Функции и значение общения в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Функции и значение общения в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков крут и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому писателю и мыслителю А.де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Подходы к пониманию общения в психологии

В отечественной психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

В психологии признается целесообразным широкое понимание связи деятельности и общения: общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт. Известный социальный психолог Г.М.Андреева утверждает: посредством общения деятельность организуется и развивается.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру.

При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение Б.Д.Парыгина, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение – это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Виды, функции и структура общения

Человек — социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие — это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь — зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
— субъекты связи (их может быть от двух до нескольких человек);
— предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); я механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель — вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения — это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая возобновляющийся характер.

Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности — входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Читайте так же:  Что подарить ребёнку на новый год

Эта потребность обусловлена биологически-социальными причинами, она способствует выживанию человека: И наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей групповое выживание. (И на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
— социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
— найдя родственную душу — человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
— потеряв родственную душу, взрослые чувствуют одиночество, отчаяние, боль, ревность, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в общении реализуются социальные отношения людей.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к Другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Общение выполняет разнообразные функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься» );
— коммуникативную (передача информации);
— инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
— экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
— психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
— интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
— социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
— функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);
Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующие виды общения:
1) «Контакт масок» — формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Читайте так же:  Понятие, принципы и приемы эффективного общения

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Понятие, цели и функции общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них:

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:

1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Виды и функции общения

Общение, не смотря на внешнюю простоту, являет собой весьма сложный и многоплановый процесс, в ходе которого устанавливаются и получают развития межличностные контакты. Общение является физическим проявлением потребности человека в совместной деятельности, и в ходе него происходит обмен информацией, восприятие и понимание партнера. Главное в общении – это эмоциональная сфера, сознание людей. Мы рассмотрим виды и функции общения.

Виды общения

Говоря об общении, выделяют цели, виды, структуру, функции. Именно виды являются одной из главных характеристик, которая позволяет указать на саму суть контакта с другим человеком или людьми. Среди них можно перечислить следующие:

  1. Формальное общение – общение, при котором используют привычные маски (вежливость, строгость и прочие) с целью скрыть истинные эмоции. При этом стремление понять собеседника отсутствует.
  2. Примитивное общение – общение, при котором люди оценивают друг друга как мешающий или способный помочь объект. Получив желаемое, человек прекращает общение.
  3. Формально-ролевое общение – общение, построенное на соотношении социальных ролей.
  4. Деловое общение – общение, виды и функции которого учитывают особенности личности, настроения собеседника, но в основе лежат интересы дела.
  5. Духовное, межличностное общение друзей — общение, функции и виды которого заключаются в глубоком понимании, поддержке друг друга.
  6. Манипулятивное общение – общение, целью которого является получение выгоды.
  7. Светское общение – общение беспредметное, при котором говорят то, что принято, а не то, что думают.

Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Функции общения

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения . Всего выделяют шесть функций:

  1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
  2. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
  3. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
  4. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
  5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей).
  6. Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).

Понимая механизмы общения, человек начинает иначе смотреть на этот важнейший социальный инструмент, который позволяет совершенствоваться и достигать поставленных целей.

Психология общения — виды и формы общения

Общение является неотъемлемой частью жизни, и оно отражает процесс взаимодействия, предназначенный для установления контакта между людьми. Неправильное восприятие передаваемой информации приводит к тому, что между оппонентами возникает непонимание.

Понятие общения в психологии

Специалисты в этой области используют разные определения такого термина, как «общение». Это понятие объясняют, как сложный коммуникативный процесс, который включает в себя обмен информацией и понимание одного человека другим. Считают его еще процессом становления отношений и проявлением жизни целого общества. Каждое из существующих определений имеет право на существование. Основные функции общения в психологии: коммуникативная, познавательная, психологическая, информативная и креативная.

Читайте так же:  Как научиться снимать напряжение и стресс

Виды общения в психологии

Специалисты выделяют несколько форм, которые отличаются по нескольким признакам. Используется классификация, основанная на организационный аспект, так выделяют: индивидуальные и групповые беседы, коммуникация по телефону, совещание, переговоры, собрания и другие. Виды и формы общения в психологии зависят от задачи контакта и от связи между людьми.

  1. Примитивное. Дает возможность понять стоит ли продолжать диалог или же лучше игнорировать оппонента.
  2. Формально-ролевое. Учитывается социальный статус и беседа ориентирована на результат.
  3. Деловое. Необходимо, чтобы установить связи, чтобы эффективно решать задачи.
  4. Манипулятивное. Используют, чтобы получить желаемое за счет другого человека.
  5. Светское. Психология общения основана на определенных рамках и на ограниченных целях.
  6. Духовное. Присутствует желание узнать о человеке больше личной информации. Это самый тесный вид разговорного взаимодействия в психологии.

