Функции общения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Функции общения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Определение и функции общения

Глава № 1.

Введение в деловое общение.

Основные характеристики общения

Определение и функции общения

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент-Экзюпери

Общение

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Американский миллиардер Джон Рокфеллер (1839 – 1937), хорошо понимания значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». А русский мыслитель Петр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».

Можно выделить восемь функций общения:

1) контактная, цель которой – установление контакта с собеседником;

2) информационная – прием-передача сведений, обмен мнениями, замыслами, решениями и так далее;

3) побудительная – стимуляция партнера, направляющая его на выполнение определенных действий;

4) координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) перцептивная – адекватное восприятие смы­сла сообщения, понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6) эмотивная – обмен эмоциями между партнерами и изменение эмоционального состояния с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) статусная – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

8) преобразовательная – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Таким образом, общение – многоаспектная деятельность человека. Данная многоаспектность, как показывает В.С. Кукушин, проявляется в следующих социальных функциях общения.

Во-первых, общение развивает речевую технику («культуру речи»).Не каждый человек интересен в общении, потому что не всегда его речь красива и содержательна. «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний», – полагал Марк Туллий Цицерон.

Во-вторых, общение служит основой познания друг друга и самосовершенствования.Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. В результате человек самосовершенствуется.

В-третьих общение обеспечивает психологический комфорт личности. Оно спасает человека от одиночества и непонимания окружающими. Именно по этой причине люди с более зрелом возрасте держат дома кошек, собак (чего не делали в молодости), и в общении с ними, в заботе о них находят частичное удовлетворение.

В-четвертых, общение творит Человека.. Испокон веков люди понимали, что человек не может существовать без общества. Самым большим наказанием считалось изгнание из общины. Отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому мера личности – это мера его участия в общественных коммуникациях. Общение творит человека!

В-пятых, развивает человека, дает ему возможность самореализации. «Отдельный человек, – писал Л. Фейербах, – как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В-шестых, общение обеспечивает взаимодействие людей. Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

В-седьмых, служит основой профессиональной деятельности. А некоторые профессии самым непосредственным образом связаны с общением: психолог, юрист, политик, педагог, переводчик, менеджер, врач, социальный работник, официант, контролер и кондуктор на транспорте, продавец, актер, диктор радио и телевидения и другие. От умения общаться этих людей, от их культуры общения зависит не только наше общее и материальное благополучие, но и наше настроение и здоровье.

В-восьмых, общение дает человеку одухотворение и радость.Оно является надежным и эффективным средством от депрессии, печали и тоски. Особенно, если общение строится на доверии и выходит за рамки деловых вопросов и концентрируется на духовных, межличностных аспектах.

[3]

И, наконец, общение служит основой искусства любить людей. Говорить красиво – это еще не значит любить людей. Любая деятельность человека, в том числе и общение, результативна только тогда, когда осуществляется с любовью. Любовь к людям должна пронизывать всю нашу деятельность, быть ее путеводной звездой.

[2]

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1305 | Нарушение авторских прав

Виды и функции общения

ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

3.1. Виды и функции общения.

3.2. Коммуникативные барьеры.

3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер, информация.

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Читайте так же:  Как заставить себя заниматься спортом

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию общение может быть представлено как:

— Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

— Когнитивное – обмен знаниями.

— Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

— Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.

— Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное:

— Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

— Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Основные виды общения:

— Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

— Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

— Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

— Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения:

— Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

— Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

— Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

— Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Читайте так же:  Капризный ребенок 2, 3, 4, 5 лет – что делать

Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:

— Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.

— Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.

— Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

— Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

— Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию – реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

| 7872 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Функции общения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Функции общения» 2017, 2018.

Читайте также

Невербальная коммуникация. Вербальная коммуникация. Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл. [читать подробнее].

Виды управленческого общения. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно. [читать подробнее].

ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Лекция 3. План 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров. Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер. [читать подробнее].

Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной. [читать подробнее].

Общение как социальная связь. Средства и техника общения Тема 4. Психология общения и межличностных отношений Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта. [читать подробнее].

