Как найти правильный подход к ребенку-интроверту

Сегодня мы рассмотрим тему: "Как найти правильный подход к ребенку-интроверту" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Как правильно работать с детьми-интровертами?

Так уж сложилось: когда нам говорят, что тот или иной человек интроверт, мы непременно представляем нелюдимого и совершенно неразговорчивого тихоню.

[3]

Такими качествами очень часто наделяют мультипликационных персонажей, противопоставляя их другим героям, чья неуемная энергия вовлекает всех в самые разнообразные ситуации.

Такими антонимичными парами, к примеру, являются бесконечно печальный ослик Иа и неунывающий Винни Пух, хозяйственный домовитый Медведь и беспечная неугомонная Маша, неумолкающий ни на минуту осёл и совершенно неприветливый Шрек.

На самом деле перечисленные особенности характера напрямую не связаны с интроверсией или экстраверсией, эти термины лишь объясняют, откуда человек получает энергию для подзарядки .

И интроверты, и экстраверты могут абсолютно свободно и с удовольствием общаться с другими людьми. Разница лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с радостью принимается за более спокойные, требующие уединения занятия, в отличие от экстраверта, для которого именно общение и является источником энергии, без которого его батарейки быстро сядут.

Если ваш ребенок немного поиграв и пообщавшись с гостями, стремится уединиться в своей комнате или поскорее выставить гостей за дверь, а после дня в школе возвращается домой выжатым лимоном, – не злитесь и не волнуйтесь о том, что у него что-то случилось – просто вашему ребенку для отдыха необходимы тишина и покой.

От большого количества происходящих вокруг него событий его энергия иссякла и ему нужно ее восполнить. А лучшим средством подзарядки для него является перерыв, во время которого он может побыть наедине с собой и заняться любимым делом. Таким может быть, например, рисование, конструирование или чтение книги.

Очень важно это понимать и давать ребёнку возможность побыть в покое. Через какое-то время вы увидите, что он вновь готов к новым свершениям.

Современный мир – мир конкуренции, и он требует от людей определенных качеств: уверенности в себе, настойчивости, движения вперед (те, кто стоят в сторонке, увы, так и останутся на обочине). Многие родители переживают, что их тихое и скромное чадо из-за особенностей своего характера не сможет преуспеть в шумном мире экстравертов, и начинают пытаться их «расшевелить», подталкивая вперед: «Давай делай», «Давай иди – сейчас все пропустишь», лишая их возможности подзарядиться.

А теперь задайте себе вопрос: поможет ли вам скорость добраться до нужного места на автомобиле, у которого полностью сел аккумулятор? Так же и здесь: заставляя ребенка отчаянно двигаться вперед, не давая ему возможности подзарядиться, вы не достигнете желаемого результата .

Что же делать? Как тогда помочь ребёнку достичь успехов?

Главное, что вам нужно знать – это то, что если для всех детей родители имеют важное значение, то для ребёнка-интроверта это утверждение верно вдвойне.

Вашему интроверту нужны именно вы.

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С ИНТРОВЕРТОМ

Настало время углубиться в биологию. Но вдаваться в нудные термины мы не будем, поскольку вам нужно уяснить одно: отличия интровертов и экстравертов обусловлены особенностями работы их нервной системы.

Их мозг использует разные отделы нервной системы, давая интроверту сигнал «отдыхай и переваривай» , а экстраверту – «действуй или замри» .

Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве. Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, будь то школа, общение со сверстниками или даже привыкание к новому расписанию, – истощает его.

Считайте, что вам повезло, если ваш ребёнок готов рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или на следующий день. Ведь некоторым, чтобы «созреть», требуются дни и даже недели.

Если вы действительно хотите помочь ребёнку на его пути к получению знаний, обратите внимание на следующие вещи: когда он испытывает прилив энергии, а когда у него наступает спад и какой предмет дается ему труднее всего, а какой – легче? Не устанавливайте слишком жестких временных рамок, не торопите ребенка – он от этого будет только теряться.

