Идиотизм как отсутствие интеллекта

Сегодня мы рассмотрим тему: "Идиотизм как отсутствие интеллекта" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Идиотизм как отсутствие интеллекта

Интеллект – это способность воспринимать информацию в единицу времени.

Высшие психические функции (когнитивные): речь, мышление, предметное восприятие (гнозис) и целенаправленные действия с предметами (праксис).

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110.

Когнитивные расстройства

Наиболее значимые в клинической практике когнитивные расстройства: афазия, аграфия, алексия, акалькулия, апраксия, агнозия.

Афазия — нарушение речи с полной или частично утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться речью для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга без расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Аграфия — приобретенное нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Алексия — приобретенное расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко наблюдается изолированно.

Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария.

Апраксия — нарушение целенаправленных действий и двигательных навыков при сохранности составляющих их элементарных движений.

Агнозия — отсутствие узнавания и понимания раздражения, поступающего как из окружающего мира, так и из собственного организма, при условии сохранения чувствительности и сознания. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную агнозию и аутотопагнозию. Как правило, при нарушении гнозиса определенной модальности включение других сенсорных каналов позволяет распознать объект.

Виды нарушения интеллекта

Различают деменцию (слабоумие) и олигофрению (малоумие).

Олигофрения (умственная отсталость) — это патологических состояния, характеризующееся наличием врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Деменция (слабоумие) — утрата ранее приобретенных интеллектуальных способностей.
О деменции можно говорить, когда есть нарушение памяти и, по крайней мере, еще одной из когнитивных функций: восприятие (гнозис), внимание, счет, речь, мышление.
Деменция встречается при органических поражениях головного мозга, шизофрении, эпилепсии.

Органическое слабоумие — может быть диффузным, тотальным, или парциальным, лакунарным.
Тотальное слабоумие — стойкое снижение всех интеллектуальных функций, слабость суждений, отсутствие критики к своему состоянию.
Частичное слабоумие — характеризуется выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функции страдают вторично.
Шизофреническое слабоумие — апатическое или атактическое — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время, как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
Эпилептическое слабоумие — значительное снижение памяти и изменение мышления, когда человек не различает главное и второстепенное.

Брадифрения и другие расстройства интеллекта

Интеллект – это важнейшее качество человека, которое выражается в его способности к познанию и решению различных вопросов и проблем.

Эту категорию нельзя ограничить таким узким определением: интеллект включает в себя запас слов, эрудицию, умение адаптироваться к реалиям окружающей среды, способность применять полученные знания на практике, а его нарушение отображается на деятельности человека, которая при таких условиях не может быть полноценной.

Важность интеллекта и проблема его расстройства

Интеллектом называют психическое качество человека, которое выражается в способности познавать, осмыслять и решать поставленные задачи. Поскольку это понятие подразумевает постоянное обретение новых знаний и навыков, считается, что развить уровень интеллекта – это вполне вероятно. Важными качествами этой категории, которой обладает каждая личность, являются любопытство, гибкость ума, широта мышления.

Если уровень развития интеллектуальных способностей в определенном возрасте недостаточен, то речь идет о нарушении. В таких случаях говорят о врожденном или приобретенном слабоумии. Первое расстройство называют олигофренией, второе – деменцией.

Так называемая «атрофия разума» — это психиатрический синдром, при котором индивидуум теряет способность осознавать причинно-следственные связи происходящего с ним и вокруг него, делать умозаключения, формировать суждения о событиях и волнующих происшествиях, чувствах, ощущениях.

Причины патологических процессов

Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.

Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:

Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:

  • высокий уровень холестерина в крови;
  • тяжелые аутоиммунные заболевания;
  • осложнения заболеваний почек и печени;
  • алкоголизм;
  • сосудистые нарушения головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • хронические метаболические расстройства;
  • отклонения в работе эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания (хронический менингит, вирусный энцефалит);
  • тяжелые интоксикации организма (в частности — отравление тяжелыми металлами).

Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:

  • генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Альфи);
  • преждевременные роды;
  • родовая травма головы;
  • несовместимость ребенка и матери по резус-фактору;
  • бактериально-вирусные поражения мозга в раннем детстве;
  • энцефалит;
  • менингит.

Клиническая картина

Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:

  • ухудшение памяти, восприятия, внимания, мышления, речи;
  • слабость суждений;
  • неспособность к обобщению;
  • безынициативность;
  • интеллектуальная бездеятельность;
  • пассивность;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность;
  • ограниченный лексикон;
  • слабость познавательных интересов;
  • отсутствие привычки к самоконтролю;
  • проблемы с логическим мышлением;
  • узость кругозора;
  • примитивность интересов;
  • трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
  • неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
  • трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
  • такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
  • эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
  • уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
  • аутизм;
  • отсутствие и непонимание речи;
  • бездеятельность и непродуктивность.

В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.

В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.

Коррекция состояния взрослых пациентов

Основная задача при лечении нарушений интеллекта – устранить причины обратимого характера, которые повлияли на развитие патологии, а также обеспечить больному поддержку и симптоматическую терапию в случае врожденной патологии.

