Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность

Сегодня мы рассмотрим тему: "Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

Самостоятельный и ответственный: такое бывает!

Перед тем как воспитать в своем ребенке ответственность и самостоятельность, важно четко понимать, что входит в эти понятия. Иногда сами взрослые не до конца осознают, где разница между терминами и для чего такие качества нужны. Под ответственностью понимают возможность малыша устанавливать следствия своих поступков, под самостоятельностью – инициативность и умение отвечать за свои действия.

Малыш быстро овладевает этими качествами. В этот период родителям важно отказаться от гиперопеки. Помешать может и банальное желание взрослых мыть малышу руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, если он это уже умеет.

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных, ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

[1]

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

Важно! Доверять в этом возрасте младших братьев или сестер, уход за четверолапыми питомцами пока не стоит. Достаточно, чтобы ребенок сам, без напоминания, выполнял санитарно-гигиенические процедуры, одевался, причесывался, завтракал и проводил свой день по графику.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».


Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

Легко ли воспитать ответственность?

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

  • Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
  • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
  • Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

психология материнства

Методика Марии Монтессори – как воспитать самостоятельность в ребенке

Каждый родитель желает видеть своего ребенка увлеченным, радостным, активным, самостоятельным. Но всё чаще слышны жалобы родителей, что «ребенку ничего не интересно, всё из-под палки, хотя у него и репетиторы, и кружки». В чем же дело? Регламентируемые «строгие» занятия, жесткий контроль, как показывает практика, учат «верным» действиям и увеличивают объем теоретических знаний. Но не побуждают ребенка к исследованию и активным самостоятельным действиям.

Почему так происходит и что делать?

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Малыш делает первые шаги. Родители с замиранием сердца смотрят, радуются и … боятся. Что «шаги» не получатся сразу уверенными, что малыш упадет, что ему будет больно. Поэтому ребенка сразу поддерживают, предостерегают, предлагают помощь, упрощают задачи, показывают как «надо». Желание помочь, научить «как» и обезопасить собственного ребенка – логично. Но на деле, зачастую, получается, что малыша с самого раннего возраста уберегают от собственного опыта. От проб и ошибок, от боли, и решения первых простых задач и трудностей.

– Не ходи туда – упадешь!
– Снеговика лепят так!
– Не бывает круглых домиков!
– Давай застегну/одену/помогу!

Знакомые фразы? Самостоятельная деятельность ребенка сильно ограничивается. Взрослый вмешивается в процесс познания мира и приобретения навыков самообслуживания, самостоятельного мышления ещё до запроса. Падения (ситуация, когда жизни ребенка ничего не угрожает) учат что такое боль, учат быть осторожным, учат координации тела при движении, учат думать о последствиях. В процессе действия со снегом ребенок постигает свойства снега, ему интереснее сам процесс, чем правильность лепки снеговика. Для ребенка не существует эталонов «домиков»: они могут быть любыми. «Укрощение» пуговиц многим детям дается с трудом, но это необходимый навык. Взрослому проще дать шаблон действия или сделать за ребенка. Это экономит время и нервы. Но мешает ребенку стать самостоятельным и независимым. Похожая ситуация повторяется в дошкольных и школьных учреждениях. Воспитание и формирование желаемого путем ограничений и запретов.

“Наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно – что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность” – писала известный педагог Мария Монтессори.

«ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ»

По вопросам формирования независимости и самостоятельности наиболее «идеальна» педагогическая методика Марии Монтессори. Девиз системы прост и ясен: «помоги мне это сделать самому». Как? Система Марии Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Причем, ребенок – в центре. А уже вокруг него – развивающая среда, в которой он учится самостоятельно, совершенствуется физически, приобретает сенсорные навыки, приобретает собственный жизненный опыт. Главный постулат этой системы: не мешать ребенку в его исследовательской деятельности (с опорой на внутренний потенциал самого ребенка). Направлять, поощрять, но – не мешать!

Читайте так же:  Что говорит почерк и личная подпись о характере человека

Например, ребенок увидел игрушку на верхней полке стеллажа. Тянется, не может достать, расстраивается, снова тянется, плачет. Ему очень нужна именно эта игрушка! Взрослый может сам достать её и вручить ребенку. И проблема будет решена. А можно вызвать ребенка на диалог: спросить, почему он расстраивается, что он хочет, что он может сделать в этой ситуации, как он сам способен решить проблему. Подвести к тому, что можно подставить стул и достать самому. Или попросить о помощи – привлечь второго человека к решению проблемы. Так формируются алгоритмы планирования действия, навыки самостоятельного мышления. Когда проблемная ситуация или собственное желание ребенка решаются им же самим. Причем, у ребенка появляется несколько вариантов решения и необходимость выбора способа решения.

