Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Bookitut.ru

ИНСАЙТ.

Понятие «инсайта» – одно из тех, что широко используются в психоанализе, в системах психотерапии, на нем основывающихся, и в динамической психиатрии в целом. Хотя это понятие используется так, как будто его значение вполне очевидно, более внимательное рассмотрение показывает, что смысл этого термина отнюдь не ясен. Как пишет Зильбург (Zilboorg, 1952): «Среди неясностей, связанных с весьма важными в клинической работе понятиями, и вызывающих большую путаницу, присутствует и понятие инсайта. Никто не знает, откуда оно появилось, кто использовал его впервые и в каком значении». Поланд (Poland, 1988) также замечает: «Инсайт так и не нашел себе удобного места в аналитических концептуализациях». С этим перекликается и высказывание Барнетта (Barnett, 1978), который жалуется на то, что «наши понятия об инсайте так расширились и стали столь размытыми, что все усилия включить наши знания в технологию эффективной инсайт-терапии часто кажутся бессмысленными и напрасными».

В «Исследовании истерии» Фрейд и Брейер (Freud, 1895d) писали:

«К своему большому удивлению, мы обнаружили, что все индивидуальные истерические симптомы немедленно и напрочь исчезали, когда нам удавалось вызвать в памяти больного четкое воспоминание о том событии, которое спровоцировало эти симптомы, и вызвать сопровождающие это событие переживания, когда пациент описывал это событие в мельчайших подробностях, облекая свои переживания в слова. Воспоминание же без соответствующего переживания никаких результатов не дает».


Сходная точка зрения высказывалась Фрейдом (Freud, 1895d) когда он описывал состояния одного из своих пациентов:


«Если нам удастся пробудить в нем живые воспоминания, если он будет видеть при этом пережитую когда-то ситуацию в се подлинном виде, мы сможем наблюдать, что он попадает под воздействие каких-то определенных переживаний. И если мы затем заставим его облечь эти переживания в слова, мы обнаружим, что в тот самый момент, когда он вновь воспроизводит этот острый аффект, возвращается и острое чувство боли, но после этого болезненный симптом в своем хроническом виде исчезает».

Элемент «когнитивного знания» – «память о событии» – подчеркивался Фрейдом в первой фазе психоанализа в контексте эмоционального высвобождения. Идея выздоровления через разрядку переживания в форме абреакции связывалась с предположением о том, что в таких состояниях как истерия в роли патогенного агента выступает какое-то специфическое событие травматического характера. Необходимость эмоционального аккомпанемента при восстановлении подавленных воспоминаний очень близко приближается к тому, что многие психоаналитики называют сегодня «эмоциональным инсайтом».

С изменением взглядов Фрейда на патогенез (Freud, 1897), связанным с переключением внимания от внешнего травматического события на перипетии инстинктивных влечений и усилением его интереса к интерпретации снов (Freud, 1900a), эмоциональный элемент, похоже, пошел на убыль. Инсайт психоаналитика стал теперь в большей или меньшей степени приравниваться к пониманию смысла материалов, получаемых от пациента и передаваемых ему; при таком разъяснении часто использовались и интеллектуальные аргументы. Постепенное осознание необходимости анализировать перенос и трансферентные сопротивления привело к пониманию важности эмоционального контекста, на фоне которого и происходит понимание своих проблем пациентом. Фрейд (Freud, 1913с) пишет: «В ранний период психоанализа мы действительно придерживались взгляда, что ситуацию следует рассматривать с интеллектуальной точки зрения. Мы придавали большое значение знанию пациента о том, что было им забыто, и при этом мы почти не проводили различения между нашим знанием ситуации и его. То, что в результате такого подхода не последовало успеха, явилось жестоким разочарованием».

В названиях работ по психоанализу термин «инсайт» впервые появился в 1939 году в заголовке статьи Френча «Инсайт и искажение в сновидениях». Френч явным образом заимствовал этот термин у гештальт-психолога Кёлера (Koehler, 1925). Кёлер описал появление у экспериментальных животных внезапного понимания того, как решить ту или иную проблему, в виде «инсайта». Френч рассматривал инсайт в психоанализе как сходное явление, то есть как «практическое осознание – буквально „схватывание“ – конфликтной ситуации». Френч не видел в таком инсайте терапевтический фактор как таковой, но усматривал в самом явлении предварительное условие дальнейшего решения задачи, решения, ведущего к выздоровлению.