Читайте так же:  Проделки морфея почему человек разговаривает во сне

Устранение факторов риска – борьба с заболеваниями и патологиями, которые спровоцировали слабоумие. Так, если причиной нарушений умственной деятельности человека стали опухолевые процессы мозга, ему показано хирургическое лечение, лучевая терапия и прием химиопрепаратов. Если нарушение интеллекта спровоцировали болезни эндокринной системы больному показан прием гормонов.

В большинстве случае пациентам с нарушениями мыслительной способности рекомендуют прием препаратов, которые улучшают циркуляцию крови в сосудах головного мозга. Также при подобных отклонениях показано применение витаминных комплексов, антиоксидантов, нейролептиков.

Средства, не относящиеся к классическим методам лечения, также очень важны – как для взрослых пациентов, так и для детей. Речь идет о том, чтобы окружить человека заботой, а также обезопасить и облегчить его существование. Для этого следует:

  • подготовить и развесить на стены плакаты с распорядком дня, предметами, названия и назначения которых больной должен вспомнить;
  • постепенно вовлекать человека со слабоумием в домашние дела, которые на требуют особых умственных и физических усилий, приобщать его к занятиям спортом, прогулкам, совместному семейному отдыху;
  • говорить с больным, объяснять ему те вещи, которые здоровому человеку кажутся очевидными;
  • обеспечить безопасность человека с нарушенным интеллектом: оборудовать жилое помещение таким образом, чтобы ничто не угрожало его жизни и здоровью, предотвратить возможность вождения автомобиля больным.

Чем помочь ребенку?

Если расстройства интеллекта наблюдаются у ребенка, то требуются методы специфического обучения и социальной адаптации – олигофренопедагогики.

При вмешательстве в течение заболевания в раннем детстве возможно снизить степень потери трудоспособности вследствие нарушений интеллекта.

В целях коррекции состояния детей с нарушением интеллекта требуется разработка индивидуальной программы в каждом конкретном случае, которая подразумевает цельное обучение и воспитание ребенка. В лечении ребенка с отклонениями в умственном развитии принимают участие следующие специалисты:

  • физические терапевты;
  • неврологи;
  • педиатры;
  • ортопеды;
  • социальные работники;
  • специалисты по трудотерапии;
  • дефектологи;
  • диетологи.

Олигофренопедагогическое лечение предполагает развитие у ребенка практических способностей, которые необходимы в быту. Важно поддерживать успехи, достигнутые больным при обучении, каждодневное поощрение.

В ходе коррекции могут использоваться медикаментозные седативные препараты для подавления выраженной агрессии или гиперактивности.

Прогноз при нарушениях интеллекта у взрослых и детей неоднозначен и зависит от ряда факторов. Последствия также носят индивидуальный характер, поэтому составить общую картину таких критериев невозможно.

Если расстройство объективно имеет обратимый характер, то прогноз достаточно положителен: в этом случае изменения поддаются коррекции и, при условии своевременного и правильного лечения, ситуация может измениться в лучшую сторону. При необратимых тяжелых расстройствах вернуть способность мыслить, рассуждать и делать выводы, а также оценивать ситуации, невозможно.

Превентивные мероприятия

Чтобы предупредить развитие когнитивных расстройств рекомендуется уже с молодого возраста решать и выполнять логические и интеллектуальные задачи, расширять кругозор, интересоваться всем происходящим вокруг и касающимся различных сфер жизни.

Следует избегать стрессовых и депрессивных состояний, постоянно повышать как физическую, так и умственную активность.

Еще одна важная профилактическая мера – своевременное лечение заболеваний внутренних органов и систем, поскольку многие из них способны вызвать расстройства интеллекта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушения интеллекта делают жизнь человека неполноценной, он утрачивает способность мыслить, анализировать, делать выводы. В результате он теряет интерес ко всему, не воспринимает информацию и новые знания. Если этот процесс обратим, то с помощью лечения возможно скорректировать данное состояние. Если же он имеет необратимый характер, то человека нельзя обучить чему-либо или вернуть к нормальной жизнедеятельности.

Идиотизм как отсутствие интеллекта

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Идиотизм – это полное отсутствие интеллекта или состояние, при котором развитие интеллекта остановилось, достигнув уровня детского возраста. Идиотизм относится к психической болезни, обусловленной задержкой в развитии умственных способностей в начале первых лет жизни. Данное заболевание относят к врожденному слабоумию. Тяжелая форма патологии отмечается полнейшим отсутствием речи, мышления, снижением болевой чувствительности.

    Причины идиотизма

    Причины, вызвавшие идиотизм, могут быть различными:

    — случайное повреждение у новорожденного головы;

    — инфекционное заболевание, осложнившееся воспалением мозга;

    — генетическая предрасположенность к душевным и нервным болезням;

    — пьянство, во время зачатия;

    — болезни или нравственные потрясения будущей матери в период беременности;

    — задержка зародышевого развития мозга;

    — дурные гигиенические условия, недостаточное питание, чрезмерное укутывание головы;

    — применение водки, опия в убаюкивании ребенка.