«ВПИТЫВАЮЩИЙ УМ» И ЖИЗНЬ В МОМЕНТЕ

Мы, взрослые, постоянно куда-то спешим. У нас нет времени на «остановки». А для ребенка, неторопливая пешая прогулка, например, в магазин может дать больше, чем любое «специальное» занятие. (о том как влияет современный ритм жизни на детей можно почитать здесь) Именно неторопливая прогулка, а не бег туда-сюда за продуктами. Это нам, взрослым, – некогда. А ребенку – интересно: перепрыгивать через лужи, измерять их, рассматривать и сравнивать листья разных деревьев, собирать желуди и шишки, удивляться стрекозе или бабочке, кошке, спящей на подоконнике, человеку на велосипеде, прислушиваться к пению птиц или далеко идущему поезду. Ребенок – никуда не торопится. Он живет в моменте, в процессе, впитывает новые образы, звуки, ощущения. Делает, замечает то, что ему интересно, важно именно в эту минуту. Именно самостоятельное освоение окружающего, накопление собственного опыта дает толчок к развитию.

Этот механизм открыла Мария Монтессори. Она назвала его «впитывающим умом». Ребенок с раннего возраста бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие.

«Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение», – писала Мария Монтессори в своей работе «21 постулат о детях, семье и воспитании»

Поэтому как раз наполнение этой самой среды, из которой ребенок впитывает информацию – чрезвычайно важно. Как и доступность этой среды для ребенка.

ДОСТУПНА ЛИ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА?

В традиционно организованных детских учреждениях – с наличием соответствующей развивающей среды – существует строго регламентированный режим, способ хранения и использования пособий (чаще закрытый), а воспитатель находится в позиции «сверху». Научение, ограничения, строгое расписание занятий, программа, требования. Такое положение вещей закономерно для традиционных систем воспитания и – результативно. Нужные знания и навыки – получены. Но ведет ли такой подход к самостоятельному мышлению и независимости ребенка? В традиционном походе есть свои плюсы и минусы, и однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.

Как эти вопросы решаются в детских учреждениях, работающих по методике Марии Монтессори?
Именно доступная развивающая среда дает детям возможность действовать, оценить результат своих действий, оценить и устранить последствия. Испачкав салфетку или платок, ребенок может постирать их в настоящем тазу, настоящей мокрой воде, настоящим мылом, развесить, погладить. Рассыпав какие-то мелкие предметы, ребенок может попросить о помощи или сам собрать, подмести, воспользовавшись настоящим веником и совком. Закончив игру, ребенок складывает предметы на место, чтобы следующему играющему было удобно их взять. Эти, простые на первый взгляд, навыки постигаются именно в доступной свободной среде. Учитель (воспитатель) направляет, подсказывает, поощряет. Так происходит формирование мотивов к деятельности, творчеству, планированию действий.

Ситуаций для проявления самостоятельности ребенка каждый день возникает множество. Например, ребенок горячо желает помочь вам помыть посуду после ужина. Вы понимаете, что при вашем согласии шкаф и мойка будут залиты водой, ребенок тоже будет сырой, на полу возникнут лужи, чашка может быть разбита. И другие, вполне понятные, последствия. Вы понимаете, что последствия убирать вам, и внутренне устало вздыхаете. Но именно в этот момент, момент вашего согласия, и происходит поощрение детской самостоятельности, поддержки инициативы, чувства взрослости, чувства «я могу» у ребенка. Ребенок осваивает новые действия, получает новые ощущения, новый опыт, испытывает неизвестные ему чувства. И, как вариант, после сделанного, можно не убирать за ребенком, а предложить это сделать ему самому. Сделал дело – оценил – навел порядок. Такой подход доставляет взрослому больше хлопот, требует усилий, времени, но именно так в ребенке формируются и поддерживаются самостоятельные решения, оттачиваются навыки действий, происходит воспитание самостоятельной личности.

“НЕОКОНЧЕННЫЙ ПАЗЛ”

Словесной иллюстрацией и информацией к размышлению о самостоятельности, может послужить короткий рассказ-притча «Неоконченный пазл» из книги Э.М. Стендинго «Жизнь и творчество Марии Монтессори».