Будьте готовы к тому, что ваш ребёнок:

  • может попросить вас посидеть с ним, пока он делает уроки;
  • захочет сначала перекусить и побыть в одиночестве;
  • лучше справится с заданием, если будет время от времени прерываться;
  • захочет сначала отдохнуть

Ребенку следует делать уроки в спокойной обстановке, где его ничто не отвлекает, а все необходимые материалы под рукой. Также ребенок должен иметь возможность в любой момент перекусить. Если ребенок не хочет делать уроки, спросите, что случилось и чем вы можете ему помочь.

Задавайте наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку глубже разобраться в теме, но не делайте всю работу за него.

Помогите ребенку составлять позитивные внутренние монологи: «Я могу это сделать» , «Я справлюсь с этим шаг за шагом» , «Сегодня я знаю больше, чем вчера» .

КАК БЫТЬ УЧИТЕЛЮ?

Очень важно поговорить с преподавателем об интроверсии вашего ребенка. Это поможет педагогам правильно истолковывать его поведение.

Кроме того, преподаватель сможет быстрее помочь ему наладить взаимодействие с остальными детьми.

Преподавателям, в свою очередь, не нужно ошибочно полагать, что дети-интроверты редко высказываются на занятии, потому что им неинтересно или они не знают материал. Бросая все силы на борьбу с шумными и неугомонными экстравертами, ни в коем случае не забывайте про тихих и незаметных интровертов, ведь они в это время на самом деле весьма внимательны и сосредоточены, просто предпочитают больше слушать и наблюдать, а не активно участвовать.

Обязательно хвалите ребенка, когда он проявляет даже небольшую активность – это приободряет его и придает ему сил и уверенность в себе. Настоящим успехом будет, если вы сможете создать такую атмосферу в коллективе, при которой каждого участника группы вы будете поддерживать все вместе.

Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя услышанным.

Также учителю важно помнить: интроверты любят глубоко исследовать любой предмет и делают это очень добросовестно. Они очень усидчивы и выполняют львиную долю всей работы в группе. На таких детей всегда можно положиться и они могут стать для вас отличными помощниками при выполнении любого задания.

ЧУТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ И ВЕРА В РЕБЕНКА

Для того чтобы ребёнок-интроверт по-настоящему расцвел, необходима постоянная взаимодополняющая друг друга работа как преподавателя, так и родителя.

Читайте так же:  Как можно сохранить отношения с любимым человеком на всю жизнь

Не забывайте о том, какими выдающимися личностями стали представители мира интровертов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие талантливые люди.

Верьте в вашего ребёнка, будьте с ним рядом и всегда помните: каждый человек уникален. Нет чистых интровертов и экстравертов, есть ваш ребенок, который растет, меняется, воспринимает и отдает. Слушайте, смотрите и будьте чуткими к своим близким.

Автор статьи: Ольга Быкова – преподаватель Юниум по мнемотехнике, эксперт в области права.

Подпишитесь на наш блог

Чтобы не пропустить интересные статьи и последние новости в сфере образования.

Помогите, наш ребенок – интроверт!

Не так давно ко мне за консультацией обратилась пара. Запрос меня несколько удивил:

– Помогите! Нам кажется, что наш ребенок растет интровертом! С этим можно что-то сделать?

Ребенку года три-четыре.

Удивительным мне показалось вот что. С этой парой я уже была знакома – и муж, и жена уже проходили у меня курсы и брали консультации. И оба они самые что ни на есть интроверты. Причем их самих это вполне устраивает!

Образованные, интеллигентные, приятные в общении, порядочные, довольно успешные в социальном и карьерном плане. Им обоим намного интереснее посидеть дома с хорошей книгой в руках, чем пойти на корпоратив или вечеринку к друзьям. Так почему паника, что ребенок сидит картинки разглядывает в книжке и его калачом не заманишь в песочницу к детишкам? Как-то даже закономерным всё выглядит…

Спрашиваю, что, собственно, их беспокоит.

– А как же он будет дальше, в школе, общаться, заводить знакомства? Как потом будет заводить полезные связи и просто дружеские контакты? Ему же это будет очень осложнять жизнь.

