Главные качества руководителя и психология управления людьми

Сегодня мы рассмотрим тему: "Главные качества руководителя и психология управления людьми" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Основные компоненты профессионально важных качеств личности руководителя

Руководитель — это не просто хороший работник, выдвинутый на управленческую работу, а специалист, который умеет руководить и управлять людьми, принимать обоснованные решения и успешно реализовывать их. Очень часто управление называется искусством, т. е. деятельностью, требующей таланта, высокой степени мастерства и развитых способностей. С самого начала появления теории и практики управленческой деятельности считалось, что эффективно только научное управление, т. е. управление, осуществляемое человеком, обладающим соответствующей научной подготовленностью. Поэтому руководитель — это профессионал с высоким уровнем развития личных качеств и управленческой подготовки, добивающийся результатов посредством других людей и являющийся признанным лидером своей организации. Особенности его деятельности определяют и требования к его личности и профессионализму, составляют основу его социально-психологического портрета.

С позиций психологической науки и науки управления, отечественные ученые А. М. Столяренко и Н. Д. Амаглобели выводят следующие основные компоненты психологического портрета современного менеджера [1] :

  • 1) общие характеристики менеджера как личности;
  • 2) управленческая и менеджерская образованность;
  • 3) рыночно-экономическая и производственная подготовленность;
  • 4) управленческое мастерство;
  • 5) способности и подготовленность к работе с людьми.

Современный руководитель прежде всего должен быть

личностью, т. е. человеком с разумом, определенной жизненной позицией, ощущающий себя гражданином своего общества и индивидуальностью, участником созидания в своей стране, обладающей развитыми духовными, а не только материальными потребностями, создателем, а не только пользователем и потребителем. Успешность деятельности руководителя зависит как от базовых психологических свойств его личности, так и от профессиональной развитости специальных качеств и способностей. Базовыми психологическими свойствами как самыми важными системными качествами в личности руководителя выступают: особенности темперамента, основные черты характера, направленность личности, ведущие способности.

Каждый тип темперамента по-разному сказывается на управленческой деятельности. Так, руководитель меланхолического темперамента успешно работает в безопасной и спокойной обстановке, которая не требует быстрых решений. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений, тщательно продумывает план предстоящей работы. Любит налаженный ритм деятельности, хорошо руководит малой группой в условиях кратковременного напряжения интеллектуальных и физических

сил. Однако склонен к пессимизму и излишнему самоанализу, любит работать в одиночку и с трудом приспосабливается к новому коллективу. Отличается малой выносливостью и легкой отвлекаемостью, в сложной обстановке теряется, так как сильные эмоции дезорганизуют его мышление и поведение.

Руководитель флегматического темперамента трудолюбив и добросовестен, отличается ровностью настроения и высоким самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели, в стрессовых условиях действует надежно и спокойно. С подчиненными не конфликтует и не вмешивается в их личные проблемы. Вместе с тем из-за медлительности может не выполнить план, потерять инициативу и авторитет руководителя. К недостаткам подчиненных относится равнодушно и не стремится их перевоспитать, зачастую игнорирует критику в свой адрес.

[1]

Руководитель холерического темперамента отличается глубокой и часто меняющейся эмоциональностью, оперативностью мышления и стремлением к общению с подчиненными. Настойчив и требователен, любой ценой стремится достичь намеченной цели, быстро принимает решения и самоотверженно действует в опасной обстановке. Любит командовать и распоряжаться властью, энергично отстаивает свою точку зрения и старается осваивать новые методы работы с людьми. Тем не менее страдает вспыльчивостью и невыдержанностью, проявляет излишнюю поспешность и не воспринимает критику. С подчиненными и начальниками груб и нетактичен, вступает в конфликт и стремится отомстить обидчику.

Руководитель сангвинического типа с интересом относится к управленческой деятельности, предпочитает самостоятельность и свободу действий, надежен в экстремальных условиях и легко устанавливает контакты с людьми. Способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки и отличается творческим воображением. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности и оптимизма, в достижении целей организации проявляет высокую волевую активность, гибкость и творчество. В сложной обстановке успешно руководит людьми и увлекает личным примером. Однако не любит од-

нообразной и монотонной работы, на грубость может ответить грубостью и резко реагирует, когда его поучают.