Основная проблема в психоаналитической литературе после Фрейда заключается в необходимости определить качества, которые отличают «истинный» или «эмоциональный» инсайт, с одной стороны, и чисто интеллектуальный инсайт, с другой. Большинство психоаналитиков уверено, что такое различие существует, и что оно играет огромную роль с точки зрения психоаналитического метода. Чисто интеллектуальное знание психоаналитического взгляда на источники нарушения психики, очевидно, не является эффективным (в противном случае пациента можно было бы излечить, предоставив ему учебник по психоанализу). С точки зрения психоаналитической литературы необходимо известное эмоциональное переживание в качестве аккомпанемента тому, что считается эффективным инсайтом. Однако определение «истинного», «эмоционального» или «эффективного» инсайта поставило проблемы, которые пытались разрешить многие авторы (например, Barnet, 1978; Blacker, 1981; Bush, 1978; А. Freud, 1981; Hatcher, 1973; Horowitz, 1987; Kerz-Ruehling, 1986; Kris, 1956a; Kubie, 1950; Michels, 1986; Myerson, 1960, 1963, 1965; Martin, 1952; Poland, 1988; Pressman, 1969a, 1969; Rangell, 1981; Reid & Finesinger, 1952; Richfield, 1954; Segal, 1962; Silverberg, 1955; Valenstein, 1962; Zilboorg, 1952).

Несмотря на признание того, что «интеллектуальные» элементы в инсайте сами по себе не эффективны, роль когнитивных процессов в порождении инсайта все больше признается (Barnett, 1978; Bush, 1978). Барнетт замечает, что «знание действительно становится инсайтом только тогда, когда сопровождается значительными изменениями в психической деятельности пациента и способах организации опыта. Наш интерес к инсайту должен сдвинуться в направлении перестройки и переструктурирования познавательной деятельности пациента как моста между инсайтом и терапевтическими изменениями».

Одновременно с возобновлением интереса к когнитивным аспектам инсайта происходил рост внимания, уделяемого специалистами по детскому психоанализу развитию способности к инсайту. Кеннеди (Kennedy, 1979) говорит о развитии способностей к инсайту, описывая изменения в этих способностях, происходящие на протяжении жизни, начиная от ребенка дошкольного возраста к отрочеству и взрослому возрасту. Эти способности развиваются «от случайных осознаний ребенком состояния удовольствия и боли к сознательному и объективному самонаблюдению взрослого с интрапсихическим фокусом, который, вместе с интегративными функциями эго, включает инсайт в полезные психические контексты». Кеннеди добавляет, что.

Читайте так же:  Методы развития мышления, начиная с дошкольного возраста

«мы не ставим целью в детском психоанализе реконструировать для ребенка правдивую и „объективную“ картину его прошлого, но сосредоточиваем свои усилия на анализе его адаптации к ощущаемым им давлениям, воздействующим на него сейчас. Вмешательства аналитика организуют и артикулируют то, что переживает ребенок. Всякий раз, когда аналитик интерпретирует и выражает инсайты в терминах, которые способен понять ребенок, происходит новая интеграция. Мы должны понимать, что их „аналитическое понимание“ поглощается общей „переживательной“ матрицей».

Еще один специалист по детскому психоанализу Нейбауэр (Neubauer, 1979) подчеркивает, что.

«детский анализ должен обратиться к фазам когнитивной организации. Это выдвигает на первый план роль самонаблюдения как одного из главных компонентов инсайта. Еще одно требование инсайта – это способность различать объект и само-представления в контексте стабильной организации времени и пространства. Все эти различные компоненты инсайта важны для понимания его роли в психоанализе».

[1]

Анна Фрейд (А. Freud, 1981) пишет о развитии способности к инсайту в детстве и обсуждает вопрос о наличии и отсутствии этой способности как факторов нормального развития. Она считает, что для ребенка, не развившего адекватного инсайта, «второй шанс» в этом отношении дает юность.

Достижение инсайта – нормальное явление, связанное с развитием. Майкелз (Michels, 1986) отмечает признание психоаналитической теорией инсайта того, что.

«психологическое развитие есть не только история устремлений организма, страхов, связей, моделей умственной деятельности, восприятий самого себя и других, понимания мира, но также и сдвигов, изменений, развития, важных открытий и осознаний самости. Психологическое развитие проходит через весь жизненный цикл, и для организации нашего понимания различных стадий развития могут быть важны самые разные перспективы. С точки зрения инсайта критическое значение здесь может иметь период, являющийся относительно „латентным“ с точки зрения влечений».

Грей (Gray, 1990) придерживается взгляда, что каждая новая ступень инсайта, достигаемая пациентом, «сопровождается важным, приобретаемым на опыте инсайтом, что эго взрослого действительно способно сознательно, силой воли справляться с ограничениями и разрядкой инстинктивных проявлений жизни. Этот аспект терапевтического действия есть форма познания своей способности управлять силами эго с помощью опыта постепенного автономного контроля над импульсами, подлежащими коррекции». Грей замечает, что «в соответствующие моменты, используя необходимые слова, я приглашаю пациента принять участие в наблюдении за тем, что происходит».

