Интерпретация в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Интерпретация в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Основные понятия психоанализа

Информационные партнеры сайта

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Интерпретация — Основные понятия психоанализа.

Интерпретация — основной вид деятельности аналитика во время лечения, процесс, в ходе которого аналитик словами выражает то, что он понял в психической жизни пациента. Понимание основывается на описании пациентом своих воспоминаний, фантазий, желаний, страхов и других элементов психического конфликта, прежде им не осознававшихся либо осознававшихся неполно, неточно или в искаженной форме. Интерпретация основывается также на наблюдениях за тем, как пациент искажает отношения с аналитиком, чтобы встретиться с бессознательными потребностями и оживить прошлые переживания.

Генетическая интерпретация связывает и соотносит чувства, мысли, конфликты и поведение в настоящем с их историческими предшественниками, часто обращаясь к раннему детству. Реконструкция, являясь частью генетической интерпретации, представляет собой «сборку» информации о психологически значимых ранних переживаниях. Эта информация извлекается из сновидений, свободных ассоциаций, трансферентных искажений и других источников аналитических данных. Динамическая интерпретация направлена на прояснение конфликтующих психических тенденций, проявляющихся в поведении, чувствах и других формах психической деятельности. Интерпретация переноса раскрывает и объясняет искажения психоаналитических взаимоотношений, основанные но смещении на фигуру аналитика чувств, установок и способов поведения, изначально относившихся к значимым фигурам из прошлого пациента, обычно к родителям, братьям и сестрам.

Аналогическоя интерпретация, обычно предполагающая материал сновидений, раскрывает и проясняет абстрактные идеи, которые из-за сложности их непосредственной репрезентации в психических образах представлены в аллегорической форме материалом, до некоторой степени свободно соотносимым с абстрактными мыслями.

[2]

Интерпретация обычно предполагает дополнения и изменения со стороны аналитика и пациента по мере появления нового материала. Процесс интерпретации позволяет пациенту понять свою прошлую и настоящую внутреннюю жизнь по-новому, менее искаженно и более полно, что дает возможность изменения чувств, установок и поведения.

На заметку. Кроме описанных на сайте методов изменения психики, необходимо отметить, что во многих случаях психологические тренинги способствуют эффективному изменению личности

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Символы и их интерпретация в психологической практике

В своей психологической практике я часто обращаюсь к символам и их относительно свободной интерпретации. Что есть символ?

Слово symbolon, пришедшее к нам из греческого языка, переводится как знак или сигнал. Однако сложность этого термина заключается в многоаспектности: с одной стороны, это условный знак, с другой стороны, идея, выраженная в образе; в -третьих, это материальный и (или) идеальный объект, обладающий определенной трансляционной функцией и конвенцианально аналогичный иному объекту. Это могут быть различные артефакты, понятия, т.е. все то, что может непрерывно интерпретироваться и обладать таким образом функциональной континуальностью (как непрерывностью).

Предположим, что клиент А. обратился к психологу с высоким уровнем тревожности, выраженным беспокойством, мнительностью, признаками депрессии (чаще всего это тоскливость, плаксивость, недовольство собой и миром, потеря интереса к жизни и т.д.). Помимо беседы работа с символами будет также весьма эффективна.

Но следует обязательно учитывать, что работа с символами, равно как и с их интерпретацией во многом связана с интуицией.Соответственно психолог должен быть именно интуитом, обладать абстрактным мышлением, воображением, разбираться в тонкостях работы подсознания.

Итак, клиент А. с беспокоящей его депрессией.

Первая встреча информативная. Здесь клиент только привыкает к психологу, адаптируется к условиям его работы.На следующих встречах, побеседовав n-е количество времени с А., мы просим его расслабиться. Настройки расслабления достаточно популярны и каждый психолог использует определенные виды техник. Просим клиента закрыть глаза и спрашиваем что сейчас он видит. Чаще всего сначала встревоженный, депрессивный человек будет видеть темноту (обычно видит черный или коричневый цвета или же образы).