Психология общения с мужчинами

Многие недопонимания между представителями разных полов связаны с недопониманием. Связано это с разными типами мышления и другими особенностями, которые отличают мужчин и женщин. Для мужчин важно среди информации, которую они получают во время общения, уловить суть, позволяющую приступить к действиям и реализовать задуманное. Дамы больше делают акцент на рассуждения, основанных на возможностях, чувствах и т.д. Психология общения мужчины и женщины базируется на некоторых особенностях, которые стоит учитывать для налаживания контакта.

  1. Для представителей сильного пола важно получить какое-то решение или сделать вывод, для них практически не существует такого понятия, как «выговориться».
  2. Для мужчины привычно обсуждать одну тему в конкретной беседе, в то время как дамы могут перескакивать на разные вопросы с огромной скоростью.
  3. Для налаживания контакта нужно смотреть собеседнику в глазах.
  4. Для мужчины важна суть, поэтому какие-либо подтексты они не замечают.

Психология делового общения

Успех в бизнес сфере невозможен без умения налаживать контакт с разными людьми. Правильно выстроенный диалог, учитывающий правила этикета, индивидуальность собеседника и детали конкретной ситуации, указывает на то, что человек является опытным переговорщиком. Психология эффективного общения в деловой сфере учитывает несколько характерных особенностей.

  1. Информационная подкованность о собеседнике. Важно знать о своем партнере его вкусы, менталитет, темперамент и другие особенности.
  2. Этичность. Психология общения должна основываться на искренности и доброжелательности. Прежде чем принять решение, необходимо взвесить предполагаемую пользу и вред.
  3. Коммуникативная культура. Важно не только правильно выражать свои мысли, но контролировать логику собеседника.
  4. Умение располагать собеседника. Есть разные приемы, которые ненавязчиво помогают вызвать у оппонента симпатию. Например, использование дружеского тона или уместных комплиментов.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная. Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы. Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность.

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем. Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить. Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

  1. Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности. Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
  2. Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
  3. Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
  4. Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
  5. Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Манипулирование в общении – психология

Для достижения поставленных целей многие люди используют методы психологического воздействия на окружающих. Самый распространенный вид – манипуляция, позволяющая контролировать поведение и чувства собеседника. Она является осознанной, когда человек понимает суть воздействия, рассчитывая на определенный результат, и неосознанной. Психология манипуляции в общении рассматривает, как одни из часто используемых методов воздействия. В качестве фактора влияния выбирают: любовь, страх, неуверенность в себе, чувство вины, жалости и гордости.

Психология общения в интернете

Всемирная сеть позволила людям, находящимся в разных точках мира, общаться. Опасность такого взаимодействия заключается в том, что часто человек может общаться с подставным лицом, а еще один минус связан с тем, что часто реальные отношения заменяются виртуальными. Существуют психологические особенности общения в интернете, которые сформировались с течением времени.

  1. Анонимность. Отсутствуют психические барьеры, которые в реале часто сдерживают людей в общении.
  2. Добровольность. Каждый человек сам определяет с кем разговаривать, а с кем нет.
  3. Информативность. В сети можно узнать о собеседнике много информации, но подтвердить ее удастся только после личной встречи.
Читайте так же:  Детские истерики

В психологии общения в интернете используется три основных вида построения диалога. Деловой тип выбирают для передачи рабочей информации и разрешения разных вопросов. Многие компании ведут бизнес через интернет. Чаще используется неформальное общение в социальных сетях, на сайтах знакомств и на других подобных ресурсах. Следующий тип – игровое общение, используемое для взаимодействия во время игр и групповых переписок.

Интересные факты о психологии общения

Благодаря проведенным исследованиям ученые смогли определить особенности взаимодействия людей, когда они разговаривают. Доказано, что во время диалога собеседники не могут постоянно смотреть друг другу в глаза и это занимает примерно 60% общего времени. Теория нейролингвистического программирования выдвигает предположение, что по движению глаз во время беседы можно понять, какие образы возникают в его сознании. Психология общения, интересные факты о которой регулярно пополняются, определила, что для человека одинаково важен как физический, так и вербальный контакт.

