Интеллект при шизофрении

Сегодня мы рассмотрим тему: "Интеллект при шизофрении" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Интеллект при шизофрении

Расстройства класса шизофрения – это наиболее распространенные психические расстройства. Шизофрения имеет характерные признаки: легко диагностируется в наше время, однако тяжело поддается лечению.

Шизоподобные расстройства могут развиваться внезапно, у вполне здорового человека. При этом возраст проявления шизофрении охватывает все возрастные группы.

Основные черты расстройств сходного с шизофренией характера включают в себя:

  • Возможность проявления независимо от возраста;
  • Эмоциональная составляющая мобильной восприимчивости ярко выражена;
  • Наличие волевой составляющей мобильной восприимчивости;
  • Наличие интеллектуальной составляющей мобильной восприимчивости.

Признаки и симптомы шизофрении, и шизоподобных расстройств подобного класса включают в себя:

  • Бредовые суждения, слуховые и визуальные галлюцинации, и другие психические патологии, включая продуктивную симптоматику;
  • Снижение жизненных резервов, снижение физического и психического тонуса. Полная апатия, снижение интереса к жизни, включая социальную и физическую сферу человека;
  • Проявление шизофрении приходиться на период между тринадцатью и восемнадцатью годами. За исключением ювенильной шизофрении (проявление которой приходится на младший школьный/дошкольный возраст).

Интеллект при различных видах шизофрении — Аутизм

Аутизм – психическое и соматическое расстройство, которое наличивствует в себе специфику развития интеллекта. Так, интеллектуальные способности при аутизме имеют частичный характер. Человек может являться гением в той или иной области науке.

Однако психическая часть развития аутизма, подразумевает в себе психическое расстройство, которое затрагивает фактор социального общения.

Очень часто шизофрению путают с различными проявлениями аутизма, так как оба этих психических расстройства имеют похожие симптомы.

Интеллектуальная амбивалентность, проявляющаяся при шизофрении, также является отличительной особенностью развития интеллекта в целом. Способность скрывать свою шизофрению, как и способность грамотно и логически обуславливать свою бредовую симптоматику является, первыми признаками преображения интеллекта.

Первые проявления шизофрении, такие же, как и у аутизма. Также в этом у индивидуума начинают проявляться прочие шизоидные признаки, включая: наличие амбивалентности (во всех проявления), галлюцинаций и бреда.

Галлюцинации и бред, которые проявляются в процессе развития данного шизофрении очень часто путают с проявлением бурной фантазии. Все эти факторы очень сильно затрудняют диагностирование болезни. Зачастую вплоть до окончания подросткового возраста, человек может не подозревать о наличии у себя шизофрении.

Шизофрения – воспитание и интеллект

Несмотря на то, что шизофрения напрямую влияет на интеллектуальные способности человека, эта болезнь имеет далеко не самую главную роль.

Так, немаловажную роль в развитии интеллектуальных способностей играет воспитание человека. Люди, обучением которых занимались в детстве гораздо более интенсивно, имеют гораздо меньший риск получить данное психическое заболевание.

Подтверждения этому факту можно найти в различных источниках медицинской и психологической литературы.

Роль воспитания немаловажна, так как она влияет также и на наличие эмоциональной составляющей, которая играет немаловажную роль в дальнейшем развитии интеллекта.

Амбивалентность и Резистивность

Излишняя холодность матери по отношению к своему чаду, усугубляет возможность проявления различных психических расстройств, в том числе и шизофрении. Нельзя недооценивать общий факт наличия стрессов при развитии интеллекта.

При большом количестве стрессов в виду низкой амбивалентности и резистивности индивидуума в младшем школьном возрасте, есть повышенный риск получить не только шизофрению, но и аутизм. Оба этих заболевания в значительной мере влияют на развитие интеллектуальных способностей и особенностей когнитивного восприятия.

Амбивалентность – это способность воспринимать влияние, поддаваясь и видоизменяясь согласно самому влиянию.

Резистивность – способность сопротивляться негативному психическому/физическому влиянию на организм.

Мнения ученых касательно влияния шизофрении на интеллект в значительной мере расходятся. Есть несколько весьма несходных между собой мнений:

    Одна из групп ученых считает, что интеллект при шизофрении страдает весьма в малой степени, или не страдает вовсе. Все связанные с интеллектом нарушения больше затрагивают волевую сферу человека. А аутизм является напрямую нарушением эмоциональной сферы.