Наша задача дать возможность ему прочувствовать это «темное» состояние, но вместе с этим не оставлять одного, подбадривать, задавать вопросы. Если плачет — пусть плачет, смеется — пусть смеется. Возможны проявления других эмоций. Пару месяцев назад женщина с длительной депрессией на протяжении трех первых встреч видела только черный цвет, при этом плакала и говрила, как ей плохо и вся жизнь ее тлен и мрак. Здесь черный цвет может интерпретироваться не только как проявление грусти, безысходности (наш клиент буквально не видит просвет, все темно), но и усугубление внутреннего конфликта. В зависимости от индивидуальных возможностей клиента мы может ориентировать его в этом черном пространстве. А именно уточнять, что именно черное? (Лес, море, болото, пещера, дом и т.д.) На этом этапе «освещать» дорогу вовсе не нужно. Пусть клиент проживает этот образ. Самое главное,те символы, которые он нам называет.

На дальнейших встречах под руководством психолога мы потихоньку стараемся убирать темноту. Т.е. к примеру, если человек видит темноту, находится на открытой местности (улица, дорога, степь и т.д.), наша задача дать ему фонарик (в тяжелых вариантах) или попытаться скоординировать его воображение в сторону определенной маленькой светящейся точки, от которой исходит свет.

В идеальном варианте клиент А. может сразу сконцентрироваться на этой точке (условно мы назовем ее «звезда»). Мы пытаемся приблизить его к этому источнику света сами либо наблюдаем за клиентом, идущим к искомому объекту.

Звезда — многозначный символ вечности, света, идеалов, устремлений (опять-таки все сугубо индивидуально).

Чрезвычайно важно переключение внимания на новый объект (даже внезапный, незнакомый). То есть в процессе такого «путешествия» клиент может сам видеть какие-то возникающие образы. Так, например, в моей практике был такой случай. Длительное время понадобилось, чтобы настроить клиента на источник света (это была именно звезда). От нее шел свет (по выражению А., перламутровый). Кстати, интерпретация перламутрового света тоже имеет здесь значение. Такой цвет трактуется в восточной философии как чистота намерений, мудрость и т..д. Итогом наших встреч стало то, что клиент А. увидел совершенно светлый образ — Китежграда.

Тот самый Китеж, по легенде находящийся в пространстве озера Светлояр Нижегородской области. Благодаря этой технике состояние клиента А. заметно улучшилось, подсознание задало импульс открытию новых знаний, способствовало духовному росту и вдохновило к посещению этого места Силы.

Интерпретация психологическая и психоаналитическая на примере загадки

Несколько лет назад мне загадали загадку, ответ на который найти никому из присутствующих не удалось. В итоге задающий сам выдал ответ и я, как и другие, была удивлена его очевидности. Ее стоит загадывать устно, но я предлагаю и вам попробовать ее отгадать.

Загадка: объясните, что это значит «в деревне волки церковь съели».

Если вы не отгадали и хотите догадаться сами, то предлагаю вам какое-то время не читать дальше. Предложите свои интерпретации, значения, этой загадки.

Я загадала ее пяти своим коллегам с психологическим образованием, которые предлагали свои версии, интерпретации.

Самый первый смысл, самый очевидный, лежащий на поверхности — это про то, что были некие животные, которые съели здание, строение. Эта интерпретация весьма малоприменима к реальности и ответом на загадку не является, так как и отгадывать тут нечего. Ее никто из пяти человек и не озвучивал. Загадка указывает на то, что лежит по ту сторону явленного смысла (напр. «весит груша-нельзя скушать») и при нахождении ответа создает эффект инсайта, озарения, «так вот это что было!», «и как я сразу не догадался?». После отгадывания ответ уже кажется очевидным.

Чтобы отгадать загадку, зачастую нужно предположить, что в ней либо упущен какой-то элемент, либо подменен по сходству (метафора), в любом случае что-то в ней будет указывать на искомый элемент.

Двое отгадывающих, один за другим (я задавала загадку каждому индивидуально) предложили первую пришедшую в голову интерпретацию, состоящую в том, что волки съели священника, попа. Оба они сочли этот ответ недостаточным для разгадывания загадки. И в самом деле, зачем нам задавать такую загадку, ответ на которую не приносит удовольствия озарения, некоего обхода явного смысла.