– Нам – нет. У нас с общением всё хорошо!

И это говорят интроверты с полным принятием себя. И говорят правду – они прекрасно общаются! И между собой, и с коллегами. И перед малознакомыми людьми не пасуют.

Стали вспоминать, зачем они ко мне обращались несколькими месяцами раньше. Жена училась налаживать и выстраивать хорошие отношения, муж развивал навык невербальной коммуникации. Не обращались они, чтобы «лечиться» от интровертности. Их больше интересовали конкретные навыки и тонкости психологии общения.

УМЕТЬ общаться может любой человек, хоть интроверт, хоть экстраверт. Навыки общения – такие же навыки, как писать, читать, водить автомобиль. Сначала учишься, обретаешь умения, потом тренируешься, потом всё доводится до автоматизма, и ты этого просто не замечаешь – просто пользуешься, просто делаешь.

В конце концов молодые родители решили, что самое главное – научить своего маленького интроверта общаться. А уж это они смогут. Потому что сами умеют. Знания потому и прекрасны, что ими можно делиться!

Подписаться 23

Комментарии

Интроверт — это не социфоб и не социопат. Интроверт — самодостаточнен, ему для принятия себя и проявления своих качеств и черт достаточно самого себя, в отличии от экстраверта, которому нужна толпа, массовка, на фоне которой он себя проявит.

Спасибо за статью, Оксана!

Выяснить это пытаются множество психологов, социологов и нейробиологов во всём мире. Пока безуспешно. Но чем больше проводят исследований, тем становится очевиднее, что мозг экстравертов и интровертов работает по-разному.
Линия разграничения — дофамин. Это нейромедиатор, вырабатывающийся в головном мозге и отвечающий за чувство удовлетворения. В ходе научного эксперимента было установлено, что у экстравертов в состоянии азарта наблюдается сильная активность в области миндалин и прилежащего ядра. Первые отвечают за процесс эмоционального стимулирования, а ядро является частью дофаминовой системы (центра удовольствия).

У экстравертов и интровертов дофамин вырабатывается одинаково, но система поощрения реагирует на него по-разному. У экстравертов процесс переработки стимулов занимает меньше времени. Они менее чувствительны к дофамину. Чтобы получить свою «дозу счастья», он нужен им вместе с адреналином
Интроверты, напротив, слишком чувствительны к дофамину. Стимулы у них проходят долгий и сложный путь в областях мозга. В их системе поощрения главную роль играет другой нейромедиатор — ацетилхолин. Он помогает рефлексировать, концентрироваться на поставленной задаче, плодотворно работать на протяжении долгого времени и чувствовать себя хорошо во время внутреннего диалога.

Ребенок — интроверт

У малышей, как и у взрослых людей можно наблюдать ярко выраженные черты характера, кто-то искриться весельем, жаждой деятельностью (холерики), а кто-то сидит себе, тихонечко занимаясь своей деятельностью (флегматики). Но кроме типов темперамента всех людей ученые делят на экстравертов (люди, нуждающиеся в общении и обществе других людей) и интровертов (люди которые избегают общения).

Интроверты – люди, энергия которых направляется внутрь себя. Они не склонны к открытому проявлению эмоций, скрытны, не делятся с другими своими мыслями и переживаниями. Интроверты с трудом переносят общество, некомфортно ощущают себя в больших компаниях, особенно незнакомых людей. Они не идут первыми на контакт, и даже близкие друзья не всегда хорошо их знают.

Часто мамы бьют тревогу «Как так мой ребенок ни с кем не общается? Что делать?»

А ответ может быть достаточно прост: ребенок интроверт.

Вот несколько признаков такого ребенка:

К общению со сверстниками такие детки не стремятся, часто взаимодействие со сверстниками в тягость.

Не любит пристального внимания к себе. Чувствует неловкость при большом скоплении народа, к примеру на праздниках.

Дети — интроверты чаще всего неуверенны в себе, очень обидчивы.

Такие дети в силу своих особенностей хорошо ладят с цифровой техникой.