Человек с психическим расстройством в большей мере утрачивает свои навыки социального восприятия. (В частности это можно заметить в случаях с параноидальной шизофренией, интеллектуальные способности при которой не затрагиваются, в общем);

Шизофрения достаточно сложно диагностируемое заболевание. Это накладывает определенные ограничение на изучения патогенеза болезни в целом. Можно лишь с полной уверенностью утверждать о первопричинах, которые вызывают нарушения интеллекта.

Несмотря на обилии теорий утверждающих обратное, можно судить о том, что Интеллект при шизофрении сохраняется полностью. Изменяется только само восприятие, которое влияет не на уровень интеллекта, а на сферу его применения.

Так, больной шизофренией использует свои когнитивные ресурсы не для того чтобы вести полный образ жизни, а дл того чтобы логически обосновывать свой бред, или скрывать свою болезнь.

Дофаминовая стимуляция

В виду особенностей протекания шизофрении, стоит сказать о том, что наиболее популярной остается теория, дофаминовой стимуляции.

Дофаминовая стимуляция – основная причина, возникновения и развития многих психических заболеваний. Также именно дофаминовая стимуляция, которая впоследствии вызывает дофаминовую зависимость.

Дофаминовая зависимость является первоисточником для наличия иного рода зависимостей: никотиновой, алкогольной, сексуальной, токсической, адреналиновой, и прочих.

Дофамин является первоисточником для выработки норадреналина и адреналина. А также является гормоном, который может вызвать чувство счастья и наслаждения.

Именно сторонники дофаминовой теории, а также влияние её на течение болезни вывели формулу, которая позволяет в значительной мере облегчить течение шизофрении при помощи препаратов класса: нейролептики, и антипсихотики. Побочным эффектом применения таких препаратов, является состояние хронической депрессии, которое может возникнуть у человека, страдающего от шизофрении. Также именно нейролептики снижают функции когнитивной сферы человека.

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Несмотря на то, что прямого влияния шизофрения на интеллектуальные способности не имеет. Есть ряд сведений, благодаря которым можно судить о том, что именно шизофрения косвенно является основной причиной нарушения интеллекта.

Читайте так же:  Психосоматика таблица заболеваний, симптомы и лечение

В первую очередь стоит знать, что шизофрения это не только психологическая болезнь, но, а также и весьма тяжелое соматическое заболевание. Во время прогресса болезни, полностью изменяется структура головного мозга, включая те отделы, которые отвечают за интеллект человека.

Важно знать: такие изменения в голове больного происходят не при всех подвидах шизофрении. Параноидальная шизофрения, например, не имеет воздействия на когнитивную составляющую человека.

Нейролептики и антипсихотики также являются не последним фактором, который влияет на развитие или деградацию интеллекта. В значительной мере изменяя структуру работы нейронов, и блокируя дофамин, но и напрямую влияют на снижение умственных способностей человека. Рисперидон, оланзапин галопериол в наибольшей мере влияют на интеллект. Однако именно эти препараты дают наибольший эффект, и обладают наименьшими побочными эффектами.

Зависимости наркотического характера, которые возникают при приеме нейролептиков и антипсихотиков, могут напрямую повлиять на уровень интеллекта больше чем любой из вышеперечисленных факторов. Точно известно, что потребление дезоморфина, алкоголя, и прочих психотропных препаратов разрушают мозг.

Причиной возникновения таких зависимостей может стать низкий уровень дофамина.

Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект. В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении могут не проявляться долгое время. В виду некоторых особенностей организма человека, таких особенностей может не быть вовсе.

Однако если шизофрения протекает достаточно мягко, и наблюдаются стадии ремиссии, интеллект практически не затрагивается.

В случае же злокачественных вариантов проявления шизофрении (быстро прогрессирующая шизофрения, сопутствующие психические отклонения, которые не позволяют в полной мере использовать атипичные антипсихотики), снижение умственных способностей выражается достаточно явно.

В большинстве случаев, изменяется не уровень интеллекта, сколько проявляется свойства волевого-эмоционального эффекта, когда человек не использует свой интеллект, или использует его в качестве способа скрыть свою болезнь.

В таком случае невозможно скорректировать интеллектуальные способности, однако возможно скорректировать поведения, сделав человека социально вменяемым. Это процесс проводят при помощи специальных психотерапий, которые позволяют больному полностью осознать наличие у себя болезни, что впоследствии способно замедлить развитие болезни и изменить сферу применения интеллекта (в случае эффекта эмоционально-волевой амбивалентности.)

Главной особенностью изменения интеллектуальных способностей заключается в изменении способа, которым составляется логическая цепочка. Это было обнаружено, когда больных шизофренией заставляли решать сложные задачи.