Волки съели священника — это интерпретация по типу метафоры, она вносит новый смысл, отвечающий реальности. Но реальность — это не то, что мы ищем в загадке. Хотя ее поиск и может помочь в отгадывании. Например, ответ на загадку про грушу находится путем допущения того, что что-то в загадке является не самим собой. Мы рассуждаем так: что бы это такое могло быть, что мы можем назвать грушей и что несъедобно? Если мы верим в то, что груша — это груша и не она здесь играет роль объекта метафоры, то делаем вывод, что нужно понять, почему ее нельзя кушать: либо она отравлена, либо она пластмассовая, либо ее кто-то запретил кушать. Если мы не верим в грушу и верим в то, что она не съедобна, то что-то, что есть у груши должно намекнуть нам на наличие того же и у искомого несъедобного объекта.

Другой ответ на загадку про волков и церковь был такой: «наверное это какая-то поговорка, пословица. Может когда-нибудь в деревне что-то произошло, что было точно подмечено в этой фразе». Это тоже разгадкой не является, не вызывает эффекта угадывания. Сам отгадывающий указывает на то, что такой ответ наводит его, скорее, на сомнения (наверное, какая-нибудь, где-нибудь что-то), задает множество новых вопросов.

Другие ответы либо были столь не относящимися к загадке, что я их не запомнила, либо указаниями на то, что отгадывающий чувствует себя бессильным в том, чтобы ответ продолжить искать.

Еще один ответ из ряда неудавшихся мне видится в том, что церковь была съедобная, мясная, например. Тогда мы идем тем же путем размышлений, что и в загадке с грушей.

Я еще немного отложу тот ответ, который загадку разгадывает. Разгадавшие уже испытали удовольствие отгадывания (когда я напишу ответ вы лишь еще раз в этом удовольствии удостоверитесь). Но и тем и другим я предлагаю последовать за еще одной моей мыслью: о различии интерпретации психологической и психоаналитической. Эта загадка может показать это отличие наиболее ярко и в демонстрации второй я уже не смогу обойтись без ответа.

Мне сразу хочется сказать, что это деление весьма условно, виды интерпретации я называю именно так скорее для личного удобства. Однако не обойтись здесь и без фактических различий по применяймости их в психологической и психоаналитической кругах. Это различные подходы к работе, различные способы применения интерпретаций. И конечно же, как в психологии, так и в психоанализе существует множество различных направлений,. взглядов, которые могут не соответствовать тому отличию, которое я здесь приведу.

Та интерпретация, которую назовем психологической, направлена на поиск новых смыслов, которые могли бы помочь человеку найти более эффективный способы справляться с жизнью и встречающимися в ней трудностями. Это, например, работа с установками, представлениями о себе, я-концепцией. Психолог предлагает человеку воспользоваться некой схемой, классификацией, которая в какой-то степени у него откликается и дает возможность идентифицироваться с частью схемы. Так высказывание «у меня ничего не получится, я вообще плохой» можно назвать низкой самооценкой (что и является интерпретацией), выявляющейся и измеяющейся по ряду черт, и предложить после этого путь к достижению адекватной самооценки. При этом психолог ориентируется на свои собственные представления и критерии низкости-адекватности (пусть даже он вычитал их в научном эмпирическом исследовании).

Ответы на загадку, что я привожу выше, являются ответами конструирующими. Они ищут по пути проверки реальности и, как я уже сказала, работают как ответ на загадку про грушу, как поиск метафоры.

Интерпретация чувств работает посредством того, что аффект становится названным и человек может после называния применить соответствующие чувству способы снятия психического напряжения, эффект катарсиса. Вероятно, это и есть то самое «более эффективно». 😉

Итак, психологическая интерпретация направляет человека к более удобной для него идентификации, той, которая будет устраивать самого человека и позволять ему более эффективно и приятно жить. Она создает для человека некий каркас, на который он сможет опираться так, чтобы не испытывать тревоги и чувствовать себя защищенно.