Но большая проблема у таких деток возникает в школе. В процессе обучения ребята взаимодействуют друг с другом. Одинокий малыш сразу бросается в глаза и вызывает опасения у педагога.

Да и как не забить тревогу если ребенок один, не имеет друзей в классе, ни чем не интересуется или если его что -то интересует, он не кому не рассказывает об этом. Часто такие дети не идут отвечать к доске или, выходя к ней, не могут сказать и слово.

Что же делать, если ваш ребенок интроверт?

Первое что должен сделать родитель ответить себе на вопрос: «Кому от этого плохо? Вам или ребенку?»

  1. Изучить особенности ИНТРОВЕРТОВ.
  2. Узнать, что нравится ребенку и как он хотел бы делиться информацией с окружающими людьми.
  3. Дать ребенку самому определить, как ему лучше взаимодействовать с вами.
  4. Найти такую деятельность, в которой ребенок чувствовал бы себя уверенно и комфортно. Использовать технические средства (если мы говорим о обучении).
Видео удалено.
Поделиться 2 Сохранить Ещё. Версия для печатиПожаловаться
Видео (кликните для воспроизведения).

Но самое главное помнить, что Интроверсия это не патология и не болезнь.

Ваш ребенок интроверт?

Ребёнок с типом личности интроверт отличается спокойным характером, пассивностью, необщительностью. Таким деткам плохо даётся общение со сверстниками, ведь они очень стеснительны и точно сами не пойдут на первый шаг к знакомству. С другой стороны, дети-интроверты очень мечтательны, они растут творческими натурами, любят рисовать, читать, мастерить. Они погружены в свой внутренний мир.

Признаки того, что ваш ребенок интроверт

Ваш малыш интроверт, если:

  • Шумные компании не для него, он быстро устает от общества и предпочитает одиночество.
  • Он не ищет множество друзей, скорее всего у него один-два друга и ему этого достаточно.
  • Его стеснительность мешает общению с новыми знакомыми, он может не познакомиться с человеком первым, даже если очень хочется.
  • Ему нравятся игры, в которых нужно подумать, поразмышлять.
  • Скорее всего у него есть творческие способности, которые не требуют компании (музыка, рисование, писательство)
  • Ему не нравится, когда кто-то пытается войти на его территорию, он уважает личное пространство свое и чужое и не подпускает к себе людей без причины.
  • Много фантазирует, любит мечтать, смотреть на облака.

Не стоит забывать, что чаще всего чистого интроверта или экстраверта не встретить, скорее у вашего ребенка смешанный тип личности, но какое-то из качеств преобладает над другим.

Лучшие и худшие стороны интроверта

Родителям интроверта повезло тем, что они имеют шанс вырастить гения. Чаще всего выдающиеся художники, поэты, ученные, музыканты — интроверты. Так как экстравертам не всегда хватает усидчивости. Но встречаются часто и амбиверты, дети, которые одинаково имеют качества и того и другого типа личности. У них шанс тоже довольно высокий достичь успеха в творческой деятельности, если они умеют себя организовывать.

Однако самыми собранными будут дети с преобладанием характеристик интроверта: они собраны, имеют внутреннюю силу, продумывают все до мелочей. Для того, чтобы успешные результаты не заставили себя ждать нужно во время выявить слабые стороны ребенка и помочь ему с ними справиться.

Из-за своего типа личности ребенок может максимально не любить общение и стать замкнутым человеком. Они бояться публичных выступлений и высказывать свое мнение. Им тяжело в новом коллективе и они боятся стремиться вверх. Это очень может помешать ему в будущем и первые признаки стоит определить во время нахождения в садике/школе. В этот период происходит социализация у ребенка, самая первая, но самая легкая, так как маленькие детки чаще всего открыты новым друзьям. Пусть воспитатель понаблюдает за его поведением, и если выявит признак необщительности вашего малыша, помогите ему и подскажите как себя стоит вести.

Как воспитывать маленького интроверта?

