Интроекция в психологии – жертвы

Сегодня мы рассмотрим тему: "Интроекция в психологии – жертвы" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Затяжные болезни Души

Каждый человек подвержен различным заболеваниям, если верить библии — то все это связано с тем, что подлый змей измазал тела первых людей различными нечистотами, а также исколол их десятками копий. Хотя при этом библия говорит также и о том, что все болезни из-за грехопадения человеческого. Поэтому в древние времена священники и лекари не искали причин болезней, зачастую говоря о том, что все это кара божья, а значит, только ведение правильной богоугодной жизни сможет вылечить человека.

Современная медицина же в корне не согласна с трактовкой того что все болезни, это следствие грехопадения (за исключением таких болезней как ВИЧ, СПИД и прочие венерические болезни). Более того у современных медиков есть ответы практически на все вопросы. Начиная от того, что такое болезнь, и чем обусловлено то или иное заболевание, заканчивая тем как её лечить (в том случае если она поддается лечению).

Так, например болезнь — это реакция организма на воздействие патогенных (вредоносных) факторов. Болезнь возникает только в случае недостатка энергетических и функциональных способностей противостоять патогенным факторам. И лечение болезни заключается в избавлении патогенного фактора, а также восстановлении способностей организма сопротивляться подобным факторам в дальнейшем.

Душевные расстройства человека

Однако среди всех болезней отдельно выделяются, так называемые «болезни души» — хронические психические расстройства.

Так, как психика человека достаточно тонкая материя, которая легко нарушается в виду многих факторов, то психические расстройства мы можем назвать скорее симптоматикой более больших болезней, которые обусловлены внешними факторами, начиная от воздействия психо-активных препаратов, и заканчивая механическими травмами, особенностями окружающей среды и генетики.
при этом далеко не каждого человека на земле можно назвать психически здоровым, так как большинство хронических психических расстройств могут восприниматься обществом как норма.

Зависимости

В список подобных расстройств входят и всевозможные зависимости, которые не осуждаются законом. Например, пандемия отечественного общества: алкоголизм.

Алкоголизм имеет все признаки психического расстройства. Так люди подверженные влиянию алкоголя имеют целый ряд проблем:

  • расстройство сна (так, после принятия определенной доли алкоголя, человека тянет ко сну);
  • синдром отмены (если затяжного алкоголика насильственно отлучить от алкоголя, то есть немалая доля вероятности того что у него проявятся характерные психические и физические нарушения);
  • колебания настроений;
  • резкий спад активности;
  • снижение устойчивости к стрессу;
  • еще целый ряд симптомов, которые позволяют применить к алкоголизму термин психоз.

Таким образом, алкоголизм, никотиновую зависимость, игроманию, зависимость от наркотических веществ, и даже трудоголизм можно назвать хроническими расстройствами психики.
Так как если вернуться к определениям, психологическое расстройство — это в первую очередь состояние психики которое значительно отличаются от состояния психики здорового расстройства.

Реакция на социальную враждебность

При этом хроническое расстройство психики может быть и не связанным с зависимостями, а является развитием внутренних социальных проблем или же ятрогенных факторов.
Примеров ятрогенного фактора можно привести великое множество: так, врач поставивший неверный диагноз может вызвать и саму болезнь. Более приземленный случай ятрогенного влияния на развитие хронических психических расстройств может стать мнение общества. Так, если человека всю жизнь называть психически неуравновешенным, или же постоянно оскорблять и угнетать его как личность, в нем могут развиться многие хронические расстройства психики.

Наиболее ярким примером может послужить диссоциативное размножение личности (раздвоение личности). Так, зачастую оно проявляется в раннем возрасте, и является ответом на внешние угнетающие социальные и физические факторы. Как пример можно привести, проявление более агрессивной второй личности, имеющей зачастую другое имя, а иногда даже и пол. Возникновение этой личности является реакцией неустойчивой психики ребенка на постоянные угнетения, и зачастую вторая личность защищает первую от проявления этих факторов.