Роль повторного восстановления ранней аффективной связи с матерью и повторного обретения чувства инфантильного всемогущества при достижении инсайта подчеркивается в работе Мангхам (Mangham, 1981). При этом он развивает замечание Криса (Kris, 1956b), который в своей классической статье на данную тему заявляет, что в «инсайте „когнитивные элементы“ сливаются с особым видом точной уверенности». Статья Криса в свете более поздних открытий обсуждается в работе Абенда (Abend, 1988).

Значение образования у анализуемого «идеала инсайта» подчеркивается Блюмом (1981). Он пишет: «Психоаналитический инсайт в бессознательные процессы и содержания включает в себя постепенную трансформацию внутренних запретов и идеалов путем терпимого отношения к ранее запрещенным любопытству и знанию. Аналитический процесс зависит от послабления цензуры и анализа мотивов и способов самокритики и самонаказания».

Хоровиц (Horowitz, 1987) указывает на то, что этот процесс открытия и инсайта может продолжаться и развиваться и после того, как курс лечения закончен. Он пишет: «Из ряда успешно проведенных психоанализов по всей видимости можно сделать вывод о том, что ответные реакции на интерпретацию, ведущие к полезному инсайту, подвергаются постоянному пересмотру как в ходе психоанализа, так и после его завершения. Эта постоянная ревизия позволяет учитывать собственные открытия пациента и связана с его памятью, реконструкцией или его биографией».

В дискуссии «О психическом изменении» (Naiman, 1976) Сандлер указывает на то, что «достижение инсайта с помощью вмешательства аналитика вызывает ре-интеграцию с созданием новых аспектов психической организации. Как следствие проработки, этот инсайт может стать „автоматическим“, то есть может привести к подсознательному запрещению предшествующих способов деятельности и утилизации способов более адекватных». В таком контексте достижение инсайта ведет к «структурам инсайта», то есть наборам внутренних соотношений, которые могут использоваться для того, чтобы модифицировать и контролировать ранее усвоенные способы деятельности. Это должно включать в себя изменение во внутренних объект-отношениях.

И, наконец, Поланд (Poland, 1988) делает ценное замечание по поводу аналитического инсайта, говоря, что.

«инсайт связывает прошлое и настоящее, содержание и процесс в ментальное единство, недостаточно представленное логическим разумом и теорией. Клинический анализ вызывает к жизни внутренние силы в рамках уникального диадического контекста, в котором имплицитные смыслы приобретают непосредственное значение и, таким образом, позволяет историческим фактам вырасти и стать личными истинами. аналитик не может „дать“ инсайт. Его интерпретации могут предложить новые знания, его взаимодействия могут представить иной эмоциональный опыт, но пациент должен сам переварить эти знания или переживания с тем, чтобы превратить их в инсайты».

Представляется, что понятие «правильного» инсайта приводит к многочисленным сложностям (см. обсуждение исторической и повествовательной истин в предшествующей главе). С другой стороны, понятие «эффективного» инсайта может легко привести к тавтологии. Возможно, наиболее разумный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы отличать «интеллектуальный» инсайт от тех его форм, которые либо высвобождают эмоции, либо связаны с каким-то «эмоциональным состоянием», являющимся частью содержания самого инсайта. Такой подход согласовывался бы с точкой зрения, обсуждавшейся в данной главе, когда мы отмечали, что «по-видимому, можно утверждать, что терапевтические изменения, являющиеся следствием действия психоанализа, зависят в большой степени от создания стройной и организованной концептуальной и эмоциональной системы, в которых пациент может эффективно поместить себя и свое субъективное переживание себя и других». Такой взгляд позволил бы нам понять, как различные психоаналитические и психотерапевтические точки зрения, отраженные в интерпретациях, даваемых пациенту, могут иногда оказаться одинаково эффективными с точки зрения терапевтических результатов.

Читайте так же:  Амнестический синдром

Гипноз в психотерапии

Гипноз представляет собой весьма необычное явление, почти настоящий феномен, который выражается в специфическом состоянии сознания индивида, сочетающим в себе в один и тот же момент бодрствование, сновидения и глубокий сон, или же легкую дремоту. Гипноз в психотерапии используется в виде различных техник, что обеспечивает возможность феноменального пребывания сознания индивидуума в двух взаимоисключающих состояниях одновременно без какого-либо вреда.

