Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста

Сегодня мы рассмотрим тему: "Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Повышенная тревожность у детей как проявление проблем в семейном воспитании

Не секрет, что в дошкольный период ребенок испытывает на себе сильное влияние членов своей семьи. Характер их взаимоотношений во многом предопределяет эмоциональное здоровье малыша. Изменения в семейной атмосфере особенно чутко воспринимаются в возрасте пяти-семи лет, когда ребенок уже в состоянии распознать и оценить настроения близких, и в то же время его круг общения пока еще ограничен стенами дома. Именно в этом возрасте многие родители подмечают появление странного поведения, а именно агрессию, конфликтность, замкнутость, тревожность у детей. Откуда все это берется в некогда счастливых и беззаботных малышах? Попробуем ответить на этот вопрос.

Как распознать тревожных детей?

Тревожных детей отличает неуверенность в себе и крайне неустойчивая самооценка. Им присуще постоянное чувство страха, которое не позволяет заявить о себе и своих способностях в окружающем социуме и проявить инициативность. Они довольно послушны, однако всячески стараются избегать излишнего внимания как от посторонних, так и родных.

Формы проявления тревожности у детей

Создание своей системы «ритуальных» действий

Психологи отмечают, что выполнение элементарных механических движений, к примеру, завязывание небольших узелков, перебирание пальцами, рисование ручкой на листе бумаги, позволяет детям регулировать тревожность и контролировать это чувство в момент его усиления. Поэтому подверженные чрезмерному волнению и переживаниям малыши в случае возникновения эмоционально некомфортной ситуации четко следуют своему плану действий. Они просто фокусируются на его исполнении и отвлекается таким образом от своих страхов.

Уход в мир фантазий

Фантазии и мечты отлично помогают пережить сложности, возникающие в реальном мире. Поэтому в случае переживания конфликта, неприятной ситуации и проч. дети начинают фантазировать. Это дает им возможность отвлечься.

Погружение в придуманный мир позволяет тревожным детям снизить градус негативного эмоционального восприятия действительности

Проявление агрессии

В ряде случаев повышенная тревожность может спровоцировать возникновение агрессии. Чтобы взять под контроль свои эмоции тревожный ребенок начинает жить по принципу «чтобы не бояться, надо чтобы боялись меня».

Проявление апатии

Еще одна негативная сторона проявления тревожности – это возникновение апатии. И она, как признают специалисты, пожалуй, более коварна своими последствиями, чем агрессия. Транслируемое ребенком безразличие, порой, излишне нарочито, может сбить с толку родителей и привести к неправильной оценке его эмоционального состояния.

В современном обществе, наверное, чуть ли не каждый человек сталкивался с тем, что постоянно подавляемый стресс и переживания со временем выливаются в какое-либо заболевание. Оно может проявляться как учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, нарушение пищеварения, так и более серьезными симптомами. В таком случае эмоциональное состояние человека поддерживается в норме, а физическое – ухудшается. Это актуально и для детей. Поэтому частые простуды, головные боли, аллергические реакции и проч. могут быть ответной реакцией детского организма на внутренние эмоциональные переживания. Кроме того, дополнительную разрядку ребенку дает значительное снижение требований родителей к нему в момент болезни.

С помощью чего еще можно определить тревожного ребенка? Смотрите в видео ниже:

Влияние семейного воспитания на эмоциональное здоровье детей

В большинстве случаев тревоги и переживания являются следствием возрастных трансформаций, которые переживает ребенок в ходе взросления. И зачастую они носят временный характер. Если своевременно их идентифицировать и деликатно скорректировать, то, как правило, для детской психики они проходят бесследно.

В противном случае, когда эмоциональное неблагополучие ребенка усугубляется и не поддается корректировке, это должно стать сигналом для родителей о наличии серьезной проблемы. Ее причины, в первую очередь, следует искать в своем поведении и выбранных методах воспитания.

