Гендерные стереотипы

Сегодня мы рассмотрим тему: "Гендерные стереотипы" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Гендерные стереотипы

Библиографическое описание: Заблоцкая В. С., Сорокина Н. Е. Гендерные стереотипы // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 122-125. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/589/ (дата обращения: 26.07.2019).

Казалось бы, на дворе двадцать первый век, в котором общество едва успевает следить за появлением новых технологий и развитием науки, но, несмотря на прогресс внешний, в головах людей по-прежнему существует множество «тараканов», имя которым «Стереотипы». Особенно стоит выделить гендерные стереотипы, являющиеся разновидностью социальных стереотипов, складывающихся в процессе общественной коммуникации и передающиеся индивидом в процессе социализации. Иными словами, навязываются обществом. Они также играют важную роль в поддержании гендерной стратификации как вертикальной (мужчина «выше» на социальной лестнице, женщина — «ниже»), а не как горизонтальной (на основе гендерного равенства) [1].

Пушкарёва Наталья Львовна, доктор исторических наук, профессора, заведующая сектором гендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, выделяет три группы гендерных неравенств.

Гендерные неравенства. Первая группа — это стереотипы «мужественности» и «женственности»: эталоны, или, точнее, нормативные представления о том, какими психологическими и поведенческими свойствами должны обладать мужчины и женщины. Так, например, считается, что мужчины более активны, настойчивы, чем женщины, роль которых исключительно пассивна. Всё мужское заведомо считается лучше женского. Также к «женским» качествам приписывается эмпатия, чувствительность и прочие, в то время как мужчины обязаны быть эмоционально стойкими. Такие повседневные фразы, которые можно услышать на улице «не плачь, ты ведь не девочка» и «распустил нюни как баба» наглядно демонстрируют давление гендерных стереотипов. В раннем возрасте это особенно опасно, поскольку может привести к искажению восприятию своих эмоций и внутреннего «я». Ребёнок может начать замыкаться в себе, усваивать заведомо ложные общественные рамки, ничем не оправданные.

Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Половые роли как существующие в обществе стереотипы бытуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым.

Например, для женщины отводится роль матери, а для мужчины — состоявшегося в карьере деятеля. Никого не интересуют их настоящие желания.

И, наконец,третья группа стереотипов касается различий в разделении труда. Согласно концепции «естественной дополнительности полов» удел женщин — дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин — творческий, созидательный, руководящий труд (инструментальная сфера социальной жизни).

Если и удастся обобщать все группы, то можно поместить всё в одну ячейку с названием «место на свалке истории». Давно доказано, что женский разум ничем не отличается от мужского. Пресловутый материнский инстинкт едва ли тоже не становится навязанным обществом, ведь почему-то у мужчин не возникает желания броситься на защиту кого угодно, нуждающегося в этом. Зачастую от мужчин самих нужна защита. Так что «материнское» предназначение женщины стоит оставить в прошлом. Тем более что на Земле вот-вот наступит перенаселение, да и главной целью человека не должно являться беспрестанное размножение (в конце концов, homosapiens на то и разумный вид, чтобы мыслить не на уровне животного). Здесь движение child-free однозначно выигрывает.

Непосредственный смысл гендерных стереотипов кроется в принижении «слабого» пола, женского. Если углубляться в философию, мифологию и религии, то станет очевидно — идея разделения «мужественности» и «женственности» существовала издавна. Однако если раньше было крайне сложно противостоять набору навязанных обществом, верой стереотипов, то теперь допускать одну мысль о принижении «женского» и возвышении «мужского» является чертой не слишком образованных людей. Потому никакого разделения исключительно на два гендера не существует (да и цифрой 2 количество гендеров не ограничивается, но об этом в следующей статье), особенно если дело касается какой-либо работы.

«Армия и шахтеры». Аргументы против этого сводятся обычно к армии и бедным шахтёрам. Последних упоминают в ожесточенных битвах за гендерные стереотипы настолько часто, что создаётся ощущение — каждый представитель мужского пола, вне зависимости от своих желаний, физических возможностей и прочих факторов, обязательно трудился с десяток часов в сутки на угольных шахтах, без сна и отдыха, не видя белый свет. Увы, но не каждый знает, что шахтёрами были и женщины!

Например, в 19-м веке женщины нередко работали в шахтах по двенадцать и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других — тянуть за собой вагонетку груженую чёрным золотом, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось передвигаться на четвереньках. Подобное имело место быть в Великобритании, а как же было у нас?

Стоит для начала рассказать о дореволюционной России, в которой, как и в большинстве стран на тот период, гендерные стереотипы возводились на законодательный уровень (к сожалению, список запрещенных профессий до сих пор существует). Женщины работали повсеместно, а их труд был значительно дешевле, чем мужской. Существовали законы, запрещавшие или ограничивавшие применение женского труда в ряде профессий. Согласно 952-ой статье Горного Устава женщины и дети не допускались к подземным и ночным работам.