В свое время явление гипноза вызывало очень большой интерес со стороны простых людей, не занимающихся профессиональной деятельностью в сфере психологии и психотерапии. Своеобразный общественный резонанс стал причиной того, что в отношении гипноза и гипнотерапии сформировалось весьма двоякое и переменчивое отношение. В разное время мнение о гипнозе среди людей менялось, переходя от восторга и увлечения в полный скептицизм и даже неприятие, и наоборот.

Само же гипнотическое состояние индивида достигается посредством различных физических и психических техник, или же их сочетанием. К физическим методам больше относятся влияния на анализаторную, чаще зрительную и слуховую, системы индивида. Приемами для такой техники могут служить однообразные и монотонные движения рук, звуки, повторяющаяся мелодия или определенный сигнал. Если же говорить о психических методах, то таковыми могут быть словесные или письменные внушения, в основу которых положены определенные ключевые слова или целые фразы.

Гипноз Эриксона

В сознании большинства людей крепко укоренилось представление о гипнозе, как о методике, которая всегда требует активных действий со стороны психотерапевта. Якобы для эффективного вмешательства всегда требуется введение индивидуума в особый транс, который достигается путем строго определенных приемов, слов и внушения. Но это не совсем так!

Эриксоновский гипноз, или как его еще называют – гипноз Эриксона, был назван в честь своего создателя Эриксона Милтона. Он еще в юношестве переболел миелитом, вследствие чего был лишен возможности самостоятельного передвижения. Именно такая жизненная ситуация подтолкнула будущего профессионала к созданию своей собственной методики, которая затем помогла ему полностью преодолеть считавшиеся неизлечимыми последствия заболевания.

Метод Эриксона основывался на сочетании гипнотического состояния и особого «языка», что по сути своей представляет своеобразное мягкое, ненасильственное внушение индивидууму определенных установок, помогающих преодолеть тот или иной психологический и даже физиологический барьер.

Такой подход, предложенный Эриксоном, обеспечил совершенно новый, более образный, мягкий и даже в чем-то «щадящий» способ использований гипноза в психотерапии. Такой гипноз позволяет полностью сохранить самообладание и волю индивидуума во время сеанса. При этом он может полностью осознавать вещи, внушаемые ему, и решать, следует ли их принять или же отклонить для себя. Обычно такое лечение проходит на определенном этапе гипнотического сна, что позволяет вывести эффективность внушения на совершенно новый уровень.

[3]

Разумеется, эриксоновский гипноз оказывается щадящим для самостоятельного сознания пациента, поэтому он влияет непосредственно на бессознательное индивидуума, преодолевая «послойно» сознательные и бессонательные установки, блокирующие силу воли, решимость и мотивацию пациента, и разрушая те нарушения в психике, которые влияют отрицательно на его уровень жизни.

Также гипноз, проведенный согласно такой методике, позволяет сформировать в сознании и подсознании больного определенный ряд установок, которые в дальнейшем позволят ему превзойти те или иные «дефекты». Примером является преодоление фобий, борьба с заболеваниями неврологического и психологического характера.

Особенность транса такого гипноза особенно выделяется тем, что обеспечивает фокусировку больного не на внешнем мире или каких либо внешних факторах, воображаемых во время сна, а исключительно на его внутреннем мире и духовном состоянии. Таким образом, возможность повлиять на его установки значительно выше, а постижение новой информации во время сеанса происходит в значительной мере быстрее.

Для того чтобы поддержать концентрацию внимания и фокусировку на своем внутреннем положении больного, применяются некоторые методы:

  • Гипнотерапевт может начать вести с пациентом беседу, в ходе которой он рассказывает ему что-либо, способное увлечь пациента, заставить егона время забыть о окружающей реальности, подстегнуть его мотивацию погружения в себя.
  • Иногда можно воспользоваться приемами визуализации и задействовать условное воображение самого пациента.
  • Аналогично применяется и стандартная фиксация зрительного контакта больного.
  • Эффективными являются и невербальные методики. Жесты и даже целые пантомимы, которые завораживают пациента.
  • Также применяются классические методы гипноза вроде релаксации и ощущения «левитации» руки пациента.

перейти наверх

Регрессия прошлой жизни

Просмотр собственного жизненного опыта в психотерапии называют не иначе как «регрессия прошлой жизни». Гипнотический сеанс, направленный на усиление данного механизма, называется специалистами регрессивным гипнозом. Смысл такого лечения заключается в том, что в состоянии гипнотического транса пациент как бы вновь проживает свое прошло, глядя на него уже с точки зрения своего текущего, сформированного за все это время сознания.

