Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Архивный метод (анализ продуктов деятельности)

Читайте также:

  1. B. доступні методи лікування
  2. I Дифференциальный метод
  3. I. Метод валентных связей
  4. I. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  5. II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
  6. II. Структурные и персональные методы управления организационными конфликтами.
  7. III. Науково-методичне забезпечення курсу
  8. IV. Изъятие у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию
  9. IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
  10. IV. Методичні рекомендації до написання семінарських занять.
  11. V. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ
  12. V. Методы планирования прибыли.

Самостоятельная исследовательская работа

Темы для рефератов

Тема 3. Психодиагностические методы. Беседа. Интервью. Социометрия.

Тема 2. Психодиагностические методы. Анкеты.

Тема 1. Психодиагностические методы. Тесты.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

1. Тестирование. Определение. Специфика метода.

2. Стандартизация теста. Валидность. Надежность.

3. Достоинства и недостатки метода тестирования.

4. Классификация тестов по разным основаниям.

5. Личностные опросники и тесты.

1. Анкетирование. Определение. Специфика метода.

2. Достоинства и недостатки метода анкетирования.

4. Правила при составлении анкет.

1. Беседа. Определение. Специфика метода.

2. Условия для успешного проведения беседы.

3. Достоинства и недостатки метода беседы.

4. Рекомендации для организации беседы со школьниками.

5. Составление проколов беседы.

6. Интервью. Определение. Специфика метода интервьюирования.

7. Достоинства интервью. Отличие беседы и интервью.

8. Социометрия. Определение. Специфика метода.

9. Использование социометрии при работе с классным коллективом.

1. Развитие тестирования в России и за рубежом.

2. Психодиагностика как отрасль психологического знания.

3. Виды вопросов в анкетировании.

4. Основные понятия и процедуры социометрии.

1. Составить логические схемы базы знаний по темам.

2. Составить анкету из 5 – 10 вопросов для учащихся 6 – 7 классов. Указать:

а) тему анкеты (выбрать самостоятельно);

б) вид анкеты (выбрать самостоятельно);

в) объект и предмет изучения.

Литература

1. Горбатова Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3: Основы психодиагностики.

[3]

4. Психологические тесты. В 2 т. /под ред А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Т. 1, Т.2

5. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учеб-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002.

Глава 4. Архивный метод. Биографический метод.

Анализ продуктов деятельности — такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества. Этот метод исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективный продукт деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях его субъекта.

В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунка, дневниковые записи, школьные сочинения и пр.). При чем, анализируя продукт деятельности, исследователь обращает внимание не только на содержательную характеристику объекта (отвечая на вопрос “что написано, нарисовано и т.д.?”), но и на формальную его характеристику (отвечая на вопрос “как это сделано?”).

Анализ продуктов деятельности широко используется в педагогической психологии (изучая рисунки детей, исследователь получает богатый материал о психических особенностях детей), в исторической психологии, в психологии творчества, в клинической психологии.

Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступают проективные методики и графология.

Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции. Методический прием их заключается в предъявлении испытуемому недостаточного структурированного, неопределенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие обращения к прошлому опыту, приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания.

Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введенЛоуренсом Франком (1939)для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предлагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметыПрименение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чернильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18×24 см. Пять изображений черно-белые, пять — цветные. Нечто вполне им подобное можно получить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой половине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Обследование обычно проводится в два этапа. На первом человеку предлагается рассмотреть каждый лист и описать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напоминает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний, фиксируются особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие именно характеристики изображения обусловили предыдущие
ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т.д.), а также на локализацию значимых деталей по отношению ко всему изображению, на особенности пятна, выделяемые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригинальности ответов по сравнению с известным массивом данных.

Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», аффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных
механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ.

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя.

Графология — метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей человека.

Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 3347 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Известные психологи, внесшие существенный вклад в развитие науки

Анализ продуктов деятельности как метод психодиагностики.

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник» понимаются:

— записи на кино- и видеопленке;

— творческие результаты в разных видах искусства;

— материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»).

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.

Основная трудность приработе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционному и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п.

Метод анализа продуктов деятельности

Метод анализа продуктов деятельности. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей человека, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятельности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности.

Продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными, как это часто имеют в виду, говоря о рассматриваемом методе; они могут быть информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты; областью их существования может быть, в частности, и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя могут быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, приращения к самосознанию и т.п.). Поэтому остановимся на обзорной группировке результатов, продуктов деятельности.