После революции 1917 года законы рухнули, а в дальнейшем стране была нужна рабочая сила, и речь зашла о расширении женского рабочего труда. Таким образом, «список работ, к которым допускаются женщины» постепенно увеличивался, пополнялся новыми возможностями. Как известно, после войны любые половые рамки были сняты. Известно, что с 1943-го по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало, примерно, до 80 % женщин. Лишь в 1966 году женщины расстались с непростой работой, которую нелюбимые адекватными людьми знатоки с гордостью называют мужской и угрожают каждой испытать на себе этот труд в случае достижения полного гендерного равенства.

Аргумент же с армией можно опровергать бесконечно. Для этого достаточно посмотреть лишь на военные подвиги, совершаемые женщинами (также стоит отметить, что не все мужчины, навещенные стереотипами духовной силы и мужества, вели себя в соответствии с основной базой стереотипов. Предательство имело своё место быть, ровно как и трусость). Тема войны, должно быть, понятно всем. Воевали, как умели и совершенно не важно, каков твой пол (если только командир не решит отказаться от боевых солдат ради своих же надуманных аргументов). А как же обстоит с армией сейчас? Готовы ли женщины, браво выступающие за феминизм, идти в армию? Довольно странный вопрос, ведь не каждый юноша (практически каждый встречный) добровольно желает служить. Отвечу исключительно со своей позиции: если гендерное равенство подразумевает военную службу, не вижу ничего страшного в этом, ведь в Израиле девушки как-то живут и ничего, не сбежали.

Читайте так же:  Понятие делового общения, его функции и особенности

Феминизм. Когда речь заходит о гендерных стереотипах, необходимо не только спорить с самой концепцией закрепленных в разуме выдумок, но и вспоминать о главной действующей силе, о феминизме, благодаря которому в XIX и начала XX веков женщины сумели совершить немыслимый ранее прорыв. Они получили право голосовать, и путь был отнюдь не лёгким.

− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

«Первая волна» феминизма поднимала вопросы голосования и частной собственности замужних женщин (ранее всё принадлежало мужу). «Вторая волна» способствовали идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов до 1980-х и выступало за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. Феминистская активистка и публицистка Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» считали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой; они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Третья волна» началась в 1990-х и являлась реакцией на ряд неудач «второй волны». Также именно в это время произошёл глубокий раскол феминистического движения на антипорнографический феминизм и сексуально-позитивный феминизм.

Отдельно выделим вопрос феминистической теории, которая включает в себя исследования в области антропологии, социологии, экономики, литературоведения, искусствоведения, психоанализа, философии.

Современная феминистская теория основывается на теории социального конструктивизма*и рассматривает «пол» (а также «расу») не как природные сущности, а как политические конструкты — продукты устоявшихся способов мышления, поддерживающих отношения власти между социальными группами. Она критикует обыденные представления о поле и расе как объективных данностях, существующих вне истории и политики.

− *Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Один из ключевых элементов современной феминистской теории — теория интерсекциональности, согласно которой различные формы угнетения (сексизм и патриархат, расизм, капитализм, гомофобия и другие) носят системный характер, пронизывают всё общество, все социальные институты и уровни социального взаимодействия, укрепляют и поддерживают друг друга.

− Интерсекциональность — это исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации.

Стоит отметить, что феминизм — не единая идеология, внутри него существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами.

Отдельно выношу пункт, что феминизм борется за равные права с мужчинами, а не за доминирование. Никто не ущемляет мужчин, да и невозможно это сделать в патриархальном обществе. Да, как бы сильно нам не хотелось думать о прискорбности ситуации, мы живём в мире ещё не избавившимся от сексистских убеждений. Доказательством тому служит существование гендерных стереотипов в цивилизованном обществе.

Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов. Впервые учёные занялись этим в пятидесятые годы XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологических представлений мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам было выяснено, что мужчинам приписывают рационализм и активность, в то время как образ женщины ассоциировался с эмоциональностью и поддержкой. Исследователи того времени не брались объяснить причину возникновения и существования гендерных стереотипов, ограничиваясь лишь констатацией факта их наличия.

[1]

Далее люди продолжали углубляться в изучение столь непростых, сформировавшихся со временем гендерных стереотипов. Например, американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент: студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.

Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.

И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине [2]. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:

− Мужчины — агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;

− Женщины — тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные.

[2]

Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется, что не может не печалить.

Заключение. Следует отметить, что гендерные стереотипы — бич нашего времени, проблема, которую необходимо решать. Необходимо не внушать детям с детства, что мальчики обязательно защитники, которым нужно скрывать чувства, а девочки истерички и непременно все будущие матери. Достаточно лишь принять несколько фактов, два из которых стоит зазубрить наизусть: люди равны и есть гораздо больше гендеров, чем существующие в коллективном сознании два.