Тем не менее, регрессивный гипноз в процессе сеанса может изменять сознание больного на то го состояние, которым оно было в момент жизни, проживаемый больным. То есть мимика, жесты, даже поведенческие реакции и анализ происходящего осуществляется сознанием так, будто оно находится на том возрастном этапе, который «проживает» индивидуум.

Чаще всего, в наше время, такая техника и применяется специалистами с целью оказать определенную психологическую помощь лицам, которые пережили какую-либо эмоциональную или душевную травму в прошлом. Во время погружения индивида в регрессивный транс психотерапевт старается отыскать в их жизненном опыте тот отрезок, во время которого произошла травмирующая ситуация, понять, чем именно она повлияла на подсознание и сознание пациента, а затем устранить последствия этого травмировавшего фактора.

Читайте так же:  Душевная боль

Таким образом главные цели регрессивного гипноза сводятся к следующему:

  • Таким способом нередко решаются все возникающие вопросы самоопределения. Иногда человеку сложно определиться с какой-либо жизненной позицией или важным решением. Примером может служить этап выбора профессиональной ориентации.
  • С помощью регрессивного гипноза специалисты могут устранять какие-либо старые психические травмы, о причине которых сам индивид не в состоянии вспомнить.
  • Также это часто помогает обнаружить, корректировать и устранить определенные психологические «негативные» установки. К таковым обычно относят различные комплексы, фобии, зажимы или даже зависимости.
  • С помощью регрессии прошлого опыта иногда люди открывают определенный творческий потенциал.
  • Нередко к специалистам также обращаться с целью снять хроническую усталость, переутомление, бессонницу.
  • Гипноз применяется и в более серьезных случаях. Обращение специалистом к подсознательным слоям памяти очень часто помогает пострадавшим справиться с ее частичной потерей или даже вылечить тотальную амнезию.

Что такое инсайт или озарение

Процесс решения проблемы — это не всегда осознанное, последовательное применение логических операций. Часто мы сами не можем объяснить, откуда в голове взялся ответ на давно мучивший нас вопрос.

Словно ярко вспыхнула лампочка во тьме. Может быть, поэтому случаи внезапного постижения ситуации и называются инсайтом, ведь один из переводов английского insight — озарение.

Что говорит наука

Вообще понятие «инсайт» в психологии имеет несколько значений, все зависит от направления науки. Например, в психоанализе инсайтом именуют обретенное в процессе терапии понимание пациентом собственных мотивов, связи между поступками и бессознательными силами, способствующее разрешению конфликта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В психиатрии термин используется, когда пациент осознает, что его мышление функционирует неправильно и эти нарушения свидетельствуют о заболевании. Кроме того, об инсайте говорят и когда врачу вдруг открывается подлинная сущность расстройства пациента, которую раньше объяснить никак не получалось. В этом случае синоним — клиническая интуиция.

Ну и, наконец, то значение слова «инсайт», которое мы упомянули самым первым (внезапное постижение ситуации, озарение), было введено гештальтпсихологами. Это самое распространенное понимание инсайта вне научной среды.

Что такое гештальтпсихология? Это направление возникло в начале XX века в Германии как продолжение исследований процесса восприятия. Фундаментальное понятие — гештальт, означающее цельное образование сознания, которое нельзя свести к сумме его частей. Целое, говорят сторонники направления, больше и сложнее своих составляющих.

Инсайт рассматривается как типичный пример гештальта. Другой пример — восприятие музыкального произведения (его невозможно представить как сумму ощущений, вызванных отдельными звуками).

Многие наверняка сейчас вспомнят выражение «незавершенный гештальт». Оно относится уже к методу гештальттерапии, который возник на основе гештальтпсихологии. Последователи метода распространили идею гештальта на представление человека о себе в целом. Как они полагают, психические расстройства возникают из-за того, что человека преследуют незавершенные ситуации из прошлого (неудовлетворенные потребности, неразрешенные конфликты и так далее).

Итак, в 1925 году гештальтпсихолог Вольфганг Келер обосновал термин «инсайт». Келер исследовал интеллект шимпанзе и предлагал животным задачи, для решения которых нужно было использовать обходные пути. Ученый пытался понять, каким способом человекообразные обезьяны достигают цели: пробуя и ошибаясь, перебирая отдельные варианты или мгновенно схватывая ситуацию целиком спустя некоторое время. Он пришел к выводу, что верно второе предположение: именно озарение помогает связать воедино все элементы проблемной ситуации и отыскать верное решение.

