Как различают активное и пассивное воображение в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Как различают активное и пассивное воображение в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

1. Понятие «воображение», его виды и формы проявления

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты — отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Читайте так же:  Как снять стресс

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазий называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из «Женитьбы» выбрать жениха из четырех претендентов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась». Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации — наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

[3]

. профессор, член экспертного совета ВАК Российской Федерации по педагогике и психологии. … 1.3. Трудовой коллектив и его развитие. 1.4. Социально-психологические феномены.

В дни фестиваля я познакомился с доктором Споком, провел с ним много времени, обсуждая различные проблемы педагогики и психологии.

Барабанщиков А. В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2115 «Нач. воен. обучение и физ.

*Психология и педагогика / Сост. … • проективные методы, основанные на выводах психологической науки о том, что субъект сознательно или неосознанно переносит.

* Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. В.В. Богословский и др. … ** Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986.

**Психологический словарь. — М.: Педагогика — Пресс, 1996. … Организационное поведение базируется на исследованиях экономической психологии и экономической социологии, однако.

• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии

Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. . bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/2.htm.

М. Н. ФИЦУЛА, Р. М. ХМУРИЧ, преподаватели кафедры педагогики и психологии педагогического института.

16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

2. Произвольное (или активное) — пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются:

а) воссоздающее процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

б) творческое более сложный процесс — это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

3. Мечта — своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

Читайте так же:  Боюсь рожать

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Как различают активное и пассивное воображение в психологии?

Воображение — сложный психический процесс, присущий только лишь человеку и заключающийся в создании новых образов на основе пережитого человеком опыта.

Каким оно бывает и в чем заключаются его особенности и функции для человека?

Определение и примеры принципа детерминизма вы найдете в нашей статье.

Активное, иначе называемое преднамеренным, воображение — это сознательное работа человека с созданием новых образов.

При этом производится намеренная работа с преобразованием какой-либо информации для реализации вполне определенной цели.

Человек не утрачивает связь с реальностью, не теряет временных связей, а, используя свой накопленный опыт, стремится получить некий результат, который в исходный момент времени еще не известен ему самому.

Также, как правило, он не знает, когда именно и на чем остановится этот творческий процесс до тех пор, пока не получит удовлетворяющий его потребностям результат.

Активное воображение представлено следующими подвидами:

    Воссоздающее. Также оно называется репродуктивным.

В данном случае человек конструирует новые образы, исходя из переданной ему извне информации.

Это может быть словесное сообщение, условные знаки, схематические планы, описание местности и т. п.
Творческое или продуктивное. Данный вид тесно связан с памятью. Используется он в ситуациях, когда на основе полученного опыта человеку требуется создать продукт мыслительной деятельности, не имеющий прежде аналогов, не встречающийся ранее — то есть, создать принципиально новый образ.

  • Антиципирующее. Оно уходит корнями в приспособленческие механизмы головного мозга. Конечная его цель — предвосхищение будущего на основе имеющейся на данный момент информации. Также оно напрямую связано с инстинктом самосохранения человека. Благодаря ему человек может планировать определенные шаги на пути к цели, предвидеть последствия своих поступков. Соответствие прогнозируемой воображением информации напрямую зависит от опыта человека в той или иной ситуации, от полноты представленной информации и прочих факторов.
  • Мечта. Данный вид часто рассматривается как отдельный. Мечта — это создание образов желаемого будущего. При этом мечта может рассматриваться, как стратегическое направление, определение человеком цели в жизни.
  • Однако отличительной особенностью мечты является неопределенность шагов к ее реализации.

    Воссоздающее

    Его легко проиллюстрировать в следующей ситуации — человеку, впервые находящемуся на какой-то местности, объясняют, как проехать к требуемому пункту. Соответственно, ему приходится при помощи воображения воссоздавать примерную картину местности.

    Также достаточно ярким его примером является создание образов при прочтении художественной литературы — внешнего вида героев, описания места действия и т. п.

    В практической деятельности воссоздающее воображение включается при пользовании схематическими планами, инструкциями, алгоритмами к выполнению того или иного действия.

    Творческое (продуктивное)

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Композиторы, художники, писатели в процессе своей деятельности прибегают к использованию продуктивного воображения. Они не просто передают, копируют реальность, а создают принципиально новые образы и их сочетания.

    Также невозможно представить работу ученых без творческого воображения. Проработка теорий и гипотез требует принципиально новых подходов, взглядов на привычные нам вещи, создания абсолютно новых понятий.

    Огромное значение творческое воображение играет в конструкторской работе, где часто необходимо изменить различные технические характеристики в таком случае, когда все известные подходы не дают желаемого результата.

    Антиципирующее

    Примером может являться боязнь человека пройтись по краю крыши высотного здания, когда в сознании человека создаются негативные образы падения — в результате неаккуратного шага, головокружения.

    Одновременно возникают картины возможных увечий, связанной с ними боли и даже страх смертельного исхода.

    В результате человек отказывается от опасной прогулки, что потенциально может сохранить ему жизнь.

    Однако проявляется антиципирующее воображение не только в экстремальных ситуациях. Важнейшая его функция — предвидеть непосредственное будущее.