С такими задачами, шизофреники справлялись гораздо быстрее, чем здоровые люди. Однако когда шизофреникам давали, достаточны, просты е задачи, они их не могли решить, так как зачастую искали подвох или создавали почву для дополнительных суждений, которая по очевидным причинам мешала решить поставленную задачу. Такие изменения интеллекта наибольшим образом проявлялись при диагнозе: параноидальная шизофрения. И наименьшим образом такое изменение мышления проявлялось при ювенильной шизофрении.

Ювенильная шизофрения: психическое расстройство класса шизофрения. Основная особенность ювенильной шизофрении: возраст её проявления.

Ювенильная шизофрения проявляется в очень раннем возрасте: известны были случаи, когда такой диагноз ставали детям в возрасте от пяти лет.

При этом далеко не всегда удается поставить правильный диагноз, вместо ювенильной шизофрении очень часто диагностируется психическое расстройство – не уточненный неорганический психоз. Он имеет одну особенность. В виду неточности критериев, определяющих подтипы шизофрении, не уточненный неорганический психоз является самым часто употребляемым диагнозом.

Основная особенность ювенильной шизофрении – отсутствие

бредовых суждений, и изменения когнитивной сферы восприятия человека. Вместо этого человек становиться подвержен галлюцинациям, которые наиболее активно проявляются во время приступов.

Психотерапия как наука в наше время находиться на достаточном уровне развития, для того чтобы провести правильный психоанализ и назначить соответствующую психотерапию, которая поможет максимально корректировать и социализировать больного. В случае если психическое расстройство было правильно и вовремя диагностировано, есть вероятность полного избавления от шизофрении.

ШИЗОФРЕНИЯ: краткое введение.

Снижается ли интеллект при шизофрении?

Совершенно ясно, что пациенты с шизофренией плохо выполняют тесты на интеллект, но что этот факт означает? Это не обязательно указывает на угасание интеллекта, поскольку возможно, что эти пациенты плохо выполняли тесты на IQ до того, как они заболели. Но разумеется, могут быть случаи, когда наблюдается явное снижение функции. Пациенты с диагнозом шизофрении часто не могут выполнить программу вузов, как показано ниже.

Одаренный мальчик из общественной школы отправился в Оксфорд для получения классического образования. Сначала он как будто учился очень хорошо, и должен был получить самые высокие оценки. Но на второй год обучения он стал отставать, а на третий у него развился психоз. Он постепенно выздоровел в результате лечения, но не смог вернуться в Оксфорд. Он перевелся в провинциальный университет, стал изучать курс истории и перешел на следующий курс. Он получил должность помощника в университетской библиотеке, но не смог там работать. Через некоторое время он получил работу кладовщика в супермаркете, но тоже не смог работать, после чего он стал безработным. Он часто ходил в библиотеки и брал там книги по истории, но говорил, что не может сосредоточиться на чтении или дочитать книгу до конца.

Читайте так же:  Что такое локус контроля и как он связан с деятельностью человека

Шизофрения. Анализ феномена

Шизофрения – это заболевание психики, которое имеет непрерывное или приступообразное течение. Она сопровождается весьма характерными изменениями личности (аутизацией, расстройствами эмоционально-волевой сферы, неадекватным поведением, расстройствами интеллекта и психотическими проявлениями).

Некоторые признаки шизофрении

  • Разноплановость. Различные малозначимые свойства обыденных вещей приобретают большую значимость, чем сама вещь или ситуация. Так же проявляется в речи. Речь обстоятельная, расплывчатая и неясная.
  • Разорванность. Характеризуется постепенным или внезапным «соскакиванием» процесса мышления в сторону случайных ассоциаций. В мышлении сосуществуют в одной плоскости понятия с прямым и переносным смыслом, что может вызвать путаницу у постороннего наблюдателя или у собеседника шизофреника. Характерны и внезапные переходы от одной темы к другой. Мыслительный процесс часто обрывается. Характерно и сопоставление несопоставимого.
  • Атрофия эмоциональных реакций или их парадоксальность, безразличие к происходящему вокруг, равнодушие, отсутствие интересов, бездеятельность, отсутствие планов на будущее.
  • Амбивалентность. В человеке сосуществуют две противоположные тенденции, которые относятся к одному и тому же объекту, причем две эти тенденции сосуществуют одновременно. Если тенденции одинаково сильны это проявляется как невозможность принять какое-то решение или завершить действие.
  • Нелепость, вычурность и «чудаковатость» поступков, необщительность парадоксальность.
  • Противодействие и сопротивление всякому влияние извне без объяснения причин.
  • Нецеленаправленность, импульсивность, хаотичность поступков и движений, вычурность жестикуляции, агрессия, немотивированная экзальтация, гримасничание, парадоксальные эмоции и поступки, сюсюкающая речь.