    Симптомы и признаки идиотизма

    Врач после осмотра больного может сделать выводы о степени слабоумия и установить диагноз. Например, для врожденного тупоумия характерна задержка развития умственных способностей, однако она настолько незначительна, что эти пациенты внешне и по поведению мало чем отличаются от нормальных людей. Тупоумие – это узконаправленное мышление, принимающее узкий спектр информации и не воспринимающее спектр информации противоположного значения. К тупоумию относят ограниченность умственных способностей, которые выражаются в несообразительности, глупости, невосприимчивости.

    Идиот, страдающий тупоумием, не способен осмысливать информацию, подвергать ее анализу, производить осмысленное умозаключение и делать правильный вывод. Тупоумие обусловлено мутацией на генном уровне. У таких индивидов духовное развитие способно к незначительному прогрессу, при этом восприимчивость их слабая, а мыслительная деятельность вялая, однако у них может формироваться не существенное самосознание и они могут стать самостоятельными личностями. Ничего такого подобного не происходит при глубоких степенях идиотизма.

    Глубокая степень идиотизма отмечается неспособностью к оборонительным движениям, во время инъекций идиоты не одергивают руку, а только кричат или плачут. Другие настолько беспомощны, что самостоятельно не едят и акт питания происходит после того, как будет положена пища в рот. Третьи всю жизнь не могут выучиться управлять функциями мочеиспускания, а также испражнениями, и эти акты происходят непроизвольно. Некоторые идиоты не способны пользоваться ногами для ходьбы, однако их мышцы не поражены параличом. При ходьбе движения их рук неловки, а походка неуклюжая. Речь может отсутствовать или ограничиваться произнесением отдельных нечленораздельных звуков. У других индивидов отмечается способность к речи, однако разговор напоминает детский лепет, а отдельные буквы совсем не выговариваются. У идиотов с сохранностью речи, имеются проявления умственных признаков, однако в зачаточном состоянии.

    Читайте так же:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей советы психолога

    Определяют степень умственного развития больного, сравнивая его развитие с нормальным ребенком. Идиоты напоминают детей по развитию от одного года до четырех лет. Это сравнение позволяет лишь в общих чертах представить психическое состояние идиотов, также они еще различаются существенно по характеру. Одни малоподвижны, молчаливы, не восприимчивы к различным впечатлениям. Другие, наоборот, очень подвижны, подбирают блестящие предметы, кладут их в рот, всегда что-то бормочут, проявляют симпатию к определенным личностям.

    У третьих наблюдаются стереотипные привычки (вертятся на одном месте, качаются, засовывают палец в рот). Многим присуща подражательность. Эта подражательность проявляется в том, что на вопросы, предлагаемые им, они отвечают этими же вопросами.

    При высших степенях идиотизма речь способна быть совершенно свободной, возможно обучение идиотов письму и чтению, некоторым механическим простым работам, а также рукоделию. Такие идиоты различают предметы и людей, выполняют простые поручения, однако к дальнейшему совершенствованию они неспособны, поскольку теряются перед сложной задачей.

    У высших идиотов возникают склонности к лакомствам, интерес к другому полу, который они удовлетворяют импульсивно, не удерживаясь ни стыдом, ни нравственными побуждениями.

    К умственной бедности зачастую присоединяется нравственное извращение, склонность к обману и лжи в грубой форме. В целом идиоты безвредны и добродушны, однако в случае раздражения превращаются в злых и опасных личностей, не умеющих оценить последствия своих поступков.

    Феномены идиотии отмечаются поразительным развитием памяти в одном направлении. Некоторые личности прославились способностью производить наизусть сложнейшие вычисления, другие выделялись феноменальным музыкальным слухом, или талантом к определенному ремеслу. Известен в истории случай идиота Минда, получивший название «кошачьего Рафаэля», поскольку замечательно рисовал кошек.

    Характеристика идиотов не ограничивается только духовной стороной больных. Идиотия зачастую сопровождается физическими симптомами, например, она сочетается с параличом одной половины тела, обширными параличами или эпилептическими припадками. Нередко встречаются неправильные формы лица и черепа — асимметрия, уменьшение или увеличение головы, уродливые, искривленные формы черепа, аномалии в расстановке и неправильное развитие зубов, безобразные ушные раковины, слепота, косоглазие и другие физические недостатки. Очень часто отмечается недостаточное развитие, а также аномалии половых органов. Однако в большинстве случаях способность к половой жизни сохраняется и у некоторых больных идиотизмом женщин даже наблюдались роды.

    Традиционная психиатрия выделяет несколько стадий врожденного слабоумия:

    Первая стадия отмечается благоприятным прогнозом социальной адаптации пациента с применением корректирующих методик олигофренопедагогики, при условии, если слабоумие не отягощается социопатией. Наличие в анамнезе дебильности или олигофрении в ограниченной степени не выступает препятствием прохождения службы в армии.

    На бытовом уровне часто под признаками идиотизма подразумевают непрактичное поведение, которое не следует путать с асоциальным или девиантным. Политкорректная психиатрия рассматривает идиотизм, как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию, а не как клиническое отклонение от нормы.