  • У ребенка-интроверта должен быть свой уголок, в котором он может насладиться одиночеством. Это пространство ни в коем случае нельзя нарушать.
  • Нельзя пытаться переделать ребенка, заставлять его общаться, приводить к друзьям насильно. Таким образом вы подавляете его личность и можете нанести психологические травмы.
  • У интровертов с самого детства выражена любовь к интересным увлечениям. Узнайте, что ему нравится, помогите раскрыть его талант. Пусть занимается тем делом, в котором он будет чувствовать себя уютно и будет открыт к общению.
  • Пробудите у ребенка интерес к книгам и поэзии. Фантазировать интроверты очень любят, им хорошо подходят книги с фантастикой, сказки. Это помогает им развиваться.
  • Если вы хотите помочь ребенку с поиском друзей, то лучше всего отправьте его на кружки по любимому делу. Там ему будет легче освоиться и найти друзей.
  • Если ваш ребенок чем то увлеченно занят, не отвлекайте его по пустякам (помыть посуду, заправить кровать, выпить стакан воды), он это сделает после, но в данный момент его легко вывести себя, так как он любит углубляться в задачу, стоящую перед ним.
  • Интроверт личность ранимая, и криками проблему уж точно не решить. Постарайтесь найти индивидуальный подход. Поговорите спокойно, подберите правильные слова.
  • Хвалите ребенка почаще (не за просто так конечно), им будет приятно, и они будут с большей силой стараться.

Ваш ребенок-интроверт может вас очень порадовать, стать гордостью семьи, главное помнить о том насколько его мир хрупкий. И ни в коем случае не раздавить его мечты и фантазии. Поддерживайте его во всем спокойно и аккуратно и ваш малыш станет поистине счастливым.

Научите интровертов расставлять личные границы, а экстравертов различать эмоции

К детям-экстравертам причисляют общительных малышей, а к интровертам — немного замкнутых, погруженных в свой внутренний мир. Детский психолог Мария Киселёва рассказала «О!», какие есть особенности в воспитании детей разных типов личности.

Ярких экстравертов и интровертов в обществе встречается мало. У обычного человека есть черты, так или иначе характерные для обоих типов личности. Но почти каждый может быть больше склонен к экстраверсии или интроверсии. Определить, к какому типу личности относится ребёнок, можно понаблюдав за ним. Однако если экстраверсию легко определить с ранних лет, то заметить интроверсию получится не сразу.

Считается, что ребёнок-экстраверт очень ярко проявляет свои эмоции, а интроверт проживает чувства в себе. Экстравертам важнее быть в компании, вступать в контакт с другими людьми, а интроверту комфортнее находиться в привычном мире, в безопасном пространстве.

Научите экстравертов различать эмоции

Ребёнок-экстраверт очень сильно ориентирован вовне, поэтому его важно научить обращать внимание на собственный внутренний мир. Нужно развивать его эмоциональный интеллект: говорить о том, что он чувствует, что ощущают другие люди, как правильно различать эти эмоции. Ещё экстравертов необходимо учить социальным навыкам: объяснять, как дружить и общаться, как просить что-то.

Эти дети очень общительные, и они часто не задумываются о безопасности. Экстраверты очень легко идут на контакт, могут заговорить с незнакомым человеком и излишне подробно рассказать ему о себе. Поэтому особенно важно учить этих детей навыкам безопасности.

В этом поможет упражнение «Круги близости». На листе бумаги вместе с ребёнком нарисуйте круг и вокруг него ещё шесть кругов. В центральном круге должен находиться сам ребёнок, а в остальных кругах по мере значимости могут находиться родители, друзья, хобби, знакомые. Это занятие поможет визуально расставить приоритеты в общении.

Ещё у детей-экстравертов есть проблемы в соблюдении баланса сна и отдыха. Они легко перевозбуждаются, поэтому тяжело засыпают. Если родители увидели, что на шумном празднике ребёнок чересчур взволнован, то лучше увести его оттуда. Часто мамы и папы жалуются на то, что дети-экстраверты безответственные и забывчивые: не выполняют домашние дела, забывают принести тетрадки в школу. Если родители в курсе этой проблемы, они могут придумать алгоритм действий, который поможет детям справиться с забывчивостью: можно писать записки с напоминаниями и оставлять их на столе, а иногда просто позвонить и напомнить. Часто бывает, что родители предъявляют требования к детям не по возрасту, поэтому нужно очень хорошо понимать, где ответственность можно возложить на ребёнка, а где ему стоит напомнить о каком-то деле.

