Характер личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Характер личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Характер, который мы выбираем

Девушки с сильным характером были всегда.
скачать видео

У человека может быть несколько характеров, для разных ситуаций.
скачать видео

Характер в узком смысле слова (и в повседневной речи) — естественные для человека особенности его поведения, делающие его ситуативно легким или трудным для других.

Если вас предупреждают: «Это человек с характером!», вы должны быть готовы к тому, что вам с ним может быть нелегко. Характер — это «острые углы» человека.

Сильный характер — способность человека проявлять свою силу: настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.

«Уперся… Характер!» » У него характер!» — значит «У меня сильный, жесткий характер». «Мягкий характер» — синоним «нет характера». Смотри Сильный характер и Нормальный характер

В более широком значении слово «характер» используется как синоним термина «психотип». В этом случае характером называют совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека в определенной ситуации.

Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть.

Характер можно определить и как совокупность поведенческих черт и особенностей, позволяющая предсказывать поведение человека. Все черты характера можно разделить на три группы — хорошие черты характера, проблемные черты характера и черты, которые нельзя уверенно отнести ни к хорошим, ни к проблемным. Их точнее называть — особенности характера.

Черты характера говорят нечто о человеке как организме, а не человека как личности. Черты характера отражают то, как действует человек в той или иной ситуации (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения)↑.

У человека может быть несколько характеров, для разных ситуаций. Иногда это отражается понятием настроение: в одном настроении у нас один характер, в другом настроении — другой. Любой совершенно человек в разных ситуациях ведет себя то более открыто и жизнерадостно, то более жестко, то более уверенно. Другое дело, что происходит это зачастую инстинктивно (читай по шаблону) и не очень осознается.

Основу характера (черты характера) составляют динамики, воля и привычки. Динамика — это рисунок действий, прочерченный непроизвольной ситуативной мотивацией. Как отреагирует человек в ситуации нападения: растеряется и заплачет? Драпанет что есть мочи? Пойдет навстречу обидчику? В зависимости от сработавшей в человеке динамики люди по-разному определят его характер: «боец», «трус», «баба». Воля — способность собирать силы, чтобы добиваться своих целей. Человек волевой — человек с характером. Человек безвольный и человек бесхарактерный — практически синонимы. Привычки — сложившиеся со временем шаблоны поведения, окостеневшие повороты живого характера. «Посеешь привычку — пожнешь характер».

Выраженность характера — особая характеристика. По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние («нормальные», с тем или иным Акцентуация характера) и выходящие за рамки нормы (характер Психопата). Типологии характеров делали К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко, А.П.Егидес и другие. См.→

Какой характер у вас и можно ли его исправить? Здесь, на Психологосе, вы можете за 12 минут пройти уникальный тест «Какой у вас характер?» и получить подробное описание 120 черт своего характера. Любопытно: чем более развит человек, тем более он похож в своих сильных сторонах на других развитых людей. В его характере в обязательном порядке выражены такие особенности, как позитив, конструктив, ответственность, воля и энергия — и далее по списку все стандартные сильные стороны характера. Так же, как и у других развитых людей, у него отсутствуют проблемные черты, и в этом смысле все развитые люди похожи друг на друга. Развитые люди отличаются только особенностями — чертами, которые нельзя отнести ни к сильным, ни к проблемным. Действительно, склонность к соперничеству — это хорошо или плохо? Когда как.

Откуда берется характер?

Характер складывается (или куется, осознанно строится) в процессе жизни личности из четырех источников: генетика, воспитание, влияние окружения — и собственный выбор человека. Что касается генетики и всего, что называют врожденным, то характер действительно может иметь генетическую основу и передаваться по наследству. Однако важно помнить: гены определяют только склонность человека к чему-то, а не предопределенность его поведения. Характер — не только врожденное, но и приоберетенное. Важнейшим в формировании характера является воспитание, причем приобретать черты характера человек начинает уже ребенком — но сначала неосознанно. Дети формируют себе характер, подбирая с младенчества средства влияния на родителей. Родители формируют характер детям, подкрепляя определенные способы поведения. Как правило — неосознанно подкрепляя. В более старшем возрасте приобретение и обновление черт характера — может происходить и осознанно и нет. Полезно считать, что характер — это в первую очередь наши привычки, и тогда взрослый человек сам может и должен отвечать за свой характер.