Типы семейного воспитания, провоцирующие возникновение тревожности

Гиперопека

Беспрекословное удовлетворение потребностей и выполнение желаний ребенка со стороны родителей может привести к тому, что дорогое чадо вырастет капризным и тираничным. Освобождая его от обязанностей и ставя прихоти малыша во главу интересов всей семьи, взрослые культивируют таким образом в нем чувство собственной исключительности, что в дальнейшем обязательно породит сложности в процессе социализации ребенка. Неумение быть гибким, отзывчивым по отношению к окружающим, их потребностям, может стать причиной возникновения психологического дискомфорта и, как следствие, повышенной тревожности.

Тот же эффект получат родители, постоянно одергивающие и тотально контролирующие каждый шаг своего малыша, а также вводящие чрезмерное количество правил и ограничений.

Ребенок, подверженный излишней опеке, не имеет мотивации к проявлению самостоятельности и отстаиванию собственного «я».

Его превосходство уже и так абсолютно признается близкими людьми. Поэтому любой конфликт с ними, особенно с родителями, будет восприниматься крайне болезненно. А рано или поздно запросы ребенка в условиях вседозволенности будут расти, что неизбежно приведет к столкновению со взрослыми. В этом случае его поступки и поведение будут получать негативную оценку, что может подорвать чувство уверенности в себе. Если такие ситуации будут повторяться в семье регулярно, то возникшее однажды чувство беспокойства утвердится и перерастет в тревожность.

Гиперопеке близок симбиотический тип воспитания, в результате которого у ребенка складываются очень тесные взаимоотношения с одним из родителей. Как правило, к такому типу воспитания предрасположены взрослые, которых также отличает повышенная тревожность и мнительность. Свои страхи они автоматически транслируют на психику детей в ходе установления тесного контакта.

Гипоопекой называется тип воспитания, в рамках которого ребенку со стороны взрослых уделяется минимум внимания. Он предоставлен сам себе и вынужден заботиться о своих потребностях самостоятельно. Имея перед собой пример друзей, у которых в семье отношения складываются противоположным образом, он невольно начинает сравнивать и ощущать себя ненужными. Такие негативные эмоции не могут не отразиться на психике ребенка. Появляется комплекс неполноценности, который может проявляться на протяжении всей жизни.

Читайте так же:  Что делать, как бороться с депрессией, если не можешь найти работу

Безнадзорность

Это высшее проявление гипоопеки. При таком отношении ребенка в семье просто не замечают. В этом случае существует угроза задержки развития или возникновения психических нарушений.

При такой модели взаимоотношений в семье ребенок не получает ни ласки, ни любви. Он растет с ощущением ненужности и болезненно воспринимает частые сравнения с другими детьми, которых родители называют в его присутствии лучшими. Отсюда стремление быть похожим на идеального, по мнению родителей, ребенка.

Постоянный стресс, испытываемый в семье, приносит эмоциональное страдание и заставляет ребенка искать утешение в мире фантазий.

«Ежовые рукавицы»

Тут комментарии излишни. Тотальный контроль, эмоциональное давление, завышенные требования со стороны родителей приводят к тому, что ребенок растет в постоянном страхе. Он испытывает чрезмерное психологическое напряжение, которое сказывается на поступках и действиях и предопределяет характер его эмоционального развития.

«Под грузом неоправданных надежд»

Родители, испытывающие трудности в самореализации, часто пытаются воплотить свои амбиции в детях. В связи с чем на них возлагается повышенная ответственность, не всегда посильная им в силу возраста и эмоциональной незрелости. Чувство несоответствия ожиданиям любимых мам и пап неизбежно рождает внутренние противоречия, которые также могут привести к возникновению неврозов.

«Культ болезни»

В ситуации, когда ребенок имеет хроническое заболевание, вполне понятно стремление родителей предвосхитить желания своего чада и оградить его от беспокойств и выполнения каких-либо обязанностей. Та же модель поведения применима, когда родители пытаются предотвратить угрозу надвигающейся болезни и проявить чрезмерную предупредительность. В связи с этим у ребенка может сложится впечатление, что болезнь дает ему привилегии, он вправе рассчитывать не только на сочувствие и сострадание, но и на всевозможные поблажки. В данном случае родителям важно не перегибать палку и все-таки трезво оценивать ситуацию и состояние ребенка. В противном случае риск вырастить изнеженного, постоянно беспокоящегося за свое здоровье человека очень велик.