Психоаналитическая интерпретация направлена на изменение пунктуации. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному и принимать она будет разные смыслы. Это и делает аналитик. Он показывает альтернативный смысл, который в конечном счете ведет к бессмыслице.

Ответом на загадку является сама загадка, пересказанная с другой пунктуацией:

«В деревне «Волки» церковь с ели».

Психоаналитик с легкостью (или не очень) увидит этот смысл (один из пяти человек, которым я загадывала эту загадку, и отгадавший ее, был аналитиком).

Теперь мы понимаем, что имел ввиду тот, кто ее загадал. Ответ был очевиден и его не нужно было придумывать. Сама загадка и есть ответ на нее, нужно было лишь прочесть ее иначе. Так как она загадывается устно, то никакой разницы в звучании «съели» и «с ели» мы не слышим.

Именно здесь возникает эффект отгадывания. Теперь фраза приобрела новый смысл и одновременно соответствует реальности, а именно — тем правилам существования языка, которые определяют смысл и в соответствии с которыми выстраивается речь.

Интересно то, что после отгадывания нам уже совершенно не важно, зачем собственно автора нам эту фразу сказал. Сама она не нуждается в дальнейшей интерпретации или комментировании. Лишь тот, кто с самого начала в загадке слышал именно ответ на нее, т.е. некую новость «а вот представляешь в деревне под названием «волки» церковь сделана из ели», лишь он задумается над вопросом «ну и что? зачем ты мне про какую-то деревню рассказываешь?». Мы же не видим этого смысла и само его нахождение считаем своей целью. Когда мы отгадали, то не важно, что именно было сказано.

В чем же природа того удовольствия, что мы испытываем при разгадывании? Сейчас мне не видится ответа на этот вопрос, но ассоциативно он отсылает меня к удовольствию от остроумия и юмора. Он пока остается для меня открытым и отправляет к чтению немалоизвестной психоаналитической литературы.

Интерпретация

Удачная интерпретация сказанного помогает обеим сторонам.
скачать видео

Виды и способы интерпретации

Интерпретации бывают директивные и свободные, изощренные и наивные, опережающие и задним числом. См.→

Личность интерпретатора

Интрепретация говорит не только и не столько о смысле сказанного или сделанного, она очень много говорит о том, кто так или иначе интерпретирует. Обидчивый человек везде видит себе обиду и интерпретирует сказанное и сделанное как направленное против него. Позитивный человек везде видит лучшие намерения и даже обидные слова и действия партнера интерпретирует как просто неудачные. На этом основаны все проективные тесты.

48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.

За количественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования — интерпретация результатов. Качесттвенная, теоретическая обработка данных.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.

Описание (интерпетация) дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения

Виды объяснения в психологии:

Ж.Пиаже предложил выделить два основных типа объяснений: 1) редукционизм — упрощающие объяснения и 2) конструктивизм — построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. Внутри этих двух типов имеются разновидности:

а) физические (физикалистские) объяснения;

б) физиологические (органические, срганистские) объяснения;

в) социологические (психосоциальные) объяснения.

Модели прижизненного опыта.

Модели врожденного опыта (генетические).

Психологический редукционизм заключается в сведении в психологических рамках сложного к простому.

Внепсихологический редукционизм — объяснение психологических факторов причинами непсихологического характера

Физические объяснения являются сведением психического к физическому. (физические гештальты напр.)

Физиологические объяснения состоят в сведении психического к физиологическому.(теория эмоций Джеймса Ланге)

Социологические объяснения — поиск причин индивидуальных реакций и индивидуального поведения в сфере микросредовых (а в некоторых случаях и макросредовых) социальных взаимосвязей (концепция мотивации Маслоу)

Объяснение через модели прижизненного опыта. Объяснение здесь сводится к обращению к приобретаемым формам поведения, однозначно определяемым воздействиями среды, т. е. через феномен научения. (Бихевиоризм)

Объяснение через генетические модели. Объяснительный принцип — врожденные поведенческие конструкции (Импиртинг)

Объяснение через абстрактные модели. Производится отвлечение от разнообразия в формах поведения и реакций и апелляция к наиболее общему их выражению.

49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.

интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

Интерпретация в психологии

Интерпретация — Интерпретация: В Викисловаре есть статья «интерпретация» Интерпретация (юриспруденция) «перево … Википедия

Интерпретация — (лат. interpretatio посредничество) 1. объяснение фактов в контексте определённой научной теории. Синоним: Герменевтика; 2. оценка стимула с позиции некоей когнитивной схемы, определяющей характер реакции на стимул (в психопатологии такой схемой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психоанализ — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия

ПСИХОАНАЛИЗ — разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Несмотря на, то что многие психоаналитики стремятся подчеркнуть научный (и … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — Этим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой лежит выявление особенностей… … Психотерапевтическая энциклопедия

Сопротивление (психоанализ) — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — – название, предложенное немецко американским психоаналитиком Эрихом Фроммом (1900–1980) для обозначения учения, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо. В работе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛИИ — подход к Библии с т. зр. различных психоаналитич. школ. Психоанализ как терапевтический метод был впервые разработан австр. психиатром Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Принято считать, что именно он открыл мир бессознательного как один из важнейших … Библиологический словарь

Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

Проработка — психический механизм и этап в рамках «техники психоанализа». Состоит в осознании и признании анализантом исходных (вытесненных) причин психической травмы, а затем, не останавливаясь на этом, в реконструкции всей выявленной структуры своих… … Википедия

Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования

Заключительный этап исследования — анализ полученных эмпирических фактов, их обобщение и интерпретация является очень важным и нередко очень трудным (особенно дляначинающего исследователя). Анализу подвергаются все эмпирические данные, полученные психологом во время проведения исследования: данные беседы, наблюдения и, естественно, результаты выполнения всех экспериментальных проб.

Анализ результатов исследования требует не только квалификации отдельных симптомов нарушения психических функций, в качестве которых выступают качественные характеристики нарушения протекания познавательной деятельности и различных сторон личности (например, выявление снижения или искажения процесса обобщения, нарушения динамики умственной деятельности, нарушения ее мотивационного компонента, нарушения опосредованной или кратковременной памяти и т. п.). Перед психологом стоит задача обобщить все данные и выделить основные нарушений психической деятельности в целом. Другими словами, анализ экспериментальных данных должен протекать аналогично клиническому анализу — от симптома к синдрому /22/.

Надо отметить, что для достоверной квалификации патопсихологических симптомов и синдромов необходимо анализировать не только данные отдельных методик, но и объективно оценивать всю экспериментальную ситуацию в целом. При интерпретации экспериментальных данных необходимо обращать внимание на:

1) отношение испытуемого к эксперименту, которое находится в зависимости от его состояния;

2) особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора;

3) характер отношения испытуемого к инструкциям эксперимента;

4) особенности проведения каждой отдельной экспериментальной пробы (здесь важны как количественные показатели работы, так и качество выполняемой деятельности);

5) отношение к совершаемым ошибкам, возможность поиска путей их коррекции самим испытуемым;

6) восприимчивость испытуемого к оказываемой помощи и др.

Правильно разобраться в этих вопросах возможно только в том случае, если оценки результатов по отдельным методикам сопоставлять с оценкой целостного контекста всех проб. Важно также не только выявить структуру нарушений психической деятельности больного, но и определить сохранные функции и компенсаторные возможности.

В. М. Астапов /1/ также выделяет ряд последовательных этапов, через которые проходит процесс анализа и интерпретации результатов исследования:

— обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как от этого состояния во многом зависят процесс и результаты деятельности, что необходимо учитывать при оценке отдельного симптома;

— оценка мотивированности испытуемого в исследовании, наличие или отсутствие заинтересованности;

— анализ всей совокупности данных, получаемых по каждой из конкретных методик (понимание инструкции, отношение к заданию, способ выполнения, рассуждения по поводу принимаемых решений, ошибки и возможность их коррекции, проявления эмоционально-волевой сферы и т. п.);

— сопоставление результатов выполнения различных методик, в результате чего выявляются характерные особенности нарушения отдельных психических процессов и сторон личности (патопсихологические симптомы);

— сопоставление патопсихологических симптомов и формирование и обоснование выявляемого патопсихологического синдрома,под которым понимается совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности испытуемого, сформулированных в психологических понятиях.