Есть хорошая фраза: «После тридцати лет каждый человек отвечает за свое лицо». Верно, еще в большей степени каждый взрослый человек отвечает за свой характер. То, что характер изменить нельзя — это миф. Характер не является жесткой системой, он определяет только склонность поступать так или иначе. Свой характер можно корректировать, свой характер можно менять, своим характером можно управлять. а когда-то — и просто выбирать свой характер под требования той или иной ситуации.

Подчеркнем: у сильного и развитого человека, у человека-личности, его характер — это его выбор.

Академический взгляд на характер представлен здесь

Характер в практической психологии

Как реагировать на запрос «исправить трудный характер»? Может ли консультант помочь клиенту исправить чей-то трудный характер? См.→

Характер личности и его формирование

Понятие «характер» многолико, хотя, пожалуй, оно является одним из наиболее часто употребляемых в повседневной жизни. В психологии существуют разные взгляды на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях.

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, проявляющиеся систематически в различных ситуациях.

Читайте так же:  Боюсь рожать

Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

– по отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

– по отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность);

– по отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм).

Характер формируется на основе темперамента, во многом формируется под влиянием окружающей человека социальной среды, определяет содержание поведения и деятельности. Характер человека – всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. К примеру, классификация немецкого ученого К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. По наблюдениям К. Леонгарда, у 20–50 % людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип. Его можно узнать по склонности к чрезмерно повышенному настроению, оптимизму. Склонен к позерству, непостоянен в профессиональных интересах. Авантюрист по натуре. растрачивает богатый от природы потенциал неэффективно.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, апатичностью. Работу на скорость не любит, но относится добросовестно. Плохо адаптируется к обстановке, к новым людям. К лидерству не стремится, ценит дружбу. Борец за справедливость.

Циклотимный тип. Характерна неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций. Колебания работоспособности, энергии и настроения приводят к работе рывками.

Демонстративный тип. Выделяется стремлением быть в центре внимания, склонен к бахвальству, стремлению к яркому, экстравагантному. В работе склонен уходить от решения неотложных вопросов, симулировать недомогание, строить интриги. Устремлен к руководящим должностям и престижным профессиям.

Педантичный тип. Настроение ровно. Твердо придерживается усвоенных правил, традиций, взглядов. В работе сверхточен, аккуратен и обязателен. Смысл его жизни – порядок. Сам он – «человек – инструкция». Трудно переключается с одного занятия на другое.

Застревающий тип. Часто предан одной навязчивой идее, ради которой способен на самопожертвование. Долго помнит обиду, склонен к мести. Может злоупотреблять властью и терроризировать сотрудников. В работе любит, когда ему подражают, признают и подчеркивают заслуги.

Тревожный тип. Человек с заниженной самооценкой. Перед всем новым теряется. Инициативу не проявляет. Осторожен. Работает по указке. С людьми дружелюбен. Болезненно переносит насмешки.

Возбудимый тип. Раздражителен, склонен к приступам гнева, импульсивен. В состоянии эмоционального возбуждения может нагрубить, применить «рукоприкладство». Поведение его предсказать трудно. Часто – любитель крепких напитков, обильный еды. В нормальном состоянии энергичен, деловит, добросовестно исполняет свои обязанности по работе, хороший семьянин.

Эмотивный тип. Ему свойственно желание помогать другим, сострадание, сочувствие, тактичность. Беззащитен перед хамством. Его работоспособность зависит от настроения. Исполнителен, обладает чувством долга.

Экзальтированный тип. Обладает высокой контактностью, влюбчивостью. Могут быть конфликтными. Трудно дается работа с элементами монотонии, повторяемости. Инструкции вносят дискомфорт в его деятельность. Ему свойственны несдержанность чувств, эгоизм, слезливость.