Бессистемное воспитание

Бывают семьи, в которых родителям сложно договориться о целях и методах воспитания детей. И каждый из взрослых пытается практиковать свою модель, порой, диаметрально противоположную модели партнера. В результате ребенок не в состоянии понять, что же ему позволительно, а что – нет, кого слушать, а кого – нет. Жизнь в такой полюсной системе также может привести к стрессу и повышенной тревожности.

Заключение

Воспитание детей – тема, над которой можно рассуждать бесконечно, а в итоге так и не прийти к общему знаменателю. Можно долго спорить об эффективности раннего развития, о степени допустимой строгости и любви, об объеме факультативных занятий и просмотре телевизора и прочее. Но все же есть типичные ошибки родителей, которые объективно могут привести к появлению серьезных психических проблем, одна из которых – тревожность у детей. Как отмечают школьные психологи, процент ребят которые испытывают постоянное внутреннее беспокойство из года в год растет. А это значит, что современным родителям стоит более ответственно подходить к воспитанию своих детей и внимательнее следить за их эмоциональным здоровьем.

Управление напряжением, или как уменьшить беспокойство детей

Исследования показывают, что 8-10% детей серьезно обеспокоены. И все это началось еще до того, как тема войны и угрозы биохимических нападений стали предметом обсуждений на детской площадке. У взволнованных детей в 2-4 раза выше риск развития депрессии, а у подростков повышается склонность к токсикомании. Симптомы напряжения раскрываются в детях, начиная с трех лет.

Хорошие новости: неприятности детей могут быть сведены к минимуму, если мы предоставим им здоровые способы обращения со страхами. Исследования показали, что приблизительно 90% всех детей можно помочь, изучая имеющиеся навыки. Есть простые уменьшающие беспокойство стратегии, которые помогут родителям научить своих детей контролировать страх и беспокойство. Представляем вам план перестройки поведения, который вы можете использовать, чтобы помочь уменьшить беспокойство ваших детей в наше нелегкое время.

1.НАСТРОЙТЕСЬ НА БЕСПОКОЙСТВО СВОЕГО РЕБЕНКА

Начните с того, что понаблюдайте за вашим ребенком, посмотрите за ним несколько часов, как он будет себя вести. Например: действительно ли он боится оставаться один, быть в темных или закрытых местах, есть ли у него трудности или он чрезмерно раздражительный, есть ли реакция на запахи, возвращается ли он к образам поведения, которые он уже перерос, разыгрывает ли истерики, снятся ли ему кошмары, бывают ли ночью недержания мочи, внезапный крик, или изменения в привычках еды или сна? Каждый ребенок может выражать беспокойство по-разному, необходимо наблюдать за поведением своего ребенка. Наблюдение поможет вам узнать, как ваш ребенок реагирует на давление жизни.

2. СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ, ЧТОБЫ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ ДАВЛЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА

Следующий шаг должен определить то, что именно вызывает напряжение или беспокойство. Внимательно выслушивайте проблемы и жалобы вашего ребенка. Уделяйте внимание тому, что могло бы вызывать возрастающие страхи. Мог ли ребенок наблюдать слишком грустное освещение какого-то события на телевидении? Его ежедневный график слишком насыщен? Ребенок замечен в действиях, которые выше его способностей?

3. УСТРАНИТЕ ТЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА, КОТОРЫЕ СМОЖЕТЕ

Сокращение даже одной вещи в еженедельной деятельности вашего ребенка может сыграть огромную роль в уменьшении его беспокойства. Это может быть та деятельность, которую вы выберете, но возможно это будет не в интересах ребенка. Сколько занятий вы можете убрать из его графика? Как можете поддержать его?

4. ФАКТОРЫ СТРЕССА — ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ИХ УСТРАНИТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Некоторые факторы стресса находятся вне вашего контроля. Например, вы не можете, как вам хотелось бы, управлять мировыми новостями. Но вы можете управлять количеством освещения этих новостей по телевидению, которое смотрит ваш ребенок. Обратите особое внимание на факторы стресса своего ребенка, затем ограничьте (или совсем выключите), то, что смотрит ваш ребенок.