Таким образом, мы можем выявить сразу два признака дисоциативного размножения личности. Ведь вторая личность достаточно аггресивна и зачастую гораздо агрессивнее первой, второе это то, что первая личность зачастую не помнит ничего о том, что делала вторая. Так называемый синдром «доктора Джекилла и мистера Хайда». При этом стоит заметить, что даже если факторы, которые вызвали в свое время раздвоение личности исчезают, сама болезнь остается. Вылечить такую болезнь можно только путем самоанализа в купе с медикаментозными препаратами, а также сеансами гипноза.

Нарушения в работе головного мозга

Однако самые страшные хронические расстройства психики могут развиться из-за болезней и травм головного мозга, или плохой наследственности. К таким болезням можно отнести развитие аутизма. Так, аутизм не является следствием влияния тех или иных психотропных препаратов, и не является реакцией на внешние психологические раздражители. При этом такое хроническое расстройство психики как аутизм вызван нарушением развития головного мозга. Основная причина возникновения аутизма это сложные генетические связи, которые вызывают нарушение правильное развитие синоптических связей головного мозга.

при этом основным симптомом, по которому можно выявить аутизм — являются социальная неприспособленность и равнодушие. Так, ребенок аутист старается свести свое общение с другими людьми к минимуму, а также страдает от некоторых других симптомов, таких как компульсивное поведение, или же стереопия.

Первые сведения об аутистах мы можем встретить в истории древнего Египта, или даже в библии, там аутисты названы «блаженными», и зачастую они имеют некоторые интеллектуальные преимущества перед другими людьми. Так, аутисты зачастую становились гениальными строителями или математиками, поэтому даже некоторые психологи не считают аутизм болезнью или расстройством.
Как не страшно, однако аутизм в отличие от других душевных болезней не лечится, однако квалифицированные врачи могут скорректировать поведение аутиста, максимально приблизив его к поведению здорового человека.

Душевные болезни — это психические нарушения, которые вызывают отклонения в поведении, и могут быть вызваны:

  • — влиянием, какого либо вещества, вызывающего психические нарушения;
  • — ответом на социальные раздражители (раздвоение личности, паранойя);
  • — быть результатом повреждений головного мозга, или неправильного развития (аутизм, болезнь Альцгеймера и прочие).

Таким образом, хроническое психическое расстройство сложно причислить к обычным болезням, и методика лечения психических отклонений зачастую отличается от традиционного медикаментозного влияния на организм. Зачастую для того чтобы вылечить хроническое психическое расстройство, необходимо найти его причину и бороться с ней.

В том же случае когда человек не поддается лечению, необходимо обратится к специалистам, для того чтобы они максимально скорректировали его поведение под социальные нормы. Да, такой человек не будет здоровым с врачебной точки зрения, однако он будет психологически адаптирован, и не будет чувствовать дискомфорта, которое вызывает его психологическая болезнь

Интроекция (психологическая защита)

Интроекция – это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей. Процесс этот столь тонкий, что кажется таинственным. Однако если его замечаешь, ошибиться невозможно. Задолго до того, как ребенок становится способным принять субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже “проглотил” их в некоем примитивном смысле.

Читайте так же:  Агрессивность – признаки и лечение

В своих не столь позитивных формах интроекция, как и проекция, представляет собой очень деструктивный процесс. Наиболее известные и впечатляющие примеры патологической интроекции включают в себя процесс, названный, если учитывать его примитивность, несколько неудачно – “идентификация с агрессором” (A. Freud, 1936) *. Хорошо известно как из непосредственных наблюдений в естественных условиях (Bettelheim, 1960), так и из эмпирических исследований (Milgram, 1963), что в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. “Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен,” – людей неосознанно влечет к подобной защите. Понимание данного механизма критически важно для процесса психотерапии. Он не совпадает ни с какими диагностическими категориями, однако особенно ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях к садизму, эксплозивности и тому, что часто называют импульсивностью , вводя этим словом в заблуждение.

Жертвы интроекции: кто они?

Начнём не с описания термина интроекция в психологии. Неинтересно это — как на лекции или как в словаре. Начнём с того, что я расскажу вам сюжет распространённейшей мелодрамы. Мы же любим смотреть фильмы. И Вы уже тогда сами всё поймёте.

Есть такой тип человека, который психологи назовут сразу и безошибочно — интраектированным. Когда-то в детстве его родители внушили ему прямо или намёками одну выстраданную ими идею. Внушили, значит, идею, некое правило, чтобы пользовался он им в жизни. Чтоб в жизни не пропал.