Особенности темперамента проявляются и в характере руководителя. Характер личности формируется в процессе социализации, воспитания и усвоения социального опыта, что порождает положительные и отрицательные, ведущие и второстепенные черты характера. Исследования ученых показывают, что наиболее важными факторами, формирующими характер человека, являются ум, воля и эмоции, а также деятельность и общение [2] . Так, в зависимости от особенностей развития ума руководитель может обладать практическим или теоретическим складом мышления.

Руководитель практического склада мышления отличается главным образом аналитическими способностями, позволяющими глубоко разобраться в многочисленных вопросах, хорошо решает тактические задачи и требует от подчиненных пунктуальности и добросовестности. При выполнении текущих задач придерживается проверенных методов управления и нацелен на соблюдение порядка. Вместе с тем часто действует по шаблону, недостаточно изобретателен, с трудом отказывается от привычек и зачастую не видит перспективы.

Руководитель теоретического склада мышления хорошо продумывает стратегические задачи и требует от подчиненных их выполнения любой ценой. Его интеллект позволяет быстро охватывать все трудности решаемых проблем и учитывать возможности коллектива для преодоления этих трудностей. Устремлен в будущее и способен предвидеть конечную цель, во имя которой мобилизует усилия всего коллектива. Тем не менее зачастую беспринципен, недооценивает практику и осуществляет поверхностное решение текущих вопросов.

Волевые качества в управленческой деятельности проявляются в виде решительности и настойчивости, самоконтроля и самодисциплины и в определенной мере определяют стержень характера руководителя в виде авторитарности или демократичности. Авторитарный руководитель обладает требовательным, настойчивым и властным характером, стремится к лидерству любой ценой, требует от подчиненных беспрекословного повиновения, единолично принимает решения. Работу подчиненных стимулирует исключительно административными методами. Демократичный руководитель стремится к взаимодействию с подчиненными и поддерживает полезную инициативу, отличается предприимчивостью и активностью в управлении. Недостатком такого руководителя может выступать чрезмерная зависимость его от коллективного мнения.

Проявление эмоций и чувств в характере руководителя способствует мобилизации или ослаблению деятельности и взаимодействия персонала. В психологической науке различают эмоционально-деятельные и эмоционально-художественные характеры. Руководитель эмоционально-деятельного типа в управлении персоналом вкладывает много чувств, живет богатой и эмоционально насыщенной жизнью, возбуждает энтузиазм и энергию коллектива. Считает предметом своей страсти руководство людьми, но под влиянием сильных чувств способен допустить опрометчивые решения. Руководитель эмоционально-художественного типа любит красоту и порядок, отличается хорошо развитым воображением и фантазией, много времени уделяет оформлению помещений и художественной рекламе. Тонко чувствует настроения подчиненных, преклоняется перед эстетикой во взаимоотношениях с людьми и в соответствии с этим управляет ими. Однако из-за чрезмерного преклонения перед красотой может быть утерян контроль над качеством работы персонала.

Читайте так же:  Влюбилась в учителя, учительница полюбила старшеклассника психология и перспективы отношений

В зависимости от личной ориентации в характере руководителя могут проявляться черты интроверсии и экстраверсии. Руководитель-интроверт не любит общаться с подчиненными и тратить время на пустые разговоры, чаще всего занят своими мыслями и переживаниями, во имя личных интересов игнорирует мнение коллектива. Руководитель- экстраверт стремится к общению с персоналом в любых его формах, много времени тратит на разговоры, но мало на размышления.

Таким образом, от недостатков и достоинств характера руководителя, а также от других важных составляющих его психических свойств, одним из которых является направленность личности, во многом зависят результаты его управленческой деятельности.

Под направленностью личности руководителя понимается совокупность устойчивых потребностей, мотивов и целей, определяющих его главную линию управленческой деятельности. Прежде всего она определяется мировоззрением человека. Направленность руководителя находит свое выражение в развитых профессиональных мотивах: профессионального самоопределения, убеждениях о способах удовлетворения собственных потребностей и реализации жизненных планов с помощью участия в управленческой деятельности, профессиональных идеалах совершенства, близких и далеких профессиональных целей, интересах и желаниях самоотдачи в работе, профессиональных притязаниях, выборе средств и способов достижения требуемого результата.