1.Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты деятельности. К этой категории можно отнести:

[2]

• продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, промышленности, народных художественных промыслов 14 т.п. Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который интересующий нас работник вносит в нее в соответствии со своими обязанностями (количество и качество продукции, брак и его особенности)

• созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места;

• составленные документы, деловые записи (например, в предусмотренных на некоторых трудовых постах сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы (если изучается руководитель), планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные программы (если изучаются работники научно-практического профиля) и другие проявления письменной ; речи; заявки на изобретения и пр.;

• результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, картины, шрифты, гравировки и пр.);

• результаты труда по упорядочению вещественных и ИНТА формационных материалов(набранные тексты, если речь * идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.).

2. Функциональные (процессуальные) продукты деятельности. Эта группа продуктов активности человека трудноуловима для объективного изучения, но ее принципиально важно принимать во внимание. К этой категории продуктов деятельности можно отнести:

• общественное настроение в контактном коллективе, создаваемое тем или иным его членом или руководителем (средствами личного примера, генерированием напряженности, конструктивными предложениями, «миротворческими» функциями, «закулисными» интригами и пр.), «психологический климат» в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, отряде и подобном сообществе);

• устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать); акты делового общения (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях), факты активного участия в совещаниях, совещательных органах, акты обмена «я опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и выполнения других педагогических, организаторских функций, новаторские почины (инновации, как ныне модно говорить) и т.д. «V Недооценивать подобного рода результаты деятельности нельзя, поскольку они могут, в частности, создавать полезные (или вредные) социальные эффекты типа своего рода цепных реакций, выходящих далеко за пределы контактного трудового коллектива, и вызывать массовое движение того или иного рода. Хотя, с одной стороны, эти явления характеризуют процесс деятельности, но вместе с тем они могут рассматриваться и как результат, продукт, поскольку являются порождением психики человека;

• приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде, создаваемые в ходе педагогической, организаторской, политической, просветительской, художественно-воспитательной работы. Результатом работы художника-карикатуриста в стенной газете является, например, не только сам рисунок, но и тот социальный эффект, который он производит и на который он, несомненно, и рассчитан. Более того, было бы ошибочным анализировать такого рода случай, не принимая во внимание именно этот эффект, а центрируясь только на самом промежуточном «изделии» — рисунке.

Из сказанного выше становится ясным, что продукты деятельности каждого определенного человека (или группы людей, например, бригады, т. е. коллективного субъекта труда) представляют собой непростую и разноуровневую систему, поэтому первой задачей при построении анализа продуктов деятельности как методики и процедуры является хотя бы предварительное определение этой системы в виде перечня вещественных и функциональных результатов работы определенного человека (или’ производственного коллектива). При этом важно учесть, что сам субъект может отнюдь не четко осознавать, в чем же состоит и как следует определить продукт его труда; во всяком случае и весьма просвещенные, образованные люди часто затрудняются ответить на вопрос о том, что они производят на своем трудовом посту; точно так же и студенты даже старших курсов затрудняются с ответом на вопрос, что они будут именно производить, приступив к работе после окончания вуза («буду заниматься. » — вот типичная форма ответа).

Результативная интерпретация труда довольно детально разработана относительно материального производства, и это отображено в разного рода публикациях, справочниках товароведческого характера. Что касается областей духовного производства, производства научной и художественной информации, услуг, упорядоченности социальных процессов, то здесь представления о результатах труда часто нечетки и не объективированы в каких-то научных текстах. И здесь психологу часто приходится полагаться на себя.

Читайте так же:  Птср (посттравматическое стрессовое расстройство)

Метод экспертного опроса

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Метод экспертных оценок, или экспертизы (иногда — рейтинг, или «метод компетентных судей»). Под этими терминами могут иметься в виду достаточно разнообразные методы, приемы, методики, процедуры движения от незнания к знанию, но общим их признаком (в психологии труда) является преимущественное использование внутренних средств деятельности.

Индивидуальная психологическая экспертиза. Специалист-психолог, используя доступную ему информацию и логические средства, должен построить ответственное заключение (о частном случае деятельности, психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т.д.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка — о неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей; экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является одинединственнй специалист, в то время как объект оценки — не обязательно один человек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций.

Примером экспертного заключения может быть анализ (описание) достоинств и недостатков пульта управления или характеристика своеобразия индивидуальной ситуации выбора профессии человеком, или состояния производственной организации, фирмы. Общие признаки объектов экспертизы — их сложность, многопризнаковый характер, многомерность, сочетание количественно характеризуемых и качественных свойств. Экспертиза может сводиться к своего рода измерению объекта в номинальной или порядковой шкале (подвести под известную категорию и назвать явление, указать на относительную степень выраженности его качеств и его место по отношению хотя бы к одному-двум другим явлениям, качествам).