Малышка долго собирала пазл и почти закончила, остался один фрагмент.

Её тётя, стоящая рядом, с самыми лучшими намерениями взяла последний фрагмент и вставила его на нужное место, завершая картинку. К её великому удивлению, малышка не только не поблагодарила, но налетела на неё со смесью сожаления и злости, восклицая: «О, тётя, ты всё испортила!»

Тётушка сочла свою племянницу неблагодарной и неуравновешенной.

И только много лет спустя, когда она сама стала студенткой у Монтессори, тётя поняла, что она нарушила одно из величайших прав ребенка, а именно делать всё самостоятельно, без вмешательства взрослых.

Очень жаль, что многие взрослые так и не поняли, насколько силен у детей инстинкт делать всё самостоятельно, или как сильно они радуются, достигая внутреннего прогресса своими собственными усилиями.

Консультация «Как воспитать в ребенке самостоятельность»

Ирина Дубовикова
Консультация «Как воспитать в ребенке самостоятельность»

Читайте так же:  Основы происхождения и типология лидерства

Я всё умею делать сам:

Сам просыпаюсь по утрам,

Сам говорю: — Пора вставать! –

Сам застелю свою кровать!

Я сам! Я первый на ногах,

Сам одеваюсь впопыхах,

Чтоб никуда из-за меня

Не опоздала бы родня!

[2]

Сам чищу ваксой башмаки,

Сам завяжу на них шнурки –

Как следует, без узелка,

А это ж целых два шнурка!

И вот иду я в детский сад –

Я сам! Не то что год назад!

Кадыр МУРЗАЛИЕВ, Казахстан

Перевел с казахского Юрий Кушак

Самостоятельному ребенку легче и в учебе, и во взрослой жизни. На самом деле это не так уж и сложно при грамотном подходе.

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.

«Воспитание нужно начинать с колыбели», говорил К. Д. Ушинский.

Этапы развития самостоятельности в дошкольном возрасте.

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т. п., помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность

Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший». Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места». Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка, несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.

Вы – пример своему чаду.

Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела. Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать. Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже сознательно стремится к самостоятельности и готов отстаивать свою независимость. При адекватном воспитании на предыдущем этапе малыш уже многое умеет сам и все больше пытается включиться во взрослую жизнь, проявляя интерес к делам родителей. Именно на это время приходится пик развития детской самостоятельности: ребенку уже не нужна постоянная помощь и присутствие взрослого. Он не просто хочет, но и может, знает, как сделать что-то самому. Поэтому приходит время расширить границы его самостоятельности.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создайте такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Консультация «Как развить в ребенке самостоятельность!» Как развить в ребенке самостоятельность!Самый первый уровень самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться,.

Консультация «Как воспитать в ребёнке патриотические чувства» Как воспитать в ребёнке патриотические чувства. (консультация) Воспитание патриотизма является одной из многих задач родителей. Именно в.

Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность ребенка» Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность ребенка» Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам, но развиваться.

Консультация для родителей «Как воспитать художника» Консультация для родителей «как воспитать художника» «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из.

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Консультация для родителей «Как воспитать в ребёнке помощника?» Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок,.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность у детей» Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они.

Консультация «Как воспитать доброго ребенка» Как воспитать доброго ребенка Счастливая жизнь человека всегда связана с добротой, уважением, состраданием, поэтому ребенка с раннего возраста.

Читайте так же:  Как избавиться от чувства тревоги

Консультация для родителей «Как воспитать детей добрыми?» Как воспитать детей добрыми? Уважаемые родители! Наблюдая за нашими детьми в детском саду, мы заметили, что наши дети, иной раз, совершают,.

Консультация «Как воспитать самостоятельного ребенка?» Очень часто родители задаются этим вопросом перед поступлением ребенка в школу, когда необходимо собрать в портфель школьные принадлежности,.

Как воспитать самостоятельность у ребенка

Содержание

Что такое самостоятельность?

Как сделать ребенка самостоятельным?

Что такое самостоятельность?

Перед тем как перейти к рекомендациям по воспитанию самостоятельного ребенка, предлагаю разобраться, что же это такое. Если заглянуть в толковые словари, то станет понятно, что самостоятельность — это способность к независимости, которая проявляется в критичности, инициативности, ответственности и сопровождается адекватной самооценкой. Поэтому воспитание ребенка должно идти в четырех направлениях.