    Идиотизм согласно МКБ-10

    МКБ-10 относят дебильность, имбецильность, а также идиотию к нарастающим степеням тяжести олигофрении, при этом всего выделяют четыре степени:

    — легкая — IQ 50-70

    — умеренная — IQ 35-50

    — тяжелая — IQ 20-35

    — глубокая — IQ менее 20

    [2]

    Излечению идиотизм не подлежит. Осуществляют попытки в лечении идиотов-микроцефалов, вырезая кусочки черепных костей, чтобы устранить черепную тесноту, мешающую росту мозга.

    Специалисты ограничиваются по отношению к идиотам систематическим обучением в специальных заведениях. Они редко доживают до преклонного возраста, однако при хорошем уходе их жизнь можно продлить до нескольких десятков лет.

    Идиотизм как отсутствие интеллекта

    Популярные Фобии

    • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
    • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
    • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Идиотия – это умственная отсталость, которая является самой глубокой степенью олигофрении. При тяжёлой форме характеризуется полнейшим отсутствием мышления, а также речи. Количество больных среди олигофренов доходит до 5%, а распространённость заболевания 1 случай на 10000. Зачастую, страдающие идиотией, неспособны ходить, строение внутренних органов у них нарушено.

    Характеристика идиотии включает следующие признаки: недоступность осмысленной деятельности, остановка в развитии речи (наблюдаются лишь отдельные слова и нечленораздельные звуки). Отсутствие навыков самостоятельной жизни из-за невозможности обучения и привития навыков самообслуживания. Произнесенные слова для окружающих кажутся непонятными.

    Глубокая идиотия проявляет себя в следующих действиях: больные могут царапать себе лицо, кусаться, рвать волосы, проявлять негативизм, злобность или вялость каких-либо реакций. Больные неспособны самостоятельно есть, испытывают трудности при пережевывании пищи. Всегда неопрятны, и нуждаются в систематическом уходе, а также надзоре.

    Идиотия причины

    Главной причиной в развитии идиотии выступает генетическая патология (болезнь Дауна, микроцефалия), однако существуют и другие причины: внутриутробное поражение плода по причине гормональных нарушений у будущей мамы; резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода); вирусные инфекции (токсоплазмоз, краснуха, сифилис); другие вредные факторы, имеющие место в раннем детстве: травма головы, детские инфекции, родовая травма.

    Идиотия симптомы

    Определить больного, страдающего идиотией возможно по следующим симптомам. Мышление не развито, IQ ниже 20, реакция на все происходящее и окружающее резко снижена. Больные не выделяют родственников из посторонних. Эмоциональная жизнь сводится к примитивным реакциям неудовольствия и удовольствия. Одни больные проявляют немотивированные вспышки гнева, а другие испытывают безразличие и вялость ко всему окружающему.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Идиотия у детей выявляется в раннем возрасте, поскольку они явно необучаемы. С согласия родителей детей размещают в специальных учреждениях для умственно отсталых. Количество больных среди олигофренов доходит до 5%, а распространённость заболевания 1 случай на 10000. Большинство больных малоподвижны, моторика не развита, отсутствует контроль за физиологическими процессами испражнения. У страдающих идиотией наблюдается преобладание инстинктивной жизни над осмысленной. Больные чрезмерно прожорливы, открыто занимаются онанизмом, тянут в рот несъедобные предметы.

    Идиотия обычно выражается очаговой неврологической симптоматикой. Больные зачастую неспособны отличать съедобное от несъестного. Обучаемость их резко ограничена, им сложно овладеть языком, усвоить фразовую речь и их способность ограничивается в невнятном произношении отдельных простых слов или умении отзываться на обращение. Вся их обучаемость сводится к элементарному овладению зрительно-пространственной координацией и простейшими навыками. Зачастую при идиотии обнаруживаются структурные повреждения головного мозга. Наблюдаются тяжёлые и различные неврологические симптомы, двигательные стереотипии, эпилептические припадки, пороки строения тела, дефекты органов чувств, а также внутренних органов. Прогнозы относительно длительности жизни благоприятны и больные обычно достигают 40-ка лет, однако только при хорошем уходе. Высокая смертность среди страдающих идиотией происходит от интеркуррентных заболеваний, настигающих в подростковом возрасте. Неспособность интеллектуально развиваться, проявлять по отношению к себе заботу, самостоятельно удовлетворять основные потребности, вынуждает больных постоянно пребывать в специализированных учреждениях.

    Читайте так же:  Примеры личностных качеств сотрудника для резюме

    Идиотия у детей наблюдается в резком отставании в развитии. Такие дети с большим опозданием держат голову, поздно начинают сидеть, а также ходить. При этом навыки прямохождения осваивают плохо, и выглядит это неуклюже (отмечается несогласованность рук и ног). Выражение лица имеет оттенок бессмысленности, редко с оттенком довольства, а также с гримасой злобы. Лицо у больных одутловатое, они имеют толстый язык. Страдающие идиотией способны совершать моторные акты (атетозные движения конечностями, маятникообразные движения туловищем, головой). Внешне поведение больного ничем не мотивировано, способны наблюдаться импульсивные поступки, членовредительство, агрессия.