Единицами деятельности эксперта-психолога в данном случае будут логические действия подведения под понятие или действия конкретизации (поиска или построения частного представления, соответствующего общему понятию или принципу).

Средствами деятельности психолога в роли эксперта являются распознающие или разрешающие алгоритмы (в данном случае
— упорядоченные по принципам линейности или разветвления совокупности предписаний «самому себе», приводящие к решению соответствующих задач). Построение таких алгоритмов — творческая задача для специалиста-психолога. Эти алгоритмы могут быть существенно индивидуализированы (с учетом неповторимого своеобразия личности самого эксперта) и составлять необходимую основу его профессионального мастерства. Надо признать, что в связи с культивированием в обществе идеи так называемых рыночных отношений среди практикующих психологов, как и в свое время среди средневековых мастеровых, появились феномены сдержанности в вопросах обмена опытом и тенденции сокрытия «секретов мастерства», в частности, алгоритмов своей деятельности.

Понятно, что для реализации как распознающих, так и разрешающих алгоритмов при работе с людьми нужно не просто иметь под рукой, но и активно добывать необходимую информацию о сложном предмете экспертизы. Поэтому применение метода экспертизы часто переплетается с применением других методов сбора эмпирических данных (проведением дополнительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов).

Психологический консилиум. В этом случае заключение принимает также один специалист-психолог, но при этом он опирается на согласованное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено — не всегда психолог работает в окружении коллег).

Простейший вариант консилиума — коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профессионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения — добиться максимально согласованного мнения группы экспертов («консенсуса», как ныне модно говорить). Существуют достаточно сложные процедуры организации работы экспертов.

Метод независимых характеристик объекта, или рейтинг. Суть его в том, что психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, будучи непсихологами, могут быть источником сведений, представляющих ценность для психолога. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля, скажем, ткачих, учителей, пилотов, штурманов и т.д. Естественно, что необходимая информация «оседает» в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть «поставщиками» эмпирически обоснованных оценок изучаемых лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких «поставщиков» уместно отнести и их подчиненных.

Вопрос 11. Анализ продуктов деятельности.

Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы — результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А. Н. Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма.

Первый этап предполагает диагностику усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей: подбор названных букв из разрезной азбуки, запись букв под диктовку, списывание их с печатного изображения. Если ребенок заменяет буквы, устанавливается характер замен и степень их постоянства. Диагностическим критерием является и скорость выполнения задания, указывающая на уровень автоматизированности звукобуквенных связей.

На втором этапе оцениваются навыки графического моделирования слова. При этом решаются следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв), их частоты, места в слове, степени постоянства, регулярности. Особую информацию дает сопоставление характера и числа ошибок в разных видах письменных работ.

Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И. Ф. Марковская выделяет особый блок — «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.

Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.

Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.

Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна — Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.

Первая стадия — «каракули» — включает четыре периода. До 18 месяцев — период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования. С 18 месяцев до 2 лет — период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 до 3 лет — период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм. Между 3 и 4 годами появляются попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.

Вторая стадия — «первичные схемы» — возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.

Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.

Читайте так же:  Межличностные конфликты примеры и методы профилактики

Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом — дерево — человек» (Гудинаф — Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Рассмотрим подробнее применение теста «Рисунок человека» в целях диагностики умственного развития. Впервые он был предложен Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей, позднее К. Маховер разработала систему критериев оценки личностных особенностей. С тех пор те и другие критерии пересматривались и дорабатывались различными авторами, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Данные, получаемые с его помощью, требуют дополнительной проверки, но позволяют сразу выдвинуть разумные гипотезы о проблемных зонах в развитии ребенка.

В инструкции психолог просит ребенка нарисовать человека как можно лучше, так, как он умеет (даже если получится не очень хорошо). При анализе рисунка с целью оценки умственного развития следует учитывать, что его особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к психологу и т.д. Для повышения достоверности выводов рекомендуется сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях.

Экспериментально установлено, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования, поэтому с возрастом испытуемого надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка, снижается. С другой стороны, надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях с возрастом увеличивается.

При оценке умственного развития учитывают два основных показателя — «наличие основных деталей» и «пластичность — схематичность» рисунка.