  1. Формирование адекватной самооценки.
  2. Развитие инициативы.
  3. Формирование критического мышления (в подростковом возрасте).
  4. Воспитание ответственности.

Как сделать ребенка самостоятельным?

Важно постараться следовать следующим правилам.

[3]

Всему свое время

Очень важно понимать, что самостоятельный взрослый когда-то в детстве был очень зависимым малышом. Когда ребенок только рождается, он целиком зависит от своих родителей. Важно помочь ему уснуть, покормить его и позаботиться о настроении. Есть возрастные особенности развития, которые необходимо учитывать при формировании самостоятельности. Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. А то получится как в том смешном комиксе: сначала ребенок сам засыпает, потом сам ест, а потом сам ползет к психотерапевту. Не надо забегать вперед, это может навредить.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Позволяйте проявлять самостоятельность с младенчества

Такая формулировка может показаться странной. Но когда ребенок пытается сам перевернуться или поползти, поддерживайте его. Дайте ему на выбор 2-3 игрушки. Когда малыш пополз, не сажайте его в манеж, а сделайте свою квартиру комфортной и безопасной для исследования. Это тоже проявление самостоятельности ребенка. Казалось бы, такие совсем не значительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность

Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший». Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места». Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.

Сделайте вместе

Безусловно, чтобы сделать что-то самому, ребенку важно этому научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое-то дело и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

Принимайте помощь

Если трехлетка хочет помочь вам помыть посуду, соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда будет в пене, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя более самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине. Пусть ребенок учится делать выбор и обслуживать себя. И вам легче, и к самообслуживанию детей приучите. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

Не переделывайте за ребенка, если он не просит

Бывает, что малыш не очень аккуратно вытер со стола. Не надо сразу же переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно сами доделайте начатое. Либо предложите закончить вместе. Иногда ребенок в силу возраста не может сделать так же, как и вы. Это нормально. Учитесь отказываться от перфекционизма. Выполнение ребенком какого-то задания, конечно, будет не на таком высоком уровне как у вас, но он должен знать, что его вклад важен.

Не вмешивайте в процесс

Вы видите, что ребенок уже 10 минут пытается завязать шнурки. Если вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится, это важно для него. Вы тоже смогли сделать многие вещи далеко не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит, либо когда вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять немного больше времени для самостоятельности.

Ошибки — это нормально

Важно понимать, что ошибаться — это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему-то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, это отбивает желание деятельности. В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка — это опыт. Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.

Составьте план обязанностей для членов своей семьи

У каждого члена семьи есть свои обязанности. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты — все эти дела могут выполнять, чередовать и делить разные члены семьи. Ребенок в 4 года в состоянии убрать за собой игрушки с вашей помощью, а в 7 это уже его обязанность.

Уважайте интересы и желания ребенка

Это очень важный момент. Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и постоянно навязывают мнения и говорят, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то, безусловно, это не будет способствовать самостоятельности. Во всем важна мера: хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по поводу поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.

Избегайте гиперопеки

Бывает, что по тем или иным причинам родители боятся отпускать от себя ребенка. Тогда включается гиперопека. Мама постоянно держит малыша за руку, папа не разрешает забираться на домик на площадке или слишком быстро ехать на велосипеде. Возможно, за ребенка всегда решают, что он хочет есть, говорят, с кем дружить, и постоянно дают оценку чувствам ребенка: вот это чувствовать можно, а вот это — нет. В таком случае ребенок вырастает с подавленной инициативой и не совсем адекватной самооценкой, что будет, соответственно, способствовать и его несамостоятельности.

Читайте так же:  Как все успевать

Родителям важно проанализировать и понять, почему им страшно отпускать ребенка. Возможно, есть какая-то своя детская травма либо повышенная тревожность, а, может быть, ребенок достался слишком тяжело? Например, мама не могла долго забеременеть, или это единственный поздний ребенок. В любом случае родители не доверяют и формируют дополнительную зависимость от себя. Взрослому, который рос под гиперопекой, приходится сложно в жизни. Такие люди всегда ищут того, кто будет на них влиять и задавать направление.

Избегайте чрезмерной передачи обязанностей ребенку

Мы уже говорили о том, что всему свое время. Но важно заметить, что кроме обязанностей у ребенка должны быть и права. Если вы оставляете пятилетку присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетку менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно, по мере возраста, а времени на свободную игру, общение и учебу нужно оставлять достаточно. Чрезмерная ответственность не по возрасту будет иметь обратный эффект — нежелание проявлять самостоятельность.