Экстравертированный тип. Словоохотливый человек, легко идущий на контакт. Имеет много друзей, знакомых и «нужных» людей. Находится под сильным влиянием окружающих, которые часто формируют его мнение. Любит развлечения, внешние эффекты.

Интровертированный тип. Погруженный в свой внутренний мир человек, отгороженный от других своими мыслями и переживаниями. Чрезвычайно раним и обидчив. Зачастую его рассуждения не соответствуют реальности. Принципиален.

Личность может обладать либо одним доминирующим типом акцентуации, либо несколькими равноценными.

Характер личности

Характер

– это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных), которые обусловливают особенно­сти его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Знать характер человека – значит правильно и четко воспринимать те существенные его черты, которые с определенной ло­гикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

Несмотря на то что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты характера связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В то же время в структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные черты, которые являются общими для всех людей:

целенаправленность (она выражается в идейной целеустремленности поведения человека, в том, что мотивы, побуждающие его к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью его жизни);

инициативность (представляет собой способность человека к самостоятельным волевым проявлениям, выраженная в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на их достижение);

активность, т. е. сложная черта характера, проявляющаяся в деятельном отношении человека к труду;

дисциплинированность (эта черта характера выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным пра­вилам и требованиям долга);

решительность (она выражается в способности человека принимать самостоятельные решения и неуклонно проводить их в действия, связанные с трудностями или опасностями);

стойкость (эта черта характера выражается в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели);

мужество (отсутствие страха перед препятствиями и опасностями);

выдержка (способность переносить большие напряжения, преодолевать чувство усталости, терпеливо переносить боль);

упорство, воля к победе (стойкие люди не отступают перед неудачами, наоборот, временные неудачи только еще более пробуждают их энергию и стремление к победе).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятельность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

Читайте так же:  Ужасный конец или ужас без конца перверзный нарциссизм

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8548 —

| 7050 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Характер личности

Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.).

История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более

специальном. В широком смысле характер – это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А.Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. Б.Ананьев к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий. Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер – это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер – это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер – это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся

эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и

позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом – это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Г. Олпорт отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и

отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер – это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» , из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на

протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних попыток

являлась та, которую предложил в начале ХХ века немецкий психиатр и психолог

Э.Кречмер. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега

[3]

У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются

случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие проявлять и строить типологию характеров.

[2]

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одной из наиболее известных классификаций является типология характеров,

предложенная немецким ученым К.Ленгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

20. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В. С. МЕРЛИНА

Видео (кликните для воспроизведения).

Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.

Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.

Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Что такое симптомокомплекс и каковы его параметры?

Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойст-вами личности (по сути – это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Действительно, коль скоро отношения личности социально-типичны (вспомним параметры устойчивости и постоянства), то и симптомокомплекс социально-типичен.

• объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;

[1]

• сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);

Читайте так же:  Почему постоянно хочется спать

• устойчивость – пластичность отношений личности.

Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности.

Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно.

Никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека – выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные.

В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – много-многозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно -социального к биологическому.

Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.

К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.

Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.

Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.

Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.

I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:

• свойства нервной системы (нейродинамические).

П. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:

• психодинамических свойств (свойств темперамента),

• психических свойств личности.

III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:

• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,

• социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10167 —

| 7211 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Личность и характер

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется», он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается», он осуществляет выбор. Смотри Хочу и надо

В личности есть вертикаль , в характере есть только горизонталь.

Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Черты характера отражают то, как действует человек (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения)↑. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Например,

При характеристике шизоидов Э. Кречмер перечисляет такие формальные, т. е. не зависящие от направленности поведения, свойства (свойства характера), как необщительность, сдержанность, серьезность, боязливость, сентиментальность, и, с другой стороны, гораздо более содержательные, мотивационно-личностные черты: «стремление осчастливить людей», «стремление к доктринерским принципам», «непоколебимая стойкость убеждений», «чистота воззрений», «настойчивость в борьбе за свои идеалы» и т.п. Первое — характер, второе — личность.