Мифы о шизофрении

Многим людям намного проще принять существующие стереотипы о реальности, чем попытаться выяснить, как все обстоит на самом деле. Тоже самое касается и отношения людей к шизофрении. Большинство считает, что шизофреники это психи, которые гоняются за всеми подряд с большим тесаком или топором наперевес. Это не так.

Мы привели довольно сокращенное описание проявлений шизофрении, но и оно достаточно подробно, чтобы сделать вывод, что любое из публичных лиц политики или шоу-бизнеса хоть под один пункт, да подходит.

Кроме того, перечисленные качества в той или иной мере присущи всем людям и поскольку это присуще всем мы говорим о переменной величине, которая в крайних своих состояниях определяется как болезнь. Вышеописанные качества не присущи ни в какой мере разве что только полным идиотам, которые не способны ни какое абстрактное мышление по природе своей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Существует также такое понятие как «шизофренический характер». Здесь некоторые признаки шизофрении вроде бы и есть, а человек в целом нормальный. Людей с таким характером очень часто можно встретить среди современных творческих тусовок всех мастей и масштабов.

По сути, «степень шизофреничности» — это точно такой же параметр человека как его рост или вес и точно так же как недостаток или переизбыток роста или веса считается заболеванием считают переизбыток «шизофреничности» болезнью.

Есть мнение, что шизофрению вызывают нервные потрясения. На самом деле шизофреничность обусловлена генетически, а нервные потрясения лишь приводят к обострениям. Если нечего обострять, то как человека не потрясай, он не станет шизофреником.

Воля, интеллект и шизофрения

То насколько сложные абстрактные конструкции может создавать человек, определяет его степень интеллекта. Человек может настолько увлечься таким творчеством, что создаст, отдельную абстрактную реальность, в которой сможет вполне с комфортом жить, не обращая внимания на внешний мир, или же уделяя ему минимальное внимание.

Некоторые формы шизофрении можно рассматривать именно как повышенную способность к созданию сложных абстракций. Причем эта способность настолько повышена, что становится сильнее, чем человеческая воля. Таким образом, перебор интеллекта – это такое же отклонение от нормы, как и его недостаток.

Повышенные интеллектуальные и творческие способности идут вприпрыжку и за ручку с шизофренией, потому чем большими способностями такого характера наделен человек, тем более актуальными для него становятся вопросы самодисциплины и определенного воздержанного образа жизни. Это уже становится просто вопросами выживания. С другой стороны, если такие люди увлекаются различными психостимуляторами или же банально алкоголем, то все заканчивается весьма печально.

Перечислять здесь, сколько выдающихся творческих личностей закончили жизнь самоубийством, умственным помешательством или передозировкой наркотиков было бы весьма утомительно. Все заинтересованные могут найти эту информацию самостоятельно.

До тех по пока воля сильнее шизофрении – это гениальность или одаренность, когда шизофрения становится сильнее воли – это болезнь.

Шизофрения и социум

Все гении были подвержены шизофреническим состояниям в той или иной степени. У всех гениев был шизофренический характер. В этом свете западную философию XIX-XX вв. можно рассматривать как хрестоматию по не слишком выраженным патологиям шизофренического плана. Гениальность – это по сути ничто иное, как контролируемая шизофрения.

Кстати, именно поэтому «на детях гениев природа отдыхает». Если скрестить двух гениев, то получится не супер-гений, а шизофреник, ибо перебор.

Что же касается социума, то ему нужны абсолютно все люди. Общество, состоящее из гениев просто не смогло бы найти общий язык и точно так же общество «сверхнормальных» людей превратилось бы в затхлое болото, в котором не происходило бы ничего нового, не делалось бы никаких открытий и не создавалось бы шедевров искусства.

Некоторые особо радикальные мыслители настроены на то, чтобы уничтожать всех заподозренных шизофрении, но сделав так, мы лишим социум целого комплекта генов, которые ответственны за высокий интеллект и способность находить новые нестандартные решения.

Нарушение интеллекта

Согласно современным патопсихологическим исследованиям, пациенты, страдающие шизофренией, плохо выполняют тесты на интеллектуальную активность. В первую очередь происходит утрата способности к программированию и сложность при планировании деятельности, снижение исполнительной функции, сомнения и трудность в процессе решения проблем.

Столь популярные в США психометрические методы исследования в психиатрии оказались в наибольшей степени востребованы при изучении интеллекта больных шизофренией.