По наличию основных деталей нормальным считается:

· для 6 лет наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног;

· для 7 лет — руки и ноги должны изображаться двойными линиями, должны быть пальцы (количество неважно), шея, волосы (шапка), одежда (хотя бы предельно схематично);

· в 8 лет — появляются уши;

· с 9 лет — ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо детали (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием другой, относящейся к следующему возрасту, но не дополнительными, необязательными деталями (пупок, пуговицы).

Пластичность рисунка (свидетельствует о высоком уровне умственного развития даже при отсутствии каких-либо деталей, обязательных для данного возраста) — это, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей, изображение: части тела переходят одна в другую без четкой границы, имеется попытка передать реальную форму тела (может быть, и не очень удачная), ноги фигуры в брюках или без одежды сходятся наверху в одну точку.

Схематическое изображение — это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между ними отчетливо видны (особенно между шеей и телом, между плечом и рукой — и шея, и руки как бы приклеены к телу). Такое изображение типично для детей до 7 лет, позднее оно квалифицируется как отражение общей или частичной инфантильности либо, напротив, интеллектуализма — раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы.

В промежуточном между схематическим и пластическим изображением рисунке некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы, а другие как бы «приклеены»: например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой рисунок типичен для детей 7—9 лет, а начиная с 10 может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления.

Использование рисунка как проективной методики в целях отбора в коррекционные учреждения ограничено и затруднено его низкой дифференциально-диагностической разрешающей способностью, но применение его как вспомогательного исследовательского метода, безусловно, оправданно.

При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.

Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А. В. Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом де-фицитарности пространственных представлений — базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).

При исследовании пространственных представлений с помощью рисуночных проб и письма принципиальным условием является их выполнение поочередно обеими руками. Использование бимануальных проб по информативности приближается к тахитоскопическому эксперименту, а пренебрежение ими — к неправильной оценке возможностей испытуемого, подчеркивает Семенович. (Тахитоскоп — прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время.)

Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете, а в детстве — его незнакомость. В связи с этим в исследовании процессы копирования проводятся на абстрактных фигурах, при этом по результатам деятельности анализируются стратегия восприятия и стратегия копирования.

Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея — Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9—10 годам появляется полноценное выполнение теста.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.

Читайте так же:  Деменция - что это такое симптомы, диагностика и лечение патологии

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Анализ продуктов деятельности

Читайте также:

  1. Arudha этого дома — то, как энергии дома проявляются материальными аспектами деятельности, которые являются воспринимаемыми.
  2. III Анализ произ-ти труда(ПТ)
  3. III и IV нейроны слухового пути. Третьи и четвертые нейроны слухового проводящего пути. Ядра слухового анализатора. Признаки поражения слухового пути.
  4. IX.2.1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СИСТЕМЫ
  5. SWOT-АНАЛИЗ
  6. SWOT-анализ предприятия
  7. Автоматизация технологических процессов. Анализ и синтез механизмов.
  8. Амортизационные отчисления. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации
  9. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
  10. Анализ абсолютных и относительных показателей состояния дебиторской и кредиторской задолженности
  11. Анализ АИР методом основной гармоники.
  12. Анализ АИТ методом основной гармоники.

В отечественной психологии термин «анализ продуктов деятельности» принят для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей испытуемого по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности – деятельности.

Виды продуктов деятельности:

материальные, материализованные, документально фикси­рованные: продукты промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.п.; созданные инструменты, приспособления и т.п.; составленные документы, деловые записи, распоряжения, приказы, планы, отчеты и другие проявления письменной речи; результаты изобразительной, графической деятельности;

функциональные (процессуальные): «психологический климат» в группе, создаваемый тем или иным ее членом или руководителем; устные выступления на совещаниях, доклады, лекции, акты делового общения, акты обмена опытом, консультирования и т.д.

В соответствии с целями и конкретными приемами реализации, в методах анализа продуктов деятельности выделяются:

биографический метод – изучение особенностей жизненного пути одной личности или группы людей;

контент-анализ (анализ содержания) – подсчет частоты появления в документе определенных элементов (таких, как: слово или символ; суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение) и формирование психологических выводов по соотношению этих частот. Контент-анализ используется также при обработке аудио- и видеозаписей, результатов применения проективных тестов, материалов бесед и т.д.

проективный метод – «промежуточный» по своему статусу метод между тестированием и анализом продуктов деятельности. Это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Под проекцией здесь понимается наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами, переживаниями, эмоциями других людей или перенос этих качеств на какой-либо предмет. Отличительными признаками проективных методик являются: неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных» (например, методика Роршаха, тест тематической апперцепции, методика «Дом–дерево–человек» и др.).

| следующая лекция ==>
Тестирование | Эксперимент

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2096 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Анализ продуктов деятельности

Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы – результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А.Н. Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма.