Понятие инсайта особенно широко используется при изучении научного творчества. В этом ключе оно становится неотъемлемой частью творческого мышления, важнейшим этапом творческого процесса. Всего таких этапов, согласно схеме психолога Грэма Уоллеса, четыре:

  • Подготовка. Эта полностью осознаваемая стадия включает сбор данных о проблеме, планирование возможных способов ее решения.
  • Инкубационный период. Уход от фокусировки на проблеме и прямых усилий по ее решению. Время можно посвятить либо отдыху, либо сознательной работе над другими задачами.
  • Озарение или инсайт, время и место наступления которого чаще всего никак не связано с решаемой задачей. Это итог незаметной внутренней работы, в течение которой были переосмыслены факты, собранные на первой стадии.
  • Проверка. Вновь работает сознание. Окончательное оформление озарившей идеи, тестирование ее практической пригодности.

Человек редко бывает занят решением всего лишь одной проблемы, поэтому, как правило, в его мозгу протекает сразу несколько таких процессов, разные этапы которых накладываются друг на друга.

Инсайт и повседневная жизнь

Схему Уоллеса можно применить и к обыденным бытовым задачам. Конечно, не каждый из нас совершал открытия, перевернувшие научную картину мира, но каждый наверняка хотя бы раз в жизни произносил: «Меня осенило!» И каждый наверняка может вспомнить хотя бы один момент инсайта, когда вдруг, казалось бы, из ниоткуда появившаяся догадка становилась прекрасным способом решить пусть мелкую, но давно тяготившую проблему.

Посмотрим на схему еще раз. Сколько длится инкубационный период? От нескольких часов до нескольких дней или даже лет; все индивидуально. А можно ли как-то сократить его, тем самым приблизив инсайт?

Как полагал Уоллес, озарение нельзя вызвать искусственно. Однако кое-что, способное повлиять на возникновение инсайта, мы сделать все-таки можем.


Прежде всего (и, пожалуй, это сложнее всего) нужно научиться отпускать проблему, позволяя ей вступить в стадию инкубации. Универсального ответа на вопрос, как это сделать, не существует, хотя одним из самых действенных способов можно назвать физическую нагрузку. Она переключает организм на трату физических ресурсов, а не умственных.

Также важно помнить, что для достижения инсайта необходимо некоторое количество внутренней энергии, а если она постоянно расходуется на решение личностных конфликтов, то на другие вещи ее просто-напросто не хватает. Поэтому второй совет: разберитесь в себе, постарайтесь уладить внутренние противоречия.

Видео удалено.
Читайте так же:  Вечные дети - кто это такие описание инфантильных людей
Видео (кликните для воспроизведения).

Ну и, наверное, самая простая рекомендация: примите душ. Да-да, как бы странно ни звучало, водные процедуры, улучшающие кровообращение в коже головы, тоже могут стать толчком к инсайту. И тогда те самые лампочки обязательно станут загораться в вашей жизни чаще, чем раньше! Откройте путь инсайту. Автор: Евгения Бессонова

Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии?

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Петр к записи Как пережить смерть мамы
    • Александр к записи Констелляция
    • валентина к записи Маниакально-депрессивный психоз
    • Татьяна к записи Признаки измены жены
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
  • Пройдите наш опрос

    Инсайт – это полисемантичный термин, который дословно может означать прозорливость, проникновение в суть, осознание, озарение, прозрение. Широко используется в психологии, психоаналитической терапии и психиатрии, а также в области зоопсихологии. Понятие инсайт описывает сложносоставной интеллектуальный феномен, суть которого заключается во внезапном прорыве, частично интуитивном, к пониманию поставленной задачи и «неожиданном» нахождении ее решения.

    Явление инсайт открыто в исследовании поведенческого реагирования шимпанзе в разнообразных проблемных ситуациях В. Келером. Результаты его экспериментов поставили под сомнение концепцию сторонников бихевиоризма и теории «слепого» научения, которое происходит путем беспорядочных проб и промахов.

    Понятие инсайт является одним из стержневых в гештальтпсихологии. Основатели гештальтпсихологии использовали описываемое понятие для описания того типа мыслительной деятельности человека, при котором решение является не следствием восприятия отдельных частей (анализа), а посредством мысленного познания целого.

    Инсайт что это такое

    В стандартном обиходе явление инсайт представляет собой всякое самопознание, а также предчувствие либо интуитивное понимание внутреннего устройства или природы чего-либо. Кроме перечисленных имеется ряд более специализированных определений.

    В психотерапевтической практике инсайт подразумевает способность пациента отчётливо осознавать, что нарушения собственного интеллекта и чувств, существующие у него, не только субъективны, но и объективны, а значит, свидетельствуют о факте болезни. Инсайт это один из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта присуща для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.