Читайте так же:  Амнестический синдром корсакова

Тест Векслера (WAIS) показал, что у пациентов с шизофренией имеет место снижение средних показателей IQ. Они значительно ниже ожидаемого значения-100.

В исследованиях К. Фритта и Э. Джонстон (2005) средний IQ больных шизофренией составил 93, по сравнению со 111 у группы пациентов, обратившихся за помощью в связи с другими неврологическими и психическими расстройствами.

Многие психиатры полагают, что нарушение интеллекта, вероятно, не имеет специфики при различных формах шизофрении, зато при этом заболевании всегда искажены идентификация, самоидентификация и самооценка (Свердлов Л.С., 1986).

По мнению большинства исследователей, при шизофрении нарушение интеллекта можно отметить задолго до отчетливого дебюта заболевания.

Согласно результатам исследований, проведенных в Израиле, более молодые мужчины, у которых потом развилась шизофрения, имели и более низкие показатели теста IQ, примерно на 5 пунктов ниже средней нормы. Причем нарушения становились тем больше, чем ближе было время тестирования к первому эпизоду шизофрении. Молодые люди, у которых, уже был поставлен диагноз шизофрении до тестирования, в среднем демонстрировали показатели IQ на 15 пунктов ниже контроля.

Ранее считалось, что помещение в психиатрическую больницу и особенно длительное пребывание в ней может усилить нарушения мышления при шизофрении. В настоящее время общепризнанно, что это не является единственной или даже основной причиной нарушения интеллекта у лиц, страдающих шизофренией.

Больные шизофренией, принимавшие различные психотропные средства, иногда говорят, что препараты замедляют их мышление, требуют напряжения при выполнении, каких-либо задач. Однако большинство исследований опровергают данную точку зрения. Скорее всего, специфичные для шизофрении когнитивные нарушения нельзя усилить психотропными препаратами, по крайней мере, в первые годы фармакотерапии.

[1]

Не наблюдается связи между выраженностью галлюцинаций, бредом и показателями интеллекта больных шизофренией, например, определяемым по значению IQ. Зато данный показатель, в частности уменьшение его величины, хорошо коррелирует с бедностью речи и степенью ее дезорганизации.

Когнитивные нарушения при шизофрении: терапевтические стратегии

Во всем мире шизофренией страдает около 1% людей. Это инвалидизирующее заболевание проявляется большим многообразием симптомов и синдромов. Клинический полиморфизм шизофрении долгое время затруднял систематику данного психического расстройства и классификацию его клинических форм: появлялись различные, часто полярные теории, дискутировались в основном патопсихологические и клинические аспекты. При этом мозговой субстрат шизофрении более 100 лет рассматривался в рамках стратификационной модели (Jackson J. H., 1835-1911).

Современные представления опираются преимущественно на новые клинико-биологические аспекты и данные нейронауки (Neuroscience). Это понятие в англоговорящих странах условно объединило разделы науки о мозге: нейропсихологию, когнитивную психологию и психофизиологию. Альянс логичен благодаря общей идее: психика в норме и патологии являются продуктом головного мозга (то есть не находятся вне тела, так сказать, трансцендентально), а также благодаря общим методологическим подходам, внедрению передовых технологий в область нейровизуализации и прогрессу в психодиагностике.

Цель данной статьи: описать исторические предпосылки возникновения современной нейрокогнитивной модели шизофрении и описать нейрокогнитивные симптомы и синдромы шизофрении, поскольку когнитивная психология (КП) и клиническая нейропсихология (КНП) востребованы в психиатрии относительно недавно, и их методы пока не используются в обычной врачебной практике. В ряде случаев (социальная агнозия, социальная апраксия) речь пойдет о ранее не описанной в отечественной литературе семиотике шизофрении. Кратко остановимся на исторических и методологических аспектах двух имеющих отчетливую тенденцию к слиянию научных направлений, главенствующих в формировании современных моделей шизофрении.

Факторный анализ клинико-психопатологической структуры шизофренической симптоматики с применением методов оценки когнитивных функций показал, что познавательные нарушения не распределяются между психопатологическими синдромами и симптомами, а формируют отдельный фактор. Поэтому в настоящее время все большее признание находит предложенная S. Marder и соавт. пятифакторная модель шизофрении, в которой наряду с позитивными, негативными и аффективными регистрами выделяется фактор дезорганизации мышления, включающий патологию познавательных функций:

  • дезориентацию,
  • концептуальную дезорганизацию,
  • нарушения абстрагирования,
  • нарушения внимания,
  • снижение волевых возможностей,
  • рассеянность.