Лекция 1 Введение в психологию общения

Читайте также:

  1. I. ВВЕДЕНИЕ
  2. I. ВВЕДЕНИЕ
  3. I. Введение в общую психологию
  4. I. Введение в общую психологию
  5. SIMULINK ЛЕКЦИЯ 1
  6. VII. Обратная связь. Психология общения
  7. Более полная структура общения включает следующие компоненты
  8. Важнейшие функции общения.
  9. Введение
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Введение
  12. ВВЕДЕНИЕ

Ольга Юрьевная Гроголева

1. Куницина В. Н. «Межличностное общение» (на ящик)

2. Чернова, Слотина «Психология общения»

3. Леонтьев «Психология общения»

[2]

Причины повышения внимания к психологии общения:

1) Развитие современных средств связи;

2) В процессе общения происходит формирование и развитие различных психических и личностных свойств человека (т.е. психика и личность формируется в ходе общения; без общения развитие полноценной психики ребенка невозможно);

3) Рыночная система отношений в современном обществе (мы все некоторое время назад разделились на два класса – продавцов и покупателей);

«Быть одному можно, оставаться одному нельзя»

Быть одному можно и полезно иногда; однако одиночество – это самая большое несчастье (особенно для подростка).

«Человек лучшая книга»

Притча общения с Богом.

Ад – это работа рядом друг с другом, но против друг друга.

Рай – напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения друг с другом.

Ад и Рай – устроены одинаково; разница внутри нас.

Психология общения

– это раздел социальной психологии, предметом которого является специфика процессов общения.

Психология общения изучает:

[1]

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений;

— общая характеристика (понятия, функции, разновидности общения, роль общения в развитии личности);

— личность в процессе общения (личностные характеристики, особенности, например, манипуляция)

Прикладное значение психологии общения (значение в практической деятельности психолога):

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Психологическое консультирование (особенно важна информация про активное слушание)

2) Психологическая коррекция;

3) Конфликтология (околопсихологическое направление), здесь обсуждаются конфликты межличностного общения;

4) Психотерапия семейных отношений (групповая форма работы);

5) Основы социально-психологического тренинга;

План лекции:

1.Общение как метапсизхологическая категория психологии.

2.Функции и виды общения

3.Развитие общения в онтогенезе

4.Структурный анализ процесса общения

Общение как метапсизхологическая категория психологии

Категория – это наиболее общие, фундаментальные понятия, определения, охватывающие существенные свойства и отношения изучаемых явлений.

— это предельные понятия, не выводимые з других и несводимые к другим.

Базисные категории:

образ, мотив, действие, отношение, индивид

Метапсхологические категории:

сознание, личность, деятельность, общение.

Взаимосвязь категорий «общение» и «деятельность»

Существуют 3 альтернативные точки зрения на природу общения в психологии:

1. Общение и деятельность – как две разные категории (Буева Л. П., Б. Ф. Ломов)

Б. Ф. Ломов: деятельность – это субъект-объектная активность, т.е. субъект оказывает влияние на объект. Общение – это субъект-субъектное взаимодействие, где один субъект оказывает влияние на другое (т.е. два живых существа)

2. Общение – это вид деятельности (Ананьев Б. Г., Леонтьев А. А., Бодалев). Общение по своей структуре совпадает со структурой деятельности: средства (в деятельности — инструменты; в общении – вербальные/невербальные реакции), продукт (в деятельности — материальный результата; в общении – коррекция мнения о себе, чувства, эмоции), мотивация.

3. Общение – сторона совместной деятельности (Андреева Г. М.)

, т.о. общение м.б. самостоятельной формой активности (женщина после декретного общества хочет общаться) и сопровождать другие виды деятельности. Это наиболее верная точка зрения.

Общение

(А. В. Петровский) – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение включает в себя:

ü Восприятие и понимание людьми друг друга;

ü Обмен информацией (познавательного и эмоционального характера);

ü Выработку единой стратегии взаимодействия;

Специфика общения (т.е. отличие от коммуникаций):

1) Общение – это двунаправленный процесс, в отличие от коммуникации, который обязательно предполагает обратную связь);

2) Общение предполагает обмен не только познавательной, но и эмоциональной информацией, которая передается прежде всего с помощью невербальных средств.

3) Общение предполагает активность каждого участника. Общающиеся по очереди действуют и воспринимают действия друг друга.

4) Каждый участник общения выступает как личность и субъект, которые всегда находятся в определенном состоянии.

Функции и виды общения

Классификация Ломова Б. Ф. Функции:

1. Информационно-коммуникативная – общение обеспечивает процесс приема и передачи информации.

2. Регуляционно-коммуникативная – связана со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности.

3. Аффективно-коммуникативная – удовлетворение потребностей в изменении своего эмоционального состояния.

Классификация Брудного А. Функции:

1. Инструментальная – необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

2. Синдикативная – организация и поддержка межличностных отношений в малых и больших группах;

3. Трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности;

4. Самовыражение – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.