Кроме того, у руководителя должен быть устойчивый интерес к работе с людьми и увлеченность делом. В зависимости от проявления этих психологических показателей направленность личности руководителя может иметь различные виды [3] :

  • — научная направленность — руководитель ориентирован на совершенствование системы управления, внедрение инноваций и разработку методов научной организации труда;
  • — политическая направленность — руководитель предпочитает сотрудничать с той или иной политической партией, ориентирован на укрепление политико-морального состояния персонала, стремится в выборные органы администрации;
  • — педагогическая направленность — руководитель ориентирован на воспитание и обучение персонала и на повышение его профессионализма;
  • — социально-психологическая направленность — руководитель уделяет большую часть внимания организации отбора персонала, изучению и усовершенствованию профессионально важных качеств подчиненных, мотивированию коллективной деятельности;
  • — административная направленность — руководитель пунктуален от природы и склонен контролировать дисциплину сотрудников, свое и чужое время, придерживаться установленных рамок и планировать производственную деятельность;
  • — технологическая направленность — руководитель ориентирован на организацию технологического процесса, выпуск и сбыт продукции.

Профессионализм руководителя всегда связан с высокоразвитыми способностями. Так, для руководителя прежде всего важны интеллектуальные способности, под которыми понимается целостная совокупность познавательных качеств, в вершине которой находится мышление. Интеллект руководителя должен отличаться системностью, широтой и глубиной понимания социальной и рыночной действительности, практичностью и смелостью в своей деятельности, аналитико-синтетическим характером, образностью и ясностью, логичностью и доказательностью, критичностью и прогностич- ностью, мобильностью и устойчивостью к неопределенности [4] . Творческие проявления интеллекта позволяют руководителю генерировать оригинальные идеи, оперативно разрешать проблемные ситуации и создавать интеллектуальные продукты, отличающиеся новизной и уникальностью.

В условиях рыночной экономики помимо творческих способностей к современному руководителю необходимо предъявлять новые дополнительные требования [5] :

  • — стратегическое мышление — способность разрабатывать направления действий и доводить их до понимания коллег и подчиненных, предчувствовать новые тенденции и разрабатывать альтернативы, ориентированные на будущее;
  • — предпринимательский стиль поведения — ориентация на клиентуру и рынок, всеобъемлющая ориентация на качество и потребительские свойства товаров и услуг;
  • — установка на инициирование и сопровождение процессов развития — восприимчивость к сигналам об изменениях во внешней и внутренней среде и готовность к различного рода изменениям, способность убеждать и направлять ход дискуссий, коммуникативный стиль управления;
  • — потребность в создании организационной культуры на предприятии — утверждение ценностей и легитимности действий, оперативное и успешное разрешение конфликтов и разногласий, управление с ориентацией на сбалансированность систем социальных и экономических ценностей;
  • — мышление, ориентированное на политику предприятия и общества — понимание взаимосвязей между предприятием и внешней средой и умение их использовать, учет общественно-политических аспектов и других сведений о внешней среде в качестве переменных при принятии управленческих решений, восприятие диалога с общественными силами как одной из важнейших задач.

В целом успешное решение экономических, финансовых и других многочисленных задач предприятием — обязательное условие предупреждения банкротства в условиях конкуренции, самосохранения и выживания организации и ее персонала. Это предъявляет повышенные требования к профессионально важным качествам личности руководителя личностным особенностям всех, кто участвует в предпринимательской деятельности.

Ll. Личностные качества руководителя

Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики.

Психологические черты личности — это группа качеств руководителя, которая относится к наиболее упоминаемым в различных описательных подходах. Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они носят в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых у руководителя навыков и умений, способствующих выполнению своих функций. Примечательно к руководителям, чаще всего относят такие черты, как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность, инициативность, созидательность, самостоятельность, амбициозность, гибкость, энергичность, властность, работоспособность, стремление к превосходству, обязательность, участливость и некоторые другие качества.

Рассмотрим некоторые из этих характеристик:

— Доминантность или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основной справедливый подход руководителя к подчиненному.

Читайте так же:  Паттерн в психологии как формируются шаблоны поведения и можно ли их менять

— Уверенность в себе. Подчиненные в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

— Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность проявляется в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности.

— Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

— Стремление к достижению цели и предприимчивость — важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск.