Принципиально важно то, что результаты нейропсихологических тестов не отличаются в зависимости от возраста больных и длительности течения заболевания, что свидетельствует о том, что когнитивный дефицит является базовым фундаментальным симптомокомплексом шизофрении, на котором формируются все остальные симптомы и синдромы. Эти данные рассматриваются как важный аргумент в пользу теории нарушения развития как базовой модели шизофрении в противовес сторонникам теории нейродегенерации.

Между тем, кроме общего когнитивного снижения и дефицита отдельных познавательных процессов, нейронаука постулирует при шизофрении такие феномены как социальная агнозия и социальная апраксия. Эти понятия клинической нейропсихологии сформированы в рамках теории разума (theory of mind), исходящей из того, что поведение человека отражает предвосхищение поведения других индивидов на основе восприятия их эмоционального состояния, которое опирается на эмоциональный тон голоса, выражение лица и положение тела. Адекватное поведение строится на наличии у человека сознательной осведомленности о собственных намерениях и способностях, а также готовности к восприятию и угадыванию намерений и мыслей других людей, на осведомленности наличия сознания у других. Также как при распознании физического мира, система переработки, осмысления социальной информации обязательно включает в себя два необходимых для успешного распознания основных уровня:

  • низший уровень переработки социальных признаков;
  • высший уровень, который содержит прототипы социальных
  • субъектов и социальных действий, состоящих из перечня признаков и их значимости для каждого прототипа.

Перечень прототипов объектов и действий, хранящийся на высшем уровне, отличает систему социального распознания от системы распознания объектов и действий в физическом мире. В этот перечень входят субъекты и действия, имеющие социальное значение для социального «Я» конкретного человека, которому нужно соотносить социальное значение людей и их действий с такими категориями как опасность, обман, дружелюбие, а также успешность или безуспешность собственных действий. При социальной агнозии эта система нарушается, причем нарушение задач в рамках теории разума были выявлены у большинства больных шизофренией. Социальная агнозия развивается при шизофрении в системе распознания социальных субъектов и их взаимодействий и связана с образом «Я». Исследования показали наличие отчетливого дефицита в вышеупомянутых функциях, называемых также социально-когнитивными. Прямым результатом социально-когнитивной дисфункции является нарушение при шизофрении социальной перцепции (осознание контекстуальных нюансов текущих событий):

  • недостаток заинтересованности в контактах с другими людьми;
  • снижение или отсутствие потребности быть понятым ими (нарушение ментализирования);
  • утрата способности ранжировать по степени значимости текущие события и свое место в них.
Читайте так же:  Демонстрация нелюбви к ребенку каковы последствия гипоопеки родителей

Наиболее драматичным проявлением социальной агнозии при шизофрении является нарушение образа «Я» — модели, в которой субъект представлен в социальном пространстве. В нее входит осознание идентичности, а также преемственность во времени, т. е. понимание неизменности своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Социальная модель «Я» включает в себя также чувство субъективной принадлежности — способность отделять себя от внешнего мира и чувство осознанности действий. Перечисленные выше современные методы исследования позволили установить, что социальная агнозия обусловлена поражением лобно-височных отделов головного мозга. В недооценке образа «Я» и в отсутствии воли наиболее значимы болезненные изменения в области дорсальных фронтальных областей мозга и височной доли. Поражением этих отделов следует объяснять уход из социальной жизни, безволие, потерю инициативы и апатию. В случаях соматоагнозии поражения расположены в теменной доле, что подчеркивает относительную независимость образа социального и телесного «Я» и их нарушений с нейропсихологических позиций.

Социальная апраксия (СА) определяется как нарушение действий в социальном мире в результате расстройства целенаправленного поведения, связанного с планированием, предвидением результатов и выполнением общественно значимых действий. Данный термин отражает сходство между нарушениями целенаправленных действий в физическом мире и расстройства поведения в обществе. Нарушения функционирования и действий в социальной окружающей среде проявляются в каждодневной деятельности и в более сложных типах занятий, таких как образование, отношения с друзьями, семейные отношения. Социальная апраксия — наиболее характерный синдром шизофрении, который проявляется в социальном бездействии, в отсутствии целенаправленности и дезорганизации поведения. Особая роль в социальной апраксии принадлежит поражению орбитофронтальных отделов головного мозга.

Исследование когнитивных нарушений при шизофрении закономерно привели к появлению нового направления в терапии данного психического расстройства. Тот факт, что отклонения в познавательном функционировании являются основным дефицитом при шизофрении, делает когнитивную дисфункцию соответствующей целью для лечения и восстановления. Нейрокогнитивный дефицит является основной областью терапевтического интереса при разработке новых стратегий терапии, одна из которых — нейрокогнитивное исправление — в последние годы переживает подъем за рубежом.