Характер — база (а когда-то обоз или баласт) для слабой личности и инструмент в руках сильной. Смотри Ядро и периферия личности

Личность можно развивать, характер можно только укреплять. Характера может не быть, характер может появиться, характер можно укреплять — но об уровнях развития характера не говорят. Об уровнях развития личности говорить естественно.

Оценки личности и характера

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером.

Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Характер и личность — далеко не одно и то же.

Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [25, с. 267].

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Влияние характера на личность

Эпилептики часто – угодливые ханжи. Почему?

С. Я. Рубинштейн объясняет это тем, что по характеру эпилептики гневливые и злобные. Получая в ответ на частые аффективные вспышки законные «возмездия» от сверстников и взрослых, ребенок с таким характером ищет способы самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей злобности и вспыльчивости угодливым поведением.

Читайте так же:  Как правильно соблазнять мужчину в домашних условиях, на работе, в интернете

Гипертимы – активные и сильные, взрослые с ними часто не справляются. Результат? Среди них много не вполне социальных людей. Напротив, тревожный сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Влияние личности на характер

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии «снимает» характер.

Каким характером обладает герой романа князь Мышкин? Трудно сказать. Князь, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его «идеологию». Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского — это образ личности в чистом виде. Вот почему трудно определить его характер: он полностью превзойден и «отменен» личностью.

Развитая личность использует свой характер, когда ей это нужно, и отменяет свой характер, когда он ей мешает. Смотри Управляемый характер

Выраженность характера и уровень развития личности

Быть трудным для других — благо, когда эта способность в руках развитой личности, и проблема, если это касается массовой личности.

Характер и личность

Самый яркий исследователь темперамента и характера – это не психолог, это философ – Кант.

Суть кантовской концепции характера состоит в том, что есть дифференциальный подход. Вы можете считать, что характер есть у каждого (поскольку у каждого есть темперамент, а характер – это видоизмененный темперамент). Кант: характер – есть достоинство человека. Характера может и не быть. Темперамент есть, а характера нет.

Надо пояснить, а пояснение довольно простое. Если в первом случае характер – производная от темперамента, то во втором – характер – производная от развития, от личности. Характер рождается и формируется вместе с личностью.

А можно сказать и по-другому. И мы даем определение: характер – это форма поведения, которая необходима для сохранения имеющейся структуры мотивов.

Т.е., извините меня. характер создается вместе с личностью. Какие функции он выполняет? Защитные функции! Если мы когда-то говорили: личность родилась, установилась структура мотивов – должна быть форма, которая эту структуру мотивов призвана сохранять.

Есть варианты. И разведем эти варианты. Мы привыкли: на одном полюсе – отсутствие характера. Кант здесь упоминает. А это значит, что субъект подвержен любым случайным внешним влечениям.

Противоположный полюс – жесткий, ригидный характер. И всегда скажем: ради чего? В одной из книжек М.М.Бахтина, посвященной Достоевскому: возьмем черту характера – скупость. скупого рыцаря у Пушкина. Эта скупость напоминает врожденную черту. и мы не знаем, ради чего она возникла.

Как только говорим о взаимоотношении характера и личности. Плюшкин. Это, говоря словами Теплова, – псевдоскупость, скупость ради идеи. Как было у Аркадия Долгорукова («Подросток»): деньги правят миром. Становится скупым против своего темперамента.

Псевдоскупость требует преобразования природных условий, преобразования своих природных нужд. Характер выполняет защитные функции. Характер – это форма поведения.

То, что Адлер характером называет индивидуальный жизненный стиль – говорили.

Чтобы приблизиться к девятой теме, мне хотелось бы упомянуть еще одного оригинального автора, которого мы не называли. Это – ученик Фрейда Вильгельм Райх. Он имел довольно странную личную судьбу. В отличие от всех учеников Фрейда, он считал, что тот мало внимания уделяет сексуальной энергии. Райх – основатель телесноориентированной терапии. (Наши взгляды к восточным практикам – правильно называть неорайхианством.)

В качестве забавного, но поучительного заключения. Что такое характер по Райху? Продолжаем оставаться в теме «характер и личность», но говорим об организме.