    Глубокая степень идиотии сопровождается снижением чувствительности на боль. Больные не различают горячее и холодное, съедобное и не несъедобное, высокое и низкое, сухое и мокрое. Страдающие на идиотию не способны жить при обычном семейном укладе и их размещают в специальные интернаты.

    [3]

    Идиотия виды

    Выделяют различные виды идиотии, обусловленные причинами возникновения, а также периодами возникновения.

    Амавротическая идиотия включает общее название наследственных болезней, вызванных нарушением обмена ганглиозидов. Данный вид характеризуется прогрессирующим снижением зрения, интеллекта.

    Амавротическая врожденная идиотия обнаруживает себя сразу после рождения такими симптомами: прогрессирующая гидроцефалия, судороги, мышечная гипотония, остановка нервно-психического развития.

    Амавротическая идиотия поздняя детская, проявляет себя к четырем годам. Характерные симптомы: медленно возникающее органическое слабоумие, атрофия зрительных нервов, судорожные припадки, атаксия.

    Амавротическая идиотия детская ранняя, обнаруживается с первого года жизни прогрессирующими показателями снижения зрения, нарастающими центральными параличами, задержкой психического развития, гиперакузией.

    Амавротическая идиотия поздняя появляется уже довольно таки в зрелом возрасте. Ее признаки — это изменения личности с проявлениями органической прогрессирующей глухоты, возникновения психосиндрома, пигментного ретинитома и мозжечковых расстройств.

    Амавротическая идиотия юношеская обнаруживает впервые себя в шестилетнем возрасте снижением интеллекта, пигментным ретинитом, временными двигательными расстройствами, вялостью, нарушениями памяти, вегетативно-эндокринными нарушениями.

    Идиотия гидроцефальная появляется вследствие врожденной атрофии мозгового вещества — водянки головного мозга.

    Идиотия дизостотическая обусловлена патологией соединительной ткани, с признаками поражения костей, глаз, суставов, внутренних органов, а также нервной системы.

    Идиотия ксеродермическая является наследственной болезнью и проявляется в слабоумии различной тяжести. Симптомы: гипоплазия половых органов, пигментная ксеродермия, неврологические расстройства, малый рост.

    Идиотия микседематозная обусловлена своим появлением врожденной дисфункцией щитовидной железы.

    Идиотия моральная объединяет психические заболевания при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, однако с грубыми изъянами в эмоционально-волевой сфере, а также нравственными установками в отношениях.

    Идиотия тимическая проявляется во врожденных нарушениях функций вилочковой железы.

    Идиотия лечение

    Оказание лечебной помощи зависит от причины заболевания. Лечение идиотии носит симптоматический характер.

    Для того чтобы улучшить обменные процессы больным назначают ноотропы (Липоцеребрин, Церебролизин), Глютаминовую кислоту, витаминотерапию.

    Для понижения высокого внутричерепного давления осуществляют вливания магнезии, а также назначают Диакарб, Глицерин.

    Сильная заторможенность снимается стимуляторами (Женьшень, Сиднокарб, Китайский лимонник, Алоэ).

    Сильное возбуждении снимают нейролептиками, а при возникновении припадков используют различные противосудорожные средства.

    Идиотия — умственная отсталость в самой глубокой степени олигофрении

    Идиотия (разговорное идиотизм) – крайняя, самая тяжёлая степень олигофрении. Коэффициент интеллекта чуть выше, или ниже отметки в 20 баллов.

    Эти больные необучаемы, практически не умеют разговаривать, изредка произнося непонятные звуки, или отдельные слова.

    Мышление отсутствует, они не узнают родных и близких. Эмоциональное проявление личности ограничено выражением удовлетворения, или неудовольствием. Идиоты не способны сами за собой ухаживать. Их невозможно обучить простейшим навыкам самообслуживания, самостоятельно одеваться.

    Такие люди неукротимы в процессе поглощения пищи. Они могут есть беспрерывно, причём не отличают съедобное от несъедобного, холодное от горячего, солёное от несолёного. Зачастую они засовывают в рот даже собственные экскременты.

    Больные не контролируют органы малого таза, из-за чего всю жизнь им предпочтительней ходить в памперсах. Интересы их строго ограничены узким кругом потребностей: еда, сон, половое влечение. Они могут бесцельно, часами раскачиваться из стороны в сторону, биться головой о стену, хлопать в ладони.

    Олигофрены в такой тяжелой стадии слабоумия не умеют пользоваться столовыми приборами, жевать пищу, глотая её целиком. Для идиотии характерен сниженный порог чувствительности: эти люди могут не чувствовать боли от ударов, или ожогов. Научить их чему-либо крайне сложно.

    Умственная отсталость в стадии идиотии нередко идёт в паре с пороками внутренних органов и физическими аномалиями. У больных наличествует микро, или макроцефалия, они бывают великанами, или карликами, полнота доходит до ожирения. К этому присоединяются дефекты строения лица, врождённая патология рук и ног.