Пионерами в создании программ улучшения нейрокогнитивных функций при шизофрении стали A. Delahunty и R. Morice (Австралия). В 1993 г. они создали программу восстановления исполнительских функций при шизофрении (с элементами исполнительских функций), которая состояла из трех модулей:

  • познавательная гибкость,
  • рабочая память,
  • планирование.

[2]

Одну из первых программ когнитивного восстановления разработал в 1994 г. H. Brenner (США). Он создал самую полную терапевтическую программу, впоследствии ставшую основой для нового направления, — так называемую интегрированную психологическую терапию (IPT). В этой программе сделана попытка увеличить основные познавательные способности решения проблем, улучшить моторные навыки. IPT — пошаговая процедура, созданная для групп из 5-7 пациентов. Процедура состоит из пяти подпрограмм:

  • познавательный тренинг,
  • социальное восприятие,
  • навыки коммуникации,
  • проблемно-решающее поведение,
  • обучение социальным навыкам.

Суть программы в том, что последовательное исправление познавательных дефицитов облегчит приобретение и улучшит качество более сложных навыков. Таким образом, программа H. Brenner включала множество различных подпрограмм (когнитивное восстановление, трудотерапию, психосоциальное вмешательство), где только одна из них была нацелена на развитие познавательных способностей. Авторы констатировали, что хорошо известные реабилитационные программы (например, трудотерапия) становились эффективными только после предварительного нейрокогнитивного тренинга.

По мнению Spaulding W. D., тренинг внимания коррелирует с успехом в социальном обучении обычным навыкам общежития. Аналогичное сообщение сделал T. Wykes. Ими показано, что время простой ответной реакции на стимул связано с уровнем социальной активности при шизофрении, и что этот итоговый результат независим от начального клинического состояния больных. Результативные тренинги по улучшению внимания при шизофрении проведены недавно. Авторы исследования показали, что улучшение зрительно-моторных навыков может повысить уровень социальной адаптации. Любопытно, что после тренинга пациентам удавалось в тестовых заданиях достичь результатов здоровых людей.

Saykin J. A. продемонстрировал выборочный дефицит памяти при шизофрении и перспективность ее тренировки для улучшения качества жизни больных шизофренией. В сравнении с контрольными группами автор отмечал улучшение исполнения больными шизофренией моторных задач, тестов на гибкость мышления, пересказ, слуховую обработку и внимание. В связи с этим Saykin J. A. рассматривает вовлеченность в дефицит когнитивных функций при шизофрении средней височной области. Открытия в этом исследовании совместимы с гипотезой левополушарной дисфункции при шизофрении.

Своевременная диагностика уровней и специфики нейрокогнитивного дефицита в клинической практике чрезвычайно важна, поскольку помогает прогнозировать его последствия в виде нарушений психосоциальной адаптации, включая самообслуживание, социальные и профессиональные (учебные) обязанности, уровень самостоятельной жизни в социуме. Таким образом, коррекция нейрокогнитивных нарушений является важной частью терапии при шизофрении.

Объедков В. Г., Гелда А. П. БГМУ.
Опубликовано: журнал «Медицинская панорама» № 8, июнь 2007 года.

Мир Психологии

Особенности эмоционального интеллекта у больных шизофренией молодого возраста, после перенесенного манифестного приступа // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. — 2015.

Особенности эмоционального интеллекта у больных шизофренией молодого возраста, после перенесенного манифестного приступа

В современной психиатрии пациент рассматривается не просто как сосредоточение набора симптомов и синдромов, но и как личность. В обществе становятся актуальнее не только вопросы лечения, но и вопросы реабилитации пациентов, поиска пути их наиболее полной реализации в сфере какой-либо занятости и в области межличностных отношений.

Читайте так же:  Как избавиться от боязни публичных выступлений на сцене

Когда речь идёт о пациентах с диагнозом шизофрения, то мы сталкиваемся с такими проявлениями нарушений психики как когнитивный дефицит, аутизация, нарушения общения, нарушениями социального функционирования.

Ранее проблема нарушения общения, снижения социальной направленности активно изучалась учеными (10, 13, 14). Согласно одним исследователям в основе нарушений общения и социальной дезадаптации при шизофрении лежит нарушение мотивации больного (3-6, 10). Согласно другим в основе нарушений социального функционирования лежит нейрокогнитивный дефицит, который устойчиво регистрируется при данном заболевании (1, 2).