Расскажите интровертам о личных границах

Если экстравертам важно объяснять, что у других людей есть личные границы, то детей-интровертов необходимо научить отстаивать собственные. Часто в детском саду воспитатели начинают волноваться из-за того, что ребёнок играет один. В этой ситуации родителям стоит объяснить педагогу, что беспокоиться не о чем, это особенность характера малыша. Такие дети могут отказываться ездить на детские праздники, крупные мероприятия, находиться в шумном классе. Если ребёнок не хочет куда-то ехать, не нужно его заставлять. Интроверты не стремятся стать душой компании, у них может быть всего один друг, которого им достаточно.

Сложнее всего детям-интровертам устанавливать контакты с незнакомыми детьми и взрослыми, здесь им нужна помощь родителей. Ещё они могут бояться выступать на публике. Если родители понимают, что ребёнок хочет выйти на сцену, но боится, стоит для начала попробовать выступить дома, а потом перед небольшим количеством зрителей. Практика домашних выступлений подготовит его к выступлениям на публике, адаптирует к школе и избавит от страха отвечать на уроке перед классом.

Некоторые родители прислушиваются к мнению о том, что экстраверты успешнее интровертов, хотя это абсолютный миф. Круг общения интровертов не очень широкий, но они самодостаточны и успешны в сфере, которую выбрали. Среди интровертов очень много талантливых писателей и учёных: Джордж Оруэлл, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Дейл Карнеги.

Чтобы помочь развить таланты у детей-интровертов, родители должны обращать внимание на то, что они делают с большим интересом и удовольствием. Чаще всего интровертам нравятся более усидчивые занятия: рисование, лепка, шахматы, робототехника. Можно попробовать заняться вокалом. Если они не хотят заниматься каким-то делом в группе, стоит попробовать предложить им индивидуальные занятия — возможно, так дело пойдет лучше.

Все родители хотят, чтобы их дети стали счастливыми, но в погоне за результатом некоторые мамы и папы пытаются навешать на них свои ярлыки успешности. Так, взрослые стараются сделать из интроверта общительного заводилу и яркого оратора, а экстраверта заставляют быть спокойным и усидчивым, но эта переделка не только не пойдет ребёнку на пользу, но может даже навредить. Родители должны научиться обращать внимание на уникальность ещё маленькой, но уже личности.

10 правил общения с ребенком-интровертом

Не такой, как все

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом

Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

    Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комната — идеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).

Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.

Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.

Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.

Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.

[2]

Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.

Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.

Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.

В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.

  • Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»
  • Ваш ребенок — интроверт: 5 признаков

    Это не застенчивость. Есть разница между стеснительностью или сложностями в общении, которые испытывает ребенок, и его темпераментом. Попытки «исправить» интроверта, почаще отправляя его в детские компании и побуждая к общению, приведут только к тому, что он еще сильнее замкнется в себе. Дело в том, что интроверты «перезаряжают батарейки» только в одиночестве, в отличие от своих сверстников-экстравертов, которые восполняют запасы энергии, общаясь друг с другом. Да, и застенчивые дети, и интроверты могут избегать общения, но первые — из чувства тревоги, а вторые — потому что им оно не нужно в таком количестве. Если ребенок в гостях или новой обстановке ведет себя замкнуто, не здоровается и не смотрит на людей, не спешите ругать его за невежливость. Интровертам нужно больше времени, чтобы начать общение, а встреча с малознакомыми людьми забирает много их эмоциональных сил. Можно договориться о шагах заранее: «Мы войдем в комнату, ты поздороваешься, а потом сядешь отдельно и будешь читать свою книжку».