Это примерно, как отец Чичикова говорил:

«Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете».

Родители бывают разные, как Вы видите из вышеприведённого примера. Бывают умные и глупые, бывают травмированные и бывают абсолютно довольные жизнью. И берут эти родители своё понимание мира (назовём это — галлюцинацией) и передают эту галлюцинацию по наследству, на языке психологов — интраектируют ребёнка.

А интраектируют они ему, если кто ещё не понял, свой собственный внутренний конфликт.

Из-за этого, выросший ребёнок, начинает искать в своей жизни тех самых врагов, о которых красочно говорили ему родители.

Врагов он ищет,чтобы бороться с ними или избегать их (смотря какой модели — избегающей или подавляющей, придерживались родители)

Смотрите, какая получается картина. Ребёнок выходит в мир и видит абсолютно незнакомых ему окружающих людей. Ему начать бы всё с чистого листа или книжки там умные почитать. Так нет же! Ребёнок вынужден конфликт своих родителей пристраивать к собственному бытию, искать в окружающих людях — врагов.

Интраектированные люди усвоили от своих несчастливых родителей, что:

[1]

  • Мужчин порядочных не бывает,
  • Женщин порядочных не бывает,
  • Все браки по любви заканчиваются нищетой,
  • С начальством нужно дружить,
  • С «богаче нас» водиться нечего,
  • С «беднее нас» водиться нечего,
  • Все люди — враги,
  • Незамужняя женщина — урод. Выходи замуж хоть за вот этого, но выходи!
  • Ребёнок разрушит всю твою жизнь, не рожай,
  • Чужие дети — неблагодарные, не воспитывай пасынков,
  • Братья и сёстры после смерти родителей способны только грызться за квартиру, поэтому не заводи двоих детей,
  • Лучшая подруга это та, кто предаст тебя больнее всего, не имей лучших подруг .

У каждого из нас своя галлюцинация стала ведущим слоганом жизни.

Так что же такое интроекция.

В переводе с латинского этот термин означает буквально —вбирание внутрь.

Примерно так про хороших детей-учеников их учительницы говорят: «Он прямо впитывает, впитывает».

Такое безоговорочное, безфильтровое впитываниеинформации от родителей характерно для детей — до их отделения в Самостоятельную Личность, до стадии выхода в широкий социум, то есть, до пяти-шести лет.

До этого рубежного возраста — родители являются богами и авторитетами во всём — это нужно для выживания. Этот способ вбирания информации совпадает и со способом поглощения пищи в таком возрасте. Ребёнок ест жидкую перетёртую пищу (напоминающую материнское молоко) заглатывая её целиком, доверяя ей, не фильтруя.

Но с ходом развития, процесс Интроекции (вбирания внутрь) необходимо должен быть заменён более совершенным и сложным процессом — процессом Ассимиляции.

Ассимиляция (в отличие от интроекции) предполагает обязательное

Это совпадает с полным переходом ребёнка на взрослую, твёрдую пищу, которую ему нужно трудиться перемалывать зубами, отплёвывать её несъедобные части (чешую, кожуру, семечки, косточки, жилы и прожилки), ножичком отделять подгнившие части от здоровых, нюхать, пробовать на вкус и формировать личные вкусовые предпочтения. Неманипулятивно-истероидные: «Я вообще не буду есть всё то, чем вы меня кормите и заморю себя голодом!» а просто личные.

К сожалению, многие дети лишены этого прекрасного занятия. Пищу им готовят, вырезая, обрезая, перемалывая, взбивая и намазывая. Поэтому дети ею плюются. Так далеко, как могут.

Примерно так же Вы плюнули бы в меня, если бы на Вашу просьбу дать Вам почитать книжку «Унесённые ветром», я бы Вам книжку не дала, но начала бы пересказывать сюжет, стоя в дверях.

Да. И в сфере развития личности такие дети демонстрируют параллельное с развитием пищевых привычек — отставание. Застревают на ранней инфантильной фазе — фазе интроекции, так и не овладев прелестями ассимиляции.

Ребёнок необходимо должен понять рано или поздно, что его родители могут ошибаться. Что информацию, получаемую от них, нужно фильтровать и выплёвывать подгнившее. Но многие усваивают один вредный урок госпожи Лени: гораздо проще и без болезненней впитывать всё, что тебе говорят, как жидкую кашку из бутылочки — пассивно и без сомнений!

