения. Понятие ретризма (ухода) лежит в основе концепции «двойной неудачи» Р.К. Мертона; ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоятельств: 1) длительные неудачи в достижении раз­деляемых обществом целей легальными средствами; 2) неспособности при­бегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей.

Объяснительные концепции о сущности и причинах девиантного поведения. Причины социальных отклонений классифицировать достаточно сложно, однако можно выделить ряд общих обусловливающих девиацию факторов:

− изменчивость социальных норм;

− сосуществование различных нормативных культур;

− относительность границ между позитивным и негативным поведением;

− встречающееся иногда несовпадение морали и права.

Объяснительные концепции о сущности и причинах девиантного по­ведения в общенаучном поле исходят из биологической, психологической и социологической теорий.

Биологическая теория девиации представлена подходом итальян­ского врача Ч. Ломброзо, основой которого является взаимосвязь делик­вентного поведения и анатомо-физиологических особенностей человека «криминального типа». Несколько позднее американский психолог и врач У.Х. Шелдон провел аналогию между конституцией мезаморфов[1] и «крими­нальным типом».

Психологическая теория девиации разрабатывалась Шуэсслером и Крессли на основе якобы присущности преступникам особых психо­логических черт, несвойственных законопослушным гражданам. Однако теория оказалась несостоятельной ввиду не принятия во внимание фактора усвоения социальных ролей в процессе социализации.

Социологическая теория девиации может быть представлена сле­дующими подходами:

− позитивистский подход (теория аномии);

− интеракционистский подход (теория стигматизации);

− структурный подход (культурологическая теория и «радикальная криминология»).

Теория стигматизации (клеймения (от англ. stigma­tize – клеймить, бесчестить)) включает ряд концепций: «драматизации зла» Ф. Танненбаума, «социальной идентичности» И. Гофмана, «вторичной девиации» Э. Лемерта, «этикетирования» Г. Беккера. Основной тезис данной группы концепций при объяснении причин преступности сводится к следующему утверждению: преступность – это результат социальной оценки поведения и объявления его определенных видов преступными. Все люди совершают правильные и неправильные (в каком-либо отношении) поступки. Но одни из них становятся объектами социального контроля и ответного реагирования, а другие – нет. Тем, кто попадает в поле зрения социального контроля, присваивается стигма (клеймо, ярлык) «преступник». Таким образом, социальный контроль порождает стигматизацию, а она, в свою очередь, уже приводит к формированию у стигматизированных индивидов устойчиво преступного или отклоняющегося поведения; образующего в своей совокупности весь «корпус» преступности или девиантности.

Сторонники культурологических теорий (Т. Селлин (теория множественного конфликта), У. Миллер, Э. Сатер-Ленд (субкультурные теории девиации)) считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. Характерным примером могут служить неформальные объединения и маргинальные слои общества.

Сторонники «радикальной криминологии» (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивают позицию, что девиация – это результат противодействия норм общества.

Наибольшую популярность среди указанных подходов получила тео­рия аномии. В качестве объяснения причин социального отклонения тео­рию аномии предложил Э. Дюркгейм,[1] в последствии более проработанную Р.К. Мертоном. Аномия (от греч. anomos – безнормный, беззаконный

| следующая лекция ==>
Лекция №7. Социализация | Тема 3.2 Политическая система, государ­ство и политическая идеология

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 2324 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2018. — 176 c.

  2. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.

  3. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
Формы социального поведения человека и контроля над ним
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here