    К вечеру сложного дня, насыщенного событиями, у ребенка-интроверта может случиться настоящая истерика. Это не результат вашего плохого воспитания: у него правда не хватает ресурсов, например, на парк аттракционов, вечеринку в честь дня рождения друга и кукольный спектакль. Предусмотрите несколько «тихих перерывов», в течение которых ребенок сможет посидеть, например, в отдельной комнате, послушать музыку или поваляться в подушках, или выйти на детскую площадку и покачаться на качелях.

    Ваш ребенок будет часто играть один. Но его это совершенно не расстраивает, совсем наоборот! Он получает от таких игр настоящее удовольствие, потому что в это время находится в мире своих фантазий (а воображение у него развито отлично!). Ребенок сам придумывает истории, сюжетные повороты и игровые правила. А вот взаимодействовать с другими детьми (или договариваться с ними о правилах игры) ему сложнее. Вы можете предлагать ему свою компанию, но не обижайтесь, если он откажется. Интровертам тоже нужны друзья: и хотя они предпочитают, чтобы их было не много, зато умеют устанавливать более глубокие и прочные отношения. Так что если вы заметили, что у ребенка, например, в детском саду появился приятель, постарайтесь способствовать укреплению этой дружбы: общайтесь с родителями, приглашайте ребенка к себе в гости или ходите куда-то вместе.

    Ребенок-интроверт с подозрением относится ко всему новому. Часто новый опыт подразумевает незнакомые места или общение с незнакомыми людьми, так что уговорить малыша сходить, например, не в тот театр, где вы часто бываете, а в другой, может быть непросто. Зато в знакомой обстановке и привычных ситуациях ребенку будет комфортно, и он будет больше открыт для общения. Начинайте обсуждать с ним свои планы заранее, говорите, как выглядит место, куда вы отправитесь, как оно устроено, кто там будет, что вы будете делать, когда придете, как надолго останетесь. А еще, прежде чем начать действовать, ребенок все обдумает, обработает информацию, оценит возможные результаты. Это может выглядеть как боязливость, но помогает избегать ситуаций, в которые может попасть импульсивный малыш-экстраверт, решивший, например, проверить, что будет, если искупать кошку.

    Интровертам бывает трудно выражать свои эмоции. Обычно они сначала долго обдумывают все, что их волнует, пытаются сделать собственные выводы, и обсуждать что-то даже с очень понимающими родителями им непросто. Не настаивайте, если ребенок отказывается делиться чувствами или говорить о какой-то ситуации, не давите на него, но предложите обращаться к вам в любой момент, когда он будет готов. А когда это произойдет — конечно, важно отложить свои дела и действительно выслушать.

    Ребенок-экстраверт: как понять и воспитать

    Шумные, подвижные, любознательные, оптимистично настроенные – это дети-экстраверты. Такие мальчики и девочки очень общительны, легко сходятся со сверстниками и взрослыми людьми. Поэтому экстраверты не страдают от недостатка друзей. А еще им и их родителям никогда не бывает скучно. Как определить тип личности сына или дочери, а затем – подобрать метод воспитания? Давайте узнаем.

    Какой он, экстраверт?

    В прошлом материале мы разбирали поведение ребенка-интроверта. Если помните, его отличают спокойствие, мечтательность, малоподвижность, стремление находиться в одиночестве. Ребенок-экстраверт обладает совершенно противоположным набором качеств.

    Ваш отпрыск экстраверт, если:

    [1]

    · Ему сложно усидеть на месте, хочется постоянно двигаться и что-то делать;

    · Он не любит тишину и одиночество, стремится туда, где много людей, пусть даже незнакомых;

    · Постоянно проявляет свои эмоции. Когда ему весело – никого не стесняясь, смеется; когда грустно – плачет, не скрывая слез;

    · Громко и много говорит. Экстраверты – хорошие ораторы, так как не стесняются находиться в центре внимания;

    · Берется за несколько дел одновременно, постоянно пробует что-то новое, но при этом быстро теряет к этому интерес и не доводит начатое до конца;

    · Любит бывать в незнакомых местах, заводить знакомства, постоянно ищет приключений;

    · В свободное время чтению книги предпочтет веселую командную игру во дворе;

    · Способен оставаться активным и жизнерадостным в течение всего дня. Даже к вечеру у него много нерастраченной энергии. Многочасовое общение, занятия в школе, поездка на дачу – все это практически не лишает ребенка сил, он по-прежнему готов к новым подвигам;

    · Любит учиться: общаться с одноклассниками, педагогами, отвечать у доски, привлекая к себе всеобщее внимание, задавать вопросы;

    · Часто озвучивает то, о чем думает – проговаривает мысли вслух.