Средства общения. Этапы, стратегии и виды общения. Понятие и функции общения. Психология общения Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две. [читать подробнее].

Проблема общения в последние годы стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы, социологи, экономисты, психологи и педагогики. Общение – необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое. [читать подробнее].

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 12. ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ГЛАВА IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Общение представляет собой процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе. [читать подробнее].

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия.Результатом деятельности является обычно создание какого&. [читать подробнее].

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например: · контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительную -. [читать подробнее].

Понятие, виды и функции общения

Введение

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Читайте так же:  Предмет изучения гуманистического направления в психологии

В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, раскроем понятие, виды и функции общения, а также определим роль восприятия в процессе общения. Соотнесем и охарактеризуем понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, приведем конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.

Задание 1

Понятие, виды и функции общения.

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Виды общения:

— Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

— Когнитивное — обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

— Кондиционное (эмоциональное) — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

— Мотивационное — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

— Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

— Светское — его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

— Формально-ролевое — регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

— Деловое общение — процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

— Межличностное (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

— Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Функции общения:

-Инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

-Интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей.

-Самовыражение — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

-Трансляционная — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

— деловые совещания и собрания;

Особенности делового общения заключаются в том, что:

— партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

[1]

— общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

— основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Основные функции общения в психологии

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Человек социальный по своей сути, и без контакта с другими людьми будет постепенно деградировать, то есть, не просто перестанет развиваться, но и начнёт утрачивать навыки, которыми обладал ранее. Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие существуют функции общения в психологии, чтобы лучше понимать, почему это столь жизненно необходимо каждому из нас.

Основные функции

Существует масса теорий и классификаций, но основными, фундаментальными функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Давайте каждую из них рассмотрим подробнее.

Коммуникативная

Обеспечивает обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, важно заранее предусмотреть, какой именно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться сложным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и прочее.

Чтобы понять, насколько процесс коммуникации оказался успешным, необходимо получить, так называемую, «обратную связь» от партнёра. То есть, он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, которые возникли в ответ на ваши слова.
Проверить, насколько вы коммуникативный человек, можете, нажав на эту ссылку.

Читайте так же:  Что делать, если девушка специально игнорирует вас

Интерактивная

Она оказывает влияние на всех участников общения, только вдобавок ещё и с помощью действий. Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, дополненным и имеет больше влияния, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда поступки намного красноречивее слов. Это помогает привлекать окружающих на свою сторону, добиваться расположения противоположного пола и прочее.

Перцептивная

В переводе с английского – восприятие. Оно задействует все органы чувств, также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, так как, помимо того, что он слышит, он вспоминает, что было ранее известно по поводу темы разговора и личности собеседника.

Также следит за невербальными проявлениями говорящего, чтобы заметить, лжет он или нет, и какие чувства вообще испытывает в данный момент. После чего анализирует весь полученный материал, и только тогда уже можно сказать, что он воспринял сказанное.
Примеры того, как распознавать скрытые за мимикой, жестами и позами истинные эмоции, вы получите в этой статье.

Дополнение

Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

Заключение

Не всегда контакт с другим человеком приносит пользу и удовольствие. Но в любом случае оно помогает нам развиваться и становится более опытным. Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок, совершенных по незнанию. Так что старайтесь общаться как можно чаще, знакомьтесь с новыми людьми и не забывайте поддерживать «старые» связи. Это позволит стать более коммуникабельным и обогатит вашу личность. Если у вас с этим небольшие сложности, можете воспользоваться рекомендациями, которые указаны тут.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина

Основные функции общения.

Общение (коммуникация – лат. Communicatio– сообщение, связь) – специфическая форма взаимодействия людей.

Общение многогранно и может выполнять весьма разнообразные функции. Основными являются следующие:

а) коммуникативная (лат. Communicare– сообщать, беседовать), она состоит в обмене необходимой информации;

б) интерактивная (лат. Inter– между, среди, внутри иactio- действие), функция организации взаимодействия, т.е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль за их выполнением, влияние на настроение, убеждение партнера по общению;

в) перцептивная (от лат. Perceptio- восприятие), установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое деление необходимо признать условным.