Помимо перечисленных функций можно выделить другие (Е. И. Рогов и др.):

Читайте так же:  Какие таблетки принимать от депрессии

1. Эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и состояний;

2. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера; Самый эффективны способ влияния – подражание; мягкое влияние – просьба, убеждение;

3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность утвердиться в своем существовании. Повседневный опыт изобилует процедурами подтверждения — ритуалы знакомства, приветствие, оказание знаков влияния. Они удовлетворяют базовую потребность человека в признании.

4. Формирующая – проявляется в роли общения в процессе развития в психике человека и его становления как личности (социализация);

5. Внутриличностная – реализуется во внутреннем диалоге личности с самой собой, благодаря которому личность принимает определенные решения и совершает поступки;

6. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

Виды общения:

1. По содержанию:

1) Материальное – обмен предметами (например, подарки);

2) Когнитивное – обмен знаниями;

3) Мотивационное – обмен побуждениями;

4) Кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями;

5) Деятельностное – обмен способами действий (иными словами, научить кого-то что-то делать);

1) Биологическое – общение, направленное на поддержание и сохранение организма (имеются ввиду животные, дети);

2) Социальное общение – направлено на укрепление межличностных контактов и личностный рост индивида;

1) Непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов, данных от природы J обязательным условием является непосредственное восприятие партнера по общению;

2) Опосредованное – общение связанное с использование технических средств (письмо, телефон) и орудий (вещи, которые несут информацию о желаниях человека)

4. По наличию посредников:

1) Прямое – непосредственное взаимодействие двух людей;

2) Косвенное общение – общение через посредников (информация передается через третье лицо);

5. По ситуации общения:

1) Личностное (иначе – межличностное) – общение, направленное на решение проблем внутреннего психологического характера. Доминируют эмоциональные оценки, т.е. симпатии/антипатии.

2) Деловое – общение, которое включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности; Основная цель – это получение результата, поэтому эмоциональные оценки здесь бесполезны.

3) Инструментальное – сопровождает другие виды деятельности (игра, учеба, труд).

[3]

4) Целевое – общение ради удовлетворения потребности в общении. Общение – сама цель.

6. По степени равноправия партнеров по общению:

1) Императивное – общение, при котором оказывается авторитарное воздействие на личность другого человека; Считается императивное общение субъект-объектным, т.е. другой человек воспринимается исключительно как объект.

2) Манипулятивное – это скрытое от партнера достижение собственной цели, путем использования другого человека. Отличие от императивного общения – партнер не догадывается о цели.

3) Диалогическое общение – субъект-субъектное равноправное взаимодействие партнеров по общению; доверительное общение, когда люди не закрываются, проявляют искренность, естественность, доброжелательность → может состояться диалог.

Роль и развитие общения в ходе онтогенезе

Факторы, доказывающие важнейшую роль общения в развитии психики:

1) «Дети-маугли», которые воспитываются в сообществах животных. Если их находят в 10-14 лет → ребенок уже не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе; у них можно развить навыки (держать ложку).

2) Госпитализм («потолочные-дети»)

Рене Спиц в 1945 г. «дети в приюте становятся грустными и от грусти умирают»; у них наблюдается задержка речи, физического развития, психические особенности – депрессии, замкнутость, бессонница, апатичность и т.д. Явление госпитализма – синдром патологии детского психического и личностного развития. Возникает в результате отделения младенца от матери и его ранней госпитализации.

3) Роль общения мамы с ребенком в раннем младенческом возрасте (эксперимент Г. Харлоу)


Проблемой развития общения занималась Лисина Майя Ивановна: «Проблемы онтогенеза общения»

Ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на втором месяце жизни.

Это проявляется в возникновении «комплекса оживления». Если присутствие позволяет определить наличие у ребенка потребности в общении.

Комплекс оживления– эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, его действия, включающая следующие компоненты:

1) Общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

2) Использование крика, плача для привлечения к себе, т.е. возникновение инициативы общения;

3) Обильные вокализации во время общения с матерью;

4) Реакция улыбки;

Существует ряд факторов, благоприятствующих развитию общения:

· Органические нужды ребенка

· Потребность во впечатлениях. Эта потребность является врожденной. Внешние впечатления необходимы для нормального развития нервно-мозговых структур. Взрослый – это самый богатый источник разнообразных впечатлений

· Опережающая инициатива взрослого. Взрослый авансом относится к ребенку как к личности (считается, что ребенок становится личностью в 3 года). Т.н. «зона ближайшего развития»

· Условия воспитания ребенка – семья или детское учреждение

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 2860 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.

  2. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.

  3. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
Функции и значение общения в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here