    По мнению психологов, выявить экстраверта среди детей гораздо проще, нежели среди взрослых. При этом специалисты отмечают, что стопроцентных представителей того или иного типа не бывает, то есть в каждом из нас присутствуют качества экстравертов и интровертов, просто одни превалируют над другими. Это значит, что иногда у вашего эмоционального и активного ребенка-экстраверта могут проявляться особенности тихого и скромного интроверта. Не удивляйтесь и не беспокойтесь – это нормально.

    Быть экстравертом – хорошо. Эту точку зрения разделяет большинство. Оно и понятно, ведь экстраверты легко налаживают контакты с людьми, имеют неиссякаемый энергетический потенциал и ведут активную жизнь, получая от нее удовольствие. По мнению психологов и социологов, именно экстраверты многого добиваются в жизни: становятся любимцами школьных учителей, заводят множество друзей в студенческие годы, а повзрослев – устраиваются на престижную работу.

    Экстравертам можно позавидовать. Однако и у них бывают эмоциональные выгорания, проблемы в общении, учебе и развитии. Причина многих бед кроется в чрезмерной подвижности экстравертов, неумении сосредоточиться на одном деле, брать на себя ответственность за выполнение трудной задачи. Экстраверты часто вспыльчивы. Некоторых чересчур харизматичных экстравертов не воспринимают серьезно. Со всеми этими побочными эффектами экстравертам необходимо научиться справляться еще в детстве, чтобы во взрослой жизни испытывать минимум психологического дискомфорта.

    Родительская помощь:

    · Обеспечьте ребенку должную физическую активность

    Дети-экстраверты в большинстве своем любят спорт и подвижные игры. Поинтересуйтесь у ребенка, какую спортивную секцию он хотел бы посещать. Для домашних игр девочкам подойдут фитнес-мячи, а для мальчиков можно установить в дверном проеме турник.

    · Дайте ребенку простор для творчества

    Если ребенка не манят спортивные активности, возможно, ему захочется заниматься творчеством: рисовать, вязать, вышивать, выжигать по дереву, делать оригами. Помогите сыну или дочери с выбором занятия и не переживайте, если спустя какое-то время интерес к нему ослабеет. Ребенок наверняка найдет альтернативу наскучившему хобби.

    · Подарите ребенку возможность конструктивного общения

    Экстраверты любят говорить, а это значит, что вам придется постоянно вступать с ребенком в диалог, даже если вы устали или вас не интересует тема обсуждения. Не справляетесь с ролью отзывчивого собеседника? Тогда не мешайте сыну или дочери искать таковых в ближайшем окружении. Не одергивайте ребенка, когда он заводит разговор с незнакомым пассажиром в общественном транспорте или с соседкой по лестничной клетке. Просто следите за тем, чтобы это общение не приносило вреда.

    · Помогите ребенку соблюдать распорядок дня

    Расписание, составленное на неделю вперед, поможет ребенку стать более организованным и спокойным. Взбалмошных экстравертов очень важно приучать к порядку с раннего детства.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Эти рекомендации помогут направить энергию ребенка-экстраверта в нужное русло. Почаще интересуйтесь начинаниями и успехами вашего чада, подавайте ему положительный пример и совместно ищите пути решения возникающих проблем.

    Источники


    1. Шереметьев, Константин 100 секретов счастливой любви. Для всех возрастов, на все времена. Таро любви. (+ колода из 78 карт и книга с комментариями). Посланник. Правдивая история про любовь / Константин Шереметьев и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 704 c.

    2. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.

    3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.
    Как найти правильный подход к ребенку-интроверту
    Оценка 5 проголосовавших: 1