Самое смешное, что рано или поздно, родители действительно перестают быть авторитетом для всех — даже для интроектированных. Но тем хуже для интроектированных. Эту свою семейную модель они просто переносят на всё общество. И продолжают впитывать без критики и попытки осмысления то, что говорят им другие люди, замещающие им теперь Родителя.

Эти люди не пережёвывают идеи других, какими бы нелепыми эти идеи не были! Те, кто поумнее, даже понимают и выгоды такого поведения — можно всегда сослаться на авторитет — и тем заткнуть рот оппоненту!

Только примкните к сильной политической партии! Только примкните к авторитетной научной школе! К уважаемой всеми религии! И Вы — карлик, вставший на плечи этих гигантов, выиграете любую битву, закрыв рот спорящей стороне цитатой из своей мамочки, из Евангелия, из Маркса, из Зейгарник.

Легко достаются таким людям их победы. Но и расплачиваются они за них не менее тяжело.

Читайте так же:  Причины возникновения, симптомы и лечение фиксационной амнезии

Их подстерегает опасность никогда не узнать свои собственные подлинные потребности и желания.

Всю жизнь они будут стремиться вести себя так, как диктует им галлюцинация унаследованной интроекции, и при этом ощущать смутное неудовольствие от жизни.

Как же так, ведь я всё делаю «правильно»! Откуда же эта щемящая тоска? Чей голос говорит мне «Эх, Вася!».

Люди, подчинившиеся интроекции, буквально насильно заставляют себя быть не теми, кем они являются на самом деле!

Разберитесь с родительскими ценностями (а точнее с их собственными внутренними не проработанными конфликтами). Какие из них мешают Вам жить? Попросите того, кто хорошо знает и Вас и Вашу семью, проделать это упражнение за Вас. Сравните результат.

И начинайте уже, наконец, быть собой!

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Проекция — (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом.

  1. В классическом психоанализе — процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения и т. д. индивида приписываются им кому-то другому. Прерывание контакта с окружающей средой. Это сопровождается отрицанием, что он сам имеет эти чувства или тенденции. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», — думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», — жалуется тот, кто не в силах признать и принять свою собственную агрессию. Проекция выполняет функции защитного механизма, оберегая индивида от тревоги, свидетельствует о наличии некоторого подавленного базового конфликта;
  2. В других психодинамических теориях — процесс непроизвольного приписывания субъективных процессов одного человека другим. Этот процесс рассматривается как нормальный процесс психического развития, не обязательно отражающий невротические тенденции;
  3. Восприятие событий и стимулов окружающей среды (особенно неоднозначных) в терминах собственных ожиданий, потребностей, желаний и т. д. Это значение полностью нейтрально относительно патологического аспекта проекции и составляет основу для использования проективных методик.

Проекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

В отличие от этого, скованная сексуальными запретами женщина, которая жалуется на то, что все к ней пристают, или холодный, отчужденный, высокомерный мужчина, обвиняющий людей в том, что они враждебно к нему относятся, — примеры невротической проекции. В этих случаях люди делают предположения, основанные на собственной фантазии, не сознавая, что это только лишь предположения. Кроме того они не сознают происхождения собственных предположений.

[3]

Художественное творчество также требует каких-то предположений и проекций. Писатель часто буквально проецирует себя в своих героев, становится ими в то время, как он о них пишет. Но, в отличие от проецирующего невротика, он при этом не теряет представлений о самом себе. Он знает, где кончается он сам и начинаются его герои, хотя бы даже в процессе самого творчества он и терял чувство границы и становился кем-то другим.

Невротик использует механизм проекции не только по отношению к внешнему миру; он пользуется им и по отношению к себе самому. Он отчуждает от себя не только собственные импульсы, но и части себя, в которых возникают эти импульсы. Он наделяет их объективным, так сказать, существованием, что может сделать их ответственными за его трудности и помочь ему игнорировать тот факт, что это части его самого. Вместо активного отношения к событиям собственной жизни, проецирующий субъект становится пассивным объектом, жертвой обстоятельств.