При шизофрении нарушается понимание эмоций другого человека, т.е. регистрируется снижение эмоционального интеллекта. В основе этого нарушения лежит дефицитарность перцептивного компонента, а нарушения понимания и регуляции эмоциональных состояний являются вторичными симптомами. Это отличается от нарушения эмоционального интеллекта при аффективной патологии, при которой нарушения перцептивной стороны наоборот являются вторичными (8). Некоторые исследователи отмечают, что на уровень эмоционального интеллекта могут влиять и кросскультурные различия. Так, например, в зарубежных исследованиях показано, что больные шизофренией европеоиды справляются с заданиями лучше, чем афроамериканцы и выходцы из Латинской Америки, а среди больных из США, Германии и Индии индусы показали наихудшие результаты (12).

В.П. Критская в соавт. (1991) утверждают, что при решении проблем, связанных с анализом межперсональных отношений, больные шизофренией (в первую очередь, хронические больные, больные с нарушениями мышления и больные с плохим преморбидом) предлагают меньше вариантов решений и меньшую способность к эффективному решению межперсональных проблем по сравнению со здоровыми людьми, что косвенно подтверждает дефицит коммуникативных способностей и умений.

Больным шизофренией свойственно приписывать окружающим собственные интрапсихические диспозиции, что делает социальные отношения для них более сложными (9).

Снижение понимания эмоционального состояния другого человека присутствует уже на ранней стадии заболевания шизофренией и предсказывает обеднение социальных умений и социальную дезадаптацию при шизофрении лучше, чем состояние «не-социальных» когниций (вербальной беглости, исполнительских функций и преморбидных интеллектуальных способностей) (13).

Некоторые авторы убеждены, что «способность правильно распознавать эмоции и понимать намерения другого в большей степени влияют на поведение пациента, нежели психопатологическая симптоматика или нейрокогнитивный дефицит» (7, с.5). Отмечено, что чем более грубыми оказываются нарушения социального познания, тем отчетливее представлено снижение уровня социального функционирования у больных шизофренией (9, 11).

Подводя итоги, можно отметить, что для больных шизофренией свойственно снижение понимания внутреннего мира другого человека, что связано с дефицитарностью, в том числе, эмоционального интеллекта.

Снижение понимания эмоциональной стороны человеческих отношений негативно сказывается на возможности реабилитации и ресоциализации больных шизофренией. Что ставит перед клиническими психологами важную задачу по изучению особенностей эмоционального интеллекта при шизофрении для поиска наиболее адекватных путей помощи.

Цель исследования.

Изучение особенностей эмоционального интеллекта у больных шизофренией молодого возраста. Оценка влияния ведущего психопатологического синдрома на эмоциональный интеллект у больных шизофренией молодого возраста.

Материал и методы.

Было обследовано 86 больных заболеваниями круга шизофрении (F20 по МКБ-10) (24 женщины и 62 мужчины), находящихся на излечении в ФГБУ НЦПЗ РАМН и ГБУЗ ПКБ №15 ДЗМ. Все больные были в клинически стабильном состоянии, обследовались на этапе становления ремиссии. Все больные получали индивидуально подобранную медикаментозную терапию. Средний возраст больных – 23,1±3,8 лет у мужчин, 23,1±3,6 лет у женщин. Контрольной группой выступали психически здоровые испытуемые – 157 человек (67 мужчин и 90 женщин). Средний возраст психически здоровых испытуемых составлял – 21,2±3,1 лет у мужчин, 20,5±1,6 лет у женщин. Для оценки влияния ведущего психопатологического синдрома группа больных шизофренией была поделена на две подгруппы: больные шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом (10 человек) и больные шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом (14 человек).

Для оценки эмоционального интеллекта использовался тест «эмоциональный интеллект» Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (MSCEIT V.2.0) – шкала идентификация эмоций (часть для оценки понимания лицевой эмоциональной экспрессии – MSCEIT A, и понимания эмоционально окрашенных изображений – MSCEIT Е) (адаптация теста Сергиенко Е.А., Ветровой И.И., 2010).

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты подсчитывались по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Для математической обработки данных использовалась программа SPSS 16. Использовался однофакторный дисперсионный анализ, критерий Стьюдента для независимых выборок, множественные сравнения основных переменных (по Бонферрони).

Источники


  1. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.

  2. Ричард, Витфилд. Анни Лайоннет Как выйти замуж и остаться там. Великолепные отношения. Управление эмоциями. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись (комплект из 4 книг) / Ричард Витфилд. Анни Лайоннет, И. А. Удилова. И. И. Петрова Петрова, Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 658 c.

  3. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2014. — 352 c.
Интеллект при шизофрении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here