— Ответственность и надежность в исполнении заданий. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

— Независимость. Данная характеристика, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам.

— Общительность, коммуникационные способности руководителя. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.

— Стрессоустойчивость — это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д., поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.

— Честность, порядочность, принципиальность — главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведенным опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Способности можно разделить на врожденные — интеллект, и приобретенные — знания и умения, способствующие в выполнении руководящих функций. К интеллектуальным способностям относятся: ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.

Менеджеры с высокими показателями интеллекта и умственных способностей оказываются наиболее эффективными. При этом исследования, проведенные Фидлером Ф. и Лейстером А., показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы, такие как мотивация и опыт руководителя, его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

К специфическим (специальным) способностям личности можно отнести специальные умения, знания, важные для успешного выполнения управленческой деятельности: умение заручаться поддержкой, умение кооперироваться, умение завоевывать популярность и престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях, умение организовывать. В свою очередь, к организаторским качествам относятся:

— Психологическая избирательность — способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

— Критичность и самокритичность — способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

— Психологический контакт — способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

— Требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

— Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

— Целеустремленность — умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к её достижению.

Изучение интеллектуальных качеств и их связи со способностью к руководству проводилось многими учеными, и, в общем, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у руководителей выше, чем у не руководителей. Это во многом зависит от способностей и умения руководителей решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективность выполнения этих функций связанно с наличием рассматриваемых выше способностей.

К биографическим характеристикам руководителя относятся непосредственно объективные факты его биографии:

— Пол руководителя. В большинстве случаев женщины реже становятся лидерами и меньше склонны, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большим стремлением обладать преимуществом в группе и решать групповые задачи. Большое значение имеет наличие определенного стереотипа руководителя. От исполнения мужской роли ожидают и соответствующего поведения лидера. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Также можно отметить, что есть определенные отличия между женщинами и мужчинами руководителями:

— Женщины, ориентированные на отношения с людьми, превосходят мужчин в демократичности руководства. Любую информацию они воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях.

— Женщин-руководителей отличает высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику.

[2]

— Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).

Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твердого мнения на этот счет. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью. Но с уверенностью утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина — нельзя, так как процент женщин-руководителей по сравнению с мужчинами слишком невысок.

Читайте так же:  Рекомендации по лечению невроза народными средствами, реально помогающими

— Социально экономический статус и образование. Эффективный руководитель должен обладать обязательным образованием и знаниями в области менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью компании, также руководитель, как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим вопросам управления.

К физиологическим качествам относятся такие качества руководителя, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, ещё не дает никакого права быть в ней лидером.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Личностные особенности руководителя. Власть и авторитет руководителя, их виды

Составляющие личности эффективного руководителя

Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В.И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. совокупность управленческих знаний, умений, навыков), способности, совокупность личных и деловых качеств. Согласно М. Шоу, эффективность руководства обусловлена биографическими характеристиками, способностями и чертами личности.

К биографическим характеристикам относят пол, возраст, социальный статус и образование.

Между возрастом руководителя и эффективностью его деятельности не существует прямой зависимости. Половая принадлежность также не связана с успешностью руководства. Можно говорить лишь о «мужском» или «женском» подходе к руководящей деятельности. Так, женщины больше ориентированы на межличностные отношения, они превосходят мужчин в «мягкости» и демократичности руководства. Мужчины более склонны к доминированию, чаще проявляют инициативу, более активно участвуют в дискуссии.

Путь к власти в некоторой мере облегчает социальный статус. Однако иногда высшие менеджеры начинали свой путь с очень низкой стартовой площадки (к примеру, Ли Якокка).

Наиболее значимым фактором успешного руководства является

образование. Руководителю лучше иметь два образования: в сфере деятельности и в области социальных наук. Необходимы также познания в области управления, знание иностранных языков и владение компьютером.

К общим способностям руководителя (т.е. обеспечивающим успех в любой сфере деятельности) можно отнести, прежде всего, интеллект. Наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высоким или чрезмерно низким интеллектом, а имеющие промежуточные оценки по данному показателю (согласно Е. Гизелли). Снижают влияние интеллекта руководителя на эффективность его деятельности такие факторы, как мотивация, опыт руководства, отношения с начальством и отношения с группой.