Читайте так же:  Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний

Контролируйте также свою беседу с супругом, таким образом, чтобы ребенок не подслушивал ваши проблемы. Кроме того, не думайте, что новости не затрагивают вашего ребенка. Исследование выявило, что дети в предподростковом возрасте сильнее воспринимают сводки телевизионных новостей, которые программируют их. И они еще больше тревожатся, если родители не могут объяснить им то, что там показывают.

5. УЧИТЕ МЕТОДАМ, УМЕНЬШАЮЩИМ БЕСПОКОЙСТВО

[3]

Беспокойство — неизбежная часть жизни, но в такое время, как сейчас, оно может быть подавляющим. Вот несколько методов, с помощью которых вы можете помочь своему ребенку справиться с напряжением.

Разговор с самим собой:

Учите своего ребенка управлять мыслями в голове, это поможет ему оставаться спокойным и обращаться с напряжением. Вот некоторые примеры: «Охладись, успокойся», «Я могу это сделать», «Я спокоен и медленно дышу» или «Это ничто, я могу держать себя в руках».

Предложите вашему ребенку закрыть глаза, медленно сделать выдох три раза, затем представить, что он находится в лифте, на вершине очень высокого здания. Он нажимает на кнопку первого этажа и наблюдает, как кнопки на каждом уровнем медленно освещаются, поскольку лифт едет вниз. Как опускается лифт, так и исчезает напряжение.

Попросите, чтобы ваш ребенок нашел точку в теле, где он чувствует наибольшее напряжение; возможно, это его шея, мышцы плеча или челюсть. После этого пусть закроет глаза, и концентрируется на этом месте, увеличивая там напряжение в течение трех или четырех секунд, а затем, пусть позволит напряжению уйти. Делая так, скажите, чтобы он вообразил медленно тающее напряжение.

Визуализируйте спокойное место:

Попросите, чтобы ваш ребенок думал о том месте, в котором он был, и где он чувствует себя спокойным. Например: пляж, его кровать, дедушкина дача, домик на дереве. Когда беспокойство появляется, предложите ему закрыть глаза, подумать о том месте и медленно дышать.

6. УСПОКОЙТЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

В периоды напряжения ваш ребенок должен чувствовать себя под защитой семьи. Именно поэтому хорошей идеей будет провести время выполняя какие-то действия вместе — это поможет ему чувствовать себя в безопасности. Найдите занятие которое может делать вся семья. Например, гуляйте или катайтесь на велосипеде, молитесь или размышляйте, слушайте успокаивающую музыку или смотрите юмористические фильмы. Это также поможет вашему ребенку изучить способы сохранения спокойствия и быть сильным.

Прежде всего, проводите время вместе с вашим ребенком, особенно в эти неспокойные времена. Заверьте его, что у вас всегда есть время для него.

Сейчас жестокие времена для всех, но особенно для наших детей. Если ваш ребенок выражает признаки беспокойства в течение нескольких недель, или, если вы обеспокоены этим, обратитесь за помощью к профессионалу.

Тревожные дети: что делать родителям

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту , является повышенная тревожность ребенка.

Тревожность — повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).

Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна — она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, не испытывать никаких проблем.

Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.

Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности:

1. частое проявление беспокойства;

2. трудности с концентрацией внимания;

3. повышенный тонус мышц на лице и шее;

4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;

5. нарушения сна;

6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);

7. низкая работоспособность;

8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например — смущение даже среди хорошо знакомых людей).

9. напряженный взгляд;

11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног;

12. болезненная реакция на критику;

13. склонность обвинять самого себя;

14. критика окружающих.

Для тревожного ребенка окружающий мир — пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.

По мнению известных исследователей и авторов книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой причиной тревожности является наличие внутриличностного конфликта у ребенка.