Таким образом, в результате проведенного многоступенчатого анализа патопсихолог дает психологическую квалификацию нарушения, т. е. устанавливает психологический диагноз, который является большим подспорьем в уточнении психиатрического диагноза или при решении других значимых для клиники задач.

На основании проведенного анализа результатов исследования составляется заключение, которое в письменной форме отражает и обосновывает характеристику выявленного патопсихологического синдрома, т. е. квалифицирует нарушение психической деятельности больного.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования, по мнению Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и многих других патопсихологов, не может быть стандартным, так как само патопсихологическое исследование в целом не является стандартным. Заключение по сути представляет собой продукт творческого мышления психолога по поводу поставленной перед ним конкретной значимой для клиники задачи. Поэтому форма заключения не может быть единой, более того, в содержании и оформлении заключения обязательно проявляются индивидуальные особенности патопсихолога и объективные условия, в которых реализовывалась его деятельность (на объем заключения может повлиять, например, большая загруженность и дефицит времени).

Несмотря на то, что заключение не поддается унификации, могут быть даны рекомендации относительно схемы заключения, которое включает в себя несколько частей (введение, основную часть и заключительную, резюмирующую часть).

Вначале можно коротко описать характер запроса, по поводу которого проводится исследования (запрос врача, педагога, жалобы родителей), а также диагностически значимые анамнестические сведения (о возможных причинах нарушения, времени его возникновения и основных проявлениях). Также в вводной части можно описать жалобы больного по поводу состояния его памяти, внимания, умственной работоспособности. Это особенно важно, когда психическое состояние больного во время обследования отличается от описываемого врачом или родителями, педагогами или когда обнаруживается контраст между психологическим самочувствием больного и результатами исследования.

Основное содержание вводной части составляет описание (также очень краткое) поведения больного во время проведения исследования. Отмечается то, как больной работал — старательно или неохотно, проявлял ли заинтересованность в достижении правильных результатов, мог ли критически оценить свои успехи. Все эти данные, характеризующие отношение больного к факту обследования и к качеству своих действий и обозначаемые как микростатус («статус за столом», по выражению С. Я. Рубинштейн), имеют большое значение дляоценки, в первую очередь, личности испытуемого. У сохранной личности обязательно присутствует эмоциональная реакция на исследование в целом, а психическая болезнь искажает такую реакцию: у психопатов, например, она носит чрезвычайно утрированный характер, а у больных шизофренией или при глубокой депрессии отмечается безучастное отношение к факту исследования. При описании поведения больного также обязательно регистрируется наличие признаков установочного поведения, так как установочное поведение ставит под сомнение достоверность некоторых результатов (в первую очередь впечатление об интеллектуальной недостаточности), которые требуют дополнительной проверки и аргументации, а иногда и повторного проведения обследования.

Основная часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности испытуемого, т. е. об обнаруженных при исследовании особенностях мышления, памяти, внимания, темпа его сенсомоторных реакций, наличия или отсутствия признаков повышенной истощаемости. Обязательно описываются особенности личностно-эмоциональной сферы, выявленные в исследовании. Иногда не меньшую роль играет констатация отсутствия у обследуемого тех или иных психических расстройств. Например, если при обследовании не обнаруживаются характерные для шизофрении нарушения мышления и личностно-аффективные изменения, то это значимо для проведения дифференциальной диагностики между неврозом и неврозоподобной шизофренией.

Надо отметить, что заключение ни в коем случае не должно быть простым перечнем выполненных заданий. Нельзя ограничиваться только оценкой выполнения или невыполнения тех или иных методик. На основе анализа экспериментальных данных необходимо выделить ведущие патопсихологические особенности, а конкретные данные из протоколов могут быть использованы в качестве иллюстраций, подтверждающих квалификацию нарушения.

В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании, характеризующие особенности нарушения психической деятельности и личности испытуемого, т. е. дается аргументированная квалификация патопсихологического синдрома.