    Интеллектуальный инсайт рассматривается в качестве разновидности теоретического осознания чьего-то состояния или базисом психодинамики чьих-то действий, которые все еще остаются отчужденными от индивида, а эмоциональный инсайт – в качестве истинного глубокого понимания. Так, например, классический психоанализ, расценивает интеллектуальное озарение в качестве защитного механизма, а эмоциональное осознание – в качестве основного элемента эффективной терапии.

    Также инсайтом именуют новое, навязчивое осознание верности чего-то, которое возникло без открытого обращения к прошлому опыту.

    Гештальтпсихология рассматривает описываемое понятие в качестве процесса, при помощи которого разрешаются проблемы.

    Инсайт, в этом смысле, характеризует неожиданное преобразование модели или значения ситуации, позволяющее индивиду осознать связи, сопоставляемые с решением. Он представляет собой разновидность научения и обуславливается принципом все либо ничего.

    Творческий инсайт является одной из ключевых стадий индивидуальной творческой мыслительной деятельности. Сам процесс творчества состоит из стадии подготовки, инкубации, инсайта или озарения и проверки полученного решения. Наличие в структуре процесса творчества стадии инсайта расценивается как одно из основных доказательств тесной связи бессознательной мыслительной деятельности с творчеством.

    Творческий инсайт и интуиция считаются иррациональными понятиями, так как являются сверхчувственным способом познания истины. При этом рациональные рассуждения не могут создать новое знание. Другими словами, инсайт наступает тогда, когда индивид находит решение, не осознавая процесса, приведшего к этому решению.

    Таким образом инсайт являет собой попадание ответа, найденного в процессе бессознательного мыслительного функционирования, в фокус сознания, которое обычно в этот момент отвлечено от решаемой задачи, его направленность, в основном, с ориентацией бессознательного ответа не совпадает, вследствие чего найденное ответное решение выплывает в сознании неожиданно, сопровождаясь интуитивной убежденностью в его истинности и эмоциональной активацией.

    Наиболее яркими примерами описываемого феномена можно считать открытия Архимеда, и Ньютона.

    Инсайт проходит четыре стадии на пути возникновения. Вначале индивид, пытаясь отыскать решение, производить интенсивную умственную работу. Так для сочинителя это может быть поиск поэтического образа, для композитора нахождение мелодии, для математика установление верного решения, для любого индивида поиск выхода из сложной житейской ситуации.

    Затем человеку становится очевидным невозможность получения результата при помощи логического анализа, интеллектуального напряжения или посредством ранее известных приемов. Такую ситуацию можно рассматривать как тупиковую, имеющую взаимоисключающие предпосылки либо характеризующуюся бесконечным числом стратегий. В сложившихся обстоятельствах ум справляется с поставленными задачами до определенного предела, после чего пасует.

    На третьем этапе наступает неожиданное озарение. Человек получает готовые ответ, а непосредственно процесс решения проследить невозможно. Довольно часто ответ приходит, когда индивид пребывает в стадии измененного сознания, на которой происходит снижение умственной работоспособности. Например, во время сна, полудремы, отдыха и релаксации. Большинство великих личностей полагали, что вдохновение их озаряло во время прогулок, различных спортивных игр, езды за рулем, просмотра кинофильма. Другими словами, прозрение наступает в моменты, когда человек полностью забывает о проблеме и отвлекается от насущного. Поэтому, людям, которых интересует, как достичь инсайт, можно посоветовать не зацикливаться на незамедлительном нахождении решения, отложить поиск ответов и пойти гулять или заняться уборкой в доме.

    Внезапному озарению сопутствует бессознательная убежденность в верности, истинности и бесспорности результата, невероятная простота решения, выраженное чувство удовлетворения и облегчение.

    Инсайт это в психологии

    Описываемое понятие берет свое начало из гештальтпсихологии. Означает оно внезапное озарение, понимание сущности проблемной ситуации, нахождение совершенно нового подхода или решения.

    Читайте так же:  Диссомния - что это такое и может ли быть на фоне тревожно-депрессивного эпизода

    Инсайт в психиатрии является неотделимой частью гештальтпсихологии. Впервые его ввел В. Келер в 1925 году. Проводя эксперименты с человекообразными обезьянами, он отметил, что животные после нескольких безуспешных попыток решить поставленную задачу прекращали всякие активные действия и принимались разглядывать окружающие предметы, после чего довольно быстро находили правильное решение.

    В дальнейшем понятие инсайт в психологии стали использовать К. Дункер и М. Вертгеймер – основатели гештальт-терапии. Они применяли описываемое понятие в качестве характеристики мышления человека. Ученые утверждали, что решение достигается посредством умозрительного освоения целого, а не при помощи досконального анализа.