Верьте в своего ребенка

Когда вы поддерживаете ребенка в его начинаниях, верите в его силы, это будет иметь колоссальный эффект в развитии самостоятельности. Давайте поддержку, хвалите, говорите «У тебя все получится», «Чем я могу тебе помочь?». Иногда простого невмешательства и поддержки будет достаточно, чтобы хорошо выполнить дело.

Формируйте ответственность

Если вы будете заставлять ребенка формально извиняться или делать что-то ради похвалы, то самостоятельность вы не сформируете. Важно, чтобы ребенок видел связь между своим поступком и его результатом и понимал, что он может исправить. К примеру, малыш разлил воду. Говорить «мамочка устала» или «помоги маме» неправильно. Надо сказать: «Ты разлил воду, смотри, пол мокрый, он может испортиться, потому что деревянный. А еще здесь кто-то может поскользнуться. Вот тряпочка, вытри за собой». Если ребенок категорически не хочет, вы можете настаивать. Но главное — понимать, что иногда лучше отступить, чем начать кричать или давить. Пользы от этого будет мало.

Учить ребенка находить себе занятия

Пожалуй, с этого пункта надо было начинать. Он очень важен. Когда в очередной раз ребенок подходит к родителям со словами «Мне скучно», важно понимать, что это тоже в определенном возрасте может считаться несамостоятельностью. Безусловно, тут нет четких временных границ и правил, но любой ребенок после года в состоянии сам себя занять на какое-то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься. Важно перестать постоянно развлекать ребенка, чтобы не оказаться потом в ситуации, когда нет времени на домашние дела.

Направлять, но не управлять

Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Но, безусловно, некоторые решения вам придется принимать за чадо. И здесь важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда вы заботитесь о безопасности и здоровье ребенка, вы помогаете ему ориентироваться в этом мире. Поэтому стоит отказаться от убеждения, что вы знаете, как сделать ребенка счастливым.

Будьте примером

Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела. Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать. Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.

Мы рассмотрели 17 способов того, как воспитать ребенка самостоятельным. Важно понимать, что самостоятельность — это именно то качество, которое сопутствует успешности. Но не стоит забывать, что во всем хороша мера.

Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность?

Думаю, что все родители хотят воспитать ребенка успешным и счастливым. И действительно важно научить его преодолевать трудности и учиться на ошибках.

Столько полезных советов для родителей! И хотя мне это уже не нужно, и дети, и внуки выросли, но все равно было интересно почитать.

Таисия, уверена, вы пока читали, вспомнили много случаев связанных с детками.

Отличные советы, ведь дальнейшая жизнь детей зависит во многом от родителей.

Моя мама говорила: «Перестаньте специально воспитывать ребенка, все равно он когда вырастет будет похож на вас.»

Если «воспитывать» имеется ввиду говорить, как поступить, то она права. А если перестать общаться, не давать понять ваше отношение к различным ситуациям, то ничего похожего лично на вас не вырастет. Будет рядом жить чужой человек с неизвестными наклонностями. Детьми нужно заниматься: разговаривать, обсуждать интересные события прожитого дня, вместе ездить и иметь какие-то общие интересы. Ребенок не растет сам по себе, он выбирает себе пример для подражания и не всегда это происходит осознанно.

Мы думаем, что главное — это собственный пример. Дети всегда тянутся за своими родителями, поэтому прежде всего, следует начать с себя.

Ребенок нуждается в воспитаии, это ясно. весь вопрос в том, в каком. Ценные советы в статье по воспитанию.

По моему мнению не в каждом ребенке надо воспитывать лидера — не у всех есть желание лидерствовать.

Знаете, я думаю стоит в каждом. Результат будет разным. Из одного вырастет полководец, а из другого уверенный в себе человек, который сможет постоять за себя и свою семью.

Отличные рекомендации по воспитанию детей. Многое, очень многое зависит именно от нас, взрослых, от нашего отношения к жизни, ведь можно говорить ребёнку одно, а делать самим совсем другое.

Спасибо за статью, понравились советы психолога!

Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов
консультация ( группа) на тему

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Вложение Размер
vospitanie_samostoyatelnosti.docx 20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Читайте так же:  Самооценка ребенка

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Источники


  1. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.

  2. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.

  3. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here