Контрольные вопросы

1. Какой метод является основным в патопсихологическом исследовании?

2. Какие принципы проведения патопсихологического экспериментального исследования выделила Б. В. Зейгарник?

3. Какой из принципов патопсихологического исследования является основным?

4. Какие функции выполняет беседа с больным (клиническая беседа) в патопсихологическом исследовании?

5. Какую роль играет наблюдение в получении диагностически значимых данных?

6. Что понимают под анамнезом в клинике и психологии?

7. Охарактеризуйте принципы подбора патопсихологических методик.

8. Как влияет цель исследования на выбор конкретных патопсихологических методик?

9. Какие задачи решает патопсихолог на подготовительном этапе исследования?

10. В чем сущность метода анализа продуктов деятельности, применяемого в детской патопсихологии?

11. Является ли патопсихологическое экспериментальное исследование стандартизированным? Какова общая схема его проведения?

12. Опишите структуру протоколов, применяемых в патопсихологии.

13. Как влияет наличие установочного поведения на порядок предъявления экспериментальных методик?

14. Какие этапы проведения анализа эмпирических данных выделил В. М. Астапов?

15. Какую структуру имеет патопсихологическое заключение?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8738 —

| 7143 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Интерпретация

Интерпретация события

Прямая аналогия с процессами опознания объекта в поле зрения здесь, по-видимому, не совсем корректна, но именно она дает пример того, что пространственная локализация в принципе может предшествовать категоризации. Однако для наших целей нет нужды вдаваться в проблему временного разведения актов номинации и локализации и далее мы будем, за неимением лучшего слова, обозначать их как идентификация.

И называть этим словом поиск ответов на вопрос Что-Где-Когда. Обычно этот поиск осуществляется на.

Интерпретация в гештальттерапии

В «гештальт-терапии» сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения, т.е. остается полностью ответственным за объяснение. Hill (1986) выделяет пять типов интерпретации:

1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями.

Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных.

Психоаналитический подход в психокоррекции

Согласно Фрейду человеческая психика состоит из трех уровней: сознание, предсознательное и бессознательное. Часть наших фантазий, желаний находится в предсознательном и становится ясной, лишь когда мы направляем на нее свое внимание.

Но многое мы не можем осознать даже ценой величайших усилий. Эта часть души называется «бессознательным». Здесь находится все то, что тревожит и ранит нас, что неприемлемо для нашего «Я». Даже усилием воли самостоятельно мы не можем осознать, «вспомнить» это. И.

Восьмицветный тест Люшера

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Макс Люшер — это врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.

Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят к началу XX века и отражены в.

Лекции по психологии

ВВЕДЕНИЕ
Структура психологии.

Начиная изучение такой науки как психология следует отметить прежде всего ряд особенностей, которые отличают психологию от других наук.

Первая особенность психологии состоит в том, что к настоящему времени не существует единой “академической” психологии с чётко выработанным каноном и устоявшимися, проверенными взглядами, подобно тому как это имеет место в физике, химии и других точных дисциплинах. Фактически термин психология объединяет в себе 3 совершенно.

Этика психолога

Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть объектом его изучения.

Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами.

Барьеры непонимания

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседниками, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы и плетни на пути общения.

Проходя через нагромождения этих барьеров, наши слова частью застревают в них, частью изменяются до неузнаваемости, частью западают в какие-то.

Психология сна. Гештальт-терапия

Гештальт-терапевт смотрит на сны несколькими способами. Ф.С. Перлз, выражая точку зрения, впервые развитую в гештальт-терапии, охарактеризовал сны как проекции. Разработанная им техника работы со сном, при которой человек увидевший сон разыгрывал его элементы, была создана для того, чтобы сновидец вновь интегрировал то, что он спроецировал.

Позже Перлз назвал сны «экзистенциальными посланиями», т.е. краткими сообщениями о теперешнем или общем состоянии жизни сновидца. Отыгрывание сна в данном.

Объяснения почерка

Графологии не повезло. Правда, то же самое можно сказать и вообще о восприятии почерка в культуре: оно, конечно, куда разнообразнее, богаче, сложнее, плодотворнее, древнее, наконец, чем приписывание ему психологических значений.