    Кроме того, рассматриваемое понятие употребляется психологами с целью описания такого феномена, при котором личность испытывает озарение, которое больше относится к разновидности воспоминаний, при этом отличается от них тем, что образуется не только мысленный образ, но и разнообразные ощущения всевозможных модальностей, свойственных конкретному воспоминанию. Также под описываемым термином может подразумеваться вне логическое прозрение.

    Как достичь инсайт? Многих интересует, как найти верное и наиболее оптимальное решение, увидеть суть проблемы. Для достижения озарения нужно научиться отвлекаться и отпускать мысли, крутящиеся вокруг проблемного вопроса. Если постоянно размышлять о задаче, требующей решения, то озарение вряд ли наступит. Поэтому необходимо переключить внимание, например, заняться чтением либо просмотром интересного фильма.

    Инсайт сегодня широко применяется в практической психологии. Большинство психологов используют прием, основанный на достижении озарения. Они накапливают информацию о клиенте при помощи получения ответов на поставленные вопросы, каждый из которых вытекает из предыдущего, постепенно подводя человека к самостоятельному обнаружению проблемы. Данный процесс обычно занимает продолжительный период времени и много сил, требует огромного терпения и последовательности, как от психолога, так и от самого клиента. Зато данный метод считается довольно действенным. Поскольку только при самостоятельном обнаружении проблемы клиентом, понимании ее сути, можно продолжать дальнейшую работу по ее разрешению.

    Также данный феномен успешно используется в психологических тренингах. Только тут он применяется при работе с целой группой. Например, может задаваться общая задача, ответ на которую необходимо найти коллективу. В процессе обсуждения обычно кто-то озвучивает.

    Термин инсайт в психоанализе рассматривается в качестве способности индивида прочувствовать и полностью постигнуть суть бессознательного и его проявлений при помощи символов. Кроме того, некоторыми психоаналитиками расценивается также как цель терапии.

    В более правильном и широком смысле описываемого понятия, психоанализ под озарением подразумевает способность индивида менять мотивацию своего поведения, оперативно осмысливать собственную психодинамику и постигать смыслы символического поведения.

    Традиционно последователи психоаналитического ученья различают две разновидности озарения, а именно интеллектуальный инсайт и эмоциональное прозрение. Первый – рассматривается в качестве способности личности в целом правильно оценивать свое поведенческое реагирование и осознавать собственную психопатологию с позиции происхождения и динамики развития. Чаще психоаналитики относят данную разновидность озарения к области обсессивного защитного механизма личности, так как он позволяет индивиду постигать и успешно контролировать те, тревожащие его стороны собственной индивидуальности, в отношении к которым он ощущает отчуждение.

    [2]

    Эмоциональный инсайт расценивается психоаналитиками в качестве способности прочувствовать и адекватно осмыслить суть бессознательного и его проявлений. Эмоциональное озарение, в отличие от интеллектуальной прозорливости, является скорее доказательством свободы от отчуждения и пребывания индивида в простом контакте со своим бессознательным.

    Инсайт в психоанализе является довольно существенным средством для практики психоанализа. Нередко аналитики даже саму по себе задачу психоаналитической терапии определяют как «получение нужного инсайта». При этом сам основатель психоаналитического ученья в точности не использовал подобную формулировку, предпочитая ей иную. Фрейд считал задачей психоаналитической терапии преобразование бессознательного в сознательное.

    Инсайт является мощнейшим напряжением психических сил личности. Это напряжение способно привести к видоизменениям в душевном мире субъекта и к началу позитивной трансформации в целом личности. Теории, ориентированные на инсайт, помогают индивиду заниматься исследованием собственных чувств с целью успешного и умелого управления ими в будущем. Преобразовывая собственную поведенческую модель, убеждения, установки, отношение к окружающей действительности, личность постепенно приобретает способность к нестандартному реагированию на различные жизненные события и умение быть гибким в принятии решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.

    Инсайт не следует рассматривать в качестве выведенного понимания, исходящего из прошлого опыта.

    Инсайт – это внезапно возникающее необъяснимое понимание ситуации или проблемы в целом, вследствие чего достигается осознанное верное решение проблемы. На данный момент описываемый феномен является одним из стержневых понятий в современной психологической науке. С этим понятием довольно плотно работал Г.Уоллес. Именно он вывел четыре этапа процесса озарения, а именно: подготовку, инкубацию, непосредственно инсайт и проверку. Современные научные сообщества признают феноменальность инсайта. Однако объяснить со стопроцентной достоверностью причины возникновения озарения в сознании они не в состоянии. Сегодня лишь существует множество предположений.

    Феномен инсайта является фактом объективно существующей действительности, но данные о его истинном происхождении, являются загадкой по сей день.

  • Источники


    1. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.

    2. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.

    3. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.
    Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here