Среди специальных способностей (обеспечивающих успешность именно в специфической сфере деятельности, в нашем случае — успешность руководства) можно выделить предпринимательские способности (умение создавать оптимальные комбинации имеющихся ресурсов, склонность к новшествам и разумному риску) и способность к управленческой деятельности. Управлять людьми может далеко не каждый человек даже при наличии специальных знаний в этой области. Способность к управлению (организаторские способности) встречается в 10 раз реже, чем, например, музыкальные и художественные способности.

Личностные черты, способствующие успешному руководству, связаны со следующими особенностями деятельности руководителя:

  • · большое количество действий, в основном, кратковременных;
  • · частые вмешательства извне;
  • · широкая сеть контактов, выходящая далеко за пределы рабочей группы;
  • · преобладание речевого (устного) общения с окружающими.

В связи с этим очевидно, что успешному руководителю необходимы следующие черты личности.

Доминантность — честолюбие, умение влиять на подчинённых. Под воздействием традиционных методов руководства большинство подчинённых используют в деятельности лишь 60 — 65 % своих возможностей, и только дополнительное влияние признанного лидера способствует полной отдаче в деятельности.

Уверенность в себе позволяет руководителю чувствовать себя сильнее благодаря мобилизации физических и духовных сил; чаще добиваться достижения поставленных целей; снижать психологическую напряжённость и повышать стрессоустойчивость; улучшать отношения с другими людьми; вырабатывать оптимальные управленческие решения за счёт улучшения взаимодействия в коллективе и создания духа единой команды.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость формируется как следствие развития самоконтроля и обогащения опыта преодоления экстремальных ситуаций.

Креативность как способность к творческому решению задач, к внесению новшеств и видению элементов творчества в деятельности подчинённых важна в инновационной деятельности.

Стремление к достижению, предприимчивость способствует принятию на себя ответственности, разумному и предсказуемому риску, обеспечивает учёт обратной связи, информирующей о том, насколько успешно человек справляется с заданием.

Ответственность и надёжность.

Независимость предполагает наличие собственной точки зрения на проблему, проявление индивидуальности в сфере личных и деловых отношений. Однако независимость руководителя не должна выступать как волюнтаризм, самодурство.

Общительность. 75 % времени менеджер затрачивает на общение. По мнению Ли Якокки, способным менеджерам не удаётся карьера, если они плохо взаимодействуют с подчинёнными.

Перечисленные выше черты личности руководителя представляют собой сплав природных особенностей и воспитания. У руководителя должно быть стремление развиваться, иначе происходит разрушение уже сформированных психологических характеристик. Многое в становлении эффективного руководителя зависит от «самоменеджмента», т.е. его желания и умения развиваться. Кроме перечисленных выше черт, каждый менеджер обладает индивидуальными качествами.

Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие

Власть — возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Она характеризуется её пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используемых инструментов влияния) и объёмом (количеством объектов влияния).

Существует несколько типов власти:

  • — вознаграждающая;
  • — принуждающая;
  • — легитимная (законная);
  • — референтная (основана на симпатии, эмоциональном предпочтении);
  • — экспертная (основана на превосходстве в компетентности, специальных знаниях);
  • — эталонная (власть примера, основана на уважении).

Сохраняя личную власть, руководитель отстаивает своё направление в работе, защищает подчинённых, прилагает усилия для взаимодействия с клиентами или партнёрами. Власть позволяет ему реализовать свои цели, идеи и проекты.

Читайте так же:  Понятие и причины смешанного расстройства личности

Власть руководителя связана не только с объёмом его полномочий, но и с его авторитетом. Авторитет руководителя — важный фактор надёжности управления, его признаками являются доверие, согласие и уважение со стороны подчинённых.

Согласно Ю.П. Стёпкину, авторитет — влияние руководителя на подчинённых. Выделяют три формы авторитета руководителя:

  • 1. Формальный авторитет характеризует должностной автопортрет работника. Он обусловлен тем набором полномочий, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Обеспечивает 65 % личного влияния.
  • 2. Моральный авторитет основывается на мировоззрении и нравственных качествах руководителя.
  • 3. Функциональный авторитет зависит от компетентности руководителя и его деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности. В научных коллективах это ведущий вид авторитета.