    Тяжёлые заболевания эндокринной системы, пороки сердца, неврологические расстройства – список далеко не всех напастей этого страшного недуга. Даже самая самоотверженная семья не в силах годами заботиться и ухаживать за этими несчастными, беспомощными людьми. Обычно свою жизнь они заканчивают в специальных домах-интернатах для психохроников.

    Комплекс провоцирующих факторов

    На развитие идиотии влияют 2 фактора: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), возможно их сочетание:

    1. Эндогенные: наследственные расстройства обмена веществ, мутации генов, аномалии хромосом. Идиотизм может вызвать синдром Дауна, фенилкетонурия, гаргоилизм, микроцефалия. Эти патологии наследуются по рецессивному признаку.
    2. Экзогенные: инфекционные и токсические повреждающие факторы влияния. К первым относятся такие болезни, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз. Ко второй группе: алкоголизм матери, несовместимость по резус-фактору, бесконтрольный приём во время беременности некоторых медикаментов.

    Формы и виды болезни

    Выделяют две формы идиотии:

    1. Торпидная форма. Больные обездвижены и как бы отсутствуют во времени и пространстве. Если их предоставить самим себе, они будут днями пассивно лежать в кровати.
    2. Возбудимая форма. Пациенты находятся в постоянном маятникообразном движении: раскачиваются из стороны в сторону, ритмично бьются головой о спинку кровати, или стену, механически вырывают пучки волос с головы, царапают себе лицо.

    Основные виды идиотии определяют по следующим признакам и симптомам:

    Стадии прогресса болезни

    Легкая, средняя и тяжелая степени идиотии по существу мало чем отличаются друг от друга

    Читайте так же:  Что подарить парню на 14 февраля

    При лёгкой и средней степени умственной отсталости больного можно научить самым простым вещам. У них более развита чувствительность.

    Они могут отличить холодное от горячего, высокое от низкого. Больные в состоянии элементарно себя обслужить. Они узнают родных, или опекунов, проявляя радость при их появлении. Могут строить простые предложения из пары слов, откликаться на своё имя.

    Тяжёлая степень – это полная выключенность больного из жизни. Олигофрены с глубокой идиотией с трудом передвигаются, или вовсе не умеют ходить, движения беспорядочные, нескоординированные. Они не узнают родных.

    Порог чувствительности очень низкий: они не реагируют на боль, а также на другие раздражители. Не умеют самостоятельно встать с кровати, падая при таких попытках на пол. Больные не говорят, изредка издавая только нечленораздельные звуки.

    Эта степень характеризуется глубокой инвалидностью. Как личность, человек не присутствует в социуме. Тяжёлые идиоты проводят жизнь в психоневрологических интернатах. Срок жизни- около 40 лет.

    Особенности детской идиотии

    Идиотия заметна с раннего детства. Малыши сильно отстают в психомоторном развитии. Они очень поздно начинают держать головку, присаживаться, стоять, для многих ходьба остаётся недостижимым прогрессом. Даже научившись ходить, они делают это неуклюже, часто падая и спотыкаясь.

    Эти дети не испытывают эмоций, они не плачут, не смеются, реагируют на раздражители только криком и гневом, или не проявляют никакой реакции вообще. Даже резкие звуки и яркий свет софитов не заставит ребёнка вздрогнуть, или зажмуриться.

    Если малыш положит руку на раскалённую плиту, он не отдёрнет её, а будет стоять и кричать. Низкий болевой порог, впрочем, даже чувство боли притупляет настолько, что пострадавший может её практически не чувствовать. Им неподвластны никакие формы осмысленной деятельности.

    Таких деток легко узнать на улице: у них слишком маленькая, или большая голова, дефекты строения лица: заячья губа, деформация ушей, волчья пасть, неровный ряд уродливых зубов.

    Неврологические симптомы: ассиметрия лица, косоглазие, опущение века, выражение лица бессмысленное, застывшее, рот постоянно приоткрыт, потому что излишне толстый язык не умещается во рту. Недержание мочи, кала, постоянное слюнотечение из-за затруднений с глотанием.

    Дети не учатся в коррекционных классах: это привилегия для учеников с лёгкой степенью олигофрении, родители должны обеспечить такому ребёнку уход и надзор круглосуточно. Выросшее чадо обычно не оставляют в семье из-за прогрессирующего слабоумия.

    Диагностика и тесты

    Диагностируют болезнь педиатры, неврологи и психиатры. Педиатры ставит заключение на основании наблюдения ребёнка с самого рождения.

    Неврологи и психиатры дают оценку эмоционально-психическому состоянию, уровню коэффициента интеллекта, мышления, степени развития рефлексов.

    Для уточнения степени повреждения мозга проводится МРТ и компьютерная томография. Данные этих исследований помогут поставить правильный диагноз. Дополняет картину сбор анамнеза и выявление роли наследственных факторов.

    При подозрении в идиотизме больного тестируют в трёх основных направлениях:

    • уровень развития интеллекта;
    • умение делать логические умозаключения;
    • анализ развития речи тестируемого.

    Исследование одаренности олигофрены в тяжёлой стадии не проходят.