Когда хорист жалуется на свой мочевой пузырь, причиняющий ему неприятности, — это прекрасный пример проекции. Здесь поднимает голову безобразное «оно», и наш герой оказывается чуть ли не жертвой собственного мочевого пузыря. «Это просто-таки происходит со мной; я должен выносить это,» — говорит он. Мы оказываемся свидетелями возникновения маленького фрагмента паранойи. Как интроектору можно было бы задать вопрос, кто говорит, и ответом будет — «они», так проектору следует напомнить: «Это твой собственный мочевой пузырь, это ты испытываешь потребность в уринации.» — Когда проектор говорит «оно» или «они», он, как правило, имеет в виду «я».

Таким образом, в проекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром немного «в свою пользу», что дает нам возможность снимать с себя ответственность, отрицая принадлежность себе тех аспектов личности, с которыми нам трудно примириться, которые кажутся нам непривлекательными или оскорбительными.

К тому же, как правило, проекция является следствием того, что наши интроекты вызывают в нас чувство отчуждения и презрения к себе. Поскольку наш хорист интроецировал представления о том, что хорошие манеры более важны, чем удовлетворение насущных личных нужд, поскольку он интроецировал убеждение, что следует «выносить все это, улыбаясь», он вынужден проецировать или даже изгонять из себя те импульсы, которые противоречат его внешней деятельности. Это не он испытывает потребность в уринации; он хороший мальчик, он хочет оставаться с группой и продолжать петь. Уринации требует этот противный, непослушный мочевой пузырь, который как назло оказался в нем, который он считает как бы «интроектом» — чуждым элементом, насильно внедренным в него против его воли.

Проецирующий невротик, как и интроектор, неспособен различать грани собственной целостной личности, которые действительно принадлежат ему самому, и то, что навязано ему извне. Он рассматривает свои интроекты как себя самого, а те части себя, от которых он хотел бы избавиться, он рассматривает как непереваренные и несъедобные интроекты. Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых «интроектов», которые в действительности являются вовсе не интроектами, а аспектами его самого. Интроецирующая личность, являющаяся полем битвы между воюющими между собой неассимилированными идеями, получает себе параллель в виде проецирующей личности, которая делает мир ареной битвы своих личных конфликтов. Чрезмерно осторожный, мнительный человек, который говорит вам, что хотел бы иметь друзей, хотел бы быть любимым, но в то же время добавляет, что «никому нельзя верить, все только и ждут, как бы ухватить у вас что-нибудь», -типичный пример проекции.

Что такое интроекция

Интроекция — это заимствованное слово, которое образовано от двух латинских корней: intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу». Означает данное слово, соответственно, бессознательную защитную реакцию организма.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эта реакция основана на том, что чужие поступки, мысли, идеи и установки («интроекты») человек воспринимает, словно свои собственные. Получается, что данное психологическое явление оказывается, по сути своей, простейшей и доступной даже маленькому ребёнку формой самоидентификации.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Читайте так же:  Свободные отношения - что это такое и кому они выгодны

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен. »
  • «Приличной девочке следует. »
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя. »

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

[2]

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Плюсы и минусы интроекции

Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.

Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:

Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?

Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?

Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.

Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:

  • Шизофрения.
  • Раздвоение личности.
  • Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Только осознав и прочувствовав свои ценностные установки и интроекты, человек сможет жить счастливой полной жизнью и спокойно наслаждаться красотой окружающего мира. Автор: Ирина Шумилова

Интроекция в психологии – жертвы

Психика отличается многими особенностями. Все без исключения они направлены на то, чтобы помочь человеку быстро приспособиться к жизни, начать адаптацию в социуме, а также снизить внутренний уровень стресса и переживаний, который непременно возникает при столкновении с трудностями, неудачами и прочими проблемами. Одной из психологических защит является интроекция. Она рассматривается в психологии, где приводятся примеры и обсуждаются жертвы интроекции.

Интернет-журнал psytheater.com относит абсолютно любые психологические механизмы к полезным свойствам, поскольку в первую очередь они направлены на выживание индивида. Человек должен быстро приспособиться к окружающему миру, что возможно, если обучаться нужным навыкам у взрослых людей, которые уже давно живут в этом мире и знают все его правила и условия.