Моральный и функциональный авторитет составляют психологический автопортрет руководителя, который выступает как результирующая его жизненных проявлений, отражает его сущность и является важным условием эффективности его работы. Профессионально несостоятельный руководитель агрессивен, особенно в отношении низкостатусных подчинённых. Низкий нравственный уровень руководителя позволяет ему распространять сплетни, манипулировать подчинёнными и запугивать их, работать ради собственного блага, не думая о благе организации.

Качества, необходимые руководителю

Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств. Эти качества большинство специалистов разделяют на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя.

Ими являются:

— высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

— широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

— стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

— умение планировать свою работу и т. п.

Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне ее доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50%.

Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались.

Здесь можно упомянуть:

Видео (кликните для воспроизведения).

— высокие моральные стандарты;

— физическое и психологическое здоровье;

— внутреннюю и внешнюю культуру;

— отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

— оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

— знание организации, способность обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;

— энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

— контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

— целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

— ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими, воспитывать их;

— стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных и т. п.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления.

На низовых, например, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних ¾ в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются способности стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Как считают специалисты по управлению, самое редкое качество руководителя на всех уровнях ¾ объективность.

Поскольку руководитель любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе внеслужебное, он должен быть хорошо подготовлен педагогически.

Наиболее ценные черты, которые хотели бы видеть работники российских предприятий у своих руководителей (по опросам 700 человек):

— забота о подчиненных (58%);

— честность, порядочность (33%);

— организаторские способности (27%);

— социальные знания (18%).

Существует ряд национальных особенностей, осложняющих развитие лидерских качеств у российских менеджеров. Одни из них объясняются культурной спецификой страны, другие обусловлены недавним прошлым российских организаций и предприятий, третьи связаны с молодостью российского бизнеса.

Среди ключевых особенностей можно выделить следующие:

— доминирование личных отношений над профессиональными. Такое положение можно считать нормальным лишь на этапе, когда компании только формируются и преданность важнее профессионализма. Но в сложившихся фирмах они служат помехой принятию оптимальных решений. Во многих российских организациях фактически сложилась альтернативная иерархия, построенная на личных связях и зачастую противоречащая требованиям дела;

— неумение работать в команде, которое сегодня становится препоной особенно в таких организациях, как юридические и консалтинговые фирмы, научно-производственные компании;

— чрезмерный контроль и нечеткое распределение обязанностей, порождающие хищения и коррупцию на разных уровнях;

— отсутствие опыта и культуры персонала, упор на финансовые способы стимулирования сотрудников и недостаточное внимание к другим, не менее действенным факторам мотивации ¾ причастности к общему делу, эмоциональной привязанности к работе или команде и т. д.

Исследовать личные и деловые качества руководителя позволяет методика графического профиля, которая состоит в том, что эксперты (вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные) по 5-балльной шкале оценивают частоту проявления качеств, приведенных в списке или сформулированных самостоятельно.

Затем строят график, на котором по горизонтали откладывают факторы оценки, а по вертикали ¾ верхние и нижние ее границы. В их рамках выделяют: суперзону, перспективную, потенциальную и номинальную зоны.

Для определения верхней и нижней границ могут использоваться максимальные и минимальные для данной совокупности изучаемых руководителей оценки качеств, а для внутренних границ зон ¾ усредненные (расчеты ведут с точностью до 0,1 балла). На общий график накладывают индивидуальные профили оцениваемых руководителей, что облегчает их сопоставление.

Читайте так же:  Зимняя депрессия

Приведем список возможных факторов оценки:

— Ответственность, Честность и добросовестность;

— Чуткость и внимательность к людям Чувство нового;

— Самокритичность, умение прислушиваться к критике Умение наводить и поддерживать дисциплину в коллективе;

— Личная дисциплина, Трудолюбие;

— Умение планомерно вести работу, Способность видеть перспективу;

— Умение воздействовать на окружающих, Умение учить и воспитывать;

— Знание техники, технологии, экономики, Умение подбирать кадры;

— Умение создавать сплоченный коллектив, Умение контролировать;

— Умение управлять в сложных ситуациях, Целеустремленность;

— Умение коротко и ясно говорить, Умение писать деловые письма;

— Умение быстро принимать решения Умение слушать.