Характер – защитный мускульный панцирь, скованность мышц. И Райх, посматривая на Восток, – начинает представлять. Характер здесь в интерпретации Райха суть излишняя защита. Это – интерпретация второго полюса. Это – ригидный характер. И тогда нужно (слова Райха) распускать защитный панцирь. Глаза – пустой взор, когда непонятно, смотрит ли на вас человек. вытаращивает глаза, двигать ими произвольно.

Ну, а в самый конец. чтобы закончить восьмую тему.

Есть приятель – И.В.Вавилов (заканчивал позже) – внук С.И.Вавилова. предложили работать в лаборатории психологии личности Института психологии АН.

В.В.: Что ты изучаешь?

И.В.: Я сейчас изучаю крикотерапию.

В.В.: И какие там теоретические положения?

И.В.: Какие там теоретические положения! Что такое крик? Это распускание защитного панциря по Райху в области рта.

Исполнение ролей в фильме ужасов: ну и, положим, здесь за окном появляется чудовище. Надо крикнуть так. (кричит). А если маньяк-убийца с огромным ножом – так (и она кричит). Такое поведение и является установлением нормальных соотношений между характером и личностью.

Характер как элемент личности

Что представляет собой понятие характера? Характер – это уникальная качественная характеристика, которая объединяет в себе все постоянные и устойчивые свойства психики индивидуума. определяя тем самым все рамки особенности поведения и реакций данного человека.

Характер как элемент личности – сложная структура из всех ее свойств и качеств, которые так или иначе отражаются в поведении, деятельности в различных сферах жизни, реакции на те или иные события, перемены. Говоря иными словами, данный элемент является определяющим для образа жизни индивидуума.

Следует отметить, что характер человека формируется на протяжении всей его жизни. Несмотря на то, что множество факторов может быть заложено еще в раннем детском возрасте, на дальнейшее развитие или даже изменение в характере могут повлиять различные события или жизненный опыт.

Связь между характером и личностью выражается в различной деятельности субъекта, при этом обуславливая такое понятие, как типичную модель поведения.

Личностные черты характера

Под чертой характера принято понимать некоторую постоянную, то есть стабильно существующую и неизменную стереотипную модель поведения. Как правило, личностные черты характера подразделяют на первичные, основополагающие и второстепенные.

Читайте так же:  Как выстроить границы от манипуляций в общении

Первичные черты также часто называют ведущими, поскольку их отличительным свойством является главная роль в определении общего комплексного развития всего характера. Второстепенные же черты и их специфика всегда зависят от ведущих.

При этом именно ведущие черты позволяют в своей совокупности судить о характере индивидуума, выразить наиболее главные его проявления. Следует, однако, отличать черту характера от любой реакции на то или иное событие.

Имеется в виду, что любая реакция индивидуума на события в окружающей среде является проявлением его отношения к данному событию, тем не менее, не каждое отношение представляет собой отражение черты характера.

Все зависит от условий существования. К примеру, пребывая в той или иной ситуации, которая вызывает раздражение и беспокойство, индивидуум может отреагировать на нее вполне агрессивно, однако это не будет подразумевать тот факт, что он является злобным человеком по своей натуре.

Специалисты выделяют в структуре характера четыре общих групп черт, которые различаются между собой отношением к конкретному субъекту:

  • Определяющие основу личности. Это группа черт характера, которые формируют собой «стержень» индивидуума. Это своеобразное отражение его волевой способности, поведения во внешней среде. К ним зачастую относят храбрость или трусость, честность или неискренность, принципиальность или же малодушие.
  • Определяющее отношение к другим людям. К данной группе относятся те черты характера, отражением которых служит реакция субъекта на окружающих его людей, их поведение, решения и поступки, социум в целом. Сюда можно отнести уважение или презрение, доброта или же озлобленность, эмпатия или же замкнутость.
  • Определяющее отношение к собственному «Я». Более сложная группа черт характера, отражение которой заключается в отношении индивидуума к своему собственному объективному образу. Сюда можно отнести гордость, заносчивость, самокритичное отношение, честность перед собой или лицемерие, тщеславие.
  • Определяющее отношение к деятельности или труду. Они выражаются в активности или бездействии индивидуума, его трудолюбии или лени, ответственности или же халатности.
    Также некоторые специалисты выделяют дополнительную группу черт характера, которая выражается в отношении субъекта к вещам. Примером может служить аккуратность или выраженная неряшливость, безразличие.