Так, интроекция проявляется уже в том, что маленький ребенок копирует своих родителей, которых считает знающими и умеющими выживать в данном мире. Здесь не имеет значения, насколько успешными, богатыми и красивыми являются родители. Самое главное – они выжили, прожили много лет, смогли достичь того возраста, когда уже являются самостоятельными и у них появился малыш.

Также интроекция, как и прочие психологические виды защит, направлена на то, чтобы снизить внутренний уровень противоречий, стресса, волнений и переживаний. Абсолютно у любого человека возникают негативные эмоции. Порой человек переживает сильно травмирующие психику чувства. И здесь включается психологическая защита. Если у человека включается интроекция, тогда у него происходит свой механизм приспособления к травмирующим ситуациям, чтобы снизить внутренний уровень переживаний.

Читайте так же:  Можно ли вылечиться от депрессии с помощью гипноза

Существует несколько видов психологической защиты. В данной статье все расскажем об интроекции.

Что такое интроекция?

Интроекцию ввел в психологию Зигмунд Фрейд. Обозначает данный термин склонность психики человека на бессознательном уровне перенимать информацию из внешнего мира и делать ее своей. Противоположностью интроекции является проекция:

  1. Если при проекции человек переносит свой внутренний мир на внешний, наделяет окружающие предметы и людей собственными качествами и убеждениями.
  2. То при интроекции человек перенимает убеждения, модели поведения, эмоции и прочие установки из внешнего мира и делает их своими внутренними. Причем человек не производит данный процесс сознательно, он не оценивает информацию. Он воспринимает ее абсолютно и считает ее истинной.

Интроекцию можно представить в виде запоминания образа матери ребенком, чтобы потом понимать, какой нужно быть, когда дочка сама вырастет, или какую женщину нужно выбирать, когда вырастет сын.

Интроекция – это не только психологическая защита, но и даже модель поведения, которой человек уже может пользоваться сознательно. Человек постоянно контактирует с окружающим миром, в частности с людьми, поэтому для него свойственно перенимать от них определенные паттерны, убеждения, взгляды, моральные ценности и пр.

Все люди знакомы с общественным мнением. Оно передается через средства массовой информации и через самих людей. С самого раннего возраста человек привыкает к тому, что есть общественное мнение и его, которое не всегда соответствует большинству. Немногие дети подвергались из-за подобной разницы насмешкам и унижениям в школе. Даже взрослые люди часто становятся объектами для критики и сплетен, если живут и мыслят не так, как все. И самое интересное, что именно общественность пропагандирует данный вид унижения тех, кто не похож на них. Ведь всем выгодно поработить других, уникальных и необычных людей.

Привыкая к тому, что лучше всего следовать общественному мнению и образу жизни, многие люди испытывают депрессию или стресс, когда не выходит так, как им говорится социумом. Так, например, женщина может волноваться из-за того, что ее семья не живет так, как живут многие. Или парень беспокоится о том, что еще не женился и не имеет детей в свои 35 лет. К сожалению, общество активно насаждает свои стандарты абсолютно всем людям, не принимая во внимание их желания, мировоззрение и темп жизни. Все должны быть, как один, как под копирку, как клоны, которые понятны и ничем не отличаются друг от друга. И фразы: «Хочу устроить свою жизнь хорошо» и «А у них иначе» — из уст одного из таких «клонов» ясно демонстрируют то, что человек уже не является индивидом, личностью. Он просто существо, которое пытается жить точно так же, как и другие. Ему неприятно быть «белой вороной», потому что гораздо приятнее осуждать других «белых ворон», выделяющихся из толпы.

«Жить хорошо» или «как все» — это значит вписать свою жизнь в какие-то рамки. Но это и есть та самая проблема, с которой люди постоянно борются. Они не принимают свою жизнь такой, какая она есть, и, как капризные дети, пытаются ее запрограммировать, «оцифровать», чтобы она действовала в пределах каких-то стандартов, придуманных обществом.

Но жизнь – это свобода. Она не знает, что такое правила и человеческие законы. Она руководствуется более гибкими Вселенскими законами, которые никогда не подчиняются человеческому разуму. И пока вы пытаетесь втиснуть свою жизнь в какие-то надуманные рамки, вы страдаете, постоянно испытываете проблемы и стресс. Спрашивается тогда: а зачем вы это делаете? Вы боитесь жить не так, как все? А как бы вы отреагировали, если бы поняли, что именно такая жизнь, от которой вы отказываетесь, принесла бы вам счастье, любовь и богатство?