К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:

• отсутствие чувства защищенности;

• отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;

• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;

• противоречивостью предъявляемых родителями требований;

• неадекватность предъявляемых требований;

• противоречием между требованиями в семье и школе, детском саду;

Читайте так же:  Психология возникновения, симптомы, признаки и последствия анорексии

• непоследовательность в воспитании;

• предъявление противоречивых требований;

• повышенная эмоциональность родителей;

• постоянное сравнение и приведение в пример других;

• авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;

• материальные затруднения в семье;

• неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);

• негативные требования: например учитель (воспитатель) требует, чтобы ребенок сказал ему, кто баловался, а если не скажет — то тогда он пожалуется родителям, что тот не слушается;

• стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на «картинку» вместо содержания).

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА
по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на определенные утверждения либо «да», либо «нет».

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидания.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15 – 20 баллов.

Средняя — 7 – 17 баллов.

Низкая – 1 – 6 баллов.

Важно отметить, что работа с тревожными детьми и подростками вопрос не двух-трех встреч, она требует продолжительного времени и активного и сознательного включения в этот процесс родителей (если не сказать — коррекцию процесса воспитания в принципе). Основными направлениями в работе с тревожными детьми и подростками являются:

1. работа по повышению и стабилизации самооценки;

2. обучение навыкам саморегуляции;

3. снятие мышечного напряжения.

Отмечу, что в своей практике (думаю многие коллеги меня поддержат) вижу особую эффективность в работе с такими детками методов арт-терапии (от рисуночных методик до сказкотерапии) с элементами телесно-ориентированной терапии. Комбинация этих методов позволяет прорабатывать как эмоциональное, так и физическое напряжение, научить регуляции эмоционального и физического состояния.

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:

— старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;

— избегайте фраз типа «поймешь, когда вырастешь» — знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром — в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому «как надо» или «хорошему» и «плохому» сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять — непонимание порождает тревогу;

— говорите о своих эмоциях и чувствах;

— не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;

— старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви — демонстрируйте это, говорите, однако не «душите» этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;

— отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;

— избегайте употребления слов, унижающих достоинство;

— не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие «по шаблону», попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;

— сведите к минимуму число замечаний;

— не пугайте невыполнимыми наказаниями;

— чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям — это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;

— оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

— совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять — что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях — как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;

[1]

— тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;

— ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;

— по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь — ребенок должен учиться справляться с трудностями — сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);

— предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;

— в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;

— делитесь своими детскими воспоминаниями — в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;

— показывайте ребенку разницу в его достижениях — сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Психология развития

Статья просмотрена: 7730 раз

Библиографическое описание:

Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/ (дата обращения: 26.07.2019).

Читайте так же:  Медитация как способ избавления от депрессии

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М.Прихожан указывает, что тревожность — это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5, c .143].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению А.В.Петровского: “Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [6, c .354].

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [1, c .51].

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения [3, c .46].

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер [4, c 15].

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений.

По мнению психолога М.Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди. » или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я. ».

Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить [3,c.49] .

Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности [2, c .54].

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь — напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детей будет низкая.

Читайте так же:  Как сохранить зрение при рассеянном склерозе

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения [5,c.147] .

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них [2, c .56].

Таким образом, работая с тревожным ребенком, избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не сравнивайте ребёнка с окружающими, чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не заставляйте его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники) и, наконец, не предъявляйте завышенных требований, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Дети с аффективным поведением — М., Просвещение, 1966 — с.48-55.

[2]

Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования — Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 — с.54-57.

Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969

Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 1988 №2 — с.15

Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1994 — 191с.

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990 — 494с.

Похожие статьи

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим.

ребенок, неадекватное спокойствие, ситуация, тревожность, черт личности, ситуация соперничества, причина тревожности, тревожный ребенок, детский сад, повышенная чувствительность.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших.

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного.

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Особенности формирования и коррекции тревожности.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную.

Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, стиль детско-родительских отношений, внутренний конфликт.

Если отношения в семье свободные и доброжелательные, то и сам ребенок будет проявлять спокойствие и уравновешенность.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Проблема детской тревожности в условиях семейного.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей.

Работа школьного психолога с тревожными детьми

К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка.

Источники


  1. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.

  2. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2018. — 176 c.

  3. Мы и наша семья. — М.: Молодая Гвардия, 2017. — 367 c.
  4. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
  5. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.
Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here