Данные обследований дают следующие характеристики идеальных руководителей (в порядке убывания значения):

Необходимо отдельно сказать о специфике проявления деловых качеств у женщин. Они, как правило, хуже мужчин адаптируются на руководящих должностях ввиду необходимости сочетать сложные условия деятельности, ненормированный рабочий день и домашние заботы.

Кроме того, женщины в целом менее психически устойчивы, независимы, инициативны, смелы, способны контролировать себя, преодолевать трудности, раньше уходят на пенсию.

Часто хорошо подготовленная в профессиональном отношении женщина не может приспособиться к стереотипу управления, скроенному по мужской модели и предполагающему в качестве позитивного образца наличие сугубо мужских качеств ¾ жесткости, напористости, авторитарности, склонности к обезличенному управлению, нравственному аскетизму. В этой ситуации женщина должна сломать себя и принять противоречащую ее природе модель поведения (это и делали первые женщины-руководители), что сказывается на привычном для нее образе жизни, или предпринимать огромные усилия для утверждения женского стиля управления. Современное поколение женщин-руководителей уже вырабатывает собственные подходы на базе своего опыта.

Поэтому женщины чаще довольствуются средними постами или руководят небольшими организациями (подразделениями) с простой структурой.

Но в любом случае женщины, занимающие руководящие должности, существенно отличаются от женщин в целом (мужчины-менеджеры более типичные, чем женщины, представители своего пола). Они должны иметь больше достоинств и меньше недостатков, уметь управлять подчиненными, быть более требовательными, чем мужчины, чтобы быть успешными.

Основные характеристики сильных менеджеров российских фирм:

— сознательный поиск контактов с сотрудниками на рабочих местах;

— стремление повысить свой авторитет;

— сохранение независимости в суждениях и действиях;

— стремление создать работоспособный коллектив и опереться на него в работе;

— умение блокировать вмешательство высшего руководства;

— неумолимость требований о выполнении собственных рекомендаций;

— стремление выработать собственную позицию;

— умение правильно распределять обязанности;

— стремление иметь ясные цели работы и развития;

— отсутствие попыток уклоняться от принятия решений;

— умение добиться единого образа мышления и действий.

К признакам слабого руководителя относят:

— неспособность оценить проблемы и предугадать развитие ситуации; поставить цели;

— использование стереотипных подходов;

— завышенная самооценка, стремление к самоутверждению любой ценой;

[3]

— попытка все делать самому: участвовать во всем, делать одновременно несколько дел, из-за чего вечно не имеет времени;

— работа допоздна, по 10-14 ч, часто без выходных;

— заваленнность бумагами, многие из которых не прочитаны и бессистемно разбросаны на столе;

— откладывание решений на завтра или принятие скоропалительных решений;

— бесконечный поиск лучших решений вместо правильных;

— представление действительности в черно-белом цвете; склонность делать из мухи слона, много внимания уделять второстепенным вопросам;

— стремление избавиться от ответственности и свалить вину на других; поиск козла отпущения;

— проявление излишних эмоциональных реакций и проч.

Основами успеха руководителя считаются:

— заинтересованность и творческая позиция;

— умение сотрудничать, мотивировать подчиненных;

— умение видеть главное;

— готовность к изменениям и управлению ими;

— способность управлять собой и своим временем;

— готовность поддерживать контакты с подчиненными;

— независимость в суждениях и действиях;

— наличие собственной позиции в отношении цели работы и развития;

— умение правильно распределять обязанности;

— готовность брать на себя ответственность за принятие решений, риск;

— умение создать команду и проч.

И. В. Головнева приводит следующие факторы, влияющие на успех женщин-руководителей.

В заключение надо сказать об имидже руководителя. Его формируют обстановка кабинета, одежда, внешность, поведение, аккуратность, вкус и т. п. Все они в определенном роде представляют собой символы, которые должны соответствовать делам и положению фирмы.

В служебных помещениях лучше подчеркивать равенство: например, в приемной стулья располагать в ряд, а не друг напротив друга, не увешивать кабинет фотографиями начальства и наградами, ибо это создает представление об иерархичности организации и идеологизированности ее внутренней жизни.

Подчиненным импонирует руководитель, признающий ошибки, не пытающийся уходить от ответственности, смело принимающий решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9746 —

| 7373 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. — М.: Издательство политической литературы, 2016. — 320 c.

  2. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  3. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.
Главные качества руководителя и психология управления людьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here