Первый этап предполагает диагностику усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей: подбор названных букв из разрезной азбуки, запись букв под диктовку, списывание их с печатного изображения. Если ребенок заменяет буквы, устанавливается характер замен и степень их постоянства. Диагностическим критерием является и скорость выполнения задания, указывающая на уровень автоматизированности звукобуквенных связей.

[1]

На втором этапе оцениваются навыки графического моделирования слова. При этом решаются следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв), их частоты, места в слове, степени постоянства, регулярности. Особую информацию дает сопоставление характера и числа ошибок в разных видах письменных работ.

Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И.Ф. Марковская выделяет особый блок – «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.

Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.

Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.

Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна – Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.

Первая стадия – «каракули» – включает четыре периода. До 18 месяцев – период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования. С 18 месяцев до 2 лет – период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 до 3 лет – период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм. Между 3 и 4 годами появляются попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.

Вторая стадия – «первичные схемы» – возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.

Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.

Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Рассмотрим подробнее применение теста «Рисунок человека» в целях диагностики умственного развития. Впервые он был предложен Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей, позднее К. Маховер разработала систему критериев оценки личностных особенностей. С тех пор те и другие критерии пересматривались и дорабатывались различными авторами, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Данные, получаемые с его помощью, требуют дополнительной проверки, но позволяют сразу выдвинуть разумные гипотезы о проблемных зонах в развитии ребенка.

В инструкции психолог просит ребенка нарисовать человека как можно лучше, так, как он умеет (даже если получится не очень хорошо). При анализе рисунка с целью оценки умственного развития следует учитывать, что его особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к психологу и т.д. Для повышения достоверности выводов рекомендуется сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях.

Читайте так же:  Цели и функции сказкотерапии для дошкольников

Экспериментально установлено, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования, поэтому с возрастом испытуемого надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка, снижается. С другой стороны, надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях с возрастом увеличивается.

При оценке умственного развития учитывают два основных показателя – «наличие основных деталей» и «пластичность – схематичность» рисунка.

По наличию основных деталей нормальным считается:

  1. для 6 лет наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног;
  2. для 7 лет – руки и ноги должны изображаться двойными линиями, должны быть пальцы (количество неважно), шея, волосы (шапка), одежда (хотя бы предельно схематично);
  3. в 8 лет – появляются уши;
  4. с 9 лет – ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо детали (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием другой, относящейся к следующему возрасту, но не дополнительными, необязательными деталями (пупок, пуговицы).

Пластичность рисунка (свидетельствует о высоком уровне умственного развития даже при отсутствии каких-либо деталей, обязательных для данного возраста) – это, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей, изображение: части тела переходят одна в другую без четкой границы, имеется попытка передать реальную форму тела (может быть, и не очень удачная), ноги фигуры в брюках или без одежды сходятся наверху в одну точку.

Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между ними отчетливо видны (особенно между шеей и телом, между плечом и рукой – и шея, и руки как бы приклеены к телу). Такое изображение типично для детей до 7 лет, позднее оно квалифицируется как отражение общей или частичной инфантильности либо, напротив, интеллектуализма – раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы.

В промежуточном между схематическим и пластическим изображением рисунке некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы, а другие как бы «приклеены»: например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой рисунок типичен для детей 7-9 лет, а начиная с 10 может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления.

Использование рисунка как проективной методики в целях отбора в коррекционные учреждения ограничено и затруднено его низкой дифференциально-диагностической разрешающей способностью, но применение его как вспомогательного исследовательского метода, безусловно, оправданно.

При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.

Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А.В. Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности пространственных представлений – базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).

При исследовании пространственных представлений с помощью рисуночных проб и письма принципиальным условием является их выполнение поочередно обеими руками. Использование бимануальных проб по информативности приближается к тахитоскопическому эксперименту, а пренебрежение ими — к неправильной оценке возможностей испытуемого, подчеркивает Семенович. (Тахитоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время.)

Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете, а в детстве – его незнакомость. В связи с этим в исследовании процессы копирования проводятся на абстрактных фигурах, при этом по результатам деятельности анализируются стратегия восприятия и стратегия копирования.

Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея – Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9-10 годам появляется полноценное выполнение теста.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.

Источники


  1. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.

  2. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.

  3. А. Пятина Я верю в любовь / А. Пятина. — М.: Эксмо, 2012. — 992 c.
  4. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
  5. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.
Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here