    Фото-подборка и видео больных с идиотизмом:

    Идиотия как глубокая умственная отсталость

    Идиотия – это самая тяжелая форма олигофрении (не путать с понятием «идиотизм», разговорной формой слова). На данный момент диагноза «идиотия» нет. Равно как и дебильности с имбецильностью. Эта терминология использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). На смену пришла МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра).

    Если проводить параллель между МКБ 10 и МКБ 9, то идиотия, как стадия олигофрении, условно приравнивается к глубокой форме умственной отсталости (в отношении олигофрении). Соответственно, очень много специальной литературы с использованием «старой» терминологии. В статье будет использоваться словосочетание «больные идиоитей», но оно дано только для облегчения понимания. Следует учитывать, что диагноза «идиотия», как уже было отмечено выше, сейчас нет. Равно как и симптомы идиотии в качестве характеристики заболевания не рассматриваются. Потому что умственная отсталость не болезнь, а только одна из характеристик различных групп заболеваний.

    Олигофрения – это раннее поражение головного мозга, выражается в тотальном недоразвитии активной познавательной деятельности и нервно-психической стороны личности (сенсорики, моторики, интеллекта и эмоциональной сферы) в целом. Основной дефект при олигофрении – это недоразвитие мышления.

    Идиотия у детей проявляется сильнейшей дисфункцией центральной нервной системы. Нарушения развития при этом возникают либо в пренатальном (внутриутробном), интранальном (во время родов), постнатальном (до 3 лет) периодах развития человека. Данные нарушения характеризуются в основном недостаточностью интеллектуального развития. При идиотии уровень интеллекта находится на самом низком уровне из вообще возможных при олигофрении.

    Общая характеристика глубокой умственной отсталости

    Эта форма олигофрении видна в раннем возрасте. Больные с глубокой формой умственной отсталости живут в основном недолго, большинство не доживает до 20 лет. Жизнеспособность их очень низкая. Для идиотии характерно системное недоразвитие личности. Вообще о развитии как таковом приходится говорить весьма условно. Хотя и отрицать его как таковое также неправильно. Общий уровень развития при идиотии примерно равен уровню 2-3 летнего ребенка.

    Больные с идиотией практически полностью беспомощны. Нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Даже обучение навыкам самообслуживания практически невозможно в большинстве случаев. Лишь только ближе годам 13-14 подростки могут делать минимальные вещи: ходить в туалет (и то только под постоянным контролем) например, или умыть лицо.

    Дефект развития носит глобальный характер. Физическое развитие также нарушено, наблюдается существенное отставание в росте, весе. Часты соматические заболевания – нарушения зрения и слуха, пороки сердца, нарушения работы опорно-двигательного аппарата, больные нередко не способны самостоятельно передвигаться (прямохождение очень часто невозможно, не могут даже самостоятельно сидеть, стоять, ползать), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, кровеносной системы, нарушения пропорций туловища и конечностей, деформация черепа, недоразвитие внутренних органов и многое другое. Характерны проявления беспорядочной двигательной активности, монотонных движений (раскачиваний) и общего двигательного недоразвития. Иммунитет ослаблен, поэтому чаще других детей подвержены инфекционным заболеваниям.

    Качественная характеристика глубокой умственной отсталости

    Уровень развития ВПФ (высших психических фукций)

    Восприятие. Ограничивается только непроизвольными реакциями на внешний раздражитель. Способны воспринимать только то, что касается естественных потребностей – жарко, холодно, больно, голод и тому подобное.

    Внимание. Практически ни на что не реагируют. Крайне трудно привлечь внимание и тем более на чем-то его остановить дольше 1 минуты. Ориентировка в окружающем мире крайне затруднена, практически невозможна без сопровождения, направляющей и организующей помощи.

    Речь. Обращенную к ним речь практически не понимают. Но могут выполнять простые действия после многократно повторенных просьб, сказанным самыми простыми словами, типа «иди ко мне». Реакции поведения проявляются только на перемену интонации. Собственная речь отсутствует. Даже звукоподражание практически невозможно. Издают только бессмысленные и нечленораздельные звуки.

    Читайте так же:  Как избавиться от комплексов

    Память. Отсутствует как компонент психической деятельности. В основном не запоминают лиц, изображений и тем более, символов (цифр, букв). Хотя бывают случаи, когда больные узнают близких людей, проявляя элементарные эмоции (улыбка, гуление). Если идиотия у них не самой тяжелой степени.

    Мышление. Практически отсутствует как высшая познавательная функция. Даже простейшие операции невозможны. Осознание собственной личности отсутствует.

    Эмоции крайне уплощены. Больные адекватно не реагируют на окружающие события. Их эмоции вообще не связаны с внешними раздражителями. Они не могут расстраиваться или радоваться. Не плачут, не смеются. Не знают что такое сострадание, жалость, любовь или ненависть. Не проявляют сложных эмоций как таковых. Так как для их проявления и формирования необходим определенный уровень умственного развития. К волевой деятельности, по этой же причине, не способны в принципе.