Что же до „графологии“ как таковой… Это слово неспроста хочется взять в кавычки: оно тянет за собой слишком много побочных смыслов.

Само слово „графология“ (возникшее в Европе в XIX веке) охватывает очень разнородную область явлений. Хотелось бы, конечно.

Эффективные воздействия

Любое из известных нам эффективных (то есть результативных) воздействий строится в соответствии с одной и той же структурой. Мы называем ее Единой структурой воздействия. Структура эта описывает то, что на самом деле работает, когда мы добиваемся своего.

Как обычно, есть одно ограничение: Единая структура работает с тем, кто дышит. В идеале — с людьми. Других ограничений, судя по всему, нет. Политика, бизнес, флирт, религия (как квинтэссенция политики, бизнеса и флирта), психотерапия.

Интерпретация в психологии

Интерпретация в психологии стала открытой темой, поскольку разработанные на сегодняшний день технологии, тесты, методики и программы позволяют по-разному раскрывать смысл тех или иных психологических явлений. Даже сами методики, к которым прибегают ученые, чтобы объяснить тот или иной феномен, могут стать объектом для исследования.

Ж. Пиаже выделял две стратегии объяснения фактов в психологии

1. Редукционизм – сведение сложного к простому: психологического к внепсихологическому, социального к биологическому и т.д. Он в свою очередь делится на:
• Психологический редукционизм – сведение нескольких сложных моделей поведения к одному и тому же простому принципу объяснения.
• Вне-психологический редукционизм рассматривает действия и реакции, ссылаясь на непсихологические законы. Социологическое объяснение рассматривает индивидуальное поведение через взаимодействие с окружающими людьми. Физикалистские объяснения толкует поведение через физические законы.

[3]

Органистские объяснения сводят психологическое к физиологическому, а конструктивистские – делают акцент на процессах конструкции. Модель типа «теории поведения» рассматривает поведение как результат обучения. Модель «генетического типа» толкует поведение как результат генетически вложенных форм. «Абстрактные модели» объясняют поведение через наличие общих законов.

[1]

2. Конструктивизм – построение более сложных объяснений за счет более простых. Рассматриваются простые явления в совокупности, составляя сложный предмет психологии.

Вышеприведенные способы интерпретации психологических явлений могут использоваться в совокупности, конечной целью которых является констатация факта. Однако данные открытия не могут дать однозначный ответ на вопрос, является ли это единичным (частным) случаем или все-таки научные результаты раскрыли некий общий закон.

Способов пояснений психологических явлений, рассматриваемых в интернет-журнале psytheater.com, существует большое количество. Но все они проходят через три основные стадии:

1. Исследование.
2. Соотнесение открытия с известными законами
3. Проверка открытия на другом материале для более точного подтверждения или опровержения.

Ж. Пиаже выделил три стадии исследования в психологии

1. Установление научного явления в обобщенном виде. Это всего лишь теория, которая ждет своего подтверждения. Констатируется некая общая закономерность.
2. Дедуктивная стадия. Научное явление выводят из законов, которые предположительно объясняют его.
3. Соотнесение логической конструкции с реальной. Начинаются эксперименты, которые ставят целью рассмотреть реальную модель в «полевых» условиях, а также увидеть закономерность на других объектах, чтобы вывести общий закон.

Приведенная схема не имеет достаточно научной базы в психологии, поэтому на сегодняшний день исследования проводятся по более простой схеме:
1. Проводится эмпирическое исследование.
2. Формулируется закономерность.
3. Находятся эмпирические сведения в уже имеющейся литературе, чтобы соотнести явление к определенной группе.
4. Представляется общепсихологическая интерпретация.

Очевидно, что методы исследования в психологии еще не до конца совершенны, что может предполагать наличие некоторых ошибочных сведений и знаний. Однако уже подтвержденные и до конца изученные феномены помогают устанавливать закономерности в неизученной части психологии. Ученые совершенствуют свои навыки и знания, что не происходит за одно мгновение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.

  2. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.

  3. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.
Интерпретация в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Как заново влюбить в себя мужа