    Человек заранее «примеряет» последствия того или иного действия, которое он может совершить и в соответствии со своими представлениями выбирает наиболее приемлемый для него вариант.

    При этом часто возникают ситуации, при которых у человека не хватает собственного опыта для принятия правильного, по его мнению, решения. В такие моменты и включается антиципирующее воображение.

    При помощи мечты человек строит свою конечную жизненную цель, не вдаваясь в подробности шагов для ее реализации.

    Тем не менее, мечта может рассматриваться, как некое стратегическое направление в деятельности, как путь к стремлению.

    Например, мужчина мечтает о создании семьи, покупке дома и автомобиля, однако не знает, когда и как это произойдет.

    Однако он стремится к повышению по карьерной лестнице, чтобы заработать на дом и авто, пытается найти девушку, которая вызвала бы у него искренний интерес — в таком случае это можно назвать мечтой-планом. Она имеет сознательную природу, задавая направление всей деятельности.

    В некоторых же случаях мечта носит защитный психологический характер, являясь замещением реальной деятельности.

    При этом человек, вместо того, чтобы предпринимать реальные шаги к достижению цели, все больше погружается в мечты, не имея представления, как он будет их осуществлять, таким образом уходя от реальности.

    Под пассивным (непроизвольным) воображением подразумевается такое возникновение образов, которое не требует от человека сознательных усилий.

    При ослабленном сознательном контроле они возникают сами собой, без волевого усилия человека.

    В истоке их возникновения не стоит логическая связь и осознание человеком реальной действительности.

    Возникающие пассивные образы часто служат отражением его внутреннего состояния, страхов, стремлений, желаний, говорят о личностных потребностях индивидуума.

    Непроизвольное воображение часто не подвергается логическому осмыслению, часто представляя собой совмещение абсолютно противоречивых образов.

    Также нередко составляет сложность его вербализации после переживания, поскольку такие образы часто являются символическими, абстрактными и непонятными другим людям.

    Управляется пассивное воображение двумя основными принципами:

    1. Каждый аффект стремится к сохранению, преувеличивая субъективную логическую ценность представлений. Таким образом у веселого человека чаще будут возникать позитивные образы, а у печального — наоборот, грустные.
    2. Человек стремится сохранить приятные переживания, а, значит, и приятные возникшие образы.
    Читайте так же:  Смысл жизни человека

    Часто пассивно возникшие образы не привязаны ко времени. Таким образом, наблюдающий их человек также теряет ощущение времени.

    Пассивное воображение делится на два подвида:

    • непреднамеренное. Включает в себя галлюцинации, сновидения и грезы. Возникают сами по себе, без волевого участия человека;
    • преднамеренные — гипнотические состояния, вызванные другим человеком.

    к содержанию ↑

    1. Сновидения. На шкале произвольности они занимают самую дальнюю от осознанности позицию. Часто в сновидениях нам являются причудливые образы и странные сюжеты.

    Тем не менее, они имеют значение для регуляции психоэмоционального состояния человека, так как являются не только отголосками ранее услышанного и увиденного человеком, но и представляют собой очень глубоко переработанный психикой материал.

    Грезы. Грезы, как и мечты часто являются уходом от реальности с той разницей, что мечты направлены в будущее, а грезы замещают собой настоящее. К примеру, школьник, обиженный товарищами, может представлять, как он мстит обидчикам. В этом случае возникающие образы будут представлять собой альтернативную реальность, приносящую школьнику некоторое удовлетворение, но одновременно уводящие его от реального состояния дел.

  • Гипнотически состояния. Чем глубже гипнотический транс, тем меньше внимания человек уделяет внешним раздражителям, тем меньше настоящая реальность значит для него. Также может изменяться субъективное ощущение времени, возникать отрицательные галлюцинации — когда человек не видит реальных предметов. Сохраняется только лишь связь с гипнотизером, наводящим транс. Гипнотический транс довольно часто используется в психотерапии.
  • Галлюцинации. Галлюцинации обычно возникают у людей с врожденным физиологическим поражением головного мозга, в результате черепно-мозговых травм, вирусных инфекций, а также приема психотропных веществ. Часто воспринимаются, как подлинная реальность.
  • к содержанию ↑

    Как взаимосвязаны и как их различают?

    Главное различие активного и пассивного воображения заключается в том, что при первом для возникновения образов используется волевое усилие человека, они контролируются сознательной деятельностью. Во втором случае возникновение образов спонтанно, оно не управляется сознанием.

    Общая природа активного и пассивного воображения хорошо видна на примере детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте детям тяжело контролировать свое воображение.

    [2]

    По этой причине они могут играть в сюжетно-ролевые игры не более 10-15 минут, отвлекаясь на внешние раздражители.

    Со временем контроль над образами усиливается, дети дольше сохраняют вовлеченность в одну сюжетную игру, обучаясь контролировать свои представления и фантазии.

    Активное и пассивное воображение играют важную роль в деятельности человека, обеспечивая эмоциональное равновесие, позволяя выполнять творческие задачи, планировать действия и ориентироваться в нестандартных ситуациях, открывая возможности для приобретения нового опыта.