Общение становиться возможным, если на лицо все его единицы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведенную ей роль. Компонентами общения являются:

а) его участники – их называют “коммуникантами” (люди);

б) предмет общения;

в) его средства (словесные и несловесные, вербальные и невербальные).

Невербальная коммуникация.

В ситуации языкового дефицита (отсутствие языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения.

Невербальные средства общения подразделяются на группы:

а) кинесические (от греч. Kinetis- движение) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно – регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения.

б) просодические (от греч. Prosoidia– ударение, припев) – ритмико – информационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

в) экстралингвистические (лат. Extra– вне, сверх, лат.Lingua- язык) – включенные в речь психофизиологические проявления. Это пауза, вздохи, кашель, смех, плач и прочие.

г) такесические (от лат. Taktus– прикосновение, ощущение) – это динамическое прикосновение в форме рукопожатия, похлопывание по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновение телом.

д) запах издаваемый партнерами (редко отличается в академической литературе как невербальное средство общения).

Различие понятий “язык” и “речь”.

Хорошо известно, что проблема единства и различия языка и речи – одна из сложнейших теоретических проблем.

Термины и понятия язык и речь тесно связанны и взаимодействуют с терминами и понятиями “речевая деятельность”, текст, содержание (смысл) текста.

Примем следующие определения:

Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразных конкретных высказываний отдельных людей.

Язык – средство общения, хранение и передачи знаний, общепонятное для всех говорящих на этом языке людей.

Язык – продукт человеческой культуры и в то же время условие его развития. Это означает, что язык сам по себе чудный мир красоты и гармонии, творение ума человека.

Язык – отражает опыт всех, людей для которых данный язык является родным.

Способность языка закреплять знания и представления человека о мире в форме понятий, суждений, умозаключений (художественных образов) являются решающим условием развития культуры, в том числе и речевой.

Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Речь – опыт (практика) употребления языковых средств (слов, выражений, стилей) в процессе общения и обмена мыслями.

Речь выражает опыт отдельного человека.

Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.

Текст–словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Смысл текста – конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и иная), выраженная речью и при ее участии сформирования в сознании человека.

Видимо, из различения и определения этих терминов и понятий следует, что можно говорить не только о культуре языка. По мнению Б.Н. Головина, это будет очень различные “культуры”. Культура языка окажется не очень иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, его интонации и т.д.

Читайте так же:  Как стать человеком-амбидекстром правшой и левшой одновременно

Культура речи – это, как было сказано ранее, совокупность и система ее коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут, и культура языка и не затрудненность речевой деятельности, и смысловые задания и возможности текста.

Понятие об общении. Основные функции общения.

Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом в само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнёров, развеивает их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функции объединения/разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализации общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личности в результате общения.

5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностнаяфункция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды и стороны общения.

Межличностные, когнитивные, коммуникативно – информационные, эмотивные, конативные.

— Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

— Когнитивная сторона позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнёра.

— Коммуникативно–информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

— Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнёров.

— Конативная (поведенческая) служит цели согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнёров.

Виды общения – вербальное и невербальное; межличностное и массовое; межперсональное и ролевое; доверительное и конфликтное; кратковременное и длительное; законченное и не законченное; прямое и опосредованное; личное и деловое.

— Межличностное общение связано непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

— Массовая общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

— Персональное — участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

— Ролевое — участники выступают как носители определённых ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчинённый). В ролевом общении человек лишается определённый спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.

— В ходе доверительного общения передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

— Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

— Личное общение – это обмен неофициальный информацией.

— Деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность.

— Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

— Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видео техники).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источники


  1. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.

  2. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.

  3. Грэй, Джон Марс и Венера: как сохранить любовь / Джон Грэй. — М.: София, 2011. — 160 c.
Функции общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here