Следует также отметить, что в настоящее время принято различать нормальные или же аномальные черты характера, часто также именуемые как патологические. Если судить поверхностно, то к нормальным проявлениям характера склонны люди со здоровой психикой и не перенесшие какие-либо заболевания.

Аномальные черты характера проявляются, как правило, только у людей с серьезными психическими заболеваниями или расстройствами. Тем не менее, одинаковые по своей природе черты личности могут быть в одно время и нормальными, и патологическими.

При этом они также способны переходить из одной формы в иную. Хорошим примером служит такая черта характера как подозрительность. Разумеется, нет ничего плохого или «ненормального» в некоторой доли подозрительности и недоверия, которая может быть присуща большинству из нас и проявляться в действительно подходящей для этого ситуации.

Тем не менее, когда данная черта становится слишком выраженной и. по сути, неадекватной, можно уже говорить о ее аномальном проявлении, то есть о паранойе.

В сущности, отношение человека к тому или иному виду деятельности может вполне определятся его взаимоотношениями с другими людьми в аналогичной сфере. Так общение с другими индивидуумами может порождать вдохновение, активность, рационализацию, или же привести к постоянному напряжению, неустойчивости, низкой продуктивности в деятельности и снижение инициативы.

При этом стоит отметить, что взаимоотношение с окружающими людьми, а также отношение к тому или иному роду деятельности в любой сфере жизни, определяют формирование и специфику отношения индивидуума к своей собственной объективной личности. Создание и развитие адекватной функции самосознания во многом зависит от общения с окружающими людьми, успеха во взаимоотношениях, понимании людей, их отношения к индивидууму.

Важным фактором является также то, что при смене рода деятельности индивидуум пересматривает не только свои методы, приемы действий, личный опыт. Также в масштабном размере сменяется его самосознание себя в роли абсолютно нового деятеля.

Особенности личностного характера

Важным свойством характера как элемента личности является его определенность. Стоит, однако, помнить, что это не подразумевает какую-либо жесткую систему иерархии черт, где одна из них является основной и своей спецификой определяет все дальнейшие.

Главенствовать могут одновременно несколько черт характера, определяя уникальность личности не по одиночку, а своей совокупностью. При этом они могут не противоречить, но также и противоречить друг-дружке.

Если у человека отсутствует ряд четко выраженных особенностей характера, его черт, которые регулируют или даже обеспечивают «равновесие», то именно в такой ситуации характер может наблюдаться отсутствие определенности характера. Особенности личностного характера также во многом зависят от системы моральных ценностей и убеждений индивидуума.

Данный набор специфических особенностей черт характера всегда связан с устойчивыми и глубокими интересами человека. То есть, если у индивидуума достаточно поверхностные и неустойчивые интересы, это, как правило, выражается также в недостатке цельности, отсутствии самодостаточности и самостоятельности.

Также наблюдается и обратная связь – цельность и целеустремленность человека всегда выливается в глубокие и стойкие интересы, убеждения. Тем не менее, стоит отметить, что сходство интересов, убеждений и их выраженности не подразумевает масштабное сходство характера двух индивидуумов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы более точно раскрыть для себя характер и особенности личности необходимо обратить внимание также на привязанности этого человека, его досуг. Эти детали могут помочь открыть новые грани индивидуума, его нравственную специфику.

Источники


  1. Ричард, Витфилд. Анни Лайоннет Как выйти замуж и остаться там. Великолепные отношения. Управление эмоциями. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись (комплект из 4 книг) / Ричард Витфилд. Анни Лайоннет, И. А. Удилова. И. И. Петрова Петрова, Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 658 c.

  2. Нескуба, И. Б. Почему уходят мужья? Анатомия замужества и одиночества / И.Б. Нескуба. — М.: Феникс, 2005. — 256 c.

  3. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.
Характер личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here