Читайте так же:  Когнитивное расстройство у человека

Будьте разумными людьми и освобождайтесь от стереотипов.

  1. Краснова О. В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям: (опыт соц.-психол. исслед.). — М.: Прометей, 2004. — 303 с.
  2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

Словарь гендерных терминов

Гендерные стереотипыcформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон, «Республика»).

В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе — с духовным, с формой». Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское — восприемлющее; первое — инициативно, второе — рецептивно, первое — деятельное, второе — страдательное, первое — динамическое, второе — статическое.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

Логичность — интуитивность, абстрактность — конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность — с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов. С. 24-26). «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков. С. 264-265). В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины — и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

Инструментальность — экспрессивность, сознательность — бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность (см. Эмпатия ), эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.

Власть — подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть — подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины — «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»» (Розанов. С. 139-140). С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения. Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства — подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Независимость, индивидуальность — близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).

Сила Я — слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины — в гору величиной, Я женское. да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов. С. 11). П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское — с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека» (С. 67), где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный».

Импульсивность, активность — статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один — активным, другой — пассивным. Пассивность достается женщине. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина — принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Читайте так же:  Стратегии и технологии рационального поведения в конфликтной ситуации

Непостоянство, неверность, радикализм — постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же — радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» — «неверность» (Зиммель. С. 240).

Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской — женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный (см. Андрогиния ) и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» (Бадентэр. С. 271). Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Gender based stereotypes (англ.)

Гендерные стереотипы

В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф.Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин. [10].

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [13]. К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности (нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин). В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству, отождествляется с духовным. Фемининность, наоборот, отождествляется с телесным, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимо дополнительные.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И.С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность».

1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.

2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3. Маскулинность как прескриптивная категория — это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинности [16].

По аналогии можно выделить и три значения понятия «фемининность».

Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [7].

Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти понятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот [29]. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери (т.е. семейная). Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Соответственно и оценка успешности личности связана с выполнением этих ролей. Считается, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщины — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая половина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не «тела», а подлинно человеческих качеств, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, научной деятельности». Таким образом, женщина должна реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макросреде (работа, политика, наука).

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. В научной практике подобное распределение гендерных ролен подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Возникновение гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различиях в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование половых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, детерминировало гендерное неравенство [30].

Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашениями о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Культурные стереотипы, по их мнению, должны быть одновременно ригидны и гибки, чтобы, с одной стороны обеспечивать устойчивость представлений, с другой — не останавливать развитие общества [21].

В чем негативное воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности |13]. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами долженствования. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.

Читайте так же:  Определение и особенности направленности личности в психологии

Но даже индивид, признающий свою независимость от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне. Так гендерные представления превращаются в самоисполняющиеся пророчества [10]. Самоисполняющееся пророчество — это неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознаваемые установки в отношения самого себя, индивид внешне заявляет независимость от гендерного стереотипа, но тем не менее привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.

Гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома. А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

Гендерный стереотип, его виды и функции

То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания — стереотипах.

Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь. Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения. Однако далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессах межличностного взаимодействия. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение их на группу людей и явлений называется стереотипизацией.

По мнению Э. Аронсона, «мыслить стереотипно — значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы».

Понятие «гендерные стереотипы» подразумевает:

  • 1. Качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины.
  • 2. В гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола.
  • 3. В гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины.
  • 4. Гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

[3]

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы.

Первая — стереотипы маскулинности — феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности — женственности. Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность — маскулинность, женственность — феминность).

Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.

  • 1. Понятия маскулинность и феминность обозначают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по выражению И. Кона) мужчинам (маскулинность) или женщинам (феминность).
  • 2. Понятия маскулинность и феминность содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.
  • 3. В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности.

Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Читайте так же:  Советы психологов, как решиться на развод с мужем

Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам — экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских — библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. По мнению участников групповых интервью исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка). В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин — преимущественно, с гуманитарными.

Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

  • 1. объяснительная
  • 2. регулятивная
  • 3. дифференцирующая
  • 4. ретрансляционная
  • 5. защитная или оправдательная функция.

Объяснительная функция — наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения.

Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим.

Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.

Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов.

С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин — как низкостатусную группу.

Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

Ретрансляционная функция отражает роль институтов и агентов социализации — семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. — в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов.

Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека.

Защитная или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами». С ее помощью может быть оправдано неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным является восприятие женщин, как «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу».

Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Гендерные стереотипы выполняют ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждение наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы находятся «во взведённом состоянии» и всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.

Источники


  1. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

  2. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе / В.Г. Зазыкин. — М.: ДатаСтром, 2016. — 989 c.

  3. Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.
Гендерные стереотипы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here