Жить, как все – значит принять судьбу такую же, как и у всех. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Люди живут счастливо? Люди не расстаются? Дети живут в полных семьях? Нет голодных, нищих, безработных? Если вы этого не видите, то зачем вам пополнять ряды тех, кто вас окружает? Становясь, как все, вы живете, как и они. А это значит, что вас будут преследовать неудачи, проблемы и горе. Конечно, и радость будет, когда вы снова обозлитесь на какого-то выделяющегося из толпы человека и покроете его трехэтажными неприличными словами. Вы будете считать себя правыми, хотя и самыми несчастными.

Хотите ли вы жить хорошо или вы хотите жить так, как вам уготовано жизнью? Хотите вы быть, как все, или готовы быть индивидуальностью? Выбирать вам. Только помните, что вы поступите правильно как в том, так и в другом случае. Только, будучи как все, вы примите судьбу, как у других людей. А живя своей жизнью, вам уготовано нечто такое, чего еще мир не видывал. Вам выбирать, какой жизнью жить. Только не думайте, что вы не несете за это ответственность.

В гештальт-терапии интроекцию рассматривают как плохое переваривание пищи. При интроекции человек должен просто «проглотить» тот кусок пищи, который ему попадает в рот, не пережевывая. Если же говорить об адекватном восприятии внешней информации и преобразовании ее в свое внутреннее знание, то следовало бы сначала принять информацию, обдумать ее, проанализировать, сделать свои выводы и оставить то, что человеку нужно, отбросив все ненужное. А в случае с интроекцией человек просто «проглатывает» все, как есть.

Интроекция со своей стороны позволяет человеку вписаться в то общество, в котором он живет. Ребенок обычно не анализирует внешней информации, а воспринимает ее такой, какой она является. Это позволяет ему принять традиции, законы, правила общества безоценочно и влиться в окружающий мир. Если бы человек каждый раз анализировал поступающую информацию, то не смог бы адаптироваться к социальным условиям. Таким образом, интроекция позволяет расти и развиваться личности как социальному объекту.

Интроекция в психологии

Психология детально рассматривает механизм интроекции со всех сторон, поскольку она может как помогать человеку адаптироваться к окружающему миру, так и способствует его однотипности с окружающими, потере индивидуальности, отказу от своего «Я». Интроекция может быть как полезной, так и вредной, что уже зависит от каждого отдельного случая.

«Живи, как все» — лозунг современного общества. Заметьте, с какой опаской люди реагируют на тех, кто на них не похож. Вспомните то время, когда только начали появляться новые течения молодежных групп – готы, эмо, люди-куклы и т. д. Помните, как общество на них реагировало? Вспомните и вы свою реакцию, когда впервые встретили такого человека на улице, не зная о таких направлениях в молодежной среде.

Людям привычнее жить, как все. Почему? Потому что это обеспечивает защиту, помощь и любовь. Люди не просто так когда-то решили жить группами. Они поняли, что вместе они смогут друг другу дать то, чем в одиночку тяжелее себя обеспечить. Легче попросить друга о помощи, чем самому делать всю работу. Лучше возложить на государство заботу о пенсионерах, нежели самим дохаживать своих престарелых родителей. Таким образом, люди не просто живут целыми народами и государствами. Лозунг «Живи, как все» будет всегда актуален.

Читайте так же:  Экспозиционная терапия в лечении панических атак и фобий

Но если бы люди только собирались в группы… Людям хочется, чтобы все, кто их окружает, были понятны им, похожи на них. Современному человеку привычнее жить по уже написанному пути, нежели искать свой, уникальный способ жизни. Все люди проходят через обучение в школе и университетах, а потом – через поиск работы и зарабатывание денег. Многие люди живут по принципу: «Проработай на одной работе, накопи стаж и выйди на пенсию». Вот только почему-то эти люди еще мечтают об обогащении самих себя, не понимая, что пока они живут, как все, богатыми им никогда не стать.

«Живи, как все» — костыль для тех, кто хочет себя реализовать. Как может человек со всеми своими уникальными способностями, а порой и талантами, жить, как все? У всех нет его талантов и набора качества. Как он может жить, как все?