    Часты импульсивные и неосознанные эмоциональные реакции, аутоагрессия (агрессия направленная на самого себя) – бьют или щипают себя, например. Могут швыряться в окружающих различными предметами без видимых причин, ударить или толкнуть. На порицание никак не реагируют. Могут проявлять излишнее сексуальное возбуждение, выражающееся в бурном и безудержном онанизме. Извращенное обжорство, больные порой поедают даже собственные экскременты. Если основные потребности не удовлетворены (голод, например), то проявляют агрессию, громко кричат. Наевшись, становятся благодушными и на время успокаиваются. Нравственные нормы не доступны для понимания.

    Умственная отсталость может иметь экзогенную природу – обуславливаться патологическим воздействием внешних факторов и эндогенную – обуславливаться воздействием внутриутробных вредностей и наследственной природой (хромосомными нарушениями) на развитие плода.

    Генетические нарушения, сочетающиеся с глубокой умственной отсталостью

    Синдром Дауна. Основной характеристикой является хромосомная аномалия. Синдром Дауна назван в честь врача, описавшего это заболевание. В данном случае, рассматриваются случаи, когда синдром Дауна сочетается с низким уровнем развития интеллекта. Не стоит забывать при этом, что наличие у человека синдрома Дауна не всегда означает наличие интеллектуальной недостаточности. Стоит также учесть, если синдром Дауна сочетается с умственной отсталостью, то в 20% случаях это именно глубокая умственная отсталость.

    Синдром Клайнфельтера. Это заболевание, характеризующееся нарушениями работы эндокринной системы. Заболеванию подвержены мужчины. Внешне эти больные отличаются диспропроциональными конечностями (излишне длинными). Они бесплодны. И очень высокого роста. Но глубокая умственная отсталость при этом заболевании все-таки не часто встречается.

    Синдром Шерешевского Тернера. Данному заболеванию, наоборот, подвержены исключительно женщины. Причем здесь наблюдается как умственное, так и физическое недоразвитие различных форм. Умственная отсталость при этом может быть от легкой формы до самой сильно выраженной (глубокой).

    Амавротическая идиотия или болезнь Тея Сакса. Обусловлена патологической наследственностью, выражается в расстройстве жирового обмена на уровне нервной системы. Характер распространения со временем приобретает тотальный характер. Одним из первых поражается орган зрения, возникают нарушения двигательной сферы, интеллектуальное развитие останавливается, а потом резко и стремительно идет в обратную сторону. Заболевание смертельное. Если амавротическая идиотия (болезнь Тея) возникает в детском возрасте, то ребёнок редко доживает до 3 лет. Бывают случаи, когда она возникает в подростковом возрасте, симптомы немного сглажены, но лечению и терапии не поддается при любом раскладе.

    Болезнь Сандхоффа. Имеет генетическую обусловленность и схожа по симптоматике с болезнью Тея Сакса. Но встречается реже. Приводит к глубокому поражению центральной нервной системы. Вследствие этого наблюдаются нарушения опорно-двигательной сферы, паралич, умственная отсталость. Болезнь Сандхоффа не излечима. Можно только попытаться облегчить ее проявление симптоматически.

    Идиотия, обусловленная внутриутробными вредностями

    Речь идет прежде всего о внутренней среде, в которой развивается плод. Имеет значение состояние плаценты – если ее структура нарушена, то возможно нарушение развития головного мозга и как следствие, глубокая УО.

    Очень сильное влияние оказывают инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, краснуха во время беременности оказывает фатально патологичное воздействие на плод. Причем вместе с УО будут наблюдаться и различные патологии внутренних органов ребенка. Сильное негативное воздействие оказывает и перенесенный во время беременности грипп. Вирус герпеса, попавший от матери к зародышу также крайне отрицательно влияет на развитие эмбриона. Врожденный сифилис зачастую приводит к появлению УО у ребенка, вплоть до самой тяжелой формы.

    Интоксикация организма матери – алкоголизм, курение, употребление психоактивных веществ, ряда лекарственных препаратов также могут выступать в качестве патологических факторов, вызывающих УО. Причем чем больше по времени воздействие этих факторов, тем выше вероятность рождения ребенка с глубокой формой УО.

    Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)

    Самыми частыми причинами возникновения глубокой УО при осложненных родах являются асфиксия плода (недостаточность кислорода), кровоизлияния в мозг, черепно-мозговая травма (использование вакуумной помпы или щипцов), перенесенные в раннем детском возрасте заболевания головного мозга (менингит, энцефалит).

    Вообще, заболевания, при которых наблюдаются нарушения сознания, судороги, высокая температура существенно увеличивают риск возникновения УО даже глубокой формы. Причем если ребенок недоношенный или переношенный, то риск осложнений во время родов существенно возрастает, следовательно, и опасность травмы плода также пропорционально увеличивается.

    Следует особенно отметить, что возраст ребенка имеет существенное значение, то есть чем младше ребенок, тем выше риск нарушения психического развития от перенесенных заболеваний.

    Поэтому так важна ранняя диагностика и своевременное лечение возникших заболеваний у детей.

  • Источники


    1. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

    2. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.

    3. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.
    Идиотизм как отсутствие интеллекта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here