    Об активном и пассивном воображении вы можете узнать из этого видео:

    Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии

    Активное Воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность уже хорошо доказана, о нем мало кто знает, за исключением последователей юнгианства. А многие из тех, кто слышал о нем, считают, что разбираются в нем не настолько хорошо, чтобы применять его на практике.

    В данном разделе этой книги мы исследуем основные концепции Активного Воображения, рассмотрим некоторые примеры и узнаем метод пофазового подхода, который вы сможете применять, занимаясь Активным Воображением самостоятельно.

    [1]

    В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

    В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

    Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.

    Вероятно, самым первым зарегистрированным применением Активного Воображения в его современной форме было видение Юнга, в котором не прозвучало ни единого слова, зато имело место активное взаимодействие между его осознающим разумом и образами, появившимися из его бессознательного. Это было одно из тех событий, благодаря которым Юнг понял, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами.

    «Я сидел за своим столом и снова обдумывал все свои опасения. Затем я позволил себе «упасть» Неожиданно возникло такое ощущение, будто земля, в буквальном смысле этого слова ушла у меня из-под ног, и я полетел в черную пропасть. Я не мог избавиться от чувства страха. Но затем, пролетев не такое уж большое расстояние, я приземлился на ноги, почувствовав под ними мягкую липкую массу. Я ощутил огромное облегчение, хотя и находился в непроглядной тьме. Через несколько минут мои глаза привыкли к мраку, который напоминал, скорее, глубокие сумерки. Передо мной находился вход в темную пещеру. Посреди входа стоял гном с высохшей, словно у мумии, кожей. Я протиснулся мимо него в пещеру и побрел по доходившей мне до колен ледяной воде к другому ее концу, где я увидел сверкающий красный кристалл лежащий на скальном выступе. Я схватил камень, поднял его и обнаружил под ним пустоту. Поначалу я ничего не мог разглядеть, но затем увидел поток воды. Этот поток пронес мимо меня труп молодого светловолосого человека с раной в голове. За ним последовал гигантский черный скарабей, а потом красное солнце поднялось из водных глубин»[13]

    Читайте так же:  Саморазвитие личности как добиться успеха в жизни

    Активное Воображение помогает лучше понять» что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами,представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго

    Хотя Юнг высоко ценил сны, он считал Активное Воображение еще более прямым путем к бессознательному. Разница заключается в следующем: когда вам что-либо снится, вы действительно, получаете сигналы от бессознательного, но ваш осознающий разум в этом процессе не участвует. Когда вы просыпаетесь, осознающий разум может вспомнить сон и задуматься над его значением, но во время самого сна осознающий разум бессилен. С Активным Воображением все наоборот — в этом случае осознающий разум бодрствует. Он осознанно принимает участие в событиях.

    В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

    Любопытно, что, когда человек начинает заниматься Активным Воображением, количество его сновидений резко сокращается. Если вы серьезно относитесь к этому искусству как к особому способу медитации, то вы ассимилируете содержимое бессознательного раньше, чем у него возникнет потребность передать его вам посредством сна. Решение поставленных сновидениями проблем происходит в процессе Активного Воображения.

    Ввиду связи между снами и Активным Воображением, Юнг прописал Активное Воображением людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнете регулярно заниматься Активным Воображением, то обнаружите, что количество ваших сновидений резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами сновидения стали более «сфокусированными». Когда вы решаете ваши проблемы посредством Активного Воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

    Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанномучастии в процессе воображения. Этот, вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения. Вы заводите разговор с другими исполнителями, обмениваетесь точками зрения, вместе отправляетесь навстречу приключениям и, в конце концов, учитесь сами и учите других.

    Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивнойфантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.

    Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.

    Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно, В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.

    Во всех случаях Активного Воображения вы обратите внимание на то, что имеете дело с историей, которая относится к первому лицу: в ней всегда присутствует «я». «Я» иду в определенное место. «Я» вижу образ. «Я» взаимодействую с ним. «Я» должно обязательно там присутствовать, взаимодействовать с другими персонажами, ибо, в противном случае, эго не будет принимать в происходящем никакого участия.

    Воображение не может быть активным,если в спектакле не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие — символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

    Читайте так же:  Характеристика оранжевого цвета в психологии

    Посредством вашего активного участия вы превращаете то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.

    Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Меняются отношения между эго и бессознательным. Если имеет место невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, то эту брешь можно заделать, дополняющие друг друга противоположности можно свести воедино. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «я».

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Активное воображение

    Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.

    Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.

    Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.

    В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:

    • Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
    • Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
    • Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).

    Источники


    1. Маркова, Надежда Ошибки аиста. Только хорошие новости. Неделя за неделей. Пространство рождения. Безопасные роды (комплект из 4 книг) / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 816 c.

    2. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.

    3. Кругляк, Лев Счастье в повторном браке. В центре внимания дети / Лев Кругляк , Инна Брустинова. — М.: Диля, 2015. — 224 c.
    4. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.
    5. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
    Как различают активное и пассивное воображение в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here