Это выбор каждого: обеспечивать себя мнимой любовью только потому, что он ведет себя так, как того от него ждут люди, или все-таки стремиться обустроить свою жизнь так, чтобы он мог себя реализовать. Но следует понимать, что жизнь, как у всех, не позволяет самореализоваться, а самореализованность порой приводит к одиночеству и непониманию. У каждой из позиций есть свои недостатки. А с какими недостатками готовы смириться вы?

Кто они – жертвы интроекции?

Интроекция может принести вред человеку. Он может стать жертвой интроекции. Ими могут оказаться:

  1. Люди, которые проецируют на окружающих то, что сами же от них берут.
  2. Люди, которые не способны адекватно оценивать окружающих людей и их убеждения.
  3. Люди, не способные отделять свои границы от чужих. Так происходит тогда, когда человек полностью готов перенимать внешнее, не имея своего внутреннего мнения.
  4. Люди образованные, которые настолько закостенели в своем восприятии вещей, что не способны смотреть шире и глубже.

С самого рождения на формирование человеческой психики влияет множество факторов: семья (родители, родственники), друзья, воспитатели, учителя, средства массовой информации и т. д. Все это в значительной мере определяет то, каким человек вырастет. А поскольку все люди растут в одном и том же обществе, то в большинстве своем люди вырастают одинаковыми: с одинаковым мышлением, мировоззрением, желаниями, стремлениями и т. д.

Попросту говоря, из любого человека делают запрограммированного робота, который будет удовлетворяться материальными потребностями, которые сначала необходимо заработать. Обществу и государству в целом не нужны личности, индивидуальности, уникальные люди. Это можно заметить даже тогда, когда родители отдают своих детей лишь туда, куда ходить престижно, в то время как сами малыши увлекаются чем-то другим. Каждому человеку и обществу в целом нужны вполне предсказуемые, послушные и легко управляемые люди. Вот почему очень часто можно заметить, что люди несчастны лишь потому, что они должны чем-то заниматься и что-то делать, а не выполнять то, что им действительно нравится.

Общество не изменишь, поскольку это придется менять всех людей. Гораздо легче изменить самого себя, а именно понять, что окружающие люди хотят сделать из вас запрограммированного робота, который будет им удобен, и принять для себя решение: хотите ли вы жить, как все, или будете жить в угоду своим желаниям?

Общество пусть делает то же, что и делало раньше. Но у вас есть выбор, подчиняться обществу или идти своим путем, который вы предпочтете сами. Если вы сделаете выбор в сторону индивидуального роста и развития, то вам не нужно тратить свои силы на то, чтобы изменить окружающий мир. Не пытайтесь бороться с тем влиянием, которое на вас привычно оказывает мир и другие люди. Лучше перенаправьте свои усилия на то, чтобы все-таки научиться достигать того и иметь то, что вы хотите.

Пока вы боретесь с окружающим миром, у вас не остается сил и времени на то, чтобы сделать свою жизнь комфортной для самого себя. Поэтому займитесь реализацией своих желаний, а окружающие люди пусть делают то, что они делают.

Сделайте свой выбор: жить, как все, или жить в угоду себе? И сделайте это смыслом своей жизни: либо вы достигаете тех же целей, что и другие люди, либо совершенствуетесь именно в том направлении, который угоден именно вам. Помните, что общество всегда будет делать так, чтобы все люди жили одинаково, наслаждались одними и теми же вещами, думали однообразно. Но лично каждый человек принимает для себя решение: жить, как все, или жить в угоду себе? Причем он несет ответственность за любое решение, которое он принял.

Есть отдельная категория людей, которая не просто склонна к интроекции, но даже и не сопротивляется ее проявлениям. Такие люди просто не берут на себя ответственности, а перекладывают ее на общественную мораль, традиции, законы и прочие внешние факторы. Интроекция используется человеком, поскольку он получает от нее выгоду: совершая глупые, ошибочные или неправильные поступки, он может обвинить в этом окружающий мир, который говорил ему, как действовать, и он безоговорочно следовал этому.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.

  2. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.

  3. Энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Квадрат, 2013. — 480 c.
Интроекция в психологии – жертвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here